К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. .
По мнению русского писателя Ф.М. Достоевского, не должно быть места национальной исключительности: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое недоразумение».
Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства
Гражданственность - нравственная позиция <#"justify">Учитывая все выше написанное, можно сделать вывод, что актуальность гражданского и патриотического воспитания занимает далеко не последнее место в работах ученых, писателей. В наше время, когда идет разрушение духовно-нравственных принципов и качеств, особенно необходимо изучать гражданское и патриотическое воспитание, а также развивать его в подрастающем поколении.
ГЛАВА II. Проблемы гражданского и патриотического воспитания
Патриотизм является гражданской позицией человека. Гражданин обязан выполнять как конституционные законы, так и профессиональные обязанности, тем самым способствуя процветанию своего государства. Недооценка патриотического воспитания в современных условиях имеет явно негативные последствия. Развитие гражданского общества зависит от патриотической направленности граждан, поэтому так важно гражданское и патриотическое воспитание молодежи. Именно молодому поколению предстоит осуществлять политическую деятельность и продвигать интересы государства.
Актуальность и объективная необходимость гражданского, правового и патриотического воспитания на современном этапе вызвана, на наш взгляд, рядом обстоятельств, в их числе следующие:
необходимость гражданского и патриотического воспитания определяется задачами дальнейшей демократизации российского общества, строительства и совершенствования гражданского общества, его социальных институтов;
требуется консолидировать российское общество для решения задач экономической, социальной и политической стабильности общества, его дальнейшего развития. Идеей консолидации должна стать идея патриотизма и гражданской ответственности каждого человека;
в стране сменился государственный строй, и именно это событие поделило россиян на людей советского времени и новое поколение, которое уже выросло почти за 20 лет, через 1-2 года придут к избирательным урнам люди, родившиеся и выросшие в постсоветское время;
утрачены многие традиции, в том числе гражданские и патриотические, во многом прервалась связь поколений; в этом отношении «постарались» «новые реформаторы» с подачи зарубежных «консультантов», выбрав один из путей дезориентации молодежи в современном мире. Произошла переоценка ценностей, девальвация традиций вследствие недооценки утверждения в обществе принципов нравственности, гражданственности и патриотизма. Молодежь во многом перестала верить старшему поколению. «Идеи патриотизма и гражданственности были подвергнуты тщательной ревизии, вплоть до полной замены их смысла»1. Сложившаяся ранее система гражданского и прежде всего патриотического воспитания была разрушена. В сознание людей, особенно молодежи, стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу, гимну и гербу;
свою негативную роль играют СМИ, которые сделали героями не честных людей, не тружеников, не патриотов, а воров, проституток, пьяниц, убийц; - отличились некоторые политики, разрушая, сводя все к руинам, что было создано и накоплено в советское время, искажая исторические факты, предавая историческую память и патриотические чувства народа; - «кашу» в молодых головах породило и беспринципное преподавание истории России, очернительское толкование исторических фактов и событий того или иного периода.
Сегодня отмечается затяжной социокультурный и социополитический кризис, который выражается в кризисе личностной и групповой идентичности. Патриотическое воспитание представляет неотъемлемую часть воспитания личности в целом. А.И. Подберезкин указывает на прямую взаимосвязь патриотического воспитания с трудовым, нравственно-эстетическим, военно-патриотическим и физическим.
Гражданское и патриотическое воспитание, прежде всего, это история, литература, а как раз эти предметы подвергаются дискриминации в учебных программах - на них урезается учебное время, история всячески вытесняется из школьных и вузовских программ, многие учебники не дают подлинных знаний по истории. Мы должны не просто знать даты, как это часто делается, но и понимать, к чему хорошему или плохому привели те или иные события. На самом деле смысл гражданского и патриотического воспитания заключается в том, что необходимо любить любую родину, как мать, - какая она есть, такая и есть. Сегодня необходимо учить этому именно потому, что мир разомкнут, именно потому, что идет глобализация, развивается Интернет, и сейчас очень важно, чтобы нас не растворило в этом глобальном мире.
Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания. «Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории».
Содержание патриотического воспитания включает культурно-исторически и, социально-политический, психолого-педагогический, духовно-нравственный, военно-технический и физический компоненты. Приоритетными направлениями патриотического воспитания является:
возрождение у граждан России традиционного чувства гражданской гордости;
воспитание патриотизма, интернационализма;
дружбы;
веротерпимости;
уважения к другим народам;
формирование готовности к созиданию на благо Отечества, к его защите.
И как писал А.Н. Радищев в работе «Беседа о том, что есть сын Отечества», настоящего патриота характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания Родины, установления в ней демократического порядка управления, развития и искусства''.
Основным институтом, организующим и обеспечивающим функционирование всей системы гражданского и патриотического воспитания, должно являться государство. Основными задачами органов государственной власти и управления при этом должны быть:
создание механизмов, обеспечивающих становление, эффективное функционирование и постоянное совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания;
формирование патриотических чувств и сознания молодежи, сохранение и развитие у нее чувства гордости за свою страну на основе исторических ценностей и роли России в обеспечении глобальной и региональной безопасности;
воспитание личности гражданина - патриота Родины, готового безусловно встать на защиту интересов Российской Федерации;
формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания молодежи.
Помимо общероссийского патриотизма, человек воспроизводит и местный, региональный патриотизм, выражающийся в привязанности, любви к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.
В России патриотизм спокон веков рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства величия и могущества Российского государства. Многовековая история свидетельствует, что без патриотизма нельзя создать сильную державу, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
В настоящие время государство рассматривает проблемы гражданского и патриотического воспитания в программах и концепциях.
Решать данную задачу призваны в первую очередь образовательные учреждения различных уровней, видов и типов, интегрирующие в своей основе деятельность всех социальных институтов общества, направленную на формирование идеалов и реального опыта служения Отечеству у учащейся молодежи.
В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., в частности, говорится: «В настоящее время отсутствие в сфере образования институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны, приводит к тому, что система образования воспроизводит иждивенческое отношение граждан к государству, не формирует, а порой сдерживает активность личности на рынке труда».
Успешный ход реформ невозможен, если система воспитания подрастающего поколения лишена духовно-нравственных основ, бережного отношения к своему Отечеству.
Именно поэтому необходимы активные поиски ориентиров для современного воспитания в образовательном пространстве незыблемых основ национальной духовности, нетленных в веках и не подвергаемых сомнению в настоящем: государственности, традиционных российских религий, патриотизма, соборности, милосердия, взаимопомощи, благотворительности, а также социальных ценностей, направленных на будущее: целенаправленности, социальной мобильности, ответственности, предприимчивости.
Таким образом, имеются объективные предпосылки разработки концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая принята 11 июля 2005 г. Она представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ патриотического воспитания в образовательной сфере, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности деятельности. Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, интересами и требованиями общества, социальных и государственных институтов к личности, с другой - интересами самой личности учащегося, ее отношением к проблемам, решаемым обществом и государством.
Данные предпосылки определяются рядом установок для осмысления и формулирования наиболее существенных положений и выводов Концепции.
Во-первых, актуальностью и насущностью самой проблемы интеграции патриотизма в современное образование с ее огромным значением для нашего общества и государства на данном этапе развития, когда назрела задача воссоздания общенациональной консолидирующей идеи, девальвированных за последнее время ценностей, ориентиров, идеалов, без опоры на которые невозможно нормальное функционирование системы социальных и государственных институтов, решение любых вопросов в интересах учащейся молодежи.
Во-вторых, недостаточной разработанностью и разновекторностью понимания феномена патриотизма и условий его реализации в процессе воспитания учащейся молодежи, которое соответствовало бы ее особенностям, интересам, а также духу нашего времени.
В-третьих, сложностью и масштабностью данной проблемы, решение которой возможно только при условии соединения усилий всех научных и образовательных учреждений и структур, взаимодействующих с ними, организаций, объединений, органов местного самоуправления, имеющих отношение к патриотическому воспитанию учащейся молодежи, обеспечения постоянной координации и тесного взаимодействия между ними по важнейшим направлениям этой деятельности.
В-четвертых, необходимостью осознания новых социально-экономических, информационно-идеологических и геополитических реалий, связанных с глобальными и региональными процессами, изменением международной обстановки в окружающем Россию мире и ростом вызовов и угроз ее национальной безопасности.
Исходя из этого, Концепция представляет собой распространение научного знания о феномене современного российского патриотизма на процесс обучения, воспитания и социализации учащейся молодежи, подготовке ее к созидательному труду, достойному служению своей Родине.
Концепция призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы направление государственной политики - целенаправленный процесс воспитания учащихся образовательных учреждений как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизационных начал. Концепция ориентирована на пробуждение и развитие у учащейся молодежи патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России начала третьего тысячелетия.
Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма в контексте современного образовательного процесса, формирование готовности учащейся молодежи к достойному служению Отечеству как социально значимой деятельности.
Образовательный компонент относится к числу ведущих, определяющих составных частей патриотического воспитания учащейся молодежи. Все уровни образования при их научно обоснованной постановке создают стержень воспитания в целом и патриотического воспитания в частности. Поэтому улучшению структуры и содержания образовательного процесса с позиций превращения его в важнейший инструмент патриотического воспитания в Концепции отводится большая роль.
Российское образование, в первую очередь гуманитарное, содержащее в себе воспитательную функцию, в его нынешнем виде недостаточно реализует задачу патриотического воспитания.
Слабость патриотического воспитания в образовательных учреждениях имеет в своей основе следующие причины:
недостаточная доля общеобразовательных, гуманитарных предметов, общественных дисциплин в школьных учебных планах
- вымывание образовательных элементов патриотизма и гражданственности из программы школьных предметов;
- переоценка возможностей западных образовательных систем без глубокого проникновения в их сущность и проблемы, нигилизм в отношении современного российского общества, проявляемые в процессе школьного обучения;
- использование не адаптированных к российской действительности иностранных учебных пособий и программ.
В ряде случаев некоторыми представителями системы общего и профессионального образования переводятся или копируются учебные пособия, способствующие депатриотизации образовательной системы. В особенности это относится к таким предметам, как история, литература и обществознание.
Особую роль в системе патриотического воспитания учащейся молодежи играют предметы исторического, филологического, социального, экономического, культурологического профиля. Для того чтобы эти предметы, изучаемые в школах, профессиональных училищах, высших учебных заведениях, способствовали патриотическому воспитанию, необходим выпуск отечественных учебных пособий, раскрывающих перед учащимися смысл культурных и социально-экономических преобразований, реформ, проводимых в современной России, роль государства и государственности в развитии нашего общества.
Концепция является развитием и продолжением важнейших положений и установок Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, принятой 21 мая 2003 г., основой теоретического, проектно-программного и методико-технологического обеспечения патриотического воспитания учащейся молодежи, представляющей будущее российского общества и государства. Концепция может рассматриваться как составляющая часть более общей Концепции воспитания учащейся молодежи, одним из приоритетных направлений которого, по мнению авторов, должно быть развитие у нее патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в процессе самореализации в любой из сфер социально значимой деятельности в российском обществе и государстве.
Современное состояние патриотического воспитания в России во многом предопределено ее недавним историческим прошлым. В советский период отечественной истории естественное понимание гражданского, российского патриотизма, имеющего глубокие исторические корни, было искусственно подменено «коммунистическим патриотизмом» с долей русского национализма, что проявилось в борьбе с космополитизмом как идеологией «мировой капиталистической системы» и в использовании таких понятий, как «интернационализм», «советский народ», нередко в конъюнктурных, политических целях. Феномен патриотизма постулировался в понятии «советский патриотизм и социалистический интернационализм», а основным направлением его формирования у молодежи было военно-патриотическое воспитание, сводившееся, главным образом, к подготовке учащейся молодежи к военной службе в условиях «холодной войны».
Вместе с тем мощная государственная поддержка советского патриотического воспитания способствовала достаточно высокому уровню патриотизма, воспитывала в естественной форме любовь и уважение к Отечеству, осознание подрастающим поколением своего гражданского долга, обязанности служить интересам страны и общества, прививала чувство коллективизма. Для достижения этих целей под эгидой партийного аппарата использовались образование, культура, пропаганда, все средства информационного воздействия.
С разрушением идеологической оболочки патриотизма на волне переоценки ценностей «перестроечного периода» были утрачены, потеряны многие его положительные аспекты. Наиболее опасными негативными процессами стали депатриотизация духовной жизни, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого достоинства и дружеского единства. Отечественная история, ее героические события, личности выдающихся деятелей, независимо от того, какой социально-политической ориентации они придерживались, утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. В общественном сознании молодежи, особенно в молодежной субкультуре, получили широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, безответственность и немотивированная агрессивность, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и корпоративное отношение к государству и социальным институтам.
Причина этого не только в отсутствии общей стратегии и резком ослаблении управления важнейшими звеньями и механизмами в процессе организации деятельности образовательных учреждений по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодежи. Фактически прекратилась целенаправленная разработка теоретических основ, создающих возможности инноваций, появления новых технологий, перспективных методик, комплексного использования; наиболее эффективных методов, форм и средств патриотического воспитания в XXI в. Остается за гранью научного переосмысления богатейший исторический опыт зарубежных стран, накопленный в этой сфере, а имеющиеся в зарубежной образовательно-воспитательной практике модели необдуманно переносятся на отечественную почву.
Реалии постсоветского времени привели к ситуации, когда система общего (полного) образования, ранее обладавшая существенным влиянием на процесс становления школьника как патриота и гражданина, в значительной мере утратила свой воспитательный потенциал. Во многом именно поэтому в последние десятилетия расширилось социальное пространство таких негативных процессов, как депатриотизация духовной и социальной жиз-ни учащейся молодежи, размывание ценностно-мотивационного ядра смыслового поля ее самосознания.
В связи с этим все более неотложным становится решение целого комплекса проблем, накопившихся в сфере патриотического воспитания учащейся молодежи. Огромное значение приобретает поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ деятельности по формированию у учащейся молодежи готовности к достойному служению Отечеству, учитывающей систему ее ценностных ориентации, потребностей и интересов на фоне современных тенденций общественного развития.
Цель патриотического воспитания детей и молодежи в системе образования основывается на таких государственных приоритетах, как державность, государственничество и социальная солидарность, реализуемых через возрождение в образовательной практике образов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; формирование личности и развитие учащихся, обладающих важнейшими активными и социально значимыми качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и в совершенствовании его основ, в т.ч. и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его независимости, суверенности и безопасности.
Рассмотрим Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Целью данной Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Для достижения поставленной цели Программа считает решать следующие задачи:
·повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;
·совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;
·формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;
·внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
·повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;
·развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» рассматривает области патриотического воспитания граждан, пропагандирует патриотизм в средствах массовой информации и консолидации деятельности всех структур гражданского общества.
Патриотизм традиционно рассматривается как важнейшая духовно-нравственная ценность, как чувство, присущее истинному гражданину - человеку с активной жизненной позицией. Патриотизм определяется в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость». Патриотические чувства выражаются в сознательном и бережном отношении к природе, истории родного края и отечества, в осознании своего долга и ответственности перед Родиной и другими людьми, в заботе об общем благе. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.
2.1 Программа нравственно-патриотического воспитания «Я Патриот»
Патриотизм не дается сразу, он формируется постепенно, по мере развития и становления человека как личности. Одним из важнейших инструментов формирования патриотизма как нравственной категории является воспитание. Таким образом, мы видим острую необходимость в организации систематической целенаправленной работы в данном направлении. Причем организация такой деятельности должна осуществляться с безусловным учетом регионального своеобразия, традиций и культуры воспитанников каждого отдельно взятого образовательно-воспитательного учреждения. Поэтому я предлагаю программу нравственно-патриотического воспитания «Я-Патриот», которая будет ориентирована на учеников старших классов средних общеобразовательных школ.
Цель программы: создание условий для формирования активной гражданской позиции и патриотических чувств воспитанников как важнейших духовно-нравственных ценностей.
Задачи программы:
-формирование гражданских и патриотических чувств воспитанников;
-усиление акцента на изучении истории и культуры родного края;
-создание благоприятного психологического климата в коллективе; - создание условий для сплочения коллектива воспитанников и учителей через совместную деятельность;
профилактика асоциального поведения.
Формы и методы воспитательной работы: прогулки, экскурсии, путешествия-исследования на природе, операции, акции, конкурсы рисунков, стенгазет и плакатов, диспуты, конкурсы и викторины разнообразной направленности, круглые столы, праздники, беседы, лекции, оформление фотоальбомов и «Книги рекордов семьи (группы))), спортивные соревнования, исследовательская деятельность, разучивание национальных игр и песен, вечера общения, КВН, творческие и познавательные программы, смотр строя и песни, торжественные собрания, линейки, устные журналы.
Разработанная нами программа нравственно-патриотического воспитания состоит из двух направлений (блоков). Каждый блок, помимо общих целей и задач представленной нами программы, предполагает реализацию частных, более мелких целей, но от того не менее значимых. Первый тематический блок включает в себя разнообразные формы и методы работы с воспитанниками под общим названием «Мы - часть родной природы», второй блок - «Семья - мое все». Подробное содержание каждого из тематических блоков представлено ниже.
Первый тематический блок, под названием «Мы часть родной природы». Он включает в себя следующие цели:
формирование у воспитанников культуры отношения к природе родного края;
актуализация и расширение знаний о флоре и фауне родного края;
развитие наблюдательности, способности анализировать и обобщать;
развитие познавательных и творческих способностей воспитанников
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, экскурсии, прогулки, путешествия-исследования.
Основные мероприятия, относящиеся к этому блоку:
Экскурсии, прогулки, путешествия-исследования на природе, сформирует экологическое поведение;
Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Природа», поспособствует развитие творческих навыков;
Диспут «Природа и мы или Природа или мы - сделай выбор», поможет изучить историю родного края;
Викторина по краеведению «Мой край родной», воспитает у обучающихся любовь к родному краю как к своей малой Родине.
Второй тематический блок, под названием «Семья - мое все». Он включает в себя следующие цели:
формирование культуры взаимоотношений внутри интернатской семьи;
создание благоприятного психологического климата в коллективе;
формирование осознания себя как неотъемлемой части единого коллектива воспитанников и воспитателей;
организация и осуществление связи разных поколений воспитанников через встречи и другие мероприятия данного блока.
Формы: беседы, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, акции, круглые столы, выпуск газет.
Основные мероприятия, относящиеся к этому блоку:
Выборы актива групп (семей), даст осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности;
Вечер общения «Семь Я» , воспитает культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей;
Акция «Посылка брошенным детям» и акция «Я игрушку малышу подарю», поможет ученикам привить себе волонтерские качества;
-Выпуск газет «Моя семья» и конкурс рисунков «Счастье - это когда семья рядом», поспособствует развитие творческих навыков;
Оценка результативности нравственно-патриотической программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, каждый из которых представлен в качестве обобщенных нравственно-духовных и количественных параметров.
Нравственно-духовные параметры:
обеспечение заинтересованности воспитанников в изучении истории и культуры родного края;
сформированности культуры отношения к природе родного края, к социуму, к самому себе;
степень сплоченности коллектива в процессе реализации различных видов деятельности;
уровень сформированное активной гражданской позиции у каждого отдельно взятого воспитанника
Количественные параметры - это количество:
числа учащихся, добившихся значительных успехов в каком-либо виде деятельности;
реализованных военно-спортивных игр;
проведенных конкурсов с нравственно-патриотической направленностью;
воспитанников, «принятых» (не отвергнутых) коллективом;
уменьшение либо отсутствие случаев проявления асоциального поведения воспитанников.
В результате реализации Программы ожидается:
-создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
-обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
положительная динамика роста патриотизма;
возрастание социальной и трудовой активности молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства;
преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений;
возрождение духовности.
Формы подведения итогов реализации программы.
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующие положение, а беззаветная любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе политических и экономических успехов общества.
Для России гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях имеет особое значение. Однако его развитие, носящее всегда конкретно-исторический характер, осложняется сегодня многими обстоятельствами, и прежде всего тем, что, с одной стороны, значительная часть общества, в том числе молодежь, стала негативно относиться к понятиям гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества, а с другой - лжепатриотическими лозунгами различного рода сепаратистов, экстремистов и националистов.
Отсюда возникает ряд проблем мировоззренческого и организационного плана.
Перед Россией как многонациональным государством в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотизма и гражданственности, который в наибольшей степени будет способствовать воспитанию российских патриотов XXI в., а не повторять ограниченные варианты патриотизма прошлых столетий. Идея российского патриотизма должна выйти на новый уровень трактовки и понимания. С одной стороны, российский патриотизм должен выражать интересы государства и граждан России, быть на уровне общегосударственной идеи, а с другой - выражать патриотизм всех землян, занимать доминирующие положение по отношению к любому частному патриотизму.
В этом отношении русская идея патриотизма содержит на сегодняшний день ряд противоречий и необъективных суждений. Основной ее недостаток - отсутствие резкой грани между самобытностью исторического пути России, и ее роли в становлении единой и многообразной мировой цивилизации.
Воспитание патриотизма в семье поставлено неудовлетворительно. Родители, зачастую занятые погоней за долларом и длинным рублем, воспитывают именно эти идеи у своих детей. Социологические опросы показывают, что в семье на первое место ставятся деньги, а на одно из последних - любовь к Родине и готовность к ее защите.
К сожалению, эти идеи проникают в школу и находят там свое развитие. Гражданское и патриотическое воспитание школьников почти не ведется, а в силу отсутствия в школах молодежных организаций не закрепляется в повседневной жизни. Стремление школьников "косить от армии" стало чуть ли не обычным явлением.
Подобная картина наблюдается в средних и высших учебных заведениях страны. Правда, в большинстве из них существуют перспективные и годовые планы воспитательной работы, но очень редко встречаются в них позиции, посвященные воспитанию у молодежи патриотизма.
Одной из серьезных причин отсутствия должной оценки роли патриотизма и гражданственности в современных условиях является слабость теоретической разработки идей патриотизма и гражданственности, недостаточная их пропаганда в СМИ, установках политических партий и движений, государственной власти.
Только сделав правильные выводы на основе анализа объективных и субъективных причин, приведших к дискредитации идей патриотизма, и понимая необходимость воспитания гражданской позиции в обществе, можно добиться в этой области существенного перелома.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации
2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 <http://archives.ru/documents/order_gov795_2010.shtml>
3.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" утверждена постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. N 422
.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)
5. Белова Т. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждановедение, 2002, № 19.
. Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски. Насколько сейчас необходимо вводить патриотическое воспитание? //http:www.kremel.org/interview/183340498
7. Голикова Л.В., Что значит быть патриотом? // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. Магнитогорск, 2005, с. 37.
. Достоевский Ф.М. Полн. собр.соч. Л., 1980, т. ХХYI, с. 147
. Капустин З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющийся России//Педагогика,2003,№4
. Лутовинов В.И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, ноябрь 1998г.
. Лутовинов В., Резаков М.О концептуальных подходах к патриотическому воспитанию учащейся молодежи// Власть,2010,№5,С 39
. Наумов С.Ю., Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи. Саратов,2007,с.18-19
. Общенациональный научно-политический журнал «Власть» №6,20011, с.131
14. Подберезкин А.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях. Дис. канд. педаг. наук. Томск, 2000,с. 7.
15. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Антология педагогической мысли России XVIII века. - М. : Педагогика, 1985, с. 380
. Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. Магнитогорск, 2005, с. 109
. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990,с. 416
.http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/g/grazhdanstvennost.html