Юридические факты и их состав в семейном праве. Понятие родства и свойства. Лица, имеющие право быть опекунами и попечителями, их права и обязанности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,78 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Юридические факты и их состав в семейном праве. Понятие родства и свойства. Лица, имеющие право быть опекунами и попечителями, их права и обязанности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени П.М. МАШЕРОВА»

Юридический факультет








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

ТЕМА: ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ИХ СОСТАВ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ. ПОНЯТИЕ РОДСТВА И СВОЙСТВА. ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО БЫТЬ ОПЕКУНАМИ И ПОПЕЧИТЕЛЯМИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ









Витебск 2011

ПЛАН

1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ИХ СОСТАВ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ. ПОНЯТИЕ РОДСТВА И СВОЙСТВА

. ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО БЫТЬ ОПЕКУНАМИ И ПОПЕЧИТЕЛЯМИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

. ЗАДАЧА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ИХ СОСТАВ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ. ПОНЯТИЕ РОДСТВА И СВОЙСТВА

юридический факт родство попечительство

Юридические факты в семейном праве представляют собой основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений, т.е. они представляют реальные обстоятельства.

Юридические факты в зависимости от того, наступают они по воле или помимо воли граждан, делятся на два основных вида: действия и события.

Действия зависят от воли человека, поэтому могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия делятся на юридические факты - действия, направленные на достижение определенного семейно-правового результата, предусмотренного законом, и юридические поступки - действия, совершаемые лицом без намерения вызвать семейно-правовые последствия.

События представляют собой обстоятельства, которые возникают помимо воли человека. Они могут быть кратковременными (рождение ребенка) и длящимися (родство).

По способу воздействия на общественные отношения юридические факты в семейном праве делятся на:

-правопорождающие - факты, наступление которых влечет возникновение определенных семейных правоотношений (заключение брака, установление отцовства);

-правоизменяющие - факты, в результате которых изменяются семейные правоотношения (усыновление);

-правопрекращающие - факты, с наступлением которых прекращаются семейные правоотношения (со вступлением бывшего нетрудоспособного супруга в новый брак прекращается обязанность другого бывшего супруга в новый брак прекращается обязанность другого бывшего супруга его содержать);

-правопрепятствующие - факты, наличие которых препятствует возникновению правоотношений по воле одного из участников семейных правоотношений (например, муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение трех лет после рождения ребенка, если жена осуществляет воспитание и надлежащую заботу о ребенке);

-правовосстанавливающие - факты, с наступлением которых восстанавливаются семейные права и обязанности участников семейных отношений (например, явка супруга, объявленного умершим, восстанавливает брак, если другой супруг не вступил в новый брак; восстановление в родительских правах).

Семейные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться вследствие совокупности юридических фактов. Однако родство как юридический факт является одним из главных и более распространенных оснований возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений. [ 4, с. 15]

Понятие родства

Преимущественно участниками семейных правоотношений являются близкие родственники. Статья 60 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье определяет, что отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством.

Родство - это кровная связь лиц, происходящих одно от другого или от общего предка. В зависимости от того, происходят ли лица один от другого или от общего предка, кровные связи (линии родства) могут быть прямыми и боковыми.

Прямая линия родства - основана на происхождении одного лица от другого. Эта линия родства может быть нисходящей - от предков к потомкам (дед → сын → внук) и восходящей - от потомков к предкам (внук → отец → дед). [ 5, 48]

Боковая линия родства основана на происхождении нескольких лиц от одного предка (родные братья и сестры). В свою очередь родные братья и сестры могут быть полнородными, т.е. имеющими общих мать и отца, и неполнородными - когда общим родителем является только мать (неполнородные единоутробные) или только отец (неполнородные единокровные). Неполнородные родные братья и сестры обладают теми же юридическими правами и обязанностями по отношению к своим родителям и другим близким родственникам, что и полнородные родные.

Степень родства - это число рождений, связывающих между собой двух лиц, состоящих в родстве, т.е. количество рождений, необходимых для того, чтобы между двумя линиями возникло родство.

К первой степени прямого родства относят: отца - сына; ко второй степени прямого родства относят: деда - внука; ко второй степени бокового родства относят: родного брата - родную сестру. Эта категория лиц относится к близким родственникам. В семейных правоотношениях усыновленные и усыновители, муж и жена приравнены к близким родственникам.

К третьей степени бокового родства относят дядю и племянника, к четвертой степени бокового родства относят: двоюродного брата и двоюродную сестру и т.д. Отношения между этой категорией лиц не регулируются брачно-семейным законодательством Республики Беларусь.

Близкое родство является правопорождающим (взаимное содержание супругов) и правопрепятствующим (запрещается брак между близкими родственниками) фактом.

Свойство и его юридическое значение

Под свойством понимают отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга (ст. 61 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Свойство возникает по двум направлениям:

)между одним супругом и родственниками другого супруга;

)между родственниками обоих супругов.

Отношения свойства являются вторичными отношениями брака и в семейном праве юридическими фактами не являются, поэтому эти правоотношения и не урегулированы семейным законодательством.

В отношениях свойства состоят отчим и пасынок, по ныне действующему Кодексу Республики Беларусь о браке и семье регулирование семейных правоотношений между ними не предусмотрено.

Дети каждого из супругов от других браков являются сводными братьями или сестрами, они не состоят в родстве между собой, поэтому имущественные отношения между ними регулируются гражданским законодательством.

В случае усыновления сводных братьев или сестер хотя бы одним из супругов изменяется их правовой статус. Они приравниваются во всех семейных правоотношениях к близким родственникам, так как один из родителей (возможно оба) у них становится общим. [ 6, с. 63]

2. ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО БЫТЬ ОПЕКУНАМИ И ПОПЕЧИТЕЛЯМИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь Республики Беларусь 28.10.1999 г. №1676 (в редакции от 28.04.2010 г. №624). Согласно данному Положению в Республике Беларусь органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается:

.в отношении несовершеннолетних лиц - на управления (отделы) образования исполнительных и распорядительных органов, а в случаях, предусмотренных законодательством - на комиссии по делам несовершеннолетних;

.в отношении лиц, признанных недееспособными, - на управления (отделы) здравоохранения исполнительных и распорядительных органов;

.в отношении дееспособных, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, - на управления (отделы) по труду, занятости и социальной защиты исполнительных и распорядительных органов.

Задачами органов опеки и попечительства являются:

-выявление и учет лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;

-устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание;

-оказание материальной и иной необходимой помощи детям;

-осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

-защита личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите и (или) в опеке и попечительстве, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в установлении над ними патронажа;

-установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);

-установление попечительства над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;

-установление патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, по их просьбе. [3]

Органы опеки и попечительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают решения, которые имеют обязательную силу для физических и юридических лиц всех форм собственности.

Местные исполнительные и распорядительные органы как органы опеки и попечительства

Местные исполнительные и распорядительные органы как органы опеки и попечительства:

-организуют работу по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, а также совершеннолетних лиц, нуждающихся в установлении опеки, попечительства;

-обеспечивают до разрешения вопроса об установлении опеки, попечительства временное устройство нуждающихся в опеке, попечительстве лиц и сохранность их имущества;

-назначают опекунов, попечителей, попечителей-помощников, приемных родителей, родителей воспитателей детских домов семейного типа, детской деревни (городка), освобождают и отстраняют их от возложенных обязанностей;

-обеспечивают охрану имущественных и личных прав подопечных детей, нуждающихся в государственной защите, проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений совершеннолетних;

-дают опекуну предварительное разрешение совершать сделки, попечителю давать согласие на совершение от имени подопечных сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

-при наличии достаточных оснований ходатайствуют перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего подопечного в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;

-решают вопрос о выплате следуемой подопечному заработной платы, пенсии и других выплат непосредственно попечителю или по согласованию с ним супругу или другому совершеннолетнему члену семьи для расходования на нужды лица, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;

-дают в отдельных случаях разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим четырнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и охране прав и законных интересов подопечного;

-возбуждают в суде дела: о лишении родительских прав или об отобрании ребенка без лишения родительских прав, о признании гражданина ограничено дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, о признании недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), а также при признании брака недействительным как заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, либо с лицом, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);

-принимают участие при рассмотрении в суде дел о признании брака недействительным как заключенного с лицом, не достигшем брачного возраста, либо с лицом, признанным недееспособным вследствие психического расстройства;

-устанавливают опеку над имуществом умерших и безвестно отсутствующих лиц;

-при использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи передают прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности;

-принимают решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, утверждают план защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, вносят в него изменения и дополнения на основании результатов анализа его выполнения;

-направляют ребенка в учреждение образования, здравоохранения, социального обслуживания на государственное обеспечение;

-устанавливают ежемесячные денежные выплаты на содержание детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, преданных на воспитание в опекунские, приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни (городки);

-дают разрешение на отчуждение жилого помещения, в котором проживают либо имеют право на проживание дети. Решают вопрос об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством;

-принимают решение о присвоении или изменении фамилии, имени детей в случаях, предусмотренных законодательством, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

-в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномочивают органы и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений, на реализацию их функций. [ 4 с. 227-230]

Деятельность управлений (органов) образования по опеке и попечительству

Управления образования местных исполнительных и распорядительных органов:

-выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших восемнадцати лет, избирают форму их устройства;

-подбирают опекуну (попечителю), приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, детской деревни (городка), способного осуществлять воспитание несовершеннолетнего и защиту его личных и имущественных прав;

-представляют в органы опеки и попечительства материалы, необходимые для назначения над несовершеннолетним опеки (попечительства), создания приемной семьи, детского дома семейного типа, назначения ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, принятие решения об эмансипации;

-оказывают опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям детского дома семейного типа, детской деревни постоянную помощь в воспитании и оздоровлении детей;

-проверяют выполнение опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-попечителями возложенных на них обязанностей;

-возбуждают в необходимых случаях перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей от выполнения их обязанностей;

-возбуждают в суде дела о лишении родительских прав или отобрании детей от родителей без лишения родительских прав, о взыскании с родителей средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

-дают заключения по делам о лишении родительских прав, об отобрании детей от родителей или других лиц, восстановлении в родительских правах, возвращении отобранного ребенка родителям, об обоснованности усыновления и соответствии интересам ребенка установления либо отмены усыновления, участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления;

-принимают участие в исполнении решении судов о передаче или отобрании детей от родителей или других лиц;

-осуществляют контроль за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни;

-рассматривают жалобы на действия опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей опекунов;

-ведут учет детей, нуждающихся в опеке (попечительстве), и детей, переданных под опеку (попечительство);

-осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью;

-ведут учет кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители), проживающих на их территории;

-в установленном порядке готовят материалы для усыновления детей, находящихся на их территории, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление;

-организуют обучение граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

-разрешают в пределах своей компетенции спорные вопросы между родителями о воспитании детей;

-дают заключение и участвуют в заседаниях судов по вопросам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов;

-проводят обследование условий жизни детей, находящихся в социально опасном положении, и кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители);

-предоставляют полномочия учреждениям образования на реализацию функций по защите прав и законны интересов детей.

Органы опеки и попечительства имеют право:

-требовать от физических и юридических лиц представление необходимых документов и справок;

-производить обследование и опрос лиц в целях получения необходимых сведений для решения вопросов опеки и попечительства;

-вызывать на беседы и объяснения родителей, опекунов, попечителей, попечителей-помощников, приемных родителей и других граждан по вопросам, связанным с защитой прав опекаемых и подопечных;

-выдавать заинтересованным физическим и юридическим лицам в пределах своей компетенции справки, заключения, касающиеся вопросов опеки и попечительства.

Функции комиссии по делам несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации как орган, осуществляющий функции по опеке и попечительству:

-принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение в случаях, установленных законодательными актами, устанавливает наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, и (или) транспортного средства;

-уведомляет районного (городского, межрайонного) прокурора о принятом решении об отобрании ребенка;

-формирует комиссию по отобранию ребенка;

-информирует о принятом решении об отобрании ребенка организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, - органы по труду, занятости и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа и органы внутренних дел;

-принимает соответствующие решения о возвращение ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) органы по труду, занятости и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа или об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав. [4, ст. 232 ]

3. ЗАДАЧА

Жительница деревни Прохорово Полина А. была беременной около девяти месяцев. Когда начались предродовые схватки, она попросила своего мужа срочно отвезти ее в больницу. На полпути к городу внезапно прокололось заднее колесо. У Полины А. начались сильные схватки. В это время из города на грузовике возвращались супруги Кашкины. Муж Полины А. остановил их и попросил помочь при родах. На обочине сельской дороги Полина родила мальчика.

Супруги назвали сына Димой и через три недели решили его зарегистрировать в органе загса. Однако заведующая органом загса отказалась принять заявление и зарегистрировать ребенка. При этом она заявила, что необходимо доказать происхождение ребенка.

1.Правомерно ли требование заведующей органом загса?

2.Что в данном случае будет служить основанием для установления происхождения ребенка?

Решение:

1. В данной ситуации требование заведующей органом загса будет являть правомерным.

. В соответствии с ч. 3 ст. 51 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье происхождение ребенка от родителей, состоящих в браке, устанавливается на основании записи акта о браке родителей. Запись акта об отце ребенка производится на основании свидетельства о браке независимо от согласия мужа. Продолжительность состояния родителей в браке значения не имеет, т.е. отец должен состоять в браке с матерью ребенка на момент зачатия и (или) рождения ребенка.

Происхождение ребенка от матери устанавливается на основании:

-факта рождения, удостоверенного справкой организации здравоохранения;

-решения суда об установлении факта рождения ребенка. Обычно такое решение выносит суд при рождении ребенка вне медицинского учреждения без участия врачей (как в данном случае);

-решения суда об установлении материнства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 №218-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 №96-З). // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. - Минск, 2011.

2.Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999 №278-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2009 №43-З). // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. - Минск, 2011.

.Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 г., №1676 (в ред. от 28.04.2010 г. №624) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. - Минск, 2011.

4.Бруй М.Г. Семейное право / М.Г. Бруй, 2-е издание. - Мн., ТетраСистемс. - 2011.- 288 с.

5.Пенкрат В.И. Семейное право Республики Беларусь. - Мн.: ООО МНО, 2004.

.Тихиня В.Г. Правовое регулирование семейных правоотношений / В.Г. Тихиня, М.Г. Бруй. - Мн.: Изд-во МИУ, 2006

Похожие работы на - Юридические факты и их состав в семейном праве. Понятие родства и свойства. Лица, имеющие право быть опекунами и попечителями, их права и обязанности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!