Основные этапы развития допечатной книги

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,75 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные этапы развития допечатной книги













Реферат

На тему

Основные этапы развития допечатной книги

План

Введение

. Понятие «книга», развитие книжного дела.

. Основные этапы развития допечатной книги.

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Понятие «издательское дело» имеет несколько значений, основное из которых (наиболее общее) приведено в энциклопедическом словаре по книговедению: Издательское дело - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет и других видов печатной продукции.

Однако термин «издательское дело» может употребляться как в широком, так и в узком значениях, как в практическом, так и в теоретическом смыслах. Понятия, близкие по содержанию, так или иначе вбирающие многие аспекты издательского дела, - «Книговедение», «Книжное дело», «Библиология», «Книжность».

Основными видами печатных изданий являются: книга, газета, журнал. При этом книга является непериодическим изданием, а газета и журнал - периодическими. Каждый вид печатной продукции имеет свою историю, принципы развития, место в обществе и особенности технологии производства. Самым главным, древним и специфическим продуктом издательской деятельности безусловно является книга.

Главной особенностью книги как продукта человеческой деятельностью является двойственность ее природы: она, с одной стороны, является произведением духовной культуры, а с другой - технологии производства. С одной стороны, книга содержит результат творческого процесса, воплощенный в некоторую форму знания, предназначенную для общественного развития, с другой она - материальный объект, вещь, изготовленный на предприятии, на конвейере, имеющий физические параметры - вес, объем, плотность и др. - и коммерческую стоимость.

Термин «книга» происходит от греческого слова biblio. (Если быть точным, исторически употребление сложилось во множественном числе - «книги»). В исторической ретроспективе в это понятие включалось три значения: 1) произведение как отражение содержания; 2) «сшитые в корешке листы бумаги разного формата в обложке или переплете» как отражение формы (выражение из действующего терминологического стандарта) и 3) части, разделы более крупного произведения, как отражение структуры (например, «Книги Ветхого завета). Последнее значение с течением времени утратилось, и остались две ипостаси книги как явления, обозначенные выше. Характерно, что с древних времен - в разные эпохи, в разных странах, у разных народов и в самых разных культурах - значение термина «книга» полностью совпадают. Это относится и к Древней Греции, и к Древнему Риму, и к еврейской, и к арабской, и к славянской культурам.

1. Понятие «книга», развитие книжного дела

В научной, справочной, художественной, литературе встречается множество определений книги, но до наст. времени нет единого общепризнанного научного определения. Три подхода к определению понятия: по материально-внешней форме, по содержанию и дух. сущности; по составным, учитывающим обе категории (именно ему книговеды отдают предпочтение). Cейчас существует около 300 определений. Книга - это произведение письменности или печати, имеющее любую читаемую знаковую форму (алфавитную, цифровую, нотную), зафиксированную в любом материале (камень, глина, кожа, папирус, бумага и т.д.), выполняющее одновременно ряд общественных функций и адресованное реальному или абстрактному читателюлю.

В эпоху социалистического общества книжное дело характеризовалось в энциклопедическом словаре как "система взаимодействующих и решающих общие задачи отраслей культуры и нар. хозяйства, связанных с созданием и изготовлением книги, ее распространением и использованием. Включает издательское дело, полиграфическую промышленность, книжную торговлю, библиотечное и библиографическое дело". В издании энциклопедического словаря Немировский приводит противоречивые мнения ведущих книговедов по составу понятия "книжное дело": Барсук включал в состав книжного дела редакционно-издательское дело, оформление книги, библиографоведение, статистику печати, библиотечное и книготорговое дело; Динерштейн только деятельность по производству и распространению книг; Беловицкая - способ существования, т.е. процесс и преходящий промежуточный результат существования книги в обществе.

Письменность - система знаков, закрепляющая язык. Древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. Если перелистать историю мировой литературы, то окажется, что все народы так или иначе прошли период «устной книги». Бессмертные поэмы «Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно. Запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки или узелки, которые помогали им. У индейцев Южной Америки такая вещь называлась квипу (кипу) - узелковое письмо (чуть позже разного рода зарубки, заметы, узелки, наконец, рисунки). Изображения в пещерах и на скалах, сделанные рукой первобытного человека, отражают его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это начатки искусства, но одновременно и начатки письменности; здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль.

Основные системы письма.

Древнегреческий, этрусский, латинский языки имели уже алфавиты из 24 букв.

В середине IV века н.э. Месроп Маштоц (362-440) разработал армянский алфавит, который применяется и сегодня. Византийские монахи св. Кирилл и св. Мефодий в 863 г. изобрели азбуку для славянских языков.

В настоящее время народы мира употребляют 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенными считаются алфавиты на латинской основе (26 букв).

Книжное дело в Древнем мире

Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал - бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке, так же как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь. Бумагу китайцы первоначально делали также из бамбуковой массы. В странах Европы предки германцев и славян, если им случалось получить греко-римское образование, удовлетворяли свою потребность в книгах рукописями греков и римлян. Их же многочисленные соотечественники, как показывает этимология слов, обозначающих книгу («библио», «либер», «либро»), удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н.э.

Книги и библиотеки античности

Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. В Клинописной библиотеке, учрежденной царем Ассурбанипалом (VII век до н.э.) хранилось более 20000 глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец царя царей».

Тростник-папирус (Египет, Нил) дал возможность возникновения и расцвета величайшей цивилизации Древнего мира. Папирус был хрупок, поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, получался свиток - первая известная форма книги в мировой цивилизации.Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н.э., после мусульманского завоевания Египта. Почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку. Библиотеки устраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили время за чтением книг. Специально обученные рабы-чтецы, по-латыни их называли «лекторы», а по-гречески «диаконы», читали вслух всем желающим. Самым богатым книжным собранием античности была Александрийская библиотека царей Птолемеев (700000 папирусных свитков). Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Именно из пергамена родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. Предприниматель-рабовладелец, занимавшийся размножением и продажей рукописных книг, назывался по-гречески «библиопола» - книгораспространитель, а по-латыни «либрарий» - книжник. Античные писатели оставили нам множество свидетельств о том, что в эпоху императорского Рима можно было размножить путем многократной переписки 50-100 экземпляров произведения одновременно. В Риме насчитывалось двадцать восемь публичных библиотек.

Книга в эпоху средневековья.

Основным писчим материалом в средневековье служил пергамен. На раннем этапе его иногда красили, обычно в пурпур, писали золотом или серебром. Манера красить пергамен перестала практиковаться лишь в XIII в.

В раннем средневековье основными центрами как производства, так и потребления пергамена были монастыри, а с XIII в. за изготовление пергамена взялись горожане-ремесленники. Они создавали самостоятельные цехи по выделке пергамена. Но все-таки его постоянно не хватало. Вот почему широкое распространение получили так называемые палимпсесты - пергамены, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем написан новый. Инструментом для письма, как и в античности, служили калам и птичье перо - сначала в равной степени, а затем писцы перешли в основном на птичьи перья.

Для разлиновки листа употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые использовали графит.

Первая стадия изготовления книги - выделка пергамена, Затем вторая стадия - разлиновка (использовали циркуль, линейку и грифель). И только после этого за работу брался каллиграф-переписчик. Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов. Это, во-первых, каролингский минускул (строчный почерк). Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие специалисты - миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Мастерами оформления сначала были монахи, но с ХIII-ХIVв. все чаще этим стали заниматься художники-миряне. книга печатное издание письмо

Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга») или вообще без них. Выходные данные иногда приводились в конце книги, в так называемом колофоне. .

Для средних веков характерен был кодекс - книжный блок. Порядковые номера тетради назывались кустодами (от лат. custos - страж). Кустоды заменяли непрактиковавшуюся в ранней средневековой рукописной книге пагинацию - сплошную порядковую нумерацию страниц. В конце каждого листа было принято записывать первое слово следующего листа - это назвалось рекламантом (в печатных книгах XV-XVI вв. то, что прежде называлось кустодой, стало называться сигнатурой, а рекламант - кустодой).

Подготовленные к переплету тетради сшивались в блок на ручном переплетном станке. К концам шнуров на верхней и нижней тетради прикрепляли переплетные крышки.

2. Основные этапы развития допечатной книги

Было бы странным, если бы такое многогранное и сложное явление в истории человечества как книга отсчитывало срок своего развития со времени изобретения книгопечатания. Конечно, в процессе развития человеческого общества в течение тысячелетий формировались и совершенствовались различные способы передачи информации и формы закрепления знания. Задолго до появления письменности информация передавалась в устной форме: новостная - через гонцов, фундаментальная - с помощью представителей интеллектуальной элиты (учителя, религиозные лидеры и др.).

Позднее появились наскальные изображения, положившие начало пиктографическому письму, передающему информацию в виде рисунков. При возникновении первых ремесел появились знаки, выражающие отдельные понятия, так называемое идеографическое письмо. У ряда восточных народов возникла клинопись - изображения штрихов на сырой глине при последующем обжиге в виде табличек. Последние складывались в ящики, каждый из которых и представлял собой книгу. К ящику прикреплялась глиняная табличка с названием произведения и именем автора, а иногда и другими сведениями - нечто вроде современной каталожной карточки. История сохранила любопытные сведения о существовании первых библиотек, содержащих массив таких ящиков и, более того, табличек с перечнем книг - прообразом современных каталогов.

А происходило это уже свыше 10 тысяч лет назад… [Сказанное - не предание, например, еще в XIX веке на раскопках древней ассирийской столицы Ниневии была обнаружена библиотека царя Ассурбанипала (VII век до н.э.), содержащая 20 тысяч глиняных книг, были обнаружены и другие подобные библиотеки с глиняными книгами и каталогами, раскопанные в Египте и в других странах].

Важным элементом книжного дела является материальная основа, на которой наносились письменные знаки. Задолго до изобретения бумаги человечество использовало для этой цели различные материалы. Первым из них была глина. Затем в древнем Египте использовался папирус, изготавливаемый по особой технологии из тростниковых стеблей.

В связи с хрупкостью папируса из него нарезали тонкие листы, склеивали между собой клеем, выделяемым самим растением, и скручивали в свитки, которые затем укладывали в футляры, сопровождая каждый из них названием произведения. Папирусный свиток стал в истории человечества очередной формой книги, причем, как ни странно, самой долго вечной. Первые книги в виде папирусных свитков начали выходить в свет с третьего тысячелетия до новой эры, а последние - в начале XI века новой эры!

Другим распространенным материалом для книг стал пергамен, изготавливаемый из кожи животных и получивший название в честь места, где был изобретен, - государства Пергам. В отличие от хрупкого папируса пергамен нарезался листами, на которые наносился текст с обеих сторон. Листы сшивались в корешке, и получалась книга. Первые такие книги датируются вторым веком новой эры.

В древнем Китае в качестве материала для книг использовались бамбуковые пластины, скреплявшиеся металлическими скобами в виде шторы. Позднее эта же технология была использована при письме по шелку.

В странах Европы книги писали на деревянных пластинах, изготавливаемых из бересты, получившей большое распространение у славян и индусов. Первые берестяные книги датируются IX веком новой эры. Несколько сот «берестяных грамот» найдено на раскопках древнего Новгорода.

Таким образом, уже в Древнем мире человечество создало письменность, что привело к возникновению и развитию рукописных книг. Главное, что книга уже в древности выполняла задачу закрепления и распространения информации - знаний об окружающем мире. [История первых книги первых библиотек свидетельствует о жадном, неистребимом стремлении homo sapiens к культуре и должна вызвать у студентов чувство уважения к прошлому и к своим предкам, что воспитывает такое важное качество для интеллектуальной элиты, как скромность.

Наконец, в 6 веке до новой эры в Китае для изготовления книг применялся лакированный шелк. И эта же страна дала миру бумагу - материал, которому было суждено стать самым значительным в истории книжного дела, вытеснившим все предыдущие. Недаром его назвали «матерью цивилизации».

Бумагу в Китае делали из шелка и бамбуковых волокон; бумага в Европе изготовлялась из пеньки и льна. Родина тряпичной бумаги - Туркестан, откуда она перешла в Сирию, Египет, затем в Европу в III вв. н.э. Позднее появилась технология изготовления бумаги из древесной массы и целлюлозы. После изобретения бумаги начался новый долгий период развития рукописной книги. Писать на бумаге стало удобнее, легче и быстрее. Бумага - более мобильный материал по сравнению с предыдущими, ее легче изготавливать, хранить, переносить, переплетать и т.п. Вопрос чем писать также облегчился и зависел, как и основа для письма, от местности, где создавалось произведение. Люди придумывали настои из произрастающих рядом растений, появились всякие чернила, туши и пр. Качества бумаги как носителя информации обеспечили бурный рост количества рукописных книг, число которых постоянно росло. Появилась профессия - «переписчик», по-разному звучащая в разных странах, но всюду почетная. Более всего, естественно, переписывали книги церковные, в первую очередь, Библию, Коран, Талмуд и др. Затем «по тиражу» следовали «книги бытия» - различные, основанные также на религиозных постулатах, правила поведения людей в быту, жизненные установки, наставления. (В России, например, свод правил поведения городских жителей - «Домострой»). Наряду с этими появляются книги художественного содержания - жизнеописания святых, героические эпосы, «вселенские хроники», рыцарские романы. Знаменитые арабские повести «О Синдбаде-мореходе» и «Тысяча и одна ночь» распространялись в виде рукописных книг и распространялись в Европе в больших количествах копий. Философские сочинения арабских, китайских и персидских авторов пользовались также большим спросом в европейских странах. Стоит особо отметить неистребимый интерес людей в древние и средние века к сохранению книг, осознание их непреходящей ценности с точки зрения фундаментальной культуры, а также как информацию «о себе» для будущих поколений. История сохранила множество примеров, когда во время войн и катаклизмов простые люди, в том числе неграмотные, спасаясь от смерти, наряду с детьми и пропитанием, спасали книги, унося их с собой во время бегства. Есть свидетельства о переписчиках, осознании ими своей миссии. Они сохранились в рукописях переписываемых ими книг, где иногда переписчик вставлял сведения о себе.

Свою историю имеет древняя книга у славян (в Византии и Болгарии) и на Руси. Сначала, после введения христианства, в Киевскую Русь стали поступать рукописные переводные книги из других славянских государств, которые послужили основой обучения в первых учебных заведениях, основанных князем Владимиром Красное Солнышко, просветительское дело которого продолжил Ярослав Мудрый, создав первую русскую библиотеку при построенном им в начале XI века храме Святой Софии в Киеве. Наряду с привозными иностранными и переводными книгами создавались оригинальные издания, вошедшие в сокровищницу русской культуры. К ним относятся книги русских подвижников - «жития» Бориса и Глеба, Мстислава и Ольги, Феодосия Печерского, сборники «Прологи», «Четьи Минеи», «Патерики», энциклопедические сочинения - «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи». Выходят оригинальные авторские произведения - «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, позднее книги проповедника Кирилла Туровского («Слово…», «Поучение…», «Наставление…»), причисленного за свою деятельность к лику святых, наконец, выдающийся литературный памятник - «Поучение Владимира Мономаха».

Среди великих, дошедших до нас произведений, стоит отметить «Изборник Святослава» 1073 года, «Слово о полку Игореве» и книгу первого славянского историка Нестора «Повесть временных лет». С начала XI и до середины XIII в.в. общее число книг на Руси исчислялось сотнями тысяч. Книги не только читались, но публично слушались. Наряду с профессией переписчика существовала профессия чтеца.

Выводы

Чем больше мы углубимся в понятие «книга», рассматривая его с философских позиций, тем больше найдем социально-исторических и других элементов в происхождении, функциях и назначении этого поистине уникального явления. Так, с одной стороны, книга содержит накопленное знание и отражает человеческий опыт, с другой - сама является фактором развития общества, потому что влияет на создание нового знания, укрепляет и совершенствует прогресс, побуждает к открытиям, поискам людей, формирует их мировоззрение и развивает его. Книга имеет и историческую, и современную, и футурологическую ценность. Причем иногда для будущего она имеет большее значение, чем для настоящего. Она является популяризатором знания для массового читателя, формируя общественное сознание, и одновременно продуктом, предназначенным для элиты общества. Книга может быть как средством передачи информации, так и средством развлечения. Как элемент общества книга подчиняется законам диалектики. Так, по закону отрицания она может вскоре после своего появления прекратить существование в социальном ареале, но вновь появиться в нем спустя десятилетия или даже столетия, когда научный или общественный интерес на новом этапе исторического развития вызовет ее к жизни. Этому можно привести множество примеров.

Книга выступает посредником между историей и современностью, между индивидуумом и обществом, между мыслью и действием. Книга объединяет все субъективное и объективное в окружающем нас мире знаний, веры и чувств в единую систему, наполняющую жизнь смыслом существования и развития.

Список использованной литературы

1. Баренбаум И.Е. История книги: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Книга, 1984.-248с.

. Баренбаум И.Е., Давыдова Т.Е. История книги: Учеб. пособие. - часть вторая. - М.: Книга, 1970.-198с.

. Баренбаум И.Е. Полиграфическое и художественное оформление книги: Учеб.- метод. пособие по курсу «История книги». - Львов: Феникс, 1968.-51с.

. Бібліотека, книга, читач: Зб. наукових праць/ АН УРСР, Львів наук. б-ка ім. В. Стефаника. - К.: Наукова думка, 1987.-137с

. Книговедение. Энциклопедический словарь. - М., 1982. - С.193.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!