Истоки бытового жанра

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Истоки бытового жанра














Истоки бытового жанра

План

Введение

.Бытовой жанр в русском искусстве XVIII века

. Бытовой жанр в русском искусстве первой половины XIX века

.Бытовой жанр в искусстве передвижников

Заключение

Список литературы

Введение

Бытовой жанр русского критического реализма - сатирическое разоблачение существующего уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета и отношений героев. Эти черты, четко проявившиеся в середине 19 в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова, в рисунках А. А. Агина и украинского художника Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. жанристами-демократами - В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. На этой основе вырос, составив новый этап, Бытовой жанр передвижников <#"justify">„Я помню дом наш деревянный,

Кусты сирени вкруг него,

Подъезд, три комнаты простые

С балконом на широкий двор,

Портретов рамы золотые,

Лампаду перед образами,

Большой диван и круглый стол,

На нем часы, стакан с цветами,

Под ним узорчатый ковер...»

В применении такого „жанристского» метода кроется разгадка тонкого психологизма скромных камерных портретов Федотова, считавшего, что портрет должен быть исторической картиной, в которой изображаемое лицо было бы „действователем: тогда только... будет... виден характер того, с кого пишут». Сейчас портреты Федотова - и точные исторические свидетельства о времени и людях и, особенно в женских образах, творения чистой, гармонической поэзии.

. Бытовой жанр в искусстве передвижников

Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни - общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его». Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни». Произошло изменение жанровой структуры в искусстве второй половины XIX века, перенесение центра тяжести на жанровую живопись, большое значение портрета и пейзажа, изменение роли исторической живописи. Изменилась тематика изобразительного искусства, выход общественных проблем в художественную сферу. Заметно преобладание национальной российской сюжетики, и особенно «больных» вопросов российской жизни.

В области изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры - вся вторая половина XIX века прошла под знаком борьбы с господствующим в первой половине академизмом. Наибольший вклад в эту борьбу внесли так называемые «передвижники». Так назывались художники, которые в 1870 г. образовали в Петербурге по инициативе И. Крамского и Г. Мясоедова «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. Лучшие произведения передвижников отличались большой силой психологизма и социального обобщения. В творчестве передвижников реализм в русском изобразительном искусстве достиг своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство передвижников служило действенным средством демократического, нравственного и эстетического воспитания многих поколений. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России. Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Изображали они преимущественно передовых деятелей культуры и представителей трудового народа. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Основываясь на материалистической эстетике В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создавали искусство критического реализма Крупнейшими представителями товарищества передвижников /помимо инициаторов - Крамского и Мясоедова/ были И. Репин, В. Суриков, А Саврасов, И. Шишкин, В. Васнецов, В. Перов, В. Поленов, И. Левитан и др.

К картинам бытового жанра принадлежит, например, полотно Г. Мясоедова (1835-1911). «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1876. Художник в полной мере отразил идеи передвижников. Г.Г. Мясоедов - один из членов-учредителей Товарищества, непосредственный инициатор его создания, им была предложена идея организации передвижных выставок. Отметим этапы творчества художника.. 1860-е годы - преимущественное обращение к историческим сюжетам, 1870-е годы - преобладание жанровой картины. «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» - это конкурсная работа в связи с окончанием Академии. Была приурочена к 250-летию изгнания польско-литовских интервентов из пределов России. Происходит трансформация исторического сюжета в русле передвижничества, сведение исторической картины на уровень жанра, историко-героический аспект меняется на историко-бытовой, черты этих превращений в нашей работе: истолкование сюжета, характеристика действующих лиц, замена «события» на «стародавнее происшествие», психологизм, характерность, индивидуальность образов, их простонародность. Черты академизма в данной работе: светотень, пластическое решение фигур, композиционное построение. Прослеживается влияние на историческую картину передвижников голландской жанровой живописи на примере данного произведения.

Ярко выражены черты бытового жанра в картине И.М. Прянишникова. (1840-1894). «Погорелые», 1871. Картина является примером того, как велика роль жанровой живописи в творчестве передвижников. Автор - один из лидеров передвижничества, один из зачинателей жанровой живописи 1860-х годов, высока социальная направленность его произведений. Отметим, что данная работа вместе с холстом «Порожняки» /1872/ экспонировалась на 1 Передвижной выставке.

Особенность изображения действительности в картине «Погорелые», это - умение видеть в обыденном эпизоде «акт жизненной драмы», появление конкретного современного «героя», выход на первый план гражданской и нравственной позиции художника, обращение к жизни крестьянства, олицетворяющего весь народ в России того времени, изображение события как естественно происходящего перед глазами зрителя действия, обращение к такой разновидности жанровой картины как картина-новелла, особенности композиционного расположения фигур /фронтальность, контакт со зрителем/, заметна роль пейзажа в создании художественного образа, приглушенность цветовой гаммы

Бытовой жанр играл большое значение в творчестве В. Перова. Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе А. В. Ступина - лучшей провинциальной художественной школе того времени. 18-летним он переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

«Проповедь в селе» - одна из первых картин Перова, за которую он получил в Училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.

В картине «Проповедь в селе», созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а дугой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо како-то холёныё господин. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога.» Я хотел изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность и богатство»,- так объяснял художник замысел полотна.

Одновременно с «Проповедью в селе» Перов пишет картину, принёсшую ему первую известность, - «Сельский крёстный ход на пасхе». На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек. « Сельский крестный ход на пасхе» вызвал протест официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: «…слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике?»

-1864 годы художник проводит за границей. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность раннего творчества. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». Париж Перова- это народные гулянья, балаганы на Монмартре, бродячие музыканты, нищие и бездомные. Но дальше этюдов работа не двигается. Большие картины остаются незаконченными. «Написать картину совершенно невозможно…не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», - пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину. Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби». Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: « Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», « Последний кабак у заставы», « Спящие дети», « Странник». Каждая из них - законченная новелла о человеческом горе. Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини « Проводов покойника»(1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. Персонажи картины « Тройка»(1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как « Утопленница»(1867 г.) и « Последний кабак у заставы»(1868 г.). Лучший из крестьянских портретов-типов Перова - «Странник». В его облике ощущается чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Их герои - чудаки, идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой.

Новизна идеи организации предвижников заключалась в том, чтобы, говоря словами Н.А. Ярошенко «… вывести искусство из тех замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих и сделать достоянием всех…»

Желание приблизить народ к искусству для художников 60-70-х годов было теснейшим способом связано с идейно воспитательными задачами. Деятельность художника рассматривалась как общественное служение. И сюжеты и изобразительный язык они старались сделать доходчивыми и понятными для каждого».

Точно выразил пафос передвижников Л.Н. Толстой: «Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдания одного лица есть ничтожное в сравнении с тем духовным - если оно благо - воздействием, которое произведет художественное произведение».

Заключение

Бытовой жанр получил свое развитие в России XIX века в творчестве передвижников. Развёрнутую типизированную картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский и - с особой глубиной и размахом - И. Е. Репин, показавший не только угнетение народа, но и таящиеся в нём могучие жизненные силы. В творчестве передвижников преобладают обличения, оценочный аспект, ключевые позиции занимает бытовой жанр, умение увидеть драму жизни в обыденном частном эпизоде.

Список литературы

1. Балакина Т.И. История русской культуры М, 95

. Бурова Г., Гапонова О., Румянцева В. Товарищество передвижных художественных выставок. М., 1962.

. Иванов И. Передвижники. М., 1961.

. Культура России IX-XX в. (под.ред. В.С.Шульгина, Л.В.Кошман). М., 1995

. Ярошенко Н.А. - Московским членам Товарищества передвижных художественных выставок./Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л. «Искусство», 1959

. Рогинская Ф.С. Передвижники. - М. «Арт-родник». 1997


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!