Королевство Аютая
Королевство Аютая
В
семидесяти километрах к северу от Бангкока находится маленький провинциальный
городок Аютая. Тот, кто впервые оказывается здесь, обычно бывает поражен тем
количеством красно-кирпичных развалин, которыми буквально напичкан город. Ступы
и дворцы, храмы и стены, непонятные руины, остатки крепостных стен, их размеры
и формы, все говорит здесь о том, что это обломки великой цивилизации.
Под новый 1768 г., видимо, в качестве
подарка, бирманские войска внезапно осадили город и разрушили практически до
основания столицу величайшего тайского королевства Аютая. Это, наверное, был
единственный случай в истории, когда в конце XVIII века с землей сравняли одну
из крупнейших мировых столиц, после чего ей уже не удалось возродиться. 800 000
тысяч жителей были уничтожены, угнаны в рабство или оставлены без крова.
Оказались разграблены более четырехсот храмов и монастырей. Все ценное было
вывезено в Бирму. Король пал в сражении. В общем, наступил локальный конец
света в отдельно взятом сиамском королевстве.
Никто
не мог предположить такого исхода четыреста лет назад в 1351 г., когда
коронованный недавно под именем Раматхибоди I, чиангсенский князь У Тонг
основал новую столицу нового королевства. Старую столицу поразила эпидемия
холеры. Он долго искал подходящее место, на какое-то время задержался в
Накхонпатхоме, но в конце концов решил заложить город у слияния двух рек -
Чаопраи и Лопбури. Место оказалось настолько удачным, что Аютая, именно так был
назван город, стала стремительно развиваться. Она оказалась на пересечении
торговых путей Индии, Китая и Японии. А это означало приток денег, товаров и
иностранцев. Все они имели в Аютае свои кварталы. В XV веке появились первые
европейцы - португальцы и голландцы. Пик европейского влияния пришелся на годы
правления короля Нарая, который считался другом Людовика XIV. Город жил,
развивался и богател. В результате получилась очень красивая, многоликая и
самобытная столица.
Аютая
даже заслужила прозвище восточной Венеции. Дело в том, что еще раньше в целях
обороны на севере прорыли канал: город оказался на острове. И, как оказалось,
не зря. Очень скоро начался период практически непрерывных войн с Бирмой. В
середине XVI века центральная и южная Бирма объединились при короле
Добершведхе. При его приемнике, великом полководце Байнауне воинственным
бирманцам удалось дойти до северного Вьетнама и Лаоса. Кроме того, они
предприняли поход в Аютаю и со второй попытки в 1569 году взяли город. Правда,
в этот раз Аютае удалось уцелеть. Город был слегка разграблен, но сохранился.
Захватчики лишь срыли городские укрепления, стены и башни. На трон посадили
послушного, как думали, короля Камарачу, что в переводе значит король кармы.
Под
предлогом защиты от постоянных набегов воинственных кхмеров Камарача стал
потихоньку укреплять город. Он возвел более мощные крепостные стены из кирпича,
модернизировал армию. В течение 15 лет его политика была направлена на восстановление
былого могущества страны. Правда, сам он не мог предпринимать активных действий
против Бирмы, поскольку там, в Рангуне на положении почетного пленника 8 лет
находился его сын - будущий национальный герой Сиама и король Нарасуан. Со
временем последний был отпущен на родину, где стал выдающимся военачальником.
Его даже неоднократно призывали в Бирму для совместных военных операций против
мятежников.
Однажды
он был вновь вызван для подавления восстания в северной Бирме. Нарасуан трезво
оценил ситуацию, увидел, что бирманская столица оголена и, не долго думая,
двинул свои войска на нее. Но сходу город он взять не смог. Пришлось отступать
и давать арьергардные бои. Бирманцы не осмелились углубляться на территорию
Аютаи. Правда, позже был послан экспедиционный корпус, который Нарасуан легко
разбил. В честь той первой победы, кстати, и был возведен Храм великой победы.
Через
некоторое время Нарасуан сменил своего отца на троне. Считается, что именно он
вернул утраченную свободу Аютае, которая в общей сложности была столицей Сиама
416 лет и видела более тридцати королей. Причем иногда у власти оказывались
совершенно случайные люди. Например, храм Ват Рачабурана был построен в честь
воцарения одного из них.
В
1424 г. умер король Индра. У него было три сына. После смерти отца в борьбу за
престол вступили старший Ай и средний И. Младший - Чайнатх ни на что не
претендовал и остался в стороне от борьбы за престол, но именно ему и суждено
было стать правителем Аютаи. Старшие братья решили выяснить, кто будет правителем,
в ходе традиционной дуэли на слонах. Битва произошла на одном из мостов через
многочисленные столичные каналы. В ходе поединка слоны свалились с моста в
воду, и оба наследника погибли под их тушами. Так совершенно неожиданно для
себя Чайнатх стал наследником престола великой державы. Он кремировал тела
своих братьев, похоронил вместе и построил на этом месте гигантскую ступу.
В
1957 г. погребальную камеру вскрыли грабители. Были похищены золотые украшения
и похоронные предметы. Факт мародерства заставил тайское правительство заняться
раскопками всерьез. Тогда здесь и начались серьезные археологические работы.
Перед
тем как в город ворвались бирманцы, маленький отряд в 500 человек под
командованием отважного генерала Таксина пробил брешь в кольце осаждавших и
вырвался из обреченной Аютаи. Через полгода Таксин объявил себя королем, собрал
мощную армию и семь лет спустя смог разгромить бирманские войска. Новой
столицей возрожденного сиамского государства Таксин решил сделать Бангкок, а
вернее Тонбури, - левый берег реки Чаопрая. Но Аютае это уже не помогло. Город
лежал в развалинах, и восстановить его было выше человеческих сил. К тому же
опасность нападения врага все еще была очень велика. Бывшая столица огромной
тайской империи превратилась со временем в обычный провинциальный городок,
улицы которого продолжают удивлять заезжих иностранцев грандиозными руинами
некогда великой цивилизации.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.world.ru/