Эколого-правовой режим и охрана экологических систем

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,86 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эколого-правовой режим и охрана экологических систем

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шукшина

Факультет истории и права

Кафедра всеобщей истории






Реферат

Эколого-правовой режим и охрана экологических систем.

Выполнил: Киреев Сергей Вячеславович; И-иЮ 103

Проверил: Лихачева Лариса Борисовна




Бийск 2011г.

Содержание

Введение

. Планировка городов и других населенных пунктов

. Охрана окружающей среды в рекреационных и лечебно-оздоровительных зонах

. Охрана экологических систем

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из основных задач законодательства в области использования и охраны окружающей среды является охрана здоровья человека, создание и поддержание необходимых условий для обеспечения его жизнедеятельности, работоспособности и полноценного отдыха. В этих целях осуществляется охрана окружающей среды в городах и других населенных пунктах, местах отдыха, туризма и лечения населения. Проводимые для этого мероприятия направлены на создание санитарно-эпидемиологического благополучия всего населения. Их реализация осуществляется по отраслевому и территориальному принципу. Государственный контроль за осуществлением таких мер возлагается на органы местного самоуправления, их исполнительные органы, а также на органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ. Основной объем работ, связанные с охраной здоровья человека, несомненно, приходится на населенные пункты и города.

Охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов ведется по нескольким направлениям: посредством планирования охраны окружающей среды в этих пунктах, а также планировки и застройки этих территорий; обеспечения в них санитарного режима, охраны зеленых насаждений, лесопарковых и оздоровительных зон.


1. Планировка городов и других населенных пунктов

Планирование охраны окружающей среды городов осуществляется в четырех формах: в виде разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды по городам и крупным промышленным цент-рам, которые предусматривают совокупность мер по оздоровлению внешней среды на период до 15 лет с учетом социально-экономических, демографических и экологических условий; направления объединениями, предприятиями, организациями проектов пятилетних и годовых планов и предложений об их изменении на рассмотрение органов местного самоуправления в части вопросов землепользования и охраны природы до представления этих проектов вышестоящим органам; включения разделов об охране и оздоровлении окружающей среды в планы экономического и социального развития; разработку мероприятий по охране и оздоровлению внешней городской среды.

Планировка и застройка городов осуществляется на основе генерального плана развития города. Экологические требования, предъявляемые к планированию территории городов и других населенных пунктов, касаются их размещения таким образом, чтобы исключалось неблагоприятное воздействие негативных факторов на здоровье населения и санитарно-бытовые условия. Необходимо обеспечение надлежащего устройства водоснабжения и канализации, рационального сооружения основных магистралей, проведения озеленения, санитарной очистки территории и других видов благоустройства.

При планировке городов и других населенных пунктов проводится зонирование территории по видам ее использования. Выделяются следующие функциональные зоны: промышленная, жилая, коммунально-складская, внешнего транспорта, пригородная. Стремительный рост городов приводит к тому, что земельные ресурсы, пригодные к застройке, быстро истощаются. Происходит постепенное отчуждение новых участков и ликвидация ранее освоенных сельскохозяйственных угодий. Возникает опасность частичного, а в некоторых случаях и полного, уничтожения естественного ландшафта, резкого ухудшения санитарно-гигиенического состояния городов из-за недостаточного озеленения, увеличения количества транспортных средств и потоков. Чтобы ослабить остроту этих проблем, для размещения различных объектов используется подземное пространство.

Правовое обеспечение санитарного режима в населенных пунктах включает комплекс мер: по предотвращению загрязнения внешней среды вредными веществами при проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий и других объектов, вводе новых и реконструированных предприятий и объектов, при установлении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и их выбросов стационарным источником и передвижению вредных физических воздействий от шума, вибрации, сияния магнитных полей: по захоронению и утилизации производственных коммунально-бытовых отходов.

Зеленая растительность населенных пунктов выполняет различные функции: санитарно-гигиенические, структурно-планировочные, декоративно-художественные, культурно-оздоровительные - и поэтому играет огромную роль в обеспечении благоприятной для человека среды. Обязательные требования к системе озеленения - равномерность и непрерывность. Основные элементы этой системы - парки, сады, озелененные территории жилых и промышленных районов, набережные, бульвары, скверы, защитные зоны, зеленые насаждения отдельных граждан. Наибольшую часть озеленительной системы составляют городские леса, которые относятся к категории особо охраняемых лесов первой группы. На территориях, прилегающих к крупным городам, создаются зеленые зоны, которые по своему целевому назначению подразделяются на лесопарковые, леса, загородные парки, сады, питомники, эстетически ценные ландшафты и лесохозяйственные зоны.

2. Охрана окружающей среды в рекреационных и лечебно-оздоровительных зонах

Большое значение имеет охрана окружающей среды в рекреационных и лечебно-оздоровительных зонах. Рекреационными зонами считаются естественные или окультуренные участки земельного или водного пространства, предназначенные для организованного либо массового отдыха населения и туризма. В состав таких зон могут входить участки городской территории, пригородные и зеленые зоны, лесопарки, национальные, природные парки, ботанические, зоологические сады, дендрологические парки, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха, определенные участки заповедников и заказников, отведенные для посещения населением. Рекреационные зоны используются в двух формах - коллективной (организованной) и индивидуальной. К числу лечебно-оздоровительных зон относятся территории земельного или водного пространства, предназначенные для лечения граждан и восстановления здоровья. К данной категории относятся курортные и санитарно-курортные зоны. С целью сохранения природных физических и химических свойств лечебных средств курортов, предохранения их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения в зонах курортов устанавливаются округа санитарной охраны, в пределах которых запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воду, воздух, наносящие ущерб лесам. Округа санитарной охраны имеют три зоны: зону строгого режима, зону ограничений и зону наблюдений.

Режим охраны окружающей среды в лечебно-оздоровительных местностях и курортах определяется Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

3. Охрана экологических систем

В основе правового режима экологических систем лежит конституционное право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей природной среды. Здоровье граждан является таким же всенародным достоянием, как и земля, недра, леса, воды и иные природные объекты.

На относительно небольших пространствах, где находятся люди и окружающие их экосистемы, при концентрированном индустриальном прессинге на них и на окружающую природную среду возникает качественно новая среда, нуждающаяся в особом правовом регулировании. Например, современные города разрастаются в агломерации - созвездия городов и населенных пунктов. Москва как агломерация включает в себя свыше 130 населенных пунктов, в которых проживает свыше 13 млн. человек. Урбанизация населения (перетекание сельского населения в городское) порождает все новые и новые агломерации, а значит, растут концентрированные социально-индустриальные прессинги на отдельных участках экологической системы страны.

Правовое регулирование в этих зонах, ставших в ряде мест зонами экологического бедствия, осуществляется по двум основным направлениям: разработка и реализация мероприятий по разгрузке перегруженных техникой и людскими ресурсами данных территорий и установление ре-жима использования и охраны экологических систем, находящихся на этих территориях, путем введения щадящих условий как для экосистем, так и для людей, которые в них живут и трудятся.

Первая группа мероприятий лежит в плоскости других наук, вторая же группа мероприятий составляет преимущественно сферу экологического права, изучаемого нами. Рассмотрим их по отдельности.

. Первая группа мероприятий - экологические требования, предъявляемые к планировке и застройке городов. Они закреплены в ряде законов, в частности, в ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха и др.

. В связи с тем, что возможные на территориях городов и иных населенных пунктов строения, сооружения, предприятия и другие объекты являются дорогостоящими, а значит, и дорого стоят ошибки от их нерационального размещения, закон обязывает проводить предварительное согласование с органами местного самоуправления отвода земельных участков под строительство и применять многовариантный порядок выбора площадок для размещения объектов, подлежащих возведению.

. На территориях населенных пунктов размещаются огромные массивы производственных и иных предприятий, которые буквально обрушивают на проживающих в данных населенных пунктах граждан производственный шум, поэтому в законодательстве имеются нормы. Посвященные предупреждению и устранению шума, а также специальное постановление, регламентирующее систему мероприятий в этом направлении, где установлены обязанности и для лиц, ответственных за эксплуатацию автотранспорта, за содержание автомобилей, у которых уровень шума превышает установленные нормативы (ст. 81, 81 КоАП РСФСР).

Повышенный шумовой фон приносит вред всему живому: при повышении уровня шума даже на 1% у людей повышается риск сердечнососудистых заболеваний почти на 0,5%; из-за шума почти в 2 раза снижается работоспособность в городе по сравнению с сельской местностью, а поэтому борьба с шумом составляет неотъемлемую часть экологической функции государства. Методы борьбы с производственными и иными шумами закреплены в Законе об охране атмосферного воздуха (ст. 29, 30) и касаются не только организаций, но и граждан. Например, за систематически производимый в своей квартире шум, если меры общественного и иного воздействия оказались безрезультатными, гражданин может быть выселен из занимаемого им помещения (ст. 98 Жилищного кодекса РСФСР).

. Деятельность промышленных и транспортных предприятий неизбежно сопряжена с выбросами вредных веществ в окружающую атмосферу. Даже при экологически чистом транспорте и прочных асфальтобетонных дорогах неизбежно запыление близлежащих территорий. Фактически же автотранспорт является основным загрязнителем окружающей среды, на его долю приходится около половины всего объема загрязнений. Поэтому на территории населенных пунктов предусмотрена целая система мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выражающаяся в следующем:

а) деятельность государственных предприятий и кооперативов, грубо нарушающих режим экологопользования и наносящих вред окружающей природной среде, может быть приостановлена.

в) если предприятиям и иным объектам свойственна экологически опасная производственно-хозяйственная деятельность, то они должны быть закрыты или их профиль подлежит изменению (ст. 33, 39 Закона РСФСР об охране атмосферного воздуха);

г) в силу того, что в ходе производственно-хозяйственной деятельности у производителей может возникнуть стремление достичь производственных результатов любым путем, в том числе и за счет экономии на очистных сооружениях, природоохранном оборудовании и иных охранительных элементах, необходим постоянный контроль со стороны государства. Он осуществляется как через общую систему экологического наблюдения и контроля, в ходе которого обеспечивается общее экологическое благополучие в той или иной местности, так и путем специального контроля, цель которого составляет эпидемиологическое благополучие населения.

Мероприятия по обеспечению щадящих условий существования перегруженных экосистем населенных пунктов и проживающих там людей заложены в правовом режиме земель населенных пунктов.

Заключение

С 1990 г. земли рекреационного назначения выделены в особый вид природоохранных земель, а наряду с ними выделены земли природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения. Значительную роль в рекреационных целях играют леса. В городских лесах запрещается заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, пастьба скота и другие пользования, несовместимые с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха населения.

Похожие работы на - Эколого-правовой режим и охрана экологических систем

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!