Понимание свободы вероисповедания в науке конституционного права

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,01 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понимание свободы вероисповедания в науке конституционного права















ПОНИМАНИЕ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В НАУКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Введение

В науке конституционного права исследуемая тема является достаточно разработанной. В русскоязычной литературе свобода вероисповедания исследуется такими известными учеными, как С.А. Авакьян, А.С. Автономов, А.Н. Азрилиян, И.А. Алебастрова, С.М. Алейникова, Е.Б. Амбросов, В.К. Андреев, Г.Г. Артюнян, М.В. Баглай, А.Б. Барихин, Д.С. Белявский, Н.А. Богданова, В.И. Борисов, О.В. Брянцева, Г.А. Василевич, И.Н. Вишнякова, Н.В. Володина, В.Г. Гавриленко, Д.М. Демичев, А.Г. Залужный, М.Г. Кириченко, В.В. Клочков, С.В. Корзик, Г.Н. Королев, И.И. Котляр, Н.С. Кочикян, М.А. Краснов, Е.В. Крутских, В.Е. Крутских, С.В. Кузьмин, А.А. Лёвина, И.В. Понкин, Н.А.Придворов, А.В.Пчелинцев, Ф.М.Рудинский, Ю.В.Сластилина, З.С. Терлоев, Л.В. Тихомирова, Е.В. Тихонова, М.Ф. Чудаков, Е.В. Шевелёва, А.Т.Юнусова.

Однако, несмотря на внимание ученых к данной теме, в теории конституционного права нет единого подхода к пониманию свободы вероисповедания.

Целью статьи является обобщение достижений науки конституционного права о понимании свободы вероисповедания и формулирование авторской позиции по данной проблеме.

Основная часть

В теории конституционного права появилась необходимость концептуального уточнения понятия «свобода вероисповедания» через такие правовые категории, как «право» или «свобода». Отсюда следует необходимость установления соотношений между вышеупомянутыми правовыми категориями.

Законодатель различает такие правовые категории, как «право» и «свобода». Так, например, оба данных термина используются законодателем во Всеобщей декларации прав человека 1948 года [1], Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года [2], Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 года [3], конституциях различных государств.

В теории конституционного права до настоящего времени нет единообразного подхода к соотношению данных категорий. По мнению Е.А.Лукашевой, М.В.Баглая, по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны [4, c. 21; 5, с. 158]. Употребление данных правовых категорий во многом зависит от правовых традиций в конкретной стране, от правовой культуры, особенностей доктрины. Вместе с тем Е.А.Лукашева отмечает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата, в то время как термин «право» определяет конкретные действия человека [4, с. 133].

Другие ученые считают, что категория «свобода» близка к понятию «право» в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно корреспондирующей обязанности совершить конкретные действия. В отличие от права юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей корреспондирует обязанность других субъектов воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий [6, с. 358]. К тому же понятие свободы рассчитано на неопределенное число ее обладателей, а понятие права нередко подразумевает определенного субъекта [7, с. 356].

С.А. Авакьян отмечает, что «право» - юридически более четкая категория, то есть варианты его использования обозначаются в нормативных актах, нередко даже исчерпывающим образом. «Свобода» - понятие более широкое, может иметь много вариантов осуществления, причем одни возможно, а другие зачастую немыслимо отразить в юридических нормах [8, с. 522]. Эта позиция является более точной по сравнению с точкой зрения ряда авторов, которые говорят об идентичности этих понятий, указывая лишь, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора.

Однако, по мнению Д.С.елявского, этот подход не является единственно возможным. Так, если существует различие между данными правовыми категориями, то государство при реализации «свобод» должно воздерживаться от любых активных действий, за исключением предотвращений посягательств со стороны других лиц, то есть ограничиваться ролью «ночного сторожа» и вести лишь пассивную политику в данной сфере [9, с. 39].

Если допустить тождественность данных правовых категорий, то встает вопрос об исключении из научной юридической литературы и юридической техники понятия «свободы» как не содержащего никакой смысловой нагрузки. К тому же законодатель, как на национальном уровне, так и на международном, разграничивает данные правовые категории.

Думается, что в понимании категорий «право» и «свобода» можно выделить следующие отличия:

. свобода предполагает более широкий выбор вариантов поведения, причем одни возможно, а другие зачастую немыслимо отразить в юридических нормах, и определяется через установление запретов, а право - только строго определенные правомочия, которые обозначаются в нормативных правовых актах;

. понятие свободы рассчитано на неопределенное число ее обладателей, понятие права подразумевает определенного субъекта;

. государство при реализации «свобод» должно воздерживаться от любых активных действий, за исключением предотвращений посягательств со стороны других лиц, то есть ограничиваться, пользуясь популярным образом, ролью «ночного сторожа», следовательно, государство должно вести лишь пассивную политику в данной сфере;

. право предполагает наличие четкого юридического механизма для реализации и обычно корреспондирующей обязанности совершить конкретные действия, а юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей корреспондирует обязанность других субъектов воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий.

В настоящее время можно утверждать, что большинство авторов (И.А. Алебастрова [7, с. 52], Е.В. Шевелёва [10, с. 122], М.В. Баглай [11, с. 414], О.В. Брянцева [12, с. 26], А. Шайо [13, с. 95], А.Г. Залужный [14, с. 5], Г.Г. Артюнян [15, с. 425], В.Г. Гавриленко [16, с. 259], А.Н. Азрилиян [17, с. 644], С.В. Кузьмин [18, с. 495], И.И. Котляр [19, с. 60], М.Г. Кириченко [20, с. 8], В.В. Клочков [21, с. 27], Ф.М. Рудинский [22, с. 11], И.Н. Вишнякова [23, с. 91], Н.С. Кочикян [24, с. 7], Г.А. Василевич [25, с. 134], Д.М. Демичев [26, с. 67]), исследующих свободу вероисповедания, определяют данную свободу посредством использования такой категории, как «право». Так, например, И.Н. Вишнякова, анализируя в своем диссертационном исследовании Конституцию РФ, делает вывод, что по Основному Закону РФ свобода вероисповедания понимается как право человека исповедовать индивидуально или совместно с другими, а не только религиозными объединениями или лицами в составе таких объединений [23, с. 91]. В свою очередь Н.С. Кочикян рассматривает свободу вероисповедания как право человека самостоятельно решать вопрос о том, учениями какой именно религии ему следует руководствоваться в оценке своих поступков и мыслей [24, с. 7].

Схожие взгляды на вышеизложенную проблему содержатся в трудах белорусского конституционалиста Г.А. Василевича [25, с. 134], который определяет данную свободу как важнейшее, фундаментальное право человека. Белорусский ученый Д.М. Демичев называет свободу совести и свободу вероисповедания важнейшими духовными правами [26, с. 67].

Тем не менее нельзя констатировать обоснованность данного подхода по причине дифференциации таких правовых категорий, как «право» и «свобода». Исходя из сказанного представляется невозможным определять понятие одного явления посредством употребления другого, совершенно разного по своему значению понятия.

Однако необходимо отметить, что ряд исследователей определяет свободу как возможность проявления субъектом своей воли на основании законов развития природы и общества (А.Н. Азрилиян [17, с. 846]) или как закрепленную в конституции или ином законодательном акте (С.А. Авакьян [8, с. 522], И.Н. Вишнякова [23, с. 91], В.Е. Крутских [30, с. 357]). Так, Н.А. Богданова определяет свободу вероисповедания как возможность исповедовать любую религию, распространять религиозные убеждения и предпринимать для этого действия, не запрещенные законом [31, с. 8].

В то же время свобода вероисповедования определяется как возможность верить в существование какого-то необычного (божественного) существа [8, с. 524], открыто следовать выбранной религии, жить согласно своим убеждениям [32, с. 8], совершать определенные действия (или определенное поведение) в целях удовлетворения религиозных потребностей и интересов [33, с. 6], в том числе принадлежать к конкретной церкви, конфессии, а также включает свободную деятельность религиозных объединений, образуемых гражданами [34, с. 260].

В свою очередь М.Ф. Чудаков понимает под свободой вероисповедания свободу исповедовать религию [35, с. 205]. В контексте рассматриваемого вопроса необходимо отметить, что к категории «свобода» относят свободу вероисповедания и другие авторы (Е.В. Крутских [30, с. 285], С.В. Корзик [36, с. 121], А.Б. Барихин [37, с. 613], М.А. Краснов [38, с. 341], В.И. Борисов [39, с. 325], Л.В.Т ихомирова [40, с. 775], А.В. Пчелинцев [41, с. 161], Е.Б. Амбросов [34, с. 230], А.С. Автономов [34, с. 230], В.К. Андреев [34, с. 230]). Таким образом, очевидно, что научное определение свободы вероисповедания через термин «свобода» является не совсем корректным, так как нарушено логическое правило тождества, то есть смысл определяемого слова передается посредством определяющего. Исходя из указанного, представляется более обоснованным определять свободу через термин «возможность». С учетом вышеизложенного полагаем, что данный подход является правильным в том смысле, что свобода вероисповедания, исходя из приведенной формулировки о некотором различии между правовыми категориями «права» и «свободы», относится к свободам человека.

При научном толковании данного постулата Д.С. Белявским обращается внимание на то, что наличие данных подходов приводит к возникновению различного рода противоречий в юридической науке. Во избежание такого рода противоречий Д.С. Белявский использует термин «право на свободу совести», а термин «свобода совести» - как его синоним [9, с. 39]. Не проводят никаких различий между такими терминами, как «свобода вероисповедания» и «право на свободу вероисповедания», равно как и «свобода совести» и «право на свободу совести», в своих работах Н.В.Володина [42, с. 17], А.Г. Залужный [14, с. 6, 11], И.В. Понкин [43, с. 72-76], И.Н. Вишнякова [32, с. 2-4, 8] и ряд других авторов (З.С. Терлоев [44, с. 3-5], А.Т. Юнусова [45, с. 4, 5]).

Тем не менее нельзя констатировать обоснованность данного подхода исходя из вышеизложенного постулата нетождественности таких правовых категорий, как «права» и «свободы». Вместе с тем полагаем, что существует принципиальное отличие между «свободой вероисповедания» и «правом на свободу вероисповедания». Так, следует согласиться с мнением Ю.В. Сластилиной о том, что при реализации свобода трансформируется в право и приобретает форму действия (бездействия) [46, с. 34]. В связи с этим допустимым представляется использовать не «свободу совести» и «свободу вероисповедания», означающих возможность индивидуального выбора, а «право на свободу совести» и «право на свободу вероисповедания», которые позволяют реализовывать указанные свободы. Вторым обоснованием своей позиции Ю.В. Сластилина называет юридическую технику, с точки зрения которой более оправданным было бы употребление терминов «право на свободу совести» и «право на свободу вероисповедания» [46, с. 34]. Схожего мнения придерживается ряд ученых (С.А. Авакьян [8, с. 524], С.М. Алейникова [47, с. 6]).

конституционный право свобода вероисповедание религия

Заключение

Полагаем, что в современной юридической литературе существуют три подхода к пониманию свободы вероисповедования. Сторонники первого подхода (И.Н. Вишнякова, Н.С. Кочикян, Г.А. Василевич, Д.М. Демичев, Е.В. Шевелева, М.В. Баглай, О.В. Брянцева) под свободой вероисповедания понимают право исповедовать любую религию и совершать определенные действия согласно своим убеждениям.

Другие авторы (Н.В. Володина, А.Г. Залужный, И.В. Понкин, З.С. Терлоев, А.Т. Юнусова) используют термины «право на свободу совести», «право на свободу вероисповедания», а термины «свобода совести» и «свобода вероисповедания» - как их синонимы. Так, сущность права на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать выбранной религии.

Третья группа ученых (Ю.В. Сластилина, С.М. Алейникова, Н.А. Богданова, Г.Н. Королев) отмечает, что свобода вероисповедания определяется как возможность реализации своих религиозных потребностей. Полагаем, что данный подход является наиболее обоснованным с уточнением, что при реализации свободы вероисповедания она трансформируется в право на свободу вероисповедания.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека, 10 дек. 1948 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm>. - Дата доступа: 21.04.2010.

. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 дек. 1966 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm. - Дата доступа: 21.04.2010.

. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, 25 нояб. 1981 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawsector.ru/data/dos11/txc11826.htm. - Дата доступа: 22.04.2010.

. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Е.А. Лукашева [и др.]; отв. ред. Е.А. Лукашева; Ин-т гос-ва и права Рос. акад. наук. - М.: Норма, 2000. - 314 [1] с.

. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов по специальности «Юриспруденция» / М.В. Баглай. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма-Инфра-М, 2002. - XIV. - 784 с.

. Юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. В.Е. Крутских. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2004. - VI. - 450 с.

. Конституционное право: слов. / И.А. Алебастрова [и др.]; отв. ред. В.В. Маклаков. - М.: Юристъ, 2001. - 560 с.

. Конституционное право: энцикл. слов. / С.А. Авакьян [и др.]; отв. ред. и рук. авт. коллектива С.А. Авакьян. - М.: Норма: Изд. дом «Инфра-М», 2001. - 688 с.

. Шевелева, Е.В. Конституционно-правовое содержание института свободы вероисповедания в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Е.В. Шевелева. Ростов н/Д, 2006. - 211 л.

. Баглай, М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М.В. Баглай, В.А. Туманов. - М.: Экос, 1998. - 540 с.

. Брянцева, О.В. Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации: на примере Волгоградской области: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / О.В. Брянцева. - Ростов н/Д, 2005. - 211 л.

. Конституционные права в России: дела и решения: учеб. пособие / отв. ред. А. Шайо. - М.: Ин-т права и публич. политики, 2002. - 750 с.

. Залужный, А.Г. Правовое регулирование и прокурорский надзор в сфере отношений государства и религиозных объединений: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01; 12.00.11 / А.Г. Залужный. - М., 2005. - 370 л.

. Арутюнян, Г.Г. Конституционное право: энцикл. слов. / Г.Г. Арутюнян, М.В. Баглай. - М.: Норма, 2006. - 544 с.

. Гавриленко, В.Г. Энциклопедия конституционного права / В.Г. Гавриленко, П.Г. Никитенко, И.И. Ядевич; Ин-т экономики Нац. акад. наук Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2000. - 412 с.

. Новый юридический словарь: 6500 терминов / авт. и сост. А.Н. Азрилиян [и др.]; под. ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 2006. 1088 с.

. Юрыдычны энцыклапедычны слоўнiк / Бел. Энцыкл.; рэдкал.: С.В. Кузьмiн [i iнш.]. - Мiнск: БелЭн, 1992. - 636 с.

. Котляр, И.И. Права человека: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Котляр. - 3-е изд. - Минск: Тесей, 2008. - 316 с.

. Кириченко, М.Г. Свобода совести в СССР / М.Г. Кириченко. - М.: Юрид. лит., 1985. - 194 с.

. Клочков, В.В. Свобода совести и отношения между государством и церковью / В.В. Клочков // Соц. законность. - 1990. - № 10. - С. 11-14.

. Рудинский, Ф.М. Свобода совести и религий: международно-правовые пакты и национальное законодательство / Ф.М. Рудинский, М.А. Шапиро // Гос-во и право. - 1992. - № 5. - С. 12-21.

. Вишнякова, И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания / И.Н. Вишнякова: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / И.Н. Вишнякова. - М., 2000. - 162 с.

. Кочикян, Н.С. Конституционное право человека на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Н.С. Кочикян; С-Петербург. ун-т МВД России. - СПб., 2009. - 19 с.

. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: науч.-практ. коммент. / Г.А. Василевич. - Минск: Право и экономика, 2000. - 488 с.

. Демичев, Д.М. Конституционное право: учеб. пособие / Д.М. Демичев. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2003. - 379 с.

. Придворов, Н.А. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России / Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова. - М.: Юриспруденция, 2007. - 128 с.

. Тихонова, Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Е.В. Тихонова. - Тамбов, 2006. - 178 с.

. Лёвина, А.А. Институт «свободы совести и вероисповедания»: историко-правовой опыт России: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / А.А. Лёвина. - Н. Новгород, 2003. - 182 с.

. Богданова, Н.А. Конституционно-правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений / Н.А. Богданова // Религиозные организации в правовом и социальном процессах: сб. материалов Первых респ. Афанасьевских чтений «Социальные процессы: Восточно-Европейский контекст», 15-16 янв. 2003 г. - Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003. - С. 8-13.

. Вишнякова, И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания / И.Н. Вишнякова: автореф. ... дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / И.Н. Вишнякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2000. - 27 с.

. Королев, В.Н. Проблема реализации права осужденных на свободу вероисповедания: учеб. пособие / В.Н. Королев. - Уфа: УВШ МВД РФ, 1994. - 91 с.

. Конституция Российской Федерации: науч.-практ. комент. / Е.Б Амбросова [и др.]; под ред. Б.Н. Топорнина; Ин-т гос-ва и права Рос. акад. наук. - М.: Юристъ, 1997. - 717 с.

. Чудаков, М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие / М.Ф. Чудаков. - Минск: Новое знание, 2001. - 576 с.: ил.

. Корзик, С.В. Развитие конституционных основ регулирования отношений в области религий в суверенной Беларуси / С.В. Корзик // Весн. Канстытуцыйнага Суда Рэсп. Беларусь. - 2007. - № 1. - С. 115-125.

. Барихин, А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь / А.Б. Барихин. - 2-е изд. - М.: Книжный мир, 2006. - 792 c.

. Краснов, М.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий / М.А. Краснов, В.А. Кряжков. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 418 с.

. Борисов, В.И. Словарь по конституционному праву Российской Федерации / В.И. Борисов, А.А. Ильюхов, О.А. Кажанов. - М.: Экономика, 2003. - 366 с.

. Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров; под ред. М.Ю. Тихомирова. - изд. 5-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 2001. - 972 с.

. Пчелинцев, А.В. Правовые гарантии свободы совести и вероисповедания в контексте Европейской конвенции о защите прав человека / А.В. Пчелинцев // Свобода совести - важные условия гражданского мира и межнационального согласия: к 10-летию Рос. отд-ния МАРС: материалы юбилейной междунар. конф., М., 27-28 нояб. 2002 г. / сост. и общ. ред. А.А. Красикова. - М., 2003. - С. 160-165.

. Володина, Н.В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (филос.-прав. анализ): автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11 / Н.В. Володина; Акад. МВД России. - М., 2004. - 45 с.

. Понкин, И.В. Правовые основы светскости государства и образования / И.В. Понкин. - М: Про-Пресс, 2003. - 81 с.

. Терлоев, З.С. Проблемы свободы совести в российском обществе: административно-правовой аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / З.С. Терлоев; Всерос. гос. налоговая акад. М-ва финансов РФ. - М., 2006. - 26 с

. Юнусова, А.Т. Развитие государственно-правового регулирования свободы совести: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / А.Т. Юнусова; АН Респ. Узбекистан, Ин-т философии и права им. И.М. Муминова. - Ташкент, 1995. - 21 с.

. Сластилина, Ю.В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Ю.В. Сластилина. - Архангельск, 2006. - 215 с.

. Алейникова, С.М. Государственное регулирование социальных отношений в сфере свободы совести / С.М. Алейникова: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.00 / С.М. Алейникова; Бел. гос. ун-т. - Минск, 2008 - 22 с.

. Конституционное право: термины, понятия, определения / В.Г. Гавриленко, Н.И. Ядевич. - Минск: Право и экономика. Сер. «Энциклопедия права», прил. к журн. «Право и экономика», 1998. - 352 с.

. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь, 17 дек. 1992 г., № 2054-XII: в ред. законов Респ. Беларусь от 31 окт. 2002 г.; 21 июля 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - № 123. - 2/886; 2008. - № 184. - 2/1513.

. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г.: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 1. - 1/0; 2004. - № 188. - 1/6032.

. Залужный, А.Г. Правовые вопросы формирования государственной политики в сфере свободы совести / А.Г. Залужный // Совр. право. - 2007. - № 3. - С. 6-11.

. Кравчук, В.В. Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы (филос.-правовой аспект): автореф. дис. канд. … юрид. наук: 12.00.02; 29.09.00 / В.В. Кравчук; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 1999. - 26 с.

Похожие работы на - Понимание свободы вероисповедания в науке конституционного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!