Развитие смычкового исполнительства в Красноярске последней четверти XX века

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,37 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие смычкового исполнительства в Красноярске последней четверти XX века

Содержание

Введение

Красноярский академический симфонический оркестр

Красноярский государственный театр оперы и балета

Камерные оркестры Красноярска

Красноярская государственная академия музыки и театра

Смычковая педагогика после открытия вуза искусств

Заключение

Литература

Введение

В 20-м веке в Красноярске стало стремительно развиваться профессиональное искусство и художественное образование. Красноярское исполнительство, труды красноярских исследователей в области музыкальной науки обретают вес, как в России, так и за ее пределами. Вопреки распространенному мнению о главенствующей роли столичных культурных центров, в развитии культуры значительную роль играет периферия. Поэтому, чтобы иметь полное представление о культуре страны необходимо ее изучение не только столиц, но и регионов.

Цель моего реферата осветить историческую периодизацию развития музыкальной культуры в Красноярске в период второй четверти двадцатого века, а так же очертить основные явления в истории исполнительства на оркестровых струнных инструментах в Красноярске, определив причины возникновения и роль в художественной жизни.

Красноярский академический симфонический оркестр

Создан в 1976 году. Первый дирижер - В. Свойский. Официальное открытие первого сезона состоялось в апреле 1977 года. Но уже в 1976 году оркестр дал ряд концертов в клубах и Домах культуры, на предприятиях.

В 1978-1996 и 1998-2003 гг. оркестр возглавлял И. Шпиллер. Под его руководством коллектив достиг значительных успехов. В 1993 году оркестр был удостоен звания академического. В 1990 г.И. Шпиллеру было присвоено звание народного артиста России.

С оркестром работали более или менее продолжительное время В. Блинов, П. Грибанов, В. Шахов, Линь Тао (Таиланд), Э Уиллер (Австралия), и др. Деятельность коллектива имеет ярко выраженную просветительскую направленность. Оркестр - инициатор фестивалей симфонической и камерной музыки (Красноярск, Ачинск, Норильск). В репертуаре коллектива представлена практически вся мировая симфоническая классика; был исполнен ряд произведений кантатно-ораториального жанра. Много звучало концертов для солирующего инструмента с оркестром.

Оркестр гастролировал в Югославии, Швейцарии, Испании, Голландии. Есть грампластинки и CD с исполнительскими работами этого коллектива.

Красноярский государственный театр оперы и балета

Открылся осенью 1978 г. спектаклем "Князь Игорь", но еще летом был дан спектакль "Лебединое озеро". Главный дирижер И. Шаврук, главный режиссер М. Высотский.

Здание строилось поначалу как Театр музыкальной комедии, затем проект переориентировали. Театр был оснащен современным по тому времени оборудованием. Имеется дубль-сцена. Сегодня уже есть и музей театра.

Театр также показал Реквием Верди и в концертном исполнении - "Пиковую даму" Чайковского.

Артисты театра гастролировали в Индии, Югославии, Чехословакии, Германии, Монголии, с 2003 года его балетная труппа несколько раз выступила в Англии.

В театре работали дирижер Й. Станек (Чехия), певцы из Германии, Англии, других стран.

Как это принято во многих городах, помимо спектаклей здесь даются театрализованные концерты солистов оперы.

В балетных спектаклях и в тех операх, где предусмотрены балетные сцены, участвуют воспитанники хореографического училища.

Ряд артистов, многие из которых стояли у истоков театра, удостоены почетных званий. Среди них народные артисты России В. Ефимов, Л. Марзоева, Н. Чеховская, др. заслуженные артисты России В. Баранова, Ж. Тараян, А. Чепурной, др. Многие из артистов театра стали лауреатами и дипломантами международных и Всероссийских конкурсов.

На базе театра создан ансамбль ударных инструментов под руководством А. Крыжановского.

Камерные оркестры Красноярска

Первый любительский камерный оркестр был создан из студентов медицинского института под руководством Э.М. Прейсмана. Оркестр работал в 1970-1995 гг. В репертуаре были симфонии Вивальди, Заха, Мысливечека, Концертная симфония Бортнянского, concerti grossi Корелли, Вивальди, концерты для солирующего инструмента с оркестром Вивальди, И.С. Баха, Генделя, И.Х. Баха. Оркестр играл западноевропейскую музыку XX века (Барток, Димитреску, др.) и весьма много произведений отечественных композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, Асламазяна, Цинцадзе, Новикова. Много музыки в исполнении этого коллектива в Красноярске звучало впервые, как, например, сочинение красноярского композитора Ф. Веселкова "Сказочка" (авторское название "Прелюдия для фортепиано"). Ряд произведений исполнялся в переложениях или редакции руководителя. Коллектив гастролировал в Новосибирске, Новокузнецке, Томске, Иркутске, Ангарске. Абакане, Черногорске. В 1988 году совершил поездку по Енисею на агиттеплоходе: давал концерты для плавсостава Енисейского бассейна. Оркестр является лауреатом Всесоюзных и Всероссийских фестивалей художественного творчества трудящихся, удостоен звания народного - высшего звания, которое присваивалось любительским коллективам.

В 1982 году был создан первый профессиональный камерный оркестр из артистов симфонического оркестра под руководством И.В. Шпиллера. Но проработал он недолго.

В 1983 году В.П. Алексинцев в училище искусств создал камерный оркестр, который с 1993 года стал самостоятельным концертным коллективом и получил имя "Глория". Оркестр гастролировал в Чехии, несколько раз в Японии, в Шотландии. С этим коллективом выступали в Красноярске зарубежные дирижеры Й. Станек (Чехия), С. Мацумото и М. Хайакава (Япония), Р. Лира (Мексика), К. Чагнард (США).

В 1984 году начал свою работу камерный оркестр института искусств (руководитель М.И. Бенюмов), получивший статус муниципального в 1994 году. Оркестр имеет обширный репертуар. Четырежды гастролировал в Италии. Благодаря этим гастролям была налажена и "обратная связь": в Красноярске гастролировали и давали оркестровые мастер-классы итальянские дирижеры П. Беллуджи и Л. Песталоцци. Коллектив является основой многократно проходивших в Красноярске "Бахакадемий" - музыкальных фестивалей, организуемых Баховской академией в Штутгарте; инициирует международные фестивали.

В 1990 году был создан камерный оркестр "Кредо" (руководители А.Г. Бетц, с 1992 - В, Ф. Третьяченко). Сейчас этот оркестр не существует.

Созданный в 1991 году ансамбль солистов краевой филармонии под руководством А.М. Ривкина проработал несколько лет. Сегодня камерные оркестры работают в ряде ДМШ города.

Красноярская государственная академия музыки и театра

Создание в Красноярске вуза искусств было исторически и художественно актуальным в процессе развития культуры Сибири. В связи со стремительным ростом населения городов региона, увеличивающимся количеством интеллигенции нужно было не только значительно расширить сеть художественных учреждений, но и обеспечить их творческими кадрами.

сентября 1978 года начались занятия в институте искусств, где было три факультета: музыкальный, театральный и художественный, который в 1987 году выделился в художественный институт.

Перед вузом стояли три основные задачи.

.Подготовка кадров для учреждений искусств региона.

2.Удовлетворение духовных запросов населения.

Для выполнения первой задачи вуз должен был обеспечить себя абитуриентами.

Потребовалась интенсификация традиционных апробированных взаимосвязей в системе музыкального образования школа - училище - вуз. В ее основе было курирование училищ Абакана, Братска, Иркутска, Красноярска, Кызыла, Норильска, Читы, Улан-Удэ. Формы курирования: присутствие педагогов вуза в училищах в качестве председателей ГАК, методические конференции и прослушивания учеников, мастер-классы, концерты педагогов академии в училищах, участие в аттестации.

В 1990 г. открылся лицей для музыкально одаренных детей, где музыкальные предметы вели педагоги вуза. Лицеисты успешно выступали на конкурсах различных рангов. В 2002 г. на базе лицея были созданы музыкальные колледж и гимназия.

С 1990 г. проводится Фестиваль-конкурс музыкального творчества детей и молодежи "Надежда". Сегодня фестиваль проходит раз в три года. С 2001 г. он стал международным. На фестивале-конкурсе выступают представители Кореи, Китая, стран СНГ.

На Всероссийском фестивале-конкурсе "Сибирские камерные ассамблеи" выступают камерные ансамбли школ, училищ, вузов, аспирантов.

В рамках традиционного фестиваля "Весенние хоровые капеллы" стал проводиться конкурс учащихся и студентов по специальности "хоровое дирижирование".

В 2002 году стартовал конкурс юных композиторов - учащихся музыкальных школ и училищ.

За годы своей деятельности вуз подготовки свыше двух тысяч специалистов. Они работают во многих городах страны и за рубежом. Большой ряд выпускников являются лауреатами конкурсов различных рангов, имеют почетные звания. Питомцы вуза составляют большую часть оркестров, хоров и других творческих коллективов города.

Выполнение второй задачи. Значительно возрос объем камерного исполнительства. Педагоги вуза выступают в качестве солистов с симфоническим, русским филармоническим, камерными оркестрами

Концертирование педагогов вуза в 90-е годы было основой музыкальной жизни города.

На базе вуза сформированы самобытные творческие коллективы: камерный оркестр М.И. Бенюмова, ансамбль солистов "Тебе поемъ" К.А. Якобсона, ансамбль "Светлица" Н.А. Шульпекова, Красноярский филармонический русский оркестр А.Ю. Бардина.

Много концертируют учебные коллективы: хоры, оркестры, ансамбли.

Учебный театр ставит открытые драматические и хореографические спектакли.

Расширяются международные контакты: мастер-классы и концерты проводят специалисты из Голландии, Германии, Италии, Швеции. Событиями в жизни города стали регулярно проводимые "Бахакадемии".

Весьма возросло влияние вуза на художественную жизнь края, региона.

Выполнение третьей задачи связано с решением проблем развития музыкальной науки в Восточной Сибири.

В 1994 г. открылась аспирантура.

Определились направления научных исследований: художественные жанры (история, теория, трактовка); музыкальная культура Сибири; общее художественное образование студенчества.

В 1994-1999 г.: объем наукоемкой продукции возрос в три раза и далее значительно увеличивался.

Смычковая педагогика после открытия вуза искусств

Сегодня на кафедре работают следующие педагоги:

Бенюмов М.И. - руководитель Красноярского камерного оркестра, солист, ансамблист. С сольными концертами и как руководитель камерного оркестра побывал в разных городах страны, в Австрии, Италии (четырежды), Испании. Воспитал многих лауреатов международных и Всероссийских конкурсов. Имеет ряд научных и методических публикаций. Дважды удостоен премии Главы города Красноярска.

Бусаркина М.В., лауреат Всероссийского конкурса, доцент, солистка, ансамблистка, оркестрант. В разных ипостасях гастролировала в России и за рубежом. Воспитала ряд лауреатов международных и Всероссийских конкурсов.

Гаджиева М.И., лауреат международных и Всероссийских конкурсов. Солистка, ансамблистка, оркестрант. Выступала за рубежом.

Георгиева М.Ф., артистка Красноярского академического симфонического оркестра (КАСО). В составе оркестра гастролировала за рубежом.

Дмитрик Г.П., долгое время возглавляла группу альтов камерного оркестра "Глория", которым руководил В.П. Алексинцев. С этим коллективом неоднократно выступала за рубежом. Преподает и в Красноярском училище искусств.

Лисенкова Т.М., заслуженная артистка РФ, концертмейстер группы виолончелей КАСО. Солист, ансамблист. Воспитала ряд лауреатов международных и Всероссийских конкурсов.

Мацкова О.А. лауреат Всероссийских конкурсов, концертмейстер группы альтов Красноярского камерного оркестра.

Прейсман Э.М., заслуженный работник высшей школы РФ, академик Международной академии наук высшей школы, доктор искусствоведения, профессор, в 1994-2008 гг. проректор по научной и творческой работе. Создал первый в регионе любительский камерный оркестр. Коллектив работал с 1970 по 1995 г. Опубликовал свыше ста научных работ, в т. ч. пять монографий (три из них соавторстве). Выступал на многих конференциях международного и Всероссийского рангов. Удостоен премии главы города Красноярска.

Рогаткина А.Л., лауреат Всероссийских конкурсов, ансамблист, оркестрант, артистка Красноярского камерного оркестра. С камерным, симфоническим и оперными оркестрами выступала во многих странах.

Седелева Н.В., лауреат Всероссийского конкурса, ансамблист, артистка КАСО.

Флейшер И.Я., заслуженный артист РФ, профессор, член Союза композиторов России. Солист, ансамблист, долгое время работал концертмейстером группы альтов КАСО. В его творческом портфеле сочинения для альта, квартета, оркестра, редакции, переложения. Его музыку исполняют как в Красноярске, в других городах России, за рубежом. Гастролировал в ряде стран.

Штиф Ю.Б., концертмейстер контрабасовой группы КАСО. Воспитал нескольких лауреатов Всероссийских конкурсов. С оркестрами гастролировал за рубежом.

В разное время на кафедре плодотворно работали Х.М. Карачаева, Е.Б. Кокарев, Г.М. Курицкая, МЛ. Курицкий (первый педагог, принятый в штат), Е.А. Прокопьев, В.В. Рева (ныне профессор Уральской государственной консерватории), А.Б. Резник, Л.С. Слободина, В.Ф. Третьяченко, Т.Н. Триска, Т.Л. Черникова, др.

Многие студенты кафедры стали лауреатами международных и Всероссийских конкурсов. Выпускники кафедры составляют основу струнной группы всех оркестров в городе. Они работают в вузах, в т. ч. в КГАМиТ, училищах, ДМШ. Ряд выпускников окончил творческую аспирантуру КГАМиТ. Некоторые - аспирантуру Российской академии музыки, Уральской консерватории, Новосибирской консерватории. Многие выпускники работают в других городах: играют в оркестрах Владивостока, Хабаровска, Улан-Удэ. Иркутска, Томска, Новосибирска, Барнаула. Омска, Екатеринбурга, Москвы. Они преподают в учебных заведениях Владивостока, Читы, Иркутска, Томска, Екатеринбурга, городов Красноярского края. Некоторые работают за рубежом: в Австрии, Германии, других странах.

Творческая деятельность кафедры - органичное слагаемое художественной жизни города и региона.

На кафедре создан Красноярский камерный оркестр, регулярно концертирующий, гастролирующий. Он - инициатор ряда фестивалей и других художественных акций, непременный участник Баховских академий, многих фестивалей "Всероссийские хоровые капеллы", других художественных празднеств. Неоднократно концертировал за рубежом.

Педагоги кафедры постоянно концертируют в городе как солисты и ансамблисты, выезжают с сольными концертами за рубеж (М.И. Бенюмов, И.Я. Флейшер), выступают в качестве солистов с КАСО и камерным оркестром (М.И. Бенюмов, Т.М. Лисенкова, Е.А. Прокопьев и др.)

Весома научная работа кафедры. Защищено три кандидатских диссертации (М.И. Бенюмов, Э.М. Прейсман, В.Ф. Третьяченко), докторская (Э.М. Прейсман). Опубликовано пять монографий Э.М. Прейсмана. И.Я. Флейшер издал ряд сочинений для струнных инструментов, переложений, редакций. В сборниках научных трудов опубликованы статьи Э.М. Прейсмана, М.И. Бенюмова, И.Я. Флейшера, несколько научных работ студентов.

На струнном отделении Красноярского училища искусств, которым руководит заслуженный работник культуры РФ А.Б. Резник, работают опытные педагоги, часть которых - выпускники академии: скрипачи - Л.Ю. Артеменко, Е.В. Войтина, альтистка Г.П. Дмитрик, виолончелисткаЕ.В. Леонова, контрабасистЮ.Б. Штиф. оркестровый класс ведет М.В. Котляров.

смычковое исполнительство педагогика струнный

Заключение

Проанализировав развитие смычкового исполнительства в Красноярске последней четверти 20 века, можно отметить, что промышленный рост определил широкомасштабное развитие музыкальной жизни. Произошло то, что не имело прецедента в истории ни одного другого города страны: почти одновременно были сформированы симфонический оркестр, театр оперы и балета, институт искусств, т.е. триада, определяющая высшую степень развития музыкальной культуры.

Ежегодно проводятся различные конкурсы, фестивали симфонической и камерной музыки. Так же проходят премьеры опер и балетов. В город приглашаются известные исполнители и коллективы, которые проводят различные мастер-классы. Так же местные коллективы выезжают на гастроли. В результате чего происходит обмен опытом между периферией и столицей, благодаря этому смычковое исполнительство в городе прогрессирует. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что смычковое исполнительство в Красноярске последней четверти 20 века выходит на новый уровень развития и город становится одним из культурных центров Сибири.

Литература

1. Музыкальная культура Красноярска: 1628-1920 // Красноярская академия музыки и театра. - Красноряск. - 2009 (стр.255-367)

. Прейсман Э.М., История смычкового исполнительства в Красноярске // Учебная программа. - Красноярск, 2010

. Кривошея Б.Г., Леврушева Л.Г., Прейсман Э.М., Музыкальная жизнь Красноярска. - Красноярск 1983

Похожие работы на - Развитие смычкового исполнительства в Красноярске последней четверти XX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!