Региональный механизм взаимодействия шанхайской организации сотрудничества

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,72 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональный механизм взаимодействия шанхайской организации сотрудничества















Региональный механизм взаимодействия шанхайской организации сотрудничества

шанхайский организация сотрудничество

Для Содружества Независимых Государств характерно образование на его территории самостоятельных интеграционных структур, объединяющих отдельных его участников для достижения определенных целей. Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС или Организация) помимо ряда государств - участников СНГ включает еще и Китай.

Различные аспекты функционирования ШОС рассматривались такими авторами, как, например, В.Воронович, Н.С.Зиядуллаев, В.С.Лавров, Е.Н.Оразалиев, О.Ж.Саматов, Е.В.Скурко и др. Цель данного исследования состоит в проведении анализа соответствующих международно-правовых документов и международно-правовой литературы и в выявлении на его основе особенностей и специфики Шанхайской организации сотрудничества как региональной международной организации, а также в определении перспектив ее развития и выработке некоторых предложений по сотрудничеству Республики Беларусь с ШОС. Таким образом, актуальность исследования обусловлена его теоретической и практической значимостью в рамках развития интеграционных процессов в современный период.

Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества была подписана 15 июня 2001 г. (далее - Декларация от 15 июня 2001 г.) [1] главами государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Шанхайская организация сотрудничества как «региональная организация многостороннего взаимодействия в различных областях» [2] учреждалась на основе «Шанхайской пятерки» (состоявшей из Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана) после присоединения к ней в качестве полноправного участника Республики Узбекистан [3] с целью «перевода механизма «Шанхайской пятерки» на более высокий уровень сотрудничества» [1].

Основы сотрудничества «Шанхайской пятерки» были заложены подписанными между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, Соглашением об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 г. [4] и Соглашением о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 г. [5]. По итогам ежегодных встреч глав государств «Шанхайской пятерки» (в Алма-Ате в 1998 г., в Бишкеке в 1999 г., в Душанбе в 2000 г.), на которых рассматривались вопросы ее функционирования и деятельности, были приняты документы, направленные на обеспечение безопасности и стабильности в регионе, а также на расширение сотрудничества между государствами и в других областях.

Согласно пункту 2 Декларации от 15 июня 2001 г. целями ШОС являются «укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка».

Основополагающий документ, определяющий цели и задачи, принципы, структуру и направления деятельности ШОС, - Хартия Шанхайской организации сотрудничества (далее - Хартия) - был подписан главами государств - учредителей Организации 7 июня 2002 г. [6].

Согласно Хартии целями и задачами ШОС выступают:

укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, незаконной миграцией;

поощрение эффективного регионального сотрудничества в различных областях, представляющих общий интерес; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства; координация подходов при интеграции в мировую экономику; содействие обеспечению прав и основных свобод человека;

поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями; взаимодействие в предотвращении и мирном урегулировании международных конфликтов; совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке (статья 1 Хартии).

Таким образом, цели и задачи ШОС определены достаточно широко. Им корреспондируют предусмотренные статьей 3 Хартии основные направления сотрудничества в рамках ШОС, перечень которых не является исчерпывающим.

Помимо общепризнанных принципов международного права, на основе которых базируется в том числе и деятельность международных организаций, государства - члены ШОС закрепили в Хартии специальные принципы сотрудничества, необходимые для реализации целей и задач Организации: отказ от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах; поиск совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из государств-членов; поэтапное осуществление совместных действий в сферах общего интереса; ненаправленность ШОС против других государств и международных организаций; недопущение любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС (статья 2 Хартии).

Институциональная структура ШОС включает следующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств (премьер-министров), Совет министров иностранных дел, Совещания руководителей министерств и/или ведомств, Совет национальных координаторов, Региональную антитеррористическую структуру, Секретариат. Предусматривается возможность создания других органов ШОС по решению Совета глав государств (статья 4 Хартии).

Совет глав государств, как высший орган ШОС, определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, разрешает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседаний Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. Совет национальных координаторов осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации (статьи 5-9 Хартии).

Постоянно действующими органами ШОС выступают Региональная антитеррористическая структура (далее - РАТС) и Секретариат во главе с Исполнительным секретарем (Генеральным секретарем) - административный орган, осуществляющий организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС (статьи 10-11 Хартии). Компетенция, порядок формирования и функционирования РАТС регламентированы Соглашением о Региональной антитеррористической структуре, подписанным государствами - членами ШОС 7 июня 2002 г. [7]. Согласно статье 3 данного Соглашения РАТС предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов государств - участников Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 г. [8] в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Постоянно действующие органы ШОС начали свое функционирование с 2004 года [9].

Положения о соответствующих органах ШОС (Совете глав государств, Совете глав правительств (премьер-министров), Совете министров иностранных дел и Секретариате), определяющие функции и порядок их работы, были утверждены Решениями Совета глав государств - членов Организации от 29 мая 2003 г.

Решения в органах ШОС принимаются на основе консенсуса и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них. Не является препятствием для принятия решения в целом точка зрения любого государства-члена по отдельным аспектам или конкретным вопросам принимаемых решений, а также неучастие одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества в случае их незаинтересованности (статья 16 Хартии). «Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством». Контроль за выполнением действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции (статья 17). Таким образом, в Хартии не закреплены наднациональные полномочия органов ШОС. Однако с учетом того механизма, на основе которого сформирована Организация, а также целей и задач Организации, вопросы наделения ШОС наднациональными полномочиями на этапе ее создания, а также деятельности в современный период преждевременны.

Важнейшим направлением деятельности ШОС является обеспечение безопасности и прежде всего борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Это подтверждается положениями Декларации от 15 июня 2001 г., Хартии от 7 июня 2002 г., Бишкекской декларации государств - членов ШОС от 16 августа 2007 г., Душанбинской декларации государств - членов ШОС от 28 августа 2008 г., а также ряда специальных актов, в том числе Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., Соглашения о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств - членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности от 15 июня 2006 г. [10].

В то же время все большее значение приобретает борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией. И в рамках ШОС активно развивается сотрудничество в данной сфере, регулярно проводятся совещания министров обороны, различные военные учения. Важными направлениями деятельности становятся гуманитарное сотрудничество и экономическая интеграция [11, с. 45-46].

сентября 2001 г. на уровне правительств был подписан Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций [12]. Решением Совета глав правительств ШОС № 1 от 23 сентября 2003 г. была утверждена Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС до 2020 года. Утвержденный решением Совета глав правительств № 5 от 23 сентября 2004 г. План мероприятий по выполнению этой Программы включал более ста конкретных проектов и направлений сотрудничества, а также механизмы их реализации. В качестве основных выделены такие сферы, как транспорт, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство, охрана окружающей среды [13, с. 192].

В рамках развития экономического сотрудничества государствами - членами ШОС разрабатываются документы по различным направлениям, созданы специальные рабочие группы по отраслевому признаку, объединяющие уполномоченных экспертов государств-членов, учреждены Межбанковское объединение и Деловой Совет. Таким образом, к 2006 году «сложились основы правового фундамента и организационные механизмы для развертывания экономического сотрудничества» в рамках ШОС [14, с. 215-219]. В Коммюнике по итогам саммита ШОС в Бишкеке в 2007 г. государства-участники указали на то, что «экономическое сотрудничество вступает в стадию практической реализации соответствующих планов и договоренностей, а также взаимовыгодных «пилотных» проектов с многосторонним участием в энергетической, транспортной, телекоммуникационной и других областях» [15]. Постепенно развивается сотрудничество в рамках ШОС и в других сферах.

В декабре 2004 года ШОС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. С 2005 по 2008 годы были подписаны Меморандумы о взаимопонимании между ШОС и АСЕАН (Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии), ШОС и СНГ, между Секретариатом ШОС и Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, Протокол ШОС и Афганистана о создании Контактной группы ШОС-Афганистан [14, с. 219-220], Меморандумы о сотрудничестве ШОС и Организации экономического сотрудничества, ШОС и Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана [16], Меморандум об основах партнерских отношений между Межбанковским объединением ШОС и Евразийским банком развития [17]. Это свидетельствует об открытом характере ШОС, ее заинтересованности в сотрудничестве с другими международными организациями и государствами.

В 2004 году статус наблюдателя при ШОС получила Монголия, в 2005 году - Индия, Пакистан и Иран. Участие данных государств в работе ШОС регламентируется Положением о статусе наблюдателя при ШОС от 17 июня 2004 г. (далее - Положение от 17 июня 2004 г.) и Порядком взаимодействия государств - членов ШОС с наблюдателями от 15 мая 2006 г. Положением от 17 июня 2004 г. определяется порядок предоставления статуса наблюдателя заинтересованному государству или международной межправительственной организации, его лишения и отказа от статуса наблюдателя, а также права государства или организации как наблюдателя при ШОС [18].

Государство или организация, получившие статус наблюдателя, вправе присутствовать на открытых заседаниях Совета министров иностранных дел и Совещаниях руководителей министерств и/или ведомств государств - членов ШОС; участвовать без права голоса и с предварительного согласия председательствующего в обсуждении вопросов, входящих в компетенцию органов ШОС; распространять через Исполнительного секретаря ШОС письменные заявления; получать доступ к документам и решениям органов ШОС, если нет ограничений на их распространение.

Наблюдатели могут быть приглашены на открытые заседания Совета глав государств и/или Совета глав правительств (премьер-министров) государств - членов ШОС. Статус наблюдателя не дает права участвовать в подготовке и подписании документов Организации, в выработке решений органов ШОС и, соответственно, не налагает ответственность за такие решения (пункты 6-8 Положения от 17 июня 2004 г.).

По итогам саммита ШОС в Душанбе в 2008 году главы государств высказались за дальнейшее расширение международных контактов Организации. Отмечалось, что «работа с государствами-наблюдателями при ШОС - Индией, Ираном, Монголией и Пакистаном будет переведена на качественно иной уровень и строиться с учетом их соображений». Также было принято решение создать специальную группу экспертов для рассмотрения всего комплекса вопросов, связанных с расширением Организации [17]. Кроме того, в целях создания дополнительных возможностей для взаимовыгодного сотрудничества было утверждено Положение о статусе партнера по диалогу ШОС от 28 августа 2008 г. [19] (далее - Положение от 28 августа 2008 г.), которое определяет правовой статус партнера по диалогу, а также порядок и процедуру его предоставления заинтересованному государству или международной межправительственной организации.

Статус партнера по диалогу предоставляется государству или организации, сотрудничающим с ШОС по отдельным направлениям деятельности Организации, и оформляется путем подписания Меморандума, в котором указываются направления, по которым государство или организация будут взаимодействовать с ШОС (разделы I, II Положения от 28 августа 2008 г.).

Партнер по диалогу вправе участвовать в совещаниях руководителей министерств и/или ведомств государств - членов ШОС; заседаниях рабочих групп, комиссий старших должностных лиц и иных структур ШОС; научных и экспертных встречах, днях культуры, выставках и иных мероприятиях по направлениям сотрудничества, являющимся предметом партнерства и определенным в Меморандуме. В ходе указанных мероприятий партнер по диалогу вправе выступать по вопросам, являющимся предметом партнерства, получать документы и материалы (если нет ограничений для их распространения), с согласия государств - членов ШОС распространять свои материалы и документы. На данных мероприятиях партнер пользуется правом совещательного голоса по вопросам сотрудничества, перечисленным в Меморандуме (раздел II Положения от 28 августа 2008 г.).

По взаимной договоренности могут проводиться встречи в формате «государства - члены ШОС + Партнеры» на уровне министров или иных уполномоченных лиц, по итогам которых принимается соответствующий Протокол. Статус Партнера не дает права участвовать в подготовке и подписании документов Организации, в выработке решений органов ШОС, не налагает ответственность за такие решения (раздел II Положения от 28 августа 2008 г.).

ШОС как региональная международная организация обладает следующими особенностями:

. Субъектный состав.

В состав ШОС входит не только ряд государств - участников СНГ, но и Китай. Это определило в рамках Организации «новое стратегическое направление», обозначило ее открытый характер, в том числе и для развития сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона [20, с. 40].

. ШОС - динамично развивающаяся международная организация.

Это выражается «в интенсивном формировании и развитии институтов ШОС, а также в развитии нормативно-правовой базы сотрудничества во всех сферах» [14, с. 220]. Об этом также свидетельствует и эволюция осуществления сотрудничества в рамках Организации первоначально от разрешения пограничных споров и укрепления мер доверия в военной области в районе границы до становления и развития многостороннего сотрудничества в различных областях [11, с. 47; 13, с. 191].

. Принятие решений Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел ШОС по всем вопросам консенсусом.

. Поэтапное, планомерное развитие сотрудничества в различных областях; отсутствие тенденции «форсировать преобразование отношений сотрудничества в существующем формате в отношения формального углубления интеграции» [21, с. 162].

ШОС «трансформировалась в настоящее время в многопрофильную организацию многостороннего регионального взаимодействия, охватывающего весь спектр отношений между участвующими в ней государствами: сферу политики, безопасности, экономики, гуманитарное измерение» [14, с. 205]. Таким образом, ШОС стремится «не ограничиваться исключительно вопросами безопасности либо экономики, а охватить весь комплекс существующих в регионе проблем» [22, с. 11].

. Большой потенциал и широкие перспективы многостороннего сотрудничества в рамках Организации, прежде всего в экономической сфере.

Так, значительный потенциал для торгово-экономического сотрудничества определяют такие факторы, как переходный характер экономик, географическая близость, обширные территории, богатые ресурсы и экономическая взаимодополняемость [22, с. 55]. Кроме того, государства заинтересованы в расширении сотрудничества в различных отраслях экономики и в других областях.

Новым этапом сближения государств и дальнейшего развития Организации стало подписание 16 августа 2007 г. в Бишкеке Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС [23].

Необходимо отметить, что в рамках ШОС существует ряд проблем. Так, серьезными препятствиями для развития интеграционных процессов в рамках ШОС выступают диспропорции в социально-экономическом развитии государств, различный уровень устойчивости национальных валют, незавершенность политических преобразований, наличие таможенных и иных барьеров, энергетический и экологический факторы, а также противоречия в определении приоритетов в работе Организации между Китаем и Россией. Для Китая первостепенное значение имеет экономическое сотрудничество, для России - поддержание стабильности в регионе и борьба с терроризмом и другими вызовами [11, с. 46].

ШОС определяют как развивающуюся, перспективную организацию с разными ролями государств-участников и, соответственно, с разноскоростным режимом интеграции [24, с. 70]. Специфика ШОС среди интеграционных объединений на территории бывшего СССР обусловлена обстоятельствами ее формирования, составом участников, целями и задачами Организации, ее структурой, направлениями сотрудничества.

В отношении непосредственно перспектив развития ШОС отмечаются различные возможности. В зависимости от соответствующих факторов это, например, сохранение Организации только в качестве «консультативного органа для проведения регулярных встреч между сторонами», сохранение и расширение механизмов сотрудничества в рамках Организации [25, с. 19], возможное становление международной организации нового типа с наднациональными полномочиями [24, с. 70].

В настоящее время ШОС - это прежде всего региональная международная организация в сфере поддержания мира и безопасности и борьбы с терроризмом. Тем не менее, цели Организации и направления сотрудничества отражают ее многопрофильный характер и определяют в конечном итоге реальные перспективы ее развития. Для успешного функционирования ШОС необходимо согласование интересов государств-членов, координация их действий по определению направлений и осуществлению сотрудничества, формирование правовой базы разностороннего и взаимовыгодного сотрудничества.

С учетом активного участия Республики Беларусь в различных интеграционных образованиях, созданных на территории СНГ, с одной стороны, а также целей, задач и направлений сотрудничества ШОС, с другой стороны, представляется целесообразной проработка вопроса о возможности получения Республикой Беларусь статуса партнера по диалогу ШОС.

Литература

. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, 15 июня 2001 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Информационное сообщение о встрече глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Шанхай, 15 июня 2001 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Совместное заявление глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. Шанхай, 14 июня 2001 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы, 26 апр. 1996 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, 24 апр. 1997 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Хартия Шанхайской организации сотрудничества, 7 июня 2002 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре, 7 июня 2002 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, 15 июня 2001 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. Астана, 5 июля 2005 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств - членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, 15 июня 2006 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Информационное сообщение об итогах первой встречи глав правительств государств - участников Шанхайской организации сотрудничества, Алматы, 14 сент. 2001 г. // КонсультантПлюс - Международные правовые акты: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2008.

. Экономическая безопасность и экономическая политика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, С.Н. Князева. - Минск: БГЭУ, 2007. - 423 с.

. Лавров, В.С. Динамика развития Шанхайской организации сотрудничества / В.С. Лавров // Моск. журн. междунар. права. - 2008. - № 1. - С. 204-221.

. Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. Бишкек, 16 авг. 2007 г. // Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс]. - 2004-2005. - Режим доступа: #"justify">. Душанбинская декларация государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, 28 авг. 2008 г. // Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс]. - 2004-2005. - Режим доступа: #"justify">. Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. Душанбе, 28 авг. 2008 г. // Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс]. - 2004-2005. - Режим доступа: #"justify">. Положение о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества, 17 июня 2004 г. // Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс]. - 2004-2005. - Режим доступа: #"justify">. Положение о статусе партнера по диалогу Шанхайской организации сотрудничества, 28 авг. 2008 г. // Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс]. - 2004-2005. - Режим доступа: #"justify">. Зиядуллаев, Н.С. Сотрудничество России с Центральной Азией в рамках региональных организаций (ЕврАзЭС, ШОС и др.) / Н.С. Зиядуллаев // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2006. - № 10. - С. 35-45.

. Скурко, Е.В. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция: Эффективность правового регулирования / Е.В. Скурко. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2004. - 297 с.

. Шанхайская организация сотрудничества: информ.-аналит. доклад / Е.В. Матусевич; под ред. Е.В. Матусевича. - Минск: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 129 с.

. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, 16 авг. 2007 г. // Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс]. - 2004-2005. - Режим доступа: #"justify">. Саматов, О.Ж. Международно-правовые основы ШОС как инструмента стабильности и развития в Центрально-Азиатском регионе СНГ / О.Ж. Саматов // Право и политика. - 2005. - № 12. - С. 63-71.

. Оразалиев, Е.Н. Шанхайская организация сотрудничества: основы формирования, проблемы и перспективы: автореф. ... дис. канд. полит. наук: 23.00.02 / Е.Н. Оразалиев; Казахский нац. пед. ун-т. - Алматы, 2005. - 25 с.

Похожие работы на - Региональный механизм взаимодействия шанхайской организации сотрудничества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!