Расчет потребного количества запчастей, шин, АКБ, ТСМ, технических жидкостей, технологического оборудования и прочих материалов для АТП на заданную мощность
Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
Дальневосточный
государственный аграрный университет
ФЗДО
«Автомобили и автомобильное хозяйство»
Кафедра ЭМТ
и АП
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
По
дисциплине:
Техническая
эксплуатация автомобилей
Тема:
Расчет
потребного количества запчастей, шин, АКБ, ТСМ, технических жидкостей,
технологического оборудования и прочих материалов для АТП на заданную мощность
Выполнил:
студент 6-го курса
Ершуев И.А.
Проверил:
Ковалевский
В.Н.
Благовещенск
2011 г.
Содержание
Введение
1.
Расчет потребного количества топлива
.
Корректирование нормативных периодичностей технического обслуживания
3.
Корректирование периодичности ТО-1 по кратности к среднесуточному пробегу
.
Корректирование периодичности ТО-2 по кратности к среднесуточному пробегу
.
Расчет потребного количества масел, смазок и технических жидкостей
.
Расчет потребного количества шин
.
Расчет потребного количества АКБ
.
Расчет потребного количества запасных частей и материалов
Заключение
Список
литературы
Приложение
А
Приложение
Б
Приложение
В
Введение
Материально-техническое
обеспечение (МТО) автомобильного транспорта, являющееся важным элементом
системы технической эксплуатации, предназначено для обеспечения автопредприятий
подвижным составом, агрегатами, запасными частями, автомобильными шинами,
аккумуляторами и эксплуатационными материалами. Правильная организация МТО и
наличие на АТП необходимых запасных частей и материалов обеспечивают
стабильность производственного процесса, позволяют поддерживать автомобили в
технически исправном состоянии и сокращать продолжительность ремонта.
Обозначения
|
Наименование
показателя
|
|
Списочное
число автомобилей.
|
|
Число
календарных дней в году.
|
|
Число
дней работы на линии.
|
|
Среднесуточный пробег автомобиля, км.
|
|
Нормативный
пробег автомобиля до соответствующего, ТО, км.
|
|
Корректирование
значений периодичности ТО.
|
|
Коэффициент
кратности.
|
|
Коэффициент
перехода от цикла к году.
|
|
Коэффициент
корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации.
|
|
Коэффициент
корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и
способа организации его работы.
|
|
Коэффициент
корректирования нормативов в зависимости от природных условий.
|
|
Нормативный расход топлива, л.
|
|
Базовая
норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км.
|
|
Пробег автомобиля, км.
|
|
Поправочный коэффициент к норме, %.
|
|
Норма
расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза
|
|
Норма
расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 км.
|
|
Собственная
масса прицепа или полуприцепа, т.
|
|
Норма
расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км.
|
|
Объем
транспортной работы, т. км.
|
|
Масса груза, т.
|
|
Пробег с грузом, км
|
Н
|
Среднестатистический
пробег шины, тыс. км
|
|
Норма
эксплуатационного пробега шины, тыс. км,
|
|
Годовая
потребность шин
|
|
Годовая
потребность в АКБ
|
|
Норма
расхода запасных частей на 1000 км пробега
|
1. Расчет потребного количества
топлива
Таблица
1
Исходные данные
Марка,
модель автомобиля
|
Базовая
норма расхода топлива, л/100 км
|
Топливо
|
Масса
груза, т
|
Пробег
с грузом, км
|
КамАЗ-55102
|
32
|
Дизтопливо
|
7
|
400
|
ЗИЛ-431412
|
31
|
Бензин
|
6
|
450
|
ГАЗ-5312
|
25
|
Бензин
|
4
|
350
|
КамАЗ-5511
|
34
|
Дизтопливо
|
10
|
500
|
ГАЗ-33021
|
16,9
|
Бензин
|
1,8
|
350
|
Toyota Land Cruiser Prado
|
14
|
Бензин
|
1
|
350
|
Для грузовых бортовых автомобилей нормируемое
значение расхода топлива рассчитывается
=
Где -
нормативный расход топлива, л;
- пробег
автомобиля, км;
- норма расхода
топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза:
, л/100 км,
где -
базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
- норма расхода
топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 км;
- собственная
масса прицепа или полуприцепа, т;
- норма расхода топлива
на транспортную работу, л/100 т.км,
- объем
транспортной работы, т.км:
,
- масса груза, т;
- пробег с грузом,
км;
- поправочный
коэффициент к норме, %.
Для грузовых бортовых автомобилей, выполняющих
работу, учитываемую в тонно-км, дополнительно к базовой норме, норма расхода
топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км
пробега) в зависимости от вида используемого топлива: для бензина - до 2 л, для
дизельного - до 1,3 л.
При работе грузовых бортовых автомобилей,
тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлива
(л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается из расчета в литрах на каждую
тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива:
для бензина - до 2 л; для дизельного топлива - до 1,3 л.
ГАЗ-5312
л,
л/100 км,
т.км.
ЗИЛ-431412
л,
т.км.
КамАЗ-55102
л,
л/100 км,
т.км.
Для автомобилей-фургонов нормируемое значение
расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям.
ГАЗ-33021
л,
л/100 км,
т.км.
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных
автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается
=
где Z
- количество ездок с грузом за смену;
- норма расхода
топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда
, л/100 км
где -
дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом
автомобиля-самосвала, автопоезда, л.
КамАЗ-5511
л,
л/100 км.
Для легковых автомобилей нормируемое значение
расхода топлива рассчитывается
=
- норма расхода
топлива автомобиля базовая, л/100 км
- пробегавтомобиля,
км;
Land Cruiser Prado
л,
Расчет количества топлива, требуемого для работы
автопарка в заданный период (без учета выходных)
КамАЗ-55102
л
ЗИЛ-431412
л
ГАЗ-5312л
КамАЗ-5511л
ГАЗ-33021
л
Toyotaл
л
2. Корректирование нормативных
периодичностей технического обслуживания
Корректирование значений периодичности ТО (Li)
определяется по формуле:
где -
нормативный пробег автомобиля до соответствующего ТО, км;
- коэффициент
корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации;
- коэффициент
корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий.
КамАЗ-55102км
км
ЗИЛ-431412км
км
ГАЗ-5312км
км
КамАЗ-5511км
км
ГАЗ-33021км
км
Toyotaкм
км
Таблица
2
Корректирование нормативных периодичностей ТО-1
и ТО-2
Марка, модель автомобиля
|
,
км
|
,
км
|
|
|
,
км
|
,
км
|
КамАЗ-555102
|
3000
|
12000
|
0,9
|
1,0
|
2700
|
10800
|
ЗИЛ-431412
|
3000
|
12000
|
0,9
|
1,0
|
2700
|
10800
|
ГАЗ-5312
|
3000
|
12000
|
0,9
|
1,0
|
2700
|
10800
|
КамАЗ-5511
|
2000
|
8000
|
0,9
|
1,0
|
1800
|
7200
|
ГАЗ-33021
|
4000
|
16000
|
0,9
|
1,0
|
3600
|
14400
|
Toyota Land Cruiser Prado
|
4000
|
16000
|
0,9
|
1,0
|
3600
|
14400
|
3. Корректирование периодичности
ТО-1 по кратности к среднесуточному пробегу
Коэффициент кратности для
ТО-1 будет равен дням от ТО-1 до следующего ТО-1. Определяется через
коэффициент кратности ()
где -
среднесуточный пробег автомобиля, км.
Принятое значение периодичности ТО-1 ()
определяется
, км.
КамАЗ-55102
км
ЗИЛ-431412
км
ГАЗ-5312
км
КамАЗ-5511
км
ГАЗ-33021
км
км
4. Корректирование периодичности
ТО-2 по кратности к среднесуточному пробегу
Принятое значение периодичности ТО-2 (определяется
, км.
КамАЗ-55102
км
ЗИЛ-431412
км
ГАЗ-5312
км
КамАЗ-5511
км
ГАЗ-33021
км
км.
Составляем график технического обслуживания на
период с 1 января 2012 г. по 31 марта 2012 г., без учета выходных дней.
автотранспортный
материальный технический обеспечение
5. Расчет потребного количества
масел, смазок и технических жидкостей
Эксплуатационная норма расхода масел и смазок
где q-
норма масла на 100л топлива;
м.м. - моторные масла, л;
т.м. - трансмиссионные масла, л;
с.м. - специальные масла и жидкости, л;
п.с. - пластичные смазки, кг.
Таблица
3
Эксплуатационные нормы расхода масел и смазок на
100 л общего расхода топлива автомобилем
Марка, модель автомобиля
|
Моторные масла, л
|
Трансмиссионные масла, л
|
Специальные
масла и жидкости, л
|
Пластичные смазки, кг
|
КамАЗ-55102
|
2,8
|
0,4
|
0,15
|
0,35
|
ЗИЛ-431412
|
2,2
|
0,3
|
0,1
|
0,2
|
ГАЗ-5312
|
2,1
|
0,3
|
0,1
|
0,25
|
КамАЗ-5511
|
2,8
|
0,4
|
0,15
|
0,35
|
ГАЗ-33021
|
2,1
|
0,3
|
0,1
|
0,25
|
Toyota Land Cruiser Prado
|
0,6
|
0,1
|
0,03
|
0,1
|
КамАЗ-55102 л
л
л
кг
ЗИЛ-431412 л
л
л
кг
ГАЗ-5312л
л
л
кг
КамАЗ-5511л
л
кг
ГАЗ-33021 л
л
л
кг
Toyotaл
л
л
кг
л
л
кг
6. Расчет потребного количества шин
Норма эксплуатационного пробега шины
где -
среднестатистический пробег шины, тыс. км;
- поправочный
коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации транспортного средства
(=
1, категория эксплуатации 2);
- поправочный
коэффициент, учитывающий условия работы автомобиля (=
1, категория для остальных условий).
Таблица
4
Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин
Марка,
модель автомобиля
|
Размер
шины
|
Модель
шины
|
Эксплуатационная
норма пробега, тыс. км
|
КамАЗ-55102
|
9,00R20
|
ИН-142БМ
|
80
|
ЗИЛ-431412
|
9,00
R20
|
М-184
|
75
|
ГАЗ-5312
|
8,25
R20
|
КИ-63
|
80
|
КамАЗ-5511
|
9,00
R20
|
БЦИ-342
|
80
|
ГАЗ-33021
|
175/80R16C
|
ДП-10
|
75
|
Toyota
Land Cruiser
Prado
|
235/75
R16
|
Шины
зарубежного производства
|
60
|
КамАЗ-55102км
ЗИЛ-431412км
ГАЗ-5312км
КамАЗ-5511км
ГАЗ-33021км
Toyotaкм
Годовая потребность шин
где -
годовой пробег автомобиля;
- количество колес
автомобиля.
КамАЗ-55102
ЗИЛ-431412
ГАЗ-5312
КамАЗ-5511
ГАЗ-33021
7. Расчет потребного количества АКБ
Годовая потребность в АКБ
где -
норма расхода АКБ ( = 250 тыс. км);
- количество АКБ
данной марки.
КамАЗ-55102
ЗИЛ-431412
ГАЗ-5312
КамАЗ-5511
ГАЗ-33021
8. Расчет потребного количества
запасных частей и материалов
Норма расхода запасных частей на 1000 км пробега
где -
удельное количество агрегатов на 1000 км пробега.
Таблица
5
Нормативное количество оборотных агрегатов на
1000 км пробега
Модель,
марка автомобиля
|
Нормативное
количество оборотных агрегатов на 1000 км пробега, ед.
|
|
ДВС
|
КПП
|
ПМ
|
ЗМ
|
КП
|
КамАЗ-55102
|
0,0013
|
0,0011
|
0,0011
|
0,0013
|
0,0013
|
ЗИЛ-431412
|
0,0008
|
0,0006
|
0,0006
|
0,0006
|
0,0004
|
ГАЗ-5312
|
0,0011
|
0,0011
|
0,0011
|
0,0011
|
0,0009
|
КамАЗ-5511
|
0,0012
|
0,0010
|
0,0010
|
0,0012
|
0,0010
|
ГАЗ-33021
|
0,0011
|
0,0011
|
0,0011
|
0,0011
|
0,0011
|
Toyota
Land Cruiser
Prado
|
0,0009
|
0,0009
|
0,0009
|
0,0009
|
0,0009
|
КамАЗ-55102
ЗИЛ-431412
ГАЗ-5312
КамАЗ-5511
ГАЗ-33021
Toyota
Заключение
Нормы расхода топлив (смазочных материалов) на
автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения
расхода топлива, для введения статистической и оперативной отчетности,
определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ,
планирования потребности предприятия в обеспечении нефтепродуктами,
осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов,
проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и
т.д.
Нормы эксплуатационного пробега шин
автотранспортных средств предназначены для планирования потребности
транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального
использования материальных ресурсов.
Потребное количество запасных частей или
материалов следует определять делением запланированного пробега автомобилей данной
марки на 1 тыс. км и умножением получаемого результата на соответствующие нормы
расхода.Автотранспортным предприятиям разрешается:
. Корректировать нормы расхода в соответствии с
коэффициентами, предусмотренными "Положением о техническом обслуживании и
ремонте подвижного состава автомобильного транспорта".
. Для автомобилей и автобусов отечественного
производства, не указанных в нормах, применять нормы расхода, установленные для
автомобилей соответствующей грузоподъемности или пассажировместимости.
. Для автомобилей зарубежного производства, не
указанных в нормах, применять коэффициент 2,23 к нормам, установленным для
отечественных автомобилей соответствующей грузоподъемности.
Применение нормативов обеспечит повышение
степени использования ресурса аккумуляторных батарей и улучшение контроля за
правильностью их эксплуатации. Они должны использоваться владельцами
эксплуатируемых автотранспортных средств и автопогрузчиков при организации
учета выработки ресурса АКБ, при оценке их остаточной емкости и для решения
вопросов определения допустимости списания или необходимости продолжения
эксплуатации АКБ.
Список литературы
1.
Руководящий документ РЗ112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных
материалов».
.
РД 3112178-0190-95 «Нормы расхода материалов и запасных частей на техническое
обслуживание и текущий ремонт автомобилей».
.
РД 3112199-1085-02 «Временные нормы эксплуатационного пробега шин
автотранспортных средств».
.
РД 3112199-1089-02 «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных
аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков».
.
Краткий автомобильный справочник.-10-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт,
185. - 220 с.
.
Калисский В.С. Автомобиль категории С. Учебник водителя / Калисский В.С.,
Манзон А.И., Нагула Г.Е. - М.: Транспорт. 1981. - 304 с.