Кадровая политика

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    142,2 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кадровая политика

Введение

кадровый политика государственный аттестация

Управление персоналом в настоящее время включает в себя управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала; поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.

Эффективность функционирования отделов человеческих ресурсов в современных организациях зависит, прежде всего, от двух факторов: профессиональной компетентности их сотрудников и успешного взаимодействия с руководителями всех уровней.

Отмечается, что управление персоналом организации представляет собой целенаправленную деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.

Кадровая политика являет собой праоснову процесса управления персоналом в организации. Предприятие подбирает персонал, создает условия для быстрой адаптации новых работников, платит им заработную плату и оценивает их трудовые достижения, опираясь на определенные правила или принципы. Эти правила и принципы и есть кадровая политика. Любая организация, независимо от того, формализованы и обнародованы эти правила или нет, имеет кадровую политику.

Задача кадровой политики - создание трудового коллектива, который наилучшим образом способствует совмещению целей и приоритетов организации и ее работников. Поэтому содержанием кадровой политики является разработка принципиальных позиций организации, процедур, правил, выбор средств и методов, необходимых при отборе кадров, их обучении, служебно-профессиональном продвижении, мотивации и т.д. Кадровая политика формирует требования к рабочей силе на стадии ее найма, отношение руководства к «капиталовложениям» в рабочую силу, к стабилизации коллектива и т.д.

Актуальность представленного исследования объясняется тем, что вопросы управления персоналом предприятий в настоящее время привлекают внимание как теоретиков, так и практиков менеджмента. Эффективность управления персоналом увеличивается за счет активной разработки новых методик, подходов, внедрения западного опыта и его удачной адаптации к специфике отечественных предприятий различной специализации. Происходит активный обмен опытом и мнениями между специалистами в области управления персоналом. В то же время управление кадрами остается на том уровне развития, который подразумевает исключительно оперативное управление и реализацию задач общего менеджмента компании. Прорывом в сфере управления персоналом станет переход на уровень стратегического управления или, иными словами, организация работы с кадрами на основании разработки единой кадровой стратегии учреждения.

Степень научной разработанности проблемы

Изучение теории и практики кадрового менеджмента, а именно, проблем управления персоналом, в нашей стране началось сравнительно недавно. Однако проблемы повышения эффективности деятельности госслужащих путем совершенствования управления персоналом нашли определенное отражение в работах отечественных и зарубежных авторов. Ведут активную работу и занимаются исследованиями в этой области такие ученые, как Т.Ю.Базаров, А.С.Большаков, О.И.Боткин, В.Р.Веснин, В.А.Дятлов, Б.Л.Еремин, А.Я.Кибанов, В.А.Спивак, С. В. Шекшня, В.В.Травин, Э.А.Уткин, Е. И. Комаров и др.

Среди зарубежных ученых, рассматривающих проблемы повышения эффективности управления персоналом, следует отметить М.Х.Мескона, П. Друкера, Д. Сазерленда, Г.Шмидта, Л.Якокка и др.

Анализ работ показал, что в них рассматривается широкий круг вопросов, имеющих отношение к науке управления персоналом. Однако работ, касающихся оптимизации кадровой политики недостаточно, нет единых подходов к ее освещению.

Объект представленного исследования - деятельность Управления инкассации по Мурманской области.

Предмет исследования - кадровая политика учреждения.

Цель представленного исследования - проанализировать кадровую политику Управления инкассации по Мурманской области.

Достижение поставленной цели определяется решением следующих задач:

1.       Рассмотреть теоретические основы кадровой политики учреждения.

2.       Проанализировать специфику кадровой стратегии и основных ее этапов.

.        Исследовать деятельность Управления инкассации по Мурманской области.

.        Проанализировать работу по управлению персоналом на материалах Управления инкассации.

.        Разработать программу по совершенствованию кадровой политики учреждения.

Методология дипломного проекта представлена диалектическим методом познания, системным, комплексным подходом к изучению явлений, входящих в объект исследования.

В работе над дипломным проектом использованы исторический, конкретно-социологические (в частности, анкетирование, интервьюирование) методы, а также методы синтеза и анализа.

Теоретической основой работы стали научные труды известных ученых в области изучения кадровой политики, таких как: Базаров Т. Ю., Кибанов, А. Я., Веснин В. Р., Шекшня С. В. и др., а также научные статьи «Удовлетворенность работой и профессиональная мотивация персонала» Потеряхина А. и «Исследования системы управления мотивации персонала» Варданяна И.С.Варданян, И.С., опубликованные в периодической печати.

Информационную базу дипломного проекта составили нормативно правовые документы, в частности, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №58-Ф3 от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 года №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» и др.

Практическая значимость исследования:

Положения и выводы проведенного исследования, разработанная программа по оптимизации кадровой политики учреждения могут быть использованы для улучшения процессов управления персоналом филиала Российского объединения инкассации.

Положения, выносимые на защиту:

. Кадровая политика - это функционально-дифференцированная, социально-управленческая деятельность по формированию кадрового состава органа государственной гражданской службы, его эффективному использованию и профессиональному развитию.

. Основной функцией кадровой политики органа является поиск и использование мотивирующих факторов профессиональной деятельности и роста профессионализма государственных гражданских служащих.

. Для повышения эффективности функционирования кадрового состава государственной гражданской службы необходимым является постоянное и дифференцированное оценивание государственных гражданских служащих с точки зрения их профессионально-деятельностной направленности.

. Одним из основных показателей эффективности кадровой политики является мотивированность кадров к росту профессионализма в рамках их профессиональной направленности, а также мотивированное стремление к профессиональному или карьерному развитию.

Структура работы определяется логикой исследования и включает: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.

Во введении дается общая характеристика дипломного проекта, обоснование актуальности выбранной темы, предмет и объект исследования, цели, задачи, практическая значимость, описывается информационная база, методы исследования.

В первой главе дипломного проекта раскрываются теоретические аспекты изучения кадровой политики, в частности, проводится анализ понятия «кадровой политики», рассматриваются принципы и методы системы управления персоналом, функции управления персоналом, а также особенности механизма управления коллективом.

Вторая глава посвящена анализу деятельности Управления инкассации по Мурманской области, раскрывается специфика деятельности учреждения, подробно рассматривается технология кадровой работы, анализируется уровень стабильности и текучести кадров.

В третьей главе разрабатываются пути совершенствования кадровой политики исследуемого учреждения, в частности, даются рекомендации по снижению текучести кадров, аттестации, мотивации, планированию карьеры персонала.

В заключении представлены основные результаты проведенного исследования, а также выводы, сделанные на их основе.

1. Теоретические аспекты изучения кадровой политики

.1 Анализ понятия «кадровая политика»

Управление персоналом важно для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.

От того как правильно будет выбрана кадровая и политика и как построена, зависит успех деятельности учреждения. Главное в кадровой политике - это кадры (персонал). Кадры - это важный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.

Термин «кадровая политика» в управленческой практике весьма многозначен. Главное различие в подходах к его использованию: одни исследователи и практики понимают под кадровой политикой выражение (определение) стратегии работы с кадрами каждого субъекта управленческой деятельности, своего рода программу деятельности. Другие считают, что кадровая политика тождественна кадровой деятельности, т.е. толкуют ее весьма широко, включая в нее кадровую работу.

На предприятии и в организациях кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу. Кадровая политика формируется дирекцией учреждения и организации и находит конкретное выражение в виде административных и моральных норм поведения работников на предприятии.

Кадровая политика учреждения находит отражение в следующих документах: устав учреждения, философия учреждения, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, контракт сотрудника, положение об оплате труда, положение об аттестации кадров.

Итак, в специальной литературе понятие «кадровая политика» наполнено различным смысловым содержанием. Ряд специалистов по проблемам управления персоналом определяют ее как ценностные ориентиры, те или иные сочетания методов, форм, процедур, используемых в управлении людьми, способы оценки и т.д., которые опосредуются системой общих положений, принципов, установок и приоритетов, признанных базовыми и обязательными для исполнения в данной организации.

В широком смысле под кадровой политикой организации можно понимать систему принципов, норм, правил, на основе которых основные направления деятельности по управлению персоналом (отбор, обучение, продвижение) заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации, а в узком, - набор конкретных правил, положений и ограничений во взаимоотношениях человека и организации.

Также, под кадровой политикой понимается общие установки и целенаправленная деятельность органов управления по формированию требований к работникам, их подбору, подготовке и рациональному использованию.

Сущность кадровой политики состоит в привлечении, закреплении и адекватном использовании высококвалифицированных работников, в создании условий для реализации ими своего профессионального потенциала для эффективного функционирования учреждения.

Менеджеры должны уделять постоянное внимание продвижению сотрудников по служебной лестнице на основе планирования их карьеры.

Главной целью кадровой политики является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном отношении позволял бы обеспечивать реализацию целей учреждения.

Главными направлениями кадровой политики могут быть:

-        определение основных требований к персоналу в свете перспектив развития организации;

-        формирование новых кадровых структур, разработка процедур и механизмов управления персоналом;

         формулирование концепции оплаты труда, материального и морального стимулирования работников;

         выбор путей привлечения. Использования, сохранения или высвобождения кадров, помощи в трудоустройстве при массовых увольнениях;

         осуществление обучения, переобучения, повышения квалификации;

         создание благоприятных условий труда;

         развитие социального партнерства;

         определение путей развития, повышения квалификации или массовой переподготовки персонала в связи с переходом к новым технологиям;

         стимулирование досрочного выхода на пенсию лиц, не соответствующих изменившимся требованиям и не способных освоить новые направления и методы работы.

Современное понимание кадровой политики рассматривается как единство следующих мер:

-        обеспечение всех участков производства необходимой рабочей силой;

-        создание мотивации работника на высокопроизводительный, эффективный труд.

Кадровой политикой занимаются все уровни управления предприятием:

-        высшее руководство;

-        начальники подразделений;

         кадровая служба.

Кадровая политика и в целом управление кадрами является ведущим фактором эффективности современных организаций.

Кадровая политика включает такие элементы:

- тип власти (в том числе - в обществе, от которого прямо или опосредованно зависит тип власти на предприятии);

стиль руководства;

философия учреждения;

правила внутреннего распорядка;

коллективный договор.

Исходными документами для формирования кадровой политики могут быть религиозные учения, собранные в конкретных книгах (Библия, Коран), международные документы (пример, «Всеобщая декларация прав человека»), важнейшие государственные документы (Конституция), законодательные документы (Гражданский Кодекс, Кодекс законов о труде).

Определим основные свойства кадровой политики. Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

Одна из особенностей кадровой политики заключается в том, что она имеет отношение к каждому работнику и в то же время к персоналу в целом.

Проведение кадровой политики, исходя не из долговременных, а сиюминутных интересов может привести к тому, что организация будет вынуждена уйти с рынка в силу своей неконкурентоспособности.

Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики учреждения является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива.

Управление кадрами в рамках учреждения имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития учреждения, состоящей из трех частей:

-       производственный;

-       финансово- экономический;

-       социальный (кадровая политика).

Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением учреждения к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением учреждения к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. Задачи кадровой стратегии включают:

-       поднятие престижа учреждения;

-       исследование атмосферы внутри учреждения;

-       анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;

-       обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.

Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.

Кадровая политика учреждения - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.

Кадровая политика должна увеличивать возможности учреждения, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

Механизм реализации кадровой политики представляет собой систему планов, норм и нормативов, организационных, административных, социальных, экономических и иных мероприятий, нацеленных на решение кадровых проблем и удовлетворение потребностей организации в персонале.

Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.

Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:

-        пассивная;

-        реактивная;

         превентивная;

         активная.

Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.

В русле реактивной кадровой политики руководство учреждения осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство учреждения предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития учреждения кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.

В подлинном смысле слова превентивная кадровая политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (учреждения) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций - разработка целевых кадровых программ.

Активная кадровая политика - это политика, когда руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.

В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности учреждения - обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.

Работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере.

Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:

-        разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;

-        организационно-штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;

         информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации;

         финансовая политика - формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;

         политика развития персонала - обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;

         оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности).

Этап 1. Нормирование.

Цель - согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.

Этап 2. Программирование.

Цель - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, - представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации.

Этап 3. Мониторинг персонала.

Цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.

В заключении параграфа можно отметить, что на сегодняшний день, сущность кадровой политики на предприятии состоит в привлечении, закреплении и адекватном использовании высококвалифицированных работников, а также в создании условий для реализации ими своего профессионального потенциала для эффективного функционирования учреждения.

1.2 Понятия, принципы и методы системы управления персоналом

Управление обеспечивает непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность. Управление есть процесс, а система управления - механизм, который обеспечивает этот процесс.

Объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал учреждения, на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения.

Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив. В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.

Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности организации в рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени. Цели управления достигаются путем реализации определенных принципов и методов.

Принципы, трактуемые в теории управления как устойчивые правила сознательной деятельности людей в процессе управления, обусловлены действием объективных законов. Методы выступают как способы реализации принципов.

Принципы в общем виде представляют собой исходные положения теории, учения, науки. В ходе накопления эмпирической информации о целесообразной деятельности людей, ее изучения анализа и обобщения шел отбор всего того положительного, что легло в основу принципов и правил поведения, действия, труда, управления, создания условий, обеспечивающих эффективную деятельность отдельных людей и трудовых коллективов.

Принципы, положенные в основу эффективного управления персоналом, достаточно многообразны. Они носят многоуровневый характер (общие, частные, специальные, отдельные) и распространяются на разные сферы деятельности (управление трудом в масштабах всего общества, отрасли, учреждения, отдельного работника). В числе общих принципов как инструментов управления персоналом выделяются: научность, плановость, комплексность (системность), непрерывность, нормативность, экономичность, заинтересованность, ответственность и т.п.

К частным принципам относятся:

-       соответствие функций управления целям производства;

-       индивидуализация работы с кадрами (индивидуализация подбора кадров, учет пожеланий конкретного работника, индивидуализация при высвобождении, продвижении, оплата по результатам труда и т.п.);

-       демократизация работы с кадрами (с учетом коллективного мнения работников при приеме важнейших кадровых решений, конкурсное замещение вакантных должностей, демократичность в методах управления и стиле руководства и т.п.);

-       информатизация кадровой работы, обеспечение ее уровня, достаточного для принятия обоснованных решений; подбор кадров для первичного производственного коллектива с учетом психологической совместимости и др.

Аналогичное положение и с методами, используемыми в управлении персоналом. Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производством, народным хозяйством в целом):

-       административные;

-       экономические;

-       социальные;

-       конкретные (частные) методы.

Так, административные методы, для которых характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления, включают: организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.), распорядительные (приказы, распоряжения), дисциплинарные (установление и реализация форм ответственности).

Экономические методы - это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо. Социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным, психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику в учреждении. Управление персоналом должно основываться на принципах системного подхода и программно-целевого управления.

Построение управления персоналом на принципах системного подхода и анализа означает охват всего кадрового состава учреждения, увязку конкретных решений в пределах подсистемы с учетом влияния их на всю систему в целом, анализ и принятие решений в отношении кадров с учетом внешней и внутренней среды, всей полноты взаимосвязей. Необходимость комплексного, программно-целевого по своему характеру подхода обусловлена тем, что отдельные виды деятельности в рамках управления персоналом осуществляются не сами по себе, а во взаимосвязи с целями управления.

Формирование системы управления персоналом предполагает прежде всего построение «дерева целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей организации.

Далее решаются вопросы, касающиеся организационной структуры службы управления персоналом, - выявление структурных звеньев службы, формулирование их целевых задач и функций, построение структуры управления персоналом в зависимости от особенностей организации, сложившейся на ней структуры управления, вопросы о взаимосвязи структурных подразделений службы управления персоналом между собой и с другими управленческими структурами учреждения.

На следующем этапе в зависимости от организационно-структурного построения службы управления персоналом прорабатываются вопросы информационного обеспечения управленческих решений - содержание, пути движения и носители информации.

В управлении персоналом как процессе выделяется несколько частных процессов:

-       планирование - определение целей управления, средств их достижения, моделирование и прогнозирование объекта управления;

-       организация - работа по комплектованию кадров: профориентация, профотбор, привлечение рабочей силы, наем, расстановка по рабочим местам, профессиональная подготовка, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и т.д.;

-       регулирование - межцеховое, межпрофессиональное и квалификационное движение рабочей силы, изменение численности персонала, уровня заработной платы и т.д.;

-       контроль - контроль численности, рациональности использования, соответствия занимаемой должности, исполнения кадровых приказов и т.д.;

-       учет - получение информации об изменении состава кадров, ведение государственной и внутренней отчетности по кадрам и т.д.

Управление можно рассматривать и как процесс принятия решений. В этом случае управление представляет собой совокупность последовательно выполняемых работ: изучение ситуации, само принятие решения, контроль за исполнением решения, оценка результатов и (в порядке обратной связи) корректировка задач управления.

В целях изучения кадрового состава или кадровой ситуации разрабатывается система категорий и понятий (потенциал, кадровая политика и т.п.) и на этой основе организуется сбор информации, характеризующей количественную и качественную сторону состояния, динамику развития кадровой ситуации в разрезе принятых категорий.

Таким образом, в процессе развития управления как науки использовались разные подходы к пониманию того, что есть управление: управленческий подход, органический, гуманистический, корпоративный.

Принципы, трактуемые в теории управления как устойчивые правила сознательной деятельности людей в процессе управления, обусловлены действием объективных законов. Методы выступают как способы реализации принципов и формирование системы управления персоналом предполагает прежде всего построение «дерева целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости. Далее решаются вопросы, касающиеся организационной структуры службы управления персоналом. Следующий этап - прорабатывание вопросов информационного обеспечения управленческих решений.

1.3 Функции управления персоналом и специфика профессиональной системы обучения и повышения квалификации персонала

Функция управления - это конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами. Каждая функция имеет специфический характер.

Функция управления - это однородный вид деятельности, объективно необходимой для реализации целей функционирования и выделенной по определенному признаку.

Такими признаками могут быть специфика и масштаб производства, взаимосвязь структурных подразделений, их количество на уровнях управления и др.

В связи с этим выделяются общие и специфические функции управления.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления, к ним относятся:

прогнозирование и планирование;

организация работы;

мотивация;

координация и регулирование;

контроль, учет, анализ.

. Планирование.

Планирование как функция управления - это процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом внутренних возможностей организации и его взаимодействия с внешней средой. В зависимости от длительности планового периода различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. По значимости и масштабности последствий различают стратегическое и тактическое (текущее) планирование. Результатом планирования является разработка системы планов учреждения.

. Организация.

Вслед за планированием наступает черед организации, т. е. принятия решения о методах и инструментах выполнения плана. Задачей организации является формирование структуры учреждения. Обеспечение его всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, знаниями, денежными средствами и др.). Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей.

. Регулирование

Регулирование - подчинение определенному порядку, правилам. Регулирование представляет собой формирование корректирующих управляющих воздействий, приводящих объект управления в желаемое состояние для реализации выбранного на фазе «Планирование» и «Организация» решения. Также, это подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Отмечается, что управление, как регулирование, включает в себя и составление перечня необходимых действий, т.е. что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей.

. Контроль

Контроль - это процесс измерения и оценки фактической траектории развития организации и сопоставление ее с плановой траекторией, позволяющей достичь цели. Результаты работы учреждения и его сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции. Ее элементом является учет, то есть сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого ее объема для нужд управления; предоставление этой информации всем нуждающимся в удобной для использования форме.

. Учет

Учет является составной частью управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях. Различают аналитический учет, бухгалтерский <#"583547.files/image001.gif">

Рис. 2.2. Уровень удовлетворенности коллектива работой

Наиболее низкие результаты были отмечены по следующим критериям: 3,4,5,9,10. Это означает, что для большинства работников важны отношения с непосредственным руководителем. Они ожидают не только выплаты определенной суммы денег, но и внимания к своей личности. Недоступность руководителя или взаимное непонимание между руководством и работниками могут существенно снизить эффективность работы учреждения. Также выяснилась проблема в возможности развития у сотрудников своих навыков и повышении знаний.

. Социально-психологический климат коллектива

С целью определения на эмоциональном уровне сложившихся отношений в коллективе, было решено провести диагностику социально-психологического климата трудового коллектива с помощью теста (таблица 2.5 Приложение 4).

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность.

В исследовании приняли участие 6 человек. В результате исследования были получены следующие данные, таблица 2.6. (Приложение 5).

Так как в анкетировании участвовали 6 человек, можно предположить, что при количестве баллов равно 60 можно говорить о благоприятной психологической атмосфере в коллективе, соответственно, при количестве 480 баллов - о плохой психологической атмосфере в коллективе.

Путем сложения полученных в результате анкетирования баллов получили 161 балл. Следовательно, на основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что климат в исследуемом предприятии весьма благоприятный.

2.3 Анализ стабильности и текучести кадров учреждения

Коэффициент стабильности кадров Кс.к. рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях.

,

где Ру.в. - численность работников уволившихся с учреждения по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины за отчетный период;

Р - среднесписочная численность работающих на данном предприятии в период, предшествующий отчетному;

Рп - численность вновь принятых за отчетный период работников.

К ск = (1 - ( 16 / (130 + 15))* 100 = 89 %

Коэффициент стабильности составил 89%, в расчет брались следующие данные: Ру.в. - 16 человек; Р - 130 человек; Рп - 15 человек.

Данный коэффициент говорит о достаточно высоком уровне организации управления учреждения. В идеале коэффициент стабильности кадров должен быть приближен к 90-95%.

Но наиболее показательным является коэффициент текучести кадров.

Перемена работы - сложный и болезненный процесс, как для работника, так и для учреждения. Предприятие в силу своего стремления к увеличению производительности труда заинтересовано в стабильном коллективе и делает все для того, чтобы ограничить число увольнений, поскольку сменяемость персонала приводит к ряду экономических потерь, связанных с не укомплектованностью рабочих мест. Как правило, у работников, собирающихся покинуть предприятие, в силу изменения их служебных ориентаций снижается производительность труда. Кроме того, у работников, недавно пришедших на предприятие, производительность труда ниже, чем в среднем по предприятию, по причине временной неприспособленности их к новой рабочей ситуации и в связи с проблемами социальной адаптации.

Текучесть кадров можно рассматривать и как положительное явление, расширяющее возможности работника и увеличивающее его способность к адаптации, и как отрицательное - можно говорить о сбоях рабочих процессов, снижении качества трудовых ресурсов, а также о проблемах людей, оторванных от привычной работы и несущих потери.

Итак, под текучестью кадров - понимается - уход работников с учреждения как по собственной инициативе, так и по инициативе администрации. Кроме того, происходит демографическое движение персонала - перемещение работников в связи с возрастными изменениями, по производственной необходимости (внутрифирменное движение) и др.

Факторы, вызывающие движение персонала, разнообразны. Сила их влияния изменчива и зачастую трудно поддается количественной оценке. По степени управляемости факторы выделяются в три группы:

-       факторы, возникающие на самом предприятии - величина заработной платы, условия труда, уровень автоматизации производства, перспектива профессионального роста и т.п.;

-       личностные факторы - возраст работников, уровень их образования, опыт работы и т.п.;

-       факторы, внешние по отношению к предприятию - экономическая ситуация в регионе, семейные обстоятельства, появление новых предприятий и т.п.

Уровень текучести кадров (ТК) оценивается соотношением числа работников, уволившихся с учреждения по собственному желанию или по инициативе администрации (Рт.к), и среднесписочного числа работников (Рс.с). На крупных фирмах такое соотношение может быть определено для учреждения в целом и для отдельных категорий работников в частности:


ТК = 16 / 130*100 = 12,3%

Итак, он составил - 12,3 % , т.к.

человек - уволившиеся с учреждения по собственному желанию (за 2009 г.);

человек - среднесписочное число работников (2009 г.).

Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.

Излишняя же текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности.

Излишняя текучесть персонала отрицательно сказывается на моральном состоянии оставшихся работников, на их трудовой мотивации и преданности организации. С уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи в трудовом коллективе, и текучесть может приобрести лавинообразный характер. В последние годы на российских учреждениях часто наблюдаются случаи «ухода отделами», когда сложившиеся рабочие коллективы, в силу одинаковой мотивации и сложившихся контактов, предпочитают переходить в другую организацию целиком.

Основные и главные причины ухода персонала следующие:

-        несправедливая структура оплаты;

-       продолжительные или неудобные часы работы;

-       плохие условия труда;

-       отсутствие возможности для продвижения, обучения или повышения квалификации, развития опыта, карьерного роста;

-       неэффективная процедура отбора и оценки кандидатов;

-       неадекватные меры по введению в должность (отсутствие контроля за адаптацией);

-       прецеденты резких увольнений и резких наборов персонала в организацию (отсюда нестабильность компании).

Итак, в Мурманском областном управлении инкассации работает сто тридцать человек. Кадровая политика учреждения является открытой, то есть организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне. Кадровая службы исследуемого учреждения состоит из одного человека - специалиста по кадрам. Кадровая служба выполняет функции центра управления персоналом, повышение профессиональной и материальной удовлетворенности каждого сотрудника.

Стиль управления в Мурманском областном управлении инкассации можно охарактеризовать как демократический. Основными методами принятия решений являются: административно-правовые, организационные, экономические, социальные и социально-психологические. На основе тестирования было выявлено, что социально - психологический климат в исследуемой организации оценивается как достаточно благоприятный.

С помощью методов опроса, анкетирования и наблюдения были выявлены проблемы в системе управления персоналом: для большинства работников важны отношения с непосредственным руководителем, они ожидают не только выплаты определенной суммы денег, но и внимания к своей личности, недоступность руководителя или взаимное непонимание между руководством и работниками могут существенно снизить эффективность работы учреждения, также выяснилась проблема в возможности развития у сотрудников своих навыков и повышении знаний.

Таким образом на основе проанализированной литературы и полученных данных по исследованию кадровой политики в Управлении инкассации, в третьей главе представляется возможным разработка программы по совершенствованию кадровой политики исследуемого учреждения, которая будет способствовать более эффективной работе персонала данной организации.

3. Пути совершенствования кадровой политики мурманского областного управления инкассации

.1 Мероприятия по снижению текучести кадров

Фактором успеха в государственных структурах считается совершенствование системы управления персоналом.

Она обеспечивается за счет проводимой кадровой политики, представляющей собой комплекс мероприятий, нацеленных на решение кадровых проблем и формирование коллектива, который способен адекватно реагировать на меняющуюся политическую ситуацию и обеспечивать эффективное функционирование отдела.

В качестве исходных элементов формирования и реализации кадровой политики выделим следующие направления: подбор, адаптация, развитие, мотивация.

Можно определить основные цели и задачи предлагаемой программы.

Цель - повышение эффективности управления персоналом.

Задачи программы:

-        определить основные методы повышения эффективности управления;

-       разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества управления.

В таблице 3.1 представлен план мероприятий по оптимизации кадровой политики.

Таблица 3.1. План мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Год

1

Проведение работы по снижению текучести кадров

2010-2011

2

Проведение аттестации персонала: - оценка деятельности - оценка квалификации - оценка личности

2010-2011

3

Разработка и внедрение мер по мотивации персонала

2010-2011

4

Проведение мероприятий по сплочению коллектива

2010

5

Организация обучающих мероприятий (лекции, семинары, тренинги), адаптированные к потребностям учреждения

2011


С причинами текучести персонала необходимо работать, их можно устранить или снизить их влияние:

) Несправедливая структура оплаты труда.

Необходимо пересмотреть структуру заработной платы, предпочтительно посредством оценки сложности работы, для выявления неадекватных ставок. Проанализировать дифференцированные тарифы, пересмотреть их, если выявятся «перекосы ставок». Если происходят значительные колебания в оплате в результате системы премий или системы участия в прибылях, проверить эти системы и пересмотреть их.

) Плохие условия труда.

Необходимо сравнить условия труда (часы работы, гибкость смен, оборудование, эргономику рабочих мест, состояние систем отопления, кондиционирования, освещения) учреждения с условиями труда конкурентов рынка. Предлагается разработать меры по улучшению условий труда: более гибкий график работы, новая мебель или перестановка мебели, добавление кулеров или освещения.

Можно провести исследование удовлетворенности своей работой и условиями работы сотрудников и получить полную информацию о том, чем именно, какими аспектами труда неудовлетворенны сотрудники.

) Неэффективная процедура отбора и оценки кандидатов.

Для эффективной системы отбора и оценки необходимо иметь: должностные инструкции, положения о структурных единицах, четкие критерии отбора и оценки кандидатов, валидные и надежные методы оценки кандидатов, квалифицированных специалистов по отбору и оценке. Нужно проверить наличие этих параметров, если что-либо отсутствует, срочно принимайте адекватные меры, начиная от найма специалиста по персоналу, заканчивая разработкой и утверждением документов.

) Неадекватные меры по введению в должность.

По кадровой статистике самый большой процент ухода происходит в первые три месяца работы сотрудника, т.к. никто не вводит его в должность, не адаптирует к новой работе, к новой культуре компании. Именно в первые три месяца у сотрудника либо появляется лояльность к компании, либо она уже не появляется никогда. Необходимо проанализировать, каким образом на вашем предприятии работает программа адаптации, кто этим занимается. Особенно заострить внимание на адаптации руководителей среднего звена и редких специалистов высокой квалификации.

) Прецеденты резких увольнений и резких наборов персонала в организацию.

Необходимо найти причины таких событий в компании, насколько это было оправдано? Вероятно, что с такой динамикой в пятый очередной раз набора персонала после пятого сокращения вряд ли наберется квалифицированный штат специалистов.

Еще необходимо учитывать такие факторы, которые факультативно способствуют уходу персонала:

-        возраст сотрудника (наиболее рискованный возраст перехода на другую работу до 25 лет);

-       квалификация сотрудника (работники низшей квалификации чаще меняют работу);

-       место жительства сотрудника (чем дальше сотрудник живет от работы, тем больше риск его ухода);

-       стаж работы на предприятии (после трех лет стажа происходит резкое снижение текучести, что объясняется фактором возраста, так и проблемами адаптации).

Для определения величины экономического ущерба от текучести кадров рекомендуется использовать следующие методы.

Потери, вызванные перерывами в работе , определяются как произведение трех показателей: среднедневной выработки, приходящейся на одного работника, средней продолжительности перерывов в работе, вызванных текучестью, и числа работников, выбывших по причине текучести:

где Nпр - потери, вызванные перерывами в работе;

В - среднедневная выработка на одного человека;

Т - средняя продолжительность перерыва, вызванного текучестью;

Чт - число выбывших по причине текучести.

пр = В* Т *Чт

Потери, обусловленные необходимостью обучения и переобучения новых работников, исчисляются как произведение затрат на обучение, доли текучести в общем числе выбывших, деленное на коэффициент изменения численности работников в отчетном году по сравнению с базовым:

где По -потери, вызванные необходимостью обучения и переобучения сотрудников; Зо - затраты на обучение и переобучение;

Ди - доля излишнего оборота, текучести;

Ки - коэффициент изменения численности работников в отчетном периоде.

По = Зо*Ди*Ки

Затраты по проведению набора персонала в результате текучести Зорг определяется как произведение затрат на набор и доли текучести в общем числе уволившихся, деленное на коэффициент изменения численности работников:

где Зн - затраты на набор;

Кизм. - коэффициент изменения численности работников, равный отношению численности на конец периода к численности на начало периода; Дт. - доля текучести.

(Зн * Дт ) Кизм

Общая величина потерь, экономического ущерба, вызванного текучестью персонала равна сумме всех частных потерь. По оценкам затраты на замену рабочих составляют 7-12% их годовой заработной платы; специалистов 18-30%; управляющих 20-100%.

.2 Внедрение эффективной системы аттестации персонала

Аттестация персонала является одной из кадровых технологий кадровой политики.

Кадровая технология определяется как средство управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающее достижение целей организации и ее эффективное функционирование.

Аттестация относится к кадровым технологиям, в основе которых лежит получение персональной информации о служащем, или оценка персонала. Таким образом, аттестация - это форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения о соответствии служащего занимаемой должности, о дальнейшем служебном росте служащего.

Соответственно, аттестация преследует достижение следующих целей:

определение соответствия квалификации служащего занимаемой должности;

определение потенциала работника с целью изучения возможности дальнейшего служебного продвижения;

стимулирования работника;

совершенствование кадровой политики.

Процедура аттестации строится на принципах всеобщности, гласности, открытости, системности, объективности, ответственности, действенности.

Процедура аттестации имеет следующее структурное строение:

. Нормативное обоснование.

. Сроки и графики проведения, перечень сотрудников, подлежащих аттестации.

. Подготовка методических материалов.

. Организационные мероприятия при подготовке аттестации.

. Проведение аттестации.

. Решения, принимаемые по результатам аттестации.

. Выполнение решений по итогам аттестации.

Применение кадровых технологий, в том числе и аттестации, осуществляется на нормативно - правовой основе, то есть:

действия кадровых служб строго регламентируются;

содержание действий должно быть доступно и понятно участникам;

не должны нарушаться права человека, ущемляться личное достоинство, разглашаться информация;

право применения информации определяется обязанностями и квалификацией.

Использование аттестации как кадровой технологии должно регламентироваться нормативными актами.

Аттестационная комиссия, начиная свою деятельность, должна определить технологию аттестации, критерии оценки, методы диагностики, процедуру проведения заседания аттестационной комиссии.

Технология аттестации зависит от количества субъектов, включенных в процедуру оценки. Оценивать служащего могут руководитель; коллеги; сам служащий; аттестационная комиссия. Чем больше круг оценивающих, тем выше объективность оценки служащего: двухсторонняя оценка (руководитель - аттестационная комиссия), трехсторонняя оценка (руководитель - самооценка - аттестационная комиссия), четырехсторонняя оценка (руководитель - самооценка - взаимооценка - аттестационная комиссия).

Руководитель дает свою оценку через письменный отзыв, а также через представление служащего на заседании аттестационной комиссии.

Методы взаимооценки и самооценки используются для определения места служащего в коллективе, его творческого потенциала.

Аттестационная комиссия, используя предварительно полученную информацию о результатах первых трех оценок, дает комплексную оценку служащего.

Критерии оценки делятся на общеорганизационные и специальные.

Общеорганизационными критериями оценки служащих могут быть:

. Соответствие уровня образования занимаемой должности.

. Выполнение своих функциональных обязанностей.

. Достигнутые результаты (качество, своевременность, полнота выполнения заданий).

. Личные качества (инициативность, ответственность, системность в работе).

Специальные критерии определяются в зависимости от вида деятельности.

Например, для работника Мурманского управления инкассации необходимы следующие качества:

. Профессиональные знания, умения, навыки служащего применительно к занимаемой должности.

. Выполнение задач, поставленных на аттестационный период.

. Качество выполняемой работы, отношение к выполняемым обязанностям.

. Работоспособность.

. Аналитические способности.

. Умение работать в коллективе, коммуникативные качества.

. Стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту.

Методы оценки определяются аттестационной комиссией также в зависимости от выбора технологии аттестации.

Ученые и практики предлагают следующие методы оценки:

. Тестирование, анкетирование служащих ( в само- и взаимооценке).

. Метод групповой экспертной оценки (во взаимооценке).

. Квалификационная работа (в оценке аттестационной комиссии).

. Экзамен (в оценке аттестационной комиссии).

. Собеседование (в оценке аттестационной комиссии).

Процедура проведения заседания аттестационной комиссии включает подготовительный этап и непосредственно заседание комиссии и зависит от выбранных методов оценки служащих.

На подготовительном этапе служащим может быть предложено пройти тестирование или анкетирование, подготовить квалификационную работу (отчет, реферат и др.).

Руководитель готовит отзыв, или составляет характеристику служащего, или заполняет лист оценки по указанным критериям.

Служащему предлагается перечень вопросов и список литературы для подготовки к аттестации.

На заседании аттестационной комиссии определяется порядок представления материалов об аттестуемом, процедура заслушивания служащего (собеседование, экзамен и т.д.), процедура доведения результатов аттестации до аттестуемых, процедура оформления документов по результатам аттестации.

Таким образом, аттестация должна выполнять следующие функции:

организационную функцию, т.к. упорядочивает работу с персоналом;

функцию оценки, т.к. устанавливает пригодность того или иного работника к определенной профессиональной деятельности, оценивает деятельность служащего за определенный период и определяет степень эффективности кадровой работы;

информационную функцию, т.к. предоставляет работникам возможность корректировки своих представлений о собственных деловых качествах и качестве выполнения ими своих функций и обязанностей и предоставляет информацию о степени укомплектованности подразделений квалифицированными кадрами;

стимулирующую функцию, т.к. способствует улучшению работы персонала;

экономическую функцию, т.к. должна быть подкреплена механизмом материального поощрения через структуру денежного содержания муниципального служащего (премирование, доплата за квалификационный разряд, доплата за условия работ);

коммуникативную, т.к. способствует выходу служащего на другой уровень взаимоотношений.

Для реализации указанных функций необходим следующий перечень документов:

. Список служащих , подлежащих аттестации.

. Решение руководителя по организации подготовки и проведения аттестации (цели, задачи, технологии и др.).

. Порядок и сроки проведения аттестации.

. План мероприятий по подготовке и проведению аттестации.

. Решение руководителя о персональном составе аттестационной комиссии.

. Графики заседаний аттестационной комиссии.

. Аттестационные листы.

. Форма отзыва (характеристики) на сотрудника, подлежащего аттестации.

. Форма протокола аттестационной комиссии.

. Анкеты, тесты и другой диагностический инструментарий.

. Решения руководителя по итогам работы аттестационных комиссий.

. Мероприятия по выполнению рекомендаций аттестационной комиссии.

Главными целями аттестации должны считаться не продвижение по службе и дифференциация оплаты труда, а управление развитием пepсонала, выяснение индивидуальных потребностей в обучении, совершенствование навыков.

Вместо традиционной схемы, когда аттестацию проводил непосредственный начальник, широкое применение получили самоаттестации, а также использование в качестве аттестующих нескольких вышестоящих менеджеров, коллег и даже подчиненных. При этом рекомендовано советоваться с аттестуемыми о принципах отбора экспертов (аттестующих). Ведущая роль в процедурах аттестации предоставляется линейным руководителям; службы управления персоналом играют роль активных помощников. Это приводит к более эффективному учету потребностей работников. Проведение аттестации требует весьма значительных затрат времени и материальных ресурсов. Поэтому формальное проведение аттестации, когда не только цели четко не определены, но и в итоге не следует никаких конкретных действий, способных повысить эффективность работы отдельных категорий персонала и организации в целом - это непозволительная роскошь. Востребованность результатов аттестации, готовность высшего руководства принимать конкретные решения по ее итогам - необходимое условие эффективности этой работы. Как было выявлено, аттестация проходит одновременно по двум направлениям - оценка деятельности и оценка квалификации. Предлагается ввести также оценку личности: ввести психологические личностные тесты. Это позволит оценить основные поведенческие характеристики человека, сопоставить их с поведенческими требованиями к данной должности, оценить взаимоотношения в коллективе. В результате можно:

-              разработать для сотрудника программу обучения и развития, сравнив личностные требования, предъявляемые к должности, с фактическими личностными особенностями сотрудника, занимающего данную должность;

-             определить причины и пути устранения стрессов и конфликтов;

-             при наличии существенных претензий к деятельности сотрудника оценить, одинаково ли работник и его руководитель понимают поведенческие требования, предъявляемые к данной должности.

Экономический эффект от внедрения аттестации:

-       Снижение издержек, связанных с ошибками при расстановке кадров, совершенствование кадровой структуры организации.

-       Сокращение потерь, связанных с недостаточным контролем за работой ключевых категорий персонала.

-       Своевременное выявление и решение проблем, мешающих эффективной работе ключевых категорий персонала.

-       Повышение ценности человеческих ресурсов организации.

-       Повышение качества управления за счет установления с помощью аттестации механизма обратных связей между руководством и ключевыми категориями персонала.

-       Развитие и более полное использование потенциала ключевых категорий персонала.

-       Точное и своевременное выявление потребности в обучении и организация обучения ключевых категорий персонала.

-       Формирование кадрового резерва и создание программы по работе с кадровым резервом.

-       Повышение эффективности труда ключевых категорий персонала за счет регулярного доведения до них требований к их работе и к рабочему поведению и оценки их готовности соответствовать этим требованиям.

-       Повышение уровня трудовой мотивации работников, проходящих аттестацию.

Социально-психологический эффект:

-       Повышение уровня сотрудничества и доверия между руководством и теми категориями персонала, которые проходят аттестацию; повышение степени информированности работников о целях, стратегии и текущей работе организации.

-       Повышения уровня приверженности работников своей организации (за счет повышения удовлетворенности работой, понимания карьерных возможностей и настроя на долговременную работу в организации).

-       Улучшение социально-психологического климата в коллективе.

Потенциальные выгоды от аттестации может получить не только организация, но и работники. Эти потенциальные выгоды для работников могут состоять в следующем:

-       Признание достижений работников со стороны руководства стимулирует их готовность напряженно работать в интересах организации.

-       Работник получает крайне важную для себя обратную связь, позволяющую ему своевременно внести необходимые коррективы в свою работу, в рабочее поведение, в отношение к делу.

-       Работник получает возможность уточнить для себя те требования, которые предъявляются к его работе непосредственным руководителем и организацией.

-       Аттестация позволяет работникам лучше понять цели и задачи, стоящие перед организацией (подразделением), облегчая прохождение информации по вертикали сверху вниз.

-       Аттестация при правильном ее проведении повышает уровень приверженности работников своей организации и ее целям.

При проведении аттестации руководство организации должно постараться извлечь из нее как можно больше пользы. После завершения аттестации аттестационная комиссия с участием службы управления персоналом готовит отчет, в котором даются предложения, направленные на повышения отдачи от человеческих ресурсов организации. Эти предложения могут затрагивать различные сферы управления персоналом (отбор, обучение, стимулирование труда, социальная защита и др.). Предложения, содержащиеся в отчете по итогам аттестации, могут включать также следующие вопросы:

-        формирование кадрового резерва;

-       потребность в обучении и повышении квалификации;

-       кадровые перемещения;

-       изменения заработной платы.

3.3 Мотивация и планирование карьеры персонала

. Мотивация и стимулирование сотрудников.

Предлагаются рекомендации, направленные на улучшение мотивации и стимулирования персонала.

Цель нематериальной мотивации достаточно проста: повысить заинтересованность сотрудника в своей работе, которая отразится на повышении производительности труда и, соответственно, на увеличении прибыли компании. Нематериальная мотивация в виде участия в совместных корпоративных мероприятиях способствует формированию здоровой атмосферы в коллективе, что также отражается на общей работоспособности персонала и на его желании внести свой вклад в общее дело.

Методы нематериальной мотивации могут применяться к конкретному сотруднику либо реализовываться безадресно.

К адресной нематериальной мотивации относится, в частности, поздравление сотрудника с днем рождения от руководства и членов коллектива. Это могут быть также различные формы поощрения в виде подарков по важному поводу и материальная помощь в случаях тяжелой болезни или смерти родственников сотрудника. К адресной мотивации относится также словесное поощрение работника за качественно выполненную работу. Практика показывает, что оценка работы, прозвучавшая из уст руководителя, очень позитивно отражается на лояльности и общем рабочем настрое работника. Особенно важна адресная нематериальная мотивация для новых сотрудников <#"583547.files/image004.gif">

Рис.

Приложение 2

Тест Р. Кунина на удовлетворенность работой

Таблица. Прочтите внимательно каждое утверждение. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером напишите «да».

№ п/п

Утверждение

Ответ (да/нет)

1

Я знаю, что ожидает меня на работе завтра, в ближайшем будущем.


2

Я имею материалы, оборудование и другие ресурсы, необходимые для того, чтобы сделать свою работу хорошо.


3

Меня похвалили за хорошую работу (за достижения) в течение последних семи дней.


4

Руководитель беспокоится обо мне на личном уровне, справляется, как мои дела и дела моей семьи.


5

Я имею возможности развивать свои навыки, повышать знания.


6

Мое мнение на работе принимается во внимание, учитывается.


7

Миссия учреждения близка и понятна мне, моя работа согласуется с миссией.


8

Мои сотрудники и коллеги в целом лояльны к компании.


9

Я имею хорошего друга (друзей) на работе.


10

За последние шесть месяцев состоялся разговор, в ходе которого моя работа анализировалась и была должным образом оценена.



Обработка результатов: Каждый ответ «да» считается как 1 балл. Количество баллов суммируется. Чем больше сумма баллов, тем выше удовлетворенность работой.

Приложение 3

Таблица. Результаты тестирования уровня удовлетворенности персонала работой

№ вопроса

Респонденты

Итого


1

2

3

4

5

6



Баллы


1

1

1

1

1

1

1

6

2

1

1

1

1

1

1

6

3

0

0

1

0

0

0

1

4

1

0

0

1

0

0

2

5

1

1

0

0

0

0

2

6

1

1

1

0

0

1

4

7

1

1

1

1

1

1

6

8

1

1

1

1

1

1

6

9

0

0

0

0

1

1

2

10

0

1

0

0

0

0

1

Итого

7

7

6

5

5

6



Приложение 4

Таблица. Тест на изучение социально-психологического климата

№ п/п

Ситуация

Варианты ответов



Нет

Иногда

Да

1

В период неудач и сбоев в работе в исследуемом коллективе идет поиск виновных.




2

Цели организации или группы неизвестны ее членам.




3

Информацией о делах владеет только руководство.




4

В коллективе есть тенденция обезопасить себя докладными записками, рапортами и т.д.




5

Воспринимают ли работники решения руководства как «чужие» решения?




6

Часто ли отвлекают работников от выполнения «своей» работы?




7

Конфликты между сотрудниками и руководством чащ всего возникают по мелочам.




8

«Награждают» ли сотрудники своих руководителей нелестными эпитетами (тайно и явно)?




9

Много ли проводится длительных совещаний коллектива?




10

Коллективное руководство и творчество в организации не практикуются. Действует приказ.




11

Четко ли разделяется коллектив на «старичков» и «новичков»?




12

Оценка результатов работы кажется несправедливой и вызывает неудовольствие некоторых сотрудников.





Ключ к тесту

Если все отметки в первом столбце «Нет», это означает идеальный коллектив, которых на практике не бывает.

Чем больше отметок в столбцах «Иногда» и особенно «Да», тем выше опасность конфликтных ситуаций и хуже психологический климат в коллективе.

Приложение 5

Таблица. Результаты тестирования социально-психологического климата

№ вопроса

Респонденты


1

2

3

4

5

6


Баллы

1

1

1

3

1

2

3

2

3

4

3

3

2

3

3

1

4

3

3

2

2

4

4

5

4

5

5

4

5

1

1

2

1

1

2

6

1

3

2

2

2

2

7

1

1

1

2

1

1

8

3

4

3

3

4

3

9

3

2

2

4

5

7

10

5

4

4

5

5

7

Итого

23

29

27

29

29

24



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!