Финансовое право

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,95 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое право

Понятие, предмет и метод финансового права

финансовый право налог сбор

В основе деления совокупности правовых норм на отрасли лежит материальное содержание отношений, которые регулируются этими нормами, т. е. предмет правового регулирования. Наличие предмета правового регулирования - основной признак самостоятельности отрасли права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации денежных ресурсов в централизованные и децентрализованные фонды государства и органов местного самоуправления, их распределение и использование, а также в ходе контроля за движением этих средств, их эффективным и целевым использованием и в связи с денежной эмиссией. Финансовое право закрепляет также общие принципы и формы финансовой деятельности государства, методы мобилизации и распределения денежных средств через централизованные и децентрализованные фонды, получение их участниками финансовых правоотношений. Нормы финансового права закрепляют права и обязанности сторон финансовых отношений.

В этих отношениях проявляется властно-организующая роль государства и органов местного самоуправления в распределении и перераспределении национального дохода страны. В них государство и органы местного самоуправления выражают публичный финансовый интерес, удовлетворяя финансовые потребности государства, отдельных территориальных образований и одновременно всех граждан, заинтересованных в бесперебойном функционировании органов государства и местного самоуправления.

Эти отношения имеют денежный характер, и одной стороной в них всегда выступают органы государства или органы местного самоуправления, поддерживающие публичный финансовый интерес. Другой стороной этих отношений могут быть органы государства, юридические и физические лица и т. д., у которых возникает обязанность внесения денежных средств в централизованные либо децентрализованные фонды или получение денежных средств из этих фондов, но они обязаны поддержать публичный финансовый интерес и удовлетворить интерес личный или коллективный (юридического лица). Эта вторая сторона финансово-правовых отношений всегда имеет подчиненное первой стороне положение.

Однако не все денежные отношения, в которых одной стороной выступают органы государства или местного самоуправления, наделенные властными полномочиями, являются финансово-правовыми.

Из деятельности органов финансово-кредитной системы возникают и гражданско-правовые отношения. Например, в связи с выпуском ценных государственных бумаг - облигаций, казначейских обязательств. На добровольных началах их приобретают юридические и физические лица, таким образом, финансовое право регулирует отношения, связанные с выпуском облигаций, определением условий выпуска, стоимости, длительности займов, их доходности, порядком погашения, а гражданское право регулирует отношения между заемщиком (государством или органом местного самоуправления) и кредиторами (юридическими и физическими лицами).

Условия этих отношений устанавливаются государством в одностороннем властном порядке, а приобретение ценных бумаг - в добровольном при равенстве сторон, что характерно для гражданского права. Денежные средства, переданные гражданином, не зачисляются в централизованный фонд государства или местный бюджет.

Специфика общественных отношений, регулируемых финансово-правовыми нормами, состоит в том, что они возникают из деятельности по непосредственной мобилизации, распределению либо использованию денежных фондов, являющихся частью национального дохода страны, т. е. критерием отграничения финансово-правовых отношений от других видов отношений, которые имеют денежный характер и одной стороной которых выступает наделенный властными полномочиями орган государства или местного самоуправления, является функция мобилизации, распределения либо использования централизованных или децентрализованных фондов денежных средств.

Отношения, составляющие предмет финансового права, классифицируются по различным признакам. В зависимости от функций финансовой деятельности: при мобилизации, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и осуществлении контроля за их использованием; в связи с денежной эмиссией; в зависимости от деления на финансово-правовые институты: при формировании и использовании бюджетных и централизованных целевых внебюджетных фондов; по поводу финансов государственных и муниципальных предприятий; по поводу обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин, неналоговых доходов); при государственном и муниципальном кредите; государственном долге; сметно-бюджетном финансировании; государственном внебюджетном финансировании; государственном страховании; денежном обращении; государственном финансовом контроле. В зависимости от субъектного состава финансовые отношения делятся на две группы: когда с одной стороны выступают наделенные властными полномочиями государственные органы или органы местного самоуправления, выражающие публичный финансовый интерес, а с другой - юридические или физические лица; либо в отношениях участвуют, с одной стороны, органы государства, а с другой - органы местного самоуправления (например, в межбюджетных отношениях).

Дополнительным признаком отграничения финансового права от других отраслей является метод финансово-правового регулирования.

Метод финансового права, как и во всех отраслях публичного и частного права, - это юридические приемы и способы, которыми государство воздействует на субъектов отношений, регулируемых нормами конкретных отраслей права. Приемы и способы воздействия на субъектов отношений, являющихся предметом той или иной отрасли права, раскрываются через правовое положение субъектов этого рода общественных отношений, в финансово-правовых отношениях субъекты не равны (одна сторона, выражающая публичный финансовый интерес, всегда наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне) и в характере действий, присущих субъектам.

Как отрасли публичного права финансовому праву присущ метод государственно-властных предписаний, свойственный и всем другим отраслям, относящимся к публичным (административному, уголовному и т. д.), т. е. обязательная сторона финансово-правовых отношений - орган государственной власти или орган местного самоуправления, поддерживая публичный финансовый интерес, дает обязательное предписание другой стороне в области финансов. В этом и состоит сущность метода властных предписаний. Однако в финансово-правовых отношениях речь идет о фондах денежных средств, необходимых для функционирования государства и органов местного самоуправления на его территории.

Без финансового обеспечения этого функционирования не будет, поэтому никаких непредусмотренных нормативно-правовым актом действий ни одна из сторон финансово-правовых отношений произвести не может. Если судья может, исходя из материалов уголовного дела, избрать меру наказания для виновного (т. е. закон наделяет его правом оперативной самостоятельности), то в финансово-правовых отношениях налоговый инспектор не может снизить размер пени налогоплательщику, не укрепившему налог в срок. Обе стороны финансово-правовых отношений лишены права оперативной самостоятельности. Фактически государственно-властный метод действует на обе стороны финансовых правоотношений. Стороны подчинены государственно-властному предписанию, содержащемуся в законе либо нормативно-правовом акте. Но поскольку одна сторона - орган государства или местного самоуправления поддерживает публичный финансовый интерес, отраженный в акте, вторая сторона, поддерживая свой интерес (юридическое лицо либо гражданин), естественно подчинена первой стороне.

Однако и наделенный властными полномочиями орган государства или орган местного самоуправления отступить от требования, выраженного в нормативно-правовом акте, не может.

В финансовом праве используются иногда и другие методы регулирования финансовых отношений, но они, как правило, применяются наряду с основным, в качестве дополнительных: рекомендации, дозволения, согласования. Так, Закон РБ «О системе налогообложения» устанавливает перечень местных налогов и сборов, предоставляя право местным советам устанавливать порядок зачисления их в местные бюджеты, если законами РБ не предусмотрено иное. Если закон установил порядок, то местные советы его уже не устанавливают.

Итак, финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимых для их бесперебойного функционирования.

Присущая предмету финансового права специфика позволяет отграничить его от других отраслей единой по своей сущности системы права обнаружить неразрывную связь не только с основными, ведущими отраслями права - конституционным, административным, гражданским, уголовным, но и всеми другими отраслями.

Для финансового права, как и для всех отраслей публичного права, характерен основной метод правового регулирования - метод государственно-властных предписаний. Однако, как уже говорилось, постоянная потребность государства и органов местного самоуправления в денежных средствах делает метод финансово-правового регулирования специфическим. Он распространяется на обе стороны финансовых правоотношений.

Наиболее тесно финансовое право связано с конституционным и административным правом, которые охватывают деятельность государства в целом. Ни законодательные, ни исполнительные органы государства, как и судебные, не смогут осуществлять свои задачи и функции без материального обеспечения, имеющего денежный характер. А для этого необходима правовая регламентация отношений в области материального обеспечения функционирования органов государственной власти, что и обеспечивают финансовые нормативно-правовые акты.

Конституционное право - ведущая отрасль в системе права любого государства. Нормы конституционного права регулируют отношения в главных сферах общественной жизни - экономике, политике, социальных отношениях, определяют положение личности в обществе, права и обязанности. Поскольку конституционное право закрепляет основы регулирования главных сфер общественной жизни, то занимает ведущее место в системе отраслей права. Финансовое право исходит из положений конституционного права и регулирует финансовые отношения.

Административное право регулирует общественные отношения в сфере организации и деятельности органов исполнительной власти в процессе осуществления государственного управления, установления и обеспечения общественного порядка, осуществления надзорной деятельности от имени государства, а также юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти при разрешении индивидуальных административных дел и применении административных взысканий в случаях административных правонарушений. Исходя из положений административного права, финансово-правовые нормы устанавливают организационные формы управления кредитной системой и регулируют отношения, возникающие непосредственно при мобилизации, распределении и использовании денежных фондов государства.

Финансовое право граничит с трудовым и пенсионным в той части, которая касается регулирования отношений по поводу образования государственных внебюджетных целевых Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, с земельным правом в связи с обложением земельным налогом. В случае нарушения финансового законодательства, особенно бюджетного и налогового, устанавливается уголовная ответственность.

Понятие налогов, сборов (пошлин), их виды и функции

С помощью налога, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В нем отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи.

По своей сущности налог представляет собой экономико-правовую категорию. С одной стороны, он есть часть созданного (произведенного или полученного дохода, прибыли), выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государству и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально-социальную природу налога.

В то же время, категория налога является ключевым инструментом налогового права, одним из главных элементов налоговой системы и, в этом значении, имеет выраженную правовую природу. Налоги порождены государством, родились вместе с ним. Они устанавливаются законами - это прерогатива представительной (парламентской) власти. Порядок их уплаты, взимания, налогового контроля, ответственности, защиты интересов субъектов налогообложения - все они реализуются посредством правоустановительных, правообеспечительных, правонаделительных, правозащитных и правоприменительных юридических форм и процедур. Таким образом, двойственная сущность налогов определяет межотраслевую природу налогообложения (экономика, бухгалтерский учет, право), привлекает к ним научный и практический интерес экономистов, менеджеров и юристов, определяет экономико-правовую специфику налоговедения. За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков.

По мнению Черника Д.Г., налог по своей сущности, есть "…изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового определенного продукта в виде обязательного взноса". В данном определении подчеркивается исключительно фискальный характер налога, который "изымается государством". Изъятие по своей юридической природе есть принудительное отчуждение имущества, однако, абсолютное большинство налогоплательщиков совершенно осознано и добровольно уплачивает налоги.

На мой взгляд, неточно указан здесь и адресат налога - в пользу общества. Он изымается в пользу государства, для осуществления его функций, естественно, полезных обществу, иначе, зачем нужно государство?

Юткина Т.Ф. считает, что налог в реальном налоговом механизме - безвозвратная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом части их доходов с целью удовлетворения общественно-необходимых потребностей. В этом определении так же выпукло проявляется фискальная составляющая налога и неопределенность его адресата. Исследовали проблему дефиниции налога и другие известные налоговеды.

По мнению законодателей, налог представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц.

Определения явно неудачное, поскольку не раскрывает существенных правовых признаков налога и не дает никаких юридических критериев для отличия налогового платежа от неналогового.

Восполняя явные проблемы и неточности законодательства и теории, пытался разрешить проблему дефиниции налога Конституционный суд РБ, который в своем постановление от 11.11.1997 № 16-П указал, что налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и обеспеченная мерами государственного принуждения.

Как видно, суд подчеркнул ряд существенных юридических признаков налога, необходимых для понимания его сущности.

Решающее значение дефиниция налога приобретает именно в праве, поскольку, во-первых, точное уяснение содержания категории "налог" способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика; во-вторых, понятие налога должно быть одной из отправных точек при подготовке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей; в-третьих, четкое понимание термина "налог" позволяет определить объем полномочий и компетенцию налоговых органов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РБ).

Рассмотрим основные признаки налога. В ст. 57 Конституции РБ установлена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Следовательно, главным, определяющим признаком налога является его законность, которая предлагает, что данный платеж включен в систему налогов РБ, путем внесения его в соответствующий перечень, установленный в ст.ст. 13-15 НК РБ.

Вторым признаком налога можно назвать односторонний характер его установления. Право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на уплату налога. Эта мысль А. Смита нашла закрепление в современном налоговом законодательстве, которое не предусматривает согласие граждан на установление и уплату налогов. Более того, вопросы налогообложения исключены из предмета референдумов, сходов и других форм прямого волеизъявления народа.

Третий признак налога - обязательность и индивидуальная определенность платежа вносимого налогоплательщиком в бюджет в виде денежного взноса. Обязанность уплата налога имеет конституционно-правовое содержание, установлена ст.57 Конституции РБ и подтверждена в ст. 21 НК РБ, других правовых нормах налогового законодательства. Обязанность платежа обеспечивается принудительным характером его исполнения. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым или таможенным органом требования налогоплательщику об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 налогового кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РБ.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено налоговым кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

В системе мер обеспечения исполнения налоговой обязанности НК РБ предусматривает залог имущества, поручительство, взыскание пени, приостановление операций по счетам налогоплательщиков-предпринимателей в банках, арест имущества (ст. ст. 72-77 НК РБ)

В качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов предусмотрено применение налоговых санкций (ст. 114 НК РБ)

Система средств принуждения и санкций оказывает побудительное воздействие на налогоплательщика с тем, чтобы он полно и в срок уплатил налог. Предупредительно-профилактическое воздействие на сознание большинства налогоплательщиков оказывает угроза применения ответственности или других властных мер.

Индивидуальная определенность налога устанавливается путем его исчисления с применением установленных законом налоговых ставок, вычетов, изъятий преференций и других льгот к имеющимся у налогоплательщика объектам налогов. Таким образом, размер платежа индивидуально определен по каждому налогу и зависит от величины его объекта, базы, льгот и других особенностей налогообложения. В ряде случаев размер платежа зависит и от социального положения налогоплательщика. К примеру в ст. 218 НК РБ предусмотрены социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц именно по социальным признакам налогоплательщиков - инвалидов-чернобыльцев, Героев Советского союза и РБ, инвалидов с детства, инвалидов I и II групп, лиц имеющих детей и др.

По своей правовой природе налог имеет форму отчуждения части имущества собственника, либо имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении в унитарных государственных или муниципальных предприятиях. В этой связи представляет интерес вопрос о правовых основах отчуждения части имущества налогоплательщика. В ст. ст. 8, 35, 36 Конституции РБ закреплено право частной и иных форм собственности и гарантируется их государственная защита. "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения".

Гражданское законодательство не предусматривает такую форму принудительного отчуждения имущества собственника как налоговые изъятия (ст. 235 ГК РБ). К тому же к имущественным отношениям, основанным на административном или властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (ч. 3. ст. 2 ГК РБ).

Вместе с тем, в соответствии со ст. 56 Конституции РБ право частной собственности не принадлежит к правам, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях. Иными словами оно может быть ограничено законом, однако, в строго определенной мере, "в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Следовательно, основанием для лишения собственника принадлежащего ему права собственности является его конституционная публично-правовая обязанность платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституция РБ). Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества. С публичным характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Существенным признаком налогов является их индивидуальная безвозмездность. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства по отношению к налогоплательщику, который не вправе рассчитывать на услуги и какие либо встречные юридически значимые действия государства в его пользу. Вместе с тем, налог, выступая общественно необходимым имущественным взносом в бюджет возвращается налогоплательщикам в виде индивидуально неопределенных благ, таких как, укрепление правопорядка, благоустройство муниципальных образований, дорог, развитие образования, здравоохранения, социальная поддержка малообеспеченных граждан и т.д. Уплата налогов осуществляется на безвозвратной основе. Однако не исключены случаи излишней уплаты налога по ошибке самого налогоплательщика, либо взыскание излишних сумм налога по вине налоговых органов. В первом случае, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих налоговых платежей налогоплательщика либо возврату в порядке, установленном ст. 78 НК РБ. Во втором случае, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику после погашения задолженностей по оплате налогов с начислением процентов на нее в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РБ.

Налоговым кодексом РБ предусмотрен также возврат из бюджета так называемого "входного" (уплаченного при покупке товара) НДС (ст. ст. 165, 175 НК РБ), стандартных, социальных и профессиональных вычетов, предусмотренных ст.ст. 218-221 НК РБ по налогу на доходы физических лиц, при предоставлении налоговых льгот и по другим основаниям, что не противоречит признаку безвозмездности налога и не влияет на его сущность.

Налоги вносятся в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонда в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Целевой признак использования налогов, прямо закрепленный в ст. 8 НК РБ, позволяет, с одной стороны более строго формировать структуру бюджетов, как в доходной, так и в расходной частях. Последнее особенно важно в интересах обеспечения целенаправленного расходования бюджетных средств для поддержания и развития обороноспособности страны, правопорядка, образования, здравоохранения науки, культуры социальной сферы, финансирования приоритетных направлений экономического развития и т. д. С другой стороны, законодательное закрепление целевого признака налогов лежит в основе правового обеспечения построения необходимой системы контроля за движением и расходованием налоговых средств, ответственности государственных и муниципальных органов (и их должностных лиц) за их целевое использование, строжайшее соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины, чего явно не хватает бюджетно-налоговой системе. Это как бы общая совокупная цель сбора налогов. Налоги, за отдельными исключениями, не имеют целевого характера, они поступают в общую "копилку" - бюджет (внебюджетный фонд) и уже там, будучи обезличенными, расходуются на указанные цели по статьям расходов.

Таким образом, финансовой целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Основные статьи расходов не могут зависеть от того или иного источника. Задача налогового законодательства - "изыскать денежные средства на покрытие общих расходов и справедливо распределить необходимые платежные обязанности... Такое обеспечение финансовыми средствами является целью, но не имеет определенного адреса; оно не может определять ни мотивы налоговых законов, ни конечные цели их исполнения".

Налоговые доходы и расходы бюджета заранее планируются при осуществлении бюджетного процесса. Существует методика определения размера совокупного объекта всех региональных и местных налогов (количество земли, недвижимости, транспортных средств, предприятий, объем производства и реализации продукции (работ, услуг), легальные доходы населения) другие элементы юридических составов налогов (льготы, ставки, сроки и т.д.), что позволяет определить предполагаемую (достоверную) сумму налогов и на этой основе обеспечить предсказуемость и стабильность финансовой системы. В настоящее время налоговое планирование активно применяется в бюджетном процессе, повсеместно внедряются налоговые паспорта (региона, муниципального образования, предприятия).

Целевой характер имеют транспортный и дорожный налоги, единый социальный налог и др., предусмотренные действующим налоговым законодательством. Они также уплачиваются в целях финансового обеспечения государственной и муниципальной деятельности в строго определенных сферах, отраженных в названиях налогов.

Наряду с налогами, налоговое законодательство обязывает уплачивать сборы и пошлины. Понятие сбора содержится в ч.2 ст. 8 НК РБ, уплата пошлины предусмотрена его ст. 13, другими правовыми нормами кодекса, "О государственной пошлине", таможенным законодательством, поэтому есть необходимость разделить эти понятия.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 п.2 НК РБ).

Сбор является целевым взносом имеющим целью покрытие расходов государства, понесенных их органами и учреждениями в связи с выполнением определенных функций (паспортно-визовой, регистрационной, лицензионной, и др.)

Сбор уплачивается за предоставление его плательщику права осуществлять определенные виды деятельности или пользоваться чем либо, например, природными ресурсами.

Налоговым законодательством установлены следующие виды сборов:

. Лицензионные сборы, которые взимаются за выдачу разрешений на осуществление определенных видов деятельности. Предусмотрены региональные и местные лицензионные сборы.

. В действующую систему налоговых сборов включены сборы за предоставление права:

производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

торговли;

проведения местных аукционов и лотерей;

парковки автомобиля;

участия в бегах на ипподромах;

участия в игре на тотализаторе на ипподроме;

проведения кино- и телесъемок;

открытия игорного оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры;

строительство объектов производственного назначения в курортной зоне.

за уборку территорий населенных пунктов;

со сделок, совершаемых на биржах;

за выигрыш на бегах на ипподроме;

за выдачу ордера на квартиру;

с владельцев собак;

на перепродажу автомобилей;

на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

курортный сбор.

. К числу сборов относятся также и иные платежи, имеющие налоговый характер:

платежи за пользование природными ресурсами;

плата за пользование водными объектами;

лесной доход.

. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью1.

. Группа таможенных сборов включает в себя сборы за таможенное оформление, хранение и сопровождение товаров и грузов, за выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, за информирование и консультирование, за принятие предварительного решения, за участие в таможенных аукционах.

В ст. ст. 13-15 части первой НК РБ количество налоговых сборов сокращено до четырех видов: таможенных, региональных и местных лицензионных сборов, что существенно упрощает всю систему налогов и сборов и создает дополнительные гарантии от чрезмерных фискальных устремлений государства.

Уплата пошлины в отличие от сбора обусловлена совершением государственными органами юридически значимых действий в отношении их плательщика. В части первой НК РБ не содержится общего понятия пошлины, однако в его ст. 13 установлены два их вида: государственная и таможенная.

Под государственной пошлиной понимается установленный и действующий на всей территории РБ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Законом предусмотрены следующие виды государственной пошлины:

с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд;

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РБ;

за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами; за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РБ или выходом из гражданства РБ, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых настоящим Законом.

Таможенная пошлина определена в виде обязательного взноса, взимаемого таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющегося неотъемлемым условием такого ввоза или вывоз. Законом установлены три вида таких пошлин: ввозные (импортные); вывозные (экспортные) и провозные (транзитные).

Классификация или, иначе, группировка налогов по видам необходима в целях определения их роли и места в бюджетно-финансовой системе РБ и их экономической сущности.

В зависимости от выбранного критерия классификации все налоги подразделяются на несколько групп.

НДС, акцизы, на прибыль организаций, на доходы от капитала, на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная и таможенная пошлины, на пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной, водный и экологический, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные и таможенные сборы - всего 17 видов.

В систему региональных налогов и сборов отнесены налоги на имущество организаций, на недвижимость, с продаж, на игорный бизнес, дорожный и транспортный налоги, региональные лицензионные сборы - всего 7 видов (ст. 14 НК РБ).

К местным налогам и сборам относятся (ст. 15 НК РБ): земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, налог на рекламу, местные лицензионные сборы - всего 5 видов.

По своим объектам и способам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые - это подоходно - имущественные налоги, взимаемые в процессе получения и накопления доходов, приобретение других материальных благ и выгоды (имущества, земли, экономия на процентах и т.д.) К их числу НК РБ относит: налог на доходы и имущество физических лиц; налог на прибыль и имущество организаций; налог на доходы от капитала; земельный налог; налог на недвижимость; транспортные, дорожные и другие налоги.

В свою очередь прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги в качестве объекта имеют действительно (фактически) полученный доход (прибыль) налогоплательщика и учитывают его фактическую платежеспособность. К примеру, налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК РБ), налог на прибыль организаций (Глава 25 НК РБ) и др.

Объектом реальных налогов является предполагаемый (расчетный, усредненный) доход. К их числу можно отнести единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, упрощенный режим налогообложения для субъектов малого бизнеса и др. Реальные налоги применяются в тех случаях, когда фактический доход установить сложно, и в то же время удешевляется и упрощается техническая сторона налогообложения.

Практически очень сложно учесть фактический доход водителя такси, продавца - собственника торговой палатки, в казино и от некоторых других видов деятельности. В подобных случаях применяется вмененная либо упрощенная система налогообложения.

Объектом налога является вмененный доход по каждому виду деятельности определяемый расчетным путем, исходя из базовой доходности одной единицы налога с применением корректирующих коэффициентов.

Косвенные налоги составляют значительную группу в системе налогов РБ и являются наиболее доходными в ее бюджетной системе. Это налоги на расходы, на потребление физических лиц и организаций. Они взимаются в процессе расходования материальных благ. Их объектом выступают реализации товаров, работ и услуг. Косвенные налоги можно подразделить на три подгруппы:

индивидуально-косвенные налоги: акцизы на отдельные виды товаров (услуг), минеральное сырье; ресурсные налоги на потребление отдельных видов объектов природной среды (недропользование, водопользование, лесопользование, пользование объектами животного мира);

универсально-косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС); налог с продаж; налог на рекламу;

таможенная пошлина, уплачиваемая предпринимателями - налогоплательщиками при осуществлении экспортно-импортных операций;

По признаку отнесения в качестве источника дохода того или иного бюджета (фонда) все налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

К числу закрепленных налогов относятся таможенные пошлины и таможенные сборы, поступления от которых полностью поступают в бюджет. Земельные и другие налоги указанные в ст. 15 НК РБ являются источниками местных бюджетов.

Единый социальный налог пополняет три социальных внебюджетных государственных фонда (пенсионный, обязательного медицинского страхования и социального страхования) и некоторые другие налоги.

Регулирующие налоги имеют целью административного перераспределения налоговых доходов между разноуровневыми бюджетами для покрытия их дефицита.

Доходы от этих налогов, как правило, ежегодно распределяются между бюджетными в различных пропорциях, указанных в законе о бюджете соответствующего уровня или прямо в налоговом законе.

По целевой направленности налоги группируются на общие и целевые.

Положительное значение целевых налогов состоит в том, что налогоплательщики проявляют больше заинтересованности в их уплате, так как видят конкретную пользу, результативность и разумность их использования органами власти. Некоторые из них заявляют о готовности вместо уплаты обезличенных налогов взять на содержание детский дом, школу-интернат, обустроить сквер или бульвар в городе и т.д. Однако, увлечение целевыми налоговыми недопустимо с точки зрения обеспечения стабильности бюджетной системы и гарантий выполнения государством всех своих функций, но не отдельных из них под которые собираются целевые налоги.

Кроме того, требуются дополнительные затраты на создание механизма обособления поступлений целевых налогов и в то же время нет абсолютной уверенности в полноте сбора этих налогов, но если нет дохода - нет и конкретного расхода.

Налоги возможно разграничить и по другим критериям. По субъекту уплаты можно выделить налоги уплачиваемые физическими лицами, организациями либо теми и другими (государственная пошлина, налог на недвижимость). По субъекту исчисления (начисления) выделяют окладные налоги, суммы которых рассчитываются самими налоговыми органами, которые направляют налогоплательщику уведомление с указанием суммы налога (оклада) подлежащего уплате.

Налоги являются основным, но не единственным источником государственных доходов.

Обязательные платежи, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога, например, безвозмездность, принудительность взимания и другой ряд авторов называет квазиналогами и относят к ним патентную пошлину, портовый сбор, парафискалитеты и др.

Вторую группу неналоговых обязательных изъятий образуют платежи в виде штрафов и конфискаций, которые применяются в качестве административных взысканий (ст.34 КоАП) или уголовных наказаний (за совершение правонарушений) физическими или юридическими лицами. Гражданским законодательством предусмотрена реквизиция - особы вид принудительных изъятий при чрезвычайных обстоятельствах.

Патентная пошлина уплачивается за регистрацию различного рода изобретений, что обеспечивает последующую охрану и защиту авторских прав. Взимается она на основании патентного закона. В число сборов, взимаемых в качестве платы за услуги оказываемые морским судам входит, корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский и навигационный, ставки которых устанавливаются министерством транспорта РБ по согласованию министерством экономического развития и торговли.

Парафискалитеты это платежи (сборы), уплачиваемые в пользу организаций публичного или частного права, которые (организации) не являются государственными или муниципальными органами. Например, сборы за услуги третейского суда, экономического суда при торговопромышленной палате и другие.

До недавнего времени к числу квазиналогов ряд авторов относили социальные взносы в государственные внебюджетные фонды, но с введением единого социального налога (гл. 24 НК РБ) это утверждение стало беспредметным.

Задание

ноября 2010 года Гомельский областной совет депутатов принял решение «О резервном фонде Гомельского Областного совета депутатов», в котором установил, что направления расходования 2/3 средств резервного фонда определяются Гомельским областным советом депутатов при рассмотрении проекта бюджета области. Направления расходования оставшейся части данного резервного фонда определяются решением Гомельского областного исполнительного комитета.

Противоречит ли данное положение бюджетному законодательству?

Ответ:

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь ст. 42.

п. 2:

. В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь запрещается создание резервных фондов палат Парламента Республики Беларусь и местных Советов депутатов.

Таким образом, Гомельский областной совет депутатов незаконно принял решение «О резервном фонде Гомельского Областного совета депутатов».

Список использованной литературы

.Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г., № 412-З принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.; одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г. - Мн.: Амалфея, 2008. - 184 с.

.Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части): по состоянию на 1 января 2010 г. Мн.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2010. - 672 с.

.Бойко, Т.С. Финансовое право: учеб. пособие/ Т.С.Бойко, С.К.Лещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2006. - 320 с.

.Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г.А.Воробей. - Мн.: Амалфея, 2006. - 432 с.

.Каменков В.С. Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод.комплекс / В.С. Каменков, А.В.Каменков. - Мн.: ВИУСТ БГУ, 2008 - 439 с.

.Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь. Общая часть / А.Б. Дробыш, Л.Н. Добрынин, Е.А. Панасюк; Под общ. ред. О.А.Левковича, Л.И.Липень. - Мн.:Дикта, 2003. - 288 с.

.Пилипенко, А.А. Финансовое право: учеб. пособие / А.А.Пилипенко. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 608 с.

.Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь: практ. пособие / Л.А.Ханкевич. - Мн.:Молодежное научное общество, 2005. - 282 с.

Похожие работы на - Финансовое право

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!