Социокультурная роль школьного театра на примере театральной студии 'Арлекино' школы № 213

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,49 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социокультурная роль школьного театра на примере театральной студии 'Арлекино' школы № 213

Содержание

1. Обоснование проблемной ситуации

2. Определение целевой установки

3. Планирование театральной студии "Арлекино" школы № 213

Заключение

Список использованной литературы

1. Обоснование проблемной ситуации

Личность - это продукт культурной, а не биологической эволюции. И можно предположить, что именно общество, а не природа, оказывает на личность максимальное влияние. И социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит опоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. И в принципе треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Но первостепенную роль в становлении личности детей играет такой социальный институт как школа. Образование, как и труд, выступает фундаментальной формой социализации человека и должно содержать все ее основные качества и характеристики. В школе должны, прежде всего, воспроизводиться не собственно школьные "инструментальные" ценности: нацеленность на оценку, послушание, изучение предмета, социальные: понимание прекрасного, самосовершенствование. Потому как динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности.

Поэтому каждая школа в нашей стране должна ставить перед собой цель - формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение. Другими словами, процессы модернизации отечественной системы образования учитывают актуальность перехода от экстенсивного способа простого наращивания количества информации, включенной в образовательные программы, к поиску интенсивных подходов к ее организации.

На данный момент можно сказать, что процесс интеграции учебного и воспитательного процесса в школах Санкт-Петербурга протекает весьма медленно. И это, в первую очередь, связано с низкой заработной платой учителей (отсутствие мотивации и желания оставаться вне рабочее время для общения со своими "подопечными") и большим объемом информации, который предлагается учебным планом. Разумеется, в советское время такая проблема перед педагогами не стояла, но вместе с коренным преобразованием российской экономики необходимо произвести реформацию и в системе образования.

В данной работе представлен пример таких преобразований. В качестве объекта исследования была выбрана школы № 213, которая организовала у себя театральную студию "Арлекино". Автором идеи и организатором проекта выступила педагог (заместитель директора по воспитательной работе) Ильина Марина Юрьевна, которая недавно приступила к выполнению своих обязанностей. По ее инициативе был произведен опрос классных руководителей школы и ее учащихся, в ходе которого были выявлены следующие проблемы:

.Отсутствие организации работы школы во внеурочное время;

2.Отсутствие заинтересованности детей в участии общественных мероприятий.

Причинами появления таких проблемы явились большая загруженность школьников учебной программой, недостаточная квалификация педагогов в проведении послешкольных мероприятий, незаинтересованность родителей в школьном воспитательном образовании своих детей (отсутствие родительских комитетов). Кроме того, учителя ставили на первый план не воспитание и развитие творческих способностей детей, а только усвоение учебного материала.

Для устранения данной проблемы стал необходим поиск таких средств, форм и методов, который бы обеспечил благотворное развитие как учебной, так и внеклассной деятельности. При создании театральной студии учитывались возможности использования средств бюджета школы и возможности дополнительного финансирования проекта со стороны родителей учащихся.

2. Определение целевой установки

Цели проекта:

.Выявление социокультурной роли школьного театра на примере театральной студии "Арлекино" школы № 213;

2.Использование образования данной студии для интеграции учебного процесса и воспитательной деятельности в рамках школы

Выделенные цели обуславливают ряд следующих задач:

2.Изучить опыт других средних учебных заведений Санкт-Петербурга, открывших у себя театральные студии;

.Соединить усилия педагогов и учащихся для реализации поставленных целей;

.Повысить интерес учителей, школьников и их родителей к творческой жизни школы и класса в частности.

Театр и школа, театральное творчество и самовыражение и традиционно-обязательная школьная рутина - явления, казалось бы, несовместимые. Но если в школе после уроков вдруг начинает действовать театр, то жизнь школы постепенно изменяется. А если учителям удается театральные подходы "принести" с собой и на урок, то такая школа вынуждена задумываться о полной перестройке механизма своей работы.

Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная "зона невмешательства" так необходимая для самопроверки, оценке собственного "Я". Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческая деятельность есть "родовая сущность человека", реализуя которую "он преобразует мир" (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

В сфере досуга дети, подростки, более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. В этом смысле особый интерес представляет модель культуротворческой школы, разработанная на кафедре эстетики и этики РГПУ им.А.И. Герцена. Здесь предлагается концепция, ориентированная на становление личности ребенка соответственно идее соотнесенности онто - и филогенеза. И тогда школьный театр развертывается как методика введения ребенка в мировую культуру, которая совершается повозрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественнонаучного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра здесь может рассматриваться как универсальный способ интеграции.

Актуальность создания студии "Арлекино" обусловлена также тем, что во Фрунзенском район нет детских театральных студий, что значительно ограничивает возможности детей и подростков в позитивной культурной реализации творческого потенциала. При учете данных факторов были сформулированы основные идеи проекта:

1.Взаимодействие театра и школы, реализуемое путем органичного включения театральной деятельности в учебный процесс школы;

2.Включение в творческий процесс детей и учителей, формирование школьных театральных коллективов и их репертуара с учетом возрастных особенностей участников, а также содержания учебного процесса;

.Дать возможность творческой самореализации детям и подросткам школы;

.С помощью выездных любительских спектаклей студии повысить эффективность социально-культурной деятельности во Фрунзенском р-не.

Для реализации проекта использовался опыт школы № 255 Адмиралтейского района, которая в своем уставе в качестве основополагающих положений выделяет обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей, формирование общей культуры, организацию содержательного досуга. С сентября 2003 года в школе организовано структурное подразделение - центр дополнительного образования "Школа творчества", работа которого направлена на систематизацию, развитие и повсеместную интеграцию всей внеурочной деятельности школы. В данной школе театрализованные праздники занимают очень важное место, и, как показала практика, это нравится всем: ребятам, которые выступают, ребятам, которые являются зрителями, педагогам, которые помогают ставить спектакли и придумывать костюмы, родителям, которые приходят порадоваться успехам детей. После изучения деятельности "Школы творчества" школы № 255 был спланирован проект.

Перспективное планирование:

Ожидаемый положительный результат:

1.Облегчение взаимопонимания между педагогами и учениками, возникновение между ними полноценной обратной связи и отдачи;

2.Повышение интереса у учащихся и учителей к творческой жизни школы и класса;

.Приобретение положительного опыта всеми участниками проекта и его передача аудитории, в лице которой выступают родители (улучшение обстановки в семье школьников);

.Объединение учащихся и взрослых (педагогов и родителей) общим коллективным делом

Ожидаемый негативный результат:

2.Накопление психологической и физической усталости из-за перегрузки организма в процессе учебной деятельности;

.Непонимание учениками и педагогами необходимости создания театральной студии.

Устранение негативного результата производится посредством характеристик аудитории, как принимающей, так и не принимающей участия в создании проекта.

Характеристика аудитории

Администрация школы (руководство) - директор, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе. Заместитель по воспитательной работе является основным носителем идеи и организатором проекта.

Классные руководители и учителя-предметники - участники и организаторы проекта. Заинтересованы в освобождении часов для занятий внеклассной деятельностью, в посещении курсов повышения квалификации, в улучшении материального положения. Особое место занимают в данном сегменте учителя, преподающие музыку, историю и эстетику.

Учащиеся - участники проекта. Заинтересованы в развитии творческого потенциала, в проявлении амбиций и самовыражения, должны стать равными партнерами в проекте. Это поможет им осознать свою важность и социальную роль в коллективе как своих сверстников, так и в коллективе людей старших их по возрасту, что, в первую очередь, развивает коммуникабельные способности ребенка.

Родители - участники проекта, спонсорская поддержка. Заинтересованы в развитии умственных и творческих способностей детей, в разнообразии их досугового времяпрепровождения, в их защите от негативных факторов окружающей среды.

3. Планирование театральной студии "Арлекино" школы № 213

Настоящий театр (а школьный театр именно таковым и является) - дело, требующее очень глубокого личностного участия. Через него мир открывается в своей целостности, а человек в неповторимости. Именно поэтому глубокое понимание учителем той педагогической действительности, которая существует в данном школьном сообществе, выделение болевых точек, реальных проблем и попытка говорить о них с подмостков школьной сценической площадки сделает театр по-настоящему значимым в глазах тех, кто порождает эту педагогическую действительность, в глазах учащихся школы.

Заместителем по воспитательной работе было проведено собрание всего учительского состава, на котором были выбраны организаторы проекта, но данные люди были связаны не только дружескими интересами, но и профессионально-педагогическими. Каждому из членов организаторской команды был очерчен круг его обязанностей на время осуществления проекта:

.Заместителю директора по воспитательной работе - координация, организация и контроль за всеми этапами реализации проекта;

2.Классным руководителям - проведение классных собраний с целью выявления проблем их учеников, наиболее интересующих их тем, вопросов, доведение до родителей информации о создании школьного театра;

.Заместителю директора по учебной работе - изучить опыт других школ в создании театральных студий и выделить их достоинства и недостатки, обеспечить информационно-методическое и кадровое снабжение проекта;

.Педагогам по музыке, искусству, культуре - выявить среди учащихся заинтересованных в участии в проекте и представить их идеи заместителю по воспитательной работе;

.Педагогам-организаторам и заместителю директора по АХЧ - обеспечить материально-техническое и ресурсное снабжение проекта.

В данном случае подготовительный этап был полностью возложен на заместителя директора по учебной работе. Именно под его руководством осуществлялся сбор материалов, исследовались уже созданные и реализованные идеи и тем самым налаживались контакты с культурными объектами города.

Следующим этапом стало формирование программы будущей деятельности театральной студии "Арлекино" (название студии было выбрано на первом общем собрании учительского состава и одобрено учащимися). В программе были учтены возрастные особенности школьников, творческий потенциал учителей и учителей, пространственные, временные и материальные возможности школы и родителей. Разумеется, участие во всех постановках и идеях студии не является обязательным, классный руководитель с детьми в праве сами выбирать, в каких из них принимать участие, а в каких нет, также они могут подавать и свои идеи в проведении того или иного мероприятия.

Для доведения информации до каждого ученика программа была вывешена на каждом этаже с указанием места, куда можно обратиться со своими идеями, так что любой при желании мог с ней ознакомиться. И уже с начала учебного года родители имели возможность изучить план проведения досуга своих детей. Кроме того, агитация проводилась посредством получения каждым классом памятки о программе театральной студии. Для наглядности работы по реализации целесообразно изобразить в табличной форме.

образование школа театральная студия

План и подготовка деятельности театральной студии "Арлекино"

Этапы проведенияВремя проведенияЦель и задачиМетодФормаСредстваМесто проведенияОрганизаторыПодготовитель-ныйИюль-августИзучение опыта и рекомендаций других школ города, составление совместного плана работы, образование инициативной группы, поиски финансированияОпрос, информирование, вовлечение, деловая беседаСовещание, собрание, консультацииМетодические материалы, живое словоШкольные кабинеты, библиотека, актовый залЗам. директора по УР, творческая группа учеников и учителей, состав педагогов-организаторов Открытие театральной студииСентябрь-октябрьФормирование заинтересованности учащихся принять участие в проектеРазъяснение, информирование, рекламаПраздничное открытие, линейкаНаглядная агитация, живое слово, раздача памятокАктовый зал, рекреации, вестибюльПедагоги по музыке, искусству, литературе, классные руководители, учащиесяОсновные мероприятияНоябрьВыявление творческих способностей учеников и учителейПробы, конкурсы, кастингиСитуационные задачи, игровые формыЗаготовки, художественная литература, импровизацияШкольные кабинеты, актовый залВсе участники проекта, включая родителейКлючевые события студииДекабрь-апрельПредставить результат предыдущих этапов на сценеРепетиции (подготовительные, генеральные) Постановки на сценеЖивое слово, музыкальная аппаратура, костюмы, таланты участников проектаАктовый зал, спортивный залВсе участники проекта, включая родителейЗакрытие студии на летний периодМайПодведение итогоСтимулирование (в том числе, оценками), поощрения участниковПраздник, гала-концертПодарки, оформление зал, фотоафишыАктовый залАдминистрация, классные руководители, учащиеся, педагоги-организаторы, учащиеся, родителиАнализМайАнализ проведенной работыОбобщениеПедагогический советЖивое слово, отчеты, фото - и видеоматериалШкольные кабинеты, приемная директораАдминистрация, классные руководители, старосты классов

Таблица 2.

Материально-техническое и ресурсное обеспечение театральной студии "Арлекино"

РесурсыИмеется в наличииСтатьи расходовСумма, руб. Школьные помещенияКлассные кабинеты, актовый зал, рекреации, спортивный зал, рекреацииУборка помещений_Аппаратура2 музыкальных центра, 6 микрофонов, видеопроектор, телевизор, принтер, фотоаппарат, микшерРасходные материалы3000Канцелярские принадлежности2 стандартных рулона ватмана, фломастеры, цветная бумага, кисти, краски, цветные карандашиРасходные материалы2000Денежные (призовой фонд) Собственного изготовления (подарочные альбомы, открытки и т.п.) Сувениры, книги, дипломы, грамоты4000ДекорацииШкольная мебель--Сценические костюмыСобственного изготовления с помощью родительской поддержкиПокупка сценических костюмов, прокат7000ИТОГО16000

В финансировании деятельности театральной студии используются средства, как бюджета школы, так и средства, полученные при проведении в школе платных дискотек и от родителей учащихся.

Таблица 3.

Информационно-методическое и кадровое обеспечение проекта

Кадровый составЗаместитель директора по ВР Заместитель директора по УР Педагоги-организаторы Подготовительный этап работы, курирование деятельности студии, утверждении плана работы театра на годПедагоги-предметникиРазработка и проведение уроков и внеурочных мероприятий по тематике постановок, разработка идей, творческих заготовокКлассные руководителиВыявление заинтересованности учеников в участии в проекте, организация участия класса в театральных мероприятияхОрганизационно-управленческий составАдминистрация школы, заместитель директора по АХЧКонтроль, диагностика, решение финансовых и материально-технических вопросов, подведение итоговОрганизационно-методический составЗаместители директора по ВР и УР, методические рекомендации учителей-предметниковРекомендации и разработка методических пособий, изложение результатов в работы в форме отчета, поиск новых способов проявления творческой активности учащихся, помощь в проведении и организации театральных мероприятий

Для оценки эффективности деятельности театральной студии могут использоваться различные формы опроса учащихся об их впечатлениях о работе театра, опрос может проводиться как в форме непринужденных бесед, так и в письменной форме. Годовой отчет классных руководителей даст сравнительный анализ уровня заинтересованности школьников до и после создания студии (анализ посещаемости учащимися репетиций и помощь в проведении мероприятий).

Отношение родителей к работе театра выясняется отзывами во время классных собраний или путем анкетирования. Анализ изменения эмоционального и физического состояния учащихся исследуется школьным психологом и методом наблюдения.

Заключение

На примере создания театральной студии "Арлекино" в школе № 213 можно увидеть становление новой педагогической парадигмы, нового мышления и творчества в образовательной сфере. Рождается школа "культуротворческого" типа, строящая единый и целостный учебный процесс как путь ребенка в культуру. Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребенком. И если в ролевой игре, имя которой театр, целью и результатом является художественный образ, то цель школьного театра существенно иная. Она состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы. Начиная эту работу, коллективу школы следует отчетливо понять возможности и место школьного театра в конкретной этой школе, с ее собственными традициями и способами организации учебного процесса. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы не только благое желание энтузиастов, но действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции. Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей и подростков. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция. Театральная деятельность, в рамках которой осуществляется синтез нескольких искусств, способна дать подростку возможность глубинной, свободной самореализации. Создание театральной студии "Арлекино" важно не только для ее потенциальных участников - детей и подростков. Спектакли студии можно показывать в домах ветеранов, социальных домах, на мероприятиях, проводимых муниципальным образованиями Фрунзенского района. Таким образом, социально-культурный эффект может быть достаточно весомым.

Организация культурно-досуговой деятельности участников студии "Арлекино" способствует удовлетворению потребности подростков в творческой самореализации, а именно отражает творческую активность и самостоятельность участников, что позволяет естественно и органично усваивать ценности, нормы, образцы поведения сложившиеся в обществе. Кроме того, работа театральной студии, ориентированная на внешний мир, способна повысить эффективность социально-культурной деятельности в рамках Фрунзенского района.

Список использованной литературы

1.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136с.

2.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие СПб., 1997 - 301с.

.Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в социальном проектировании // Теоретико-методологические проблемы социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. - М., 1986. - 251 с.

.Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр. /НИИ культуры. - М., 1990

.Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга в аспекте цивилизации. М., 1997

Похожие работы на - Социокультурная роль школьного театра на примере театральной студии 'Арлекино' школы № 213

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!