Правовые основы уплаты налогов в Республике Беларусь индивидуальными предпринимателями

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    120,81 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые основы уплаты налогов в Республике Беларусь индивидуальными предпринимателями

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Общая характеристика налогов: понятие, сущность, значение, функции и виды

.2 Общая характеристика налогов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УПЛАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ОТДЕЛЬНЫХ НАЛОГОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Порядок уплаты индивидуальными предпринимателями налога на добавленную стоимость

.2 Порядок уплаты индивидуальными предпринимателями единого налога

ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства.

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени. Сегодня хозяйствующие субъекты в Республике Беларусь уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

Необходимо отметить, что в последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в связи с недавним принятием Президентом Республики Беларусь Директивы № 4, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь, сегодня планируются, находятся на стадии активной разработки и подвергаются существенным изменениям многие законодательные акты, регулирующие налоговые обязательства индивидуальных предпринимателей.

Выявление особенностей действующей системы налогообложения в отношении индивидуальных предпринимателей на территории Республики Беларусь позволит разработать предположения о ее дальнейшем совершенствовании.

Объектом исследования выступают налоговые правоотношения, складывающиеся в Республике Беларусь между индивидуальными предпринимателями и компетентными налоговыми органами, а также сам порядок уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, предусмотренных в отношении их в рамках Налогового Кодекса Республики Беларусь.

Предметом исследования являются законодательные акты, статьи юридических журналов, учебная литература белорусских ученых в рамках изучения данного вопроса.

Цель исследования - рассмотреть действующую в Республике Беларусь систему налоговых обязательств индивидуальных предпринимателей, а также дать правовую оценку урегулированию данного института со стороны нашего государства.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть и проанализировать систему налоговых обязательств индивидуальных предпринимателей относительно в соответствии с действующим налоговым законодательством в Республике Беларусь;

2.       Выделить характерные особенности порядка уплаты индивидуальными предпринимателями отдельных категорий налогов;

.        Изучить виды юридической ответственности, к которым могут привлекаться индивидуальные предприниматели за неуплату налогов;

4. Разработать рациональные предложения по - поводу урегулирования неэффективных норм действующего налогового законодательства в отношении индивидуальных предпринимателей.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Общая характеристика налогов: понятие, сущность, значение, функции и виды

Конституция Республики Беларусь гласит, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией [6].

Конституционная обязанность платить налоги имеет особый, публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Налоги, пошлины и сборы являются необходимым условием существования любого государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования [18].

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [3, c.116]

Таким образом, в качестве характеризующих признаков налога следует выделить:

• обязательность - все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;

• индивидуальная безвозмездность - взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;

• уплата в денежной форме - уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может;

• цель взимания налога - финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности [7].

Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог - это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания [20,c.66].

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют внимание на факте отчуждения собственности в пользу государства. Схожий подход реализован в Налоговом Кодексе Российской Федерации [7].

Функция налога - это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов [4,c.50].

В качестве важнейших функций налогов следует выделить фискальную (распределительную), регулирующую и стимулирующую.

Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны [4,c.51]. Стимулирующая же функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Ее задача состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества [3, c. 215].

Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

.   Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2.       Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными признаками налоги, сборы (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные законодательством.

.        Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

.        Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности

.        Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством [8].

Можно с уверенностью сказать, что вносимые сегодня в налоговое законодательство дополнения и изменения в первую очередь направлены на совершенствование системы республиканских налогов.

Так, в связи с упразднением в 2010 году ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, за 2010 год уровень налоговой нагрузки снизился по сравнению с 2009 годом на 2,6 %, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета по отношению к росту внутреннего валового продукта [11].

На сегодняшний день налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успехов. Из истории известно имя американского ученого Генри Джорджа, предлагавшего свести все налоги к одному - налогу на землю. И хотя уже более ста лет его последователи проповедуют, количество налогов не уменьшается, а увеличивается [20, с. 67].

Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. На наш взгляд основными классификационными признаками являются:

) в зависимости от каналов поступления: республиканские и местные налоги

) по способу изъятия: прямые и косвенные.

Республиканские налоги взимаются на основании государственного законодательства Республики Беларусь и направляются в государственный бюджет. На 2011 год категорию данных налогов составляют: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходный налог с физических лиц, экологический налог, налог за пользование природными ресурсами, земельный налог и налог на недвижимость [14].

Местные налоги взимаются на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. К ним относятся: курортный сбор, сбор с заготовителей и налог за владение собаками [14].

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, косвенные же включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги) [11].

Рисунок 1.1 - Структура прямых налогов и сборов в Республике Беларусь

Таким образом, налоги представляют собой необходимое звено экономических отношений в любом обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений. С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

1.2 Общая характеристика налогов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь

Общую характеристику налогов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, мы считаем целесообразным дать в отношении тех республиканских и местных налогов, которые были установлены на 2011 год Законом Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" от 1 января 2011 года.

Налог на добавленную стоимость. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 года индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка от их реализации (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев. Кроме того индивидуальные предприниматели выступают плательщиками данного налога при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории других государств [9].

Необходимо отметить, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие вывоз с территории Республики Беларусь и реализацию за ее пределами товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и приобретенных у белорусских организаций - изготовителей этих товаров либо торговых организаций, осуществляющих оптовую торговлю ими, являются и обязательными налогоплательщиками единого торгового сбора, который зачисляется в соответствующие бюджеты областей и города Минска, в связи с чем вообще освобождаются от уплаты НДС [15].

Налоговая база НДС определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав [8].

Ставки НДС устанавливаются в следующих размерах. Ноль (0) процентов при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), а также при реализации работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации.

Десять (10) процентов при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Двадцать (20) процентов при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в вышеописанном перечне, а также при реализации имущественных прав.

Девять целых девять сотых (9,09) процента или шестнадцать целых шестьдесят семь сотых (16,67) процента - при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость.

Двадцать четыре (24) процента - при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого.

Отчетным периодом по НДС признается календарный месяц или календарный квартал - по решению плательщика [14].

Акцизы. Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками в данном случае при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам, которым поручена реализация подакцизных товаров [8].

Ставки акцизов могут устанавливаться:

·  в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

·        в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

. при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров: как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

. при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами: как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

. при реализации (передаче) ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров: как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов;

как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов [9].

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц. Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом [14].

Экологический налог. Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

·  выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

·        сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

·        отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

·        нефти и нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

·        нефти и нефтепродуктов, переработанных организациями, осуществляющими переработку нефти;

·        производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;

·        производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорта товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона [9].

Ставка экологического налога за перемещение по территории Республики Беларусь 1 тонны нефти и нефтепродуктов на 100 километров устанавливается в размере 15 белорусских рублей.

Ставка экологического налога за переработку организациями, осуществляющими переработку нефти, 1 тонны нефти и нефтепродуктов устанавливается в размере 4030 белорусских рублей.

Ставка экологического налога за производство и (или) импорт 1 тонны товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, устанавливается в размере 270 295 белорусских рублей [14].

В отношении иных объектов экологического налога в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь применяются определенные коэффициенты.

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки, исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога [9].

Налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов устанавливаются в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь. За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. А за добычу (изъятие) воды (поверхностной и подземной) при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств применяются ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, увеличенные на коэффициент 1,5.

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал.

Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки, исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов [9].

Сбор с заготовителей. Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.

Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.

Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал [9].

Важно заметить, что подписанный Президентом Республики Беларусь 19 ноября 2010 года Указ № 599 ”О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса“ определил, что с 1 марта 2011 года индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на игорный бизнес, что, следовательно, прекратило их ведение предпринимательской деятельности в данной сфере [1].

В соответствии с действующим законодательством в отношении индивидуальных предпринимателей могут применяться особые режимы налогообложения. Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

К ним следует отнести:

·  упрощенную систему налогообложения;

·        единый налог с индивидуальных предпринимателей.

В заключение следует отметить, что в течение последнего пятилетия в Республике Беларусь проводилась последовательная работа по снижению налоговой нагрузки на экономику страны. За этот период отменено 26 неэффективных налогов и сборов, включая «оборотные» налоги с выручки, тормозившие развитие производства и увеличение экспорта. В результате величина налоговой нагрузки в 2010 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 6,5 %.

В целях дальнейшего упрощения налоговой системы и сокращения величины налоговой нагрузки на экономику с 2011 года отменены сбор на развитие территорий, налог на услуги и три платежа в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов; за перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений).

индивидуальный предприниматель налоговый обязательство

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УПЛАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ОТДЕЛЬНЫХ НАЛОГОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Порядок уплаты индивидуальными предпринимателями налога на добавленную стоимость

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 года индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка от их реализации (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев [9].

Таким образом, мы видим, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в данном случае будут выступать обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты:

.   по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам;

2.       по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

.        по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;

.        по передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

.        по передаче лизингодателем объекта финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю;

.        по передаче арендодателем объекта аренды арендатору;

.        по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства [9].

Кроме того индивидуальные предприниматели выступают плательщиками данного налога при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории других государств. Однако на определенный перечень товаров Президентом Республики Беларусь установлено освобождение от НДС. К данной категории товаров, в частности, относятся:

транспортные средства по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

белорусские рубли, иностранная валюта, в частности банкноты и монеты, являющиеся законным средством платежа, а также ценные бумаги, акцизные марки, марки таможенного контроля, марки пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством;

технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные (ветеринарные) средства, изделия медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь;

оборудование и приборы для научно-исследовательских целей, а также материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, ввезенные резидентами Республики Беларусь в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь [9].

Однако здесь важно отметить, что в связи с подписанным 11 декабря 2009 года в городе Санкт-Петербурге между государствами - членами таможенного союза Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, установлены несколько иные условия и порядок по регулированию уплаты НДС индивидуальными предпринимателями при ввозе товаров в Республику Беларусь с территории государств - членов таможенного союза. Такой налог еще называют «ввозной» НДС [10].

Подписание данного протокола в первую очередь было направлено на создание равных возможностей, на предоставление условий взаимной торговли для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и установлению добросовестной конкуренции, исходя из принципа недискриминации [1].

До вступления в 2009 году в таможенный союз Республикой, основным документом, регулирующим уплату «ввозного» НДС, являлось Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года, действовавшее с 1 января 2005 года [10].

Необходимо отметить, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие вывоз с территории Республики Беларусь и реализацию за ее пределами товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и приобретенных у белорусских организаций - изготовителей этих товаров либо торговых организаций, осуществляющих оптовую торговлю ими, являются и обязательными налогоплательщиками единого торгового сбора, который зачисляется в соответствующие бюджеты областей и города Минска, в связи с чем вообще освобождаются от уплаты НДС [15].

Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками данного налога в течение двенадцати последовательных календарных месяцев, начиная с месяца возникновения обязательств по исчислению и уплате налога в отношении всех объектов налогообложения [9].

Налоговая база налога на добавленную стоимость определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав:

·  налоговая база налога на добавленную стоимость при осуществлении посреднической деятельности определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам;

·        налоговая база при передаче лизингодателем объекта финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю определяется как сумма лизинговых платежей. Если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) объект финансовой аренды (лизинга) выкупается лизингополучателем, налоговая база увеличивается на сумму выкупной стоимости объекта финансовой аренды (лизинга);

·        налоговая база налога на добавленную стоимость по услугам транспортной экспедиции определяется как сумма, полученная в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции;

·        налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по срочным сделкам, предполагающим поставку товаров, имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг по истечении установленного договором срока по указанной непосредственно в этом договоре цене, определяется исходя из указанной непосредственно в договоре цены товаров (работ, услуг), имущественных прав [9].

Уплата налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов таможенного союза осуществляется при применении индивидуальными предпринимателями любой системы налогообложения. Не являются исключением и плательщики единого налога [10]. При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров как стоимость приобретенных товаров (цена, указанная в договоре), и уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров [15].

В отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг), ставки НДС устанавливаются в следующих размерах. Ноль (0) процентов при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), а также при реализации работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации.

Двадцать (20) процентов при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в вышеописанном перечне, а также при реализации имущественных прав [9].

Девять целых девять сотых (9,09) процента или шестнадцать целых шестьдесят семь сотых (16,67) процента- при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость [9].

Двадцать четыре (24) процента - при реализации на территории Республики Беларусь сахара белого [14].

Индивидуальные предприниматели по ввезенным из стран таможенного союза товарам самостоятельно исчисляют НДС по налоговым ставкам, устанавливаемым законодательством Республики Беларусь: в размере 10% - по товарам, включенным в Перечень продовольственных товаров и товаров для детей; 0,5% - при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней; в размере 20% - по иным товарам; 24%- при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого.

Следует отметить, что законодательство Республики Беларусь позволяет индивидуальным предпринимателям - плательщикам единого налога, осуществляющим розничную торговлю, применять особый порядок уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров из государств - членов таможенного союза.

Так для товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь с территории государств - членов таможенного союза (Российской Федерации и Республики Казахстан) без документов, подтверждающих их приобретение, предусмотрен особый механизм взимания НДС - в фиксированной сумме [10].

НДС в фиксированной сумме исчисляется как двукратная сумма причитающегося к уплате единого налога без учета повышающего коэффициента, установленного при розничной торговле отдельными видами товаров, не произведенных в Республике Беларусь, и уплачивается в порядке и сроки, установленные для единого налога, по каждому торговому объекту, торговому месту на рынке, а также за осуществление розничной торговли с использованием сети Интернет через Интернет-магазины, независимо от удельного веса товаров, ввезенных с территории стран таможенного союза без документов, в товарном ассортименте.

Таким образом, уплата НДС в фиксированной сумме производится только по товарам, реализуемым в розницу с уплатой единого налога, и только по той части товаров, по которой отсутствуют соответствующие документы [12].

Исчисляется сумма НДС как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Общая сумма налога на добавленную стоимость, устанавливаемая по итогам отчетного периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в отчетном периоде, определяется путем сложения всех исчисляемых сумм [9].

НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь выступает в качестве разновидности таможенных платежей. Следовательно, в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь, на порядок его уплаты распространяются следующие нижеописанные правила. Таможенная пошлина исчисляется плательщиком самостоятельно. Однако, при вынесении таможенным органом решения о взыскании таможенной пошлины, ее исчисление производится таможенным органом. Исчисление сумм таможенных пошлин производится в белорусских рублях, за исключением случаев, когда они уплачиваются исключительно в иностранной валюте. В таких случаях исчисление таможенных платежей производится в евро с указанием эквивалента в белорусских рублях [12].

По ввезенным индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов таможенного союза товарам, предназначенным для иных, не для розничной торговли, целей, у предпринимателя должны быть документы, подтверждающие их поступление (приобретение). По этим товарам, а также товарам, предназначенным для розничной торговли, на которые имеются документы, уплата НДС производится в общеустановленном порядке.

Отчетным периодом по НДС признается календарный квартал или календарный месяц - по решению плательщика. Причем, если плательщик изъявил желание производить уплату налога на добавленную стоимость ежеквартально, то он обязательно информирует о принятом решении налоговые органы по месту постановки на учет [14].

Важно отметить, что с 2011 года по НДС отменены так называемые "авансовые" платежи, которые осуществлялись шесть раз в месяц. НДС - отменить "авансовые" платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц или один раз в квартал - по решению плательщика [1].

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что порядок уплаты НДС на реализацию произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг) и НДС на ввоз товаров на территорию Республики Беларусь имеют существенные различия. Немаловажную роль в регулировании порядка уплаты НДС на ввоз товаров на территорию Республики Беларусь здесь играет Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, между государствами - членами таможенного союза Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Данный Протокол предусматривает значительное количество льгот для осуществления индивидуальными предпринимателями выгодной и недискриминирующей предпринимательской деятельности.

2.2 Порядок уплаты индивидуальными предпринимателями единого налога

В соответствии с действующим законодательством в отношении индивидуальных предпринимателей может применяться такой особый режим налогообложения, как единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог). Данный режим признается особым в связи со специальным порядком исчисления и уплаты.

Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками единого налога при условии, что они не осуществляющие предпринимательскую деятельность [9].

Интересно заметить, что почти половина индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь (46,4%) являются плательщиками единого налога [1].

Являясь плательщиками единого налога, индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, экологического налога, налога на добычу (изъятие) природных ресурсов, а также местных налогов и сборов, уплачиваемых при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом [9].

Объектом налогообложения признается оказание потребителям услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов, восстановлению резиновых шин и покрышек, по производству мебели по заказам потребителей, по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования, ремонту и техническое обслуживание музыкальных инструментов, по перегону автомобилей, при осуществлении деятельности в области фотографии, а также при оказании иных услуг (выполнению работ), предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь (особенная часть).

Важно отметить, что ранее в отношении индивидуальных предпринимателей применялась такая льгота, как освобождение от уплаты единого налога при реализации индивидуальным предпринимателем продукции животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства (за исключением цветов и семян цветов), при условии предъявления справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном им для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела (в отношении продукции пчеловодства - при условии предъявления выданного на территории Республики Беларусь ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта), а также при реализации лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции.

С 1 января 2011 года освобождение от уплаты единого налога возможно лишь при реализации лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции [14].

Однако сохранила свою силу льгота по снижению ставки налога для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, - на 25 процентов в первые три месяца начиная с месяца, в котором индивидуальным предпринимателем начата предпринимательская деятельность, включая последний день месяца, в котором истекает право на льготу.

При наличии у индивидуального предпринимателя права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по двум вышеуказанным основаниям, эта ставка понижается на 45 процентов [9].

Документы, подтверждающие право на льготу по единому налогу, представляются одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по единому налогу за первый отчетный период налогового периода, в котором налоговая льгота была первоначально использована [14].

Базовые ставки единого налога устанавливаются Президентом Республики Беларусь в белорусских рублях за месяц.

Областные и Минский городской Советы депутатов устанавливают ставки единого налога за месяц в пределах базовых ставок этого налога в зависимости от:

·  населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков (города Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские населенные пункты);

·        места осуществления деятельности плательщиков в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транспорта);

·        режима работы плательщиков;

·        иных условий осуществления видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом [9].

При розничной торговле такими товарами, как хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочная продукция, картофель, овощи, плоды, ягоды, арбузы, дыни, виноград, иные продовольственные товары (за исключением пива, алкогольных напитков), одежда из натуральной кожи (пальто, полупальто, куртки, блейзеры, жакеты, жилеты, пиджаки, плащи, костюмы), ковры и ковровые изделия, сложные бытовые электротовары, телерадиотовары, автомототранспортные средства, произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов, печатные издания, иных непродовольственные товара на торговых объектах, к установленным ставкам единого налога в зависимости от фактического размера (общей площади) торгового объекта применяются следующие повышающие коэффициенты:

,2 - свыше 15 до 25 квадратных метров (включительно);

,5 - свыше 25 до 50 квадратных метров (включительно);

- свыше 50 до 75 квадратных метров (включительно);

,5 - свыше 75 до 100 квадратных метров (включительно) [9].

Здесь интересно отметить, что при реализации данных товаров в отчетном периоде, вышеуказанные льготы применяются только в отношении одного магазина, иного торгового объекта [14].

Следует отметить, что для индивидуальных предпринимателей в целях снижения налоговой нагрузки предусмотрено увеличение предела выручки от реализации, при превышении которого производится доплата налога, с 20- до 30-кратного размера единого налога. Одновременно уменьшилась и ставка доплаты - с 10% до 8% [11].

Налоговым периодом единого налога признается календарный год. Отчетным же периодом единого налога признается календарный месяц [9].

Индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог по месту постановки на учет ежемесячно не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, а индивидуальные предприниматели, зарегистрированными впервые - не позднее дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности. В документе об уплате единого налога они указывают вид деятельности, вид реализуемых товаров, календарный месяц, за который произведена уплата. Данный документ хранится в торговом, обслуживающем объекте, на торговом месте на рынке, в транспортном средстве, используемом при осуществлении видов деятельности, и предъявляется по требованию организации или индивидуального предпринимателя, предоставляющих объект, место для торговли, и уполномоченных на его требование должностных лиц [9].

В заключение хотим отметить, что нами были выбраны для более детально рассмотрения порядка уплаты именно данные вышеописанные налоги на основании того, что за предшествующую пятилетку на улучшение и упрощение характеристик налоговой системы Республики Беларусь был внесен ряд дополнений и изменений в налоговые законодательные акты, и в большей своей части данные изменения и дополнения коснулись регулирования НДС и единого налога. Эти нововведения направлены, с одной стороны, на стимулирование добровольного исполнения налоговых обязательств в полном объеме, а с другой - на обеспечение контроля за соблюдением законодательства теми предпринимателями, которые сознательно скрывают доходы от налогообложения.

Кроме того, 31 декабря 2010 года Президентом Республики Беларусь был принят один из важнейших стратегических документов - Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», определившая основную цель наступившей пятилетки - создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществление дальнейшей либерализации хозяйственной деятельности. И для достижения данной цели предстоит еще сделать немало важных шагов.

ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ

«В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов» (Бенджамин Франклин)

В настоящее время Государство уделяет огромное значение индивидуальной предпринимательской деятельности. В целях создания условий для дальнейшего развития предпринимательства в Республике Беларусь, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, Правительством разработана программа государственной поддержки малого предпринимательства, целью которой является дальнейшее создание благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.

Следует помнить, что предпринимательство - это самостоятельная, инициативная деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Поэтому каждый должен сделать выбор для себя сам: работать честно и платить налоги или постоянно бояться посещения проверяющих и платить штрафы [10].

Административная ответственность индивидуальных предпринимателей характеризуется в соответствии с главой 13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 №194-З (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 23.02.2009, далее - КоАП).

Так на индивидуальных предпринимателей, допустивших, по результатам налоговых проверок, нарушения налогового законодательства:

·  возлагается обязанность по уплате доначисленных налоговых платежей и пени, за несвоевременное исполнение налогового обязательства;

·        налагается административная ответственность:

1. В соответствии со статьей 13.5 КоАП за нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, если эти деяния:

не повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года), влекут наложение на индивидуальных предпринимателей штрафа в размере от двух до десяти базовых величин;

повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года), влекут наложение на индивидуального предпринимателя штрафа от трех до двадцати базовых величин;

. В соответствии со статьей 13.6 КоАП за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение на индивидуального предпринимателя штрафа в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин.

Кроме того, за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба:

в крупном размере, - наказывается лишением права занимать заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

в особо крупном размере, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать заниматься определенной деятельностью или без лишения.

В отношении индивидуальных предпринимателей, как и в отношении иных субъектов предпринимательской деятельности, контролирующими (надзорными) органами проводятся проверки, направленные на выявление и пресечение нарушений законодательства [19].

В случае если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения, проводящим проверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителем ревизионной группы) до окончания проверки (ревизии) составляется отдельный промежуточный акт, на основании которого уполномоченным контролирующим органом и могут быть применены экономические санкции [13].

Экономическая санкция - установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений [11].

По каждому из видов экономических правонарушений экономическая санкция применяется исходя из определенных за весь проверяемый период сумм налогов, соответственно подлежащих уплате на основании налоговой декларации [13].

Важно заметить, действующим законодательством для индивидуальных предпринимателей предусмотрена дополнительная ответственность за неуплату налогов. Так, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» в случае неуплаты индивидуальными предпринимателями в установленном порядке (уплаты не в полном объеме) единого налога и (или) налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме государственная регистрация таких индивидуальных предпринимателей аннулируется по решению регистрирующего органа. И в дальнейшем такие граждане, государственная регистрация которых в качестве индивидуальных предпринимателей аннулирована, не вправе обращаться в регистрирующие органы за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя независимо от срока, истекшего со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации [16].

Днем совершения экономического правонарушения, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на индивидуального предпринимателя под угрозой применения экономической санкции (нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), неуплата или неполная уплата в установленный срок суммы налога, сбора (пошлины), неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы и другие правонарушения), является день начала совершения указанного деяния [13].

Уголовная ответственность индивидуальных предпринимателей за неуплату налогов предусматривается статьей 243 Уголовного Кодекса Республики Беларусь - уклонение от уплаты сумм налогов. Объективная сторона данного преступления выражается деянием - действием или бездействием в следующих видах: а) сокрытие прибыли, доходов и иных объектов налогообложения. Подобное осуществляется путем утаивания информации об их наличии от налоговых органов; б) занижение прибыли, доходов или иных объектов налогообложения. Осуществляется путем представления в налоговую инспекцию не соответствующей действительности информации в сторону ее занижения; в) уклонение от подачи налоговых деклараций, облагаемых налогом.

Обязательным условием уголовной ответственности является ущерб в крупном размере ( от 250 до 1000 базовых величин) или в особо крупном размере ( от 1000 базовых величин).

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

За совершение данного преступления Уголовный Кодекс Республики Беларусь предусматривает следующие виды наказаний:

·   лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. По общему правилу срок данного наказания не может превышать двух лет.

·   арест на срок до шести месяцев. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества.

·   лишением свободы на срок до трех лет - при ущербе в крупном размере, на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения - при особо крупном размере.

Интересно отметить, что по статистике более 90% всех схем уклонения от уплаты налогов используется с участием лжепредпринимательских структур, которые чаще всего регистрируются в Минске, и отношения с ними имеют практически все субъекты предпринимательства [1].

В рамках решения данной проблемы планируется создать реестр неблагонадежных субъектов предпринимательской деятельности. В этот реестр Министерство по налогам и сборам, в частности, предлагает включить коммерческие организации и предпринимательские структуры, которые не осуществляют деятельность на протяжении 12 месяцев и осуществляют деятельность без лицензии [1].

Таким образом, мы видим, что наиболее распространенной мерой юридической ответственности индивидуальных предпринимателей за неуплату налогов является наложение штрафов. Следует также учитывать, что действующим законодательством для индивидуальных предпринимателей предусмотрена дополнительная ответственность за неуплату налогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы:

. в связи с недавним принятием Президентом Республики Беларусь Директивы №4, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь, сегодня планируются, находятся на стадии активной разработки и подвергаются существенным изменениям многие законодательные акты, регулирующие налоговые обязательства индивидуальных предпринимателей. Конечно эти изменения не должны ограничиваться расширением или сужением налоговых льгот, прежде всего должна решаться комплексная задача по упрощению налоговой системы. В ходе данной работы должны быть выработаны меры, которые были бы привлекательны для бизнеса. И здесь очень важно использовать передовой европейский опыт;

. в течение последнего пятилетия в Республике Беларусь проводилась последовательная работа по снижению налоговой нагрузки на экономику страны. За этот период отменено 26 неэффективных налогов и сборов, включая «оборотные» налоги с выручки, тормозившие развитие производства и увеличение экспорта. В результате величина налоговой нагрузки в 2010 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 6,5 %. В целях дальнейшего упрощения налоговой системы и сокращения величины налоговой нагрузки на экономику с 2011 года отменены сбор на развитие территорий, налог на услуги и три платежа в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов; за перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений).

. порядок уплаты НДС на реализацию произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг) и НДС на ввоз товаров на территорию Республики Беларусь имеют существенные различия. Немаловажную роль в регулировании порядка уплаты НДС на ввоз товаров на территорию Республики Беларусь здесь играет Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, между государствами - членами таможенного союза Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Данный Протокол предусматривает значительное количество льгот для осуществления индивидуальными предпринимателями выгодной и недискриминирующей предпринимательской деятельности;

. серьезным недостатком белорусской налоговой системы, на наш взгляд, является рассредоточение элементов налогового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Поэтому необходимо подвергнуть законодательные акты в данной области большей укомплектованности и конкретизации;

. учитывая то обстоятельство, что в последнее время более 90% всех схем уклонения от уплаты налогов используется с участием лжепредпринимательских структур, предлагаем скорректировать налогооблагаемую прибыль и расширить меры уголовной ответственности;

. главным условием в работе контролирующих органов по выявлению налоговых нарушений со стороны индивидуальных предпринимателей должно служить не привлечение их к ответственности за нарушение законодательства, а выявление различных схем ухода от налогообложения, легализация деятельности плательщиков и полнота уплаты ими налогов в бюджет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Белорусский Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Информационный центр информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - Режим доступа: <http://www.TUT.by>. - Дата доступа: 12.03.2011.

.        Дуканич, Л.В. Налоги и налогообложение: учебник / Л.В. Дуканич. Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 416с.

3.   Заяц, Н.Е. Налоги: учебник / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василеская и др.; под ред. Н.Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2000. - 368 с.

.     Иванова, И. Налогообложение / И. Иванова // Консультант - 2005. - №7. С. 51 - 55.

5.       Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 21 апр. 2003 г. №194-З: текст по состоянию на 20 дек. 2010 г. - Минск: Амалфея, 2011. - 376 с.

6.   Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - №1. - 1/0; 2004. - № 188. - 1/6032.

7.       Налоги и налогооблажение // Финансы и кредит [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: <http://www.finansi-credit.ru/ekonomicheskaya-priroda-ponyatie-i-priznaki-nalogov-ikh-funktsii-klassifikatsiya-nalogov> - Дата доступа: 30.04.2011.

8.   Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общ. часть): Закон Республики Беларусь, 19 дек. 2002 г. №166-З (с учетом измен., внесенных Законами Респ. Беларусь от 22 июля 2003. - №225-З. - 2/ 977; 1 янв. 2004 г. - №260-З. - 2/ 1009; 3 авг. 2004. - №309-З. - 2/ 1058; 29 окт. 2004. - № 319-З. - 2/ 1068; 2 ноя. 2004. - №338-З. - 2/ 1087;31 дек. 2005. - №80-З. - 2/ 1177; 16 мая 2006. - № 110-З. - 2/ 1207; 29 июня 2006.- № 137-З. - 2/ 1235; 29 дек. 2006. - №190-З. - 2/ 1287; 4 апр. 2007. - №205-З. - 2/ 1302; 26 дек. 2007. - №302-З. - 2/ 1399) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь 2003, № 4. 2/ 920.

9.       Налоговый Кодекс Республики Беларусь (особ. часть): Закон Республики Беларусь, 29 дек. 2009 г. №71-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь- 2010. - №85. - 5/1946; изм. и доп. 15 окт. 2010 г., №174-З// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - №28 - 6/851.

10.     Национальный Интернет-портал Мин. по налогам и сборам Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нормативные правовые акты / Налогообложение - Минск, 2011. - Режим доступа: <http://www.nalog.by> - Дата доступа: 09.05.2011.

11.     Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010. - Режим доступа: <http://www.pravo.by>. - Дата доступа: 29.04.2011.

.        Об уплате налога на добавленную стоимость белорусскими индивидуальными предпринимателями, осуществляющими импорт товаров, работ (услуг) [Электронный ресурс] / Национальный Интернет-портал Мин. по налогам и сборам Респ. Беларусь. - Минск,2010. - Режим доступа: http://nalog.by/ regions/minobl/actual600/ NDSvTS600.html - Дата доступа: 02.05.2011.

13.     Об утверждении положения о применении экономических санкций: Постановление Государственного налогового комитета Республики Беларусь, 31 мая 2000 г., №50 (в ред. постановлений Мин. по налогам и сборам от 4 марта 3.2004 г., №36, от 12 марта 2005 г., №34) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - Минск, 2000.

.        О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь: Закон Президента Респ. Беларусь, 15 окт. 2010 г., №174-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

.        О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. №194: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 сент. 2009 г., №477 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - Изм. и дополн. - 2010 г. - №149. - 1/11724.

.        О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 18 июня 2005 г., №285 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - Изм. и дополн. - 2006 г. - №163. - 1/7961; 2007 г. - №4. - 1/8211; 2007 г. - №83. - 1/8471; 2008 г. - №133. - 1/9730; 2009 г. - №4. - 1/10341; 2009 г. - №53. - 1/10497; 2010 г. - №66. - 1/11477; 2010 г. - №149. - 1/11723; 2010 г. - №223. - 1/11955.

.        О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Презид. Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., №4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

18. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»: Решение Конст. Суда Респ. Беларусь, 11 окт. 2010 г., №Р - 494 /2010 // Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

19. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., №510// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - Изм. и дополн. - 2010 г. - №66. - 1/11477.

20.     Табала, Д.И. Сущность налога и система налогообложения / Д.И. Табала // Вестн. Бел. гос. эконом. ун-та. - 2003. - №3. С. 65 - 67.

.        Уголовный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. - №76. - 2/50.

Похожие работы на - Правовые основы уплаты налогов в Республике Беларусь индивидуальными предпринимателями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!