Единая транспортная сеть

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    157,64 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Единая транспортная сеть

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет транспорта»

Кафедра «Общетранспортные проблемы»

 






 
КУРСОВАЯ РАБОТА

«ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ»

Выполнила

студентка группы ГК-32

Тарасова Т. А.

Проверил: асс. каф. ОТП

Тумилович В. Н,







Гомель 2012г.

ВВЕДЕНИЕ

Цель курсовой работы «Единая транспортная сеть» - выполнение расчетов по оценке параметров транспортной сети, размещенной на территории региона или государства. Цель расчетов отмеченных параметров в курсовой работе - поиск вариантов использования полученных результатов для принятия решений по менеджменту транспортного обслуживания при реализации государственных решений в области транспорта на макроуровне.

Для достижения поставленных целей подлежат решению четыре проблемные задачи, связанные тематически в единое целое:

1.   Расчет условий интеграции инфраструктуры.

2.       Расчет критериев интеграции вида транспорта в транспортную сеть региона.

.         Расчет параметров предикатных связей транспортной сети.

.         Расчет технических оценочных параметров транспортной сети.

По каждой задаче требуется выполнить расчет значений одного из основных параметров и по полученному результату сделать соответствующее заключение.

Для транспортного комплекса с его сложным, непрерывным и динамичным характером работы, требующим слаженного функционирования разных видов транспорта, проблема взаимодействия и координации их работы является особенно актуальной.

Эффективность работы транспортной системы региона во многом определяется организацией взаимодействия различных видов транспорта. Такое взаимодействие невозможно без детального расчета технического оснащения и выбора технологических режимов работы взаимодействующих видов транспорта. Координация развития и взаимодействие разных видов транспорта направлены на лучшее использование перевозочных средств, ускорение доставки грузов и сокращение транспортных расходов, более полное удовлетворение потребностей в перевозках различного рода грузов как населения, так и всего народно-хозяйственного комплекса в целом.

Задачи координации развития и взаимодействия различных видов транспорта многогранны и решаются в различных сферах деятельности (технической, технологической, финансовой, информационной, организационной, правовой). Организация взаимодействия видов транспорта невозможна при решении вопросов во всех сферах в отдельности или же только в какой-либо одной сфере. Важным является их непосредственное сочетание. При этом, все эти аспекты выступают важными звеньями, составляющими организационную цепь взаимодействия видов транспорта в единой региональной сети.

транспорт перевозка грузовой пассажирский

1. РАСЧЕТ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВИДА ТРАНСПОРТА В ТРАНСПОРТНУЮ СЕТЬ РЕГИОНА
 
.1 Исходные данные

Задано: количество радиальных (хорд) и соединительных направлений (дуг) вида транспорта для грузовых и пассажирских перевозок (приведены в таблице 1.1).

Таблица 1.1 - Количество радиальных (хорд) и соединительных направлений (дуг) вида транспорта для грузовых и пассажирских перевозок

Вид транспорта

Грузовые перевозки

Пассажирские перевозки


Количество

Количество

Количество

Количество


хорд (hi)

дуг (bi)

хорд (hi)

дуг (bi)

Железнодорожный

26

23

21

18

Автодорожный

33

35

35

27

Водный

12

15

11

12

Воздушный

18

11

37

17

Нефтепроводы

13

11

-

-

Газопроводы

15

10

-

-

Сумма

117

105

104

74


1.2 Расчет параметров интеграции вида транспорта в транспортную сеть региона

Параметры, определяющие условия интеграции вида транспорта в транспортную сеть отрасли и региона, включают:

·   оценочный параметр распределения транспортной сети на территории региона - xi;

·   критерий, оценивающий приоритетность линий международного значения, - yi;

·   критерий, оценивающий приоритетность линий внутригосударственного значения, - zi.

Параметры рассчитываются с целью определения приоритетности инфраструктуры каждого вида транспорта в рассматриваемом регионе и степени приоритетности ее для вида перевозок. С учетом международной практики предпочтение отдается традиционно международным перевозкам.

С учетом рекомендаций экспертов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) расчет значений каждого критерия выполняется с использованием частного решения Фурье. В таком случае предложенные оценочные параметры каждого вида транспорта рассчитываются по формулам:

                                                                         (1.1)

                                                                                   (1.2)

                                                                                  (1.3)

где hi - количество хорд у вида транспорта (хордой называется совокупность транспортных коммуникаций вида транспорта, интегрированная в международное или государственное направление);- количество дуг у вида транспорта (дугой называется линия вида транспорта, которая предназначена для выполнения перевозок местного значения или для перехода с одной международной линии на другую).

Выполняется расчет по формулам (1.1) - (1.3) для каждого вида транспорта по грузовым и пассажирским перевозкам.

Для железнодорожного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

;  .

Для железнодорожного транспорта по пассажирским перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

;  .

Для автодорожного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

;  .

Для автодорожного транспорта по пассажирским перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

;  .

Для водного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

;  .

Для водного транспорта по пассажирским перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

;  .

Для воздушного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

;  .

Для воздушного транспорта по пассажирским перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

;  .

Для нефтепроводного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

;  .

Для газопроводного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

;  .

Таблица 1.2 - Результаты расчетов критериев интеграции инфраструктуры видов транспорта в транспортную сеть региона

Вид транспорта

Значение результатов расчетов


Грузовые перевозки

Пассажирские перевозки


xi

yi

zi

xi

yi

zi

Железнодорожный

0,57

0,75

0,66

0,65

0,76

0,65

Автодорожный

0,49

0,69

0,73

0,52

0,78

0,61

Водный

0,78

0,63

0,78

0,84

0,68

0,74

Воздушный

0,79

0,85

0,52

0,63

0,91

0,42

Нефтепроводы

0,83

0,76

0,65




Газопроводы

0,83

0,83

0,56





По результатам, приведенным в таблице 1.2, рассчитываются параметры интеграции инфраструктуры каждого вида транспорта в единую транспортную сеть и результаты их расчетов заносятся в таблицу 1.3.

Таблица 1.3 - Результаты оценки интеграции инфраструктуры видов транспорта в транспортную сеть региона


Значение результатов расчетов

Вид транспорта

Грузовые перевозки

Пассажирские перевозки


xi - yi

xi - zi

yi - zi

xi - yi

xi - zi

yi - zi

Железнодорожный

-0,18

-0,09

0,09

-0,11

0

0,11

Автодорожный

-0,2

-0,24

-004

-0,27

-0,09

0,18

Водный

0,15

0

-0,15

0,16

0,1

0,6

Воздушный

-0,06

0,27

-0,33

-0,28

0,21

0,49

Нефтепроводы

0,07

0,18

0,11




Газопроводы

0

0,27

0,27





На основании полученных результатов делается оценка, определяющая степень интеграции транспортной сети вида транспорта в международную отраслевую сеть и степень приоритетности вида перевозок для него. При этом рассматриваются условия:

·   xi - yi > 0 - транспортная сеть вида транспорта региона хорошо развита и имеет высокую плотность прохождения международных линий;

·   xi - zi > 0 - транспортная сеть вида транспорта региона хорошо развита в региональном значении и отдается предпочтение перевозкам в местном сообщении;

·   yi - zi > 0 - транспортная сеть вида транспорта региона хорошо интегрирована в международную транспортную сеть и вид перевозок имеет приоритетное значение для данного транспорта;

·   xi - yi < 0 - транспортная сеть вида транспорта региона имеет слабое развитие и требует дополнительного развития при включении ее в международную сеть;

·   xi - zi < 0 - транспортная сеть вида транспорта региона слабо интегрирована в международную транспортную сеть и отдается предпочтение перевозкам в местном сообщении;

·   yi - zi < 0 - транспортная сеть вида транспорта региона слабо интегрирована в международную транспортную сеть и международные перевозки не имеют приоритетного значения для данного вида транспорта в регионе.

Получены результаты:

·   для грузовых перевозок: транспортная сеть железных и автомобильных дорог имеет слабое развитие и требует дополнительного развития при включении ее в международную сеть;

·   для пассажирских перевозок: транспортная сеть железных и автомобильных дорог, а также водных путей и воздушных линий имеет слабое развитие и требует дополнительного развития при включении ее в международную сеть.

·   транспортная сеть остальных видов транспорта для грузовых и пассажирских перевозок имеет хорошее развитие.

По результатам расчетов таблицы 1.3 вычерчиваются две диаграммы:

·   для грузовых перевозок (рисунок 1.1);

·   для пассажирских перевозок (рисунок 1.2).

Рисунок 1.1 - Диаграмма распределения оценочных параметров интеграции видов транспорта для грузовых перевозок

Из диаграмм, приведенных на рисунках 1.1 и 1.2 видно, что при выполнении грузовых перевозок наилучшие показатели интеграции транспортной инфраструктуры в международную транспортную сеть отмечены для рассматриваемого региона на трубопроводном (нефте- и газопроводы) видах транспорта. Для пассажирских перевозок наилучшие показатели интеграции транспортной инфраструктуры в международную транспортную сеть на водном транспорте.


Рисунок 1.2 - Диаграмма распределения оценочных параметров интеграции видов транспорта для пассажирских перевозок

.3. Расчет критериев интеграции транспортной сети каждого вида транспорта в региональную сеть

Критерии интеграции транспортной сети каждого вида транспорта в региональную сеть рассчитывается по следующим условиям:

                                                                     (1.4)

                                                                        (1.5)

                                                                        (1.6)

где n - количество видов транспорта, рассматриваемое в расчетах (для грузовых перевозок принимается n = 6, для пассажирских - n = 4).

Для железнодорожного транспорта по грузовым перевозкам данный расчёт имеет вид:

  

Для железнодорожного транспорта по пассажирским перевозкам данный расчёт имеет вид:

  

Для автодорожного транспорта по грузовым перевозкам данный расчёт имеет вид:

  

Для автодорожного транспорта по пассажирским перевозкам данный расчёт имеет вид:

  

Для водного транспорта по грузовым перевозкам данный расчёт имеет вид:

  

Для водного транспорта по пассажирским перевозкам данный расчёт имеет вид

  

Для воздушного транспорта по грузовым перевозкам данный расчёт имеет вид

  

Для воздушного транспорта по пассажирским перевозкам данный расчёт имеет вид:

  

Для нефтепроводного транспорта по грузовым перевозкам данный расчёт имеет вид:

  

Для газопроводного транспорта по грузовым перевозкам данный расчёт имеет вид:

  

Результаты расчетов сводятся в таблицу 1.4.

Таблица 1.4- Результаты расчетов оценочных параметров интеграции транспортной сети видов транспорта в транспортную сеть региона

Вид транспорта

Значение результатов расчетов


Грузовые перевозки

Пассажирские перевозки


xтс

yтс

zтс

xтс

yтс

zтс

Железнодорожный

0,13

0,17

0,15

0,14

0,16

0,14

Автодорожный

0,15

0,21

0,22

0,19

0,27

0,21

Водный

0,09

0,08

0,1

0,12

0,09

0,09

Воздушный

0,1

0,11

0,07

0,17

0,29

0,13

Нефтепроводы

0,09

0,08

0,07




Газопроводы

0,09

0,1

0,06





С учетом результатов, приведенных в таблице 1.4, рассчитываются условия интеграции инфраструктуры видов транспорта в транспортную сеть региона, результаты которых заносятся в таблицу 1.5.

Таблица 1.5 - Результаты расчетов условий интеграции инфраструктуры видов транспорта в транспортную сеть региона

Вид транспорта

Значение результатов расчетов


Грузовые перевозки

Пассажирские перевозки


xтс-yтс

хтс-zтс

утс-zтс

xтс-yтс

xтс-zтс

yтс-zтс

Железнодорожный

-0,04

-0,02

0,02

-0,02

0

0,02

Автодорожный

-0,06

-0,07

-0,01

-0,08

-0,02

0,06

Водный

0,01

0,02

0,01

0,03

0,03

0

Воздушный

0,01

0,03

0,04

-0,12

0,04

0,16

Нефтепроводы

0,01

0

-0,01




Газопроводы

-0,01

0,01

0,02





На основании полученных результатов делается оценка глубины интеграции транспортной сети вида транспорта в транспортную сеть региона и степень приоритетности вида перевозок для рассматриваемого региона. Рассматриваются следующие условия:

·   хтс - yтс > 0 - транспортная сеть вида транспорта региона хорошо развита и интегрирована в транспортную сеть региона;

·   xтс - zтс > 0 - транспортная сеть вида транспорта региона хорошо развита в региональном значении, но не интегрирована с другими видами транспорта в регионе и не имеет приоритетного значения для рассматриваемого региона;

·   yтс - zтс > 0 - транспортная сеть вида транспорта региона хорошо интегрирована в транспортную сеть региона и имеет для него приоритетное значение для данного транспорта;

·   xтс - yтс < 0 - транспортная сеть вида транспорта имеет слабое развитие и не представляет приоритетного значения для него;

·   xтс - zтс < 0 - транспортная сеть вида транспорта слабо интегрирована в транспортную сеть региона и отдается предпочтение перевозкам в регионе другим видам транспорта;

·   yi - zi < 0 - транспортная сеть вида транспорта слабо интегрирована в транспортную сеть региона и не имеет для него приоритетного значения.

По результатам расчетов, представленных в таблице 1.5, делается следующее заключение:

·   для грузовых перевозок: транспортная сеть железных и автомобильных дорог имеет слабое развитие и не представляет приоритетного значения для региона;

·   для пассажирских перевозок: транспортная сеть автомобильных дорог и воздушных линий имеет слабое развитие и не представляет приоритетного значения для региона;

·   остальные виды транспорта хорошо интегрированы в международную сеть как для грузовых (водный, воздушный, нефтепроводы, газопроводы), так и для пассажирских перевозок (железнодорожный и водный).

По данным таблицы 1.5 строятся диаграммы результатов оценочных параметров для грузовых и пассажирских перевозок, приведенные на рисунках 1.3 и 1.4.

Рисунок 1.3 - Диаграмма распределения оценочных параметров интеграции инфраструктуры видов транспорта в транспортную сеть региона для грузовых перевозок

Рисунок 1.4 - Диаграмма распределения оценочных параметров интеграции инфраструктуры видов транспорта в транспортную сеть региона для пассажирских перевозок

Из диаграмм, приведенных на рисунках 1.3 и 1.4 видно, что при выполнении грузовых перевозок наиболее интегрирована в международную сеть инфраструктура водного, воздушного и трубопроводного транспорта. Для пассажирских перевозок инфраструктура автодорожного и воздушного транспорта слабо интегрирована в транспортную сеть региона и не имеет для его развития принципиального значения.

2. РАСЧЕТ КРИТЕРИЕВ ИНТЕГРАЦИИ ВИДА ТРАНСПОРТА В ТРАНСПОРТНУЮ СЕТЬ РЕГИОНА

2.1 Условие задачи

Задано: параметры элементов транспортной сети, расчетные коэффициенты и площадь территории региона (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Параметры элементов транспортной сети региона для грузовых перевозок

Вид транспорта

βi

Li

niнп

pi

δi

λi

μi

ηi

Железнодорожный

3,5

14697

632

10130

0,24

7,1

3,3

14

Автодорожный

3

36500

1058

15700

0,3

8,3

3,7

13

Водный

4,7

2768

257

3260

0,2

4

2,2

11

Воздушный

2,1

3348

190

1890

0,45

3,7

2

10

Нефтепроводы

2,3

4000

119

5500

0,47

3,5

2,5

11

Газопроводы

2,2

2600

273

10200

0,5

3,3

2,3

11

CУММА

-

63913

2529

46680

2,16

29,9

16

70


Таблица 2.2 - Параметры элементов транспортной сети региона для пассажирских перевозок

Вид транспорта

βi

Li

niнп

pi

δi

λi

μi

ηi

Железнодорожный

3,5

8235

632

10130

0,24

7,1

3,3

14

Автодорожный

3

30300

1058

15700

0,3

8,3

3,7

13

Водный

4,7

2768

257

3260

0,2

4

2,2

11

Воздушный

2,1

1512

210

1890

0,45

3,7

2

10

СУММА

-

42815

2157

30980

1,19

23,1

11,2

48


Требуется выполнить:

·   расчет оценочного критерия интеграции вида транспорта в транспортную сеть и образования транспортной сети в регионе;

·   расчет интегрированного оценочного параметра свойств транспортной сети региона.

2.2 Методические основы выполнения работы

Критерий интеграции вида транспорта в транспортную сеть региона - это параметрическая оценка степени использования каждого вида транспорта в пределах региона, протяженности сети вида транспорта и плотности ее взаимодействия с другими видами транспорта в единой транспортной сети региона. Физический смысл расчетов сводится к определению значения оценочного параметра для рассматриваемого региона и сравнению ее с эталонным значением, предлагаемым экспертами Европейского банка реконструкции и развития для стран с различным уровнем развития экономики. В соответствии с полученным значением параметра делается предложение о значении для региона той или иной линии и необходимости инвестирования данной страной или группой стран. Данные принимаются из источников ЕБРР при наличии приоритета сети данного региона для континентальных транспортных потребностей или рассчитываются с учетом региональных интересов.

Величину оценочного параметра интеграции вида транспорта в единую транспортную сеть региона рассчитывают по формуле с использованием равных отношений каждого вида транспорта, т. е.:

                                    (2.1)

где  - коэффициент приведения измерителя по критерию плотности размещения линий видов транспорта в регионе; li - линейная протяженность транспортной сети вида транспорта, используемого для вида перевозок (грузовых или пассажирских), км; vi - количество населенных пунктов, охваченных транспортным обслуживанием данным видом транспорта; ri - площадь территории района тяготения к виду транспорта, км2; di - коэффициент паритетности протяженности коммуникаций вида транспорта и площади территории, на которой они расположены; Sгос - площадь территории, на которой выполняется интеграция единой транспортной сети, км2; li - коэффициент соотношений сети видов транспорта на территории; mi - коэффициент, отражающий плотность взаимодействия видов транспорта в единой транспортной сети территории; hi - количество стыковых пунктов перехода грузов и пассажиров на другие виды транспорта.

Для железнодорожного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

Для автодорожного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

Для водного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

Для воздушного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

Для нефтепроводного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

Для газопроводного транспорта по грузовым перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

Для железнодорожного транспорта по пассажирским перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

Для автодорожного транспорта по пассажирским перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

Для водного транспорта по пассажирским перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.

Для воздушного транспорта по пассажирским перевозкам этот расчет выглядит следующим образом.


Таблица 2.3 - Результаты расчетов коэффициентов отношений видов транспорта в единой транспортной сети

Вид транспорта

Значение результатов расчетов kвт


Грузовые перевозки

Пассажирские перевозки

Железнодорожный

7,6

7,38

Автодорожный

11,94

13

Водный

3,29

3,98

Воздушный

1,77

2,32

Нефтепроводы

2,85


Газопроводы

2,36


Сумма

29,81

26,68

Произведение

3554,22

885,87


По результатам расчетов выполняется построение сводных диаграмм для грузовых и пассажирских перевозок. Расчет интегрированного параметра свойств транспортной сети региона выполняется по формуле

                                                                                   (2.2)

Коэффициент kТС указывает на степень развитости транспортной сети в регионе.

При этом если:

·   1 < kTC < 2 - имеет место оптимальное развитие транспортной сети в регионе, для дальнейшего ее развития требуется специальное обоснование;

·   kTC < 1 - региональная транспортная сеть неразвита и требует вложения средств;

·   kTC > 2 - региональная транспортная сеть имеет завершенное развитие и дальнейшее вложение средств в ее развитие не требуется.

Интегрированный критерий, оценивающий свойства транспортной сети региона для грузовых перевозок

Интегрированный критерий, оценивающий свойства транспортной сети региона для пассажирских перевозок

Рисунок 2.1 - Диаграмма распределения плотности линий транспорта для грузовых перевозок

Рисунок 2.2 - Диаграмма распределения плотности линий транспорта для пассажирских перевозок


По результатам расчетов делается следующее заключение:

т.к. (=4,25) > 2, то имеет место интеграция видов транспорта в транспортную сеть региона завершенного характера при выполнении грузовых перевозок. На территории региона могут выполняться интермодальные перевозки без всяких ограничений.

т.к. (=4,22) > 2, то имеет место интеграция видов транспорта в транспортную сеть региона завершенного характера при выполнении грузовых перевозок. На территории региона могут выполняться интермодальные перевозки без всяких ограничений.

3. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ПРЕДИКАТНЫХ СВЯЗЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ

Предикатные связи в теории транспортных систем - это совокупность взаимосвязанных оценочных параметров транспортной сети, которые могут быть выполнены при наличии определенных условий функционального или технологического характера в заранее заданных границах. Совокупность параметров предикатных связей включает коэффициенты:

·   параллельности прохождения транспортных линий (направлений) различных видов транспорта;

·   доступности грузоотправителям и пассажирам к транспортному обслуживанию в регионе по факторам времени и стоимостным параметрам;

·   плотности взаимодействия видов транспорта в пределах транспортной сети региона;

·   фондоотдачи транспортной сети и видов транспорта;

·   готовности транспортной сети региона по приему, трансформации и результативности обслуживания транспортного потока (грузового и пассажирского).

По результатам расчетов каждого из коэффициентов рассчитывается интегрированный показатель оценочного параметра предикатных связей транспортной сети.

3.2 Расчет коэффициента параллельности прохождения транспортных линий

.2.1 Условие задачи

Задано: количество параллельных линий по каждому виду транспорта (Таблица А.4 [3]).

Таблица 3.1 - Количество параллельных линий по видам транспорта, используемых для грузовых перевозок

Вид транспорта

Количество

Количество линий видов транспорта, параллельных рассматриваемому виду транспорта


линий вида






транспорта









N ж-д

N а-д

N вод

N возд

N н-п

N г-п

Железнодорожный

40

0

20

12

12

12

12

Автодорожный

59

20

0

13

12

11

13

Водный

18

12

16

0

12

11

10

Воздушный

15

12

12

12

0

12

12

Нефтепроводы

12

12

11

11

12

0

11

Газопроводы

12

12

13

10

12

11

0


Требуется: рассчитать коэффициент параллельности прохождения транспортных линий в регионе.

3.2.2 Методические основы выполнения работы

Коэффициент параллельности прохождения транспортных линий (направлений) различных видов транспорта устанавливает соотношение параллельных и непараллельных линий видов транспорта в регионе и рассчитывается по двум вариантам:

. Для всех видов транспорта, находящихся в регионе:

                                                                           (3.1)

где аi - количество линий видов транспорта, проходящих параллельно рассматриваемому виду транспорта.

. Для каждого вида транспорта, включенного в транспортную сеть региона при выполнении грузовых перевозок:

·   железнодорожного

                                                       (3.2)

·   автомобильного

                                                       (3.3)

·   водного (речного)

                                                    (3.4)

·   воздушного

                                            (3.5)

·   нефтепроводного

                                                 (3.6)

·   газопроводного

                                                         (3.7)

где - количество линий других видов транспорта, проходящих параллельно железнодорожным линиям;

- количество линий других видов транспорта, проходящих параллельно автомобильных дорогам;

- количество линий других видов транспорта, проходящих параллельно речным судоходным коммуникациям;

- количество линий других видов транспорта, проходящих параллельно воздушным аэронавигационным коридорам;

- количество линий других видов транспорта, проходящих параллельно нефтепроводам;

- количество линий других видов транспорта, проходящих параллельно газопроводам;

- количество линий вида транспорта, железнодорожного, автодорожного, речного, воздушного, нефтепроводов, газопроводов.

Для шести видов транспорта, включенных в транспортную сеть региона при выполнении грузовых перевозок, цифровой расчет имеет вид:

 

 

 

Выполняется цифровой расчет по видам транспорта для грузовых перевозок, который имеет вид:

Полученные результаты расчетов для всех видов транспорта заносят в таблицу 3.2.

Таблица 3.2 - Результаты расчета коэффициента параллельности прохождения транспортных линий

Вид транспорта

Количество линий

Количество линий видов транспорта, параллельных рассматриваемому, аi

Произведение



N ж-д

N а-д

N вод

N возд

N н-п

N г-п

Железнодорожный

40

0

20

12

12

12

12

414720

Автодорожный

59

20

0

13

12

11

13

446160

Водный

18

12

16

0

12

11

10

Воздушный

15

12

12

12

0

12

12

248832

Нефтепроводы

12

12

11

11

12

0

11

191664

Газопроводы

12

12

13

10

12

11

0

205920

Сумма

156







1760736


Так как Кпар больше 2, то модно сделать вывод о том, что имеет место высокий уровень плотности прохождения параллельных линий по всем видам транспорта отдельно.

С учетом того, что для всех видов транспорта = 20,55, то можно отметить, что имеет место высокий уровень плотности параллельного прохождения линий всех видов транспорта в регионе. Это означает, что имеет место высокий уровень конкуренции каждого вида транспорта при выполнении грузовых перевозок в регионе.

При расчете оценочных параметров для пассажирских перевозок используется 4 вида транспорта.

 

 

Выполняется цифровой расчет по видам транспорта для грузовых перевозок, который имеет вид:

Полученные результаты расчетов для всех видов транспорта заносят в таблицу 3.3.

Таблица 3.3 - Результаты расчета коэффициента параллельности прохождения транспортных линий

Вид транспорта

Количество линий

Количество линий видов транспорта, параллельных рассматриваемому, аi



N ж-д

N а-д

N вод

N возд


 

Железнодорожный

33

0

23

15

15

5175

 

Автодорожный

50

20

0

13

12

3120

 

Водный

20

12

16

0

12

2304

 

Воздушный

23

12

13

12

0

1872

 

Сумма

126





12471

 


Так как Кпар для автодорожного и воздушого видов транспорта находится в интервале от 1 до 2, то можно сделать вывод о том, что уровень плотности прохождения параллельных линий автодорожного и воздушного видов транспорта соответствует нормативному для европейских государств.

Так как Кпар для железнодорожного и водного видов транспорта больше 2, то можно сделать вывод о том, что имеет место высокий уровень плотности прохождения параллельных линий железнодорожного и водного видов транспорта.

С учетом того, что для всех видов транспорта = 1,74, то можно отметить, что имеет место низкий уровень плотности параллельного прохождения линий всех видов транспорта в регионе. Это означает, что имеет место нормативный уровень монополизма каждого вида транспорта при выполнении пассажирских перевозок в регионе.

3.3 Расчет коэффициента доступности грузоотправителям и пассажирам к транспортному обслуживанию

.3.1 Условие задачи

Задано: параметры линий по измерителям доступности грузовых перевозок (Таблица А.5), пассажирских (Таблица А.6).

Таблица 3.3 - Параметры линий по измерителям доступности грузовых перевозок

Вид транспорта

Обозначение

Li,км.



Li <10

Li =10-20

Li =20-30

Li =30-50

Li >50

Железнодорожный

еi

4

4,2

4,8

5,3

6,1


vi

252

223

214

181

122

Автодорожный

еi

5.6

6,8

7,5

9,3

12,6


vi

402

395

253

199

176

Водный (речной)

еi

5,5

6,3

7,2

7,6

8,8


vi

104

106

111

122

174

Воздушный

еi

6,1

7,8

9,2

11,1

16


vi

99

106

108

114

123

Нефтепроводы

еi

6,3

7

7,3

7,54

8,5


vi

92

94

96

98

99

Газопроводы

еi

17,4

19,6

22,8

31,5

46


vi

102

110

122

134

165


Таблица 3.4 - Параметры линий по измерителям доступности пассажирских перевозок

Вид транспорта

Обозначение

Li,км.



Li <10

Li =10-20

Li =20-30

Li =30-50

Li >50

Железнодорожный

еi

4

4,2

4,8

5,3

6,1


vi

3298

1597

1008

726

331

Автодорожный

еi

5.6

6,8

7,5

9,3

12,6


vi

4718

3004

1051

537

209

Водный (речной)

еi

5,5

6,3

7,2

7,6

8,8


vi

218

197

132

126

108

Воздушный

еi

6,1

7,8

9,2

11,1

16


vi

106

108

131

192

404


Требуется: рассчитать коэффициент доступности грузоотправителям и пассажирам к транспортному обслуживанию в регионе.

3.3.2 Методические основы выполнения работы

Коэффициент доступности грузоотправителям и пассажирам к транспортному обслуживанию определяет возможность получения грузоотправителями и пассажирами доступа к транспортному обслуживанию и рассчитывается по критериям:

·   средневзвешенного расстояния от населенного пункта до станции (пункта транспортного обслуживания) вида транспорта

                                                                                   (3.8)

где vi - количество пунктов, для которых выполняется транспортное обслуживание видом транспорта для вида перевозок, принимается из таблицы А.5, графы 2 - 7 для грузовых перевозок и таблицы А 6 для пассажирских; lv - расстояние от пункта до станции производства начально-конечных операций и приема и выдачи заказа на транспортное обслуживание

·        средневзвешенных финансовых затрат:

                                                                           (3.9)

где еv[lv] - транспортные расходы на обслуживание ω-го пункта на i ом виде транспорта, принимаются из таблицы А.5 для грузовых перевозок и таблицы А.6 для пассажирских.

Выполняются расчеты для грузовых и пассажирских перевозок при удалении: менее 10 км, 10-20 км, 20-30 км, 30-50 км и свыше 50 км. Делается заключение о доступности к грузовым и пассажирским перевозкам по видам транспорта и диапазонам удаленности населенных пунктов от транспортных коммуникаций.

Средневзвешенные финансовые затраты, например для железнодорожного транспорта, приходящиеся на грузовые перевозки при обслуживании клиентов, тяготеющих к виду транспорта в регионе, рассчитывается следующим образом:

Для железнодорожного транспорта по грузовым перевозкам

Для автодорожного транспорта по грузовым перевозкам

Для водного транспорта по грузовым перевозкам

Для воздушного транспорта по грузовым перевозкам

Для нефтепроводного транспорта по грузовым перевозкам

Для газопроводного транспорта по грузовым перевозкам

По остальным видам транспорта результаты расчетов заносятся в таблицу 3.5.

Таблица 3.5 - Расчетные параметры линий по измерителям доступности грузовых перевозок

Вид транспорта

Обозначение

lv,км.




lv<10

l=10-20

l=20-30

l=30-50

l>50



Железнодорожный

еi

4

4,2

4,8

5,3

6,1

1,63

13,84


vi

252

223

214

181

122



Автодорожный

еi

5.6

6,8

7,5

9,3

12,6

1,51

16,1


vi

402

395

253

199

176



Водный

еi

5,5

6,3

7,2

7,6

8,8

2,48

11,27


vi

104

106

111

122

174



Воздушный

еi

6,1

7,8

9,2

11,1

16

3

10,62


vi

99

106

108

114

123



Нефтепроводы

еi

6,3

7

7,3

7,54

8,5

1,63

9,8


vi

92

94

96

98

99



Газопроводы

еi

17,4

22,8

31,5

46

1,42

11,68


vi

102

110

122

134

165



Из данной таблицы можно сделать вывод о том, что наиболее доступными для транспортного обслуживания по критерию удаленности являются водный и воздушный виды транспорта, наименее доступным - газопроводный.

Также можно сделать вывод о том, что наиболее доступным для транспортного обслуживания грузоотправителей в данном регионе по фактору затрат являются водный и воздушный виды транспорта, наименее доступным - газопроводный.

Для железнодорожного транспорта по пассажирским перевозкам

Для автодорожного транспорта по пассажирским перевозкам

Для водного транспорта по пассажирским перевозкам

Для воздушного транспорта по пассажирским перевозкам


Таблица 3.6 - Расчетные параметры линий по измерителям доступности пассажирских перевозок

Вид транспорта

Обозначение

lv,км.




lv<10

l=10-20

l=20-30

l=30-50

l>50



Железнодорожный

еi

4

4,2

4,8

5,3

6,1

3,73

35,42


vi

252

223

214

181

122



Автодорожный

еi

5.6

6,8

7,5

9,3

12,6

3,31

30,4


vi

402

395

253

199

176



Водный

еi

5,5

6,3

7,2

7,6

8,8

2,51

12,23


vi

104

106

111

122

174



Воздушный

еi

6,1

7,8

9,2

11,1

16

4,31

15


vi

99

106

108

114

123




Из данной таблицы можно сделать вывод о том, что наиболее доступными для транспортного обслуживания по критерию удаленности являются воздушный и железнодорожный виды транспорта, наименее доступным - водный.

Также можно сделать вывод о том, что наиболее доступным для транспортного обслуживания населения в данном регионе по фактору затрат являются воздушный и железнодорожный виды транспорта, наименее доступным - водный.

3.4 Расчет коэффициента взаимодействия видов транспорта в пределах транспортной сети

.4.1 Условие задачи

Задано: параметры по измерителям взаимодействия грузовых перевозок в транспортных узлах Таблица А.7, пассажирских - Таблица А.8.

Требуется: рассчитать оценочные параметры взаимодействия транспортных узлах видов транспорта в регионе и взаимодействия транспортных линий вида транспорта с другими видами транспорта в регионе.

3.4.2 Методические основы выполнения работы

Коэффициент взаимодействия видов транспорта в пределах транспортной сети показывает, насколько имеет место взаимодействие видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Расчет данного коэффициента выполняется по двум параметрам:

·   оценочному параметру взаимодействия транспортных узлов и соединительных линий видов транспорта;

·   оценочному параметру взаимодействия видов транспорта по критерию частоты перехода грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой и при выполнении мультимодальных перевозок.

Расчет оценочного параметра взаимодействия транспортных узлов вида транспорта с другими видами транспорта в регионе выполняется по формуле:

                                                                                     (3.10)

Расчет оценочного параметра взаимодействия транспортных линий вида транспорта с другими видами транспорта в регионе выполняется по формуле

                                                                                      (3.11)

где - количество транспортных узлов вида транспорта и транспортной сети в целом, взаимодействующих с другими видами транспорта, принимается: для грузовых перевозок - из таблицы А.7, графа 3, для пассажирских - из таблицы А.8, графа 3;

- количество линий вида транспорта и транспортной сети в целом, взаимодействующих с другими видами транспорта, принимается: для грузовых перевозок из таблицы А.7, графа 2; для пассажирских - из таблицы А.8, графа 2.

По результатам расчета делается заключение о том, какие виды транспорта имеют наибольшее взаимодействие по линиям и в транспортных узлах.

Выполняется расчет для каждого вида транспорта по грузовым и пассажирским перевозкам.

Для железнодорожного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Для автодорожного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Для водного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Для воздушного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Для нефтепроводного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Для газопроводного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Полученные результаты расчетов по каждому виду транспорта и промежуточные их значения заносят в таблицу 3.6.

Таблица 3.6 - Расчетные параметры по измерителям взаимодействия узлов видов транспорта по грузовым перевозкам

Наименование вида транспорта

N узл

Результаты промежуточных расчетов






Железнодорожный

18

83,95

165,95

12,88

1,1

Автодорожный

16

83,55

165,55

12,87

1,1

Водный

11

82,73

164,73

12,83

1,1

Воздушный

11

83,73

164,73

12,83

1,1

Нефтепроводы

13

83,02

165,02

12,85

1,1

Газопроводы

13

83,02

165,02

12,85

1,1

Сумма

82






Для железнодорожного транспорта по пассажирским перевозкам расчет примет вид

Для автодорожного транспорта по пассажирским перевозкам расчет примет вид

Для водного транспорта по пассажирским перевозкам расчет примет вид

Для воздушного транспорта по пассажирским перевозкам расчет примет вид

Аналогичный расчет выполняется и для пассажирских перевозок и заносится в соответствующую таблицу 3.7.

Таблица 3.7 - Расчетные параметры по измерителям взаимодействия узлов видов транспорта по пассажирским перевозкам

Наименование вида транспорта

Nузл

Результаты промежуточных расчетов






Железнодорожный

18

58,82

114,82

10,72

0,96

Автодорожный

16

58,24

114,24

10,69

0,95

Водный

11

57,07

113,07

10,63

0,95

Воздушный

11

57,07

113,07

10,63

0,95

Сумма

56






Для железнодорожного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Для автодорожного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Для водного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Для воздушного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Для нефтепроводного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Для газопроводного транспорта по грузовым перевозкам расчет примет вид

Полученные результаты расчетов по каждому виду транспорта и промежуточные их значения заносят в таблицу 3.8.

Таблица 3.8 - Расчетные параметры по измерителям взаимодействия направлений видов транспорта по грузовым перевозкам

Наименование вида транспорта

Nлн

Результаты промежуточных расчетов






Железнодорожный

27

126,91

250,91

15,84

0,89

Автодорожный

42

130,92

254,92

15,97

0,9

Водный

12

124,58

248,59

15,77

0,89

Воздушный

15

124,9

248,9

15,78

0,89

Нефтепроводы

13

124,68

248,68

15,77

0,89

Газопроводы

15

124,9

248,9

15,78

0,89

Сумма

124






Аналогичный расчет выполняется и для пассажирских перевозок и заносится в соответствующую таблицу 3.9.

Для железнодорожного транспорта по пассажирским перевозкам расчет примет вид

Для автодорожного транспорта по пассажирским перевозкам расчет примет вид

Для водного транспорта по пассажирским перевозкам расчет примет вид

Для воздушного транспорта по пассажирским перевозкам расчет примет вид


Таблица 3.9 - Расчетные параметры по измерителям взаимодействия направлений видов транспорта по пассажирским перевозкам

Наименование вида транспорта

Nлн

Результаты промежуточных расчетов






1

2

3

4

5

6

Железнодорожный

27

99,72

195,72

13,99

0,73

Автодорожный

42

104,79

200,79

14,17

0,74

Водный

12

96,75

192,75

13.88

0,72

Воздушный

15

97,16

193,16

13,9

0,72

Сумма

96






По результатам расчетов делается вывод о том, что при выполнении пассажирских перевозок наиболее значительным является взаимодействие автодорожного транспорта.

По результатам расчетов делается вывод, что при выполнении грузовых перевозок наиболее значительным является взаимодействие автодорожного транспорта.

3.5 Расчет коэффициента эффективности использования основных фондов транспорта

.5.1 Условие задачи

Задано:

·   доходы вида транспорта от перевозок - таблица А.3 (графа 2);

·   стоимость основных фондов вида транспорта - таблица А.3 (графа 3), по грузовым перевозкам - таблица А.3 (графа 4), пассажирским - таблица А.3 (графа 5).

Требуется: рассчитать эффективность использования основных фондов транспортной сети региона.

3.5.2 Методические основы выполнения работы

Коэффициент эффективности использования основных фондов транспортной сети предусматривает расчет эффективности использования основных фондов каждого вида транспорта в регионе. Расчет производится для каждого вида перевозок: отдельно для грузовых и отдельно для пассажирских. Расчет в денежном эквиваленте для вида транспорта выполняется по формуле

                                                                                                                                                  (3.14)

где di - совокупные доходы вида транспорта, полученные от использования основных фондов, исходные данные принимаются из таблицы А.3 (графа 2);

φi - совокупная стоимость основных фондов вида транспорта, размещенного в регионе, исходные данные принимаются из таблицы А.3 (графа 3);

Расчет для вида перевозок выполняется по формуле

                                                                              (3.15)

- коэффициент , отражающий доходные поступления от вида перевозок (для грузовых , пассажирских -

В объемных единицах:

·   для вида транспорта

                                                                           (3.16)

·   для грузовых перевозок

                                                                           (3.17)

·   для пассажирских перевозок

                                                                          (3.18)

где - грузооборот, фактически выполненный видом транспорта, исходные данные принимаются из таблицы А.3 (графа 6);

- пассажирооборот, фактически выполненный видом транспорта, исходные данные принимаются из таблицы А.3 (графа 8).

Таблица 3.10 - Экономико-эксплуатационные параметры видов транспорта

Вид транспорта

diгр

diгр

φiгр

φiпс

(Pl)i

(Al)i

αiприв

Железнодорожный

367,4

1189,4

596,1

40378,1

13983,2

1,9

Автодорожный

198,3

321,2

712,1

524,5

21954,3

24740,1

3,6

Водный

16,2

6,1

131,2

57,1

2014

1216

3,2

Воздушный

6,1

26,6

63,7

145,5

218

1402

1,1

Нефтепроводы

190,3


1166,6


53906



Газопроводы

176,2


1173,4


38114




Выполняется сравнительная оценка результатов расчетов и выбирается наилучший результат для вида транспорта. По результатам расчетов для всех видов транспорта и видов перевозок составляется таблица 3.10.

Расчет для железнодорожного вида перевозок выполняется по формулам в денежном эквиваленте:

В объемных единицах для железнодорожного вида транспорта:

·   для вида транспорта

                                   (3.16)

·   для грузовых перевозок

                                                         (3.17)

·   для пассажирских перевозок

                                                         (3.18)

Аналогично выполняется расчет по всем видам транспорта и по всем видам перевозок. Результаты заносятся в таблицу 3.10

Таблица 3.11 - Результаты расчета показателей использования основных фондов видами транспорта

Вид транспорта

В денежном эквиваленте

В объемных единицах







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

0,57

0,38

0,33

38,28

33,95

23,46

АВТОДОРОЖНЫЙ

0,42

0,19

0,11

57,77

30,83

47,17

ВОДНЫЙ

0,12

0,09

0,09

23,61

15,35

21,3

ВОЗДУШНЫЙ

0,16

0,07

0,01

14,45

3,42

9,64

НЕФТЕПРОВОДЫ

0,16

0,11


46,21

46,21


ГАЗОПРОВОДЫ

0,15

0,11


32,48

32,48



Рис.3.1 - Диаграмма рейтинговой оценки эффективности использования основных фондов видов транспорта в денежном эквиваленте.


Из приведенной диаграммы видно, что более эффективно используются по всем видам транспорта основные производственные фонды при выполнении пассажирских перевозок на автодороге, а при выполнении грузовых перевозок на железной дороге.

Рис.3.2 - Диаграмма рейтинговой оценки эффективности использования основных фондов видов транспорта в объемных единицах.


Из приведенной диаграммы видно, что более эффективно используются по всем видам транспорта основные производственные фонды при выполнении пассажирских перевозок на водном транспорте, а при выполнении грузовых перевозок на нефтепроводном транспорте.

3.6 Расчет коэффициент готовности транспортной сети региона

3.6.1 Условие задачи

Задано:

·   тонно-километры и пассажиро-километры: фактические - таблица А.3 (графы 6 и 8), и плановые - таблица А.3 (граф 7 и 9);

·   ограничения по использованию транспортной сети вида транспорта - таблица А.3 (графы 10, 11, 12 );

Требуется: рассчитать коэффициент готовности транспортной сети региона к перевозочной работе.

Таблица 3.12 - Экономико-эксплуатационные параметры видов транспорта

Вид транспорта

PLнорм

ALнорм

Liэкспл

Li

liвг

liv

liту

Железнодорожный

72566

31266,7

5303,9

11953,9

4201,9

961,9

781,9

Автодорожный

61258,2

49858

35601,9

35601,9

9601,9

981,9

961,9

Водный

5626,2

3426,9

2494,9

2494,9

1401,9

411,9

321,9

Воздушный

518,1

4563,9

1862,9

2269,9

2341,9

491,9

381,9

Нефтепроводы

83569,9


3201,9

3201,9

641,9

191,9

121,9

Газопроводы

68073,9


1741,9

1741,9

821,9

147,9

147,9


3.6.2 Методические основы выполнения работы

Коэффициент готовности транспортной сети региона по приему, трансформации и результативности обслуживания транспортного потока показывает степень готовности транспортной сети каждого вида транспорта к выполнению транспортной работы и наличие резервов для их использования. Он рассчитывается по параметрам:

·   полноты использования линий железнодорожного вида транспорта

                              (3.19)

для грузовых перевозок

                                                            (3.20)

для пассажирских перевозок

                                                         (3.21)

где - фактически выполненный грузооборот и пассажирооборот видом транспорта;

- нормативный грузооборот и пассажирооборот для вида транспорта (нормативные возможности вида транспорта).

·   ограничений по использованию транспортной сети

       (3.21)

где bвг,bV,bТУ - коэффициенты рекуррентных отношений между техническими измерителями (принимаются 1,2; 1,6; 2,1);

åLi- протяженность линий вида транспорта, км;

- суммарная протяженность линий вида транспорта, имеющих ограничения по транспортировке грузов и пассажиров, км;

- суммарная протяженность линий вида транспорта, имеющих ограничения по скорости движения, км;

- суммарная протяженность линий вида транспорта, имеющих ограничения по неудовлетворительному состоянию технических устройств, км.

Расчеты производятся для каждого вида транспорта и делаются заключение о более эффективном варианте, а результаты заносятся в таблицу 3.11

Таблица 3.13 - Результаты расчета коэффициента готовности транспортной сети

Вид транспорта




ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

0,51

0,56

0,45

0,69

АВТОДОРОЖНЫЙ

0,44

0,36

0,35

0,42

ВОДНЫЙ

0,36

0,36

0,35

1,2

ВОЗДУШНЫЙ

0,31

0,42

0,31

1,94

НЕФТЕПРОВОДЫ

0,65

0,65


0,42

ГАЗОПРОВОДЫ

0,56

0,56


0,89


По результатам расчетов делается краткий вывод о том, что при данных значениях эксплуатационно-технологических параметров видов транспорта получен высокий коэффициент использования транспортных коммуникаций всех видов транспорта в регионе. Имеется также высокий уровень ограничений по использованию железнодорожного = 0,69, водного = 1,20, воздушного = 1,94 и газопроводного = 0,89 видов транспорта для грузовых и пассажирских перевозок.

4. РАСЧЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ ОЦЕНОЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ

4.1 Расчёт плотности транспортной сети региона

Плотность транспортной сети региона (км/1000 км2) рассчитывается для вида транспорта следующим образом:

- по грузовым перевозкам

                                                                                 (4.1)

- по пассажирским перевозкам

                                                                                 (4.2)

где  - протяженность линий вида транспорта, используемых для грузовых и пассажирских перевозок, км, (принимается из таблицы 2.2, графа 5 для грузовых перевозок и графа 11 - для пассажирских);- площадь территории региона, км2.

Для железной дороги, грузовые перевозки, расчет выглядит следующим образом

км/1000 км2.

Для железной дороги, пассажирские перевозки, расчет выглядит следующим образом

км/1000 км2.

Для автодороги, грузовые перевозки, расчет выглядит следующим образом

км/1000 км2.

Для автодороги, пассажирские перевозки, расчет выглядит следующим образом

км/1000 км2.

Для водных путей, грузовые перевозки, расчет выглядит следующим образом

км/1000 км2.

Для водных путей, пассажирские перевозки, расчет выглядит следующим образом

км/1000 км2.

Для воздушных путей, грузовые перевозки, расчет выглядит следующим образом

км/1000 км2.

Для воздушных путей, пассажирские перевозки, расчет выглядит следующим образом

км/1000 км2.

Для нефтепроводных путей, грузовые перевозки, расчет выглядит следующим образом

км/1000 км2.

Для газопроводных путей, грузовые перевозки, расчет выглядит следующим образом

км/1000 км2.

Результаты расчетов для всех видов транспорта заносят в таблицу 4.1.

Таблица 4.1 - Результаты расчета оценочных параметров плотности транспортной сети региона

Вид транспорта

Протяженность линий, км

Результаты расчетов


грузовых

пассажирских

грузовых

пассажирских





Железнодорожный

14697

8235

141,3

79,2

Автодорожный

36900

30300

351

291,4

Водный

2768

2768

26,6

26,6

Воздушный

3348

1512

32,2

14,5

Нефтепроводы

4000


38,5


Газопроводы

2600


25


Сумма измерителей

63913

42815

614,6

411,7


Для транспортной сети региона выполнен расчет оценочных параметров плотности транспортной сети региона следующим образом:

- по грузовым перевозкам

                                                                              (4.3)

 км/1000 км2.

- по пассажирским перевозкам

                                                                             (4.4)

 км/1000 км2.

Краткий вывод: по результатам расчетов видно, что плотность транспортной сети, используемая для грузовых перевозок в 1,5 раза больше, чем используемая для пассажирских перевозок.

Коэффициент рейтинговой оценки плотности транспортной сети региона по грузовым перевозкам

                                                                (4.5)

где nгр - количество видов транспорта участвующих в грузовых перевозках,

;

Коэффициент рейтинговой оценки плотности транспортной сети региона по пассажирским перевозкам

                                                               (4.6)

где nпс - количество видов транспорта участвующих в пассажирских перевозках.

.

Краткий вывод: по результатам расчетов видно, что коэффициент рейтинговой оценки плотности транспортной сети региона по грузовым перевозкам в 2,2 раза больше, чем для пассажирских перевозок.

4.2 Расчет плотности транспортных узлов региона

Плотность размещения транспортных узлов в регионе рассчитана по двум параметрам: по отношению к протяженности коммуникаций вида транспорта (узлов/1000 км) и сравнительная оценка по площади региона (узлов/1000 км2). Для вида транспорта плотность размещения транспортных узлов на транспортной сети вида транспорта по отношению к протяженности коммуникаций вида транспорта рассчитывается следующим образом:

грузовые перевозки

                                                                       (4.7)

пассажирские перевозки

                                                                      (4.8)

где - количество транспортных узлов вида транспорта.

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети железной дороги по отношению к протяженности её коммуникаций:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети автомобильной дороги по отношению к протяженности её коммуникаций:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети водных путей по отношению к протяженности её коммуникаций:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети воздушных путей по отношению к протяженности её коммуникаций:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети нефтепроводных путей по отношению к протяженности её коммуникаций:

грузовые перевозки

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети газопроводных путей по отношению к протяженности её коммуникаций:

грузовые перевозки

Для транспортной сети региона плотность размещения транспортных узлов (узлов/10000 км2) по отношению к площади региона рассчитывается по формулам:

грузовые перевозки

                                                                       (4.9)

пассажирские перевозки

                                                                      (4.10)

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети железной дороги по отношению к площади территории региона:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети автодороги по отношению к площади территории региона:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети водных путей по отношению к площади территории региона:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети нефтепроводных путей по отношению к площади территории региона:

грузовые перевозки

Практический расчет плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети газопроводных путей по отношению к площади территории региона:

грузовые перевозки

Выполненный расчет для всех видов транспорта заносится в таблицу 4.2.

Таблица 4.2 - Расчетные значения плотности транспортных узлов

Вид транспорта

Количество узлов вида транспорта

Плотность размещения узлов вида транспорта


Грузовые

Пассажирские

Грузовые

Пассажирские







Железнодорожный

18

18

1,22

2,19

0,17

0,17

Автодорожный

16

16

0,44

0,53

0,15

0,15

Водный

11

11

3,97

3,97

0,11

0,11

Воздушный

11

11

3,29

7,28

0,11

0,11

Нефтепроводы

13


3,25


0,13


Газопроводы

13


5,00


0,13


Сумма измерителей

82

56

17,17

13,28

0,8

0,54


Коэффициент рейтинговой оценки плотности размещения транспортных узлов на транспортной сети региона рассчитывается на основании данных таблицы 4.2:

по грузовым перевозкам

                                                                        (4.11)

по пассажирским перевозкам

                                                        (4.12)

Аналогично рассчитывается коэффициент рейтинговой оценки плотности размещения транспортных узлов в регионе:

по грузовым перевозкам

                                                        (4.13)

по пассажирским перевозкам

                                                       (4.14)

Соотношение плотности узлов и рейтинговой оценки транспортной сети в целом по отношению к её протяженности по грузовым перевозкам

                                                                                      (4.15)

по пассажирским перевозкам

                                                                                                (4.16)

Соотношение плотности узлов и рейтинговой оценки транспортной сети в целом по отношению к площади территории региона

по грузовым перевозкам

                                                                               (4.18)

по пассажирским перевозкам

                                                                               (4.19)

.

4.3 Расчет плотности линий транспортной сети

Плотность линий транспортной сети рассчитывается на 100000 км2 по видам транспорта и для транспортной сети региона в целом

                                                                      (4.20)

Для железной дороги расчет имеет вид:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Для автодороги расчет имеет вид:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Для водных путей расчет имеет вид:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Для воздушных путей расчет имеет вид:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Для нефтепроводных путей расчет имеет вид:

грузовые перевозки

Для газопроводных путей расчет имеет вид:

грузовые перевозки

Для всех видов транспорта расчеты приведены в таблице 4.3.

Таблица 4.3 - Расчетные значения плотности линий в регионе

Вид транспорта

Количество линий вида транспорта по перевозкам

Плотность линий по перевозкам


грузовым

пассажирским

грузовым

пассажирским

1

2

3

4

5

Железнодорожный

27

27

25,96

25,96

Автодорожный

42

42

40,38

40,38

Водный

12

12

11,53

11,53

Воздушный

15

15

14,42

14,42

Нефтепроводный

13


12,5


Газопроводный

15


14,42


Сумма

124

96

119,21

92,29


Плотность линий транспортной сети в целом:

грузовые перевозки

пассажирские перевозки:

Для транспорта региона в целом плотность линий рассчитывается по формуле

                                                                      (4.21)

Коэффициент рейтинговой оценки плотности линий видов транспорта в регионе

                                                                           (4.22)

Коэффициент рейтинговой оценки плотности линий видов транспорта в регионе:

грузовые перевозки:

пассажирские перевозки

Соотношение плотности линий и рейтинговой оценки транспортной сети в целом

                                                                                 (4.23)

грузовые перевозки

пассажирские перевозки


4.4 Оценка приоритетности транспортной сети вида транспорта

Таблица 4.4 Параметрические данные приоритетов видов транспорта

Вид транспорта

mi

miгр

miпс

Ei0

Eiгр

Eiпс

Железнодорожный

3,7

4,8

3,1

3,3

3,4

3,6

Автодорожный

4,5

5,3

3,3

3,7

3,9

3,1

Водный

3,3

3,6

2

4,5

5,1

2,3

Воздушный

3,5

3,8

4,8

6

6,9

5

Нефтепроводы

4

4


8

8


Газопроводы

4,2

4,2


8,3

8,3



Приоритетность транспортной сети вида транспорта рассчитывается по нескольким параметрам:

по финансовым показателям, отражающим использование основных фондов на нужды грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта,

                                                               (4.24)

по уровню международного приоритета каждого видам транспорта

                                                               (4.25)

где mi - коэффициент, отражающий соотношение количества внешнеторговых и внутриторговых заказов на перевозки грузов и пассажиров видом транспорта, принимается в расчетах для грузовых перевозок соответственно для видов транспорта (принимается из таблицы А.3, графа 13);

Расчет для железнодорожного транспорта имеет вид:

в целом по железнодорожному транспорту

грузовые перевозки

- пассажирские перевозки

Расчет для автодорожного транспорта имеет вид:

в целом по автодорожному транспорту

грузовые перевозки

- пассажирские перевозки

Расчет для водного транспорта имеет вид:

в целом по водному транспорту

грузовые перевозки

- пассажирские перевозки

Расчет для воздушного транспорта имеет вид:

в целом по воздушному транспорту

грузовые перевозки

- пассажирские перевозки

Расчет для нефтепроводного транспорта имеет вид:

в целом по нефтепроводному транспорту

грузовые перевозки

Расчет для газопроводного транспорта имеет вид:

в целом по газопроводному транспорту

грузовые перевозки

По уровню международного приоритета каждого видам транспорта, например для железной дороги, расчет имеет вид:

в целом по железнодорожный транспорту

-грузовые перевозки

-пассажирские перевозки

.

По уровню международного приоритета каждого видам транспорта, например для автодороги, расчет имеет вид:

в целом по железнодорожный транспорту

-грузовые перевозки

-пассажирские перевозки

.

По уровню международного приоритета каждого видам транспорта, например для водных путей, расчет имеет вид:

в целом по железнодорожный транспорту

-грузовые перевозки

-пассажирские перевозки

.

По уровню международного приоритета каждого видам транспорта, например для воздушных линий, расчет имеет вид:

в целом по железнодорожный транспорту

-грузовые перевозки

-пассажирские перевозки

.

По уровню международного приоритета каждого видам транспорта, например для нефтепроводных путей, расчет имеет вид:

в целом по железнодорожный транспорту

-грузовые перевозки

По уровню международного приоритета каждого видам транспорта, например для газопроводных путей, расчет имеет вид:

в целом по железнодорожный транспорту

-грузовые перевозки

Выполняется расчет для других видов транспорта и результаты расчетов заносят в таблицу 4.4:

Таблица 4.4 - Результаты расчета коэффициентов, оценивающих приоритетность транспортной сети региона

Вид транспорта

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ

ГРУЗОВЫЕ

ПАССАЖИРСКИЕ







 

Железнодорожный

0,60

0,60

0,57

1,10

0,66

0,82

 

Автодорожный

0,45

0,46

0,29

1,15

0,66

0,85

 

Водный

0,14

0,17

0,15

1,02

0,09

0,70

 

Воздушный

0,21

0,23

0,17

1,03

0,21

1,07

 

Нефтепроводы

0,19

0,17

1,04



 

Газопроводы

0,15

0,18

0,15

1,06



 

Произведение

0,0002

0,00034

0,00011

1,47

0,0085

0,519

 

Сумма

1,72

1,81

1,50

6,40

1,62

3,43

 


По уровню монопольного положения к другим видам транспорта в регионе при выполнении грузовых и пассажирских перевозок

                                                            (4.26)

где Es/i - коэффициент, отражающий степень монополизма рассматриваемого вида транспорта при выполнении грузовых и пассажирских перевозок (принимается из таблицы А.3, графа 14).

Выполняется также расчет уровня монопольного положения железной дороги к другим видам транспорта в регионе при выполнении грузовых и пассажирских перевозок. При этом:

грузовые перевозки

-пассажирские перевозки

Аналогично рассчитываются параметры по другим видам транспорта, а результаты заносят в таблицу 4.5.

Таблица 4.5 - Результаты расчета коэффициентов, оценивающих международную приоритетность транспортной сети региона

Вид транспорта








Железнодорожный

4,3

2,6

2,9

3,1

1,10

0,82

2,07

1,22

Автодорожный

4,8

2,8

3,4

2,6

1,15

0,85

2,09

1,17

Водный

3,1

1,5

4,6

1,8

1,02

0,70

2,13

1,11

Воздушный

3,3

4,3

6,4

4,5

1,03

1,07

2,23

1,38

Нефтепроводы

3,5


7,5


1,04


2,30


Газопроводы

3,7


7,8


1,06


2,32


Произведение

2734,3

46,956

16981,3

65,286

1,47

0,519

109,65

4,87

Сумма

22,7

11,2

32,6

12

6,40

3,43

13,13

2,169

Сводные коэффициенты приоритетности транспортной сети региона рассчитывается по формулам

                                                             (4.27)

                                                            (4.28)

                                                                   (4.29)

                                                    (4.30)

где, - эмпирические коэффициенты приведения значений различной размерности. При этом для грузовых перевозок bi=1,0, а для пассажирских bi=2,7.

Рассчитывается процентное соотношение интегрированного показателя для грузовых и пассажирских перевозок

                                                                        (4.31)

                                                                        (4.32)

В целом по всем видам транспорта такой расчет примет вид:

- грузовые перевозки

пассажирские перевозки

Рассчитывается процентное соотношение интегрированного показателя для грузовых и пассажирских перевозок:

Вывод: транспортная сеть региона по оценочным параметрам ориентирована преимущественно на выполнение пассажирских перевозок. Для интенсификации грузовых перевозок требуется ее дополнительное развитие.

Заключение

В данной курсовой работе мы выполнили расчеты по оценке параметров транспортной сети, размещенной на территории региона или государства. Проанализировав данные и проведя ряд расчетов, мы искали варианты использования полученных результатов для принятия решений по менеджменту транспортного обслуживания при реализации государственных решений в области транспорта на макроуровне.

Для достижения поставленных целей мы решили четыре проблемные задачи, связанные тематически в единое целое:

1.    Расчет условий интеграции инфраструктуры.

2.       Расчет критериев интеграции вида транспорта в транспортную сеть региона.

.         Расчет параметров предикатных связей транспортной сети.

.         Расчет технических оценочных параметров транспортной сети.

По каждой задаче мы выполнили расчеты значений одного из основных параметров и по полученному результату сделали соответствующее выводы.

В первом пункте мы рассчитывали параметры интеграции вида транспорта в транспортную сеть региона, критерии интеграции транспортной сети каждого вида транспорта в региональную сеть, проанализировали полученные результаты, и получили, что для грузовых перевозок: транспортная сеть железных и автомобильных дорог имеет слабое развитие и требует дополнительного развития при включении ее в международную сеть; для пассажирских перевозок: транспортная сеть железных и автомобильных дорог, а также водных путей и воздушных линий имеет слабое развитие и требует дополнительного развития при включении ее в международную сеть; транспортная сеть остальных видов транспорта для грузовых и пассажирских перевозок имеет хорошее развитие.

Во втором пункте мы рассчитывали оценочные критерии интеграции вида транспорта в транспортную сеть и образование транспортной сети в регионе; рассчитывали интегрированный оценочный параметр свойств транспортной сети региона. И получили вывод, что Ктс=3.82 для грузовых перевозок: железнодорожный, автодорожный, водный, воздушный виды транспорта, нефтепроводы и газопроводы интегрированы в транспортную сеть региона и эта интеграция носит завершенный характер. На территории региона могут выполняться мультимодальные перевозки без всяких ограничений. Ктс=3,99 для пассажирских перевозок: железнодорожный, автодорожный, водный, воздушный виды транспорта интегрированы в транспортную сеть региона и эта интеграция носит завершенный характер. На территории региона могут выполняться мультимодальные перевозки без всяких ограничений.

В третьем пункте мы рассчитывали коэффициент параллельности прохождения транспортных линий, коэффициент доступности грузоотправителям и пассажирам к транспортному обслуживанию, коэффициент взаимодействия видов транспорта в пределах транспортной сети, коэффициент эффективности использования основных фондов транспорта, коэффициент готовности транспортной сети региона, и получили следующие выводы:

Так как Кпар больше 2, то модно сделать вывод о том, что имеет место высокий уровень плотности прохождения параллельных линий по всем видам транспорта отдельно.

С учетом того, что для всех видов транспорта = 4,93, то можно отметить, что имеет место высокий уровень плотности параллельного прохождения линий всех видов транспорта в регионе. Это означает, что имеет место высокий уровень конкуренции каждого вида транспорта при выполнении грузовых перевозок в регионе.

Так как Кпар для железнодорожного и водного видов транспорта находится в интервале от 1 до 2, то можно сделать вывод о том, что уровень плотности прохождения параллельных линий железнодорожного и водного видов транспорта соответствует нормативному для европейских государств.

Так как Кпар для автодорожного и воздушного видов транспорта меньше 1, то можно сделать вывод о том, что имеет место низкий уровень плотности прохождения параллельных линий автодорожного и воздушного видов транспорта; при таком значении Кпар имеет место монополизм автодорожного и воздушного видов транспорта в регионе.

С учетом того, что для всех видов транспорта = 0,94, то можно отметить, что имеет место низкий уровень плотности параллельного прохождения линий всех видов транспорта в регионе. Это означает, что имеет место высокий уровень монополизма каждого вида транспорта при выполнении пассажирских перевозок в регионе.

Наиболее доступными для транспортного обслуживания по критерию удаленности по грузовым перевозкам являются нефтепроводы и газопроводы виды транспорта, наименее доступным - воздушный.

Также можно сделать вывод о том, что наиболее доступным для транспортного обслуживания грузоотправителей в данном регионе по фактору затрат являются нефтепроводный и газопроводный виды транспорта, наименее доступным - воздушный.

Наиболее доступными для транспортного обслуживания по критерию удаленности для пассажиров являются автодорожный и железнодорожный виды транспорта, наименее доступным - воздушный.

Также можно сделать вывод о том, что наиболее доступным для транспортного обслуживания населения в данном регионе по фактору затрат являются автодорожный и железнодорожный виды транспорта, наименее доступным - воздушный.

При выполнении пассажирских перевозок наиболее значительным является взаимодействие автодорожного транспорта.

При выполнении грузовых перевозок наиболее значительным является взаимодействие автодорожного транспорта.

Более эффективно используются по всем видам транспорта основные производственные фонды при выполнении пассажирских перевозок на автодороге, а при выполнении грузовых перевозок на железной дороге.

Более эффективно используются по всем видам транспорта основные производственные фонды при выполнении пассажирских перевозок на водном транспорте, а при выполнении грузовых перевозок на нефтепроводном транспорте.

При данных значениях эксплуатационно-технологических параметров видов транспорта получен высокий коэффициент использования транспортных коммуникаций всех видов транспорта в регионе, равный 0,79.

В четвертом пункте мы рассчитывали плотность транспортной сети региона, плотность транспортных узлов региона, плотность линий транспортной сети, оценивали приоритетность транспортной сети каждого вида транспорта и получили следующий вывод, что транспортная сеть региона по оценочным параметрам ориентирована преимущественно на выполнение пассажирских перевозок. Для интенсификации грузовых перевозок требуется ее дополнительное развитие.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

1. Костевич Л.С., Лапко А.А.Теория игр, исследование операций. Минск: Высшая школа, 1982. - 230 с.

2. Костоглядов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. Минск: Высшая школа, 1997. - 128 с.

3. Михальченко А.А. Расчет параметров транспортной сети региона: Пособие по выполнению контрольной работы. Гомель : БелГУТ, 2001 - 57 с.

4. Поттгофф Г. Учение о транспортных потоках. М.: Транспорт, 1975. - 344

5. Правдин Н.В., Дыканюк М.Л., Негрей В.Я. Прогнозирование грузовых потоков. М.: Транспорта, 1981. - 247 с.

6. Смоляр Л.И. Модели планирования в дискретном производстве. М.: Наука. 1978. - 320 с.

7. Л.Б. Миротин, Б.П.Базель, К.О. Мадалиев, Ы.Э. Ташбаев. Транспортная логистика. М.: Транспорт, 1996. - 211 с.

8. Хайт Ф. Математическая теория транспортных потоков. М.: Мир, 1966. - 286 с.

Похожие работы на - Единая транспортная сеть

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!