Музей в системе менеджмента

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,66 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Музей в системе менеджмента

Введение

В современном мире все большую значимость приобретает сфера услуг. Организацию социально-культурных мероприятий можно отнести к наиболее развитым и востребованным услугам современности.

Арт-менеджмент является на сегодняшний момент одним из направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства. Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается при его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем - потребителем такого необыкновенного продукта, каковым является спектакль, кинофильм, эстрадное шоу - представление и др. И для того, чтобы сделать это взаимодействие более приятным как для исполнителя, так и для зрителя, в наиболее подходящей атмосфере и специально подготовленном для подобных целей помещении существует профессионал особого рода. Этой деятельностью занимается арт-менеджер.

Актуальность проблемы заключается в том, что на данный момент, когда существует множество различных певцов, музыкальных групп очень сложно угодить нынешнему зрителю. Устроить необычное эстрадное шоу-представление, концерт, так что бы это понравилось зрителю. Организовать все на достойном уровне может только опытный арт-менеджер.

Это его усилиями заключаются контракты с известными творческими коллективами или отдельными исполнителями на гастрольные туры и разовые выступления, организуется рекламная кампания по оповещению зрителей о предстоящих концертах. Он же арендует помещение, где будут проходить выступления его коллектива, договаривается об условиях быта артистов, обеспечивает транспорт, декоративное оформление сценической площадки и т.д.

Цель данной работы: рассмотрение некоторых технологических особенностей арт-менеджера социально - культурной сферы, а так же технологий и этапов создания арт-проекта.

1. Организационно-управленческие технологии в арт-индустрии

.1 Организационная деятельность арт-менеджера

Организационно-управленческие технологии играют значительную, даже порой решающую роль в осуществлении задуманной социально-культурной программе, проекте, в проведении диагностических или экспертных исследований. Это и понятно, поскольку правильная организация и эффективный менеджмент являются условиями успешности проведения большинства социально-культурных мероприятий.

В классическом менеджменте организация рассматривается как одна из основных функций наряду с планированием, мотивацией и контролем. Каждая из функций жизненно необходима при проектировании и реализации социокультурных и арт-проектов. При этом планирование обеспечивает основу для достижения главной цели - создания и реализации проекта, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических задач проекта.

Под термином «организация» обычно подразумевают:

структуру, т.е. качество деятельности организации, а так же степень упорядоченности системы (количество учреждений, организаций) и ее соподчиненность;

определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению определенного результата (организация как процесс);

социальное учреждение, институт или их совокупность, призванные обеспечить соответствующую их функциональным особенностям деятельность.

Если «организация» рассматривается как учреждение, то она представляет собой внутреннее взаимодействие, согласованность, соподчиненность отдельных его частей в единое целое. В учреждении как организации происходит объединение сотрудников, включенных в единый процесс по реализации главных целей на основе принятых правил и процедур.

При разработке арт-проектов всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания определенных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности учреждения культуры, арт-фирмы, арт-менеджера и исполнении проекта.

Организационная деятельность арт-менеджера тесно связана с управленческой и имеет в своей основе общие и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно выделить общие цели по достижению позитивного результата. Различает же их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношении между специалистами, тогда как организация основана на взаимодействии как между специалистами-организаторами, так и рядовыми участниками - посетителями мероприятий, а также представителями широкой общественности, подключенной к реализации проекта.

Процесс организации деятельности решает следующие задачи: а) определение кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели; б) установление связи между участниками социокультурного процесса; г) координация их действий.

Существует ряд принципов, которыми необходимо руководствоваться арт-менеджеру в процессе выполнения организационной функции независимо от масштабов арт-проектов:

определение и детализация целей учреждения, фирмы, оргкомитета, которые выявлены в ходе проектирования;

определение видов деятельности, необходимых для достижения выявленных целей;

разделение труда между специалистами и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение руководителя и подчиненных, круга обязанностей, сроков исполнения, видов отчетности, главного менеджера или директора;

единство целей деятельности, где каждый член организации работает на общее благо, никто не имеет права работать против целей организации;

размах менеджмента, включающий определенное число подчиненных.

Таким образом, организацию как важнейшую функцию управления мы можем понимать, с одной стороны, как структурную систему в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, а с другой - как процесс, в ходе которого разрабатывается и создается проект и сохраняется структура учреждения, фирмы.

.2 Управленческая деятельность арт-менеджера, ее структура и особенности

Наибольшее распространение в технологиях арт-менеджмента получила функциональная система управления, построенная исходя из задач конкретного учреждения, фирмы или отдельного проекта. В самом обобщенном виде ее можно представить так: дирекция фирмы, маркетинговый сектор, сектор связей с общественностью и рекламы, художественно-творческий отдел, финансово-экономический отдел, оформительские и творческие мастерские. В зависимости от задач, решаемых учреждением в целом или в конкретных социально-культурных проектах, система может расширяться, уточняться, дробиться.

Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения по организации процесса деятельности.

В арт-программах и арт-проектах процесс управления также достаточно сложное образование, поскольку оно вбирает в себя содержательную сторону деятельности, организацию и технологии. Содержание процесса управления определяется сущностью, целями и задачами, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Организационная деятельность и технологические разработки в арт-индустрии определяются на базе содержательных основ и понимания сущности управления.

Успешная управленческая деятельность зависит от системного подхода к решению поставленных задач, который включает:

планирование предстоящей работы, правильную постановку и ранжирование целей социально-культурного процесса по степени важности;

четкую расстановку кадров, установление гармонических связей между подсистемами и их регулирование, оперативность и координацию между звеньями и направлениями социально культурной деятельности;

налаживание системы оперативной информации внутри учреждения и эффективной обратной связи с активистами и участниками мероприятий;

всесторонний и глубокий анализ деятельности, своевременную помощь в предупреждении и ликвидации выявленных недостатков;

создание условий для внедрения новейших технологий, научной организации труда в деятельность сотрудников учреждения и активистов;

создание особого психологического климата, условий для успешной деятельности коллектива.

стимулирование стремления сотрудников к постоянному повышению квалификации, профессиональному росту, творческой активности.

Организационно-управленческие технологии, широко применяемые в арт-проектах, имеют достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанные стороны: функциональную, структурную, информационную. Проекты крупномасштабных акций реализуются на основании распоряжений городских властей с организацией охранных зон, схем барьеров безопасности и разработанной системой и формами аккредитации. Значительную нагрузку несут рекламно-информационные службы, отвечающие за рекламные ролики, афиши, рекламные растяжки, рекламные интервью в СМИ.

Каждый элемент системы существует, функционирует и развивается на основе решения определенных целей и задач в целом, и в то же время элементы системы приобретают новое качество и новое значение. Этот процесс характеризуется постоянной сменой состояний, изменениями связей между элементами системы, обусловленными целями и задачами возрастной или социальной группы.

Системный подход можно представить в виде следующей цепочки:

Цель-Ресурсы-План-Решение-Реализация

Организационно-управленческие технологии в деятельности арт-менеджера имеют ряд особенностей, которые проявляются в том, что;

содержание деятельности арт-менеджера настолько емко и разнообразно, что позволяет использовать все богатство видов и форм управления;

в этой отрасли имеются большие возможности для сотрудничества с другими сферами, привлекая значительные средства различных финансовых доноров на основе взаимного интереса (формирование репутации и имиджа фирмы, проведение рекламной кампании и т.п.);

управление коммерческими и некоммерческими проектами потребовало от менеджеров освоения новых знаний и умений не только в сфере культуры и искусства, но и в области управления, экономики и права.

Организационно-управленческие технологии предполагают жесткое распределение обязанностей, соблюдение иерархии подчиненности и контроля, основанной на правовых документах, регламентирующих трудовые права и обязанности. К ним относятся также материалы и документы, отражающие как содержание организационно-административной деятельности того или иного проекта, так и его структуру, штатное расписание и финансирование. Хозяйственно-экономическое управление проектами включает систему ресурсного обеспечения - финансы, штаты, размеры заработной платы, виды поощрения или наказания, материально-технические ресурсы.

Поиск источников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных задач и требует от организаторов проведения анализа по выявлению первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ). Проведение такого анализа будет способствовать принятию обоснованных решений по осуществлению государственной поддержки проекта и привлечению спонсорских средств частных лиц и благотворительных организаций.

Организационно-экономическое сотрудничество бизнеса в осуществлении социально-культурных программ и проектов принимает разнообразные формы, которые оформляются договорами, оговаривающими взаимовыгодные условия. Это могут быть закупки оборудования и инвентаря, учреждение премий, стипендий, гонораров, призов, грандов и т.п. со стороны представителей бизнеса, тогда как руководители проектов обязуются способствовать формированию положительного имиджа спонсирующей организации или продвижению ее товаров.

Не менее важна в организационно-управленческих технологиях и выстроенная система контроля, в задачи которого входит выявление успешного опыта деятельности и недостатков, которые проявились в период реализации проекта. Этому способствует учет, который осуществляется в четырех видах: текущий, статистический, бухгалтерский, творческий.

Система контроля осуществляется в нескольких видах: ведомственный, представляющий контроль со стороны вышестоящей организации - учредителя; государственный - со стороны государства через ревизионные органы; общественный - со стороны общественных организаций а также контроль со стороны граждан.

Организационно-управленческие технологии строятся на основополагающих требованиях, предъявляемых к корпоративной культуре организаторов проекта как важной составляющей формирования и утверждения образа фирмы и конкретного проекта. Корпоративная культура находит свое отражение в стиле управления (ритмичности, равномерности в распределении заданий и сроков исполнения); культуре общения (разрешении и профилактике конфликтов); формах управления внутри проект ной жизни (традициях, ритуалах, внешних символах), информационном дизайне (аббревиатуре фирмы, проекта, одежде сотрудников, слоганах, звуковых и музыкальных сигналах и т.п.). Возможным является принятие системы запретов на внешний облик и систему взаимоотношений внутри коллектива и другие требования.

2. Технология создания арт-проекта

.1 Арт-проект и его виды

В последние годы в деятельности учреждений культуры и искусства широкое распространение получили новые формы культурной деятельности - творческие проекты. Они возникают и как самостоятельное направление деятельности по сохранению и развитию отдельных отраслей или учреждений культуры, и как некий творческий замысел, выраженный в конкретной художественной форме. Проект сегодня рассматривается как замысел, план, нацеленный на преобразование, как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и является обязательным компонентом профессиональной деятельности творческой команды продюсера, арт-менеджера, коллектива учреждения культуры, министерства, инициативы частного лица.

Профессор Пермского университета культуры и искусства Г.М. Кузицына выделяет четыре вида проектных решений, с которыми сталкивается специалист:

а) прогнозное проектирование, в ходе которого разрабатывается стратегия развития объекта культуры в определенных условиях; обосновывается вероятностное решение этого объекта; выявляются перспективные культурные проблемы;

б) проектное прогнозирование, в ходе которого научно обосновываются этапы прогноза проектов различного уровня;

в) экспериментное проектирование представляет собой практическую проверку теоретических моделей, проводимую на определенных уровнях и сферах социально-культурной деятельности;

г) текущее, типовое проектирование, в ходе которого разрабатываются оперативные, тактические программы, планы, представляющие собой организационные виды деятельности.

Представленные виды проектных решений характеризуются общими, нацеленными на будущее планами, связанными с разработкой структуры проекта, и специфическими чертами, присущими конкретному учреждению культуры, социокультурной акции или объекту. Процесс проектирования основывается на методологических принципах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы населения, на которую он рассчитан; проблемно ситуационном подходе в определении цели, которая направлена на решение задачи обеспечения эффективного воздействия на посетителей учреждения культуры в тех или иных социальных ситуациях; ориентировании на междисциплинарное использование взаимодополняющих методов выявления актуальных и перспективных для определенной социальной среды проблем и совместное сотрудничество.

Выбор методов проектной деятельности определяется такими условиями, как характер самого объекта проектирования, уровень проектирования, социально-экономическая и социально-культурная ситуация и т.д. Широко применяются методы информационно-целевого анализа прессы, телевизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов опросов, рейтингов, выступлений отдельных возрастных, социальных, профессиональных групп населения.

Рассматривая проблемы педагогического проектирования, Т. Смысловская выделила макро - и микроэтапы, характерные для данного процесса:

. Подготовительный, включающий принятие решения о необходимости проектирования новой системы, формы; выбор базовой модели проектирования; создание и запуск системы управления проектом.

. Основной, включающий анализ и прогноз ситуации в значимой внешней среде; генерация проектных идей для образа новой системы; создание целостного проекта новой системы, формы, его редактирование и оформление.

. Завершающий: включающий самооценку полученного проекта; независимую экспертизу проекта; доработку проекта и принятие решения по его освоению.

Однако проектные технологии в сфере культуры и искусства имеют и ряд особенностей, характерных именно для этого вида творческой деятельности. Художественный проект - это своеобразный ответ на «социальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то или иное социальное явление. Грамотно разработанный творческий проект помогает менеджеру культуры избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в непредсказуемом мире конкуренции, найти ответы на многие вопросы, связанные с его разработкой и реализацией.

В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и рыночные аспекты деятельности:

во-первых, проект служит основанием для предполагаемой творческой работы и дает оценку результатам деятельности за определенный период;

во-вторых, проект становится документом, который определяет курс действий и формы управления ими, он выполняет как стратегические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения различных действий по реализации проектируемых форм деятельности;

в-четвертых, проект обязательно рассматривается как документ, восприимчивый для различного рода нововведений (организационных, информационных, технических, технологических, экономических и т.н.);

в-пятых, проект служит хорошей рекламой предполагаемой акции, программы, становясь своеобразной визитной карточкой проектной организации. Он должен быть компактным, красиво оформленным и информационно-насыщенным;

в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков идти на риск и является развернутым документом, страхующим успех;

в-седьмых, проект является инструментом самообучения, поскольку его разработка есть непрерывный процесс познания и самопознания.

В рамках всей страны или одного региона могут разрабатываться как общая стратегическая программа оздоровления всей социально-культурной деятельности страны, региона, конкретных учреждений культуры, так и отдельные проекты, связанные с освоением одного из направлений общей программы, ориентированного на разработку отдельной формы или конкретного нововведения.

.2 Этапы создания арт-проекта

Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого ситуационного анализа, разработки и осуществления могут корректироваться и даже пересматриваться. При получении благоприятного прогноза на реализацию поставленной цели специалист приступает к собственно проектированию модели (формы) предстоящей деятельности, выбору средств, способов, конкретных этапов достижения поставленной цели, определяя частные задачи, виды и формы оценки полученных результатов. На этом этапе происходит детальная проработка идейно тематического замысла конкретной формы, подготовка сценария в целом и отдельных его частей, определяется композиционное решение предлагаемой формы, обосновывается ее жанр, художественный образ.

Подготовительный этап работы над творческим проектом:

. Уточнение проблемы, изучение запросов и интересов аудитории

. Конкретизация темы, формулировка идеи, цели, задач

. Обоснование выбора формы, жанра

. Поиск художественного образа

. Определение композиционного построения сценария

. Предварительный план-график выполнения проекта

. Предполагаемый расчет расходов и доходов

На этом этапе вскрываются финансовые ресурсы, ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Кроме того, указываются условия для потенциального инвестора или кредитора, соучредителей или партнеров, включая учреждение культуры, где проект может реализовываться. Обосновываются ключевые факторы успеха: фактор выигрышного времени, полноценного или частичного изменения выявленной проблемной ситуации. На данном этапе целесообразно подготовить три возможных варианта реализации проекта: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятностный. В этой части необходимо отразить потенциальные риски, которые могут возникнуть при реализации проекта.

Следующий этап работы над творческим проектом называется организационно-творческий и включает следующие процедуры:

. Утверждение сценария, бизнес-плана.

. Выбор сценической площадки, разработка режиссерского сценария.

. Подбор и утверждение отдельных исполнителей и коллективов.

. Создание и утверждение эскизов декораций.

. Согласование с техническими службами.

. Создание и утверждение эскизов костюмов и их исполнителей.

. Подбор и разработка музыкального сопровождения.

. Работа в студиях звукозаписи.

После утверждения сценария и бизнес-плана начинается непосредственная работа над организационно-управленческой стороной реализации проекта на практике. На этом этапе работы над проектом определяются формы и методы управления проектом, дается характеристика персонала, отвечающего за реализацию проекта, оценивается конъюнктура рынка, определяются организации и коллективы, заинтересованные в продвижении проекта, формируются группы и оргкомитеты. Кроме того, определяются ответственные за тот или иной участок работы, разрабатываются положения, условия отбора как внутри проекта, так и для зрителей, посетителей.

Также на этом этапе проекта утверждаются творческие коллективы и отдельные исполнители, организаторы, принимающие участие в реализации проекта, доказательно обосновывается использование различных технических средств: световой и сценической техники, лазерных установок, дыма, шумов, светового, цветового и музыкального оборудования, разрабатываются эскизы, одежды сцены, ее художественно-декорационного решения. С этой целью предлагаются макеты оформления, образцы тканей, эскизы костюмов, технические характеристики предлагаемой к использованию техники.

Финансово-экономическая часть проекта основывается на развернутом бизнес-плане с указанием стоимости всех видов работ, связанных с осуществлением проекта и указанием конкретных источников финансирования. Определяются пути возможной самоокупаемости постановочных затрат, обосновываются штатное расписание и заработная плата персонала, разрабатывается смета с подробным указанием статей доходов и расходов, отчислений на налоги и других статей.

Важное место отводится разработке режиссерского сценария, который является отправным пунктом для деятельности всех служб, задействованных в разработке проекта на данном этапе.

Следующий этап работы над проектом - это этап непосредственного производства, включающий аренду или покупку оборудования, репетиционный период, производство декораций и костюмов, проведение рекламной кампании.

Этап непосредственного производства и вторичного финансирования проекта. На этом этапе разрабатываются и подписываются трудовые соглашения, контракты, договора, составленные в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и обоснованно заключенными между организаторами (учредителями) и участниками проекта.

Промоутерская часть проекта включает в себя основные приемы информационной и рекламной деятельности, в ней обосновывается необходимость применения тех или иных приемов, разрабатываются (при необходимости) слоган, видеоклипы. Организуются и проводятся пресс-конференции, осуществляется поиск информационных спонсоров, разрабатывается стимулирующая система скидок на билеты, утверждаются эскизы афиши, листовок, буклетов, используются рекламные формы и приемы, усиливающие и подогревающие интерес зрителей к проекту.

Заключительный этап работы над проектом связан с непосредственной его реализацией, завершающими монтажными работами по оформлению и оборудованию сцены, монтажными и генеральными репетициями, премьерой, экспертными оценками деятельности по реализации проекта и анализом творческих и финансовых результатов. Схематично этот период можно представить так.

Завершающий этап работы над проектом:

В этот период особую роль играет разработка режиссерской постановочной документации, которая находит отражение в монтажном листе, соединяющим воедино деятельность всех технических служб, задействованных в постановочной работе. Благодаря монтажному листу каждая служба согласованно и без каких-либо заминок и срывов включается в рабочий процесс.

арт менеджер творческий музей

Монтажный лист

Название блока эпизода, сценки, акта, его порядковый номер и время

Фрагменты текста сценария, сценического действия

Декорационное, техническое оформление сцены

Музыкальный, звуковой и шумовой ряд

Световое, лазерное оформление

Место действия, основные мизансцены, исполнители



Заключение

В наше время роль такой науки как арт-менеджмент велика, т.к. современный человек уже не может представить себе жизнь без каких либо мероприятий.

Рассмотрение основ современной деятельности арт-менеджера в сфере культуры позволяет подойти к пониманию всей совокупности деятельности арт-менеджера, глубоко разобраться в технологиях ее отдельных направлений, осознать значимость многообразных ролей управленца - руководителя, организатора, финансиста, создателя конкретной «звезды», проекта, важного по своей социальной значимости, управленца - воспитателя команды и публики, формирующего вкусы и эстетические идеалы.

В профессиональные обязанности арт-менеджера входит поиск и сложнейшая работа по созданию арт-проекта. Он должен уметь найти подходящего режиссера-постановщика готовящегося зрелища, составить с ним грамотный контракт, нанять художника-постановщика, звукорежиссера, костюмера, рабочих сцены, определить какую театральную технику необходимо арендовать или купить, составить расписание репетиций. Этот специалист должен владеть нормативно-правовыми основами деятельности в сфере искусства, тонкостями составления бизнес-плана, простой сметы, умениями поиска спонсоров, вкладывающих финансовые средства в развитие отдельного исполнителя или коллектива.

Большую часть современного рынка занимает рынок услуг, а в свою очередь услуги социально - культурной сферы стоят на первом месте в этом сегменте. Отсюда можно сделать вывод, что сложно переоценить вклад арт-менеджмента в целом и арт-менеджеров в частности в нашу жизнь. Несмотря на то, что арт-менеджмент считается довольно молодой наукой она уже внесла довольно весомый вклад в развитие современного общества.

Список литературы

1.     Валугова Д.Д., Березнина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов. / Под. ред. Д.Д. Валугова. М.: Высшая школа, 2001.367 с.

2.       Герчикова И.Н. Менеджмент. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010.530 с.

.        Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Эффективный менеджмент. М.: Высшая школа, 2005.555 с.

.        Хоннев А.В., Клаус И.Г. Поп-арт. / Под ред. Уты-Гросенин. М.: Арт-родник, 2005.310 с.

.        Ципнина Ю.А. Менеджмент.М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.439 с.

Похожие работы на - Музей в системе менеджмента

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!