Реформирование пенсионного обеспечения в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,68 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реформирование пенсионного обеспечения в России

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»

Читинский институт (филиал)

Кафедра Финансов и кредита








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Реформирование пенсионного обеспечения в России


Выполнил студент 1 курса

ФК-2-11-088с

Демьяненко О.А.






Чита, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

пенсионное обеспечение россия

ВВЕДЕНИЕ

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

.1 Становление пенсионного обеспечения в России

.2 Сущность пенсионного обеспечения, его принципы

.3 Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

.1 Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения

.2 Сравнение практики пенсионного обеспечения в России и за рубежом

.3 Проблемы и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Пенсионное обеспечение - одна из важнейших социальных гарантий, действующих в цивилизованном обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948г. (ст.22) предусматривает, что в цивилизованном государстве каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. При этом пенсионное обеспечение должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.

Современная пенсионная система РФ предусматривает уплату страховых взносов работодателями, которые обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.

Особая важность пенсионного обеспечения и его влияние на общественные и политические процессы, определяет политику страны в данной области развития. В России для социального обеспечения населения страны создан государственный пенсионный внебюджетный фонд и сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Актуальность рассматриваемой в данной курсовой работе проблемы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является пенсионное страхование. На данном этапе развития и реформирования нашего социально-экономического пространства, общество оказалось неготовым к осмыслению изменений в области пенсионного страхования в условиях развития экономики. В связи с этим важно изучить теоретические основы пенсионного страхования.

Вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой одну из основных проблем российского законодательства. Данная проблема имеет много «белых пятен» в научных разработках и научном анализе эволюции развития пенсионной системы в нашей стране.

Объектом исследования в курсовой работе является система пенсионного обеспечения.

Предметом исследования является состояние и перспективы реализации российской пенсионной реформы.

Целью работы является анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

дать определение пенсионного обеспечения, определить его место и роль в системе социальной защиты населения;

рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионного обеспечения в России;

проанализировать причины пенсионного реформирования;

дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы;

Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских социологов и учёных, исследующих проблемы по изучаемой теме: Ю. Голицина, В.С. Городецкого, Г.П. Дегтярева, М.Ю. Зурабова, Т.М. Малевой, М. Рашид, В.Д.Роика, О.В. Синявской, Э. Тучковой.

В ходе работы над темой использовался анализ:

нормативных актов федерального значения, регламентирующих функционирование пенсионной системы;

статистических данных и научных публикаций;

внутренних положений, отчётов территориальных органов Пенсионного фонда и негосударственных пенсионных фондов;

ресурсы сети Интернета о пенсионной системе.

Структура данной работы представлена введением, двумя главами, заключением. В первой главе раскрывается сущность пенсионного обеспечения, история пенсионного страхования в России. Во второй главе рассматриваются общие положения концепции пенсионной реформы, предпосылки реформирования и тенденции развития пенсионной системы.

1 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

.1Становление пенсионного обеспечения в России

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых становится на все более регулярную основу.

Уже в 1663г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались "лечебные" денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечении стали осуществляться после социалистической революции. В 1917 году вышло постановление "О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных" В 1918 году Постановление "Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся" В 1924 году было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам.

Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 году после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В тоже время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему. в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсий.

Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее - формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 году была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

.2Сущность пенсионного обеспечения, его принципы

Пенсионная система как правовое понятие - комплексное образование. Совокупность её норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа - это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счёт которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком понимании. Вторая группа - отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа - отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. В её структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения - пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, государственные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них - назначение и выплата пенсий, исчисление страхового стажа, перерасчеты, индексация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсий и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

Каковы же основные принципы пенсионного обеспечения? Система пенсионного обеспечения в России базировалась на принципах обязательного социального страхования и социальной помощи с использованием распределительных механизмов финансирования. Отсюда следует, что значительный объем финансовых ресурсов пенсионной системы использовался для перераспределения с целью поддержания определенного уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров.

Следующим элементом, устанавливающим страховой принцип в пенсионном обеспечении, является законодательное закрепление порядка, при котором среднемесячный заработок при назначении пенсий за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Значительный шаг в реализации страховых принципов в пенсионном обеспечении был сделан в 1998 г. в связи с введением Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Этот закон положил начало учету страхового стажа, т.е. продолжительности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода. Неудачи в ее осуществлении ухудшают отношение населения к реформам в целом. Поэтому требования к пенсионной реформе повышенные: реформированная пенсионная система должна иметь прочную финансовую основу, не подверженную разрушению и должна повысить благосостояние всех лиц, которых она затрагивает.

Основу социальной политики государства в сфере распределения и потребления составляет гарантированный минимум жизненных благ. Поэтому, в новой пенсионной системе, единая базовая пенсия будет выполнять роль социальной гарантии пенсионерам в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составят фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности пенсионные права, причем сумма всех доходов застрахованного, учитываемая при определении размера трудовой пенсии, не будет ограничиваться, а при исчислении заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. Среди прочих принципов реформы пенсионной системы можно выделить обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих граждан.

Несмотря на то, что новые законы вступили в силу, среди специалистов нет единого мнения относительно целесообразности и масштабов применения накопительных принципов. Одни считают, что перспектива реформирования пенсионной системы в направлении усиления накопительного принципа совершенно определена и не вызывает сомнений. Все страны с переходной экономикой движутся в этом направлении, и Россия не составляет исключения. При этом отмечается необходимость более глубокой научной и практической проработки (например, то, что при разработке стратегии осуществления пенсионной реформы, в том числе и реформы профессиональных пенсионных систем, нужно учитывать более широкий круг факторов и строить многофакторные прогнозы с учетом динамики макроэкономических показателей).

Другие критически относятся к данной модели реформирования пенсионной системы, отмечая, что, окончательно разрушая существующую общую пенсионную систему и создавая новую, государство не разрешает острейшую социальную проблему - незамедлительного повышения реального уровня пенсионного обеспечения основной массы пенсионеров, не возрождает элементарную социальную справедливость в пенсионном обеспечении.

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. И, на наш взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.

.3Необходимость реформы пенсионного обеспечения в России

Ныне действующая пенсионная система сложилась еще во времена существования советской системы, когда государство являлось единственным собственником и регулятором практически всех отношений в гражданской и хозяйственной сферах.

Каковы же предпосылки необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения?

Сегодня пенсионная система России - это рудимент распределительного сознания и распределительных механизмов. Что касается «сознания», то по опросам ВЦИОМ в 51 регионе страны 80% опрошенных считают, что только государство должно нести ответственность за пенсионное обеспечение. Однако следует признать, что уже в начале 90-х государство постепенно стало утрачивать свое тотальное влияние на пенсионное обеспечение. Старая система, которая предполагала прямую зависимость между числом работающих количеством пенсионеров, стала давать сбой. Так в настоящее время 100 активных работающих граждан фактически содержат 60 пенсионеров. В дальнейшем, если не предпринять мер, связанных с реформированием пенсионной системы, этот показатель будет только расти: к 2015 году на сто работающих будет приходиться 70 пенсионеров, к 2023 г. - 80, а в 2056 количество пенсионеров превысит количество работающих и составит 108 человек. При этом уровень пенсии обязательно будет снижаться, ведь, согласно расчетов ВЦИОМ, с каждым годом будут понижаться отчисления в Пенсионный фонд. Одновременно следует помнить и о критической ситуации с демографическим положением в России. Еще в одиннадцать лет назад марте 2001 года Б. Грызлов, говорил: «...Россия находится в состоянии демографического кризиса, грозящего перерасти в демографическую катастрофу». В этом смысле, по словам Б. Грызлова, «по мере старения общества распределительная пенсионная система становилась все менее эффективной экономически, и более того, неплатежеспособной». Вместе с тем, неблагоприятное соотношение численности работающих граждан и пенсионеров в нашей стране определяется не только низкой рождаемостью, но и тем, что в сравнении с развитыми странами у нас установлен самый низкий возраст выхода на пенсию.

При устаревшей распределительной системе, работодателям не выгодно было осуществлять выплаты в ПФ в полном объеме. Единственная возможность улучшить положение дел с пенсиями - это постепенно, планомерно реформировать «причину болезни» - саму пенсионную систему России.

Таким образом, действующая пенсионная модель не удовлетворяла ни граждан, поскольку их пенсии были крайне мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов в Пенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень пенсий вызывал перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязывала регионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам. Каков выход из этой ситуации? Очевидно, что повысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависело от того, удастся ли создать стимул у работающей части населения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, должен был стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. В этом случае, как подчеркивал В. Пехтин, «размер пенсии будет находится в прямой зависимости от заработка работника, а не от запутанных и сложно исчисляемых процентов, как сейчас».

В чем же суть новой концепции пенсионного обеспечения?

Как сказал в одном из своих выступлений Ф. Клинцевич, очевидно, что принятие предложенных в начале двутысячных В. Путиным законопроектов позволит «молодым самим заработать себе пенсию и встретить безбедно старость». При этом и Президент, и Правительство шли по пути повышения пенсионного обеспечения: в течение первого десятилетия XXI века ежеквартально повышался размер пенсий.

Пенсионная реформа предполагала, что пенсия должна складываться из двух частей. Первая часть - это гарантируемая государством всем гражданам России пенсия (социальная пенсия) в одинаковом размере и поэтапно повышаемая до уровня прожиточного минимума.

Вторая часть пенсии - это те средства, которые гражданин будет получать в зависимости от объема перечисленных им (и только им) в Пенсионный фонд средств. Таким образом, чем больше личных накоплений в ПФ, тем выше размер второй части пенсии. Это и есть тот самый накопительный принцип, используемый во многих странах, когда работающее поколение делает отчисления, которые не направляются сразу же на погашение пенсионных выплат пенсионерам. Эти отчисления проходят стадию накопления, а затем инвестируются, после чего вместе с полученными от инвестирования доходами используются для пенсионного обеспечения только тех, кто осуществлял отчисления в накопительную систему.

У накопительной пенсионной системы есть свои неоспоримые преимущества перед распределительной - уравнительной системой. Назовем некоторые:

накопительная система пенсионного обеспечения не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя зависит от темпов экономического роста;

обеспечивает справедливую дифференциацию пенсий, поскольку их размер в этом случае зависит только от объема накопленных за время работы средств и от эффективности инвестирования его накоплений;

позволяет, в отличие от распределительной системы, «оживить» накопляемые пенсионные средства, эффективно инвестировав их в экономику страны;

сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что приводит к демонополизации пенсионной системы, облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование;

позволяет каждому гражданину самому рассчитать приблизительный размер собственной пенсии.

Предлагаемая реформа пенсионного обеспечения - это стратегический вклад в будущее страны, в среднее и подрастающее поколение.

Что не может старая и сможет новая пенсионная система?

При нынешней пенсионной модели никто не может самостоятельно рассчитать свою пенсию, система расчета запутанна, обязательства государства четко не определены.

В случае поэтапной реализации новой пенсионной модели каждый гражданин легко может рассчитать свою пенсию на основе регулярно поступающих к нему данных о пенсионных накоплениях, при этом обязательства государства ясны и конкретны.

В распределительной системе пенсионного обеспечения учитывались либо заработок только за последние два года, либо за любые пять лет подряд, т.е. имелась возможность не платить налоги (взносы) в Пенсионный фонд в течение практически всего периода трудовой деятельности и только в последние два года подумать о пенсии и ее размере.

В новой системе зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всей трудовой деятельности. На перераспределение идет только часть нынешнего тарифа. Вторая составляющая накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником.

В распределительной пенсионной системе отсутствовали реальные стимулы для работника к полному предъявлению зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. В итоге взносы выплачивались лишь с легальной части зарплаты, составлявшей в среднем 35,8% от доходов населения, и не превышавшей 10% от общего объема доходов.

Согласно новой системе работник стимулируется к предъявлению полной зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. Создаются условия для вывода реальной зарплаты из «тени».

При распределительной пенсионной системе размер пенсий сильно отставал от стоимости жизни и прожиточного минимума пенсионера.

При новой системе появляются условия и возможности для повышения пенсии до уровня прожиточного минимума как за счет вывода размера зарплаты из «тени», так и за счет ее повышения.

Распределительная пенсионная система порождала социальную нестабильность, вызывала конфликт поколений, работников и работодателей, дестабилизировала власть.

Новая система пенсионного обеспечения призвана обеспечить условия для взаимопомощи поколений и социального партнерства.

Распределительная пенсионная система приводила к тому, что сборы на выплату пенсий ложились тяжким бременем на экономику.

Новая система пенсионного обеспечения за счет накопительной части страхового сбора создает инвестиционный ресурс «длинных денег» (со сроком востребования в 25 - 30 лет). Таким образом, пенсионная система не только обслуживает граждан пожилого возраста, но и реально работает на развитие отечественной экономики.

Итак, выделим основные экономические причины пенсионной реформы:

1)устойчивая на протяжении десятилетия тенденция к снижению покупательской способности пенсии;

2)сужение дифференциации размеров пенсий, обусловленное, с одной стороны, стремлением застрахованных к сокрытию своих доходов от уплаты в пенсионное страхование (т.е. занижение базы начисления страховых взносов), а с другой стороны, сохранением жестких ограничений на предельный размер («потолок») пенсий при необходимости перманентного повышения её минимального уровня исходя из покупательной способности пенсии;

)окончательная утрата связи пенсии с «трудовым вкладом» пенсионера, которая выражалась в том, что размер трудовой пенсии по старости практически не зависел ни от продолжительности трудового стажа, ни от размера заработка, т.к. для исчисления максимальной пенсии могла быть учтена только половина с среднемесячной зарплаты;

)снижение стимулов к уплате взносов в пенсионную систему не только работодателями, но и самими работниками, которые фактически вступали в «сговор» для сокрытия полной суммы выплат в пользу работника для начисления обязательных пенсионных платежей;

)ухудшение демографических факторов развития рынка труда, которые проявлялись при прогнозируемом резком сокращении численности населения в трудоспособном возрасте при одновременном росте численности граждан в нетрудоспособном возрасте;

)сохранение нестабильности финансовых ресурсов для долгосрочного развития системы обязательного пенсионного страхования по причине продолжения спада производства и периодических финансовых кризисов;

)«замораживание» цены рабочей силы в нашей стране на недопустимо низком для цивилизованного европейского государства с «социально-ориентированной» экономикой (как записано в Конституции Российской Федерации) уровне по причине низких темпов развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе.

2.РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ

.1 Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 1/3 жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения. Поэтому вопрос о повышение эффективности функционирования национальных пенсионных систем требует особого внимания со стороны государственных органов власти.

В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом результаты проведения данных мероприятий остаются спорными, а проблемы пенсионного обеспечения так и не решены.

Реформа 2002г. - важнейшее событие последнего десятилетия в пенсионной сфере России. И, несмотря на то, что оценить ее результаты в полной мере можно будет лишь после 2022 года, когда начнутся первые регулярные выплаты накопительных частей трудовых пенсий, уже сегодня возможен и необходим анализ влияния этой реформы на ситуацию в пенсионном обеспечении.

Институциональный каркас новой пенсионной системы сформирован следующими законами, четыре из которых были приняты в 2001-2002 годах:

·ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (от 1 апреля 1996 года, № 27-ФЗ),

·ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (от 16 июля 1999 года, № 165-ФЗ),

·ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (от 15 декабря 2001 года, № 167-ФЗ),

·ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17 декабря 2001 года, № 173-ФЗ),

·ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (от 24 июля 2002 года, № 111-ФЗ),

·ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15 декабря 2001 года, № 166-ФЗ).

На основе этих законодательных актов современная пенсионная модель в России основана на трех важнейших компонентах:

·пенсионная подсистема базовых пенсий, организованная на принципах перераспределения страховых взносов в пользу низкодоходных слоев населения, предназначенная для борьбы с бедностью;

·пенсионная подсистема страховых пенсий, организованная на принципах обязательного социального страхования, на основе условно-накопительных способов пенсионных прав, предназначенная для замещения пенсией заработной платы в сопоставимых с ней размерах;

·пенсионная подсистема страховых пенсий, организованная на принципах обязательного страхования доходов населения, на основе капитализации финансовых ресурсов и индивидуального выбора инвестиционных программ, предназначенная для замещения пенсией заработной платы в сопоставимых с ней размерах.

За свою короткую историю стартовавшая в 2002 г. пенсионная реформа несколько раз корректировалась, что, конечно, не способствовало укреплению доверия к ней со стороны населения. По ее нынешней версии, для граждан 1967 года рождения и моложе трудовая пенсия будет состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Для граждан, родившихся ранее 1967 г., накопительная часть пенсии не предусматривается и, стало быть, их пенсия состоит из двух частей - базовой и страховой.

Застрахованные граждане 1967 года рождения и моложе имеют сейчас в ПФР два индивидуальных счета - страховой и накопительный (после 2004 г. застрахованный может по желанию перевести свой накопительный счет из ПФР в избранный им негосударственный пенсионный фонд), от сумм на которых и будут зависеть соответственно страховая и накопительная части пенсии.

В настоящее время для большинства работающих граждан сумма отчислений в Пенсионный фонд России составляет 26% заработной платы. Для граждан, родившихся ранее 1967 г., все отчисления поступают на их страховые счета в ПФР. Для более молодых граждан 20% заработной платы направляется на их страховые счета, а остальные 6% - на накопительные счета.

Как и до пенсионной реформы, страховые части пенсий выплачиваются по распределительному принципу: все страховые взносы направляются на выплату текущих пенсий, а на страховых индивидуальных счетах работающих накапливаются не реальные денежные средства, а лишь обязательства государства перед ними на будущее. Поэтому говорят, что страховая часть пенсий организована по схеме условно-накопительных счетов в рамках распределительной системы пенсионного обеспечения.

Существование третьей (накопительной) компоненты трудовой пенсии означает, что часть пенсионных взносов граждан должна расходоваться не на выплату текущих пенсий, а накапливаться на их индивидуальных счетах. Реальные средства на накопительных счетах граждан должны, по замыслу реформы 2002 г., инвестироваться в экономику и приносить инвестиционный доход. Средства на индивидуальном накопительном счете застрахованного лица могут быть потрачены только на выплату пенсии этому лицу или на выплаты его наследникам (в случае смерти застрахованного до выхода на пенсию).

По закону Пенсионный фонд России не имеет права сам заниматься инвестированием пенсионных накоплений. С этой целью привлекаются частные управляющие компании (ЧУК), избранных Правительством РФ по конкурсу, а также Банк внешнеэкономической деятельности СССР (кратко, Внешэкономбанк или ВЭБ) - единственная государственная управляющая компания, специально назначенная Правительством РФ. Застрахованный имеет право выбрать управляющую компанию из указанных компаний и, тем самым, предложенный ею инвестиционный портфель. Накоплениями промолчавших («молчунов») управлять призван Внешэкономбанк. По закону ВЭБ обязан инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги, которые относятся к высоконадежным, но малодоходным финансовым активам, а также в гарантированные государством ипотечные ценные бумаги, рынка которых в России пока нет.

Непреодолимым препятствием на пути диверсификации средств пенсионных накоплений выступает их высокая концентрация в руках государственной управляющей компании. Поскольку в ее распоряжении находятся деньги наиболее консервативной части населения, разрешенными направлениями инвестирования для такой управляющей компании выступали государственные рублевые долговые инструменты и суверенные еврооблигации Российской Федерации, ипотечные ценные бумаги и средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.

У ЧУК возможности более широкие, они могут покупать как государственные, так и наиболее надежные ценные бумаги корпораций. Однако и этот набор инструментов, в которые инвестируются средства обязательных пенсионных накоплений, стал причиной весьма средних, если не сказать неудовлетворительных, результатов финансовой деятельности управляющих компаний.

Острые споры сейчас идут по поводу реального размера накопительной пенсии в России, с учетом всех экономических факторов. По оценкам экспертов он не превысит 50-70 руб. в мес., или составит менее 1% от распределительной части пенсии. Такая ничтожно малая величина накопительной пенсии ставит под вопрос саму идею данного пенсионного института. В России в 2006-2007гг. ВЭБ, которая распоряжается 90% всех пенсионных накоплений, не смогла преодолеть даже уровень инфляции. Экономический кризис еще более усугубил ситуацию. Накопленные пенсионные сбережения «похудели» на 15%, а размещенные в НПФ и управляющих компаниях - на 25%.

Таким образом, основная причина заключается в том, что государство не представляет пока, куда именно направлять средства пенсионных накоплений, как заставить их работать на экономику; не вполне ясно, могут ли они вообще принести пользу.

2.2Сравнение практики пенсионного обеспечения в России и за рубежом

Сегодня в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются прежде всего государственные солидарно-страховые системы, основанные на страховых взносов, исчисляемых от размера заработной платы работающих. Величина пенсии является производной от заработной платы и трудового стажа. В подавляющем большинстве стран Западной Европы, США, Канаде, Японии, Китае этот институт - основной, на его долю приходится от 50% (Великобритания) до 90% (ФРГ, Франция) от объема финансовых ресурсов национальных пенсионных систем.

Государственная распределительная (солидарная) пенсионная система практически во всех развитых странах дополняется пенсионными планами по месту работы. Для примера рассмотрим пенсионную систему Великобритании.

Структура пенсионного обеспечения Великобритании включает в себя три базовых уровня.

Первый уровень - государственная пенсия по старости (Basic State Pension). Она предоставляется всем гражданам, размер пенсии минимален и дифференцирован в зависимости от семейного статуса пенсионера - одинокого человека (265£.) или семейной пары (417£). В России - это базовая часть обязательной пенсии.

Второй уровень - государственная пенсия по выслуге лет (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS). Предоставляется наемным работникам и зависит от стажа и размера заработной платы. Декларируемая цель программы SERPS - увеличение базовой пенсии до 20% от уровня средней заработной платы. Российский эквивалент - это страховая (в переходной период) и накопительная части обязательной пенсии.

Третий уровень - негосударственная пожизненная пенсия по выслуге лет (Occupation Pension Scheme). Ее особенность - стимулирование государством работодателей в деле производства пенсионных схем путем предоставления существенных налоговых льгот. Негосударственные пенсии позволяют работнику получать в старости до 70% от своей последней заработной платы. Работник, получающий такую пенсию, теряет право на государственную пенсию второго уровня. В России подобными функциями наделена система негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения.

Пенсионные взносы обычно формируются как за счет работодателей, так и за счет самого работника. В промышленности отношение выплат работодателя и работника относится в среднем как 3:1, в финансовой сфере работодатель, как правило, пенсионные взносы полностью обеспечивает сам. Основа формирования базовой государственной пенсии - подоходный налог; государственной пенсии по выслуге лет - налог на фонд заработной платы, включаемый в себестоимость продукции.

Для стимулирования развития корпоративных пенсионных программ используется система налоговых льгот:

на взносы работодателя не начисляется налог на прибыль. Льгота действует, если размер корпоративной пенсии по данной пенсионной программе не будет превышать 82 200 фунтов в год на одного человека;

инвестиционный доход пенсионных схем освобожден от уплаты всех налогов.

Для получения налоговых льгот необходимо одобрение налоговой службы.

Надзорные функции за системой негосударственного пенсионного обеспечения возложены на Управление по регулированию профессиональных пенсий (OPRA) - независимый орган, отчитывающийся перед парламентом, службу консультаций по профессиональным пенсионным системам (OPAS) - саморегулируемую организацию, предоставляющую частным лицам информацию по пенсионным вопросам - и налоговую службу, что связано с предоставлением фондам значительных налоговых льгот. Пенсионные фонды и схемы функционируют, не получая каких-либо лицензий, управление банковским счетом, ведение финансовой отчетности, проведение аудита и хранение учетной информации (по меньшей мере в течение 6 лет) возлагается на попечительский совет пенсионного фонда. Если фонд инвестирует активы в ценные бумаги, то попечители обязаны назначить профессионального управляющего фондом. Контроль за деятельностью управляющих осуществляется Организацией по регулированию управления инвестициями (IMRO). Защита прав индивидуальных участников (физических лиц) возложена на Управление личных инвестиций (PIA). Защита от банкротств осуществляется Советом по пенсионным компенсациям (РСВ).

Закон о пенсиях предписывает, как следует оценивать обязательства и активы пенсионных схем. Каждый год актуарий должен подписывать справку, что внесенных в схему взносов достаточно для соблюдения минимальных требований по финансированию в течение по меньшей мере 5 лет. Если такую справку выдать невозможно, требуется пересмотреть ставку взносов или произвести полный актуарный расчет. Попечители на основе актуарного расчета составляют график взносов (заверенный актуарием) и предоставляют его работодателю. В случае если работодатель не вносит взносов, достаточных для соблюдения минимальных требований по финансированию, он будет виновен в преступлении и может быть оштрафован. OPRA может дисквалифицировать попечителя, наложить на него штраф или возбудить уголовное дело.

В западных странах понятие пенсионного плана вводится на законодательном уровне, и именно это понятие является основным в регулировании, учете и в актуарном оценивании. В этом, пожалуй, и состоит основное отличие западного подхода от современного российского: в российском законодательстве и нормативных актах нет понятия пенсионного плана или аналогичных ему.

Пенсионные планы с установленными взносами заключаются в обязательствах компании по уплате определенных взносов в пенсионный фонд, независимо от последующих выплат пенсионного вознаграждения. При этом компания не несет ответственности ни за размер, ни за продолжительность пенсионных выплат, которые будут производиться после выхода работника на пенсию. Сумма пенсионных выплат после окончания трудовой деятельности работника определяется суммой взносов компании, а также суммой взносов самого работника, если они имели место, в пенсионный фонд и суммой доходов на вложенные средства в данный фонд за все время их свободного использования самим фондом. Аналогичный подход применяется к государственному пенсионному обеспечению и в России.

Пенсионные планы с установленными выплатами широко распространены в американской практике. Примером может быть компания General Motors, создавшая собственный пенсионный фонд. Если деятельность фонда будет неудовлетворительной, то компания возьмет на себя покрытие любых убытков фонда. В мировой практике известны случаи, когда несколько компаний объединяются для формирования пенсионного плана с установленными выплатами и несут солидарную ответственность за результативность созданной пенсионной программы. В российской практике также известны случаи создания собственных пенсионных фондов, к примеру, компанией «Газпром» создан НПФ «Газфонд», также данный вид пенсионного плана пользуется «РЖД».

.3Проблемы и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в России

Пенсионное обеспечение - "вечный вопрос" в диалоге между гражданами и властью, предпринимателями и профсоюзами. Несмотря на ряд законодательных мер, предпринятых в последнее время, существенное повышение размера пенсий, дискуссии вокруг "пенсионного вопроса" разворачиваются с новой силой. Так, по мнению представителей Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), пенсионная система все еще не стала страховой по своей сути, а поэтому не содержит стимулов к производительному труду.

С одной стороны, должным образом не решен вопрос пенсионного страхования работников, чей доход превышает 415 тысяч рублей в год. При заработной плате в 50-90 тысяч рублей в месяц размер пенсии составляет всего 15, а то и 10 процентов ранее получаемого заработка. С другой стороны, пенсионная система ведет к росту финансовой нагрузки на бизнес.

Представители бизнеса предлагают, например, такое решение: государство должно отдать гражданам пенсионные долги - то, что заработано в советский период до 1991 года, а новый финансовый механизм пенсионного обеспечения организовать исключительно на страховой основе. Предложение заслуживает рассмотрения, тем более что его использовали многие страны, осуществившие пенсионные реформы, направив большую часть средств, полученных от приватизации государственной собственности, в свои пенсионные системы.

Что касается предложения по привлечению самих работников к уплате страховых взносов, то и тут возникает много сложностей. На конец 2010 года около 20 процентов работников (13,6 млн человек) имели доходы ниже прожиточного минимума, а еще 20 процентов (около 13,7 млн человек) имели весьма скромные доходы в интервале 100-135 процентов от прожиточного минимума. Несложно оценить, что и это предложение мало реалистично по своей сути, так как 40 процентов работников за 35-летний период трудовой деятельности не смогут заработать себе пенсии на уровне даже прожиточного минимума пенсионера.

Формирования эффективной системы пенсионного страхования для работников квалифицированного труда (среднего класса общества) - это задача цивилизационного масштаба. От ее решения зависит не только формирование должного качества жизни базовой группы населения, но и решение крупной проблемы по завершению индустриализации страны и созданию тем самым условий для перехода к постиндустриальной модели развития экономики и общества. Важнейшая проблема, не позволяющая развиваться пенсионному страхованию в России, - отсутствие достаточной мотивации у работодателей и работников по уплате страховых взносов в пенсионную систему. В этой связи самым важным и одновременно самым сложным является вопрос собственности пенсионных средств. Низкие уровни заработной платы большей части наемных работников в России не позволяют включить их сегодня в число плательщиков страховых взносов. Но при создании мотивационного механизма, круг работников, принимающих личное финансовое участие в пенсионном страховании (3-5 процентов от их заработной платы) поставил бы пенсионное страхование "на рельсы" цивилизованного страхового института, который индустриально развитые страны применяют последние сто лет. Создание мотивационного механизма, пожалуй, самый важный момент при разработке пенсионной модели. С этой целью предлагается законодательно закрепить ряд новых форм собственности в системе пенсионного страхования. Первой, основной, формой собственности целесообразно определить "общественно-личную" собственность пенсионного страхования, которая формируется с помощью страховых платежей работодателей в пользу наемных работников. При наступлении страховых случаев (старости, инвалидности, утраты кормильца) эта накопленная собственность расходуется в пользу конкретного застрахованного. В случае досрочной смерти застрахованного она переходит в собственность всей совокупности застрахованных данной генерации. Второй формой собственности целесообразно определить "лично-общественную" собственность застрахованных, которая формируется с помощью страховых взносов самих работников. Ей следует придать правовой статус смешанной "паритетной" собственности, для чего следует ввести персональный учет размеров личного вклада застрахованных. Лично-общественная собственность страховых средств позволит застрахованным передавать неиспользованные ими средства (после их смерти) в равной пропорции: половину - всем застрахованным, а половину - иждивенцам (например, супругам) застрахованных. Третьей формой собственности целесообразно определить "личную собственность застрахованных", которая формируется с помощью добровольного профессионального пенсионного страхования. В этом случае страхователями должны выступать как работодатели, так и работники. Пропорции распределения средств должны быть иными: половина неизрасходованных средств должна идти иждивенцам застрахованного, а вторая половина - по завещанию застрахованного его правоприобретателям. В этой связи одной из первоочередных мер в пакете предложений по совершенствованию пенсионного страхования должно быть доведение соотношения минимальной и средней заработной платы до соотношения не менее 40 процентов. Данная мера позволила бы решить ряд других серьезных экономических и социальных задач, в частности, постепенного снижения страховой пенсионной нагрузки на работодателей. Т.о нужно добиться понимания реформы работодателями и застрахованными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пенсионная реформа 2002г. в России радикально изменила пенсионную систему нашего государства, включая ее организационную структуру, экономические принципы формирования пенсионных прав застрахованных лиц и расчет объема государственных обязательств перед пенсионерами, институциональные и правовые основы ее функционирования. К сожалению, пока данные изменения не принесли эффективных положительных результатов. Пенсии остаются на достаточно низком уровне по сравнению с зарубежными странами, Пенсионный фонд РФ испытывает постоянный дефицит бюджета.

Пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной собственности и государство жёстко регулировало все сферы жизни общества. С помощью пенсионного обеспечения решались многие несвойственные для неё задачи. В частности, в целях привлечения работников на работы, связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера создано было законодательство, которое предусматривало снижение установленного пенсионного возраста. Значительные преимущества были установлены для назначения пенсии за выслугу лет.

Недостатки финансовой базы пенсионного обеспечения в немалой степени объясняются отсутствием какой-либо заинтересованности граждан в перечислении страховых взносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и из-за того, что сумма поступавших страховых взносов не влияла на размер получаемой пенсии. Происходил процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров пенсии.

На финансовую устойчивость пенсионной системы оказало также влияние низкого соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Число пенсионеров растёт, численность работающих снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.

Это привело к тому, что проблемы, которые приходится решать сегодня во многом порождены несовершенством подходов прошлых лет. Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства. Все эти причины обусловили необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения РФ.

Решив основные и ряд более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель - более простую, более удобную для расчётов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики.

Целью данной работы явился анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, для чего был решен круг задач, таких как: определены сущность, место и роль пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения, выделены особенности возникновения и развития пенсионного обеспечения в России, проанализированы причины пенсионного реформирования, дана характеристика современного этапа развития пенсионной реформы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993. - М.: Издательский дом «Литера», - 2009.- 64с.

2.О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»: федер. закон от 10 января 2003г. № 14-ФЗ // Пенсия.- 2003.- №1.- С.5 - 24.

3.О государственном пенсионном обеспечении в РФ: федер. закон РФ от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (в ред. от 09.04.2007 № 43-ФЗ) // Российская газета.- 2001.- 20декабря.- №247.

4.О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: федер. закон РФ от 30.04.2008 № 56-ФЗ (полностью вступает в силу с 1 января 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №18. - Ст.1943.

5.Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ: федер. закон РФ от 24 июля 2002 № 111-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002.- №30.- Ст. 3028.

6.О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы): распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 № 38-р // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2006.- №5.- Ст. 589.

17. Алехин М. О пенсионной реформе / М. Алехин [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rospensia.ru

. . Батанов Г.Н. 15 лет работы, 15 лет свершений / Г.Н. Батанов // Пенсия.-2005.- №12.- С.31-33.

. Вьюницкий В.И. Накопительный элемент пенсионной системы / В.И. Вьюницкий // Пенсия.- 2002.- №4.- С.56 -68.

20. Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России / В.С.Городецкий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. reformy.ru <mailto:reformy@reformy.ru>

. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России / Г.П.Дегтярев [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pensioninfo.ru.

. Зурабов М.Ю. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации / Под общ. ред. М.Ю. Зурабова.- М.: Норма: Инфра-М.-2007.- 944с.

. Колесник А.П. 10 лет на защите пенсионных прав граждан/ А.П. Колесник // Пенсия.- 2005.- №9.- С.64-67.

. Морро Г.И. О необходимости пенсионной реформы / Г.И.Морро [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //viperson.ru

25. Муравлева Т.В. Проблемы инвестирования пенсионных накоплений // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - №1.

26. Роик В.Д. Пенсионная система России: трудный путь становления страховых институтов // ЭКО. - 2011. - №3. - С. 5- 20.

27. Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru

. Соловьев А.К. Пенсионное страхование. - М.:НОРМА, 2008. - 400с.

29. Тучкова Э. Формирование системы пенсионного обеспечения России / Э.Тучкова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.actuaries.ru/lit/books/book1/01.htm.

Похожие работы на - Реформирование пенсионного обеспечения в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!