Разработка системы менеджмента качества для внешнего пользования в контрактных ситуациях на основе требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка системы менеджмента качества для внешнего пользования в контрактных ситуациях на основе требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001

Содержание

Введение

. Технология производства и существующая организационная структура предприятия

.1 История существования предприятия

.2 Организационная структура предприятия

.3 Технологическая подготовка производства

.3.1 Описание технологического процесса

. Разработка систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000

.1 Анализ ГОСТ Р ИСО 9001 и установление перечня существующих процессов и документированных процедур в ОАО «Стройматериалы»

.2 Проектирование системы процессов СМК

.3 Разработка предложений по использованию в СМК дополнительных процессов по ГОСТ Р ИСО 9004-2001

.4 Паспорт процесса системы менеджмента качества

. Предложения по реорганизации организационной структуры предприятия

. Разработка матрицы распределения обязанностей и ответственности в СМК

. Разработка Политики и целей в области качества

.1 Политика в области качества высшего руководства ОАО «Стройматериалы»

.2 Цели в области качества ОАО «Стройматериалы»на 2007 год

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Введение

В современных рыночных условиях качество продукции является одним из важнейших факторов успешной деятельности любого предприятия или организации.

Установленный международными стандартами ИСО серии 9000 подход к обеспечению качества продукции, работ, услуг получил широкое признание во всем мире, что обусловлено следующими факторами:

–  стандарты содержат проверенный временем системно-комплексный подход к менеджменту качества предприятия (организации);

–       стандарты применимы к организациям любого размера, типа и вида выпускаемой продукции;

–  стандарты представляют собой универсальный инструмент оценки способности организации (предприятия) обеспечить выпуск продукции стабильного качества;

–       стандарты определяют стратегию бизнеса организации или предприятия в рыночной экономике.

Если в организации действует эффективная система управления качеством, то вероятность того, что продукция будет отвечать требованиям потребителя, резко повышается.

Система управления качеством рассматривается как гарантия того, что изготовитель способен выполнить требования контракта и обеспечить стабильное качество продукции. С другой стороны, каждый руководитель предприятия или организации заинтересован в том, чтобы при производстве продукции действовала эффективная система качества, которая бы органично вписывалась в общую систему управления организацией.

Система менеджмента качества (СМК) может быть применена ко всем аспектам управления, и в том числе направлена на повышение эффективности основного процесса производства продукции или предоставления услуг.

Наличие сертифицированной СМК необходимо для предприятия, если оно намерено:

–    усовершенствовать организационную структуру;

–             повысить уровень качества продукции или услуг;

–             увеличить объем сбыта продукции;

–             снизить непроизводительные затраты;

–             реализовывать выпускаемую продукцию по мировым ценам;

–             повысить авторитет компании в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов;

–             побеждать в конкурентной борьбе;

–             рассчитывать на получение льготных кредитов;

–             формировать общественное мнение о стабильном и прочном положении предприятия на рынке;

–             иметь возможность получения государственного, муниципального, или городского заказа на производство продукции, работ и услуг.

Целью курсовой работы по дисциплине «Основы обеспечения качеством» является разработка системы менеджмента качества для внешнего пользования в контрактных ситуациях на основе требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 для конкретного производства и конкретного вида продукции, а так же доработка и совершенствование ранее разработанной системы менеджмента качества на основе рекомендаций стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001 с последующим решением вопросов внедрения этой системы и обеспечения ее эффективного функционирования.

Таким образом, курсовая работа охватывает весь перечень вопросов, решаемых на предприятии при создании системы менеджмента качества, ее внедрении и функционировании.

В данной курсовой работе рассмотрена существующая система менеджмента качества ОАО «Стройматериалы», расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Студенческая, 1. Телефоны: (0722) 34-12-48, 34-63-55, факс: (0722) 26-64-13. Генеральный директор - Лейба А.А.

. Технология производства и существующая организационная структура предприятия

1.1 История существования предприятия


Освоение богатейших природных запасов мела, производство извести на территории ОАО «Стройматериалы», относится ко второй половине XIX века. В 1861 году были построены первые шахтные печи для производства извести, затем предприятия по производству мела. Большое значение для увеличения производства строительных материалов в Белгороде имело строительство в 1909 году железнодорожного пути от центральной магистрали к меловой горе: это позволило поставлять белгородский мел на внешний рынок.

В связи с созданием Белгородской области, постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1954 года «О мероприятиях по дальнейшему развитию промышленности, культурно - бытового и жилищного строительства в Белгородской области» в г. Белгороде намечалось строительство многоэтажных жилых домов, драматического театра, Дома Советов, кинотеатра, административных зданий и других помещений. Для выполнения этого постановления в 1955 году в северо-восточной части г. Белгорода, в 400 м от мелоизвесткового завода, началось строительство завода силикатного кирпича, который начал выпускать продукцию в 1962 году.

В 1963 году, на базе мелоизвесткового комбината и завода силикатного кирпича, был создан Белгородский комбинат строительных материалов, который в 1992 году был преобразован, в соответствии с Указом Президента России от 1 июля 1992 года № 721, в акционерное общество открытого типа «Стройматериалы», с 1996 года - открытое акционерное общество «Стройматериалы».

1.2 Организационная структура предприятия

Организационную структуру предприятия можно представить в виде схемы, приведенной в приложении А.

В организационной структуре ОАО «Стройматериалы» каждое лицо несёт ответственность за разработку, управление и организацию взаимодействия между процессами, что можно отобразить в виде матрицы ответственности (приложение Г).

Представителем руководства в области качества приказом по ОАО от 24 марта 2004 г. назначена заместитель генерального директора ОАО по технологическим процессам и качеству Разинькова Н.Е. Представитель руководства в области качества подчиняется непосредственно генеральному директору ОАО.

Представитель руководства несет ответственность за:

–  функционирование Системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001;

–       организацию внутренних аудитов (проверок) Системы менеджмента качества и обеспечение постоянного ее совершенствования;

–       своевременное представление высшему руководству отчетов о функционировании Системы менеджмента качества.

–       управление документацией;

–       разработку и проведение мероприятий по повышению качества и надежности выпускаемой продукции;

Полномочия Представителя руководства:

1. давать обязательные для исполнения устные и письменные указания персоналу предприятия по определению:

–  процессов, необходимых для системы менеджмента качества, их последовательности и взаимодействия;

–       критериев и методов, необходимых для измерения результативности и эффективности процессов;

–  необходимых ресурсов и информации для поддержки процессов и их мониторинга;

2. давать обязательные для исполнения устные и письменные указания персоналу предприятия по:

–  осуществлению мониторинга, измерений и проведению анализа процессов СМК;

–       разработке мер, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов;

3. планировать и проводить внутренние аудиты;

4. контролировать разработку и выполнение предупреждающих и корректирующих действий по недопущению несоответствий производимой продукции.

В ОАО из числа высшего руководства и главных специалистов при генеральном директоре ОАО создан Совет по качеству, который, руководствуясь данными маркетинговых исследований, определяет перечень производимой продукции и процессов, необходимых для Системы менеджмента качества, их последовательность и взаимодействие. После утверждения генеральным директором ОАО этого перечня Совет по качеству:

–  организовывает их проектирование и разработку;

–       определяет критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

–       обеспечивает наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

–       устанавливает порядок мониторинга, измерения и анализа этих процессов;

–       принимает меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Руководство ОАО “Стройматериалы” обязуется:

1)  регулярно доводить до сведения персонала важность выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований. Комплекс мер, обеспечивающих понимание всеми сотрудниками своей роли в достижении заданного качества, определен М 001.05307944 - 2004 “Система менеджмента качества. Управление персоналом», а также действующей в ОАО политикой обмена информацией;

2)  обеспечивать разработку и исполнение Политики в области качества как средства управления организацией с целью улучшения ее деятельности;

3)  ежегодно устанавливать, с учетом достигнутого уровня, Цели в области качества;

4)  проводить анализ результативности и эффективности Системы менеджмента качества один раз в год - по результатам деятельности за год;

5)  обеспечить наличие ресурсов, необходимых для функционирования Системы менеджмента качества.

 

.3 Технологическая подготовка производства


На ОАО «Стройматериалы» выпускается следующая основная продукция:

–  кирпич силикатный;

–       известь строительная;

–       известь для кожевенной промышленности;

–       мука известняковая для сельского хозяйства;

–       мел молотый;

–       мел природный;

–       мел для производства комбикормов;

–       песок природный;

–       мастики герметизирующие;

–       мелки писчие с гигиеническим покрытием;

–       блоки стеновые из ячеистых бетонов;

–       шпаклевки;

–       клеи;

–       штукатурные смеси;

–       кладочный раствор.

В данной курсовой работе рассматривается технология производства силикатного кирпича.

1.3.1 Описание технологического процесса


.3.1.1 Прием, хранение, подготовка и подача сырья

Песок

Доставка песка на ОАО «Стройматериалы» осуществляется автомобильным транспортом.

Складирование песка производится на складе, расположенном в непосредственной близости с приемными бункерами цеха силикатного кирпича. Складирование песка производится с расчетом обеспечения месячного запаса сырья. Три наличии на картах намыва песка с разным содержанием глинистых частиц, нa складе песок складируется с расчетом возможности шихтовки его до номинального содержания последних 7-13%. Мощность слоя складируемого песка достигает 10 м. Погрузочные работы на складе осуществляются одним уступом. Разгрузка песка с бортовых машин осуществляется разгрузчиком, смонтированном на базе тракторов ДТ-50, ДТ-74.

Песок разгружается на решетку приемного бункера. В зимнее время крупные комки мерзлого песка периодически удаляются. Технологические потери сырья при перевозке и разгрузке в приемный бункер составляют 0,5%.

Из бункерного склада, оснащенного, при необходимости, трубами для подачи пара и размораживания песка в зимнее время, песок системой транспортеров подается на сито «Бурат», где производится отсев крупных комьев (более - 20мм). Крупные комья ленточным транспортером ссыпаются в отвал. Технологические потери сырья за счет отсева глинистых и мерзлоты составляют 6%, технологические потери при транспортировании - 0,001%.

С помощью транспортирующей системы песок поступает в расходные бункера помольного и смесеприготовительного отделений. На этом участке потери сырья за счет уборки просыпи с ленточных конвейеров составляет 0,001%.

Известь

Известь поступает в цех из бункера вращающихся печей автомобильным транспортом.

Из автотранспорта известь поступает в приемный бункер цеха силикатного кирпича, откуда ленточным транспортером подается в элеватор, которым транспортируется в один из отсеков надмельничного бункера.

.3.1.2 Приготовление вяжущего

Песок и известь поступают из бункеров в мельницы через тарельчатые питатели по течкам. Бункер имеет 4 питателя - по 2 на каждую мельницу.

Совместный помол извести и песка производится в двух шаровых мельницах СМ-1456.

Загрузка мельниц мелющими телами:

шары - 5000 кг;

цильпебс - 6000 кг.

Общая загрузка - 11000 кг.

Добавка песка при помоле извести от 15 до 25 % от массы извести. Продукт помола системой шнеков и элеваторов подается в запасные бункера, оттуда в расходный бункер вяжущего.

.3.1.3 Приготовление силикатной смеси

Вяжущее дозатором барабанного типа поступает в двухвальный быстроходный смеситель СМ-246, куда ленточным транспортером подается песок. В смесителе происходит перемешивание вяжущего и песка с добавлением воды. Количество воды должно обеспечивать полное гашение силикатной смеси. В зимнее время в смеситель подается пар. Перемешанная силикатная смесь из мешалки поступает на ленточный транспортер, которым при помощи откидных ножей подается в силоса.

При приготовлении силикатной смеси технологические потери сырья за счет уборки просыпи силикатной смеси составляет не более 0,001% Продолжительность нахождения силикатной смеси в силосах должна обеспечивать полное гашение извести и определяется свойствами применяемого сырья. Время выдержки в силосах - до полного гашения силикатной массы. Выдержка менее установленного времени недопустимо. Контроль за наличием смеси в силосах осуществляется при помощи гамма-реле по нижнему и верхнему уровням. При наличии свободного нижнего уровня подается сигнал на опускание ножа, нож автоматически опускается и происходит загрузка силоса. При достижении смесью верхнего уровня подается сигнал и нож автоматически поднимается - загрузка силоса прекращается.

После выхода из силоса смесь системой ленточных конвейеров подается в смесительную установку САС 1000.00.00.000 ПС, предназначенную для смешивания и активации силикатной смеси. Активированная смесь транспортером подается через сито в двухвальный модернизированный смеситель, где происходит перемешивание и доувлажнение смеси до формовочной влажности. Не измельченные включения, не прошедшие через сито, элеватором, затем ленгочным транспортером подаются в надмельничный бункер.

.3.1.4 Формование кирпича

Доувлажненная силикатная смесь ленточными конвейерами подается в расходные бункера прессов. Формование сырца на прессах типа СМ-816, СМ-152 при удельном давлении около 20 МПа, которое обеспечивается регулировкой глубины засыпки заполнения прессформ при удельном давлении около 20 МПа, которое обеспечивается регулировкой глубины засыпки заполнения прессформ.

Отформованный сырец снимается с пресса и укладывается на автоклавную вагонетку автоматами-укладчиками.

Схема укладки кирпича-сырца на вагонетку по рядам:

x4-4 ряда Итого кирпича

x4-2 ряда модульного 668

16x4-2 ряда условного 901,8

13 х 4 - 1ряд Коэффициент пересчета 1,35

10 х 4-1 ряд

Для обеспечения внешнего вида кирпича в соответствии с требованиями ГОСТ 379-95 необходимо своевременно менять облицовку прессформ, штампы пресса, не допускать разрегулировки рабочих органов автомата с пресса и ее укладки на вагонетки.

Внутрицеховой рельсовой транспорт должен обеспечить плавное движение вагонеток (без толчков при движении на передаточные мосты и автоклавы).

Площадки вагонеток должны быть ровные и очищенные

.3.1.5 Автоклавная обработка

Автоклавная обработка заключается в гидротермальной обработке сырца острым насыщенным паром.

Перед загрузкой автоклавы должны быть чистыми. Особое внимание обращать на чистоту конденсатоотводов, так как их загрязнение замедляет сброс конденсата тепловой обработки.

Автоклавная обработка производится в зависимости от величины избыточного давления пара (температуры) по следующим режимам:

Избыточное давление пара, МПа

Температура, °С

Длительность изотермической выдержки, ч

10 11 12

183,2 187,1 190,7

6 час 5 час 30 мин 5 час


Продолжительность подъема давления - 1 час 30 мин.

Спуск давления - 1-1,5 часа. Резкий сброс давления пара не допускается.

.3.1.6 Складирование и прием готовой продукции

После автоклавной обработки вагонетки с кирпичом выгружаются на склад однобарабанной электролебедкой плавно без рывков во избежание обвалов и разрушения кирпича на вагонетках. Готовый кирпич подвергается внешнему осмотру и контролю в соответствии требованиям ГОСТ 379-95. 6.2 Отгрузка кирпича в железнодорожные вагоны и автомашины осуществляется мостовыми кранами.

Вагонетки после разгрузки подвергаются осмотру, очистке и отбору на ремонт. Годные вагонетки после смазки подаются в цех.

2. Разработка систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000

 

2.1 Анализ ГОСТ Р ИСО 9001 и установление перечня существующих процессов и документированных процедур в ОАО «Стройматериалы»


При реализации построения системы качества по подходу, мотивированному потребителем, разрабатывается и внедряется система менеджмента качества на основе требований международного стандарта ИСО 9001:2000 (российский аналог - ГОСТ Р ИСО 9001-2001), которая подлежит последующей сертификации.

В таблице 1 приведен перечень процессов, существующих на предприятии, с выделением тех из них, которые согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, подлежат обязательному документированию.

Таблица 1

Определение перечня процессов, документированных процедур и записей о качестве

№ п/п

№ пункта стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 - 01, где изложены требования

Содержание требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 - 01

Ответственный за выполнение данных требований организации (подразделения)

Наименование требуемого или существующего процесса

Документирование процедуры и записи о качестве






Наименование документируемой процедуры

Наименование записей о качестве

1

2

3

4

5

6

7

1

4.1

Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМК, постоянно улучшать ее результативность

Зам. ГД - Представитель руководства

Разработка и внедрение СМК*

СТП 001.05307944 - 2004 «Управление документацией»

Записи о разработке СМК

2

4.2.1

Документация СМК должна включать: а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; б) руководство по качеству; в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом; г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; д) записи, требуемые настоящим стандартом

Зам. ГД - Представитель руководства Лаборатория

Управление документацией

СТП 001.05307944 - 2004 «Управление документацией»

-

3

4.2.2

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству

Зам. ГД - Представитель руководства Лаборатория

Управление документацией

СТП 001.05307944 - 2004 «Управление документацией»

-

4

4.2.3

Документы СМК должны управляться.

Лаборатория

Управление документацией

СТП 001.05307944 - 2004 «Управление документацией»

-

5

4.2.4

Записи должны быть определены и поддерживаться в рабочем состоянии. Они должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми.

Лаборатория

Управление записями о качестве

СТП 003.05307944 - 2004 «Управление записями»

-

6

5.1

Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению СМК, а также постоянному улучшению ее результативности

Генеральный директор

Анализ со стороны руководства

Пр 005.05307944 - 2004 «Анализ со стороны руководства»

Записи об ответственности руководства

7

5.2

Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности

Генеральный директор

Работа с потребителями

СТП 005.05307944 - 2004 «Работа с потребителями»

-

8

5.3

Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества соответствовала целям организации

Генеральный директор

Управление документацией

СТП 001.05307944 - 2004 «Управление документацией»

-

9

5.4.1

Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях.

Генеральный директор

Управление документацией

СТП 001.05307944 - 2004 «Управление документацией»

-

10

5.4.2

Высшее руководство должно обеспечивать: а) планирование создания поддержания и улучшения СМК, а также для достижения целей в области качества; б) сохранение целостности СМК при планировании и внедрении в нее изменений

Генеральный директор

Разработка и внедрение СМК*

СТП 001.05307944 - 2004 «Управление документацией»

-

11

5.5.1

Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий

Генеральный директор

Управление персоналом

М 001.05307944 - 2004 «Управление персоналом»

-

12

5.5.2

Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на: а) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых СМК; б) представление отчетов высшему руководству о функционировании СМК; в) содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации

Генеральный директор

Управление персоналом

М 001.05307944 - 2004 «Управление персоналом»

-

13

5.6.1

Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени СМК организации с целью обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности.

Генеральный директор

Анализ со стороны руководства

Пр 005.05307944 - 2004 «Анализ со стороны руководства»

Записи о результате анализа со стороны руководства

14

5.6.2

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую информацию: а) результаты аудитов; б) обратную связь от потребителей; в) функционирование процессов и соответствие продукции; г) статус предупреждающих и корректирующих действий; д) последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства; е) изменения, которые могут повлиять на СМК; ж) рекомендации по улучшению

Генеральный директор

Анализ со стороны руководства

Пр 005.05307944 - 2004 «Анализ со стороны руководства»

Записи о результате анализа со стороны руководства, о входных и выходных данных для анализа

15

5.6.3

Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к: а) повышению результативности СМК и ее процессов; б) улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей; в) потребности в ресурсах

Генеральный директор

Анализ со стороны руководства

Пр 005.05307944 - 2004 «Анализ со стороны руководства»

Записи о результате анализа со стороны руководства, о входных и выходных данных для анализа

16

6.1

Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые для: а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК; б) повышения удовлетворенности потребителей

Главный инженер

Порядок закупок сырья и материалов

Пр 001.05307944 - 2004 «Порядок закупок сырья и материалов»

-

17

6.2.1

Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным на основе соответствующего образования, подготовки, навыков и опыта

Отдел кадров

Управление персоналом

М 001.05307944 - 2004 «Управление персоналом»

Записи о повышении квалификации персонала

18

6.2.2

Организация должна: а) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции; б) обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей; в) оценивать результативность предпринятых мер; г) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества; д) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте

Отдел кадров

Управление персоналом

М 001.05307944 - 2004 «Управление персоналом»

Записи о повышении квалификации персонала

19

6.3

Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции.

Главный инженер

Проведение ремонтов зданий и сооружений

Пр 006.05307944 - 2004 «Порядок проведения ремонтов зданий и сооружений»

-

20

6.4

Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею

Главный инженер

Управление производственной средой

М 003.05307944 - 2004 «Управление производственной средой»

-

21

7.1

Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции

Зам. ГД - Представитель руководства

Порядок планирования и добычи сырья для производства продукции

Пр 003.05307944 - 2004 «Порядок планирования и добычи сырья для производства продукции»

-

22

7.2.1

Организация должна определить: а) требования, установленные потребителями; б) требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования; в) законодательные и другие обязательные требования, относящиеся к продукции; г) любые дополнительные требования, определенные организацией

Генеральный директор

Работа с потребителями

СТП 005.05307944 - 2004 «Работа с потребителями»

-

23

7.2.2

Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции

Генеральный директор

Работа с потребителями

СТП 005.05307944 - 2004 «Работа с потребителями»

Записи анализа требований, относящихся к продукции

24

7.2.3

Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями

Генеральный директор

Работа с потребителями

СТП 005.05307944 - 2004 «Работа с потребителями»

-

25

7.3.1

Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции

Зам. ГД - Представитель руководства

Порядок планирования и добычи сырья для производства продукции

Пр 003.05307944 - 2004 «Порядок планирования и добычи сырья для производства продукции»

-

26

7.3.2

Входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, должны быть определены

Зам. ГД - Представитель руководства

Порядок планирования и добычи сырья для производства продукции

Пр 003.05307944 - 2004 «Порядок планирования и добычи сырья для производства продукции»

Записи входных данных для разработки, относящиеся к требованиям к продукции

7.3.3

Выходные данные проектирования и разработки должны быть представлены в форме, позволяющей провести верификацию относительно входных требований к проектированию и разработке, а также должны быть официально одобрены до их последующего использования

Зам. ГД - Представитель руководства

Порядок планирования и добычи сырья для производства продукции

Пр 003.05307944 - 2004 «Порядок планирования и добычи сырья для производства продукции»

Записи для разработки, относящиеся к требованиям к продукции

28

7.3.4

На соответствующих стадиях должен проводиться систематический анализ проекта и разработки в соответствии с запланированными мероприятиями

Зам. ГД - Представитель руководства

Порядок проведения контроля технологических процессов и качества выпускаемой продукции

Пр 002.05307944 - 2004 Порядок проведения контроля технологических процессов и качества выпускаемой продукции

Записи результатов анализа разработки

29

7.3.5

Верификация должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями

Зам. ГД - Представитель руководства

Верификация разработки*

СТП «Разработка и производство продукции»*

Записи о верификации разработки

30

7.3.6

Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями

Зам. ГД - Представитель руководства

Управление изменениями разработки*

СТП «Разработка и производство продукции»*

Записи результатов анализа изменения

31

7.3.7

Изменения проекта и разработки должны быть идентифицированы

Зам. ГД - Представитель руководства

Идентификация изменений*

СТП «Разработка и производство продукции»*

-

32

7.4.1

Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам

Зам. ГД по общим вопросам

Порядок закупок сырья и материалов

Пр 001.05307944 - 2004 «Порядок закупок сырья и материалов»

-

33

7.4.2

Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию

Зам. ГД по общим вопросам

Порядок закупок сырья и материалов

Пр 001.05307944 - 2004 «Порядок закупок сырья и материалов»

-

34

7.4.3

Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам

Зам. ГД по общим вопросам

Порядок закупок сырья и материалов

Пр 001.05307944 - 2004 «Порядок закупок сырья и материалов»

-

35

7.5.1

Организация должна планировать и осуществлять производство и обслуживание в управляемых условиях

Главный инженер

Порядок проведения контроля технологических процессов и качества выпускаемой продукции

Пр 002.05307944 - 2004 «Порядок проведения контроля технологических процессов и качества выпускаемой продукции»

Записи результатов валидации процессов производства и обслуживания

36

7.5.2

Организация должна валидировать все процессы производства и обслуживания, результаты которых не могут быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями

Главный инженер

Порядок проведения контроля технологических процессов и качества выпускаемой продукции

Пр 002.05307944 - 2004 “Порядок проведения контроля технологических процессов и качества выпускаемой продукции»

Записи об идентификации продукции и её прослеживае-мости

37

7.5.3

Если это возможно и целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию при помощи соответствующих средств на всех стадиях ее жизненного цикла. Если прослеживаемость является требованием, то организация должна управлять обеспечивающей реализацию данной цели идентификацией продукции

Главный инженер

Порядок проведения контроля технологических процессов и качества выпускаемой продукции

Соответствующие Журналы

Записи об утрате, повреждении или непригодности собственности потребителя

38

7.5.5

Организация должна сохранять соответствие продукции в ходе внутренней обработки и в процессе поставки к месту назначения

Главный инженер

Перевозка грузов автотранспортом и железнодорожным транспортом

ГОСТ 14192 «Маркировка грузов»

Записи результатов калибровки и поверки средств измерений

39

7.6

Организация должна определить мониторинг и измерения

Главный энергетик

Управление устройствами для мониторинга и измерений

М 002.05307944 - 2004 “Управление устройствами для мониторинга и измерений»

Записи результатов калибровки и поверки средств измерений

40

8.1

Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения

Главный энергетик

Управление устройствами для мониторинга и измерений

М 002.05307944 - 2004 “Управление устройствами для мониторинга и измерений»

-

41

8.2.1

Организация должна проводить мониторинг информации, касающейся восприятия потребителем выполнения организацией его требований

Генеральный директор

Работа с потребителями

СТП 005.05307944 - 2004 «Работа с потребителями»

Записи по анализу удовлетворенности потребителей

42

8.2.2

Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы времени

Зам. ГД - Представитель руководства

Внутренний аудит

СТП 002.05307944 - 2004 «Внутренний аудит. Порядок проведения и требования»

Записи по результатам внутренних аудитов

43

8.2.3

Организация должна применять подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов СМК

Зам. ГД - Представитель руководства

Управление устройствами для мониторинга и измерений

М 002.05307944 - 2004 “Управление устройствами для мониторинга и измерений»

Записи результатов Мониторинга и измерения процессов

44

8.2.4

Организация должна осуществлять мониторинг и измерять характеристики продукции с целью верификации соблюдения требований к продукции

Зам. ГД - Представитель руководства

Управление устройствами для мониторинга и измерений

М 002.05307944 - 2004 “Управление устройствами для мониторинга и измерений»

Записи, указывающие лицо, санкционирующее выпуск продукции

45

8.3

Организация должна обеспечивать, чтобы продукция, которая не соответствует требованиям, была идентифицирована и управлялась с целью предотвращения непреднамеренного использования или поставки

Зам. ГД - Представитель руководства

Управление несоответствующей продукцией

СТП 006.05307944 - 2004 «Управление несоответствующей продукцией»

Записи о характере несоответствий

46

8.4

Организация должна определить, собирать и анализировать данные для демонстрации пригодности и результативности СМК,

Зам. ГД - Представитель руководства

Внутренний аудит

- СТП 002.05307944 - 2004 «Внутренний аудит. Порядок проведения и требования»

-

47

8.5.1

Организация должна постоянно повышать результативность СМК посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства

Генеральный директор

Постоянное улучшение СМК*

-

-

48

8.5.2

Организация должна предпринимать корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения

Зам. ГД - Представитель руководства

Корректирующие действия

СТП 004.05307944 - 2004 «Система менеджмента качества. Корректирующие действия»

Записи результатов действия по несоответствиям

49

8.5.3

Организация должна определить действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления

Зам. ГД - Представитель руководства

Предупреждающие действия

СТП 007.05307944 - 2004 «Система менеджмента качества. Предупреждающие действия»

Записи результатов предупреждающих действий

Примечание: жирным шрифтом выделены процессы, которые, согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подлежат обязательному документированию *-процессы и документированные процедуры, которые необходимо ввести на предприятии



2.2 Проектирование системы процессов СМК


В ходе анализа существующей системы менеджмента качества был выявлен перечень процессов, действующих в ОАО «Стройматериалы»:

1.   Управление документацией

2.       Управление записями

.        Внутренний аудит

.        Управление несоответствующей продукцией

.        Корректирующие действия

.        Предупреждающие действия

.        Работа с потребителями

.        Управление персоналом

.        Управление устройствами для мониторинга и измерений

.        Управление производственной средой

.        Порядок закупок сырья и материалов

.        Порядок проведения контроля технологических процессов и качества выпускаемой продукции

.        Порядок планирования и добычи сырья для производства продукции

.        Порядок проведения ремонтов оборудования

.        Анализ со стороны руководства

.        Порядок проведения ремонтов зданий и сооружений

.        Добыча песка

.        Производство силикатного кирпича

.        Перевозка грузов автотранспортом

.        Перевозка грузов железнодорожным транспортом

.        Добыча мела

.        Производство извести строительной

.        Производство мела молотого

.        Производство мела технического дисперсного

.        Производство высокодисперсного мела

.        Производство мастики герметизирующей строительной «Тегерон» и нетвердеющей герметизирующей мастики «Гемаст»

.        Производство блоков из ячеистых бетонов стеновых мелких

.        Производство сухих растворных и шпаклевочных смесей

Курсивом выделены процессы, не участвующие в производстве силикатного кирпича.

При разработке СМК определяются не только процессы, но и устанавливается взаимодействие между ними. Отдельные процессы редко проходят изолированно. Выходы одного процесса обычно образуют часть входов для последующих процессов. Отражение взаимодействия между процессами СМК основано на установлении требований, которые должны предъявляться к каждому предыдущему процессу для эффективного и качественного выполнения последующих процессов.

Схема взаимодействия процессов ОАО «Стройматериалы» приведена в приложении В.

производство стройматериал стандарт качество

2.3 Разработка предложений по использованию в СМК дополнительных процессов по ГОСТ Р ИСО 9004-2001


Система менеджмента качества, создаваемая по инициативе руководителя предприятия, позволяет обеспечить гарантированно высокий уровень качества и конкурентоспособность продукции путем удовлетворения требований потребителя и других заинтересованных сторон. Такая система используется руководителем предприятия как инструмент управления с целью обеспечения стабильного уровня качества на длительную перспективу.

При реализации подхода к созданию системы качества, мотивированного руководством предприятия, разрабатывается и внедряется система менеджмента качества на основе рекомендаций международного стандарта ИСО 9004:2000 (российский аналог - ГОСТ Р ИСО 9004-2001). Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004 содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ГОСТ Р ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004 применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Этот стандарт в отличие от ГОСТ Р ИСО 9001 содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001.

Сопоставительный анализ требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 и рекомендаций ГОСТ Р ИСО 9004.

Раздел 4 «Система менеджмента качества». В подразделе 4.1 стандарт ГОСТ Р ИСО 9004 дает более широкое толкование целей менеджмента качества. Система менеджмента качества (СМК) здесь создается для постоянного улучшения эффективности и результативности организации с учетом потребностей всех заинтересованных сторон, а не только потребителей. При этом СМК должна включатся в общую систему менеджмента организации, реализуя принцип управления организацией по критерию качества.

В подразделе 4.2 «Документация» излагаются не требования к документации, как в стандарте 9001, а подходы к ее созданию, в частности:

− характер и степень документированности должен отвечать обязательным требованиям, потребностям и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию;

− документация может быть в любой форме и на любом носителе, исходя из потребностей организации;

− управление документацией должно осуществляется на основе таких критериев, как: функциональность, простота в использовании, потребность в ресурсах, сравнение с лучшими системами документации и другие;

− доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам.

В стандарт включен пункт 4.3 «Использование принципов менеджмента качества».

Раздел 5 «Ответственность руководства». Стандарт дает более широкое толкование ответственности руководства по сравнению со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001, она складывается из:

− обязанностей руководства;

− ориентации на потребителя;

− политики в области качества;

− планирования;

− распределения ответственностей, полномочий и обмена информацией;

− анализа со стороны руководства.

Это выражается в следующем:

.   Лидерство высшего руководства, его обязательства и активное участие являются решающими при разработке и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной СМК с целью достижения выгоды для всех заинтересованных сторон. Этого можно добиться, выявляя, поддерживая и повышая удовлетворенность потребителей

2.       Высшему руководству следует определить методы измерения эффективности и результативности организации, чтобы иметь возможность установить достигнуты ли запланированные цели.

.        Высшему руководству необходимо периодически рассматривать проекты, ведущие к кардинальному изменению процессов, как способ улучшения деятельности организации.

.        Высшему руководству необходимо определить процессы жизненного цикла продукции, а так же вспомогательные процессы, которые воздействуют на процессы жизненного цикла продукции или на запросы и ожидания заинтересованных сторон.

.        Руководству должно убедиться, что основные и вспомогательные процессы функционируют результативно и эффективно.

.        Во взаимоотношениях с заинтересованными сторонами руководству необходимо:

–  с потребителями и конечными пользователями - добиться понимания и удовлетворения текущих и бушующих потребностей и ожиданий;

–       со своими работниками - определить их потребности и ожидания, признание их деятельности и удовлетворенности работой, творческом росте, что будет способствовать их полному вовлечению в обеспечение качеством и более сильной мотивацией на качественный труд;

–       с владельцами-инвесторами - установить финансовые и другие требования отвечающие их запросам и ожиданиям;

–       с поставщиками и партнерами - установить партнерство с целью получения выгоды для обеих сторон на основе совместной стратегии обмена знаниями, согласованного распределения доходов и убытков;

–       с обществом - демонстрировать свою ответственность в области охраны здоровья, безопасности и охраны окружающей среды.

7. Руководству следует обеспечивать знание организации законодательства и других обязательных требований, которые применимы к его продукции, процессам и деятельности, включить эти требования к СМК.

8.       Высшему руководству необходимо использовать политику в области качества, как средство управления организацией и эта политика должна быть согласованной с частью общей политики и стратегии организации. Политику в области качества следует периодически анализировать.

.        Высшему руководству следует разработать цели в области качества, которые необходимо измерять и довести их до сведения работников, с тем чтобы они могли участвовать в их достижении. Цели надо систематически анализировать и пересматривать по мере необходимости.

10.   Руководство должно взять на себя ответственность за планирование качества продукции, оно заключается в определении процессов необходимых для выполнения требований к качеству продукции и соответствующих стратегий организации.

11.     Руководству надо наделить ответственностью и полномочиями всех работников предприятия участвующих в обеспечении функционирования СМК, что даст им возможность участвовать в достижении целей СМК, необходимо создать условия для их вовлечения, мотивации и принятия ими обязательств.

.        Высшему руководству следует назначить представителя руководства в СМК, наделить его полномочиями для управления, контроля, оценки, координации СМК.

13. Руководство должно внедрить процесс обмена информацией по вопросам политики в области качества, ее требований, целей и их достижения.

14.   Высшему руководству необходимо превратить анализ со стороны руководства в процесс, охватывающий всю организацию, который должен оценивать эффективность СМК; он должен предусматривать обмен новыми идеями, оценку входных и выходных данных процессов; некоторые входные данные следует доводить до сведения работников организации, если анализ со стороны руководства ведет к постановке новых целей, которые принесут выгоду организации; необходимо вести записи процессов и результатов анализов со стороны руководства.

Раздел 6 «Менеджмент ресурсов». Помимо основных ресурсов указанных с ГОСТ Р ИСО 9001 в стандарт ГОСТ Р ИСО 9004 внесены: информация, поставщики и партнеры, природные ресурсы, финансовые ресурсы.

Дополнительные требования к ресурсам:

–  работники - руководство должно повышать результативность и эффективность СМК через вовлечение работников, проводить их обучение, повышать компетентность и осознание последствий за не выполнение требований для организации в целом и каждого отдельного работника;

–       инфраструктура - руководству необходимо определить инфраструктуру, которая обеспечивала бы не только выполнение требований к продукции, но и для процессов жизненного цикла продукции, потребностей и ожидания всех заинтересованных сторон, при этом необходимо учитывать уменьшение рисков от различных воздействий, которыми не возможно управлять;

–       производственная среда - руководство должно позитивное влияние производственной среды на мотивацию, удовлетворенность и работу персонала с целью улучшения деятельности организации.

По ресурсам включенным в ГОСТ Р ИСО 9004 имеются дополнительные рекомендации:

–  инфраструктура - руководству необходимо обращаться с информацией как с ценным источником для преобразования в информацию, которая важна при принятии решений основанных на фактах;

–       поставщики и партнеры - руководству следует установить взаимодействие с поставщиками и партнерами для поддержки и облегчения обмена информацией с целью взаимного улучшения результативности и эффективности процессов, создающих ценность;

–       природные ресурсы - следует учитывать наличие природных ресурсов, которые могут влиять на деятельность организации;

–       финансовые ресурсы - менеджмент финансовых ресурсов должен включать планирование, обеспечение наличия и контроля за финансовыми ресурсами, необходимые для внедрения СМК; финансовую отчетность по деятельности связанной с функционированием СМК, затраты предприятия на качество продукции используются для оценки эффективности существующей СМК и анализа со стороны руководства.

Раздел 7 «Процессы жизненного цикла продукции»

В подразделе 7.1 указано, что руководство определяет процессы жизненного цикла продукции с целью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Необходимо определить и зарегистрировать входы этих процессов, с целью формирования требований, которые будут использоваться при верификации и валидации выходов.

В подразделе 7.2 сказано, что руководству необходимо обеспечить, чтобы организация определила процессов поддержания связи со своими потребителями и другими заинтересованными сторонами.

В подразделе 7.3 говорится, что при проектировании и разработке продукции или процесса руководству необходимо обеспечить, чтобы организации учитывать все факторы, влияющие на характеристики продукции и показатели процессов, которые должны соответствовать ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон.

В подразделе 7.4 указано, что требования к процессу закупок и продукции поставщика следует разрабатывать вместе с поставщиками, извлекая выгоду из его знаний. Сеть поставщиков и партнеров необходимо развивать, а требования к закупаемой продукции периодически пересматривать, чтобы обеспечить эффективности процесса закупок в целом.

В подразделе 7.5 сказано, что организации необходимо обеспечивать сохранение соответствия продукции в процессе погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, хранения, поставки для исключения повреждений, ухудшения состояния, неправильного ее использования в ходе внутренней обработки или окончательной поставки.

В подразделе 7.6 указано, что руководству организации следует определить процессы мониторинга и измерений, включая методы и устройства, используемые при испытании и оценки продукции процессов для обеспечения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Раздел 8. «Измерения, анализ и улучшение»

В подразделе 8.1 высшему руководству рекомендуется обеспечивать эффективные измерения, сбор и валидацию данных, чтобы принимать решения, основанные на фактах. В дополнение к стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 даются примеры измерения показателей процессов организации и перечень вопросов, которые должны приниматься во внимание при измерении, анализе и улучшении включая самооценку своей деятельности по качеству.

В подразделе 8.2 помимо мониторинга информации касающейся восприятия продукции потребителем, внутренних аудитов, мониторинга и измерения продукции и процессов в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004 дополнительно рекомендуется:

–  производить измерения и мониторинг работы СМК;

–       принимать финансовые меры, путем преобразования данных полученных в ходе функционирования процессов, информацию финансового характера;

–       проводить самооценку;

–       производить измерения и мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон.

В подразделе 8.3 высшему руководству организации рекомендуется наделить работников полномочиями и ответственностью сообщать о несоответствиях на любой стадии жизненного цикла продукции, а не только о несоответствии продукции. При этом руководство организации должно обеспечить разработку эффективных корректирующих мероприятий и проведение анализа причин выявленных несоответствий.

В подразделе 8.4 стандарт ГОСТ Р ИСО 9004 рекомендует, чтобы все управленческие решения были основаны на анализе данных, полученных в результате измерений и информации, а не только данных для демонстрации пригодности и результативности СМК, как того требует стандарт ГОСТ Р ИСО 9001.

В подразделе 8.5 имеется дополнительный пункт, где руководству рекомендуется создать культурную среду способствующую вовлечению работников в активный поиск улучшения показателей процессов.

На основании проведенного сопоставительного анализа двух стандартов в ОАО «Стройматериалы» при разработке СМК для учета рекомендаций стандарта ГОСТ Р ИСО 9004 целесообразно ввести следующие дополнительные элементы:

–  М «Использование принципов менеджмента качества на предприятии»;

–       СТО «Менеджмент природных ресурсов».

Остальные элементы СМК, как «Внутренний аудит», «Управление документацией» и др. следует доработать, учитывая рекомендации ГОСТ Р ИСО 9004.

 

.4 Паспорт процесса системы менеджмента качества для производства в ОАО «Стройматериалы»

 

(наименование продукции)

(наименование предприятия)

Наименование процесса: управление инфраструктурой

(в соответствии с перечнем процессов, установленных для конкретной организации)

Потребители процессов: внутренние

(внешние или (и) внутренние)

Требования потребителей: наличие развитой инфраструктуры

Владелец процесса: главный инженер

Вход процесса: требования к инфраструктуре, определенные высшим руководством предприятия

Блок-схема функционирования процесса изображена на рисунке 2

Выход процесса: развитая инфраструктура, отвечающая установленным требованиям

Добавленная ценность: защита окружающей среды, обеспечение безопасности производства

Анализ результатов функционирования процесса: удовлетворенные потребности и ожидания заинтересованных сторон (указываются методы измерения мониторинга и анализа процесса)

Владелец процесса (подпись) Ф.И.О.

1. Определение состава инфраструктуры

. Определение требований к инфраструктуре

. Назначение ответственных

4. Поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии (ответственность):

4.1   на главного механика - за своевременное проведение планово - предупредительных и аварийных ремонтов оборудования, применяемого для производства продукции;

4.2     на начальника отдела капитального строительства - за своевременное проведение ремонтов зданий и сооружений;

.3       на главного энергетика - за бесперебойное снабжение подразделений ОАО необходимыми энергетическими ресурсами

5. Оценка инфраструктуры

. Разработка корректирующих действий

. Устранение нарушений

. Улучшение состояния инфраструктуры

Рисунок 2 - Блок- схема функционирования процесса «Управление инфраструктурой»

3. Предложения по реорганизации организационной структуры предприятия

Для эффективного функционирования системы менеджмента качества необходимо, чтобы все ее функции были однозначно закреплены за исполнителями.

Чтобы добиться этой цели на предприятии следует:

–  создать отдел менеджмента качества, в котором будут закреплены все специалисты, принимающие непосредственное участие в эффективном функционировании системы менеджмента качества;

–       принять на работу квалифицированных специалистов в области качества с целью возложения на них вышеизложенных должностей;

–       представителя руководства в области качества закрепить за отделом менеджмента качества

Реорганизованная структура ОАО отражена в приложении Б.

 


4. Разработка матрицы распределения обязанностей и ответственности в СМК


Цель данного раздела - однозначное закрепление всех процессов СМК за исполнителями и формирование оптимальной организационно-штатной структуры предприятия. При распределении обязанностей и ответственности составляется матрица, содержащая перечень процессов СМК и степень участия в каждой из них руководителей, специалистов и отдельных подразделений и служб предприятия.

При этом обязательно фиксируется: кто руководит работой по реализации процесса СМК, кто ее исполняет, с кем взаимодействует исполнитель, кто принимает участие.

Результаты работы по данному разделу представлены в форме таблицы, которая составлена в приложении Г.

 


5. Разработка политики и целей в области качества


5.1 Политика в области качества высшего руководства ОАО «Стройматериалы»


ОАО «Стройматериалы» придает особое значение качеству как основе конкурентоспособности выпускаемой продукции и в соответствии с общей политикой предприятия принимает следующие направления и цели в области качества:

Общей целью деятельности всех работников нашего предприятия в области качества является безусловное удовлетворение требований потребителей. Мы намерены предложить снабжение нашей продукции в более широком секторе строительных материалов, постоянно работать над повышением качества обслуживания клиентов, расширением ассортимента продукции. За счет наступательной стратегии обеспечить максимальную долю ОАО «Стройматериалы» на рынке продаж мела молотого, сухих смесей, извести, кирпича.

Основными направлениями работ в области качества является модернизация производства силикатного кирпича и освоение новых видов кирпича (сколотого, цветного и т.д.).

Для осуществления намеченных планов есть все возможности.

На предприятии есть необходимые специалисты, которые способны провести необходимые исследования и разработки.

Финансовое положение позволяет купить и установить гидравлический пресс для производства силикатного кирпича и внедрить необходимые технологии по производству цветного и сколотого кирпича.

На предприятии разработана и внедряется система менеджмента качества, основанная на требованиях ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Высшее руководство принимает на себя обязательства соответствовать требованиям этого ГОСТ Р ИСО 9001 и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества.

Реализация заявленной политики в области качества находится под личным контролем генерального директора. Ход выполнения поставленных задач проверяется в процессе аудиторских проверок и рассматривается на заседаниях Совета по качеству.

 

.2 Цели в области качества ОАО «Стройматериалы»на 2007 год


–  работать без рекламаций на выпускаемую продукцию;

–  отработать технологию и освоить выпуск цветного лицевого силикатного кирпича на гидравлическом прессе в первом квартале 2007 года;

–       приобрести установку по изготовлению околотого кирпича и ввести ее в работу во втором полугодии 2007 года;

–       приобрести пресс-форму и освоить выпуск силикатных блоков на гидравлическом прессе во втором полугодии 2007 года;

–       прибрести гидратор извести и произвести монтаж линии по производству гашеной извести в четвертом квартале 2007 года.

 


Заключение


Общепризнанно, что стандарты ИСО серии 9000 на систему качества представляют собой хороший стимулятор для удовлетворения потребителя, что в конечном результате является главной целью любого предприятия, организации в рыночных условиях. Завоевать потребителя можно только через качество - это сегодняшний лозунг, кредо преуспевающих мировых компаний. Стандарты ИСО 9000 уже широко распространены в Европе, США и Японии, прогнозируется их широкое внедрение и в странах Азии и Латинской Америки.

В мире насчитываются десятки тысяч компаний, которые имеют уже сертифицированные системы качества.

Уже сегодня в странах Общего рынка в подавляющем числе контактных отношений потребитель требует от предприятия-поставщика сведений о наличии системы обеспечения качества, соответствующей стандартам ИСО9000. Принципиальное отличие внедряемых систем качества, базирующихся на стандартах ИСО9000, - их четкая направленность на удовлетворение конкретных запросов потребителя. Данное обстоятельство и определяет важность внедрения систем качества как необходимого условия ведения эффективной конкурентной борьбы, направленной на доверительное отношение потребителей, что в конечном результате ведет к увеличению прибыли. Именно качество продукции, как показывает опыт передовых стран, представляет собой главное условие "удержания на поверхности", основу успеха в продвижении продукции в условиях рыночных отношений. К сожалению, ограниченное применение данных систем в условиях современной России не позволяет резко повысить конкурентоспособность отечественных товаров, предприятий на внешнем, да, и на внутреннем рынке

Продукция ОАО «Стройматериалы» выпускается с учетом запросов покупателей и в соответствии с требованиями государственных стандартов РФ, отраслевых стандартов, законов РФ. В настоящее время предприятие вырабатывает 23 вида продукции. Внедрение в производство силикатного кирпича смесительной установки позволило повысить марочность кирпича и освоить выпуск нового вида продукции - кирпич силикатный со сколотыми гранями для отделки фасадов. Организовано производство новых эффективных конкурентоспособных строительных материалов - сухих смесей. Предприятие постоянно развивается. Количество заключаемых договоров на продукцию растет, что говорит о качестве выпускаемой продукции и высокой квалификации сотрудников предприятия.

Библиографический список


1. Круглов М.Г. Менеджмент систем качества / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташев. - М.: Изд-во стандартов, 1997. - 368 с.

2.       Свиткин М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М.З. Свиткин, В.В. Мацута, К.М. Рахлин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕЙ, 1999. - 403 с.

.        Шарипов С.В. Разработка и внедрение систем менеджмента качества /С.В. Шарипов, Ю.В. Толстой. - М.: Авро-бус, 2002. - 166 с.

.        Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике. - М.: ООО «МТК трек», 2004. - 360 с.

.        Методические указания к оформлению текстовых и графических материалов при выполнении курсовых проектов (работ) и выпускной квалификационной работы для студентов специальности 072000 / А.М. Степанов, Н.А. Митякина, Е.С. Гунько. - Белгород.: Изд-во БелГТАСМ, 2001. - 22 с.

.        Технический отчет ISO/TR 10013:2001 Рекомендации по документированию СМК /Зарегистрирован ВНИИКИ Госстандарта 26.07.2002, №146/ISO/TR.

.        ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные положения. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 1992. - 26 с.

.        ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.

.        ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 46 с.

Приложение А


Организационная структура ОАО «Стройматериалы»


Приложение Б


Реорганизованная организационная структура ОАО «Стройматериалы»


Приложение В


Схема взаимодействия процессов

По горизонтали - вход процесса, по вертикали выход процесса


Управление документацией

Управление записями

Внутренний аудит

Управление несоответствующей продукцией

Корректирующие действия

Предупреждающие действия

Работа с потребителями

Управление персоналом

Управление устройствами для мониторинга и измерений

Управление производственной средой

Закупки сырья и материалов

Контроль техпроцессов и качества продукции

Планирование добычи сырья

Проведение ремонтов оборудования

Анализ со стороны руководства

Проведение ремонтов зданий и сооружений

Добыча песка

Производство силикатного кирпича

Перевозка грузов железнодорожным трансп.

Использование принципов менеджмента качества*

Менеджмент природных ресурсов*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Управление документацией


ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

/

/

Управление записями

ü


ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

/

/

Внутренний аудит

ü

ü


ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

/

/

Управление несоответствующей продукцией

ü

ü

ü




ü








ü


ü

ü

ü

ü

/


Корректирующие действия

ü

ü

ü

ü








ü



ü


ü

ü

ü

ü

/

/

Предупреждающие действия

ü

ü

ü

ü



ü

ü




ü

ü


ü






/

/

Работа с потребителями

ü

ü

ü

ü


ü









ü






/


Управление персоналом

ü

ü

ü

ü

ü

ü






ü

ü


ü


ü

ü

ü

ü

/


Управление устройствами для мониторинга и измерений

ü

ü

ü

ü

ü

ü






ü

ü


ü






/


Управление производственной средой

ü

ü

ü

ü

ü

ü


ü




ü

ü


ü

ü

ü

ü

ü

ü

/


Закупки сырья и материалов

ü

ü

ü

ü

ü

ü



ü




ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

/


Контроль техпроцессов и качества выпускаемой продукции

ü

ü

ü

ü

ü

ü



ü

ü

ü




ü


ü

ü

ü

ü

/

/

Планирование добычи сырья

ü

ü

ü


ü

ü

ü

ü


ü





ü

ü






/

Проведение ремонтов оборудования

ü

ü

ü

ü

ü

ü




ü

ü

ü

ü


ü


ü

ü

ü

ü

/


Анализ со стороны руководства

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü


ü

ü

ü

ü

ü

/

/

Проведение ремонтов зданий и сооружений

ü

ü

ü


ü

ü




ü

ü

ü

ü


ü


ü

ü

ü

ü

/


Добыча песка

ü

ü

ü

ü

ü

ü


ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü


ü

ü

ü


/

Производство силикатного кирпича

ü

ü

ü

ü

ü

ü


ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü


ü

ü

/


Перевозка грузов автотранспортом

ü

ü

ü

ü

ü

ü


ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü



/

/

Перевозка грузов железнодорожным транспортом

ü

ü

ü

ü

ü

ü


ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü



/

/

Использование принципов менеджмента качества*

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/


/








Менеджмент природных ресурсов*

/

/

/

/

/

/






/

/


/


/


/

/

/




Приложение Г


Матрица ответственности за разработку, управление и организацию взаимодействия между процессами

Цех «Герметик»Горный цехОМК*

333435

О

П

ППП

О

И

И

И

И

П

П

П

П

П

П

И

И

И

И

О

О

ППП

Наименование процесса СМК

Генеральный директор

Зам. ГД по техпроцессам и качеству - Представитель руководства

Лаборатория и ОТК

Зам. ГД по общим вопросам

Главный инженер

Пом.ГД по безопасности и охране

Зам.ГД по сбыту

Главный энергетик

Главный конструктор

Главный геолог

Инженер по экологии

Финансово - сбытовой отдел

Главный бухгалтер

Главный механик

Зам .ГД по экологии и быту

Коммерческий отдел

Отдел охраны труда

Отдел кадров

Бухгалтерия

Расчетный сектор

Экономический отдел

ОТиЗ

Юрисконсульт

ОМТС

Автотранспорт.цех

Железнодр.цех

Зав.хоз

ОКС

Цех силикатного кирпича

Мелоизвестковый цех

Цех технического мела

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Разработка и внедрение СМК*

И

Р

П

П

П


П








П



П






П








Управление документацией

И

Р

О

П

П


П




П

П

П


П

П

П

П

П

П

П

П

П




П





Управление записями

И

Р

О

П

П

П

П

П

П

П

П

П


П

П


П

П






П

П

П

П

П

П

П

П

Внутренний аудит

И

Р

П

П

П

П

П

П

П

П

П


П

П

П


П

П


П




П



П





Управление несоответствующей продукцией

Р

О

П


П







П















П





Корректирующие действия

П

П

П

П

Р



О

П

П

П



П

П


П







П





П



Предупреждающие действия

П

П

П

П

Р



О

П

П

П



П




П






П

П

П

П


П



Работа с потребителями

О

П



П

П

П





Р

П



П


П

П

П

П


П


П

П

П





Управление персоналом

О

П


П

П

П


П



П


П

П

П


П

Р

П



П

П




П





Управление устройствами для мониторинга и измерений

О

П


П



Р

П


П



П










П



П





Управление производствен-ной средой

П

П



О

П


П



П




П


Р







П



П





Порядок закупок сырья и материалов

И

П

П

О

Р

П


П

П

П





П

П








П



П





Порядок проведения контроля технологических процессов и качества выпускаемой продукции

П

О


Р



П

П


П



П











П

П

П


П



Порядок планирования и добычи сырья для производства продукции

П

П

П


И



О


Р

П









П









П



Порядок проведения ремонтов оборудования

И



П

Р



П

П





О



И










П


П



Анализ со стороны руководства

РИ

О


П

П


П

П

П

П

П

П

П

П

П


П

П














Порядок проведения ремонтов зданий и сооружений

И



П

Р


П

П






П

П












П

О




Добыча песка



П


Р





О

П













П


И

П


О



Р



П






П












П



Перевозка грузов автотранспор-том




Р




















П

П


О





Перевозка грузов железно-дорожным транспортом



Р




















П


П

О





Постоянное улучшение СМК*

РИ

П

П

П

П










П



П














Использование принципов менеджмента качества*

И

Р

П


П


П

П

П

П

П



П

П


П

П






П

П



П




Менеджмент природных ресурсов*

И

П




П


П

П

Р

О




П











П

П

П


П

П

 

Примечание: Р - руководит процессом;

О - организует;

П - принимает участие в работе;

И - получает информацию;

Знаком * обозначены отделы и процессы, которые следует ввести на предприятии

Похожие работы на - Разработка системы менеджмента качества для внешнего пользования в контрактных ситуациях на основе требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!