Проектный метод на уроках 'Технологии' (при изучении раздела 'Лоскутная пластика')

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,87 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектный метод на уроках 'Технологии' (при изучении раздела 'Лоскутная пластика')

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет профессиональной переподготовки

Кафедра технологий и предпринимательства





АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

(при изучении раздела Лоскутная пластика)

Шевцова Любовь Андреевна

Учитель Мокровской СОШ, Можайский район

Научный руководитель:

к.п.н. Прокопец А.Ю.




Москва 2010 г.

Оглавление

Введение

. Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии

1.1Сущность понятия проектной деятельности

1.2 Характеристика проектной деятельности

1.3 Роль учителя при выполнении проекта

1.4 Роль учащихся в выполнении проекта

1.5 Использование проектной деятельности на уроках технологии

2. Разработка и применение проектов на уроках технологии в разделе Лоскутная пластика

2.1 Роль и место раздела Лоскутная пластика в образовательной области Технология

2.2 Применение метода проектов при изучении темы

2.3 Разработка конспектов уроков раздела Лоскутная пластика

2.4 Методические рекомендации

2.5 Оценка выполненного проекта

Заключение

Литература

Введение

«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельные приложения этих сведений» - Л.Н. Толстой.

«...Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способу к сотрудничеству, отличатся мобильностью, динамизмом, конструктивность, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (1, стр.21)

Основной целью образования на современном этапе является улучшение подготовки молодежи к эффективной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Низкая конкурентоспособность молодежи делает ее наиболее незащищенной категорией на рынке труда. Чаще всего это обусловлено несоответствием полученного образования, профессиональным интересом и рыночному спросу, недостаточной квалификацией. Образованный человек в современном обществе - это только и не столько человек вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации. Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для образования возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

Формировали бы не просто умения, а компетенции, т е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения, в практической деятельности;

Были бы приоритетно нацелены на развитее познавательного интереса учащихся;

Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, находящихся в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит методу проектов.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности.

В результате проектной деятельности рождается проект. Проект может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего.(2. с.3.)

В последние годы многие работники сферы образования активно участвуют в проектах.

Необходимость внедрения метода проектов в образование определила тему моей аттестационной работы Проектный метод на уроках технологии.

Объектом исследования является методика обучения на уроках технологии.

Предмет исследования - метод творческих проектов.

Цель работы применение проектного метода на уроках технологии, формирование навыков проектной деятельности в школьном курсе Технология при изучении раздела Лоскутная пластика.

Т. к. проект - это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования. Поэтому задачи данной курсовой работы будут следующие:

. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.

. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.

. Составить планы-конспекты уроков выполнения и защиты проектов.

4. Разработать примерные рекомендации по оцениванию готовых творческих проектов.

В первой главе рассмотрены вопросы:

1. Сущность понятия проектной деятельности.

. Характеристика проектной деятельности.

. Использование проектной деятельности на уроках технологии.

Во второй главе представлены:

. Разработка примерных планов-конспектов уроков по темам: выполнения проектов и выбор темы; защита творческих проектов.

. Также разработаны примерные рекомендации по оценке проектов учащихся при проведении защиты проектов.

. Рекомендации по выполнению творческого проекта по теме: Аппликация из ткани.

В заключении сделаны выводы по проделанной работе.

В приложения представлен творческий проект и презентация к нему. Материал аттестационной работы имеет практическую значимость и может быть использован начинающим учителем технологии для учеников 7 класса, и не только.

1. Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии

1.1 Сущность понятия проектной деятельности

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.(2)

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено.

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

не было учителей, способных работать с проектами;

не было разработанной методики проектной деятельности;

чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

«метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах - США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии - применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

В 90-е гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские; творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные.

Наиболее полное понятие «проектный метод» представлено в исследованиях И.Д. Чечель. По мнению ученого, исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся рассматривается сегодня и как составная часть современных педагогических технологий. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. По мнению автора, цель данной технологии ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. (13.с.7-10.)

Раскрытие сущности проектного метода обучения мы находим в работах В.В. Гузеева. Ученый отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют деятельность.

Другой подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах Г.К. Селевко. Ученый рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий.

Так, Г.К. Селевко этот метод представляет как:

вариант технологии проблемного обучения;

комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;

способ группового обучения;

компонент методики обучения в школе С. Френе;

способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся;

метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени.

Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.

И. П. Подласый считает: что метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.(7, с. 319.)

.2 Характеристика проектной деятельности

При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися осуществляется в процессе выполнения проекта, включением школьников в процессы проектирования, реализации и рефлексии. «Учебный проект» - самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно. (8,240.)

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения. Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности - производственная деятельность, по задачам - обучение и воспитание.

.3 Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

осуществлять и аргументировать выбор;

предусмотреть последствия выбора;

действовать самостоятельно (без подсказки);

сравнивать полученное с требуемым;

объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.

Взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

1.4 Роль учащихся в выполнении проекта

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив. Поэтому логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования.

Содержание познавательно-трудовой деятельности школьников при выполнении проекта можно представить в виде схемы «Этапы проектной деятельности».(8.с.235)

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

. Поиск и анализ проблемы.

. Выбор темы проекта.

. Планирование проектной деятельности по этапам.

. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП

. Поиск оптимального решения задачи проекта.

.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна

.2 выбор технологии изготовления

.3 экономическая оценка,

.4. экологическая экспертиза.

. Составление конструкторской и технологической документации.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

. Выполнение запланированных технологических операций.

. Текущий контроль качества.

. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

. Оценка качества выполнения проекта.

. Анализ результатов выполнения проекта.

. Изучение возможностей использования результатов проектирования.

.5 Использование проектной деятельности на уроках технологии

Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как «расширяющуюся воронку», в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектное обучение методом развивающего обучения.

Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой образовательной области «Технология», которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях.(5, 299.)

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Цели проектирования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.

Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику действия при решения не детерминированных, а вероятностно-статистических задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.

Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся. (9)

Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.(6)

Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие - с мыслью, культуру гуманитарную - с культурой технической, труд - с творчеством, художественную деятельность - с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.(10)

Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения. К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:

·понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;

·планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы…»;

·планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;

·выполнения обобщенного алгоритма проектирования;

·внесение коррективов в ранее принятые решения;

·конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи;

·выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;

·самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;

·составления схемы необходимых расчетов, представления их в вербальной форме;

·оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

·оценивания проектов, выполненных другими;

·понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов;

·конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;

·расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию», которым является готовое изделие, появившиеся на рынке.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских.

Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект - это своеобразное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте.

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.

Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.

Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:

. Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.

. Разработка и модернизация технологии для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.

. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.

. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена для формирования для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.(8)

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:

·объект должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;

·будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;

·необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;

·не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий никто предложить на рынок не может.

Программой новой образовательной области «Технология» предусмотрено выполнение учащимися II-XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. (8)

Я уже нескольких лет применяю метод проектов в обучении технологии в 5 - 11 классах. При определении содержания проектной деятельности учитываю возрастные особенности школьников. Так, в 5 классе учащиеся, овладевая проектной деятельностью, имеют возможность применять полученные теоретические знания на практике, которые позволяют реализовать чувство социальной компетентности.

В каждом классе творческая проектная деятельность усложняется.

Учащиеся 9 класса выполняют проекты, которые являются подготовленными к профессиональным пробам. Обучение проектной деятельности предполагает, что уровень творческого проекта, выполняемого учеником, должен возрастать по мере взросления ученика. Соответственно с уровнем проблемы, поставленной в начале проектной деятельности - от изделия в младших классах до комплексных программ решения поставленных проблем старшеклассников. Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т.д.

Перечень примерных тем творческих проектов учащихся:

Обслуживающий труд. 6-11 классы

. Панно для украшения комнаты (ткань, бисер, использование народных промыслов и т.п.).

. Фартук - элемент русского национального костюма.

. Вышивка - древнее рукоделие.

. Игрушки - подушки.

. Фестиваль блинов (из разного теста).

. Праздничный ужин.

. Современная одежда.

. Изделия народных промыслов в разной технике.

. История развития моды.

.Из истории костюма.

. Изготовление диванной подушки.

.Подарок для друга.

В своей работе пользуюсь методическими рекомендациями по организации проектной деятельности учащихся, а также разработанным планом взаимодействия учителя и учащихся в проектной деятельности. Организация работы позволяет выполнить проекты различного типа: исследовательские, практико-ориентированные и др. при этом создаются такие продукты проекта, как: папка дополнительных материалов для уроков технологии, наглядные пособия, различные швейные изделия.

2. Разработка и применение проектов на уроках технологии в разделе Лоскутная пластика

урок технология проектный учитель

2.1 Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология»

Важный аспект трудового обучения - соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно - прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Лоскутное шитье приобщает детей к художественному творчеству, способствует эстетическому развитию, дает возможность ознакомить учащихся с художественно - теоретическими основами декоративно - прикладного творчества.(3)

В учебном плане на изучение темы «Лоскутная пластика» отводится недостаточное количество часов, чтобы наиболее полно ознакомить учениц с этим видом декоративно-прикладного искусства.

Занятия лоскутной пластикой в общеобразовательной школе могут проводиться в урочное и внеурочное время со школьниками любого возраста.(3)

Раздел «Лоскутная пластика - работа с полосой». Полоса, а точнее тесьма или лента наиболее подходит для работы с младшими школьниками, т.к. у нее уже обработаны края, она имеет привлекательный внешний вид и доступна по цене.

Раздел «Лоскутная пластика», рассчитанный на 14 часов в год, предусматривает изучение и освоение нескольких тем и разделов и хорошо вписывается во вторую четверть учебного года. Это обусловлено, во-первых, необходимостью приобретения и закрепления навыков работы на швейной машине, во-вторых, подготовкой к Новому году и, в-третьих, ограниченной часовой нагрузкой 2 четверти.

На занятиях лоскутной пластикой у учащихся есть возможность закрепить полученные ранее умения, отработать навыки, подготовиться к выполнению и выполнить практические и творческие задания.(4, с.69.)

Учитывая специфику деятельности ребенка, этапы процесса работы над изделием могут выстраиваться в различном порядке. При выполнении творческих проектов в 7 классе мы продолжаем работу с лоскутом. Учащиеся выполняют аппликацию из ткани, с целью отработки начальных навыков лоскутной работы, этапы выстраиваются в следующей последовательности:

эскизирование, конструирование, моделирование.

Когда ученик выходит на уровень самостоятельного творческого проекта последовательность этапов меняется:

- эскизирование, моделирование, конструирование.

.2 Применение метода проектов при изучении темы

При использовании проектного метода процесс обучения становится более эффективным, усвоение учебного материала более глубоким и прочным, появляются значительные изменения в мотивационной и коммуникативной сферах. Уже с первого этапа, видно, что проектный метод делает процесс обучения интересным для ребят. (5, c.299) На формирующем этапе учителю необходимо разработать систему учебных занятий с использованием проектного метода. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Вот примерные темы проектов, которые можно использовать при изучении раздела Лоскутная пластика:

. Декоративные элементы кухни.

. Куклы из лоскутов.

. Салфетки для приборов.

. Наволочка на диванную подушку.

. Коврик для животного.

. Панно.

. Плед из лоскутков.

. Лоскутное одеяло.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

1.Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

.Защита проектов, оппонирование.

Тематическое планирование

ТемаКоличество часовВведение. Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика.2Лоскутная мозаика, составление цветных орнаментов, узоров, схем и чертежей.2Проект. Структура проекта.2Разработка проектного изделия, его экономическое обоснование и экспертиза.2Изготовление проектного изделия.2. Подготовка презентации проекта.2Защита проекта. Оценка и анализ результатов.14

При работе над проектом удобнее представлять его не в виде поурочного планирования, а этапами работы над проектом.

Выделены четыре основных этапа:

  1. Погружение в проект.
  2. Организация деятельности.
  3. Осуществление деятельности.
  4. Презентация результатов.

Урок 1 (метод проектов).

Этап проекта: Погружение в проект

Цели урока:

Ознакомление учащихся с проектным методом;

Формирование навыков решения проблемы;

Развитие работы в группах.

Структура урока:

Постановка проблемы

Мозговой штурм

Определение темы проекта

Постановка целей и задач проекта

Ознакомление с критерием оценки проекта

Установление процедуры представления проекта

Урок 2

Этап проекта: Организационный

Цели урока:

- Развитие коммуникативных навыков;

Формирование проектных групп;

Формирование умения постановки целей и задач;

Оборудование: Выставки, презентации, сообщения.

Структура урока:

Выбор тематики проектов.

Распределение по группам.

Распределение ролей в группе.

Определение целей и задач для каждой группы.

планирование способа сбора информации.

Урок 3, 4.

Этап проекта: Деятельностный.

Цели урока:

Развитие исследовательских навыков;

Углубление навыков самостоятельной деятельности;

Развитие коммуникативных навыков;

Выполнение практической работы

Структура урока:

Сбор информации в группах.

Выбор формы презентации.

Урок 5, 6.

Этап проекта: Деятельностный.

Цели урока:

Развитие исследовательских навыков;

Углубление навыков самостоятельной деятельности;

  • Развитие умения систематизировать полученные данные.

Структура урока:

- Подготовка к выступлениям.

Сбор информации в группах.

Разработка проекта изделия.

Систематизация знаний.

Урок 7. 8.

Этап проекта: Деятельностный.

Цели урока:

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие оформительских навыков;

Формирование навыков анализа и самоанализа.

Оборудование: Учебник, справочник, литература.

Структура урока:

Оформление полученных данных в соответствии с выбранным проектом.

Репетиция презентации.

Урок 9, 10.

Этап проекта: Презентационный

Цели урока:

-Развитие умения преподносить изученный материал;

Развитие умения публичного выступления;

Развитие умения отстаивать свою точку зрения;

Развитие умения вести беседу.

Оборудование: подготовленный группами материал для выступления.

Структура урока:

Выступление групп по выбранным темам.

Оформление изученного материала в тетради.

.3 Разработка конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика»

Уроки 1-2.

Тема: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика.

Класс: 7 класс

Цели урока:

Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики.

Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, логического и образного мышления.

Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, формирование чувства хозяина.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: компьютер, швейные машины, утюг, набор ручных инструментов, лоскут.

Дидактический материал к учебному занятию: выставка творческих работ, рабочая тетрадь.

Место проведения: кабинет

Ход урока

I. Организационный момент.

- Приветствие учащихся;

Проверка посещаемости;

Проверка готовности к занятию;

Назначение дежурные.

II. Изложение нового материала.

Слово учителя.

Художественная работа с лоскутом - это богатая возможность для творчества. Не торопитесь выбрасывать обрезки ткани после раскроя изделий на уроках трудового обучения. Их мы будем использовать для изготовления проекта в технике лоскутной мозаики. В пятом классе мы сшили прихватку из квадратов и треугольников, и таким образом ознакомились с правилами и приемами работы в этой технике. В седьмом классе усложним задачу и выполним творческую работу «Изготовление панно в технике лоскутной мозаики». Даже при самом экономном раскрое вы соберете мелкие лоскутки и обрезки вдоль кромки ткани. С ними мы и будем работать на уроках машиноведения, отрабатывая ровные строчки на швейной машине с ножным или электрическим приводом. Мы постараемся превратить этот механический процесс в творческий; познавая основы цветовой гармонии, будем создавать узор из цветных полосок ткани. В этом случае лучше не использовать готовые схемы узоров, а работать произвольно, повинуясь собственному чувству и пониманию прекрасного. Используя новые знания и современные технологии, мы постараемся сохранить традиции народного творчества.

III. Практическая работа.

На примере окраски лоскутов художником по ткани хорошо изучать основы цветоведения. При объяснении темы воспользуемся уже известным учащимся цветовым кругом Гётте. Будем составлять подобный круг на большом листе ватмана или картона из полосок гладкокрашеной ткани, располагая их по кругу в заданной последовательности. Затем расширяем цветовую палитру круга, добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, при этом соблюдаем законы гармонии смежных цветов и контрастных цветов, тональную гармонию. Учащиеся сортируют ткани по волокнистому составу и окраске, проверяя ее прочность, определяют нить основы, по ее направлению рисуют простым мягким карандашом линию с изнаночной стороны ткани. За эту практическую работу по материаловедению можно поставить оценку в Классный журнал.

Итак, почти все образцы тканей были помещены в цветовой круг, исключение составили ткани с крупным контрастным рисунком, очень плотные ткани и некоторые виды синтетики. Далее, в целях экономии, постараемся включить в работу и эти ткани. Таким образом, мы решим задачу по цветоведению - гораздо более сложную, чем покупка тканей нужной окраски и работа по готовому эскизу. Однако не следует забывать и о цветовой гармонии. Для этого выберем один - два основных цвета, подберем их оттенки и сочетания.

На уроках технологии мы стараемся сохранить народные традиции лоскутного творчества, при этом работаем не по наитию, а закрепляем знания, полученные на уроках по цветоведению, материаловедению, машиноведению.

На следующем уроке учащиеся выполняют практическую работу под руководством учителя - изготавливают один - три фрагмента лоскутной мозаики с узором «полоска». При подготовке к уроку учитель использует подробный методический материал доцента Кафедры технологий и предпринимательства Московского областного ИПК и ПРНО О.И. Нагель.(3)

В начале урока рекомендуется сообщить учащимся правила безопасной работы на швейной машине с ножным или электрическим приводом, повторить технику безопасности при работе с утюгом. На столе у учащихся должны находиться коробка со швейными принадлежностями, чертежные инструменты, образцы тканей и шаблоны из картона для основы. Учащиеся зарисовывают в тетради схемы раскладки узоров, записывают последовательность их изготовления и приступают к практической работе на швейной машине. Они могут самостоятельно проконтролировать результат своей практической работы, сделав самооценку по указанным ниже критериям.(3.с.96.)

Примерные критерии оценки.

.Правильный раскрой всех деталей по шаблонам с соблюдением направления долевой нити. Минимальные отходы ткани после раскроя.

.Цветовая гармония всех элементов узора.

.Качество изготовления каждого фрагмента панно.

.Соответствие всех фрагментов панно друг другу по размеру, углу наклона и форме.

.Количество качественно сшитых фрагментов узора.

IV. Поведение итогов практической работы.

Выставление оценок в дневники учащихся. Затем предлагает им сложить все сшитые за урок фрагменты в одно общее полотно и проанализировать полученный результат.

Анализ недостатков:

. Работа имеет композиционную незавершенность - необходимо сшить дополнительное количество нужных фрагментов узора.

. Некоторые фрагменты изготовлены не качественно - нужно поработать над качеством шитья, а опыт приходит в процессе работы.

. Панно слишком пестрое и многоцветное, это разрушает его гармоничное восприятие человеком - необходимо сократить количество основных цветов до двух и грамотно подобрать их оттенки. Можно поработать над эскизом панно, то есть создать узор на бумаге в клетку.

V. Итог урока. Задание на дом.

Разработать эскизы узоров из квадратов с диагональной и горизонтальной раскладкой полос в цвете или тоне.

При создании орнаментов можно воспользоваться компьютером. На следующем занятии такая возможность будет подробно рассмотрена.

Уроки 3-4.

Тема: Лоскутная мозаика, составление цветных орнаментов, узоров и схем.

Класс: 7 класс

Цели урока:

Цели урока:

Обучающая: ознакомить учащихся с таблицами и орнаментами для творческих работ в технике лоскутной мозаики;

Развивающая: развитие логического и образного мышления. Воспитывающая: воспитание аккуратности и дисциплинированности.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: компьютеры, швейные машины, утюг, набор ручных инструментов, лоскут.

Место проведения: кабинет

Ход урока.Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку; проверка домашнего задания.

II.Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос, карточки.

Учитель анализирует ответы, подводит итоги, публично обсуждает домашние работы и выставляет оценки в дневники. Учащиеся записывают точные определения в словарь терминов в конце тетради.

III. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке, мы продолжим знакомство с лоскутной мозаикой. Ее не только можно использовать при изготовлении прихваток, но и украсить интерьер кухни, но и подарить своим близким.

Сейчас мы прослушаем сообщение, которое подготовили ученицы вашего класса. Они расскажут нам о истории развития и возникновения лоскутной техники. Ваша задача внимательно прослушать рассказ и после сообщения ответить на следующие вопросы: (вопросы записаны на доске)

Какую страну принято считать родоначальницей лоскутной техники?

Что способствовало возникновению лоскутного шитья на Руси?

К какому виду искусства относятся изделия из лоскута?

А теперь слушаем сообщение. После сообщения учащиеся отвечают на вопросы.

Молодцы! Внимательно слушали. У нас в доме культуры тоже можно полюбоваться коллекцией изделий из лоскута, которая находится в музее Школы ремесел. Там представлены не только изделия из лоскута, но и другие виды народно-прикладного творчества.

Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки, которые можно найти в каждом доме. И самые обычные инструменты: ножницы и иголки.

На что нужно обратить особое внимание при создании любых изделий из лоскутов - это на цвет материала. Быстро, а главное со вкусом подобрать ткани для выполнения изделий из лоскутов поможет Цветовой круг, в основу которого взято такое явление природы, как радуга, состоящая из семи цветов, которые плавно, через множество оттенков, переливаются один в другой. Все цвета условно разделены на две группы: теплые и холодные.

Теплые - красный, оранжевый, желтый - напоминают о солнце и тепле.

Холодные - зеленый, голубой, синий, фиолетовый - цвета воды и льда, напоминают о холоде. Интересно, что тепло и холод любого цвета зависят от того, какой оттенок в нем преобладает. Например, если в зеленом присутствует хоть немного желтого, то этот зеленый цвет перестанет быть холодным, а становится теплым.

Существует также нейтральная группа цветов: черный, белый, серый.

При соединении различных цветов тканей используют обычно два приема: сочетают контрастные или родственные. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг.

Цвета, расположенные напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый. Оказавшись рядом такие цвета становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга.

Если провести диаметр круга через желтый цвет, то он пересечет фиолетовый. Эти цвета будут дополнительными (контрастными) друг для друга. Так, для зеленого дополнительным будет красный.

Таким способом подбора гармоничного цвета можно было бы и ограничиться, но ведь на самом деле цветов гораздо больше, чем показано на этом круге. Большее количество цветов представлено в таблице, которая лежит у вас на столах и поможет вам в работе при подборе нужного цвета ткани.

4. Практическая работа: Составление мозаики, схем из цветной бумаги.

5. Закрепление изученного материала.

6. Анализ урока.

Вопрос учащимся: Что нового вы узнали на уроке?

7. Задание на дом.

1. Закончить - цветной рисунок будущего панно.

. Подготовить презентацию своей работы.

. Сделать ее экспертизу согласно критериям.

Уроки 5-6. "Проект. Структура проекта", 7 класс

Предмет: Технология.

Класс: 7.

Тема урока: «Проект. Структура проекта»

Тип урока: Применения знаний в проектной деятельности.

Оборудование:

Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления; схема структуры проекта; образцы выполненных творческих проектов; памятка учащегося в работе над проектом. Тезисы к защите проекта.

Цели урока:

Ознакомление учащихся с проектной деятельностью.

Создание условий для проявления инициативности учащихся в процессе работы над проектом.

Привлечение учащихся к планированию творческой работы при решении конструкторских задач.

Ход урока. Организационная часть

Создание «ситуации успеха», что способствует благоприятному климату на уроке.

Контроль посещаемости.

Проверка наличия рабочей одежды и готовности к занятию.

II. Повторение пройденного материала

Диагностика уровня усвоения.

Беседа с целью выявления знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения в 7 классе.

III. Изложение нового материала

Развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование умения работы с литературой, таблицами и т.д.

Ознакомление с памяткой учащегося как с моделью современной творческой деятельности, алгоритмом выполнения проекта.

Запись основных стадий работы над проектом с кратким их содержанием.

Структура проекта

Обоснование проекта.

Аргументация необходимости вашей работы, обозначение целей и задач.

Выбор темы проекта.

Выявление наиболее оптимального объекта труд. Предложение нескольких вариантов и выявление наиболее удачного варианта изготовления изделия.

Технологическая последовательность выполнения проекта.

Написание примерного плана изготовления изделия.

Выбор материала, оборудования, инструментов.

Использование, по возможности, простых технологий и дешёвых материалов.

Техническая документация.

Разработка всей технологической документации.

Эколого-экономическое обоснование.

Определение стоимости изделия и экологичности его изготовления.

Самооценка качества выполнения проекта.

Оценивание качества своей работы, возможность реализации продукции, применения полученных знаний и умений в дальнейшей жизни и при выборе будущей профессии, нужности своей работы для себя, для общества, для родных и друзей.

[Практическое применение полученных ранее знаний на практике. Ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идёт процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.]

IV. Вводный инструктаж

Мобилизация теоретических знаний, включение в экспериментальную, исследовательскую, поисковую деятельность. Формирование научных взглядов.

Демонстрация готового объекта изготовления.

Ознакомление с эскизом и технологической картой (указать на необходимость доработки).

План выполнения работы учащимися:

Внесение необходимых изменений и дополнений в эскиз.

Составление технологической карты на изготовление отдельных деталей и всей композиции в целом.

Изготовление композиции.

V. Самостоятельная работа учащихся

Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы, развитие познавательного интереса к окружающей жизни. Совершенствование навыков общения.

Разработка эскиза, доработка технологической карты изготовления композиции и её практическое изготовление.

Первый обход рабочих мест учителем: проверка организации работы учащимися.

Второй обход: проверка правильности работы при заполнении технологической карты и оказание практической помощи учащимся.

Третий обход: проверка степени практических умений детей при изготовлении композиции.

VI. Заключительный инструктаж

Анализ характерных ошибок и их причин.

Сообщение оценки работы каждого учащегося.

VII. Домашнее задание

Выработка умений по самостоятельному оформлению пояснительной записки проектной деятельности.

Оформить титульный лист по определённому стандарту.

Уроки 7-8. Разработка проекта «Панно в технике лоскутной мозаики», его экономическое обоснование и экспертиза.

Пояснительная записка.

Рассмотрим творческую работу учащихся на тему «Изготовление панно в технике лоскутной пластики».

Работа выполняется в следующей последовательности:

.Обоснование возникшей проблемы и потребностей.

В данном случае учитель, в качестве учебной задачи для группы учащихся, формулирует проблему следующим образом: «С целью закрепления знаний по предыдущим темам самостоятельно и качественно изготовить панно в технике лоскутной мозаики по лучшему творческому эскизу, выполненному одним из учащихся. Следует также рассмотреть возможность использования результатов работы в предпринимательской деятельности».

.Составление плана работы по изготовлению проектируемого изделия и схемы обдумывания.

.Сбор эмпирического и исторического материала, оформление списка используемой литературы.

.Выбор лучшего эскиза из всех представленных на экспертизу. Оценка производиться по критериям: эстетическим, технологическим, экономическим, экологическим.

.Выбор материалов. В данной работе с целью экономии используются отходы швейного производства - лоскут.

.Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, используемых в работе.

Инструменты: ножницы, булавки, игла швейная, треугольник, сантиметровая лента, портняжный мел, простой мягкий карандаш.

Оборудование: швейная машина, гладильная доска, утюг, компьютер.

.Составление технологической карты для изготовления панно в технике лоскутной мозаики.

.Экономическое обоснование проекта: расчет производственной и полной себестоимости изделия, цены оптовой и нормативной прибыли, рентабельности производства. Далее описываются возможные пути сбыта продукции. Разрабатывается рекламный проспект.

.Экологическое обоснование проекта. Рассматривается возможное влияние технологического процесса на окружающую среду и здоровье человека. Изучается техника безопасности.

.В конце проекта обязательно делается самооценка проделанной работы. Учащиеся отвечают на следующие вопросы: «Что было сделано?», «Что не удалось сделать?», «Почему это не удалось сделать?». Оценивается трудоемкость, качество выполненной работы и соответствие готового изделия задуманному.

.Защита проекта. Оценка работы руководителем проекта.

Цель урока: обоснованно и объективно оценить представленные на экспертизу разработки проектов и эскизы панно, чтобы выбрать из них лучший для изготовления творческой работы группой учащихся. В дальнейшем эта работа будет демонстрироваться на школьных и городских выставках детского и народного творчества.

Задачи:

1.Способствовать развитию патриотических чувств у учащихся, таких как: любовь к истории своей страны, ее традициям и народному творчеству.

.Способствовать воспитанию творческой личности, воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду и результатам труда.

.Способствовать развитию навыков коллективной творческой работы, делового сотрудничества, ведению делового позитивного обсуждения и этики деловой дискуссии.

.Способствовать формированию экономического мышления и экологического сознания у учащихся, ответственного отношения к здоровью людей.

.Способствовать усвоению нового материала разделов «Лоскутная пластика» и «Декоративно - прикладное творчество».

.Способствовать закреплению знаний, полученных в ходе изучения учебных разделов: «Материаловедение», «Машиноведение», «Основы домашней экономики», «Информационные технологии», а также учебных тем: «Цветоведение», «Проектная деятельность».

.Способствовать развитию пространственного воображения, абстрактного мышления.

.Способствовать развитию речи и освоению приемов самопрезентации.

.Способствовать дальнейшему формированию навыков работы на швейной машине и компьютере.

.Способствовать развитию способности к самостоятельному поиску информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса и его самооценке.

.Способствовать в подготовке к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг.

.Через проектную деятельность и профессиональные пробы способствовать грамотному самоопределению, правильному выбору будущей профессии.

Оборудование и материалы: компьютеры, экран,

выставка творческих работ, рабочая тетрадь.

Дидактическое обеспечение: таблицы, образцы объектов труда, схемы поузловой обработки изделий схемы узоров для панно, учебники.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Примерные вопросы:

.Какие основные свойства цвета вы знаете?

.Какую роль в работе с цветом играет цветовой круг?

.Какие цвета называют хроматическими, ахроматическими?

.Что такое контраст цветов?

.Назовите дополнительные цвета?

.Что такое гармония в цвете?

.Что такое орнамент? Какие бывают орнаменты?

.Как создается геометрический орнамент?

.Как определить долевую нить в ткани, если у нее срезана кромка?

.Какую нить в ткачестве называют нитью основы, а какую - нитью утка?

Основная часть - экспертиза будущего проекта

Экспертиза выполняется согласно разработанными руководителем проекта критериями оценки. В нашем случае это будут критерии:

)Эстетические:

а) композиционная целостность и завершенность;

б) цветовое решение, гармония, колорит;

в) тема работы, настроение в цвете;

г) приемы художественной выразительности;

д) использование традиций национальной культуры, художественных традиций.

) Технологические:

а) количество одинаковых фрагментов - модулей;

б) обоснованность использования материалов, сочетание, оригинальность, долговечность, расход материалов;

в) стандартность технологии, необходимое оборудование;

г) сложность и объем выполняемых работ;

д) расход энергии при производстве.

) Конструкторские: прочность изделия; удобство использования; соответствие назначению.

) Экологические: загрязнение окружающей среды при производстве; возможность использования частей использования отходов при производстве; возможность повторного изделия по окончании срока службы.

) Экономические: потребность в данном изделии на рынке; себестоимость проекта; уровень продажной цены; целесообразный вид рекламы.

«Экономическое обоснование проекта».

Слово учителя.

Мы работаем над учебным проектом и главная наша задача - приобрести знания умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе. Выполняя экономическое обоснование и экономическую экспертизу проекта, мы определим наши будущие затраты на проект, проанализируем возможность реализации изготовленного изделия с целью получения прибыли. Мы узнаем новые экономические понятия, которые пополнят наш словарь, а также научимся делать необходимые расчеты.

Конечная цель деятельности предпринимателя - это получение прибыли.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг рассчитывается как разность между выручкой от реализации и затратами на производство и реализацию:

Пр = Вр - Зр.

В пятом классе прежде, чем приступить к изготовлению швейного изделия - фартука, мы рассчитали стоимость необходимых для него материалов. Теперь мы выполним более сложные расчеты.

Определение себестоимости единицы продукции по статьям расходов называется калькуляцией.

Разберем новую тему на конкретном примере. Для этого рассчитаем себестоимость одного лоскутного панно.

Исходные данные: на изготовление одного панно потребуется примерно 2 метра набивного и 1 метра гладкокрашеного ситца, 3 катушки х/б ниток №30, в нашем случае мы использовали остатки ситца , что уменьшило стоимость изделия.

Определяем материальные затраты:

Материальные затраты - это стоимость материалов плюс плата за энергию, плюс транспортные расходы.

Нам понадобятся для изготовления одного панно инструменты: две иглы швейные - 2 р. и три иглы машинные -3 р., всего на 5 р. Списание этих инструментов производится после изготовления изделия.

Мы справились с первоначальной задачей урока, выполнили экономическое обоснование проекта. После реализации товара не ниже оптовой цены мы получим прибыль.

Следующим этапом будет анализ потребительского спроса на наши изделия: панно, пледы покрывала, одеяла в технике лоскутной пластики; а также анализ рынков сбыта. Таким образом, мы получим ответы на важные для любого предпринимателя вопросы:

. Нужны ли людям наши изделия, т.е. будет ли спрос на наш товар?

. Кто предположительно станет покупать наши изделия?

. Где наш товар будет иметь наибольший спрос?

Задание на дом:

Описать последовательность технологии изготовления панно.

На следующем уроке мы вместе займемся оформлением технологической карты и других таблиц , а также научимся анализировать, систематизировать полученную информацию и оформлять ее виде графиков, диаграмм; делать презентацию проекта.

Урок в 7 классе «Защита проектов»

Цели урока:

Обучающая:

Систематизировать теоретические знания по ИТ.

Формировать умения и навыки, носящие в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.

Закрепить навыки работы с современными прикладными программами.

Стимулировать учащихся к созданию новых уникальных разработок по информатике.

Развивающая:

Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету технология.

Развивать теоретическое, творческое мышление, формировать операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений.

Развивать навыки и умения применять современные компьютерные технологии.

Совершенствовать умения коммуникативного общения.

Воспитательная:

Воспитывать чувство ответственности за команду и ее участников, совершенствовать умение работать в команде.

Формировать умение вести дискуссию, аргументировать свою позицию, воспитывать уважение к сопернику.

Побудить задуматься каждого школьника о будущей профессии, научить их ориентироваться в мире профессий.

Задачи:

Обобщение знаний по использованию информационных технологий.

Применение знаний информационных технологий при изучении различных школьных предметов.

Развитие умения слушать других, коммуникативности, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, навыков публичных выступлений, воспитание взаимоуважения друг к другу.

Развитие творческого потенциала учащихся (стиль оформления проекта, оригинальность идей).

Развитие познавательного интереса к предмету через применение разработанного программного продукта в других предметных областях.

Ход урока

Организационный момент.

Постановка задачи урока.

Сегодня мы завершаем работу творческими проектами. Главный труд ученика - это учеба, и хотелось бы, чтобы вы овладели знаниями, которые помогут вам в дальнейшем, которые мы изучаем на уроках технологии были востребованы и на уроках других школьных предметов. Поэтому цель разработки данных проектов - применение их в повседневной жизни. И сегодня мы представляем результаты работы.

На этом занятии Вам предстоит итоговая защита своих проектов. При проведении проектной работы в школе защита проекта - это, прежде всего, демонстрация результатов вашей самостоятельной работы. В ходе защиты вы учитесь излагать полученную информацию, сталкиваетесь с другими взглядами на проблему, учитесь доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее надо защитить.

Эта защита проводится в соответствии с определенным порядком:

Выступление - презентация проекта.

Обсуждение.

Итоги.

Помочь учащимся в выборе профессии в соответствии с его склонностями и способностями.

Продолжить воспитание интереса к учебным предметам необходимым учащимся для получения будущей профессии.

Ближняя цель - уважение и восхищение окружающих; дружба; хорошее здоровье; полноценное питание; красивая одежда; счастье;

Дальняя цель - сохранение безопасности своей жизнедеятельности; хорошее образование; любимая работа и карьера; счастливая семья; слава; богатство; достойное положение в обществе; хорошие бытовые условия; благополучие страны.

Качества личности:

активность, аккуратность, вежливость, верность, внимательность, дисциплинированность, мужество, настойчивость, ответственность, оптимизм, принципиальность, решительность, сообразительность,

смелость, уступчивость, целеустремленность, честность.

Мотивация учащихся

Метафора «Маленький самолётик»

Жил-был маленький самолётик, который хотел научиться летать. Он смотрел, как большие самолёты кружатся в небе, выписывая замысловатые узоры. И ему тоже очень хотелось летать так же легко и правильно, как и другие. На аэродроме каждый день проводились уроки, на которых самолёты учились делать в небе сложные фигуры. И однажды самолётик увидел, как белый след, оставленный самолётами, превратился в мягкого белого щенка. «Привет!» - сказал щенок. - А ты почему не летаешь?» «У меня не получается. Я даже не хочу пробовать …» - ответил самолётик. «Знаешь, когда я смотрю с высоты, то я могу гораздо легче видеть такие вещи и охватить их смысл… Чем стоять внизу на одном месте.» - сказал щенок. И тогда самолётику захотелось посмотреть с высоты на родной аэродром, на поля и леса. И он разбежался и взлетел именно так, как представлял себе это. Поднимаясь всё выше, он смотрел вперёд, а за ним в небе оставались буквы. И, как вы думаете, что он написал? Он написал: «У меня получилось!». Это было очень приятно. С тех пор самолётик стал летать всё увереннее, а потом он вырос, и, оглядываясь в прошлое, с улыбкой вспоминая то время, когда он ещё не умел летать.

Защита проектов.

Проект Мелешкова Михаила. (работа заняла 3 место в конкурсе проектов в районе).

Проект Чашниковой Юлии.

Проект Евсикова Ильи.

Проект Едреевой Елены.

Проект Ивановой Ольги.

Экспертная группа состоит из товарищей, которые будут представлять свои проекты на следующем уроке. Оценка проектов осуществляется согласно критериям оценивания. Приложение 1.

Итоги заносятся в таблицу. Приложение 2.

4. Итоги урока.

Учитель: На предыдущих уроках вами была проделана огромная работа: вы самостоятельно сделали разработку своего изделия, некоторые придумали свои схемы, нарисовали эскизы, сумели подобрать материал в соответствии с выбранным изделием, изготовили это изделие. И вот итог вашей работы- представление изделия на всеобщее обсуждение. И вы с работой справились просто отлично. А теперь скажите, понравилось ли вам работать над проектом и почему?

Учащиеся:

(Ответы уч-ся)

Рефлексия

Продолжите незаконченные предложения: (написано на доске)

Я узнал сегодня, что…

Я думаю, что после сегодняшнего занятия…

Сдайте учителю заполненные вами критерии оценок.

.4 Методические рекомендации

Защиту проекта лучше проводить в форме открытого урока, включающего конкурс на лучшую презентацию и рекламу. Результат работы обязательно анализируется, подводится итог, делается краткий вывод - резюме. В процессе экспертизы выявляются недостатки, намечаются пути их устранения с целью усовершенствования технологий, улучшения характеристик проектируемого изделия и повышения качества. Грамотно выполненный самоанализ рассматривается как позитивный опыт и не снижает итоговую оценку. На протяжении всей работы, а также ее обсуждения сохраняется творческая доброжелательная атмосфера сотрудничества.

.5 Оценка выполненного проекта

Как отмечает Чечель З.И. (13.c.7-12.), на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель И.З. советует использовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице (см. приложение 3).

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

- 100 баллов - «5»;

- 85 баллов - «4»;

- 70 баллов - «3»;

менее 50 баллов - «2».

Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

Логичным завершающим этапом работы руководителя с учащимися, на мой взгляд, будет небольшой тест в виде вопросов для анализа понравившихся видов деятельности. Ведь проектную деятельность можно рассматривать, как небольшие профессиональные пробы учащихся, выполненные в игровой форме и, в то же время, как эффективный метод обучения и воспитания. Тест в приложении № 4.

Заключение

Задача трудовой подготовки учащихся в нашей стране может быть осуществлена более успешно, если использовать метод проекта.

Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности - мотивы - цели - задачи - информация - идеи - планы действий - операции - оценки.

На одном конкретном примере мы рассмотрели, как метод учебного проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология»: воспитательные, развивающие, образовательные, профессиональные, а затем - оценить приобретенные знания, умения, навыки.

И наконец, в работе рассмотрены некоторые методы активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся в работе над проектом. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности, а творческий проект - это и есть исследовательская работа.

Данный метод можно применять не менее успешно на других предметах, но такой предмет, как «Технология» дает наибольшие возможности для развития творческих способностей с помощью творческого проекта. А цель воспитания - всестороннее воспитание личности.

Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.

Труд современного человека приобретает всё более творческий характер. Поэтому для меня метод проекта является актуальным на сегодняшний день.

Вывод:

.Использование метода проекта даёт эффективность в формировании общетрудовых умений.

.Способствует изменению отношения к предмету технология;

.В процессе работы особенно используются межпредметные связи с другими дисциплинами.

.Учитель технологии сам должен быть:

Знаком с методом проекта, как активизации общетрудовых умений;

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.// Вестник года. // Вестник образования. 2002. №6 с 21.

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - с. 288,3.

.Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Школа-Пресс, 2000. - с. 96.

.Лоскутное шитье. - Пер. с итал. ООО «Мир книги». - М.: Мир книги, 2002. - с. 69.

.Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой И.А., - М.; Вентана-Графф, 2003. - с. 299.

.Е.С. Полат. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии

Образования.

.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.- 319с.:ил.

.Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2005. - с. 240.

.Сасова И.А., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников. - М.: «Вентана-Граф», 2003. - с. 38.

10.Симоненко В.Д., Бронникова Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. 11.Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./ Под ред. Симоненко. - М.: «Вентана-Графф», 2001.- 240с.

. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2009

Похожие работы на - Проектный метод на уроках 'Технологии' (при изучении раздела 'Лоскутная пластика')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!