Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного окружающей среде

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,97 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра экологического

и аграрного права




Контрольная работа

Вариант № 28




Выполнил:

студент 2 курса, 9 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

очной формы обучения

Павлюков Виталий

Игоревич

Преподаватель:

Лизгаро В.Е.


Минск 2011

Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного окружающей среде

В соответствии со ст. 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет применение мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Привлечение лиц к ответственности за нарушение экологического законодательства не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду (гражданско-правовой ответственности). Таким образом, различают следующие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства:

административную;

гражданско-правовую;

дисциплинарную.

Возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, следует рассматривать как меру имущественного воздействия на правонарушителя в виде гражданско-правовой ответственности. С другой стороны любая хозяйственная деятельность причиняет вред окружающей среде. В связи с этим экологическим законодательством определены случаи возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в результате правомерной деятельности (т. е. когда возможность потерь в природной среде установлена в пределах обоснованных нормативов, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами).

Принимая во внимание данный факт, законодатель регулирует отношения в области возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, нормами ГК об обязательствах вследствие причинения вреда (глава 58), а также нормами природоресурсного законодательства: ст. 160 КоЗ; ст. 54 КоН; ст. 97 ВК; ст. 101 ЛК; ст. 76 Закона Республики Беларусь «О растительном мире»; ст. 63 Закона Республики Беларусь «О животном мире»; ст. 44 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»; ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

В качестве причинителей вреда окружающей среде могут выступать юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Важнейшим принципом возмещения вреда согласно статье 933 ГК является принцип полноты возмещения вреда, в соответствии с которым лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки.

Возмещение вреда окружающей среде в натуральном выражении может осуществляться посредством восстановления нарушенного состояния природной среды. К примеру, восстановление состояния поврежденного земельного участка (рекультивация), посадка леса, выпуск на волю отловленного животного и т. д. Однако возможности применения натурального способа возмещения вреда окружающей среде весьма ограничены в силу нереальности возмещения в отдельных случаях. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Возможен также смешанный вариант возмещения вреда, при котором часть средств компенсируется в денежной форме, а часть - путем восстановления компонента природной среды за счет сил и средств причинителя вреда.

Размер вреда, причиненного окружающей среде, в денежном выражении согласно ст. 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» определяется в соответствии с:

таксами;

методиками;

фактическими затратами на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды.

Лицо, причинившее экологический вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно ст. 372, 933 ГК на причинителе вреда лежит обязанность доказать свою невиновность в причинении вреда. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В то же время гражданское законодательство предусматривает возможность возмещения вреда, в том числе и экологического, и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии, высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник, вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 948 ГК).

Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, в той или иной степени причиняет ей вред. Пределы разрешенного негативного воздействия определяются государством. Исходя из этого, в юридическом смысле различен порядок возмещения вреда, возникающего в результате совершения правонарушений в области охраны окружающей среды, и компенсации вреда, причиненного окружающей среде правомерно - на основании лимитов, нормативов в области охраны окружающей среды и разрешительных документов.

В соответствии с ч. 3 ст. 933 ГК вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством. Экологическое законодательство содержит ряд таких случаев, не определяя при этом их как возмещение правомерного вреда окружающей среде, что затрудняет применение к таким отношениям общих норм о возмещении вреда.

В юридической литературе к таким случаям относят:

обязательные платежи за природопользование;

возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков или ухудшением качества земель.

Взимание платежей за природопользование осуществляется в соответствии с ч. 2 ст. 16; ст. 83 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»».

Возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель, осуществляется юридическими лицами, гражданами или индивидуальными предпринимателями, которым отведены изъятые земельные участки либо деятельность которых влияет на состояние земель (ст. 133 КоЗ). Убытки возмещаются землевладельцам, землепользователям и собственникам земельных участков, понесшим эти убытки, в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Анализ законодательства об охране окружающей среды позволяет отнести к таким случаям также осуществление компенсационных посадок объектов растительного мира, лесовосстановительных работ, мероприятий по разведению диких животных и воспроизводству рыбных ресурсов, рекультивации земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности.

Задача

НИИ зоологии осуществлял изъятие птичьих кладок водоплавающих птиц для научно-исследовательских целей на территории Национального парка «Браславские озера». Администрация Национального парка выразила протест, так как данные действия не были с ней согласованы. Представители НИИ обосновывали свои действия тем, что у них имеется разрешение на изъятие птичьих кладок, полученное в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Проанализируйте ситуацию. Взимается ли плата за изъятие объектов животного мира из природной среды в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях?

) В соответствии с п. 5 ст. 33 Закона «Об охране окружающей среды»: пользование объектами животного мира, обитающими на особо охраняемых природных территориях:

. Пользование объектами животного мира в научных целях на особо охраняемых природных территориях осуществляется в порядке и на условиях, определенных правилами пользования объектами животного мира в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности.

Данный пункт ст.33 является отсылочным к статье 30 Закона «Об охране окружающей среды»: пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности:

. Пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности (далее в настоящей статье - пользование дикими животными в научных и культурных целях) без изъятия объектов животного мира из среды их обитания (наблюдение, фотографирование, мечение и т.п.) осуществляется бесплатно и без документов на право пользования объектами животного мира.

2. Пользование дикими животными в научных и культурных целях с изъятием их из среды их обитания осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи и иными законодательными актами.

. Пользование дикими животными в научных и культурных целях с изъятием их из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности (далее - разрешение на пользование дикими животными в научных и культурных целях), за исключением диких животных, включенных в перечень видов диких животных, пользование которыми в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности осуществляется без разрешения на пользование дикими животными в научных и культурных целях. экологическое законодательство возмещение природопользование

. Пользование дикими животными в научных и культурных целях с изъятием их из среды их обитания осуществляется бесплатно в случае:

.1. выполнения научно-исследовательских работ в области охраны и использования объектов животного мира за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

.2. пользования дикими животными, включенными в перечень видов диких животных, пользование которыми в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности осуществляется без разрешения на пользование дикими животными в научных и культурных целях.

. Порядок выдачи разрешений на пользование дикими животными в научных и культурных целях, перечень видов диких животных, пользование которыми в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности осуществляется без разрешения на пользование дикими животными в научных и культурных целях, условия пользования дикими животными в научных и культурных целях определяются правилами пользования дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности, если иное не установлено законодательными актами.

Исходя из ст. 30 для осуществления научной деятельности с изъятием животных в определенных случаях необходимо получить разрешение. Ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды» определяет компетенцию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области охраны и использования животного мира, в частности подп. 1.3 - 1.5 п. 1 дают Министерству право выдавать такое разрешение:

. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области охраны и использования животного мира:

.3. осуществляет государственный контроль в области охраны и использования животного мира;

.4. устанавливает в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, ограничения и запреты на осуществление отдельных видов пользования объектами животного мира, пользование дикими животными отдельных видов, в отдельных угодьях, в определенные сроки, а также на использование отдельных орудий, способов изъятия диких животных, если иное не установлено законодательными актами;

.5. устанавливает в случаях и порядке, установленных настоящим Законом и иными законодательными актами, ограничения, запреты или другие меры в отношении охраны, изъятия, содержания и (или) разведения в неволе, экспонирования диких животных, в том числе диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь, их частей и (или) дериватов или торговли такими животными, их частями и (или) дериватами, а также в отношении охраны среды их обитания.

Научно-исследовательская деятельность на особо охраняемых природных территориях проводится путем организации стационарных круглогодичных, многолетних и периодических исследований, направленных на изучение природных комплексов и объектов, наблюдения за динамикой природных процессов в целях оценки и прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Научно-исследовательская деятельность на особо охраняемых природных территориях координируется Национальной академией наук Беларуси, а также научно-техническими советами, создаваемыми при государственных природоохранных учреждениях, осуществляющих управление заповедниками, национальными парками.

Научно-технический совет заповедника, национального парка создается для обсуждения основных вопросов научно-исследовательской деятельности, проводимой в заповеднике, национальном парке, обоснования природоохранных мероприятий и регулируемого природопользования.

Научно-технический совет заповедника, национального парка возглавляется руководителем государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление заповедником, национальным парком.

Научные эксперименты с природными комплексами и объектами, расположенными в границах особо охраняемых природных территорий, которые могут привести к нарушению установленного режима охраны и использования этих территорий, запрещаются.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что протест администрации национального парка обоснован, так как, не смотря на то, что у НИИ зоологии имеется разрешение на изъятие птичьих кладок, полученное в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, данные действия должны были быть согласованы с научно-техническим советом национального парка.

2) Взимание платы за изъятие объектов животного мира из природной среды в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях регулируется пунктами 2-4 статьи 30 Закона Республики Беларусь «О животном мире»: Пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности:

. Пользование дикими животными в научных и культурных целях с изъятием их из среды их обитания осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи и иными законодательными актами.

. Пользование дикими животными в научных и культурных целях с изъятием их из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности (далее - разрешение на пользование дикими животными в научных и культурных целях), за исключением диких животных, включенных в перечень видов диких животных, пользование которыми в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности осуществляется без разрешения на пользование дикими животными в научных и культурных целях.

. Пользование дикими животными в научных и культурных целях с изъятием их из среды их обитания осуществляется бесплатно в случае:

.1. выполнения научно-исследовательских работ в области охраны и использования объектов животного мира за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

.2. пользования дикими животными, включенными в перечень видов диких животных, пользование которыми в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности осуществляется без разрешения на пользование дикими животными в научных и культурных целях.

Список использованных источников

1.Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. N 425-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 06.11.2008 N 447-З, от 28.12.2009 N 96-З, от 06.05.2010 N 120-З, от 07.01.2011 N 232-З, с изм., внесенными Законами Республики Беларусь от 29.12.2009 N 73-З, от 15.10.2010 N 176-З);

.Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. N 406-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 109-З);

.Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. N 191-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З, от 13.06.2007 N 238-З, от 29.12.2007 N 324-З (ред. 08.07.2008), от 08.07.2008 N 373-З, от 10.11.2008 N 444-З, от 02.07.2009 N 32-З, от 04.01.2010 N 109-З);

.Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. N 420-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З (ред. 04.08.2004), от 19.07.2005 N 42-З, от 11.12.2005 N 66-З, от 29.06.2006 N 135-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 20.07.2006 N 162-З, от 13.06.2007 N 238-З, от 24.12.2007 N 299-З, от 10.11.2008 N 444-З, от 28.12.2009 N 96-З)

.Закон Республики Беларусь 26 ноября 1992 г. N 1982-XII Об охране окружающей среды (в ред. Законов Республики Беларусь от 17.07.2002 N 126-З, от 29.10.2004 N 319-З, от 19.07.2005 N 42-З, от 31.12.2005 N 80-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 20.07.2006 N 162-З, от 07.05.2007 N 212-З, от 13.06.2007 N 238-З, от 21.12.2007 N 298-З, от 08.07.2008 N 367-З, от 10.11.2008 N 444-З, от 02.07.2009 N 32-З, от 31.12.2009 N 114-З, от 06.05.2010 N 127-З);

.Закон Республики Беларусь 14 июня 2003 г. N 205-З О растительном мире (в ред. Законов Республики Беларусь от 29.10.2004 N 319-З, от 19.07.2005 N 42-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 20.07.2006 N 162-З, от 20.10.2006 N 169-З, от 13.06.2007 N 238-З, от 10.11.2008 N 444-З, от 02.07.2009 N 32-З, от 28.12.2009 N 96-З);

.Закон Республики Беларусь 10 июля 2007 г. N 257-З О животном мире (в ред. Законов Республики Беларусь от 10.11.2008 N 444-З, от 02.07.2009 N 32-З, от 04.01.2010 N 109-З);

.Закон Республики Беларусь 20 октября 1994 г. N 3335-XII Об особо охраняемых природных территориях (в ред. Законов Республики Беларусь от 23.05.2000 N 396-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 07.05.2007 N 212-З, от 08.07.2008 N 375-З, от 10.11.2008 N 444-З, от 15.07.2010 N 169-З);

.Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.] ;под ред Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро.- Минск: Изд. центр БГУ, 2008.

Похожие работы на - Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного окружающей среде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!