Становление системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,35 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Республике Беларусь














Становление системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в республике Беларусь

Бесспорно, духовно-нравственное становление молодых людей оказывает существенное влияние на формирование их мировоззрения, ценностей, установок, идеалов. В статье затронута и данная тема.

Исследование открывает перспективу дальнейшей теоретической и практической разработки проблемы формирования правосознания, развития способностей, задатков и возможностей личности в процессе ее физического и духовного самосовершенствования.

Предупреждение преступности - одно из важнейших направлений деятельности государства. Непременное условие совершенствования борьбы с преступностью - это познание ее причин. Особое внимание в республике уделяется предупреждению преступности несовершеннолетних - контингента, от которого в значительной степени зависит как состояние преступности в целом, так и тенденции ее дальнейшего развития [9]. Необходимо отметить, что подростковая преступность представляет собой часть преступности в обществе, развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом. В то же время анализ должен быть направлен на выявление факторов и обстоятельств, значимых именно для преступности несовершеннолетних, позволяющих установить специфику и необходимые меры по ее предупреждению.

Первоочередной задачей в исследовании преступности несовершеннолетних является выявление факторов, оказывающих существенное влияние на формирование их личности и поведения. От того, как решается эта задача, в значительной мере зависит успешность мер по предупреждению данного вида преступности.

Результаты криминологических исследований последних лет со всей очевидностью свидетельствуют о высоком уровне подростковой преступности, а также о том, что большая часть преступлений совершается несовершеннолетними из неблагополучных либо неполных семей, подростками, занимающимися бродяжничеством, а также имеющими отклонения в психофизическом развитии. За последние годы значительно возросло количество подростков, злоупотребляющих спиртными напитками, токсическими и наркотическими веществами. Дети все чаще становятся жертвами преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность.

В нашей республике практически четверть всего населения составляют дети. Будущее каждой нации и человечества в целом зависит от подрастающего поколения, поэтому любое общество с надеждой ожидает, что его дети вырастут достойными и ответственными гражданами, которые внесут весомый вклад в процветание страны.

Преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних не являются новыми явлениями, возникшими в последние годы или десятилетия. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, искоренить такое социальное явление, как преступность, невозможно. Однако основная задача государства - свести к минимуму причины и условия, способствующие совершению человеком противоправного поступка.

Проблема воспитания подрастающего поколения стара как мир. К ней неоднократно обращались З.А.Астемиров, Е.В.Болдырев, Н.И.Ветров, М.Н.Гернет, Ю.Б.Гербеев, З.Л.Индриков, Б.И.Куфаев, П.И.Люблинский, Г.М.Миньковский, Г.М.Свердлов, А.Я.Сухарев, Б.С.Утевский и др. Весьма объективны и глубоко проанализированы истоки образования системы государственных мер, направленных на борьбу с этим явлением, в монографиях Л.И.Беляевой, А.Г.Сапрунова, В.Д.Ермакова, Н.И.Крюковой, Э.Б.Мельниковой. Обстоятельно и многогранно показаны место и роль органов внутренних дел в эволюции системы профилактики правонарушений несовершеннолетних Г.И.Фильченковым.

Научные источники свидетельствуют, что формирование подходов к решению проблемы детской преступности, дифференциации ответственности и принятию мер к несовершеннолетним правонарушителям имеют глубокие исторические корни.

Первое исправительное заведение для несовершеннолетних правонарушителей на территории Российской империи было открыто в 1864 г. в Москве в домике, принадлежавшем Симоновскому монастырю.

Как следует из «Отчета о деятельности сыскного отделения Киевской городской полиции за 1906 год», из 220 несовершеннолетних, задержанных за совершение преступлений, 19 были «круглыми сиротами бесприютными», 85 - «полусироты бесприютные (дети домашней прислуги)», 28 - «дети нищих», 66 - «дети, бежавшие от родителей вследствие дурных наклонностей» и 20 - «дети арестантов». Кроме того, полицией были задержаны 112 несовершеннолетних «бродяг и праздношатающихся», а также 19 малолетних проституток.

Среди социальных причин подростковой преступности назывались пьянство, нищенство, бродяжничество, лень, страсть к приключениям, проституция. Основной же причиной преступности среди несовершеннолетних (как, впрочем, и сейчас) считалось «деморализующее влияние семьи» [11].

Несовершеннолетние преступники в Российской империи в отличие от европейских стран подвергались фактически тем же видам наказаний, что и взрослые, а зачастую и содержались вместе.

Развитию системы оказания социальной помощи «трудным» детям способствовала разработка Закона «Об ответственности малолетних и несовершеннолетних». Основываясь на распространенном в тогдашнем обществе (абсолютно справедливом) мнении, что «зло легче предупредить, чем искоренить», он предусматривал следующие профилактические меры: «1. Просвещение. 2. Призрение бродячих бесприютных, сирот. 3. Пресечение деморализации крестьянского населения в городах. 4. Пресечение деморализации детей в семье. 5. Устранение детей из тюрем». Идя навстречу требованиям общественности, законотворцы предусмотрели изменение характера и самой процедуры суда над несовершеннолетними. Появление этого проекта высоко оценил VIII съезд представителей русских воспитательно-исправительных учреждений. «Особые суды для несовершеннолетних, - говорилось в решениях съезда, - ценное средство обеспечения более полного проведения воспитательно-исправительной работы». По закону 1897 г. исправительные приюты приобретали особое значение как формально единственная мера наказания за преступления, совершенные малолетними.

Изучение положительного опыта Западной Европы и США, потребности совершенствования судопроизводства и требования общественности привели в 1908 г. к созданию в Петербурге Комиссии по внедрению в городе особого суда для несовершеннолетних. В январе 1910 г. суд для несовершеннолетних был торжественно открыт в отдельном помещении. Общество патроната и Петербургский благотворительный тюремный комитет арендовали здание под общежитие на 100 мест для подростков, находящихся под судом и следствием.

В ведении суда находились дела о проступках несовершеннолетних и дела, где несовершеннолетний был объектом проступков (нанесение побоев, допущение к нищенству, разврату и т.д.). При суде состояло 5 штатных попечителей и еще 50 человек выполняли функции попечителей бесплатно. При поступлении дела в суд в их обязанности входили незамедлительный сбор сведений о ребенке, условиях его жизни и причинах проступка, участие в разборе дела и доклад судье. По сути дела, еще практически сто лет назад в России была предпринята первая попытка создания ювенальной юстиции.

К 1913 г. особые детские суды открылись в Москве, Харькове и Варшаве. Делались попытки открыть их в Минске и Могилеве, но первая мировая война помешала этому. Подростков, совершивших преступления, помещали в специальные исправительные приюты.

Одной из основных проблем была малочисленность исправительных приютов и отсутствие мест в них. На практике ребенок, совершивший преступление, чаще оказывался в тюрьме. По данным за 1909 г. 3/ осужденных подростков содержались в тюрьмах. На всей огромной территории Российской империи существовало около 30 исправительных приютов, в то время как в Германии в тот период было 678 исправительно-воспитательных заведений данного типа.

Предпринимались попытки создать так называемые «особые помещения при тюрьмах или арестных домах для размещения несовершеннолетних преступников», но особого успеха они не имели. Практика далеко отстала от закона. Во всей России особые отделения для подростков имелись только в двух тюрьмах - Царскосельской и Московской. Зачастую подростки отбывали наказание вместе с взрослыми.

В обществе в то время активно пропагандировалась идея создания особых воспитательно-исправительных заведений для подростков, так как рецидив отмечался всего у 6-9 % выпускников исправительных приютов и колоний по сравнению с 96 % рецидива у отбывших наказание в тюрьме.

К концу ХIХ века во многих губернских городах были созданы воспитательно-исправительные приюты или колонии для несовершеннолетних, а некоторые имели общества исправительных приютов.

Первым в Беларуси было основано Могилевское общество исправительных и земледельческих колоний и приютов (1891 г.). Курировало его Министерство внутренних дел. По уставу общество должно было содействовать «нравственному исправлению несовершеннолетних лиц обоего пола, впавших в преступление и приговоренных судом к наказанию, приучая их вместе с тем к полезному труду». Однако, к сожалению, в связи с отсутствием должного опыта работы в данном направлении, общество очень быстро прекратило свое существование.

В 1909 г. была создана и успешно действовала Могилевская исправительная земледельческо-ремесленная колония для несовершеннолетних. Число подростков, находившихся там, достигало 50 человек.

Аналогичную работу с беспризорными детьми проводило в Двинске Витебской губернии Общество призрения детей лиц, заключенных под стражу и бесприютных (1893 г.), 99 % средств которого составляли пожертвования. Приюты для детей арестантов находились рядом с тюрьмами, с тем чтобы дети имели возможность регулярно видеться с родителями. До образования таких обществ и приютов дети арестованных жили в тех же тюремных камерах, что и родители, деля с ними не только скудный паек, но и на практике постигая жизнь и законы преступного мира.

В самом конце ХIХ века с помощью обществ земледельческих колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних преступников были основаны исправительные колонии в Витебской (1896 г.) и Виленской (1898 г.) губерниях.

В обеих колониях проходили «нравственное исправление» несовершеннолетние с 11 до 16-18 лет, направленные туда по приговорам судов к наказанию «содержание под стражей». Исправление стремились проводить прежде всего на основе трудового воспитания и профессионального обучения. Попадали в колонии в основном за кражи и сбыт краденого (свыше 80 %), но были и осужденные за более тяжелые преступления.

% подростков, отбывавших наказание в исправительно-воспитательных заведениях, имели «запоздалое» умственное и физическое развитие, 28 % - отягощенную наследственность, 50 % - были сиротами, 71,4 % - не умели читать и писать.

Порядки в колонии были строгими, но, по мнению большинства воспитанников, справедливыми. По уставу их могли подвергнуть телесным наказаниям, что применялось крайне редко (например, за кражу). Провинившихся могли лишить права работать, что автоматически приводило к потере хоть и небольшого, но все же заработка.

Белорусские воспитательно-исправительные учреждения для несовершеннолетних, благотворительные союзы и общества, исходя из реальных условий и потребностей того времени, выработали вполне научные оперативные и превентивные меры борьбы с антиобщественными проявлениями, создали свою методику социальной работы с «трудными» детьми и подростками. Их деятельность давала стабильные положительные результаты в течение десятилетий. В Витебской, Могилевской и Виленской колониях работали лучшие педагогические кадры, был накоплен уникальный опыт, многое из которого применяется на практике и сегодня.

После революции Советская власть на первоначальном этапе государственного строительства отказалась от судебной юрисдикции по делам несовершеннолетних вовсе, образовав для рассмотрения такого рода дел соответствующие комиссии. Однако в 1920 г. Декретом от 4 марта было установлено, что дела о преступлениях несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет передаются в народный суд, если комиссия по делам несовершеннолетних пришла к выводу о невозможности применить к несовершеннолетним правонарушителям медико-воспитательные меры. Одновременно расширялась сеть названных комиссий. Согласно постановлению ЦИК и СНК БССР от 31 августа 1926 г. были образованы окружные комиссии по делам несовершеннолетних, которые действовали при окружных отделах народного образования. При Народном комиссариате просвещения БССР в целях централизации руководства этими комиссиями была образована Центральная комиссия по делам несовершеннолетних, сыгравшая немалую роль в борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних.

В годы тоталитарного режима постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних были переданы в ведение общих судов с созданием специальных камер (участков) для рассмотрения дел подростков до 16 лет. Впрочем, и эти специальные составы народных судов существовали непродолжительное время, так как были упразднены Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик от 16 августа 1938 г., вводившим унифицированные организационные формы судебной деятельности страны. Это привело к отказу от специализации судей по рассматриваемой категории дел, резкому ухудшению качества судебного разбирательства, ослаблению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В связи с ростом детской преступности в годы войны общесоюзным Наркоматом юстиции в 1943 г. были предприняты попытки восстановить названные камеры народных судов, однако они не увенчались успехом, и дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривались по общим правилам судопроизводства. В 1960 г. во всех союзных республиках, в том числе и в БССР, были вновь восстановлены комиссии по делам несовершеннолетних, действующие до настоящего времени.

Долгие годы предложения о специализации судей по указанной категории дел и тем более о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних не находили официальной поддержки в основном, как думается, из-за карательной направленности уголовной политики, а также опасения привлечь внимание к неблагополучию с детской преступностью. Только в 1989 г., когда началась «перестройка» и общество стало более открытым, а подростковая преступность продолжала расти, в общесоюзном законе - Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (ст. 23 ч. 3) - было предусмотрено, что законодательством союзных республик может быть установлено создание составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел, в том числе и дел о несовершеннолетних. Это оживило в какой-то мере научную мысль, и в 1990 г. в белорусской юридической литературе была высказана и обоснована идея о необходимости создания специализированных судов для рассмотрения дел в отношении подростков.

Эта идея нашла отражение в Концепции судебно-правовой реформы (1992 г.), а в 1993 г. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 31) прямо предусмотрел рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних специализированными судами.

Вышеназванные и принятые в последние годы другие документы важны среди обязательных и рекомендательных норм международного права. На их основе в отношении несовершеннолетних разработаны соответствующие нормы Гражданского, Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Беларусь, вступивших в силу в 1995-2001 гг.

Но специального кодекса, регламентирующего правоотношения, связанные с несовершеннолетними, нет. Однако жизненная потребность роста правовой культуры и знания основополагающих правоведческих норм в отношении несовершеннолетних бесспорны и роль в этом направлении белорусских ученых-криминологов, занимающихся этой проблемой, просто огромна.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

На современном этапе развития нашего государства все более возрастает ответственность личности перед обществом, повышается требовательность к организованности и дисциплине всех его членов. Данные положения нашли отражение в Конституции Республики Беларусь. «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Программная задача формирования нового человека непосредственно решается в процессе общественной и производственной жизни под воздействием всей системы воспитательной работы государственных и общественных организаций, в ходе глубочайших научно-технических, производственных, общественно-политических и культурных преобразований. Важное направление в решении этой задачи государство видит в воспитании молодежи, искоренении правонарушений в ее среде, борьбы с преступностью несовершеннолетних, как составной части охраны нравственного здоровья и развития подрастающего поколения.

Данный Закон и принятые в его развитие нормативные правовые акты в значительной мере укрепили законодательство, направленное на защиту прав и интересов детей.

Основу профилактической работы составляет формирование нравственной личности ребенка, для чего государство обязуется обеспечить максимально возможные условия. Именно таким образом государство стремится к предотвращению конфликта несовершеннолетних с законом на более ранней, предконфликтной стадии.

Государственные гарантии становления и развития будущих граждан реализуются по двум основным направлениям:

) обеспечение социальных и экономических условий жизни несовершеннолетних;

) предотвращение воздействия на несовершеннолетних негативных факторов, способствующих формированию их асоциального поведения.

По концепции Чарльза Кули, общепризнанной в современной социологии, основными силами, задействованными в процессе социализации, являются группы родства, соседства и ровесников, окружающих индивида с раннего детства. Основное назначение социализации - формирование в человеке «человеческой природы», выражающейся, по Кули, в симпатии, то есть чувствах любви, уважения, сочувствия к окружающим людям.

Точно так же, как ребенку для освоения языка необходимо постоянно «купаться» в океане человеческой речи, для восприятия азбуки и грамматики социального поведения ему требуется пребывать в потоках разнообразных жизненных образцов, ролей, знаков человеческого мира. Не виртуальных, а реальных потоках, где нет волшебных палочек и экранной легкости в преодолении препятствий. Ребенок должен постоянно ощущать сопротивление реального жизненного материала: видеть, что его поступок одобряется или осуждается, страдать и блаженствовать, переживать горе и радость… Без этого он не приобретет умения слышать и понимать других людей, сочувствовать им.

Азбуку и грамматику социального поведения невозможно объяснить, преподать как таблицу умножения или физический закон. Знания сами по себе не делают личности. Воспитание вообще не может осуществляться вне системы личностных, неформальных, доверительных отношений. Именно эти отношения поддерживают человека, воспитывают его и перевоспитывают, адаптируют к тем или иным условиям, формируют в нем установки и ценности. Для детей эти отношения необычайно важны и даже судьбоносны.

Процесс формирования первичных ценностных систем - вещь совершенно таинственная. В процессе воспитания есть какие-то моменты, непонятные и неведомые ни воспитателю, ни воспитуемому. Мы часто передаем ребенку совсем не то или не совсем то, что намеревались. В конечном счете воспитатель передает воспитуемому себя со всеми первичными ценностями, которые он сам когда-то получил такими же неисповедимыми путями от своих близких и которые довольно часто не осознает явно, хотя по мере возможности реализует всегда [8].

Эффективность процесса «передачи себя» воспитуемому в значительной мере зависит от повседневной психологической (эмоциональной, душевной) атмосферы, в которой находится ребенок. Кроме того, как мы отмечали выше, ему необходимы разнообразные жизненные образцы и роли взрослого мира, то есть контакты с близкими людьми разного пола и возраста. Это гораздо важнее для социализации ребенка, чем образование, бытовые условия, достаток или бедность. Работники детских домов (точно так же, как и сотрудники воспитательных колоний) часто заявляют, что здесь их воспитанникам обеспечены условия, которых они в своей прежней жизни не имели. Но подавляющее большинство выпускников казенных приютов - люди с отклоняющимся поведением, среди них невероятно высока доля самоубийц и правонарушителей. Известен также феномен молодежных банд и группировок в городах, построенных на пустом месте (например, в Набережных Челнах, Россия), где были сконцентрированы люди одной возрастной группы, а семьи в лучшем случае состояли из родителей и детей, исключая дедушек и бабушек [10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в стратегии и тактике государства по борьбе с преступностью несовершеннолетних не единожды менялись оценки и подходы, а жесткая карательная политика сменялась гуманистическими принципами. В результате только к началу XXI века в нашей стране сформулирована и получила законодательную основу идея построения эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних после революции 1917 г. была упразднена и сформирована заново правящей партией применительно к новым политическим условиям на основе новых требований и подходов.

Использование ранее действующих форм и методов профилактики осуществлялось посредством различных подходов: от их полного отторжения до длительного использования отдельных из них.

Опыт профилактической работы советского государства, накопленный на различных этапах его развития и обусловленный конкретной социально-политической и экономической обстановкой, апробированные практикой формы и методы воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, беспризорными детьми и подростками содержали ряд важных положений, которые во многом впоследствии были утрачены. Это связано прежде всего с тем, что вся система профилактики, созданная в Беларуси после революции, строилась не на основе закона, а на основе партийных постановлений и решений. По этой причине советская система профилактики прекратила свое существование после того, как коммунистическая партия (общественная организация) перестала быть «руководящей и направляющей» силой государства. Таким образом, формирование эффективной современной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних возможно было лишь на основе специального законодательства.

Человечество, вступив в XXI век, особо озаботилось решением проблем правовой и социальной защиты подрастающего поколения, поиском подходов, стратегий противодействий беспризорности, наркомании и преступности среди несовершеннолетних. Проблемы эти актуальны для всего мирового сообщества, ищущего гуманно-нормативные меры по воздействию и профилактике преступности и воздействию на правонарушителей.

Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития личности. Несмотря на относительную кратковременность, этот период практически определяет дальнейшую судьбу каждого человека, так как именно в подростковом возрасте преимущественно происходит завершение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальной среды, ближайшего окружения и общества в целом.

Обращаясь к проблеме преступности несовершеннолетних, вероятнее всего надо исходить из того, что она представляет часть преступности в обществе и развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом. В связи с этим при изучении преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет используются общекриминологические характеристики. В то же время анализ фактов надо направить на выявление факторов, обстоятельств, значимых именно для преступности несовершеннолетних, позволяющих установить ее специфику и необходимые меры воздействия.

Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мириться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Особенно это становится нетерпимым теперь, когда преобразование всех сторон бытия неизбежно и глубоко затрагивает вопросы культуры, духовной жизни. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать для подростка дом родным или он бежит из него подальше от пьяного угара? А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет? Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей.

подростковый преступность профилактика несовершеннолетний

Литература

. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

. Лунеев, В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. Предисловие академика Российской академии наук В.Н. Кудрявцева. - М.: НОРМА, 1997.

. Майерс, Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

. Тарас, А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. - Минск: Нар. асвета, 1982.

. Трудные судьбы подростков - кто виноват? - М.: Юрид. лит., 1991.

. Пискарев, В.А., Белоус, А.Н., Чергинец, Н.И. Профилактика правонарушений. - Минск, 1978.

. Методические рекомендации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних. - Минск, 1985.

. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. - М., 1996.

. Момов, В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). - М., 1975.

. Методические рекомендации по профилактике правонарушений несовершеннолетних - Министерство внутренних дел Республики Беларусь. - Минск: Полиграфич. центр МВД, 2007.

Похожие работы на - Становление системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Республике Беларусь

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!