Стадии исследования
|
Показатель
|
|
Кислот- ность
|
Вязкость
|
Поверхностное натяжение
|
Электропроводность
|
Раство- римость
|
Сырое нормализованное
|
19,2
|
1,83
|
0,685
|
48,6
|
-
|
Пастеризованное
|
18,6
|
1,80
|
0,691
|
48,2
|
-
|
Восстановленное
|
16,7
|
1,97
|
0,714
|
49,2
|
98,4
|
Пленочный способ приготовления молока. Сухое пленочное молоко получают
при сушке нормального молока на барабанных сушилках. Сушилка представляет собой
преимущественно двухбарабанную установку, имеющую внутри полые цилиндры, в
которые поступает пар, нагретый до 108-110 С. Молоко высыхает, соприкасаясь с
горячей наружной поверхностью барабана. Во время работы барабан непрерывно
вращается, причем скорость вращения устанавливается с таким расчетом, чтобы
молока высыхало в период, пока барабан делает ¾ оборота. Молоко специальными ножами
снимается с поверхности барабана и в виде тонкой пленки подается к конвейеру на
мельницу, где размалывается до состояния манной крупы. Полученный порошок
упаковывают в крупную тару.
5. Факторы, влияющие на сохранность,
потери при хранении и подготовка к реализации товаров
.1 Упаковка
товара
потребительский молоко сливки товар
Упаковывают сухие молочные продукты массой нетто 250, 400, и 500 г в
металлические банки со сплошной и съемной крышкой (ГОСТ 12120-73),
комбинированные банки со съемной крышкой (ГОСТ 12120-73), клееные пачки (ГОСТ
6420-73) с внутренним герметично заделанным пакетом из алюминиевой фольги,
покрытой полиэтиленом, клееные пачки с целлофановыми вкладышами.
Кроме того, сухие молочные продукты упаковывают в бумажные непропитанные
четырех- и пятислойные мешки (ГОСТ 2227-65) и фанерно-штампованные бочки (ГОСТ
5958-79) с мешками-вкладышами из полиэтилена массой нетто 25-30 кг. Горловину
мешка-вкладыша сваривают или туго перевязывают двойным узлом с перегибами
На дне и крышке жестяной или картонно-металлической банки штампуют в два
ряда условные обозначения: в верхнем ряду - М (индекс отрасли молочной
промышленности), номер завода, ассортиментный номер (один-три знака), номер
смены (одной цифрой); в нижнем ряду - дату изготовления, т.е. число, месяц, год
(по два знака, разделенные точками). На нижнем клапане пачки с сухими молочными
продуктами указывают номер смены, дату выработки - число, месяц, год (по два
знака, разделенные точками). Номер смены проставляют слева от даты выработки и
отделяют от нее одним интервалом. На корпус банки или пачки наклеивают этикетку
либо наносят литографским способом наименование, место нахождения
предприятия-изготовителя и его подчиненность, товарный знак, название и краткую
характеристику продукта, массу нетто, способ приготовления и рекомендации по
употреблению, розничную цену, номер стандарта.
Расфасованные в потребительскую тару сухие молочные продукты укладывают в
ящики из гофрированного картона (ГОСТ 13511-68, ГОСТ 13513-74, ГОСТ 13516-72) и
дощатые (ГОСТ 13358-72)
.2
Транспортирование товара
Сухое молоко и сливки транспортируют в потребительской таре всеми видами
транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозок
грузов. Транспортные средства должны быть сухими, чистыми, без посторонних
запахов и не зараженными вредителями хлебных запасов. Не допускается
транспортирование сухого молока и сливок вместе с резко пахнущими продуктами
или материалами. При перевозке, погрузке и выгрузке товар должен быть
предохранен от атмосферных осадков.
.3
Хранение товара
Условия хранения - это совокупность внешних воздействий окружающей среды,
обусловленных режимом хранения и размещением товара в хранилище.
Режим хранения -совокупность условий, при которых товар сохраняет свое
качество. Для каждого товара необходим определенный режим хранения, зависящий
от его состава и свойств. При правильном режиме хранения, не только сохраняется
качество, но и снижаются потери товаров.
Хранят сухие молочные продукты при температуре от 0 до 10 С в течении 8
мес. (сухие сливки и сухие сливки с сахаром в герметичной упаковке - 12 мес.,
молоко сухое в клееных пачках с целлофановыми вкладышами и бочках - 3 мес.),
при температуре от 11 до 20 С - 3 мес. Относительная влажность воздуха должна
быть не выше 75%
Методы хранения - совокупность технологических операций, обеспечивающих
сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и
санитарно-гигиенических режимов, а так же способов их размещения и обработки.
Назначением данных методов является сохранение потребительских свойств товаров
без потерь или с минимальными потерями в течение обусловленных сроков. В
зависимости от характера и направленности технологических операций различают
три группы методов хранения;
. Методы, основанные на регулировании климатического режима хранения:
) Методы регулирования температур режима:
а) методы охлаждения: естественного (лед, снег), искусственного(холод.
камеры, шкафы, прилавки). С помощью систем охлаждения (батарейная, панельная,
воздушная);
) методы отепления: нагрев, приборы, кондиционеры, камины.
) Методы регулирования влажности:
а) методы увлажнения- с помощью воды, льда, мокрого опила, снега;
б) методы осушения- с помощью извести, мела, сух. опила, вентиляции.
) Методы регулирования воздухообмена: это естественный (дверь, форточка);
и принудительный. 4) Методы регулирования газовой среды.
. Методы, основанные на разных способах размещения:
)бестарный
а) насыпкой - товары размещаются на полу(навалом);
б) подвесной - на штангах, на вешалках, на крюках; в) напольный - на
полу;
г) стеллажный - на стеллажах.
) тарный
. Методы ухода за товарами по способу их обработки:
) санитарно-гигиеническая обработка:
а) дезинфекция - обеззараживание м/организмов (белить стены, солнечными
лучами);
в) дератизация - по уничтожению грызунов;
г) дезактивация - удаление радиоактивных загрязнений;
д) дезодорация - удаление посторонних запахов;
е) дегазация - удаление вредных газов.
) защитная обработка; лужение, применение смазочных материалов, ледяная
глазурь, применение полимерных пленок, парафинирование.
В зависимости от времени обработки методы ухода за товарами
подразделяются на профилактические и текущие. Основным элементом хранения
является срок годности. По срокам годности товары делятся на: 1)
скоропортящиеся (срок годности от нескольких часов до нескольких суток). 2)
кратковременно-хранящиеся (от 0,5-30 суток); 3) длительного хранения (с
ограниченным сроком (1мес-1 год) и безграничные (в течение нескольких лет).
Экономическая эффективность хранения - способность выбранных методов сохранять
товары с наименьшими потерями рациональными затратами на хранение, Товарные
потери и затраты на хранение относятся к важнейшим критериям выбора метода и
сроков хранения. Потери можно снизить за счет сокращения сроков хранения до
минимального либо за счет применения дорогостоящих методов. В любом случае
нельзя говорить о высокой экономической эффективности, т. к. сокращение сроков
хранения в условиях высокой насыщенности рынка зачастую связано со
значительными убытками (например, за счет снижения цены). Высокие затраты на
хранение не всегда окупаются сокращением потерь, а в отдельных случаях затраты
оказываются существенно выше, чем прибыль от сокращения потерь. Этим
объясняется необходимость расчета реальной экономической эффективности
выбранных методов хранения товара, с учетом реальных товарных потерь и затрат
на хранение.
6.
Стандарты на товар
7. Средства информации о товаре
К средствам товарной информации относят:
· маркировку;
· технические документы;
· нормативные документы;
· справочная, научная литература;
· реклама и пропаганда товаров.
Маркировка - это условные обозначения и данные, которые наносятся на
товар и/или упаковку.
Маркировка выполняет следующие функции:
· информационная;
· идентифицирующая;
· эмоциональная;
· мотивирующая.
Все эти функции взаимосвязаны, так как красочно оформленная маркировка
вызывает положительные эмоции, что служит мотивацией для приобретения товара.
Структура товарной маркировки включает в себя следующие 3 элемента:
. текст (50 - 100%);
. рисунок;
. условные обозначения (информационные знаки).
Выделяют следующую классификацию информационных знаков:
1. Товарные знаки и знаки обслуживания. В соответствии с законом РФ
"О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения
товаров", принятом в 1992 г., товарный знак - обозначение, способное
отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от
однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Несмотря на то что общая идея, заложенная в определении товарного знака,
понятна и не вызывает сомнений, его часть, касающаяся однородности товаров и
услуг, может быть если и не оспорена, то поставлена под сомнение. Это связано с
тем, что сам термин допускает различные трактовки. Данный пункт - один из
наиболее слабо проработанных не только в российском, но и в зарубежном
законодательстве, поскольку он допускает разные, резко отличающиеся друг от
друга интерпретации.
Во-первых, товары могут иметь одно и того же функциональное назначение,
которое, в свою очередь, определяется с различной степенью точности. Например,
средство передвижения, более узко - автомобиль, еще более узко - легковой
автомобиль, еще более узко -малолитражный автомобиль, наконец, малолитражный
автомобиль, производимый фирмой N.
Во-вторых, однородными могут быть товары-заменители (что отнюдь не
тождественно вышеприведенному определению). Для этого необходимо, чтобы
коэффициент перекрестной эластичности спроса на один товар по цене другого был
больше нуля. Как правило, данное условие будет соблюдаться в том случае, если
товар является "нормальным" Товар является нормальным тогда, когда
эффекты замещения и дохода действуют в одном направлении..
В-третьих, рассматриваемые товары просто могут входить в бюджет среднего
потребителя (и с этой точки зрения сопутствующий товар также может считаться
однородным) и выступать как однородные постольку, поскольку конкурируют за
кошелек потребителя. Данный вариант определения будем считать экстремальным.
В-четвертых, однородными могут быть признаны идентичные товары, которые
по своим полезным свойствам не различаются потребителями (в частности, при
отсутствии упаковки). Иными словами, последнее свойство предполагает, что
товары являются сходными до степени смешения (хотя объективно - по своим
физико-химическим свойствам - они вполне могут различаться).
В-пятых, возможно одновременное применение двух критериев как
взаимодополняющих. В частности, товары должны быть родственными не только по
потреблению (однородность функционального назначения), но и по производству
(сходство технологических процессов).
Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) для регистрации
товарных знаков, принятая в соответствии с подписанным в Ницце в 1973 г.
соглашением, допускает ситуации, когда однородными, то есть принадлежащими
одному и тому же классу, признаются товары, которые с точки зрения технологии
потребления являются взаимодополняющими.
По формам выражения выделяют:
· словесные товарные знаки товарные знаки в форме слова (слов),
представляющего имена известных людей, названия животных, небесных тел,
вымышленные слова;
· изобразительные товарные знаки - обозначения в виде различных
рисунков, символов, значков, изображений предметов, животных;
· объемные - трехмерные изображения;
· комбинированные товарные знаки - обозначения, сочетающие в
себе как минимум элементы двух из трех типов товарных знаков: словесных,
изобразительных и объемных.
· В качестве отдельной категории можно выделить также звуковые
товарные знаки.
По основаниям использования: индивидуальные и коллективные, а также в
отдельных случаях находящиеся в совместном владении Данный тип товарного знака
в России может быть зарегистрирован только на иностранных заявителей .
Индивидуальный товарный знак - обозначение, зарегистрированное на имя
отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской
деятельностью.
Коллективный товарный знак - знак союза, хозяйственной ассоциации или
иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения
выпускаемых и/или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными характеристиками.
По степени известности:
· общеизвестный товарный знак - товарный знак, известный
большей части населения и ассоциирующийся в его сознании с определенными
товарами и услугами, производителем которых является конкретное предприятие.
Правовая охрана ограничена однородными товарами.
· предлагается также выделять в качестве особой категории
знаменитые товарные знаки.
Знаменитым считается товарный знак, который известен большей части
населения, ассоциируется с определенными видами товаров и услуг, а защита
предоставляемых им прав распространяется на все товарные группы;
По географическому охвату: локальные (региональные), национальные и
международные;
По происхождению (времени/месту создания): отечественные, иностранные,
причем отечественные могут быть разделены на несколько категорий в зависимости
от времени создания - старые российские, советские и новейшие российские. В
свою очередь, последние могут быть классифицированы на российские и
псевдоиностранные.
Товарный знак включает в себя:
o фирменный товарный знак - предназначен для идентификации
изготовителя. Типы обозначения фирменных товарных знаков:
§ фирменное слово;
§ фирменный знак;
§ торговый знак - фирменное имя или фирменный знак, официально
зарегистрированные в международном реестре;
o ассортиментный товарный знак - для идентификации
ассортиментной принадлежности;
o коллективный товарный знак - товарный знак союза,
хозяйственной ассоциации или другого добровольного объединения предприятий,
которые предназначены для обозначения выпускаемых ими или реализуемых товаров;
o знаки - наименования мест происхождения товаров - имя страны,
населения, местности для обозначения товаров и акцентирования внимания на его
их потребительских свойствах. Данная группа информационных знаков делится на
международные и национальные. Знаки - наименования мест происхождения товаров
указываются в товаросопроводительной документации
2. Знаки соответствия и качества - это защищаемые в установленном
порядке знаки, которые применяются в соответствии с правовыми системами сертификации.
Эти знаки показывают, что продукция или услуга соответствуют какому - либо
конкретному стандарту. Различают:
· национальные: общие и групповые (на продовольственные товары,
продукцию сельского хозяйства);
· транснациональные (региональные) - показывают соответствие
требованиям международных стандартов на основе взаимного признания результатов
сертификации;
3. Компонентные знаки - применяются для информирования о
применяемых пищевых добавках или иных компонентах. Так, нередко в маркировке
продовольственных товаров встречается знак "Е (цифры)", указывающий
на химическое наименование пищевых добавок;
4. Размерные знаки - применяются для обозначения конкретной
величины, определяющей количественную характеристику товара. Так, знак
"е" указывает массу - нетто; "V" - объем. К данным знакам
добавляется фактический размер - величина в системе Си;
. Эксплуатационные знаки - необходимы для информирования
потребителя о правилах эксплуатации, ухода за изделиями, правилах монтажа
оборудования. Данная группа знаков наносится, как правило, на бирки, ярлыки,
этикетки, контрольные ленты, упаковку, непосредственно на товар;
. Манипуляционные знаки - для информации о способах обращения с
товарами;
В соответствии с международными требованиями по классификации и
маркировке опасных товаров эти знаки делятся на:
· предупреждающие об опасности;
· предупреждающие о действиях по безопасному использованию;
8. Экологические знаки - необходимы для информирования о степени
экологической чистоты товаров или экологически безопасных способах их
использования, эксплуатации или утилизации.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-97
"Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие
требования" (принят и введен в действие
постановлением Госстандарта РФ от 17 июля 1997 г. N 255)
На упаковке молока и молочных продуктов должно отражаться:
наименование продукта;
сорт (при наличии);
наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика,
экспортера, импортера, наименование страны и
места происхождения;
товарный знак изготовителя (при наличии);
масса нетто или объем продукта.
Массу нетто указывают для продуктов, имеющих сыпучую, твердую,
пастообразную или вязкопластичную консистенцию, газовые полости, а также для
продуктов, для которых отсутствуют стандартизованные методики выполнения
измерений плотности.
Массу нетто или объем продукта (по усмотрению изготовителя) - для
продуктов, для которых существуют стандартизованные методики выполнения
измерений плотности;
состав продукта;
консерванты и другие пищевые добавки (при их применении);
пищевая ценность, массовые доли витаминов (для витаминизированных
продуктов);
условия хранения;
срок годности (кроме мороженого);
срок хранения и дата изготовления (для мороженого);
способ приготовления (для молочных полуфабрикатов и консервов);
условия применения. Для продуктов лечебно-профилактических,
геродиетических и для питания людей со специфической профессиональной и
спортивной нагрузкой при необходимости указывают противопоказания;
обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
информация о сертификации.
Продукты молочные консервированные:
наименование продукта;
сорт (при наличии);
наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика,
экспортера, импортера, наименование страны и
места происхождения;
товарный знак изготовителя (при наличии);
масса нетто;
состав продукта;
пищевая ценность;
условия хранения;
рекомендации по приготовлению;
краткая характеристика продукта;
срок годности;
Рядом наносят надпись: "дата изготовления указана на крышке
банки" или "дата изготовления указана на крышке банки в первом (или
во втором) ряду", или "дата изготовления указана на нижнем клапане
пачки";
на крышки банок, или на дно, или на нижние клапаны пачек наносят дату
(число, месяц, год) изготовления консервов;
обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с
которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
информация о сертификации.
Информация на дне и крышках банок (для продуктов, изготовленных в
Российской Федерации).
На дне и крышке металлических банок со сгущенными молочными продуктами
должны быть условные обозначения в один или два ряда.
Маркировочные знаки в один ряд:
а) на дне металлической банки последовательно в один ряд штампуют 5 - 8
знаков:
М - индекс молочной промышленности;
номер предприятия-изготовителя;
ассортиментный номер консервов;
номер смены.
б) на крышке металлической банки последовательно в один ряд штампуют 6
знаков:
число изготовления продукта - двумя цифрами (до цифры 9 включительно
впереди ставят нуль);
месяц изготовления - двумя цифрами (до цифры 9 включительно впереди ставят нуль);
год изготовления продукции - обозначают двумя последними цифрами года
изготовления.
Маркировочные знаки в два ряда:
в первом ряду наносят данные, предусмотренные в 4.4.1.1 а), а во втором
ряду - в 4.4.1.1 б).
На металлической крышке стеклянной банки должны быть маркировочные знаки
в два ряда:
в первом ряду - данные, предусмотренные в 4.4.1.1 б);
во втором ряду - номер смены.
На дне или крышке металлической или картонно-металлической банки для
сухих молочных продуктов должны быть в два ряда следующие условные обозначения:
в первом ряду: М (индекс молочной промышленности);
номер предприятия-изготовителя;
ассортиментный номер продукции (1 - 3 знака);
номер смены (одной цифрой);
во втором ряду: дата изготовления - число, месяц, год (по два знака,
разделенных точками).
Допускается нанесение индекса молочной промышленности отдельно от
указанных выше обозначений на дне или крышке банки.
На нижней узкой полосе туб должны быть проштампованы:
номер смены - одной цифрой;
число изготовления - двумя цифрами (до девятого числа включительно
впереди ставят нуль);
месяц изготовления - двумя цифрами (до девятого числа включительно
впереди ставят нуль);
год изготовления - обозначается последней цифрой года изготовления;
ассортиментный номер консервов (1 - 3 знака).
Номер смены проставляют слева от даты изготовления через один интервал.
8. Товарная экспертиза
.1 Цели и
порядок проведения
Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus - опытный) - исследование
специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных
знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и др.
Товарная экспертиза - оценка экспертом основополагающих характеристик
товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений,
выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным
результатом. При проведении экспертизы могут оцениваться все основополагающие
характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная,
стоимостная или только их части.
Экспертная оценка - совокупность операций по выбору комплекса или
единичных характеристик товаров или других объектов, определению их
действительных значений и- подтверждению экспертами соответствия их
установленным требованиям и/или товарной информации. При экспертной оценке
требования к характеристикам товаров или иных объектов могут устанавливаться не
только нормативными документами, но и экспертами. При этом под товарной
информацией следует понимать сведения, указанные на маркировке, в
товарно-сопроводительных документах или других источниках информации
(нормативных, технических документах, учебной, научной, справочной литературе и
т. п.).
Экспертной оценке могут подвергаться единичные экземпляры, упакованные
единицы товаров, а также товарные партии. Наиболее часто проводится товарная
экспертиза именно товарных партий, которые определяются как совокупность
единичных экземпляров или упаковочных, объединенных общностью признаков:
временем выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными
средствами.
Товароведная экспертиза - оценка потребительских свойств товаров по
органолёптическим, физико-химическим и микробиологическим показателям, а также
показателей их количественных характеристик, осуществляемая экспертами путем
проведения испытаний (измерений) или опроса и/или на основании информации на
маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах.
Товароведная экспертиза - один из важнейших и обязательных видов товарной
экспертизы. Другие виды экспертизы дополняют ее и не всегда являются
обязательными. Обязательность товароведной экспертизы обусловлена тем, что в ее
основе лежит оценка органолептических свойств и основных показателей качества,
а это приближает товарную экспертизу к оценке товара потребителем. Товароведная
экспертиза включает оценку всех основополагающих характеристик товара:
ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. В связи с этим
различают следующие виды товароведной экспертизы: количественная, качественная
экспертиза товаров по договорам, ассортиментная, документальная и комплексная.
Количественная экспертиза в отличие от приемки товаров по качеству
проводится независимыми экспертами, что обеспечивает ее большую достоверность;
результаты экспертизы должны приниматься как окончательные и поставщиком, и
покупателем. Эксперты при проведении этой экспертизы должны руководствоваться
Гражданским кодексом РФ (ст. 465, 466, 483, 521). Предварительно эксперт должен
ознакомиться со. всеми необходимыми документами: договорами на поставку товаров
или договорами купли-продажи, товарно-сопроводительными документами и др. При
проведении экспертизы упакованных товаров необходимо учитывать, что их
количественная характеристика включает массу самого товара (нетто) и упаковки
(тары), а также количество упаковочных единиц. Поэтому при количественной
экспертизе надо учитывать массу: брутто, нетто и тары.
Для определения различных количественных показателей товаров применяют
методы измерений, которые могут быть прямыми и косвенными. К прямым методам
относятся перевешивание, обмеривание по длине, объему, измерение плотности и
других показателей, учитываемых при приемке товаров по количеству. При этом
используют различные средства измерений. Косвенные методы применяют в тех
случаях, когда прямые методы не могут быть использованы. Косвенные методы
измерений - это методы определения показателей количественной характеристики
товаров опосредованно, в основном расчетным путем.
При проведении количественной экспертизы эксперт должен соблюдать ряд
правил:
. Необходимо предварительно ознакомиться с товарно-сопроводительными
документами.
. Количественные показатели товара устанавливаются с помощью средств
измерения или пересчета; измерение может быть сплошным или выборочным.
. Для партии упакованного товара необходимо отметить, производилось ли
вскрытие тары или перетаривание.
. Обнаруженный в товарной партии товар с нарушенной упаковкой следует
отделить от основной партии; оценка его количества и качества проводится
отдельно.
Результаты количественной экспертизы могут быть обжалованы одной из
заинтересованных сторон. В этом случае назначается контрольная экспертиза,
которая может подтвердить или опровергнуть результаты первичной экспертизы. В
случае опровержения результатов первичной экспертизы новые результаты должны
быть аргументированы.
Качественная экспертиза - это оценка качественных характеристик товара
экспертами для установления соответствия их требованиям нормативных документов.
Проводят эту экспертизу с целью определения качества товара в товарной партии
при сдаче-приемке, или после длительного хранения, или при обнаружении скрытых
технологических дефектов в процессе хранения, когда обычные сроки предъявления
претензий поставщику истекли. Кроме того, экспертиза по качеству применяется
при оценке образцов новых товаров перед постановкой их на серийное
производство. Для пищевых продуктов качественная экспертиза только по
органолептическим показателям называется дегустацией.
В зависимости от назначения качественная экспертиза бывает: приемочная,
по комплектности, новых видов товаров, дегустация пищевых продуктов, по
договорам.
Приемочной экспертизой по качеству называется оценка качества товаров
экспертами для подтверждения достоверности результатов проверки при приемке.
Основанием для проведения такой экспертизы могут служить: разногласия между
поставщиком и получателем по результатам приемочного контроля, проведенного
получателем в отсутствии поставщика и невозможности его явки на повторную приемку;
обнаруженное или предполагаемое несоответствие фактического качества товара
указанному в документах; нарушение упаковки (поломка, деформация и др.);
наличие значительных качественных потерь в процессе транспортирования или
хранения. При проведении качественной экспертизы пользуются стандартами,
санитарными и ветеринарными правилами и инструкциями, правилами или кодексами
транспортных организаций.
При проведении приемочной экспертизы по качеству эксперты должны
придерживаться основных правил, которые включают следующие положения:
. Перед началом экспертизы необходимо ознакомиться со всеми нормативными
документами (стандартами на конкретные виды продукции, упаковку и маркировку,
методы испытаний).
. Качество товаров необходимо определять в соответствии с требованиями
действующих стандартов, договоров. При Необходимости принимаемые товары могут
оцениваться путем сопоставления с образцами или эталонами. Выбор показателей
качества определяется целями и условиями проведения экспертизы. Чаще всего
эксперты ограничиваются оценкой органолептических показателей и некоторых
физико-химических показателей, используя простейшие средства измерений.
Проверка микробиологических и сложных физико-химических показателей может быть
рекомендована экспертом лишь в отдельных случаях после завершения приемки по
качеству.
. Для оценки качества должна быть отобрана выборка или объединенная
проба, размер которой должен быть не менее установленных норм.
. При неоднородности товарной партии, включающей товары разного качества
(стандартные, 1-го или других сортов, нестандартные, брак, отход), эксперт
должен выявить процентное содержание каждой фракции. При обнаружении дефектных
товаров эксперт должен отобрать образцы товаров с наиболее характерными
дефектами и установить причины их возникновения. Целесообразно направить
образцы дефектной продукции в испытательную лабораторию для выявления их вида и
причин возникновения. В акте экспертизы должно быть отражено процентное
содержание продукции с различными дефектами.
. При выявлении причин несоответствия качества эксперт должен указать в
акте состояние тары и упаковочныхматериалов (их целостность, надежность,
достаточность).
. Эксперт не должен проводить приемочную экспертизу, если нарушена
целостность товарной партии или предъявлены обезличенные товары, а также
распакованные или без товарно-сопроводительных документов.
Экспертизой товаров по комплектности называется оценка экспертом наличия
необходимых элементов комплекта и установление соответствия данным, указанным в
технических документах. Правовой базой этой экспертизы является Гражданский
кодекс РФ (ч. 2, ст. 478-480). Основанием для ее проведения служат особенности
принимаемых товаров, целостность которых обеспечивается наличием в комплекте
всех необходимых элементов. Все комплектующие элементы подразделяют на три
группы:
• обеспечивающие функциональное назначение товара, его эстетические
свойства;
• предназначенные для ремонта товара в процессе эксплуатации;
• определяющие сохранность товаров при перевозке, хранении и реализации.
Экспертизе по комплектности подвергают в основном непродовольственные
товары, а продовольственные товары - только при продаже наборов продуктов.
Экспертизой качества новых товаров, называется оценка качества товаров по
номенклатуре показателей, характеризующих степень новизны, возможность и
целесообразность их выпуска в реализацию. Новый товар - это продукция,
предназначенная для реализации и отличающаяся от имеющихся товаров аналогичного
назначения измененными потребительскими свойствами. Цель этой экспертизы качества
- определение практической полезности и показателей качества, которые могут
создать потребительские предпочтения.
Правовая база экспертизы качества новых товаров отсутствует, а
нормативная база представлена стандартами, санитарными и иными правилами и в
этом совпадает с приемочной экспертизой. При экспертизе качества новых товаров
используют различные методы оценки: органолептической, измерительной,
социологической, экспертной. Решающее значение имеет экспертная оценка
качества, а остальные методы выполняют вспомогательную роль.
Целью экспертизы может быть оценка всей номенклатуры показателей качества
или только их части, например степени новизны. Выбор показателей качества
обусловливается необходимостью соблюдения обязательных требований (безопасности,
функционального назначения), а также определения степени новизны, что и
составляет сущность экспертизы качества новых товаров. Степень новизны
характеризуется количественными и качественными изменениями потребительских
свойств, формирующими и удовлетворяющими новые потребности. Степень новизны
может выражаться в баллах или процентах. Е.Е. Задесенец предлагает следующие
градации степени новизны: товары незначительной новизны (степень новизны до
20%), товары нового вида (21-70%) и качественно новые товары (71-100%). В
зависимости от градации нового товара выбирают и методы его изучения. Для
товаров, степень новизны которых не превышает 70%, можно использовать
сравнительные методы, основанные на сравнении показателей качества товаров
одного наименования новых и уже известных. Для качественно новых товаров этот
метод мало приемлем, поэтому для них применяют прогнозно-аналоговые,
безаналоговые или комбинированные, которые являются разновидностями
сравнительного метода, но на более высоком уровне, с использованием элементов
прогнозирования. Прогнозно-аналоговый метод основан на построении
перспективно-прогнозного ряда базовых образцов товаров-аналогов и использовании
его для сравнительной оценки качественно новых товаров. Безаналоговый метод -
на анализе процессов потребления разными группами потребителей или процессов
проектирования. Комбинированный метод основан на совмещении оценок ранее
известных и новых потребительских свойств изучаемых товаров. В этом случае
эксперты широко используют всю доступную им информацию о товарах-аналогах, об
уровне проектных разработок. Комбинированный метод сочетает сравнительный метод
для изучения качественных свойств и прогнозно-аналоговый (безаналоговый) для
изучения новых свойств.
Дегустацией пищевых продуктов называется оценка органолептических
показателей качества экспертами,, проверенными на сенсорную чувствительность.
Целью Дегустации является получение достоверных результатов при
органолептической. оценке качества, снижение ее субъективности за счет высокой
профессиональной компетентности экспертов, которая достигается узкой
специализацией их по группам товаров. Отбор экспертов в дегустационные группы
проводится путем проверки их сенсорной чувствительности, кроме того, эксперт
должен иметь опыт органолептической оценки выбранной товарной группы.
Дегустацию пищевых продуктов проводят при экспертизе новых товаров, при
необходимости выявления качественных изменений органолептических показателей,
при определении товарного сорта и других градаций качества. Результаты
дегустации могут быть- выражены в виде описания отдельных показателей, а также
в баллах. В последнем случае применяют стандартные шкалы (шкалы балльной
оценки) вин, пива, твердых сычужных сыров и сливочного масла) или для балловой
оценки данного вида товара должна быть разработана специальная шкала.
Экспертизой товаров по договорам называется оценка экспертом соблюдения
требований качества, установленных договорами купли-продажи, комиссии и
хранения. Основанием для проведения такой экспертизы служат разногласия между
сторонами, заключившими договор. Правовой базой проведения такой экспертизы
являются Федеральный закон "О защите прав потребителей" (гл. 1 и 2,
ст. 1-26), правила продажи товаров, правила комиссионной торговли
непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от
6 июня 1998 г. № 569.
Необходимость в проведении экспертизы по договорам хранения появляется в
случае возникновения количественных потерь сверх установленных норм или
снижения качества товаров, а также при полной их потере. Снижение качества
товаров при хранении происходит вследствие микробиологических, биологических,
физических, химических, физико-химических и биохимических процессов. Нередко
ухудшение качества товаров можно определить по органолептическим показателям,
эксперт при этом самостоятельно принимает решение о необходимости исследования
товара в испытательных лабораториях измерительными методами. Независимо от
причин возникновения качественные потери списывают по актам, которые
подписывают эксперты, руководитель и материально-ответственные лица. Нормы
списания товаров за счет снижения качества отсутствуют.
Ассортиментной экспертизой называется оценка экспертом количественных и
качественных характеристик товара для установления его ассортиментной
принадлежности. Этот вид товароведной экспертизы как самостоятельный применяют
только при возникновении разногласий между поставщиком и покупателем, продавцом
и потребителем по вопросам ассортиментной принадлежности товара к определенной
группе, наименованию, товарной марке или при установлении соответствия
ассортимента товаров в партии ранее представленным образцам, каталогам или
договорам купли-продажи.
Документальной экспертизой называется оценка экспертом товароведных
характеристик товаров, основанная на информации товарно-сопроводительных,
технологических и иных документов. При проведении документальной экспертизы
отсутствующего товара эксперт анализирует имеющиеся документы: накладные,
сертификаты, качественные удостоверения, акты списания, технические документы
по контролю за температурно-влажностным режимом, докладные работников торговых
организаций. Самостоятельно этот вид экспертизы проводится в случае отсутствия
товара вследствие его реализации, хищения, порчи, гибели из-за непредвиденных
обстоятельств. Сложность документальной экспертизы заключается в том, что при
отсутствии товара эксперту приходится полагаться на представленные документы,
которые могут быть фальсифицированы. Результаты экспертизы в таком случае
зависят от компетентности эксперта, так Как в результате проведенной экспертизы
могут быть опровергнуты документы, представленные торгующими организациями, а
руководители и материально ответственные лица привлечены к уголовной
ответственности.
Комплексной экспертизой называется оценка экспертом всех характеристик
товара на основе их испытаний и анализа документов. Она может включать не
только товароведные, но и стоимостные характеристики. Этот вид экспертизы
применяют в тех случаях, когда необходимо всесторонне оценить товар с учетом
позиций продавца, потребителя, а также сложившейся рыночной конъюнктуры.
Комплексную экспертизу широко применяют в практике комиссионной торговли, при
экспортно-импортных операциях внешнеторговой деятельности, при заключении
договоров купли-продажи по образцам крупных партий товара. Комплексная
экспертиза включает другие „виды экспертизы (количественную, качественную,
ассортиментную и документальную), и поэтому все средства и методы, используемые
для их проведения, применяются и для этой экспертизы.
Составляющие экспертизы: субъект, объект, критерии, методы, процедура и
результат.
Субъект экспертизы - это эксперт или группа экспертов. Эксперт (от лат.
expertus - опытный) - специалист в области науки, техники, искусства и др.,
приглашаемый для исследования вопросов, решение которых требует специальных
знаний. Эксперты товарной экспертизы должны быть специалистами по исследуемым
группам товаров. Группа экспертов - группа квалифицированных специалистов,
выполняющих исследование.
Для проведения товарной экспертизы экспертная группа может быть создана с
целью выполнения отдельных операций оценки качества товаров или выполнения всех
оценочных операций, завершающихся получением комплексной оценки качества
товаров.
Структура экспертной группы определяется профессиональным составом и
числом экспертов.
Объектом экспертизы являются потребительские свойства товаров,
проявляющиеся при взаимодействии товара с потребителем в процессе эксплуатации
(потребления).
В зависимости от вида товара, целей и глубины исследования некоторые
свойства могут быть выделены в самостоятельные группы (например, безопасность,
безвредность).
Критерии, используемые в экспертной оценке, могут быть общими и
конкретными. Общие критерии - это сложившиеся в обществе ценностные
представления, ориентации и нормы.
Конкретные критерии - реальные требования к качеству товаров данного
вида. Эти требования определены нормативно-технической документацией.
Конкретными критериями могут служить также базовые образцы и базовые
показатели, характеризующие качество образцов, принимаемых за исходные.
В качестве базовых показателей могут использоваться товары отечественного
и зарубежного производства, основные потребительские свойства которых
соответствуют или превосходят лучшие мировые достижения, а также перспективные
образцы.
Методы экспертизы. В товарной экспертизе используются разнообразные
методы: физико-технические, химические, биологические, математические и др.,
исследования проводятся с применением сложных современных приборов и
технических средств.
Процедура проведения экспертизы - это последовательность определенных
операций, выполняемых экспертами.
Количество операций, их последовательность, содержание определяются
целями экспертизы и особенностями объекта экспертизы. Основные операции
процедуры экспертизы можно разделить на три этапа: подготовительный (создание
экспертной группы и формирование целей экспертизы); основной (исследования,
выполняемые экспертами); заключительный (обработка результатов, их анализ,
оценка и оформление экспертного заключения).
Результатом экспертизы является оформление в письменном виде заключения,
в котором приводится оценка потребительских свойств товаров. Итоговая оценка
экспертной группы базируется на обобщении заключений экспертов, согласовании
общей оценки с каждым экспертом и утверждении ее организатором экспертной
группы. Заключение включает вводную часть, исследовательскую часть и вывод;
подписывает его эксперт. Экспертиза проводится в основном в специальных
учреждениях: Торговой палате, Бюро технических экспертиз, Центре независимой
экспертизы, государственных институтах, специальных лабораториях (испытательных
лабораториях пищевых продуктов, сырья и материалов).
Общая схема проведения экспертизы потребительских товаров
Нормативные документы
ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской
Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты
стандартов. Организация проведения экспертизы
ГОСТ 28420-89 Карантин растений. Методы энтомологической экспертизы
продуктов запаса
ГОСТ 12430-66 Продукция сельскохозяйственная. Методы отбора проб при
карантинном досмотре и экспертизе
ГОСТ 13056.9-68 Семена деревьев и кустарников. Методы энтомологической
экспертизы
8.2
Порядок проведения и
оформления
Правильная организация проведения товарной экспертизы
играет важную роль в получении достоверных и объективных результатов ее. При
планировании проведения товарной экспертизы принято выделять три этапа:
· подготовительный;
· основной;
· заключительный.
Для каждого этапа характерны свои особенности -
средства, методы и приемы. Их рациональный выбор предопределяет успех
экспертизы, ее конечные результаты. В этой связи представляется целесообразным
разобрать каждый этап.
Подготовительный этап.
Экспертные организации оказывают услуги по товарной
экспертизе по заявкам организаций на основании:
· договора установленной формы;
· долгосрочной письменной заявки с
гарантией заказчика по созданию условий для проведения экспертиз и оплате
расходов за оказанные услуги.
На подготовительном этапе экспертизы получают документы
о назначении товарной экспертизы. К ним относятся заявка на проведение
экспертизы, оформляемая заказчиком, и наряд на проведение экспертизы.
Основной этап.
Началом его можно считать явку эксперта к заказчику
экспертизы или сбор рабочей группы для проведения экспертной оценки (например,
дегустации или экспертизы новых товаров).
Эксперт должен внимательно изучить все представленные
документы, проанализировать и оценить их на предмет достоверности содержащейся
в них информации. Одним из способов установления достоверности является
сопоставление информации, содержащейся в разных документах, а также на
маркировке. Такая проверка и сопоставление разных документов называются
перекрестной проверкой
Для проверки подлинности документов эксперт должен
установить наличие всех необходимых реквизитов, позволяющих идентифицировать
количество, качество, ассортиментную принадлежность, страну происхождения, а
также изготовителя и/или поставщика товара.
Результатом экспертной оценки является определение
соответствия (несоответствия) установленным нормативными документами или
принятым на практике требованиям или суждениям экспертов, позволяющим ответить
на поставленные в экспертизе вопросы.
Если экспертиза проводится единолично, одним
экспертом, результат его экспертной оценки будет положен в основу заключения
эксперта. При проведении экспертизы группой экспертов может быть проведен их
опрос либо принято совместное решение по оценке.
После проведения экспертной оценки и получения
протокола испытаний отобранных образцов начинается третий, заключительным этап
экспертизы.
Заключительный этап.
Это один из наиболее ответственных этапов, на котором
подводятся итоги всей ранее проведенной работы. Целью данного этапа является
анализ и оценка полученных результатов, а также их документальное оформление.
Недостаточность, недостоверность результатов и
нечеткость их аргументации могут поставить под сомнение правильно проведенную
экспертную оценку.
Результаты экспертизы могут быть оформлены в виде
заключения, акта экспертизы или протокола дегустации либо в иной форме. Для
оформления результатов экспертизы применяют бланки специальной формы, которые
могут быть утверждены руководством вышестоящей экспертной организации. Кроме
того, для проведения конкретной экспертизы бланки могут быть специально
разработаны. Возможно также оформление актов экспертизы в произвольной форме,
выбираемой экспертом, но в акте должны быть отражены все необходимые сведения
об ассортиментной, количественной и квалиметрической характеристиках объекта
экспертизы. Эти сведения должны быть проверяемыми, т. е. при назначении
повторной экспертизы они подтверждаются с учетом определенной погрешности. Акт
экспертизы или заключение состоит из трех основных частей:
· протокольной;
· констатирующей;
· заключения.
Для каждой части характерен конкретный перечень
сведений, определяемый целью экспертизы.
Заключение как самостоятельный документ обычно состоит
трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
Результаты товарной экспертизы, оформленные в виде
зарегистрированного акта экспертизы с учетом вышеуказанных правил, являются
окончательными для заинтересованных сторон, если они согласны с заключением
эксперта. В случае возникновения разногласий между экспертом и
заинтересованными сторонами заключение может быть обжаловано в экспертной
организации, к которой принадлежит эксперт (Торговой промышленной палате)
8.3 Экспертиза сухого молока и сливок
Сегодня важность проведения экспертизы сухих молочных продуктов не будет
отрицать никто. Сухие молочные продукты используются очень широко в пищевой
промышленности и важно, чтобы их качество соответствовало нормам безопасности.
Заказать проведение экспертизы сухих молочных продуктов можно в экспертной
фирме и провести исследования не только на соответствие нормам безопасности,
зафиксированным в СанПин, но и на меланин, нормы которого не определены в нашей
стране.
Для определения качества и безопасности молока необходимо определение
однородности партии, осмотра тары и упаковки и отбора средней пробы.
Для экспертизы качества от партии сухих молочных продуктов отбирают 3%
единиц упаковки, но не менее двух ящиков продукции в мелкой (потребительской)
таре и не более 3 единиц продукции в крупной (транспортной) таре.
Для сухих молочных продуктов общим показателем прогнозирования стойкости
является герметичность тары. При сохранении герметичности исключается
увлажнение продукта, обеспечивается его стойкость. Стойкость сухих молочных
продуктов к окислению определяется количеством свободного жира. Если показатели
свободного жира не более 1,5%, то окислительной порчи жира и изменений вкуса в
рекомендуемые сроки хранения не будет.
Пробы сухих молочных продуктов из крупной тары отбирают щупом из каждой
вскрытой единицы упаковки, отсыпая пробы в чистую банку. Общая масса пробы
должна быть около 1 кг, из нее составляют средний образец. Его хорошо
перемешивают, высыпают на чистую бумагу и делят шпателем по диагонали на четыре
равные части (треугольники). Два противоположных треугольника возвращают в
партию, а два оставшихся соединяют перемешивая и разделяют на две части; из
одной отбирают 200 г для органолептической оценки и 200 г для физико-химических
анализов.
Заключение
Основными потребителями сухого молока и сливок в России являются
предприятия пищевой промышленности. С 2005 по 2009 гг. доля сухого молока,
покупаемого предприятиями для промышленной переработки, составляла около 55% от
всего объема продаж данного продукта. Сухое молоко в промышленности применяется
для изготовления молочных продуктов, мясопродуктов, кондитерских изделий,
кормов для животных.
Продажи сухого молока в России в 2005-2007 гг выросли до 272,1 тыс т,
однако в 2008-2009 гг. они заметно снизились из-за резкого роста цен на мировом
и российском рынке.
Основными потребителями сухого молока, реализуемого в рознице, являются
дети до 1 года, которые употребляют его в виде детских молочных смесей.
Розничное потребление сухого молока в России медленно росло с 2005 по 2009 гг.
Данная тенденция была связана как с небольшой ростом рождаемости, так и с
увеличением ассортимента потребляемых населением продуктов, в том числе
различных сухих молочных напитков.
В 2011г Россия увеличит выпуск сухого обезжиренного молока, в стране
внедряется система интервенционных закупок данного товара.
Цены на сухое молоко в России пока отображают тенденции мирового рынка.
Список
литературы
. "Общероссийский классификатор продукции"
ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301) (дата
введения 01.07.1994) (коды 01 0000 - 51 7800)
. ГОСТ 4495-87 и ГОСТ 30305.4-95://www.erbp.ru/gosts
. Методы хранения: классификация, экономическая
эффективность http://www.znaytovar.ru/new826.html
. Николаева М. А. Товароведение потребительских
товаров. Теоретические основы. - М.: Норма, 1997
. Николаева М. А. Товарная экспертиза. Учебник для
вузов. - М.: Издательский дом "Деловая литература", 1998
. Чечеткина Н.М., Путилина Т.И., Горбунева В.В.
Товарная экспертиза. Серия "Учебники и учебная литература". - Ростов
н/Д "Феникс", 2000
. Чечеткина Н.М., Экспертиза товаров. - М.:[Приор:
Эксперт-бюро], 2000
. Экспертиза молока и молочных продуктов: качество и
безопасность. Учебное пособие. Под. общ. ред. Позняковского В.И. - Новосибирск,
Сиб. унив. изд-во 2007.
. Технология молока и молочных продуктов: Учебник для
вузов. Под ред. Шалыгиной А.М., - М.: КолоС, 2006
. Качество молока: справ. для раб. лаб., Лях. В.Я. [и
др.][СПб] ГИОРД, 2008