Ответственность за избирательные правонарушения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,45 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ответственность за избирательные правонарушения

Содержание

Введение

1. Особенности конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения в РФ

2. Понятие избирательного правонарушения

3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, прочно вошёл в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластия.. Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования - федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские и правительственные структуры.

Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу наступления ответственности за избирательные правонарушения.

Предметом исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие наступление ответственности за избирательные правонарушения.

Целью настоящей работы является анализ действующего законодательства наступления конституционной ответственности за совершение избирательного правонарушения, выявление пробелов и недостатков данного института, выдвижение предложений по их устранению. На основании этого проанализируем имеющие место в настоящее время нарушения законодательства о выборах и наличие предусмотренной ответственности за них.

В связи с поставленной целью, задачами настоящего исследования являются:

рассмотрение особенностей конституционно-правовой ответственности в избирательном праве России;

анализ понятия избирательного правонарушения и исследование института юридической ответственности за избирательные правонарушения;

исследование реализации административной ответственности за избирательные правонарушения;

выявление соотношения конституционно-правовой и уголовной ответственности за избирательные правонарушения;

рассмотрение проблем борьбы с правонарушениями в сфере избирательного процесса.

Тема контрольной работы очень актуальна. Российским государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права. Свободные выборы должны обеспечивать гражданам возможность без какого-либо принуждения, насилия либо угрозы их применения или иного противоправного воздействия сделать свой выбор относительно участия или неучастия в выборах, голосования за того или иного кандидата, за тот или иной список кандидатов.

Важнейшей гарантией соблюдения избирательных прав граждан являются предусмотренные российским законодательством меры юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о выборах и референдумах.

1. Особенности конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения в РФ

ответственность избирательный правонарушение

Согласно статьи 32 Конституции Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В юридической литературе избирательное право традиционно определяется как «подотраслью конституционного права». Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации. Она регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления1.

Избирательное право - это облеченные государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения гражданами, политическими партиями, избирательными комиссиями, другими органами, наделенными полномочиями по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на различных этапах избирательной кампании.

Общими принципами избирательного права являются: всеобщее равное и прямое избирательное право, периодичность выборов, свободное волеизъявление избирателей при тайном голосовании, гласность и открытость выборов, независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение

Принципы права являются субъективными понятиями, формулируемыми нормотворческим органом исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры общества и базирующимися на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства. Вместе с тем, принципы права отражают объективные связи, возникающие в системе общественных отношений.

Особенности конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения зависят от определенной Конституцией модели демократического правового государства, конституционных основ организации и осуществления государственной власти, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Принципы конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения могут быть определены как общепризнанные, универсальные, обобщенные начала, основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности, отражающие главные характерные черты, а также выделяющие основное содержание указанного вида юридической ответственности за правонарушения в избирательной системе.

Конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения свойственны общие характерные черты: законность, обоснованность, неотвратимость, справедливость, целесообразность, гуманизм, виновная ответственность (принцип вины), равенство перед законом, право на судебную защиту и пересмотр судебного решения вышестоящей судебной инстанцией.

. Понятие избирательного правонарушения

Избирательное правонарушение - это правонарушение, ответственность за которое установлена законами о выборах в форме отказа регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены регистрации кандидата (списка избирателей) или признания выборов недействительными. Посягательства на избирательные права граждан могут направляться или против права, закрепленного за каждым отдельным гражданином, или же против права, присвоенного отдельным группе, сословию или кругу избирателей, как целому. Субъектами данного правонарушения являются: кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные объединения; их уполномоченные представители и доверенные лица; иные лица и организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации.

Перечислим отдельные виды преступлений против избирательного права:

) посягательства против свободной подачи голосов отдельными избирателями,

) насилия над избирательными собраниями и нарушение порядка производства их,

) подкуп при выборах,

) посягательства на право участия в выборах и нарушение законности выборов,

) подлог в результатах выборов,

) обнаружение тайны поданного голоса,

) нарушение обязанности участия в выборах.

В самих избирательных законах - о гарантиях избирательных прав граждан, о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы и других - не содержится указания на то, за какой вид правонарушения какой вид юридической ответственности наступает. Законы о выборах содержат лишь указание на то, что нарушения избирательных прав граждан влекут за собой уголовную или административную ответственность. Полный перечень таких правонарушений, сам характер и меры этой ответственности определены в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах

Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав.

Под юридической ответственностью понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.

За нарушение законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности.

В ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ст. 79) указаны "уголовная, административная либо иная ответственность".

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различают четыре вида ответственности за нарушение законодательства о выборах:

) избирательно-правовая ответственность;

) административная ответственность;

) уголовная ответственность;

) дисциплинарная.

В зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций избирательно-правовая ответственность подразделяется на публично-правовую ответственность избирательных комиссий и публично-правовую ответственность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса.

Административную ответственность за нарушение законодательства о выборах можно подразделить на административную ответственность граждан, административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц) и административную ответственность юридических лиц.

Теперь более подробно рассмотрим правовые особенности каждого вида юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства.

К первому виду публично-правовой ответственности относится избирательно-правовая ответственность

По поводу ответственности за нарушения избирательного законодательства, весьма интересна точка зрения М.С. Матейковича1, который выделяет меры избирательно-правовой ответственности.

В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" к ним относятся:

  1. досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в связи с признанием его систематически не выполняющим обязанности (п. «д» ч.8 ст.29);

2)расформирование избирательной комиссии; (ст.31)

  1. отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); (ч.23 ст.38)
  2. отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) либо исключение кандидата из списка кандидатов; (ч.8 ст.38) отмена решения избирательной комиссии в том числе об итогах голосования, результатов выборов; (ч.1 ст.77)
  3. признание незаконными решений или действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица, нарушившего избирательное законодательство и др.

Данная мера предусмотрена ч.1 ст.261 ГПК РФ и носит исключительно правовосстановительный характер.

Именно данные меры ответственности могут послужить базой для определения видов избирательно-правовых наказаний.

Наиболее серьезной избирательно-правовой санкцией, применяемой за нарушения избирательного законодательства, является отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатов выборов. По существу, данная мера лишает юридического значения предыдущую деятельность участников и организаторов выборов на соответствующей территории.

Вторым видом юридической ответственности является административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Данный вид ответственности регламентирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и иных федеральных законах. Следует отметить, что установление административной ответственности относится к ведению федерального законодателя.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, сформулированы в гл. 5 Особенной части КоАП РФ.

За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере, к административной ответственности привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе. К ним относятся: должностные лица, члены избирательных комиссий, главные редакторы средств массовой информации (далее СМИ), а также, сами СМИ, как юридические лица, кандидаты в депутаты или на выборную должность. В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане, независимо от их служебного статуса, за совершение административных правонарушений. Субъектами ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Это вызвано жизнью, коренными изменениями социально-экономической структуры нашего общества1.

Итак, к административным правонарушениям относятся те нарушения, которые предусмотрены статьями 5.1 - 5.25 КоАП РФ. К ним относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей; вмешательство в работу избирательных комиссий; неисполнение решения избирательной комиссии; нарушение порядка предоставления списков избирателей; нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) или представителя СМИ; отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах; нарушение условий проведения предвыборной агитации; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; умышленное уничтожение и повреждение печатных материалов; подкуп избирателей; непредставление или не опубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов; незаконное использование денежных средств кандидатом, избирательным объединением (блоком); финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня; изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней; нарушение установленного законом порядка подсчета голосов; непредставление сведений об итогах голосования и др. Особенностью всех административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, является общность санкций: в указанных случаях к нарушителю может быть применено только взыскание в виде штрафа.

К третьему виду юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства относится уголовная ответственность.

Уголовную ответственность необходимо рассматривать как крайнюю меру борьбы с правонарушениями в этой сфере, рассчитанную на наиболее вредоносные посягательства на общественные отношения, опосредующие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Поэтому, несмотря на распространенный характер нарушений законодательства о выборах, уголовно-правовые санкции имеют достаточно ограниченный масштаб применения1. В подавляющем большинстве случаев нарушений в организации и проведении выборов с юридической точки зрения вполне достаточным бывает использование мер ответственности, закрепленных в избирательном и административном законодательстве.

В соответствии с ч.1 ст. 141 Уголовного кодекса РФ (далее - УК) уголовно наказуемым деянием является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий. Данное преступление наказывается штрафом в размере от 50 до 100 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года. Согласно ч.2 ст. 141 УК те же деяния, совершенные с квалифицирующими признаками, т.е. соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Таким образом, в части 2 статьи 141 УК РФ содержится шесть квалифицирующих признаков, обуславливающих повышенную уголовную ответственность: подкуп, обман, применения насилия, угроза применения насилия, совершение деяния с использованием виновным своего служебного положения, совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Подкуп представляет собой передачу или обещание передачи денежных средств, подарков, иных материальных ценностей гражданину за участие (неучастие) в выборах, голосование за или против конкретных кандидатов, воспрепятствование работе избирательной комиссии. Наиболее распространенный способ подкупа - «покупка» голосов избирателей со стороны кандидатов на выборные должности или членов групп их поддержки, особенно на стадии досрочного голосования.

Обман, как способ воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, имеет две разновидности: активный обман состоит в преднамеренном введение в заблуждении гражданина и других субъектов избирательного процесса при сообщении ложных сведений (например, о месте избирательного участка), предоставлении подложных документов или иных действий, создающих ошибочное представление о кандидате; пассивный обман может быть выражен в умолчании о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, например как член избирательной комиссии1.

Насилие как квалифицирующий признак данного преступления может быть связано с оказанием физического воздействия, выражающегося в удержании, незаконном лишении свободы, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью2.

Использование служебного положения в воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе комиссий в любой форме также является квалифицирующим признаком данного преступления. Виновный, используя свои полномочия, может изымать у избирательных комиссий помещения для голосования или оргтехнику, уклоняться от выделения бюджетных средств на проведение выборов, препятствовать организации предвыборных встреч кандидатов с избирателями и т.д.

Гораздо больший вред по сравнению с индивидуальными посягательствами на избирательные отношения способна причинить группа лиц по предварительному сговору или организованная группа, так как эти разновидности соучастия могут в значительной мере повлиять на ход избирательной кампании.

Статья 142 УК РФ устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушения тайны голосования. Если эти действия совершены членом избирательной комиссии, инициативной группой или комиссией по проведению референдума, то они наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Под фальсификацией избирательных документов необходимо понимать внесение в них заведомо ложных сведений, подделку, подчистку, пометку другим числом или изменение их содержания другим способом, а также изготовление подложных документов. При этом избирательными документами признаются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе: списки избирателей, подписные листы, бюллетени, акты приемки-передачи бюллетеней, удостоверения на право голосования, заявления избирателей, протоколы и решения избирательных комиссий.

Заведомо неправильный подсчет голосов выражается в преднамеренном искажении результатов голосования, которое может заключаться в увеличении (уменьшении): числа избирателей, внесенных в списки и принявших участие в голосовании; количества бюллетеней, признанных недействительными; числа голосов, поданных за того или иного кандидата (список кандидатов).

Заведомо неправильное установление результатов выборов выражается в том, что вопреки фактическому волеизъявлению избирателей, в нарушение требований закона, состоявшиеся выборы объявляются несостоявшимися, действительные - недействительными, избранный кандидат - неизбранным и наоборот. Но поскольку определение результатов выборов относится к исключительному ведению избирательных комиссий как коллегиальных органов, то привлечение к ответственности за такие действия выглядит весьма проблематично, а рассматриваемый признак объективной стороны - надуманным и достаточно декларативным. К ответственности за данное преступление могут быть привлечены только члены избирательной комиссии (как правило, участковой) или инициативной группы по проведению референдума. Должностные лица, имеющие отношение к проведению выборов должны привлекаться по статье, карающей за должностные преступления. Имеются в виду капитаны судов, находящихся в плавании, командиры воинских частей, сотрудники российских посольств и консульств, администрация мест временного пребывания граждан, начальники зимовок и т.д.

Нарушение тайны голосования означает создание таких условий, при которых можно контролировать волеизъявление голосующих: присутствие посторонних лиц при заполнении бюллетеней, выдача пронумерованных или иным образом помеченных бюллетеней, установление в кабинах для голосования специальной видеоаппаратуры, фиксирующий процесс волеизъявления избирателей.

Уголовные дела по фактам нарушения избирательных прав граждан и других участников процесса возбуждаются только при наличии признаков преступления. К сожалению, как показывает практика, лишь незначительная часть возбужденных уголовных дел завершается привлечением к ответственности реальных виновников.

К четвертому виду юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства относится дисциплинарная ответственность.

К дисциплинарной ответственности может быть привлечен государственный или муниципальный служащий, использующий свое должностное положение в целях избрания кого-либо из кандидата. Так, согласно требованиям Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995г. на государственных служащих могут налагаться такие дисциплинарные взыскания, как замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Меры конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения устанавливаются государством и осуществляются от его имени и направлены не только на обеспечение охраны правопорядка в избирательной системе, но и на изменение отношения участника избирательных отношений, совершившего избирательное правонарушение, к необходимости соблюдения правовых норм и совершенному им противоправному деянию.

Они предполагают осуществление карательной (штрафной) и превентивной (воспитательной) функций, выражаются в отрицательной оценке государства, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушителя, совершенного им деяния и его последствия, в наступлении для правонарушителя неблагоприятных последствий в виде реализации санкции и прекращении или ограничении (умалении) его прав как субъекта избирательного процесса.

Заключение

Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения представляет собой одну из разновидностей публичной юридической ответственности, задействованных в охране избирательных отношений.

Конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения свойственны общие характерные черты: законность, обоснованность, неотвратимость, справедливость, целесообразность, гуманизм, виновная ответственность (принцип вины), равенство перед законом, право на судебную защиту и пересмотр судебного решения вышестоящей судебной инстанцией.

Меры конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения устанавливаются государством и осуществляются от его имени и направлены не только на обеспечение охраны правопорядка в избирательной системе, но и на изменение отношения участника избирательных отношений, совершившего избирательное правонарушение, к необходимости соблюдения правовых норм и совершенному им противоправному деянию.

Они предполагают осуществление карательной (штрафной) и превентивной (воспитательной) функций, выражаются в отрицательной оценке государства, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушителя, совершенного им деяния и его последствия, в наступлении для правонарушителя неблагоприятных последствий в виде реализации санкции и прекращении или ограничении (умалении) его прав как субъекта избирательного процесса.

Все нарушения избирательного законодательства несут серьезную общественную ответственность, сравнимую с правонарушениями, посягающими на личные права граждан, на безопасность государства, и требуют адекватного и ответственного реагирования.

Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]:// Консультант Плюс: версия Проф. 2012 вып.12.- весна.

2.Федеральный закон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст.5497.

. Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995г [Текст] // СЗ РФ. - 1995. - №31. - Ст. 2990.

4.Комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях / Под общ. ред. Сидоренко Е.Н. Изд. 2-е, [Электронный ресурс]:// Консультант Плюс: версия Проф. 2012 вып.12.- весна.

5. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М, [Электронный ресурс]:// Консультант Плюс: версия Проф. 2012 вып.12.- весна.

Научные публикации:

. Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме [Текст]/ С.Д. Князев // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 26-34.

. Корабельников С. Уголовная ответственность за нарушения избирательного права [Текст]/ С. Корабельников // Российская юстиция. 1996. № 5. С.23-33.

. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в РФ [Текст]/ М.С. Матейкович // Журнал «Государство и право». - 2001.- №10.

Учебники, учебные пособия:

. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]/М.В. Баглай// ИНФРА-М-НОРМА, 2001. -800 с.

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. [Текст]/ Козлова Е.И., Кутафин О.Е. // М., 1999.-520с.

Похожие работы на - Ответственность за избирательные правонарушения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!