Муниципальный заказ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,37 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Муниципальный заказ















Муниципальный заказ

Содержание

Введение.

. Понятие и значение муниципального заказа

. Порядок размещения муниципальных заказов.

. Новеллы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Заключение.

Список литературы.

Введение

Формирование и использование муниципальной собственности, местные бюджеты, местные финансы, имущественные права муниципальных образований являются экономической основой муниципального образования.

Решение о порядке формирования муниципальной собственности принимается на федеральном уровне, а передачу этой собственности осуществляют Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Местные бюджеты являются основным финансовым документом, по которому каждому муниципальному образованию субъектом Российской Федерации закрепляются источники доходов и расходы. Таким образом, муниципальные образования формируют и закрепляют местные финансы. Все это в совокупности является экономической основой муниципального образования.

Важную роль в муниципальных финансах, безусловно, играет муниципальный заказ. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг муниципальных нужд, - новый институт российского гражданского законодательства, для которого необходимо определить область его применения и структуру отношений, возникающих в связи с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.

В данной работе предпринята попытка исследования проблемы муниципального заказа в современном российском законодательстве.

1. Понятие и значение муниципального заказа

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на договорной основе (п. 1 ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Вместе с тем в рамках комплексного подхода к социально-экономическому развитию территории, муниципальные образования вправе координировать деятельность хозяйствующих субъектов (п. 2 ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Формой договорного взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями может стать муниципальный заказ. Муниципальный заказ формируется на основе социальных норм - показателей необходимой бюджетной обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении. Его целями являются развитие добросовестной конкуренции, эффективное и открытое расходование средств местных бюджетов, содействие обеспечению занятости населения и приоритета российского товаропроизводителя. Муниципальный заказ направлен на снижение расходов местного бюджета.

Кроме того, муниципальный заказ способствует развитию малого бизнеса, позволяет ему не ограничиваться торгово-посреднической деятельностью, а проникать в реальный сектор экономики. По имеющимся данным наибольшее количество контрактов заключается местными (муниципальными) органами самоуправления, именно на этом уровне малые предприятия выполняют больше всего заказов.

Однако на практике обострилась проблема несвоевременной оплаты заказов, что связано с дефицитом бюджетов. Это ставит в тяжелое положение исполнителей муниципального заказа и является причиной отказа предприятий от участия в его выполнении, что, в свою очередь, влечет новые проблемы для муниципалитетов.

По мнению отдельных авторов, привлечению малых предприятий к выполнению муниципальных заказов будет способствовать использование методических материалов по организации взаимодействия малых и крупных предприятий в реализации государственных контрактов, которые должны включать:

перечень документов, защищающих интересы участвующих в торгах малых предприятий;

перечень и источники документов (инструкций), предоставляемых предприятиям при подготовке и подаче ими квалификационных заявок для участия в конкурсе.

Целям привлечения к участию малых предприятий в торгах по муниципальным заказам может послужить проведение конкурсов по упрощенной процедуре с разделением объектов торгов на отдельные лоты, что предоставит возможность малым предприятиям конкурировать с другими хозяйствующими субъектами. В соответствии со ст. 12 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления.

Постановлением городской Думы г. Нижний Новгород от 21 апреля 1998 г. утверждено Положение о порядке проведения открытых конкурсов на размещение муниципального заказа в Нижнем Новгороде. Муниципальный заказ в Положении определен как форма закупок товаров, работ (оказания услуг) в интересах городских нужд, финансируемых за счет средств бюджета города. В качестве муниципального заказчика могут выступать: администрация города, ее структурные подразделения или по поручению администрации города муниципальные унитарные предприятия.

В подготовке и проведении конкурсов на размещение муниципального заказа в городе участвуют:

тендерный комитет - состав которого утверждается представительным органом местного самоуправления и который осуществляет координацию работ по подготовке и проведению конкурсов по поручению администрации города (определяет предмет конкурсов и графики их проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по представлению муниципального заказчика, утверждает конкурсную документацию, рассматривает результаты работы конкурсной комиссии, принимает решение о выборе победителя конкурса либо о закрытии конкурса без объявления победителя);

организатор конкурса - по поручению главы администрации города разрабатывает конкурсную документацию, публикует объявление о назначении даты конкурса, организует утверждение и распространение конкурсной документации, публикует отчет о проведенном конкурсе, осуществляет иные полномочия по поручению тендерного комитета;

конкурсная комиссия - орган, которому тендерный комитет по представлению муниципального заказчика поручает проведение конкурса (принимает и регистрирует заявки на участие в конкурсе, производит ознакомление претендентов с конкурсной документацией, проводит квалификационный отбор претендентов, обеспечивает сбор, регистрацию, хранение и оценку представленных оферт, обеспечивает соблюдение порядка и сроков проведения конкурса, осуществляет саму процедуру конкурса и ее соответствующее оформление).

Из текста Положения следует, что заказчиком, организатором и координатором работы по проведению конкурса на размещение муниципального заказа могут быть разные субъекты.

Данная схема проведения конкурса в сочетании с правом главы администрации города утверждать порядок подготовки и прохождения документов на проведение торгов для муниципальных нужд допускает широкие полномочия исполнительного органа местного самоуправления в выборе оснований и порядка формирования муниципального заказа. Вместе с тем практика размещения муниципальных заказов указывает на необходимость участия в их подготовке и размещении следующих субъектов:

структурные подразделения местной администрации - для подготовки предложений к сводному проекту муниципального заказа;

специально уполномоченное структурное подразделение местной администрации - для осуществления подготовки и контроля за реализацией договоров, финансируемых из местного бюджета;

хозяйствующий субъект - подрядчик при выполнении муниципального заказа.

Положение предусматривает обязанность претендента предоставлять конкурсные гарантии, а именно - гарантировать собственными активами в форме, установленной конкурсной документацией, свое участие в конкурсе, заключение контракта и его выполнение.

Требование предоставления конкурсных гарантий понятно и объясняется стремлением представительного органа местного самоуправления оградить местный бюджет от недобросовестных хозяйствующих субъектов, желающих получить средства местного бюджета, но не способных реализовать их в рамках договора. В случае ненадлежащего исполнения условий договора может оказаться, что даже взысканного в судебном порядке имущества окажется недостаточно для возмещения ущерба, причиненного местному бюджету. Вместе с тем предоставление конкурсных гарантий могут обеспечить чаще всего только крупные предприятия. Данное обстоятельство не способствует привлечению малого предпринимательства к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, развитию отношений, связанных с реализацией муниципального заказа, будет способствовать наличие в структуре органов самоуправления служб муниципального заказа. Полезно также принятие на уровне муниципалитетов нормативных актов, позволяющих привлечь в качестве исполнителей муниципального заказа как крупные организации, так и малые предприятия. Федеральный закон «Об основах муниципального заказа» мог бы упорядочить эту работу.

Рассмотрим здесь основные понятия, используемые при анализе проблемы муниципального заказа.

Объектом удовлетворения муниципальных потребностей являются товары, работы, услуги. К товарам в соответствии со ст. 455 Гражданского кодекса РФ относятся любые вещи, кроме вещей, изъятых из оборота. Это могут быть вещи, объединяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные; движимые и недвижимые; предназначенные для личного, домашнего или семейного назначения либо приобретаемые для предпринимательской деятельности. К вещам (товарам) относятся предметы внешнего мира, находящиеся в твердом, жидком, газообразном и ином физическом состоянии. С учетом п. п. 2 и 4 ст. 454 ГК РФ под товаром следует понимать и иные объекты гражданского оборота, упомянутые в ст. 128 Кодекса: ценные бумаги, валютные ценности, имущественные права. Товары служат объектом купли-продажи по договору купли-продажи, поставки по договору поставки, поставки для государственных нужд по государственному контракту или договору поставки для государственных нужд.

К работам относятся действия, направленные на достижение материального результата, отделимого от действия, по изготовлению или переработке вещи, проектные, изыскательские работы, научные исследования, разработка образцов нового изделия, конструкторских технологий на него или новой технологии и выполняемые на основании договора подряда (ст. ст. 702 - 729 ГК РФ,) договора бытового подряда (ст. ст. 730 - 739 ГК РФ), договора строительного подряда (ст. ст. 740 - 757 ГК РФ), договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. ст. 758 - 762 ГК РФ), государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763 - 768 ГК РФ), договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. ст. 769 - 778 ГК РФ).

Услуги определяются как действия или определенная деятельность, причем, возможно, без материального результата (ст. 779 ГК РФ). Всем услугам присущ один общий признак - результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения и составляющих вместе с ним единое целое. При оказании услуги продается не результат, а действия, к нему приведшие, которые предоставляются на основании договора услуг, оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг (ст. ст. 779 - 783 ГК РФ), комиссии, поручения, перевозки (ст. ст. 784 - 800 ГК РФ), транспортной экспедиции (ст. ст. 801 - 806 ГК РФ) и пр.


Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2006 г., установлен новый порядок размещения государственных и муниципальных заказов.

Следует обратить внимание на следующие положения Закона о закупках.

Муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств. Новеллой Закона явилось то, что получатели бюджетных средств (например, бюджетные учреждения) вправе выступать муниципальными заказчиками только в случае, если они специально уполномочены на это органами местного самоуправления. Согласно ст. 72 БК РФ в редакции до февраля 2006 г. бюджетные учреждения могли выступать заказчиками наравне с органами местного самоуправления, специального уполномочивания не требовалось.

Также может быть создан особый орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков, который осуществляют функции по размещению заказа, за исключением подписания муниципальных контрактов (муниципальные контракты подписываются непосредственно муниципальными заказчиками). Порядок взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа (соответствующим муниципальным правовым актом). Заказчик (или, соответственно, уполномоченный орган) вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения конкурса или аукциона на право заключить муниципальный контракт (разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций). Однако такой специализированной организации могут быть переданы далеко не все функции. Непосредственно заказчиком (уполномоченным органом) должны осуществляться: создание комиссии по размещению заказа, определение начальной цены муниципального контракта, предмета и существенных условий муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение. И только заказчиком может осуществляться подписание муниципального контракта.

Способами размещения муниципального заказа являются:

) торги в форме конкурса (открытого или закрытого);

) торги в форме аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

) запрос котировок;

) размещение у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

) размещение заказа на товарных биржах.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком (уполномоченным органом), однако комментируемый Закон о закупках устанавливает определенные требования, влияющие на избрание той или иной формы. Так, закрытый конкурс проводится только по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

Законом подробно определяется порядок размещения заказа в каждой из указанных форм, в т.ч. особенности проведения аукциона в электронной форме, а также особенности размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Аукцион проводится при размещении заказа на определенные товары, работы, услуги, перечень которых должен быть установлен Правительством РФ. Причем переходными положениями к Закону о закупках предусмотрено, что до определения Правительством РФ такого перечня решение о форме торгов принимается заказчиком самостоятельно с учетом положений федерального и регионального законодательства, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При этом закрытый аукцион может проводиться исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. Проведение открытого аукциона в электронной форме осуществляется на сайтах Интернет, при этом порядок пользования сайтами и требование к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, должны быть установлены Правительством РФ. Переходными положениями к Закону о закупках разрешено до установления указанных параметров Правительством РФ устанавливать их региональными и муниципальными нормативными правовыми актами, а при отсутствии таких актов заказчиком самостоятельно.

Похожие работы на - Муниципальный заказ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!