»
ТЕМА 7. Понятие и классификация земельно-правовых норм
Выполнил: Гуров Александр Владимирович
Новосибирск 2011
Оглавление
Введение
. Понятие и структура земельно-правовой нормы
. Классификация земельно-правовых норм
Заключение
Литература
Терминологический словарь
Введение
В современной России земельный вопрос не теряет своей актуальности.
Земельный кодекс РФ был принят 25 октября 2001 г. В результате земельной реформы нормы земельного права приобрели более сложное содержание, чем прежде, поскольку они регулируют отношения, возникающие не только по поводу самого земельного участка, но и других объектов (здания, сооружения и т. д.), которые на нем расположены. В связи с этим к регулированию всех названных имущественных отношений привлекаются нормы гражданского законодательства, которые в силу необходимости учитывать особенности земельных и других природоресурсных отношений преобразуются (трансформируются) в нормы земельного права. Содержание конкретных земельных правоотношений, а также их практическое проявление во многом зависит от смысла той правовой нормы, которая служит для них основанием. Поэтому следует понимать, какие бывают земельно-правовые нормы, как они формулируются, какова их структура и классификация.
Таким образом, в данной работе рассмотрим понятие и классификацию земельно-правовых норм.
В процессе написания исследования решим ряд взаимосвязанных задач:
. определим классификацию земельно-правовых норм.
Данные задачи решаются в двух главах контрольной работы.
Метод изучения в данной работе - анализ и обобщение литературы по теме работы. Список литературы содержится в соответствующем разделе исследования.
Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, словаря терминов.
1. Понятие и структура земельно-правовой нормы
В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Роднит норму права с другими социальными нормами общность их предназначения. Они устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований - от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения. Но норма права это также и четко обозначенный канал правил поведения, упорядочивающих, стабилизирующих соответственные общественные отношения и состояния.
А. Г. Нецветаев определяет нормы земельного права как установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу охраны и использования земельных ресурсов.
Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государством правила поведения субъектов земельных правоотношений.
Земельно-правовые нормы характеризуются теми же признаками, что и другие виды норм права:
. общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
. связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);
. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
. системность (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).
Эти нормы, как и всякие иные правовые нормы, имеют свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.
Первая часть (элемент) правовой нормы - гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным описанием. Обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т. д. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. Юридическим фактом может также быть заявленное гражданином желание образовать крестьянское (фермерское) хозяйство. В гипотезе возможно указание и на факт, требующий применения нормы охраны прав пользователя землей, поскольку его нарушенные права подлежат восстановлению. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.
Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого («гипотеза»), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.
Санкция - это составная часть правооохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. В охранительной норме гипотезой является описание правонарушения. При этом факт, выражающийся в неправомерном действии или бездействии, служит основанием для применения мер принуждения. Здесь санкция выступает вторым элементом охранительной нормы, указывающим на юридические последствия совершенного правонарушения (изъятие участка при бесхозяйственном его использовании, штраф и т. д.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Например, по требованию инспектора Федеральной службы земельного кадастра устраняются препятствия в пользовании землей, чинимые кем-либо посторонним.
Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не иметь самой санкции, если она содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в УК РФ; административно-правовые санкции - в КоАП РФ. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 и других статьях ГК РФ. В ст. 15 ГК РФ указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими (отсылочными), например в виде формулы: «Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства» (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).
2. Классификация земельно-правовых норм
Земельно-правовые нормы классифицируются по различным критериям: по содержанию, по характеру предписаний, по способу воздействия на участников земельно-правовых отношений, по институтам земельного права и т. д. По субъектам, осуществляющим право пользования земельными участками, все земельно-правовые нормы делятся на нормы, касающиеся граждан, юридических лиц, государственных органов и др. В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников земельно-правовых отношений земельные правоотношения делятся на две группы: материально-правовые нормы и процессуальные нормы земельного права.
Материально-правовые нормы - это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например, право на получение земельного участка, обязанность содержать плодородие угодий и т.д.
Процессуальные нормы устанавливают порядок заявлений, просьб и ходатайств по предоставлению земли, порядок обжалования решений, процедуру рассмотрения земельных споров и т.п.
Материально-правовые нормы земельного права классифицируются на 1) нормы положительного правового регулирования, которые устанавливают права и обязанности участников земельно-правовых отношений (регулятивные нормы); 2) нормы-гарантии, которые обеспечивают соблюдение регулятивных норм земельного права.
Нормы положительного правового регулирования (регулятивные нормы) непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей также подлежат разделению:
. уполномочивающие нормы - это нормы, которые направлены на реализацию участником земельно-правовых отношений своего права на совершение определенных положительных действий (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т. д.); при их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т. п.
. обязывающие нормы - это нормы, устанавливающие обязанность участника земельно-правовых отношений совершить определенные положительные действия; при их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т. п. Так, ст. 42 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. 12-13 ЗК РФ;
. запретительные нормы - это нормы, запрещающие участнику земельно-правовых отношений совершать те или иные действия противоправного характера; при их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запретительные нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Так, ст. 23 и 42 ЗК РФ запрещают нарушать права других собственников и владельцев земли, землепользователей и арендаторов, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;
. компенсационные нормы - это нормы, предусматривающие обязанность участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный правомерный вред и др.
. Особую группу материально-правовых норм, регулирующих земельные отношения, составляют экологизированные земельно-правовые нормы, предусматривающие обязанности субъектов земельных отношений по охране земель и других природных ресурсов от вредного негативного воздействия.
Обязывающие и запретительные нормы являются, как правило, императивными, то есть не допускающими никаких отступлений. Уполномочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, то есть допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта повеления, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный. Если норма формулирует правило условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких- либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной. Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные.
Нормы-гарантии подразделяются на 1) поощрительные нормы - направлены на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование); 2) карательные нормы - устанавливают принуждение субъектов земельных правоотношений к выполнению предписаний регулятивных норм, а также ответственность субъектов земельных правоотношений за виновное противоправное невыполнение, нарушение данных предписаний.
Процессуальные земельно-правовые нормы, находящиеся в тесной связи и во взаимодействии с материальными нормами, имеют по отношению к ним служебный характер. В процессуальных нормах указывается порядок действия, обеспечивающий практическую реализацию прав и обязанностей, предусмотренных в материальных нормах. Они регламентируют порядок деятельности государственных органов, их взаимодействия с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, проведения землеустройства, ведения мониторинга земель и государственного земельного кадастра, разрешения земельных споров.
Процессуально-правовые земельные нормы подразделяются на:
.правонаделительные нормы (определяют порядок предоставления участникам земельно-правовых отношений каких-либо прав, законных интересов);
.правообеспечительные нормы (устанавливают порядок реализации предоставленных участникам земельно-правовых отношений прав и обязанностей);
.правоохранительные нормы (устанавливают порядок разрешения земельных споров);
.правопрекращающие нормы - это нормы, которые определяют порядок прекращения прав на земельный участок.
Классификация земельно-правовых норм может быть произведена и по институтам земельного права (право собственности на землю, государственное управление землями и т.д.), и по объектному признаку в зависимости от категории земель (нормы, определяющие правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов и т.д.), и по субъектам, осуществляющим пользование земельными участками (нормы, предусматривающие права на землю граждан, предприятий и т.д.
Заключение
Исходя из проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.
Земельно-правовые нормы - установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу охраны и использования земельных ресурсов - приказ, требование, запрет, обязанность, разрешение, рекомендацию по поводу земельных отношений. Они имеют свою внутреннюю структуру. Первая часть (элемент) правовой нормы - гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. Вторая часть - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий.
Определенные части земельно-правовой нормы излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного правового акта по-разному.
Земельно-правовые нормы классифицируются по различным критериям: по содержанию, по характеру предписаний. По субъектам, осуществляющим право пользования земельными участками, все земельно-правовые нормы делятся на нормы, касающиеся граждан, юридических лиц, государственных органов и др. В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников земельно-правовых отношений земельные правоотношения делятся на две группы: материально-правовые нормы и процессуальные нормы земельного права.
Материально-правовые нормы устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений. Процессуальные нормы устанавливают порядок заявлений, просьб и ходатайств.
Литература
1.Алексеев С.С. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005.
.Байтин М.И. Классификация правовых норм //Теория государства и права: Курс лекций. - Саратов, 1995.
.Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.
.Гулак Н. В., Бевзюк Е.А. Земельное право: Учебное пособие. - Оренбург: РИУ ГОУ ОГУ, 2005.
.Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Краснов. - 9-е изд., перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2004.
.«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Справочная система КонсультантПлюс.
.Земельное право России: Учебник / Под ред. В.В.Петрова. - М., 1995.
.Земельное право: Учебник / С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская; Под ред. С. А. Боголюбова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
.Нецветаев А.Г. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
Терминологический словарь
земельный правовой норма законодательство
Защита земельных прав - система гарантированных законодательством мер по охране права пользования землей.
Земельная реформа - совокупность политических, экономических, правовых, организационных мер, обеспечивающих преобразование земельных отношений и установление нового порядка в области использования и охраны земель.
Земельное право - отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земель.
Земельно-правовая норма - норма права, содержащая приказ, требование, запрет, обязанность, разрешение, рекомендацию по поводу земельных отношений.
Земельные отношения - общественные отношения по поводу использования и охраны земель.
Земельный участок - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земля - природный объект, природный ресурс, природный комплекс, представляющий собой поверхностный почвенный слой планеты, выполняющий экологические, экономические, социальные функции.
Источники земельного права - нормативные акты, служащие формой выражения юридических норм, регулирующие земельные отношения.