Изучение графических материалов детьми в художественной школе на занятиях рисунком

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    731,41 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение графических материалов детьми в художественной школе на занятиях рисунком

Содержание

 

Введение

Глава 1. Обучение графической грамотности в художественных школах России

1.1 Становление художественных школ в России

1.2 Обучение графической грамотности в России

Глава 2. Образовательный потенциал графических материалов

2.1 Водно-клеевые графические материалы в образовании школьников

2.2 Мягкие материалы в творчестве школьников

Глава 3 Аспекты изучения работы графическими материалами на занятиях рисунком в детской художественной школе

3.1 Анализ учебной программы Санкт - Петербургской Городской художественной школы по дисциплине "Рисунок"

3.2 Разработка курса дополнительных занятий "Углубленное изучение уникальной графики"

3.3 Апробация занятий из разработанного цикла. Описание опыта

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Художественное образование относится к той области, которая предполагает довузовскую подготовку.

При поступлении в художественные ВУЗы, и факультеты, абитуриентам необходимо сдать не только общепринятый в настоящее время в России ЕГЭ, но и специальные творческие экзамены, которые и играют важную роль.

Успешное прохождение вступительных испытаний предполагает наличие специальной художественной подготовки, такой как прохождение подготовительных курсов, обучение в художественной школе. Но именно в художественной школе можно получить большое разнообразие знаний о разных техниках. Здесь учащийся осваивает такие дисциплины как: рисунок, живопись, композиция, скульптура, ДПИ, история искусств. Но именно рисунок является основой грамотности художника. Именно к графическим материалам довольно часто обращено детское творчество. Но, к сожалению, графике, как виду искусства уделяется недостаточно внимания.

Предмет изучения: Изучение графических материалов детьми в художественной школе на занятиях рисунком

Цель курсовой работы: рассмотреть методику обучения графическим материалам в ГХШ и разработать цикл занятий

Задачи курсовой работы:

описать историю развития художественной школы, как образовательного учреждения в XVIII - XX вв. в России;

рассмотреть, что из себя представляло обучение графической грамотности в художественной школе в XVIII - XX вв.;

определить образовательный потенциал графических материалов;

проанализировать учебную программу Санкт-Петербургской художественной школы;

художественная школа рисунок ребенок

разработать курс дополнительных занятий "Углубленное изучение уникальной графики"

Степень изученности литературы и общая характеристика источников.

Обращаясь к проблеме изучения графических материалов, нужно учитывать опыт художников-педагогов, занимающихся этой проблемой ранее. Многие художники, начиная с XIX века, активно работали над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания. К художникам-педагогам, занимающимся данной проблемой, относятся: Сапожников А.П., Скино А.Т., Пукирев В.В., Саврасов А.К., и многие другие художники, внесшие огромный вклад в разработку методик преподавания учебного рисунка. Еще ранее, в XVIII веке проблемой рисовального художества занимался немецкий художник Прейслер И.Д., который также создал пособия в помощь рисовальщикам.

При написании курсовой работы очень важен был труд Лисовского В.Г. "Академия художеств. Искусствоведческий очерк", который даёт представление о зарождении и развитии художественной школы в период с XVIII по XX века.

Для выявления образовательного потенциала графических материалов были изучены книги, посвященные их изучению, а именно пособие по рисованию пером и тушью Гаптилла А.Л., "История графики" Бабияка В. В.

Кроме того, в написании курсовой работы были использованы общие источники информации в виде словарей и энциклопедий, в частности "Иллюстрированный художественный словарь" Власова В.Г., который помогает раскрыть множество определений, связанных с графическими материалами.

Итогом изучения вышеперечисленных трудов, анализа программы детской художественной школы, педагогического опыта будет разработан курс дополнительных занятий "Углубленное изучение уникальной графики".

Глава 1. Обучение графической грамотности в художественных школах России


1.1 Становление художественных школ в России


Необходимость в художественном образовании очень ярко ощутилась в XVIII веке, в частности, при правлении Петра I. Связано это с преобразованиями, осуществленными царем-реформатором. Строительство новой столицы предполагало участие архитекторов, скульпторов, художников. Именно они должны были подарить городу красоту и величие. Царь совершил культурный подъем в стране. Нужны были мастера, которые делали бы иллюстрации для большого количества научной литературы. В связи со всем этим и возникла необходимость создания национальной художественной школы.

Петр I предложил в 1718 году проект, предусматривающий создание русской художественной школы, в котором написал следующие слова: "Сделать Академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет". Впоследствии, после смерти царя его мечта будет осуществлена.

В 1711 году царем была основана рисовальная школа при Санкт-Петербургской типографии, которую чаще называли Академией, как впрочем и многие другие учебные заведения в России того времени. Учащиеся здесь занимались копированием оригиналов, рисовали с натуры, иллюстрировали книги, гравировали портреты, карты и планы. Основной задачей школы была подготовка иллюстраторов научных изданий.

Школа включала в себя организованные систематические занятия по рисунку. Художники-преподаватели были вынуждены создавать собственные методики преподавания, так как никаких подходящих руководств в то время еще не существовало. Учителя развили национальный метод рисунка, в основе которого лежала передача формы с помощью светотени, где линия понимается не как абсолютный контур, а как граница объема. В программу обучения, помимо копирования с оригиналов, вошло рисование с обнаженной модели.

Незадолго до смерти Петр подписал именной указ "о Академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам". В начале своего существования Академия художеств существовала не как высшее учебное заведение, а как художественное отделение Академии наук, не смотря на то, что название звучало так - Академия наук и художеств.

Таким образом, высшая художественная школа стала существовать в составе Российской Академии наук.

Важную роль в становлении художественного образования России сыграла "Канцелярия от строений" с живописной и архитектурной "командой" при ней. "Канцелярия от строений" была правительственным учреждением, занимавшимся вопросами упорядоченной, планомерной застройки новой столицы России. В "командах" "Канцелярии от строений" начинающие художники, работавшие под наблюдением опытных профессионалов, постепенно накапливали богатый практический опыт и сами становились хорошими мастерами своего дела. Здесь готовились мастера строительного дела.

Профессиональное обучение проводилось в "Канцелярии" после получения основных знаний по рисунку. Учащиеся занимались копированием "кунштов" - гравюр, рисунков и рисованных эскизов. Затем шло рисование с "древних статуев" и дальше - с обнаженной модели. Наиболее сложным и ценным умением считалось изображение человека. Очень важен здесь был грамотный рисунок и умелая живопись.

В 1720 г. при Канцелярии была открыта "живописная команда", в которую входили художники, украшавшие архитектурные сооружения. Живописцы расписывали триумфальные ворота, изготовляли садовые украшения и знамёна, писали иконы, делали костюмы и театральные декорации. Начинающие мастера трудились рядом с опытными, обучаясь в процессе работы.

Завершающей ступенью перед переходом к исполнительным работам было копирование портретов.

В XIX веке сложилась целая система рисовальных школ и художественных училищ. Появилось множество провинциальных художественных школ, в которых преподавали выпускники Академии художеств. Некоторые из этих учебных заведений тесно сотрудничали с Академией. Пользовались утвержденными ею учебными программами, высланными из Санкт - Петербурга учебными пособиями.

В 1872 году при Академии были созданы "бесплатные воскресные классы рисования для народа". В 1879 году эти классы были преобразованы в "педагогические курсы для приготовления учителей рисования с нормальною школою и музеем учебных пособий".

В 1839 году была открыта Санкт - Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих ученым в области астрономии и механики К.Х. Рейссигом. За десять лет до этого Рейссиг разработал программу графических занятий для студентов Технологического института, а затем добился открытия воскресных рисовальных классов при Технологическом институте. Классы имели большой успех и впоследствии ученый создал самостоятельную рисовальную школу.

Главной задачей Рисовальной школы стала подготовка мастеров "механических искусств" (художественные ремесла и декоративно-прикладные виды творчества).

Ученики школы занимались копированием, рисованием с натуры, с гипсовых фигур. Предусматривалось обучение по трем основным дисциплинам: черчение (для применения полученных знаний на промышленных предприятиях); рисование (орнаментов, набоек для тканей, узоров для вышиваний), рисование человеческих фигур; лепка из воска, глины и гипса.

В 1840-е годы под руководством Рейссига были созданы учебные пособия - атлас архитектурных ордеров, пособие по рисованию и черчению для "ремесленных художников". Сам Рейссиг создал брошюру "Об искусстве рисования и приложении оного к ремеслам".

Учебные дисциплины отвечали требованиям времени. Например, в течении нескольких лет в Школе существовал класс гальванопластики. Большое внимание уделялось изучению архитектуры, что связано с массовым строительством в России в середине XIX века. Позднее в школе был открыт класс сочинения орнаментов и рисунков.

Рисовальная школа по заказу министерства финансов стала выпускать ежегодные сборники художественно-промышленных рисунков в качестве образцов для "изящной промышленности". В дальнейшем продолжилась традиция издания работ учащихся в сборниках.

С 1906 года в школе открылись новые мастерские: иконописная, мастерская рукоделия и ткачества, чеканки, керамики, в литографской и граверной мастерских изучались все техники тиражной графики. В это время занятия проходили в форме свободной беседы-обсуждения и представляли собой нечто среднее между лекцией по истории стилей и разбором композиций на заданную тему. Большое внимание уделялось изучению истории искусства, в особенности русского, устраивались поездки учащихся по старинным русским городам, в ходе которых проводились архитектурные обмеры, выполнялись копии фресок.

Таким образом, начиная с XVIII века, все больше внимания уделяется развитию художественного образования со стороны государства. Об этом свидетельствует возникновение таких учебных заведений как: Академия художеств, Рисовальная школа при Санкт-Петербургской типографии, "Канцелярия от строений", Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих, множество провинциальных школ и другие художественные центры.

Во многих этих учебных заведениях даже не было специальных методик преподавания и учебных программ. Они появились, но гораздо позже. Преподаватели создавали собственные программы и пользовались ими. Форма обучения в художественных школах (или центрах) существенно отличалась от формы обучения в современной художественной школе. Начинающие художники работали рядом с профессионалами, перенимали опыт. Обучение проходило в форме бесед, общения педагога с учениками. В школах XVIII столетия большой упор делался на копирование оригиналов. Обучение имело утилитарный характер: готовили художников для осуществления выполнения определенных работ: архитектурных, живописных, иллюстративных. Часто, для рисовальных школ (в частности, провинциальных) не выделяли специально отведенных для этого мест - художники-педагоги обучали учеников в своих мастерских.

Художественная школа, как учреждение дополнительного образования возникла в начале XX века. Примером служит открытие 20 февраля 1918 года в Петрограде по инициативе Наркома просвещения А.В. Луначарского художественной школы, названной "Курсами рисования и черчения". Первыми учащимися школы были рабочие и красногвардейцы. Возраст учащихся был разный, занятия проходили в вечернее время без отрыва от работы. В декабре 1918 года курсы были преобразованы в "Художественную школу - мастерскую". Школа имела два отделения: художественное отделение и отделение технической графики. Ныне школа носит название "Санкт-Петербургская городская художественная школа".

Другим примером служит появление Ленинградской средней художественной школы в 1934 году. Поначалу она была вечерней и занятия велись только по специальным предметам. Принимались дети в возрасте от 12 до 17 лет без отрыва от учёбы в трудовой школе. Занятия проводились вечером три раза в неделю с 15 до 20-30. В Положении о Начальной школе рисования при Всероссийской Академии художеств говорилось, что школа представляет собой первую ступень начального художественного образования и имеет целью "удовлетворить существующие в детской и молодёжной среде стремления к изобразительному искусству и к художественно-творческой деятельности".

Теперь дети могли получать начальное художественное образование без отрыва от основной своей деятельности.

Таким образом, художественная школа закрепила за собой статус дополнительного образования в начале XX века. Именно в это время она стала пониматься в том значении, в котором мы понимаем её в наши дни. И сейчас понимается как учебное заведение начального художественного дополнительного образования, которое осуществляет обучение в вечернее время без отрыва от основных занятий.

 

.2 Обучение графической грамотности в России


В связи с необходимостью в людях, которые могли бы рисовать карты, иллюстрировать научную литературу, гравировать портреты, в начале XVIII века в России "рисунок" или как его называли тогда "рисование" был включен в учебные программы многих учебных заведений, причем не только в художественные заведения.

Как было уже сказано ранее, специальных учебных программ, методик в России XVIII века еще не существовало. Поэтому издание книги И.Д. Прейслера "Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству" в 1735 году имело большое значение для обучения рисунку в стране. Она тогда была очень ценным методическим пособием, которым пользовались повсеместно для освоения знаний о рисовальном художестве. Автор строит свою методику на основе работы от простого к сложному. Как графическая грамотность геометрия является ключевым моментом в его разработке. Она, по его мнению, помогает выявить форму предмета, облегчает процесс построения. Огромное внимание Прейслер уделяет линии, которая по его мнению помогает выявлять форму тела. Поэтому для него очень важен линейный рисунок. Эта работа снабжена таблицами и рисунками, в которых наглядно описаны законы пропорций, схемы построения. Она имела и имеет сейчас огромную ценность для художников-рисовальщиков.

К концу XVIII века рисование стало общеобразовательным предметом. В начале XIX века эта учебная дисциплина стала вводиться во все училища и гимназии. В связи с необходимостью теперь в педагогах рисования, в Москве было основано Училище технического рисования, которое готовило кадры для учебных заведений.

В первой половине XIX века было создано многое в области теории и методики обучения рисованию. Художники активно работают над проблемами учебного рисунка и методикой преподавания рисунка, о чем свидетельствуют теоретические труды. Так, например, в 1834 году художник, военный инженер А.П. Сапожников выпустил "Курс рисования", главной целью которого он видел следующее: приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Кроме того в его курс были включены наглядные пособия, которые он делал из проволоки и картона. Эти вещи помогали выявить строение формы предмета, перспективу и законы светотени.

Много было сделано в этот период и в области издания различных пособий, руководств и самоучителей по рисованию.

В 1844 году в Петербурге Обществом поощрения художников было создано пособие "Рисовальная школа на 20 листах". Оно представляло собой альбом с рисунками и таблицами, на примере которых демонстрируется методика работы, в частности, методы выявления формы и линейного построения. Основной задачей альбома было раскрытие разнообразных возможностей карандашного рисунка.

А.Т. Скино, учитель Московской рисовальной школы в 1864 году издал пособие "Курс рисования, состоящий из 34 номеров". В 1869 году он принял участие в разработке методического пособия под руководством В.В. Пукирева и А.К. Саврасова - "Курс рисования, состоящий из 42 номеров, разделенный на три отдела". В 1873 он же создал пособие "Школа рисования, черчения и перспективы для всех возрастов. Теоретическое и практическое изложение правил". Это пособие включает в себя тематическое планирование.

С.К. Зарянко, И.Н. Крамской и П.П. Чистяков и многие другие русские художники внесли огромный вклад в разработку методик преподавания учебного рисунка.

В 1907 году художник Д.Н. Кардовский создал метод обучения рисунку, основу которого составляет "обруб" (принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм). Этот метод используется и в современном рисовании.

В начале XX века система обучения рисунку постоянно менялась. Выходили документы, в которых появился отказ от рисования с натуры на первом году обучения. Затем через несколько лет происходило возвращение к рисованию с натуры. К середине XX века возрождается школа реалистического рисунка, которая существовала до этого столетия.

В 1950-е годы появляются учебники по рисованию для общеобразовательных школ, которых раньше не издавали.

Всё это связано с тем, что рисунок является основой грамотности любого художника. Только зная его основы можно успешно овладеть другими видами искусства, такими как: живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Зная основные правила графической грамотности, такие как - передача конструкции предмета, пропорций, его объема, перспективы, линейного построения, тональных отношений, художник имеет большие возможности в работе с вышеперечисленными видами искусства. На основе освоения графической грамотности происходит и освоение таких дисциплин, как живопись и композиция.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рисунок является наиболее важной дисциплиной, овладение знаниями которой обеспечивает успешное освоение других художественных дисциплин.

Глава 2. Образовательный потенциал графических материалов


Как уже было сказано ранее, графика является основой профессиональной грамотности художника. Этот вид искусства включает в себя множество различных техник: рисование карандашами, различными мягкими материалами, тушью. Об образовательном потенциале туши и мягких материалов хотелось бы рассказать в этой главе.

2.1 Водно-клеевые графические материалы в образовании школьников


В этой части речь пойдет о таком графическом материале, как тушь.

Тушь (нем. tusche, франц. touche от toucher - касаться) - черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, интенсивный тон и широкую шкалу градаций при разведении водой.

Возможности работы с тушью очень велики: работа пером, кистью, палочкой, спичкой.

В зависимости от размера пера можно варьировать толщиной линии. Кроме того, также как и в работе, карандашом, тушь позволяет создавать большое разнообразие фактур.

Трудность работы с этим графическим материалом заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. Но этот, казалось бы, недостаток превращается в особый прием. Очень выразительны наброски с натуры, сделанные тушью именно потому, что в отличие от, например, гелиевой ручки, линия, проведенная пером, заправленным тушью, никогда не будет однообразной. Перо дает тонкую линию и позволяет прорисовать детали. Существует множество перьев для работы с ней: разные по размеру перья, разные их виды (гусиное, тростниковое, металлическое). Каждое перо обладает своими особенностями: металлическое, более современное перо дает более ровную и тонкую линию, чем, например, гусиное перо; тростниковое перо дает более энергичную штриховку. Кроме того, одним инструментом можно получить разной толщины линии, поворачивая его на разные стороны.

Тушь можно разводить водой в разных пропорциях как для работы кистью, так и для работы пером, в результате чего линии и пятна будут иметь разный тон.

Работа с кистью может осуществляться двумя способами. Первый способ - рисование кистью, когда для работы берется жидкая тушь и кистью наносится на бумагу. Второй способ, когда в этой графической технике используется сухая кисть. Сухая кисть - техника работы жесткой (щетинной) кистью с небольшим количеством относительно сухой краски.  Этот метод позволяет тонко моделировать тональные градации.

Существует еще одна интересная техника работы с тушью, которая называется "граттаж". Граттаж (от фр. gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники - техника царапания. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

Работа тушью дисциплинирует юного художника. Она с самого начала приучает его внимательно относиться к делу, наносить все линии, обдуманно и с расчетом, так как малейшее отвлечение может привести к искажению формы, кляксам. В учебном пособии Ростовцева Н.Н. "Развитие творческих способностей на занятиях рисунком" отмечено, что перо не дает возможности думать о постороннем, отвлекаться, рука приобретает легкость движений, вырабатывается мастерство и виртуозность.

2.2 Мягкие материалы в творчестве школьников


Существует несколько видов мягких материалов, названия которых перечислены ниже:

Ретушь (франц. retouche - подправление, подчистка от лат. retare - очищать) - подрисовка, подчистка, уточнение изображения; отсюда название специального угольного карандаша, способного создавать тонкие переходы и матовый тон.

Сангина (франц. sanguine от лат. sanguis - кровь) - мягкий и толстый карандаш, дающий матовый красно-коричневый тон, приготовляется из глины и связующих веществ. Другое название - красный мел. Техника рисования сангиной в сочетании с черным и белым мелом, распространенная в середине XVIII в., называется "техникой трех карандашей".

Уголь (др. русск. оугль от др. прусск. anglis, др. инд. angaras, родств. agnis - огонь) - обожженное дерево; древесный, а затем прессованный уголь используется как материал для рисования. Обладает мягкостью, пластичностью и дает матовый черный тон.

Соус (франц. sauce - соус, подливка от лат. salsus - посоленная похлебка) - материал для рисования в виде толстых карандашей из прессованного черного красителя с клеем; дает глубокий, матовый черный тон (иногда серый или серо-коричневый). Наносится на бумагу штрихом или размывается кистью с водой.

Мягкие материалы пользуются большой популярностью у рисовальщиков. На мой взгляд, важной их особенностью является та скорость, с которой ими можно работать. На собственном опыте в этом убеждалась не раз. В отличие от работы с карандашами разной мягкости, тушью работа любыми мягкими материалами занимает меньше времени.

В современном мире художнику предлагается большое разнообразие мягких материалов различных цветов и оттенков. Если говорить о соусе, то они бывают: черные, серые разной градации, зеленоватые, желтоватые, насыщенные коричневые, белые. Самой главной особенностью всех мягких материалов является техника растушевки, которая к ним применима. Растушка (тушевка, тушевание) - (нем. tuschen - тушевать от франц. touché - касание) - технический прием графического искусства, заключающийся в растирании, втирании мягких рисовальных материалов в бумагу. С помощью тушевки создаются мягкие, плавные тональные градации.  В этой технике иногда применяется специальный инструмент - эстомп. Эстомп - (франц. estoompe - растушевка, затушевание) - техника растушевки в рисовании, а также название инструмента, применяемого в этой технике, - свернутого трубочкой куска бумаги, кожи, фетра.  Техника растушки позволяет создать "глубину", ровный тон, который можно варьировать.

Применение мягких материалов очень широко. Ими можно рисовать на грунтованной поверхности бумаги, а грунт может быть сделан из тех же мягких материалов (соуса) путем смешения их с водой. В зависимости от плотности загрунтованной поверхности можно работать в разных техниках, например: на плотнозагрунтованной бумаге можно работать в основном стирательной резинкой, постепенно высветляя участки изображения, почти до белого цвета. А можно нанести грунтовкой более слабый тон, на котором можно работать как углем, так и сангиной, и соусами различных оттенков. Сам грунт может быть сделан как из соусов, смешанных с водой, так и с помощью смешения акварельной краски с водой, а также с помощью чая, кофе.

Ростовцев Н.Н. в своей работе "Развитие творческих способностей на занятиях рисованием" пишет о том, что работая углем, или сангиной, можно применить различные техники рисунка: в одном случае ограничиться только тоновой лепкой формы, в другом - сочетать тон со штрихом. Мягкие материалы можно сочетать друг с другом, например, сангину с соусом и т.д. Автор обращает внимание на то, что "в процессе выполнения краткосрочных упражнений (набросков, зарисовок) хорошо применять сразу несколько материалов, например, сочетать уголь, мел и сангину; сангину, угольный карандаш и перо; соус и угольный карандаш. Технические приемы работы сразу несколькими материалами открывают широкие возможности для творческих поисков".

Мягкие материалы и тушь имеют большое количество выразительных особенностей. И тем и другим материалом можно сделать как тонкую, более тщательную работу, так и обобщенные рисунки, сделанные с помощью рисования "массами". Ими можно делать как длительную работу, так и быструю. Огромное разнообразие фактур, получаемых с помощью работы с этими графическими материалами, дарит художникам большие творческие возможности.

Особое внимание хотелось бы обратить на изучение графических материалов детьми в связи с тем, что уже в детском возрасте происходит постижение возможностей художественных материалов с помощью использования различных техник, в данном случае техник работы с тушью и мягкими материалами. Известно, что детское творчество - это процесс, который носит экспериментаторский характер. В этом возрасте дети не боятся экспериментировать, создавать новое. Они получают удовольствие от самого процесса рисования, их интересуют новые художественные материалы. Об этом свидетельствуют, полученные мною в ходе производственной практики данные, которые будут описаны в третьей главе.

Глава 3 Аспекты изучения работы графическими материалами на занятиях рисунком в детской художественной школе


3.1 Анализ учебной программы Санкт - Петербургской Городской художественной школы по дисциплине "Рисунок"


Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Санкт - Петербургская городская художественная школа" осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам. Я буду рассматривать в этой работе учебную программу по дисциплине "Рисунок".

В приложении к данной учебной программе описано как строится обучение в художественной школе на протяжении четырех лет обучения ребенка в ней:

Рисунок, как дисциплина в детской художественной школе, является одним из главных предметов, который является основой при изучении живописи и композиции.

Задания строятся таким образом, что дети начинают изучать окружающий их мир с простых предметов и постепенно, по мере обучения задачи усложняются.

Обучение начинается с изучения конструкций и пропорций предметов на примере объектов, имеющих цилиндрическую или конусообразную форму.

Когда учащиеся накапливают какой-то опыт построения и передачи пропорций, они переходят во второй класс, где изучают гипсовые геометрические тела и орнаменты.

Все работы начинаются с композиции в листе, наиболее выгодного распределения предметов на листе.

На уроки рисунка учащиеся должны приходить с набором простых свинцовых карандашей. Создание изображения начинается с работы твердым карандашом, потом происходит переход к более мягким.

Наброски с натуры в 1 и 2 классах делаются мягким карандашом. В 3 и 4 классах разрешено делать наброски кистью, пером, палочкой и тушью.

Итак, из выше написанного следует то, что в основном работа в школе по дисциплине рисунок осуществляется с помощью карандашей разной мягкости. И в 3, 4 классах детям разрешается делать наброски кистью, пером, и тушью.

Далее я бы хотела внимательнее рассмотреть все программы по каждому классу, по каждой четверти и проанализировать каждую из них.

Анализ программы по дисциплине "Рисунок" 1 класса

В первой четверти дети знакомятся с основами рисунка, с инструментами, которыми они будут работать (карандаши различной мягкости, стирательная резинка, формопласт и т.д.), развивают глазомер, учатся проводить ровные, перпендикулярные линии, центральные оси, учатся штриховать, правильно передавать пропорции. В начале четверти основным средством выражения в работах детей является линия. Она помогает выявлять конструкцию всех изображаемых предметов и их характер. Во всех заданиях делается упор на рисование четкой конструкции предмета со всеми построениями и осями.

К концу четверти детям предлагается рисовать объемные предметы.

Во второй четверти детям необходимо передавать объемы предметов с тенями и рефлексами. Сами предметы становятся сложнее - появляются дополнительные вещи, которые ставятся рядом с простыми предметами (яблоки, ложки). Необходимо работать с фоном. Главной целью заданий является передача пропорций, объема и конструкций изображаемых предметов.

В третьей четверти дети знакомятся с таким понятием в изобразительном искусстве, как перспектива. Новые задания помогают развить глазомер ребенка, его пространственное мышление, научиться компоновать изображение в листе.

Завершающая первый год обучения, четвертая четверть включает в себя усложненные задания. Натюрморты приобретают больше дополнительных деталей. Становится более важным умение изображать правильно построенные предметы на горизонтальной плоскости. В этой четверти появляется задание, в ходе выполнения которого, у школьников развивается наблюдательность (рисование предметов по памяти). По-прежнему очень важно построение каждого предмета, компоновка их в листе.

В первом классе художественной школы большой упор делается на задания с построением на протяжении всего учебного года. Большое внимание уделяется пропорциям и перспективе, построению простых бытовых предметов.

Анализ программы по дисциплине "Рисунок" 2 класса

Ведущей работой в первой четверти второго класса является рисование с проволочных моделей, геометрических тел. Впервые детям предлагается рисование геометрических тел с определенным освещением - возникает работа с тенями, все больше дети работают с объемами предметов. Рисованию фигур с натуры также уделяется больше внимания, и, следовательно, часов.

Во второй четверти дети продолжают закреплять полученные ранее умения и навыки в передаче конструкции, объема и пропорций.

Принципиально новым в третьей четверти является появление в детских работах драпировки, которую сначала они делают отдельно, а затем в сочетании с предметами быта. Драпировки также как и предметы, которые рисуются детьми, должны иметь построение складок. По-прежнему важна работа с конструкцией и пропорциями. Пространственное мышление продолжает развиваться путем рисования драпировок на разных плоскостях. Рисование с натуры усложняется тем, что необходимо передать характер изображаемой модели.

В четвертой четверти больше времени уделяется рисованию человеческих фигур с натуры. Увеличивается формат, на котором создается изображение. Теперь помимо одногруппников учащийся имеет возможность рисовать, например, пожилого человека, характер и движение которого должен передать. Натюрморты также усложняются появлением разнообразных предметов различных по масштабу и форме и требуют большего времени для их изображения, чем раньше.

Во втором классе по-прежнему много внимания уделяется заданиям на построение. Появилось больше заданий на рисование набросков с натуры, а также натюрморты усложняются появлением в них более сложных предметов быта и драпировками.

Анализ программы по дисциплине "Рисунок" 3 класса

В третьей четверти учащимся предложены все те же, но более усложненные задания. Орнамент усложнен теперь тем, что необходимо помимо тщательного его построения передать объём. Натюрморты становятся сложнее наличием в них предметов различного материала, который также необходимо умело передать в рисунке. Количество драпировок в них увеличилось и они также стали разнообразны по размеру, фактуре и форме. Построение является неотъемлемой частью создания всех графических работ. Кроме того, натюрморт приобретает освещение и другой ракурс.

Принципиально новое во второй четверти это рисование интерьера. Здесь особенно важны пропорции всех предметов, линейное построение и конечно же композиция - учащиеся должны грамотно скомпоновать все детали изображаемого в листе. Рисование орнамента осуществляется по тем же требованиям, что и раньше, но теперь сам он становится сложнее и времени для создания, следовательно, требует больше.

Рисование человеческой фигуры становится интересней тем, что характер и движение модели теперь необходимо передать не только линиями, но и пятном. Непременным условием рисования человека с натуры теперь является изображение его с собственными тенями.

В третьей четверти рисование по-прежнему ориентировано на создание натюрмортов. Формат листа увеличивается, берутся более сложные по форме предметы быта (интересные сосуды), предметы разных материалов. От работы детей требуется все больше тщательности в проработке, так как времени для рисования натюрмортов отведено больше, чем раньше. По-прежнему предполагается развитие наблюдательности у детей путем зарисовок натюрмортов по памяти. Но теперь такой способ рисования (закрывания драпировкой натюрморта на время) усложняется тем, что периодически педагог открывает постановку для контроля.

В рисовании человеческих фигур с натуры появился новый вид работы - теперь детям необходимо сделать набросок за 15-20 минут в течении нескольких часов. Такой способ учит детей быстрее работать и выявлять характер моделей.

Рисование орнамента усложнилось тем, что теперь это орнамент из элементов архитектуры, который требует большего времени для передачи на бумагу.

Четвертая четверть третьего класса включает в себя подготовительную работу перед выпускным классом. Перед тем как перейти к рисованию портрета с натуры в четвертой четверти детям предлагается рисование гипсовой головы и её частей. Главной целью подобных заданий является ознакомление учащихся с конструкцией частей головы и самой головы.

Завершающей работой этой четверти снова является рисование натюрморта, работа над которым помогает закрепить полученные учащимися знания о пространстве, конструкции, пропорциях, объеме.

Анализ программы по дисциплине "Рисунок" 4 класса

Первая четверть выпускного класса начинается с повторения пройденного учащимися ранее, с рисования натюрморта. Снова на передний план выходит работа с пропорциями, построением всех предметов и передачей объема путем грамотной штриховки.

Новым в начале учебного года является знакомство детей с конструкцией черепа, и с анатомическим строением головы, рисование которых требует линейного построения.

Во второй четверти четвертого класса учащимся предстоит продолжить знакомство со строением человеческой головы путем рисования с натуры.

В третьей четверти продолжается рисование человеческой головы с натуры, рисование натюрморта, только теперь в интерьере. В изображении человеческой головы по-прежнему очень важна конструкция и соблюдение всех пропорций. А в рисовании натюрморта важна передача материальности каждого предмета.

Принципиально новым здесь является то, что рисование человеческой фигуры с натуры теперь разрешается делать не только карандашами разной мягкости, но и тушью, пером и кистью.

Завершающими последний год заданиями по-прежнему являются: натюрморт, рисование с натуры и рисование гипсовой головы с мягким освещением. В последней четверти даются задания для закрепления полученных за все годы обучения знаний и умений.

Таким образом, рассмотрев программы за четыре года по дисциплине "Рисунок" можно отметить несколько важных моментов:

обучение рисунку ориентировано с самого первого года обучения и до конца выпускного класса на рисование натюрмортов,

обучение рисунку в школе осуществляется путем метода "от простого к сложному",

важную роль в рисунке на протяжении всех четырех лет играют: построение, пропорции, объем, конструктивность формы, передача материальности,

рисование осуществляется карандашами различной мягкости.

3.2 Разработка курса дополнительных занятий "Углубленное изучение уникальной графики"


Пояснительная записка

Обратить внимание учащихся художественной школы на техники работы мягкими материалами и тушью можно при помощи курса дополнительных занятий, включающих в себя работу данными материалами.

Изучение различных графических материалов, в частности, мягких материалов и туши, на ступени дополнительного образования направлено на осуществление следующей цели: формирование мотивации к профессиональному подходу в работе с графическими материалами и выбор специализации (художника-графика) в дальнейшем профессиональном обучении.

Задачи курса дополнительных занятий:

раскрыть детям художественные возможности работы тушью, пером, кистью, мягкими материалами

показать технико-технологические аспекты работы

Структурно курс разделен на две части, каждая из которых рассчитана на 18 часов. Освоение первой части охватывает целый учебный год, проходит в третьем классе художественной школы; освоение второй части реализовывается в четвертом, выпускном классе, также на протяжении всего года.

Принцип организации занятий строится следующим образом:

Занимаясь в ДХШ, учащиеся к середине обучения как правило получают основы графической грамотности и задаются вопросом о их профессиональном определении т.е. о том, какой вид искусства привлекает их больше: графика, живопись, скульптура и т.д.

Тематика всех заданий непринципиально отличается от заданий, включенных в программу школы. Суть курса дополнительных занятий заключается в основном в том, что создается привычное, но новым материалом. Особенно в начале, когда детям предлагается работать на привычные темы, такие как: рисование бытовых предметов, натюрмортов, фигуры человека. Главным образом, все это делается для того, чтобы дети могли выяснить: могут ли они также успешно работать новыми для них графическими материалами, как и привычными для них карандашами различной мягкости. Если результат окажется успешным, то молодой художник получит возможность освоения графической грамотности в полной мере.

Курс включает в себя вводную лекцию о новых для учащихся художественной школы графических материалах, задания с использованием этих графических материалов, посещение музеев и мастерских, а также изучение специальной литературы.

Тематическое планирование

Тематическое планирование занятий на первый год курса

Результаты деятельности

Рисование линий, пятен, работа с растушкой, стирательной резинкой

Затонир. соусом/акварелью бумага Линейные изображения бытовых предметов

Передача конструкции и объема предметов

Задачи, поставленные педагогом

Раскрыть детям творческие возможности работы с мягкими материалами

Опробовать рисование новым материалом привычных предметов Выяснить существенные отличия

Научиться передавать конструкцию, объём и материальность предметов

Содержание заданий

Беседа о мягких материалах, их видах, назначении, возможностях работы с ними Выполнение упражнений

Способы грунтования бумаги мягкими материалами, разведенными с водой Рисование простых бытовых предметов (во время сушки затонированной бумаги) с выявлением их конструкции

Рисование простого натюрморта: кувшин, кружка, фрукт, драпировки

Материалы

Соусы, уголь, сангина

Соус, сангина, уголь

Соус, сангина, уголь - по выбору

Формат работы

А4, А3

А3, А4

А3

Тема занятия

Знакомство с мягкими материалами

Подготовительные работы Рисование бытовых предметов

Натюрморт с драпировкой

Время

1 час

1 час

3 часа

1.

2.

3.

Упражнения: рисование пером, кистью, сухой кистью линий, точек, пятен, штриховка

Передача различных эффектов, получаемых в результате работы с тушью разными способами - у каждого предмета своя фактура (точками, штрихами разной длины и формы…)

Тщательная проработка оперения птицы

Передача пластики движения натуры

Показать детям основные приемы работы с новым графическим материалом

Раскрыть детям большое разнообразие работы с тушью: пером - штрихами, линиями, заливкой, "сухой кистью"

Научиться передавать разнообразие фактур оперения птицы

Научиться быстро работать тушью, пером, кистью Научить грамотно компоновать изображение в листе

Беседа о туши, о её художественных возможностях; Упражнения

 Изображение простых предметов: кружка, банка, ложка…

Изображение чучела птицы Длительный рисунок

Быстрые наброски с натуры в простых положениях: сидя, стоя (10-15 минут)

Тушь, перо, кисть

Тушь, перо, кисть

Тушь, перо

Тушь, перо, кисть

А3, А4

А4

А4

А4

Знакомство с тушью

Новое в привычном

Птица

Фигура человека

1 час

2 часа

3 часа

4.

5.

6.

7.

Контрастный рисунок натюрморта. Передача материальности и тональности предметов

 Курс также включает в себя: систематическое выполнение домашних заданий после каждого занятия создание небольших композиций (формата А3) на различные темы тушью, соусом, углем, сангиной работа тушью и мягкими материалами на летнем пленэре, который включен в программу школы посещение музеев, выставочных залов просмотр и изучение книг с репродукциями произведений, созданных мягкими материалами и тушью (рисунки старых мастеров и современных художников-графиков

Научиться передавать материальность и разнофактурность предметов рисованием различными кистями Научиться передавать тональные отношения предметов, используя художественные возможности техники работы с тушью Научиться грамотно компоновать изображаемые предметы в листе


Изображение натюрморта тушью, кистями, "сухой кистью" Натюрморт состоит из контрастных по тону и фактуре составляющих (высушенная рыба на мятой бумаге, темная миска со светлыми овощами, темная и светлая драпировки, маленькие рыбы, свисающие на заднем плане)


Тушь, плоская и круглая щетина, средний колонок


А2


Натюрморт



Тематическое планирование занятий, рассчитанных на второй год курса

Результаты деятельности

Передача материальности, объема, плановости, тональных отношений предметов

Передача тональных отношений, пропорций предметов

Задачи, поставленные педагогом

Научиться передавать тональные отношения, материаль- ность, разнофактурность, плановость предметов

Научиться передавать тональные отношения новым способом Научиться передавать конструкцию, пропорции, материальность предметов

Содержание заданий

Рисование натюрморта с чучелом птицы, горшком, бутылками, различными перьями, ручками, карандашами, а также сложными многослойными драпировками на задней вертикальной и на горизонтальной плоскостях

Изображение натюрморта с крынкой, бутылками разных цветов и размеров на фоне окна, с драпировками, комнатными растениями, газетой 1 этап - закладывание тональных отношений соусом, разведенным с водой 2 этап - рисование соусами/сангиной/ углем

Материалы

Загрунт. чаем/кофе бумага, тушь, перо, кисть

Загрунт. бумага, соус, сангина, уголь - по выбору учащегося

Формат работы

 А3

А2

Тема занятия

Натюр- морт с птицей

Натюр - морт в интерье-ре

Время

5 часов

4 часа

1.

2.


Передача материальности и тональных отношений предметов

Тщательная проработанное изображение букета цветов в вазе

Курс также включает в себя: выполнение домашних заданий с применением различных способов работы мягкими материалам и тушью (быстрые зарисовки домашних животных, людей) длительное создание композиции на выбранную тему в течении всего года (материалы: тушь, мягкие материалы - по выбору) - домашняя работа

Раскрыть особенности рисования ластиком по затонированной бумаге Научиться передавать тональные отношение и материальность

Раскрыть особенности работы с цветной тушью Научиться передавать структуру растений


Рисование стирательной резинкой по плотно загрунтованной бумаге в сочетании с рисованием мягкими материалами

Рисование букета с лиственными и цветущими растениями в стеклянной прозрачной вазе с опавшими листиками


Загрунт. бумага, стирательная резинка, мягкие материалы

Тушь: коричневая, черная, перо


А2

А2 А3


Натюрморт с бутылками

Букет цветов


4 часа

5 часов


3.

4.




3.3 Апробация занятий из разработанного цикла. Описание опыта


Разработанные мною занятия графическими материалами рассчитаны на внедрение в детскую художественную школу. Но на производственной практике я попала в другие условия, в школу № 700, в которой и проводила апробацию занятий. Для проведения занятий с младшими школьниками было необходимо перестроить задания в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Объектом изучения являются: художественно-выразительные особенности детских работ, сделанных в результате апробации занятий.

Цель изучения: Выявление специфики изучения детьми мягких материалов и туши в рамках школьных занятий

Источники информации:

урок, включающий в себя работу мягкими материалами, тушью

занятие с детьми в группе продленного дня

Методы сбора информации: анализ детских работ, наблюдение за учащимися во время выполнения заданий

Сбор информации осуществлялся с помощью проведения уроков с использованием мягких материалов и туши, а так же наблюдения за учащимися во время выполнения заданий.

В ходе производственной практики удалось провести урок, на котором дети познакомились с работой мягкими материалами. Во внеучебное время - с работой тушью. В обоих случаях занятия проводились с третьим "б" классом.

Тема урока, на котором осуществлялась работа с различными графическими материалами - "Коты - друзья наук и сладостных забав". Необходимо было изобразить на бумаге кота: сказочного или реалистичного.

Класс был поделен на четыре группы, каждая из которых работала в определенной графической технике. Я работала с группой, занимающейся мягкими материалами, состоящей из пяти человек: Дьякова Максима, Бурковой Александры, Васильевой Анастасии, Лукина Никиты, Никулина Петра. Детям были выданы, загрунтованные коричневым соусом, листы бумаги формата А4, соусы различных цветов и оттенков, сангина, стирательные резинки. Суть урока заключалась в знакомстве детей с новыми материалами. Необходимо было за короткое время раскрыть детям возможности работы с мягкими материалами. В связи с этим я решила показать детям два принципа работы с мягкими материалами: работу стирательной резинкой по загрунтованной поверхности бумаги, и работу мягкими материалами. Эти принципы должны были сочетаться друг с другом в рисунках детей. Работа началась с пробного рисования на черновиках, где дети чирикали ластиком и мягкими материалами для того, чтобы понять принцип работы в этой технике. Затем школьники приступили к основной работе. Сначала они работали стирательной резинкой, рисуя ею по загрунтованной поверхности бумаги. Затем, рисовали соусами и сангиной.

В результате проведенного анализа детских работ, сделанных мягкими материалами (см. приложение №1), можно сделать вывод о том, что все работы очень выразительны и интересны в исполнении. Все они разные по своей сути: у одних изображены коты, как домашние питомцы, у других, как сказочные герои. Дети по-разному работали одними и теми же материалами: кто-то стирает резинкой и рисует соусом смело, энергично, старательно штрихуя, а кто-то мягко вырисовывает все детали; кому-то понравилось рисование стирательной резинкой, а кто-то предпочел работать преимущественно соусами и сангиной.

Во всех этих работах есть изображение "графической триады": линии, штриха и пятна, которые являются основными средствами выражения любого графического произведения.

Хотелось бы обратить внимание на то, что все эти работы были сделаны в рамках школьного урока, который длится 45 минут. Дети познакомились с новыми графическими материалами и техникой, опробовав их. Думаю, что мягкие материалы в силу той скорости, с которой ими обычно работают, отлично подошли для работы ими в рамках школьного урока. Все было сделано в срок, со звонком работы были сданы.

Проведя урок, я обнаружила, что детям понравилась новая для них техника, не только по результатам, сделанной ими работы, но и по отзывам. Как сказал один из ребят интересно было именно потому, что это новый материал и новая техника, прежде детьми не опробованная. Но все же во время урока некоторые сравнивали мягкие материалы с мелками, которыми рисовали все дети, хотя бы на асфальте. Возможно, найдя схожесть в этих материалах, работа и оказалась нетрудной для детей. В любом случае мне удалось выяснить, что учащиеся третьего класса общеобразовательной школы могут без труда работать мягкими материалами, при этом проявляя интерес к технике рисования и создавая прекрасные выразительные рисунки.

Успешным результатам способствовала еще и организация урока, при которой дети работали в небольших группах. Это позволило мне уделить каждому ребенку достаточно внимания и времени. Поэтому удалось частично раскрыть возможности работы мягкими материалами.

Таким образом, рассмотрев все работы, нарисованные детьми в рамках школьного урока, можно сделать главный вывод: техника работы мягкими материалами возможна в рамках школьного урока изобразительного искусства в связи с вызванным у детей интересом и успешными результатами, которые подтвердились в рисунках детей.

Детям было предложено нарисовать дерево тушью, пером, палочкой, зубочисткой. Мною были подготовлены наглядные пособия с изображением деревьев (см. приложение №2)

Тема занятия: "Дерево"

Задание: изобразить дерево, используя тушь, перо или палочку/ зубочистку, рисуя штрихами, линиями и точками, пятнами

Суть задания заключалась в применении детьми основных средств выражения в рисунке: штриха, линии, точек, пятна

В результате проведенного анализа детских работ (см. приложение №3), удалось выяснить, что также как и в первом случае, дети успешно справились с главной задачей задания: рисованием дерева штрихами, точками и пятнами. С помощью использования основных средств выражения, учащимся удалось сделать работы разнообразными по фактуре изображаемых элементов и, тем самым, интересными.

Как и на уроке с применением работы мягкими материалами, которая была для детей новой, на этом занятии дети также впервые работали тушью. В этом случае произошло то же самое - новое привлекло, заинтересовало. Это было обнаружено в ходе наблюдения за поведением детей во время выполнения заданий. Многие не использовали предложенный черновик для тренировочного рисования различных линий пером, палочкой и тушью. Они хотели сразу начать рисовать основной рисунок без подготовки. По своему опыту могу сказать, что это очень трудно, но дети совершенно ничего не боялись. И даже если какая-то случайная клякса, казалось бы, портила рисунок, учащиеся тут же превращали ее во что-то, например, в падающий с дерева листик или дупло дерева.

Но были дети, которые тренировались в рисовании разнообразных штрихов, линий, пытаясь понять суть работы пером, палочкой. И лишь после это приступали к рисованию основной работы.

На это занятие было затрачено чуть больше двух часов. Некоторые дети за это время сделали еще несколько работ на различные темы, а некоторые сделали 2 дерева. Думаю, что времени было более чем достаточно. Учащиеся познакомились с техникой работы тушью, пером, палочкой.

Итак, можно сделать вывод о том, что в рамках школьных занятий вполне возможно раскрыть детям возможности и особенности таких графических материалов, как тушь, сангина, соус. В детском возрасте при рисовании новыми материалами не возникает препятствий, все новое - интересно. И знакомство с такими графическими материалами, как тушь, соус, сангина вызвали у учащихся большой интерес, что очень важно. Школьники не боялись работать в новых для них графических техниках. Графика привлекает детей разнообразием техник, как показал опыт, полученный в школе №700. Наверное, поэтому работы детей получились очень необычными, разнообразными, выразительными и интересными.

Заключение


Поставленная в курсовой работе цель рассмотрения методики обучения графическим материалам в ГХШ и разработки цикла занятий была достигнута следующим образом.

Изучив литературу, касающуюся становления художественной школы на протяжении XVIII - XX веков, было выяснено, что художественная школа, как учреждение дополнительного образования, обучение в котором происходило без отрыва от основных занятий, возникло в начале XX века.

Также, из анализируемой литературы можно сделать вывод о том, что в XVIII веке возникла потребность государства в графически грамотных людях, которые были бы способны, зная грамоту рисунка, иллюстрировать учебники, книги, выполнять чертежи, рисовать карты. В связи с массовым градостроительством в Петербурге были организованы учреждения, в которых проходило обучение будущих архитекторов. Были открыты типографские мастерские, рисовальные школы. В стране, в частности во многих провинциальных городах возникли небольшие художественные школы, руководители которых создавали свои методики обучения рисованию.

Все эти преобразования требовали участия в них подготовленных художников, обладающих всеми знаниями законов рисунка.

В ходе написания работы был проведен анализ программы детской художественной школы по дисциплине "Рисунок" за 4 класса, в результате которого можно сделать главный вывод о том, что обучение в школе ориентировано на рисование натюрмортов, преимущественно графитными карандашами различной твердости и мягкости.

На основе этой программы и полученной информации из используемой литературы был разработан курс дополнительных занятий "Углубленное изучение уникальной графики", который включает в себя изучение мягких материалов и туши в рамках обучения в детской художественной школы. Думаю, что если бы была возможность внедрения данного курса в систему обучения детской художественной школы, юные художники смогли бы расширить свои знания, умения и навыки в области рисунка. Небольшой опыт, полученный в школе № 700, который состоял в апробации заданий, включающих в себя работу с мягкими материалами и тушью, показал, что данный вид изобразительной деятельности привлек младших школьников, которые с интересом выполнили задания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение разработанного курса позволит профессионально специализироваться выпускнику ДХШ.

Библиографический список


1)       Гаптилл А.Л. Работа пером и тушью / Артур Л. Гаптилл; пер. с англ. А.Ф. Зиновьев. - Минск: ООО "Попурри", 2001. - 256 с.: ил.

2)      Бабияк В.В. История графики. Учебное пособие. - СПБ.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 1999. - 105 с.

)        Боровская Е. Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих. Страницы истории. Статья

)        Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб.: АО "ИКАР", 1993.272 с., 184 ил., 8 табл.

)        Лисовский В.Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк, 2-е изд., переработ. и доп. - Л.: Ленинздат, 1982. - 224 с.

)        Митрохина Л.Н., Кириллова Л.Н. История создания Средней художественной школы. Петербургские искусствоведческие тетради. Вып.16. СПб, 2009

)        Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. М.: Просвещение, 1982.

)        Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учебное пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 176с.: ил.

Интернет-ресурсы

1)      <#"584551.files/image001.gif">

Лукин Никита, 9 лет

"Умка", 21*30

Загрунтованная бумага, стирательная резинка, соус

Никита начал работу над рисунком со стирания ластиком головы кота, затем остальных его частей.

Видно, что направление штриховки стирательной резинкой разное: штриховка на теле передает направление кошачьей шерсти, на лапах они нарисованы вдоль длины лап. После работы стирательной резинкой ученик применил светлый соус желтоватого оттенка, которым аккуратно заштриховал некоторые детали изображения: рыбу, голову, тело, лапы, хвост. Что придало объем всем этим элементам рисунка. Затем ученик обвел кота коричневым соусом линиями различной толщины.

Хотелось бы еще отметить интересную композицию детской работы. Мальчик намеренно нарисовал кота не во весь рост, так как начал работу с рисования головы такого размера, который подразумевал то, что все тело в композицию не войдет. Но, не смотря на то, что задние лапы животного не изображены, нарисован хвост, поднятый наверх над спиной кота. Думаю, что за счет такой детали как хвост в верхнем правом углу рисунка и рыбы, которая нарисована в нижнем левом углу, рисунок интересен с композиционной точки зрения. Эти две детали, нарисованные друг напротив друга в разных углах работы, создают диагональ. Наверное, если не было бы какой-то одной из них нарисовано, работа бы смотрелась не так интересно.

Основным средством выражения здесь является линия, которая имеет разный характер в зависимости от места, на котором она нарисована и в зависимости от материала, которым она сделана. Линии, созданные стирательной резинкой, мягкие и светлые, местами четкие и почти белые. Четкие линии рисовались заостренной частью ластика с сильным нажимом. А более светлые, не имеющие четких очертаний, линии рисовались мягко, с небольшим нажимом. Например, линия контура рыбы нарисована тонко, линии, изображающие лапы и туловище кота, более толстые.

Кроме разнообразия в толщине всех этих линий, характерно в них еще и то, что они имеют разую форму.

Линии кошачьих усов прямые и тонкие. Контуры рыбы, сделанные тем же материалом, также тонкие, но более изогнутые.

К таким же можно отнести почти все линии, повторяющие очертания лап, хвоста, тела и головы животного. В целом работа кажется мне очень выразительной и интересной.

Учащийся впервые опробовал технику работы с мягкими материалами и, на мой взгляд, отлично справился.

Кроме того, в ходе беседы с мальчиком было обнаружено, что новая техника ему очень понравилась.

И это видно по выполненной им работе.

Никулин Пётр, 9 лет

"Моя королева Моня", 21*30

Загрунтованная бумага, стирательная резинка, соус

Эта работа выполнена по тому же принципу, что и предыдущая: начиная с рисования стирательной резинкой и заканчивая рисованием мягкими материалами. Но в отличие от предыдущей работы, ластиком здесь нарисованы в основном только контуры изображенного животного.

Основное средство выражения здесь - штрих, имеющий разное направление в зависимости от места, на котором он изображается. Для передачи шерсти учащийся взял светлый серо-голубой соус. Самой "заштрихованной" частью рисунка является голова кошки. Это видно по насыщенности ее цвета. Здесь можно увидеть разнообразное направление штриха во все стороны. На теле кошки штриховка более мягкая и более редкая, все линии направлены в одну сторону, параллельно друг другу. На лапах можно увидеть перекрестный штрих, прорисованный тонкими линиями.

После рисования шерсти кошки, ученик завершил работу прорисовкой таких деталей, как усы, глаза, нос с помощью коричневого соуса. Уши также заштрихованы эти материалом, не выходя за пределы контура, сделанного стирательной резинкой.

Само изображение кошки контрастно по отношению к коричневому фону. Видно, что школьник намеренно старался высветлить животное. Композиция, как мне кажется, удачная. Нет желания что-либо передвинуть.

В начале урока учащийся некоторое время сомневался, раздумывал, не очень смело штрихуя стирательной резинкой в черновике, но позже, когда он дорисовал контуры изображения, и взял в руки соусы различных цветов, работа стала идти активнее. В результате получилась очень выразительная работа

Дьяков Максим, 9 лет

"Сиамский Дед Мороз", 21*30

Загрунтованная бумага, стирательная резинка, соус

Созданию этой работы предшествовало рисование эскиза. Максим единственный из пяти детей нарисовал эскиз своего кота на маленьком черновике. По этой работе видно, что она нарисована продуманно, не спеша. Мальчик работал сосредоточенно, не задавая вопросов по поводу новых для него материалов. Не смотря на небольшое количество используемых им мягких материалов, работа над рисунком длилась не меньше, чем у остальных детей.

Эта работа меня привлекла присущей ей мягкостью. Эта мягкость прослеживается во всем: в линиях, сделанных стирательной резинкой, в рисовании мягкими материалами. Линии, оставленные ластиком, разнообразные: мягкие широкие, тонкие светлые, четкие, полупрозрачные. Можно сказать, что основным средством выражения здесь является именно линия, которая меняет свою прозрачность, толщину и ширину. Небольшой штриховкой обозначена шерсть кота на спине и полосатом хвосте. На лапах шерсть нарисована другим способом - маленькими раздельными штрихами и точками. Все эти разнообразные детали придают работе очарование и выразительность.

Буркова Александра, 9 лет

"Отважный кот", 30*21

Загрунтованная бумага, стирательная резинка, соус, сангина

Смотря на этот рисунок, сразу обращаешь внимание на то, что здесь изображен не просто домашний питомец, а какой-то сказочный герой. Даже можно сказать, что это портрет кота - героя какого-то литературного произведения.

Если смотреть на работу с композиционной точки зрения, то можно увидеть, что заполнено все пространство листа. Сам кот занимает почти весь формат бумаги. Его пушистый хвост тянется до уровня головы. Наверное, это сделано как раз с целью заполнения пространства. На заднем плане изображены атрибуты изображаемого отважного кота: шпага и пистолет, которые также заполняют собой пространство формата.

Эта работа содержательная, все тут подробно прорисовано с особой тщательностью. Также как и во всех, ранее рассмотренных рисунках, работа началась с штриховки стирательной резинкой, а затем мягкими материалами. Здесь можно увидеть большое разнообразие, использованных графических материалов, таких как соусы разных цветов, сангину.

Васильева Анастасия, 9 лет

"Кошка-летяга", 21*30

Загрунтованная бумага, стирательная резинка, соус, сангина

На этом рисунке изображена сказочная кошка с крыльями. Настя нарисовала ее, применяя в основном стирательную резинку, после чего нанесла штрихи мягкими материалами. Белый цвет животного был достигнут путем тщательного стирания ластиком. Но можно заметить, что при всем этом, есть ощущение объема кошки, например, в туловище, в задних лапах, одна из которых находится в тени.

Композиционное решение удачно. Кошка заполняет почти все пространство листа. В целом, рисунок выразителен.

Приложение 2

 

Авторские наглядные пособия на тему "Дерево"


Приложение 3

 

Детские рисунки, выполненные тушью, пером на тему "Дерево"

Железнов Роман, 9 лет

Глянцевая бумага, тушь, перо, палочка

Не смотря на явный недостаток рисунка в изображении заостренной верхушки дерева, мне кажется, что в целом работа соответствует основным требованиям. Фактуре каждого элемента дерева и его окружения соответствует определенное средство выражения (линия, штрих). Для изображения веток, ствола, поверхности земли использована линия, нарисованная пером и тушью. Правая линия ствола самая толстая и волнистая. Остальные же несколько угловаты. Для передачи коры дерева были использованы штрихи разных размеров и форм, но имеющих примерно одинаковую толщину. В изображении травы также можно увидеть штрихи, но более толстые и длинные, чем штрихи на стволе. Листва нарисована множеством точек.

Таким образом, можно сказать, что работа выразительна и соответствует главным требованиям.

Кирилков Иван, 9 лет

Глянцевая бумага, тушь, палочка

В этой работе помимо пера была использована палочка.

Работа Кирилкова Вани привлекла мое внимание в первую очередь за счет своей живости в рисунке дерева. Листва зарисована энергичными вьющимися линиями. Ствол в отличие от ствола в предыдущей работе нарисован с помощью волнистых линий. Мне кажется, что они очень выразительны и подчеркивают фактуру коры дерева. Точек в изображении листвы нет, но они появляются в рисунке на поверхности земли, для которой мальчик выделил немного места. Также характерным в этом рисунке является наполнение пространства вокруг нарисованного дерева разными деталями: солнцем, деревом на заднем плане, птицами, бабочками, травой, цветами, сетчатым забором на заднем плане, падающим прорисованным листиком. Думаю, можно сказать, что это не просто изображение дерева, а рисунок летнего пейзажа тушью.

Лукин Никита, 9 лет

Глянцевая бумага, тушь, перо

Эта работа отличается от всех остальных долгой и тщательной проработкой. Не смотря на то, что здесь изображено практически голое дерево без листвы, привлекает внимание ствол, который рисовался мальчиком дольше всего. Для него он применил перекрестные тонкие штрихи, которые вырисовывал не спеша. Его не беспокоило отсутствие листьев, он обозначил их несколькими едва заметными точками. Их же он использовал в изображении поверхности земли. Но все-таки основными средствами выражения тут являются штрих и линия. Именно с помощью этих средств изображение дерева вызывает интерес.

Кожемякина Ирина, 9 лет

Глянцевая бумага, тушь, зубочистка

Эта работа сделана с помощью зубочистки и туши.

Дерево занимает на формате большую часть места. Помимо дерева на заднем плане можно увидеть очертания домов, забор. Перед деревом нарисована густая трава.

В этом тонком, немного запутанном рисунке можно увидеть большое разнообразие средств выражения: линий, пятен, точек. Линии здесь имеют разный характер: на дереве нарисованы закручивающиеся линии в сочетании с точками. Ствол и ветки заштрихованы. Эта штриховка отличается от штриховки травы, более прямой и плотной.

Таким образом, эта работа сочетает в себе большое разнообразие используемых средств выражения, которые переплетаются между собой в одном и том же месте.

Приложение 4

 

История Санкт-Петербургской детской художественной школы

20 февраля 1918 года в Петрограде по инициативе Наркома просвещения А.В. Луначарского была открыта художественная школа, названная "Курсами рисования и черчения" (Литейный пр. 20)

Организовал и возглавил школу художник-педагог Я.К. Шабловский. Первыми учащимися художественной школы были рабочие и красногвардейцы. Их возраст был разный, занятия проходили в вечернее время. Обучение было бесплатным. А.В. Луначарский принимал участие в составлении программы школы, читал лекции по истории искусств.

В декабре 1918 года курсы были преобразованы в "Художественную школу-мастерскую". В июле 1919 года школа переехала на Таврическую улицу д.35

"Художественная школа-мастерская" имела два отделения: художественное отделение и отделение технической графики. Отделение технической графики сыграло большую роль в подготовке кадров чертежников, конструкторов и архитекторов для молодого советского государства.

На художественном отделении в разное время занимались широко известные художники: Заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Академии Художеств Верейский Орест Георгиевич, известный ленинградский художник-сатирик Владимир Александрович Гальба, заслуженный художник РСФСР Леонид Гершович Кривицкий, художники - Тимофей Иванович Ксенофонтов, Владимир Игнатьевич Табанин, Е. Басов, Александр Федорович Полозов, Анатолий Ильич Васильев, Михаил Николаевич Успенский, Леонид Оскорбин, Н. Штенмиллер, А.С. Линдберг, А.А. Корольчук, В.И. Коровин, В.А. Машенкин, Е.К. Дмитриев, Г.П. Егошин, В. Ватенин, И.В. Фадин, Б.В. Лесов, К. Иванов, М. Королева, Е. Губанова, Д. Коллегова, Д. Филлипов, Д.Ю. Грецкий, Е.Э. Кац, Н.А. Орлова, Т.А. Ганжало, П.В. Семенов, Н.И. Кугушев, Г.П. Ефимова, В.М. Засульская, Е.Ю. Васнецова и многие другие.

Ленинградская художественная школа дала начальную подготовку сотням юношей и девушек, которые продолжили свое профессиональное образование в средних и высших художественных учебных заведениях. Многие, окончившие школу, преподают в художественных школах и ВУЗах города. Большое количество художников, окончивших школу, являются членами Союза Художников, Архитекторов, Дизайнеров.

С 1968 года школа находилась по адресу: Наб. канала Грибоедова, д.26

С 1965 года по 1991 в школе директором был Заслуженный работник культуры РСФСР Антонов Георгий Николаевич, под руководством которого коллектив преподавателей продолжил и развил традиции русской реалистической школы изобразительного искусства и поднял профессиональную подготовку учащихся на новый уровень, отвечающий современным требованиям.

С 1991 года по 2002 директором школы была Н.Е. Вуколова, под руководством которой в 2001 году школа была признана "Лучшим художественным образовательным учреждением Комитета по культуре Санкт-Петербурга"

С сентября 2002 года школа находится по адресу: пр. Римского-Корсакова 18/13

С 2002 года по сентябрь 2007 года школой руководил В.Н. Семенов

С сентября 2007 года директором является Крылова Т. С.

Приложение 5

 

Список рекомендуемой литературы для учителя рисунка

·        Гаптилл А.Л. Работа пером и тушью / Артур Л. Гаптилл; пер. с англ. А.Ф. Зиновьев. - Минск: ООО "Попурри", 2001. - 256 с.: ил.

·        Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб.: АО "ИКАР", 1993.272 с., 184 ил., 8 табл.

·        Сафаралиева Д.А. Учебный рисунок в Академии художеств: Альбом. - М., 1990

·        Могилевцев В.А. Основы рисунка. СПб.: АРТИНДЕКС, 2007 г., 72 стр., ил.

·        Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М., 1982

·        Материалы и техники рисунка/ Под. Ред.В.А. Королева. - М., 1984

·        Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунек. - М., 1978

·        Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М., 1984

·        Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учебное пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 176с.: ил.

·        Шорохов Е.В. Композиция. - М., 1986

Репродукции графических работ художников, работавших мягкими материалами и тушью:

И.И. Репин, Н.А. Тырса, В.В. Лебедев - мастера угольного рисунка

А.Е. Яковлев, З.Е. Серебрякова - мастера сангинного рисунка

Тициана, А. Поллайоло, Рембрандт, Ботичелли, Дюрер, Дж. - Б. Тьеполо, Ван-Гог, Пикассо, Г.С. Верейский, В.Н. Горяев - мастера туши

Похожие работы на - Изучение графических материалов детьми в художественной школе на занятиях рисунком

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!