Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств у людей, занимающих руководящие должности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    248,29 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств у людей, занимающих руководящие должности

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Российский государственный профессионально - педагогический университет

Кафедра педагогической психологии









Курсовая работа

По дисциплине «Социальная психология»

на тему: Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств у людей, занимающих руководящие должности










Екатеринбург 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическое изучение понятие лидерства и темперамента

.1 Понятие лидерства, его основные аспекты

.2 Классификация видов лидерства

.3 Понятие темперамента, его основные аспекты

.3.1 Типы темперамента и их психологическая характеристика

.3.2 Роль темперамента в деятельности

Глава 2. Организация и методы исследования

.1 Методики диагностики

.1.1 Методика диагностики межличностных отношений Лири

.1.2 Тест Г. Айзенка

Глава 3. Обработка данных и их обсуждение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В отечественной науке лидер - член малой группы, который в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности. При этом он демонстрирует более высокий, чем другие, уровень активности, участие, влияние в решении данной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Изучением феномена лидерства занимались такие деятели науки как Парыгин Б.Д, Ф. Гизели; Дуглас Мак Грегор - известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”; возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами; Рэнсис Лайкерт; Блэйк и Мутон; Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла и многие другие.

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливает динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Феномен темперамента активно изучается как отечественными учёными, так и западными. Э. Кречмер, У. Шелдон, И.П. Павлов, Б.Д. Небылицин - вот лишь некоторые деятели, которые занимались изучением темперамента.

Целью данной работы является: теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи лидерства и темперамента. Гипотеза - существует взаимосвязь между типом темперамента и лидерскими качествами. Мы предполагаем, что уровень выраженности лидерских качеств выше у людей с типами темперамента - холерик и сангвиник, чем у - флегматиков и меланхоликов. Предмет исследования - взаимосвязь между типом темперамента и лидерскими качествами, объект - социально-психологический феномен лидерства.

Задачи:

Провести теоретический анализ существующей литературы по данной проблеме;

Рассмотреть социально-психологический феномен лидерства;

Эмпирическое исследование типов темперамента и лидерских качеств;

Провести количественный и качественный анализ эмпирических данных, полученных в результате исследования.

Глава 1. Теоретическое изучение понятие лидерства и темперамента

.1 Понятие лидерства, его основные аспекты

Лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

Лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитете человека на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношение, чувство другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через убеждение, внушение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель».

Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку - недостаточно чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечит существование таких связей людей в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т.е. лидер - это элемент упорядочивания системы людей.

Лидерство - это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

Бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группа, досуговых объединениях, в семье);

Социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);

Политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерство, достаточно точно рассчитывать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в тоже время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».

Талант руководства людьми основывается над целым комплексом социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имеет образ лидера, модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не только идут за своим лидером, но и желают идти за ним. В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам. Подходит ли человек для роли лидера, зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т.е. качеств которые внушают им веру в него, побуждают их признавать его влияние на себя. «Естественное» лидерство - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Влияние лидера всегда зависти от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут являться частичным основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решение. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действия. Лидер может вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят идти.

Значение лидера не исчерпывается лишь формированием групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих группах.

Лидер - это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться, как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и ожидаемые в данной группе.

Почему человек становится лидером? Теория лидерства многообразна. Среди них можно выделить подходы с опорой на личные качества лидера - поведенческий и ситуационный подходы.

Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.

Концепция интеллигентности (Гизели) предполагает, что лидерские качества, связанные с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие указанных личностных качеств предсказывают управленческий успех. Личностные качества лидера:

Интеллигентность в вербальном и символическом плане;

Инициативность, т.е. способность направлять активность, желание в новом направлении;

Уверенность в себе - благоприятная самооценка;

Привязанность к сотрудникам;

Решительность, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);

Зрелость;

Мотивационные способности, т.е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижение успехов в работе.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведённого анализа, формируется линия поведения, программа действия - и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или её подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:

подбор и расстановку исполнителей;

доведение до них решений;

уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

создание внешних и внутренних условий исполнения;

координацию деятельности исполнителей;

подведение итогов и анализ результатов.

.2 Классификация видов лидерства

В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров:

Лидер - организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и актуально действует. Этот лидер оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить своё неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

Лидер - творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечёт людей.

Лидер - борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идёт навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумывать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» - вот его стиль.

Лидер - дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и предрассудков и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет, открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неофишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

Лидер - утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. «Эмоциональный» лидер (сердце группы ) - это человек, которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и поможет найти нужную информацию.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко.

Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: Эмоционального и делового, информационного и делового.

Интересен психоаналитический подход к пониманию и классификации видов лидерства.

З. Фрейд понимал лидерство, как двуединый психологический процесс: с одной стороны групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.

«Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

«Вожак» в нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих групповому стандарту. Личность вожака носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

«Тиран» Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются смиренно.

«Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания и «Я - концепции» и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

«Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне подавленном эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.

«Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового процесса, благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Он увлекает людей за собой.

«Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

«Кумир». Влечет, притягивает, положительно заряжает окружение, его любят, боготворят, идеализируют.

«Изгой».

«Козел отпущения».

Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет и его управленческий стиль. Здесь существует определённая классификация.

Авторитарный. Наилучший с точки зрения администратора, который в любом деле, прежде всего, ценит единоначалие.

Авральный. «Давай - давай, потом разберёмся» - девиз руководителя - авральщика. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведёт к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это, не содержит неожиданных сюрпризов и поддаётся прогнозу.

Демократический. К нему склонны лидеры - организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения - одна из возможных». Именно такой стиль способен дать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.

Либеральный. Годится для сплочённого коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».

Компромиссный. В его основе - способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.

Взаимоотношения подчинённых с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

.3 Понятие темперамента, его основные аспекты

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощыо можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского - смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает; если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («меланахоле»), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный, к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной теорией (от латинского «гумор» - жидкость). Некоторые современные приверженцы гуморальной теории показывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют проявления темперамента, например, избыток гормонов щитовидной железы обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темперамента.

В начале XX в. возникла конституционная теория темперамента (Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключалась в установлении связи темперамента с врожденной конституцией человека (подробнее смотрите в разделе «Конституционные типологии»).

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: но силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) - соответствует темпераменту холерика); 2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

1.3.1 Типы темперамента и их психологическая характеристика

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына показали, что стройная картина соответствия четырех типов ВНД - высшей нервной деятельности (по Павлову) четырем темпераментам, известным с древности, не так очевидна, как предполагалось ранее. Они предложили временно отказаться от обсуждения типов ВНД вплоть до более полного изучения ее основных свойств и их взаимоотношений, показали парциальность этих свойств при применении условнорефлекторных процедур к различным анализаторным системам, наметили пути поиска общих свойств нервной системы в амодальных регуляторных структурах мозга. Особенно важны выводы Б. М. Теплова об отсутствии прямого параллелизма между основными свойствами нервной системы и особенностями поведения, о неравномерности суждения о физиологических свойствах нервной системы по психологическим характеристикам поведения. Свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие. Стоит задача поиска отдельных свойств нервной системы, обусловливающей индивидуальные различия по параметрам общей психической активности и эмоциональности - главных двух измерений темперамента (В.Д. Небылицын).

Таким образом, темперамент - это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состоянии, степени эмоциональности.

Можно выделить следующие признаки свойств темперамента: обусловленность свойствами нервной системы, психологические признаки: постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы

сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость,

устойчивость или изменчивость, плавность или резкость

изменения эмоций; регуляция динамики психических про

цессов и психической деятельности в целом (скорость, темп

реагирования).

1.3.2 Роль темперамента в деятельности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники - для организаторской деятельности («политики»), меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

И.П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12 - 16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике. Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Глава 2. Организация и методы исследования

.1 Процедура проведения исследования

Исследование проводилось на людях, занимающих руководящие должности в г. Екатеринбурге. Дата проведения: 1.11.2011г - 13.11.2011. Обращение к участникам с указанием цели исследования и инструкции к методикам были оформлены в письменном и устном виде. Особых затруднений по заполнению бланков, отмечено не было.

Описание выборки

Выборка состоит из 36 человек, 28 мужчин в возрасте от 22 до 52 лет и 8 женщин в возрасте от 24 до 49 лет, которые являются руководителями.

Данная выборка формировалась с учетом того, что она должна состоять из людей, занимающих руководящие должности и изначально с предположительно выраженными лидерскими качествами. Выборка включает людей с разным профессиональным образованием.

Методики диагностики типа темперамента и лидерских качеств

лидерство темперамент межличностный

2.1.1 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

История: первые публикации по применению метода интерперсональной диагностики и его адаптированного варианта-диагностики межличностных отношений (ДМО) в СССР относятся к 1972 г. Была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах (1972, 1974, Л.Н. Собчик), в психотерапевтических группах при изучении динамики состояния у больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (1974, 1982, Л.Н. Собчик с соавторами), Г.С. Васильченко и Ю.А. Решетняк исследовали особенности взаимных оценок супружеских пар в контексте проблем, связанных с сексуальными расстройствами (1972, 1979). Методика получила широкое применение в сфере изучения взаимоотношений между больным человеком и разными по стилю психотерапевтического воздействия врачами (Собчик Л.Н., 1982, Вассерман Л.И., Бочаров В.В., Ташлыков В.А., 1985 ). Работа, посвященная изучению проблемы межличностного взаимодействия в производственных и иных малых группах, проводилась с применением данной методики на промышленных предприятиях, в студенческих коллективах, в группах по изучению иностранных языков (Л.Н. Собчик, 1985, М.С. Малешина, 1986 и др.).

Краткая характеристика: методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя - свое актуальное "Я". Это-образ собственного "Я" на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сетка-регистрационный лист, на котором номера - от 1 до 128-размещены по порядку таким образом, чтобы дальнейший подсчет баллов по каждому октанту приближался к автоматизированному. Оценивая себя по пунктам (айтемам) опросника, испытуемый должен на сетке зачеркивать крестом номера, соответствующие тем характеристикам, которые он у себя находит, оставляя не зачеркнутыми остальные, отражающие отсутствующие у испытуемого свойства. При этом ему предлагается придерживаться следующей инструкции:

"Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если "нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования".

Результаты всех измерений переводятся в так называемую дискограмму -круг, который составляют из 8-ми психологических тенденций (октант). Они определенным образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношениях, это доминирование - подчинение и дружелюбие -агрессивность. Октанты заключают в себе качества, характерные 8-ми психологическим тенденциям. Метод диагностики межличностных отношений представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, автор которой является последователем идей Салливена. Теоретический подход Г.С. Салливена к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т. е. формируется личность. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символической идентификации.

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. На психограмме они представлены в виде замкнутого континииума, по периметру которого расположены характеристики стиля межличностного поведения. Полярно по отношению друг к другу расположены варианты негативно коррелирующих между собой типов. Соответственно типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, всего 128. Тест был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования MMPI. Была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения Т. Лири, и определенными клиническими очерченными состояниями, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, что нашло свое отражение в соответствующих подъемах шкал профиля MMPI. Формирование методики Т. Лири происходило с использованием контрастных, болезненно заостренных моделей межличностного стиля поведения, свойственных лицам с психическими отклонениями.

Л.Н. Собчик, предлагая модифицированный вариант данной методики, предлагает рассмотреть феноменологию метода в контексте иной концепции, с позиции индивидуально-типологического подхода. Опираясь на положение С.Л. Рубинштейна о роли врожденных индивидных свойств, через призму которых преломляется усваиваемый социальный опыт в процессе формирования личности, и исходя из понимания личности как единства биологических и социальных факторов, Собчик предлагает к рассмотрению приведенную ниже типологию устойчивых личностных свойств, в основе которой лежит теория ведущих тенденций.

Назначение: методика полифункциональна, она при незначительных изменениях в инструкции применяется для исследования представлений субъекта о себе и о других, точности межличностного восприятия, оценки социального поведения личности, взаимоотношений в малой группе, самооценки, "идеала Я", стиля руководства и др. Методика позволяет производить как количественную, так и качественную интерпретацию полученных данных, сравнивать результаты разных испытуемых. Данные ДМО позволили по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогатили социально-психологическое исследование малых групп.

Мотивирование: Осуществив диагностику МЛО по методике Т. Лири Вы сможете расширить знания о самом себе, т. к после обработки экспериментальных данных получите информацию о результатах (собственных индивидуальных качествах, влияющих на МЛО) и небольшой комментарий, если потребуется, приобретете навык работы с методикой, а, проведя диагностику всего коллектива, сможете понять каким образом сложилась Ваша группа и какие личности ее сформировали.

.1.2 Тест Г. Айзенка

(Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма человека)

Двухфакторная модель личности, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей экстраверсия-интроверсия и нейротизм оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Эти свойства структуры личности генетически детерминированы. Их проявление сугубо индивидуально. Эти характеристики существенно влияют на выполнение Вами своих обязанностей, в том числе и на осуществление профессиональной деятельности.

Экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей, явления и события. Экстраверты мобильны, общительны, адаптивны, отзывчивы, жизнерадостны, остроумны, стремятся к лидерству. Вместе с тем они не всегда обязательны, излишне доверчивы и подвержены влиянию другого человека, неустойчивы в своих взглядах, неосмотрительны в поступках и импульсивны в действиях.

Интроверсия - это направленность личности на ее внутренний мир.

Интроверты рассудительны, самостоятельны, спокойны, целенаправленны. Они плохо адаптивны, оторваны от реальности, дистанцированы в отношениях, нерешительны в поступках. Экстраверсия и интроверсия биполярны.

Нейротизм - результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся нейротики, на другом (низкие оценки) - эмо-1 тонально-стабильные личности, характеризующиеся уверенностью, спокойствием, уравновешенностью. Удаленность показателей от центра по шкале намерений свидетельствует о степени отклонения от среднего значения.

Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя Классическими типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, Меланхолик) отражена в круге Айзенка. Показатели экстраверсии - интроверсии и нейротизм - стабильность взаимонезависимы и противоположны. Каждый из них представляет собой континуум (непрерывную совокупность) между полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности, характеризует тип темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).


Оценка направленности (экстраверсия - интроверсия) и уровня нейротизма (стабильность - нестабильность) клиента может проводиться персонально (самооценка), индивидуально или индивидуально в составе группы. Бланк опросника содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсия-интроверсия, еще 24 - со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную шкалу лжи Л, которая предназначена для оценки искренности испытуемого при ответах.

Порядок оценивания. Необходимо получить опросник, включающий 57 вопросов. Без предварительного ознакомления с их содержанием надо, не раздумывая, сразу же, отвечать по порядку на каждый из 57 вопросов только «да» или «нет» (знаком «+» или « - ») в соответствующей графе. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные особенности, а не умственные способности. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Поэтому важно быстро и самостоятельно, без каких-либо подсказок ответить на все вопросы.

Обработка результатов. Используя «ключ» к опроснику, подсчитываются баллы по показателям Э - экстраверсия, И - интроверсия, Н - нейротизм, Л - ложь. Результаты заносятся в бланк опросника и отмечаются на соответствующих шкалах в круге Айзенка.

Глава 3. Результаты исследования их обсуждение

Все полученные эмпирические результаты представлены в сводной таблице эмпирических данных (приложение 3).

Описательная статистика полученных данных была рассчитана в компьютерной программе Excel.

Результаты исследования взаимосвязи типа темперамента и уровня выраженности лидерских качеств

Корреляционный анализ эмпирических данных был рассчитан в компьютерной программе Ехсеl.


Заключение

Таким образом, подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:

. Изучение уровня мотивации и типов темперамента является на сегодняшний день актуальным.

. На сегодняшний день исследований очень много. Изучением лидерских качеств занимались Парыгин Б.Д, Ф. Гизели; Дуглас Мак Грегор и многие другие.

. В результате проведенного сравнительного анализа можно сказать, что для дополнительного проверки гипотезы необходимо провести исследования с большей выборкой испытуемых;

. Гипотеза о наличие связи между лидерскими качествами и типом темперамента не подтвердилась.

Таким образом, некоторые аспекты могут повлиять на качество проведенного исследования, например, такие как небольшое количество выборки. Исходя из этого можно говорить о том, что данная работа может послужить опорной точкой для более глубоких исследований этой проблематики.

Данная работа необходима в дополнительном исследовании и проверки гипотез, для получения более объективных, достоверных результатов, которые могут дать дополнительные психологические знания для повышения эффективности труда, работоспособности индивида.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,1980. - 416с.

. Диагностика межличностных отношений: Методика Т. Лири // Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С. 294-309.

. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» - М.: Флинта: МПСИ, 2000. - 648 с.

. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1984. - 366с.

. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973. - 292с.

. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологической теории. М., 1971. - с.310 - 311.

. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. - с. 176.

. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. - с. 190.

. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. - М., 1972. - 345с.

Приложение 1

Опросник Лири

Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если "нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Итак, какой Вы человек?"

Умеет нравиться

Производит впечатление на окружающих

Умеет распоряжаться, приказывать

Умеет настоять на своем

Обладает чувством достоинства

Независимый

Способен сам позаботиться о себе

Может проявить безразличие

Способен быть суровым

Строгий, но справедливый

Может быть искренним

Критичен к другим

Любит поплакаться

Часто печален

Способен проявлять недоверие

Часто разочаровывается

Способен быть критичным к себе

Способен признать свою неправоту

Охотно подчиняется

Покладистый

Благодарный

Восхищающийся и склонный к подражанию

Уважительный

Ищущий одобрения

Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

Стремиться ужиться с другими

Доброжелательный

Внимательный и ласковый

Деликатный

Ободряющий

Отзывчивый к призывам о помощи

Бескорыстный

Способен вызывать восхищение

Пользуется у других уважением

Обладает талантом руководителя

Любит ответственность

Уверен в себе

Самоуверен и напорист

Деловитый, практичный

Соперничающий

Стойкий и крутой, где надо

Неумолимый, но беспристрастный

Раздражительный

Открытый и прямолинейный

Не терпит, чтобы им командовали

Скептичен

На него трудно произвести впечатление

Обидчивый, щепетильный

Легко смущается

Неуверенный в себе

Уступчивый

Скромный

Часто прибегает к помощи других

Очень почитает авторитеты

Охотно принимает советы

Доверчив и стремится радовать других

Всегда любезен в обхождении

Дорожит мнением окружающих

Общительный и уживчивый

Добросердечный

Добрый, вселяющий уверенность

Нежный и мягкосердечный

Любит заботиться о других

Щедрый

Любит давать советы

Производит впечатление значительности

Начальственно-повелительный

Властный

Хвастливый

Надменный и самодовольный

Думает только о себе

Хитрый

Нетерпим к ошибкам других

Расчетливый

Откровенный

Часто недружелюбен

Озлоблен

Жалобщик

Ревнивый

Долго помнит обиды

Склонный к самобичеванию

Застенчивый

Безынициативный

Кроткий

Зависимый, несамостоятельный

Любит подчиняться

Предоставляет другим принимать решения

Легко попадает впросак

Легко поддается влиянию друзей

Готов довериться любому

Благорасположен ко всем без разбора

Всем симпатизирует

Прощает все

Переполнен чрезмерным сочувствием

Великодушен и терпим к недостаткам

Стремиться помочь каждому

Стремящийся к успеху

Ожидает восхищение от каждого

Распоряжается другими

Деспотичный

Относится к окружающим с чувством превосходства

Тщеславный

Эгоистичный

Холодный, черствый

Язвительный, насмешливый

Злой, жестокий

Часто гневлив

Бесчувственный, равнодушный

Злопамятный

Проникнут духом противоречия

Упрямый

Недоверчивый и подозрительный

Робкий

Стыдливый

Услужливый

Мягкотелый

Почти никому не возражает

Навязчивый

Любит, чтобы его опекали

Чрезмерно доверчив

Стремится снискать расположение каждого

Со всеми соглашается

Всегда со всеми дружелюбен

Всех любит

Слишком снисходителен к окружающим

Старается утешить каждого

Заботится о других в ущерб себе

Портит людей чрезмерной добротой


Регистрационный лист ответов.

Фамилия_______________ Имя____________ Отчество______________

Возраст______ Образование_________ Профессия_________________

Актуальное "я" Идеальное "я"

001

033

065

097

002

034

066

098

003

035

067

099

004

036

068

100

005

037

069

101

006

038

070

102

007

039

103

008

040

072

104

009

041

073

105

010

042

074

106

011

043

075

107

012

044

076

108

013

045

077

109

014

046

078

110

015

047

079

111

016

048

080

112

017

049

081

113

018

050

082

114

019

051

083

115

020

052

084

116

021

053

085

117

022

054

086

118

023

055

087

119

024

056

088

120

025

057

089

121

026

058

090

122

027

059

091

123

028

060

092

124

029

061

093

125

030

062

094

126

031

063

095

127

032

064

096

128


001033065097




002

034

066

098

003

035

067

099

004

036

068

100

005

037

069

101

006

038

070

102

007

039

071

103

008

040

072

104

009

041

073

105

010

042

074

106

011

043

075

107

012

044

076

108

013

045

077

109

014

046

078

110

015

047

079

111

016

048

080

112

017

049

081

113

018

050

082

114

019

051

083

115

020

052

084

116

021

053

085

117

022

054

086

118

023

055

087

119

024

056

088

120

025

057

089

121

026

058

090

122

027

059

091

123

028

060

092

124

029

061

093

125

030

062

094

126

031

063

095

127

032

064

096

128


Ключ к опроснику.


Обработка и интерпретация результатов.

После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа ответов, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется "ключ", с помощью которого выделяются 16 номеров, формирующих каждый из 8-ми октантов психограммы методики. Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждой ячейки, выносится на таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему то или иной вариант межличностных отношений. Каждому из 8 октантов соответствует следующий тип межличностных отношений. Авторитарный, Независимый - доминирующий, Агрессивный, Недоверчивый - скептический, Покорно - застенчивый, Зависимый, Сотрудничающий, Альтруистический; Властный - лидирующий, Независимо - доминирующий, Прямолинейно - агрессивный, Недоверчивый - скептический, Покорно - застенчивый, Зависимый - послушный, Сотрудничающий - конвенциальный, Ответственно - великодушный.

Социально - психологическое изучение структуры малых групп с помощью метода диагностики межличностных отношений.

Инструкция выглядит как продолжение первоначальной. После того, как испытуемый оценит свое идеальное "Я" и себя, предлагается оценить таким же образом всех членов группы. Затем испытуемый должен обозначить среди них того, кого считает фактическим лидером, наилучшего для сотрудничества и наихудшего для сотрудничества члена группы, наилучшего для приятельских отношений и наименее подходящих для этой роли, а также того члена группы, к кому он относится совершенно безразлично.

Такое исследование проходит каждый член группы, оценивая себя и свой идеал, конъюнктивных и дизъюнктивные выборы, как в плане сотрудничества, так и дружеских отношений, а также выделяя наиболее "сильную", инициативную, лидирующую личность в группе. Анализ, полученных данных позволяет сделать выводы о сложившейся в группке структуре отношений, о взаимных притяжениях и отталкиваниях, о соответствии формального лидера экспектациям членов группы, а также о тех, кто по определенным причинам не принят группой и оказался в изоляции.-доминирование V=I-V+07(II+III-VI-IV)-доброжелательности G=VII-III+07(VII+VI-IV-II)


Опросник Кеттелла

.Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:

а. да

в. трудно сказать

с. нет

.Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а. да

в. иногда

с. нет

.Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:

а. бандитом

в. святым

с. тучей

.Когда я ложусь спать, я:

а. засыпаю быстро

в. нечто среднее

с. засыпаю с трудом

.Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а. пропустить вперед большинство машин

в. не знаю

с. обогнать все идущие впереди машины

. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие

истории:

а. да

в. иногда

с. нет

. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

а. верно

в. трудно сказать

с. неверно

. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:

а. да

в. иногда

с. нет

. Я бы скорее занимался:

а. фехтованием и танцами

в. затрудняюсь сказать, чем

с. борьбой и баскетболом

.Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что

они потом рассказывают об этом:

а. да

в. иногда

с. нет

.Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

а. всегда

в. Иногда

с. редко

.Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со

всеми и вовсе не обижаюсь:

а. верно

в. не знаю

с. неверно

.Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

а. верно

в. не знаю

с. неверно

.Мне больше нравится придумывать новые способы выполнения какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:

а. верно

в. не знаю

с. неверно

.Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

а. верно

в. иногда

с. нет

.Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбудимый, чем большинство людей:

а. верно

в. затрудняюсь ответить

с. неверно

.Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решении;

а. верно

в. не знаю

с. неверно

.Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:

а. да

в. не знаю

с. нет

.Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а. моим хорошим друзьям

в. не знаю

с. в своем дневнике

.Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «точный» - это

а. небрежный

в. тщательный

с. приблизительный

.У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а. да

в. трудно сказать

с. нет

.Меня раздражают люди, которые:

а. своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

в. затрудняюсь ответить

с. создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу

.Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

а. верно

в. не знаю

с. неверно

.Я думаю, что:

а. не все надо делать одинаково тщательно

в. затрудняюсь сказать

с. любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

.Мне всегда приходится преодолевать смущение:

а. да

в. возможно

с. нет

26. Мои друзья чаще:

а. советуются со мной

в. делают то и другое поровну

с. дают мне советы

. если приятель обманывает меня в мелочах, я предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а. да

в. иногда

с.нет

. мне нравится друг:

а. интересы которого имеют деловой и практический характер

в. не знаю

с. который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

а. верно

в. затрудняюсь ответить

с. неверно |

Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а. да

в. не знаю

с. нет

. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а. играть в шахматы

в. трудно сказать

с. играть в городки

. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

а. да

в. не знаю

с. нет

. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а. да

в. трудно сказать

с. нет

.Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

а. да

в. иногда

с. нет

.Мне бывает трудно признать, что я неправ:

а. да

в. Иногда

с. Нет

.На предприятии мне было бы интереснее:

а. работать с машинами и механизмами и участвовать в основном

производстве

в. трудно сказать

с. беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

.Какое слово не связано с двумя другими?

а. кошка

в. близко

с. Солнце

.То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а. раздражает меня

в. нечто среднее

с. не беспокоит меня совершенно.

.Если бы у меня было много денег, то я:

а. позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти

в. не знаю

с. жил бы, не стесняя себя ни в чем

.Худшее наказание для меня:

а. тяжелая работа

в. не знаю

с. быть запертым в одиночестве

.Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:

а. да

в. иногда

с. нет

.Мне говорили, что ребенком я был:

а. спокойным и любил оставаться один

в. не знаю

с. живым и подвижным

.Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными

установками и машинами:

а. да

в. не знаю

с. нет

.Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

а. да

в. трудно сказать

с. нет

.Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они

кажутся мне неосуществимыми:

а. верно

в. затрудняюсь ответить

с. Неверно

. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

а. верно

в. не знаю

с. неверно

.Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

а. верно

в. не знаю

с. неверно

.В музыке я наслаждаюсь:

а. маршами в исполнении военных оркестров

в. не знаю

с. скрипичными соло

.Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а. в деревне с одним или двумя друзьями

в. затрудняюсь сказать

с. возглавляя группу в туристском лагере

. Усилия, затраченные на составление планов:

а. никогда не лишние

в. трудно сказать

с. не стоят этого

.Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

а. верно

в. не знаю

с. неверно

.Когда мне все удается, а нахожу эти дела легкими:

а. всегда

в. иногда

с. редко

.Я предпочел бы скорее работать:

а. в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все

время быть среди них

в. затрудняюсь ответить

с. архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой

проект

.Дом так относится к комнате, как дерево:

а. к лесу

в. к растению

с. к листу

.То, что я делаю, у меня не получается:

а. редко

в. иногда

с. Часто

.В большинстве дел я:

а. предпочитаю рискнуть

в. не знаю

с. предпочитаю действовать наверняка

.Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:

а. скорее это так

в. не знаю

с. думаю, что нет

.Мне больше нравится человек:

а. большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

в. трудно сказать

с. со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

.Я принимаю решения:

а. быстрее, чем многие люди

в. не знаю

с. медленнее, чем большинство людей '

.На меня большее впечатление производят:

а. мастерство и изящество

в. трудно сказать

с. сила и мощь

.Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

а. да

в. нечто среднее

с. нет

.Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:

а. да

в, не знаю

с. нет

.Я предпочитаю:

а. решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

в. затрудняюсь ответить

с. советоваться с моими друзьями

.Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

а. верно

в. не знаю

с. неверно

.В школьные годы я больше всего получил знаний:

а. на уроках

в. трудно сказать

с. читая книги

.Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:

а. верно

в. Иногда

с. неверно

. когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а. заняться другим вопросом

в. затрудняюсь ответить

с. еще раз попытаться решить этот вопрос

. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. - казалось бы, без определенной причины:

а. да

в. иногда

с. нет

.Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

а. верно

в. не знаю

с. неверно

.Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:

а. да

в. иногда

с. нет

. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,

, 3, 6, 5 - будет:

а. 10

в. 5

с. 7

. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:

а. да

в. не знаю

с. нет

.Я предпочитаю скорее отказаться от сделанного заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:

а. да

в. иногда

с. нет

.Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:

а. верно

в. трудно сказать

с. неверно

.На вечеринке мне нравится:

а. принимать участие в интересной беседе

в. затрудняюсь ответить

с. смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому

.Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:

а. да

в. иногда

с. нет

.Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы предпочел встретиться с:

а. Колумбом

в. не знаю

с. Пушкиным

.Я вынужден удерживать себя оттого, чтобы не улаживать чужие дели:

а. да

в. Иногда

с. нет

.Работая в магазине, я предпочел бы:

а. оформлять витрины

в. не знаю

с. быть кассиром

.Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, я

продолжаю поступать так, как считаю нужным:

а. да

в. трудно сказать

с. нет

.Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а. сразу же думаю: «У него плохое настроение»

в. не знаю

с. беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

.Все несчастья происходят из-за людей:

а. которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют

удовлетворительные способы решения этих вопросов

в. не знаю

с. которые отвергают новые, многообещающие предложения

.Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

а. да

в. иногда

с. нет

.Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

а. верно

в. иногда

с. неверно

.Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинстве

людей:

а. верно

в. не знаю

с. неверно

. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной:

а. верно

в. Иногда

с. неверно

. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

а. часто

В. иногда

с. никогда

. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а. отстают

в. идут правильно

с. спешат

. Мне бывает скучно:

а. часто

в. иногда

с. редко

. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным

способом:

а. верно

в. иногда

с. неверно

. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомительны:

а. да

в. иногда

с. нет

. Дома в свободное время я:

а. болтаю и отдыхаю

в. затрудняюсь ответить

с. занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно завязываю дружеские отношения с новыми людьми:

а. да

в. иногда

с. нет

. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой:

а. да

в. иногда

с. нет

. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а. да, в большинстве случаев

в. иногда

с. нет, редко

.Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не

оставляют в моей душе никаких следов:

а. да

в. иногда

с. нет

.Я думаю, что было бы интереснее быть:

а. натуралистом и работать с растениями

в. не знаю

с. страховым агентом

.Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т. д.:

а. да

в. иногда

с. нет

.Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

а. да

в. трудно сказать

с. нет

.Я предпочитаю игры:

а. где надо играть в команде или иметь партнера

в. не знаю

с. где каждый играет за себя

.Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

а. да

в. иногда

с. нет

.Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:

а. да

в. иногда

с. нет

.Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение,

хотя на самом деле они мне не нравятся:

а. да

в. иногда

с. нет

.Какое слово не относится к двум другим?

а. думать

в. видеть

с. слышать

.Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

а. двоюродным братом

в. племянником

с. дядей.

Ответы подсчитываются с помощью специального «ключа». «Ключ» с прорезями, обозначенными знаком X, накладывается на бланк ответов, и суммируется результат. Совпадение ответов «а» и «с» оценивается 2 баллами, совпадения ответа «в» - 1 баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В - здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов; минимальная - 0 баллов.

Опросник Айзенка по определению темперамента

Инструкция: Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание умственных способностей.

Вопросы

Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

Обдумываете ли вы свои дела, не спеша, и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

Верно ли, что вас легко задеть?

Любите ли вы часто бывать в компании?

Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

Много ли вы мечтаете?

Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

Слывете ли вы человеком живым и веселым?

Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

Бывает ли, что вы передаете слухи?

Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?

Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

Бывают ли у вас приступы дрожи?

Всегда ли вы говорите правду?

Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

Раздражительны ли вы?

Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

Часто ли вам снятся кошмары?

Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

Вы нервный человек?

Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся?

Вы уверенный в себе человек?

Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

Любите ли вы подшутить над другими?

Страдаете ли вы бессонницей?

1

8

15

22

28

34

40

44

48

52

54

56


2

9

16

23

29

35

41

45

49

53

55

57


3

10

17

24

30

36

42

46

50



4

11

18

25

31

37

43

47

51



5

12

19

26

32

38



6

13

20

27

33

39



7

14

21











Обработка результатов

Экстраверсия - находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.

Если сумма баллов равна 0-10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.

Если 15-24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.

Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

Невротизм - находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Если количество ответов «да» равно 0-10, то - эмоциональная устойчивость.

Если 0-16, то - эмоциональная впечатлительность.

Если 17-22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.

Если 23-24, то невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Ложь - находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Если набранное количество баллов 0-3 - норма человеческой лжи, ответам можно доверять.

Если 4-5, то сомнительно.

Если 6-9, то ответы недостоверны.

Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.


Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса - склонность к истерико - психопатическим реакциям.

Флегматик - интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса - склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).

Приложение 2

Результаты описательной статистики

Столбец1

 

Столбец2

 

Столбец3

 

Среднее

1,083333

Среднее

36,25

Среднее

13

Стандартная ошибка

0,083333

Стандартная ошибка

2,103838

Стандартная ошибка

1,745123

Медиана

1

Медиана

36

Медиана

13

Мода

1

Мода

36

Мода

20

Стандартное отклонение

0,288675

Стандартное отклонение

7,28791

Стандартное отклонение

6,045284

Дисперсия выборки

0,083333

Дисперсия выборки

53,11364

Дисперсия выборки

36,54545

Эксцесс

12

Эксцесс

-0,978

Эксцесс

-1,62575

Асимметричность

3,464102

Асимметричность

0,07176

Асимметричность

0,121471

Интервал

1

Интервал

23

Интервал

17

Минимум

1

Минимум

25

Минимум

5

Максимум

2

Максимум

48

Максимум

22

Сумма

13

Сумма

435

Сумма

156

Счет

12

Счет

12

Счет

12


Столбец4

 

Столбец5

 

Столбец6

 

Среднее

7,666667

Среднее

7,5

Среднее

7,5

Стандартная ошибка

1,269296

Стандартная ошибка

0,949482

Стандартная ошибка

1,494941

Медиана

7,5

Медиана

8,5

Медиана

5,5

Мода

8

Мода

10

Мода

15

Стандартное отклонение

4,396969

Стандартное отклонение

3,2891

Стандартное отклонение

5,178627

Дисперсия выборки

19,33333

Дисперсия выборки

10,81818

Дисперсия выборки

26,81818

Эксцесс

1,672652

Эксцесс

-1,12136

Эксцесс

-1,59115

Асимметричность

1,223128

Асимметричность

-0,44149

Асимметричность

0,471298

Интервал

15

Интервал

10

Интервал

13

Минимум

3

Минимум

2

Минимум

2

Максимум

18

Максимум

12

Максимум

15

Сумма

92

Сумма

90

Сумма

90

Счет

12

Счет

12

Счет

12


Табл.

Столбец7

 

Среднее

7,916667

Стандартная ошибка

0,96498

Медиана

7,5

Мода

13

Стандартное отклонение

3,34279

Дисперсия выборки

11,17424

Эксцесс

-1,04775

Асимметричность

0,244554

Интервал

10

Минимум

3

Максимум

13

Сумма

95

Счет

12


Приложение 3

пол

возраст

Айзенк

16

Лири




экстраверсия

невротизм

факторЕ

Авторитарный

Независимый - доминирующий

1

2

36

7

8

8

15

10

2

1

35

9

3

7

10

13

3

1

48

17

9

12

5

6

4

1

41

15

3

10

3

3

5

25

20

13

4

15

13

6

1

28

22

6

10

6

7

7

1

39

11

9

11

2

4

8

1

30

5

7

5

11

5

9

1

36

16

4

3

14

9

10

1

42

8

4

9

4

6

11

1

46

6

18

2

2

11

12

1

29

20

8

9

3

8


Пол: 1 - мужчины, 2 - женщины.

Фактор Е - «подчиненность - доминантность».

Похожие работы на - Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств у людей, занимающих руководящие должности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!