Психодрама как метод групповой психотерапии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    317,85 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психодрама как метод групповой психотерапии

Содержание

Введение

Глава 1. Психодрама как метод групповой психотерапии

.1 Общие положения и понятия о психодраме

.2 Межличностные отношения в психодраме

Выводы по первой главе

Глава 2. Уровень волевой регуляции

.1 Понятие воли и уровня волевой регуляции

.2 Функции волевой регуляции, ее структура

Выводы по второй главе

Глава 3. Исследование влияния психодраммы на уровень волевой регуляции

Выводы по третьей главе

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Актуальность. В последнее время проблема низкого уровня волевой регуляции является одной из наиболее спорных тем, т.к. достаточно полных и обоснованных научных исследований по данному вопросу еще не проводилось, нет конкретной указаний на действия при выявлении у клиентов низкого уровня волевой регуляции. Психологи могли замотивировать клиента и побудить его сделать то или иное действие, но это были лишь части экставоздействия на психологическую состовляющую человека.

Лишь с недавнего времени групповая психотерапия, в особенности психодрамма начала выходить на первый план в плане психологического корректирования составляющих личности. При индивидуальном лечении психотерапевт может подробно наблюдать поведение клиента. В этой ситуации складывающаяся у психотерапевта картина отношений клиента с другими людьми основывается на том, что клиент рассказывает ему. Рассказы эти всегда односторонни, поскольку отражают лишь точку зрения клиента, склонного обычно видеть вещи в лучшем или худшем свете и, возможно, упускающего важные подробности. Это в известной мере ограничивает ценность индивидуальной терапии.

Психотерапевту нетрудно увидеть, как ведет себя клиент с другими людьми, и эта информация может оказаться весьма ценной для ускорения лечебного процесса. Для этого психотерапевт вводит клиента в группу других клиентов, пытающихся совместно разрешить в такой терапевтической группе свои проблемы. В частности низкий уровень волевой регуляции при лечение по групповой структуре корректирования является наиболее более поддающимся коренному изменению в сознании личности.

Объект исследования - методика групповой психотерапии - психодрамма.

Предмет исследования - влияние психодраммы на уровень волевой регуляции.

Цель исследования - исследование психодраммы и ее влияние на уровень волевой регуляции.

Гипотезой данной курсовой работы выступило предположение о том, что психодрамма может повысить уровень волевой регуляции человека.

Задачи исследования:

. Провести теоретический анализ изучения понятия «психодрама» в психологии.

. Провести теоретический анализ изучения понятия «уровень волевой регуляции» в психологии.

. Провести и описать исследование по выявлению влияния психодраммы на уровень волевой регуляции.

Методологической основой выступила концепция Э. Берна о «психодрамме», Келлермана Питера, Холмса Пола "Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама", объясняющая принцип действия техник психодраммы, данный о психотерапии Карвасарского Б.Д. и Рудестама К. о непосредственно групповой психотерапии, также позволившая скорректировать наши действия касательно психокоррекционной группы

Методы исследования представляют собой комплекс взаимодополняющих методов и методик: теоретико-методологический анализ литературы; тестирование.

В работе использовалась тестовая методика «Q-сортировка»

Б. Стефансона, а также методики групповой психотерапии, в частности: Техника нескольких двойников, техника обмена ролями и качествами, техники спонтанных импровизаций, импровизация фантазий, импровизация ранних детских переживаний.

Теоретическая значимость работы заключается в попытке комплексного анализа метода групповой психотерапии - психодрамы, анализа и обобщения теоретического материала относительно уровня волевой регуляции. Опираясь на проведенный анализ возможно дальнейшее руководство теоретическими данными и практическим исследованием.

Практическое значение исследования определяется тем, что результаты позволяют более комплексно изучить особенности метод групповой психотерапии - психодраму. Полученные данные можно использовать в терапевтических целях для поднятия уровня волевой регуляции сразу группам лиц.

Исследование проводилось на пациентах «ВОКПБ №1». Общий объем выборки - 20 человек.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, содержания, трех глав, четырех параграфов, заключения , списка литературы состоящий из 32 пунктов, 6 приложений: шесть графиков. Объем работы 45 страницы.

психодрама групповая психотерапия волевой регуляция

Глава 1. Психодрама как метод групповой психотерапии

.1 Общие положения и понятия о психодраме

Психодрама - это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения.

Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу, является таким видом драматического искусства, который отражает действительные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников [6, c.115].

Следует отметить, что именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и образцов поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследование, чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций.

Ролевая игра - широко применяемый в психодраме прием - состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальттерапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения [18, c.256].

Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями. В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей - будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.

В роли терапевта режиссер психодрамы пытается помочь членам группы изменить неудачные стереотипы поведения. С одной стороны, режиссер может не вмешиваться в групповой процесс, позволяя группе самой продолжать занятие. С другой стороны, он может агрессивно, настойчиво и ласково требовать от участников работы в драматическом действии. Как любой лидер, терапевт иногда становится мишенью для комментариев и критики со стороны группы; но, будучи членом группы, он должен реагировать на эти нападки открыто и не защищаться от них.

В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение участников, анализирует реакции всех членов группы на какое-то действие.

Тот член группы, который является субъектом конкретного психодраматического действия, называется протагонистом. Протагонист, изображая события из своей жизни, имеет редкую возможность дать собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой равных партнеров, сочувствующих ему. С помощью режиссера, аудитории и специальных творческих приемов протагонисты осуществляют действия по принципу "здесь и сейчас" для того, чтобы достичь инсайта при осознании своей психической реальности и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Участник, задействованный в работе с протагонистом, исполняет роль "вспомогательного Я". "Вспомогательное Я" олицетворяет всех значимых других в жизни протагониста. Зерка Морено выделила пять основных функций "вспомогательного Я":

·              сыграть ту роль, которую замышляет протагонист для осуществления психодрамы;

·              помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с отсутствующими персонажами действия;

·              сделать видимыми те аспекты взаимоотношений, которые протагонист не сознает;

·              терапевтически направлять протагониста в решении его внутри- и межличностных конфликтов;

·              помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни;

Как и руководители большинства групповых подходов, руководитель психодраматической группы должен выстраивать с участниками теплые, человеческие взаимоотношения. Так же как и гештальттерапевт, режиссер психодрамы является одним из наиболее активных руководителей психокоррекционных групп. Однако в отличие от гештальттерапевта режиссер психодрамы выступает в роли катализатора, статус которого в большей или меньшей степени аналогичен статусу члена группы. Более того, он, как правило, не работает с участником один на один, а старается использовать потенциальные возможности всей группы. Одной из положительных сторон психодрамы является то, что члены группы активно вовлекаются в работу внутри группы, особенно если они выступают во время представлений как "вспомогательные Я". Такие особенности групповой динамики, как групповые нормы, темы и борьба влияний, имеют в психодраме большое значение. Обратная связь, которую дают члены группы, расценивается в психодраме не как проекция, которая мешает терапевтическому процессу, а как существующая реальность.

Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы. Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или групповом анализе. Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.

Таким образом, драма может служить терапевтическим целям и что психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения.

Ролевая игра - это одно из основных понятий психодрамы. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни [8,с. 344]

Второе понятие - спонтанность - было выделено Морено на основе наблюдений за игрой детей. Он считал, что спонтанность - это тот ключ, который поможет открыть дверь в область творчества. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а, следовательно, она не чужда контроля над собой. Понятие теле описывает двусторонний поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Катарсис, или эмоциональное освобождение, возникающее у актера в психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного результата - инсайта, нового понимания имеющейся проблемы.

Психодрама привносит в психокоррекционные группы такую важную особенность, как ролевые игры по принципу «здесь и сейчас». Этот подход имеет разнообразные приложения как к лечению, так и к личностному росту. Между практическими способами ведения групп в рамках психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми подходами.

Морено вывел несколько важных понятий, таких как "спонтанность", "креативность", "здесь-и-теперь" и др., и, опираясь на них, построил теорию психодрамы и групповой психотерапии.

В психодраматическом действии Морено выделял три фазы [6, c.115]:

Первая служила для сплочения и разогрева группы и помогала установлению контакта между директором и членами группы. Вместе с тем в процессе разогрева выяснялось, кто из присутствующих был готов стать протагонистом и какова была его проблема, которую ему хотелось бы "разыграть".

Вторая фаза - само драматическое действие. Теперь протагонист выступал в роли главного действующего лица, а директор отступал в сторону, управляя процессом со второго плана. Время от времени в игру включались другие участники, исполнявшие различные роли. "Протагонист получает возможность встретиться не только с частями своего "я", но и с другими персонажами, участвующими в его внутреннем конфликте". В это время протагонист забывал о существовании директора и группы. Теперь он находился в окружении вспомогательных лиц, воплощавших образы и символы его внутреннего мира.

Протагонист получал возможность войти в соприкосновение со своими конкретными жизненными трудностями, а также с реальными, преувеличенными или даже вымышленными проблемами. В процессе действия он мог войти в конфликт с конкретными антагонистами или своими проекциями на них. Подобно детским переживаниям в психодраме Морено, это взаимодействие иногда могло оказаться болезненным, так как оно приводило человека к открытию в себе не самых приятных личностных черт. Но иногда оно освобождало от субъективных заблуждений и позволяло вновь объективно взглянуть на жизнь.

Именно поэтому, говоря о катарсисе в психодраме, Морено видел в нем высшую ценность психодраматического метода. Он называл его "катарсисом интеграции, очищающим восстановлением". В своем труде "Театр спонтанности" он писал, а позже повторял: "Каждое последующее событие освобождает человека от впечатлений, оставшихся от предыдущего... При повторении события, происшедшего ранее и не коснувшегося сознания, которое теперь вспоминается как бы полуосознанно и достигает сознания, может освобождаться энергия, связанная с этим событием..."

На третьей фазе театр заканчивался, и на первый план выступала группа. Иногда протагонист мог почувствовать себя жертвой, отданной на заклание группе. Только теперь, когда протагонист и группа вступили в прямой контакт, он опять по-настоящему осознавал существование группы. Каждый участник говорил о своих чувствах и переживаниях, которые возникали у него во время психодрамы. Избавившись от своего тяжкого груза, протагонист получал ответный дар. Он узнавал о том, что и у других существуют похожие проблемы, и больше не чувствовал себя ущербным. Или же он начинал понимать, что похожие проблемы могут иметь иное решение. Его собственный жизненный опыт расширялся и обогащался за счет жизненного опыта окружающих. Кроме того, он узнавал, как его воспринимают другие, в чем они ему сочувствуют, а в чем, может быть, и нет, и получал возможность увидеть свое отражение в “объемном зеркале” группы.

Морено называл психодраму "естественным методом реального исцеления". Во время психодраматического процесса оживали древнейшие немые слои человеческой психики, возникшие значительно раньше слова и потому не имевшие возможности вербального выражения. "Как ни важна роль языка в развитии индивида и группы - он все-таки является устной и письменной формой общения и, разумеется, может считаться великим социальным завоеванием, - но в его в истории остаются более ранние ступени развития человеческого общения и довербальная жизнь ребенка..." [11, c 17].

Сознание связано с языком, бессознательное немо. Оно возникло задолго до языка и потому может считаться коллективным. "Теория психодрамы отводит немым слоям психики значительную роль в образовании неврозов и психозов". Но "в процессе исцеления не имеет никакого значения, относится ли "спонтанность" пациента к его "бессознательному" или нет" 36а. Здесь уже упоминалось о том, что Морено отвергал психоанализ Фрейда, избегая употреблять термин "бессознательное". Источником всех психических процессов он считал жизненную реальность и, по нашему мнению, одновременно пытался найти подход к бессознательному, к немым слоям психики через символическое содержание драматического действия.

Психодраму Морено рассматривал как цельный терапевтический метод, основанный на спонтанном действии и позволявший использовать все формы выражения душевного состояния: слово, мимику и символику жеста.

Размышляя о ранней фазе детского развития и характерном для нее симбиотическом слиянии младенца с матерью, (по выражению Нойманна - "первичном единстве") , Морено пришел к мысли о возможном установлении тождества Я и Ты. Эти рассуждения привели его к развитию метода дублирования: один человек мог попробовать посмотреть на мир глазами другого, говоря, чувствуя и действуя от его лица. Иными словами, дубль - это вторая половина «Я», его возможное дополнение. Здесь имеется в виду только ощущение человеком своей целостности, а не полное тождество, характерное для сильного «Я», способного идентифицироваться с другими. Возможность отождествления одного субъекта с другим, а также с окружающими объектами, которая позже была технически реализована в психодраме, впервые была использована Ф. Перлзом в созданном им методе гештальт-терапии37.

Следующей фазой психического развития Морено считал осознание ребенком своего "я", то есть уникальности своей личности. Психологические механизмы, характерные для этой фазы, просматриваются в психодраматической технике «зеркала». Подобно ребенку, который, глядя в зеркало, постепенно осознает, что отражение в зеркале является его собственным, протагонист видит свое отражение в других участниках драмы и постепенно осознает свое “я” и его внешние проявления.

Техника «зеркала» была очень проста в применении: человек наблюдал отражение, копию своей характерной манеры поведения, формы выражения своей личности и т.д. или, если говорить вообще, - отражение содержания своей психики [17, с. 27-30].


.2 Межличностные отношения в психодраме

При обмене ролями необходима ровная эмпатия; ее наличие может служить главным условием того, что имел в виду Морено, говоря о встрече: "Тогда я посмотрю на тебя твоими глазами, а ты на меня - моими". Обмен ролями позволяет одному человеку проникнуть в сущность другого.

Дублирование, техника зеркала и обмен ролями - три основных технических элемента психодрамы. В процессе работы Морено периодически их изменял и дополнял. Впоследствии эти техники претерпевали изменение в соответствии с фантазией того или иного директора, применявшего их в конкретной ситуации.

Достижение спонтанности и креативности" - основная цель психодрамы. Эти понятия в теории Морено являются центральными. В них он видел возможности, благодаря которым человек способен исцелиться и стать цельной личностью, открывая для себя путь к Запредельному. Только если спонтанность и креативность будут соответствовать внутренней динамике драматического действия, может произойти “естественный процесс исцеления” - процесс самоисцеления.

В психодраматической терапии ни в коем случае нельзя пренебрегать всевозможными межличностными отношениями. Говоря о "межличностных отношениях". Морено имел в виду три типа "отношений между людьми: эмпатию, перенос и «теле».

«теле» - объективный социальный процесс с патологическим (перенос) и психологическим (эмпатия) ответвлениями. Несмотря на позитивную роль эмпатии, по своему смыслу она не отражает взаимности процесса. Перенос играет отрицательную роль и способствует прекращению и разрушению социальных отношений. «Теле» же, наоборот, только укрепляет взаимодействие между членами группы..."

В первом приближении можно считать, что наличие эмпатии предполагает способность отказаться от предвзятого восприятия другого человека как неповторимой индивидуальности, возможность поставить себя на его место, умение ему сочувствовать. В психодраме существование эмпатической связи является непременным условием дублирования.

Подлинная эмпатия требует не только наличия непредвзятости, но и самоощущения и самопознания во избежание вторжения собственных переживаний и проецирования их на другого человека.

Такая опасность безусловно существует, ибо эмпатия - это процесс односторонний: я вчувствуюсь в сущность другого человека, в положение, в котором он находится, но поскольку при этом исключается всякая возможность анализа, моя эмпатия не может считаться верной или, наоборот, признана неадекватной и исправлена. И тем не менее вчувствование, то есть сознательная идентификация, оказывается необходимой, чтобы обрести возможность разделить переживания другого человека, а значит, обогатить и свои собственные эмоциональные переживания.

Понятие "перенос" является спорным из-за его разнообразного толкования различными психологическими школами. Морено подразумевал под переносом то же самое, что Фрейд: "Когда один человек вступает в отношения с другим, он является для него не личностью, значимой самой по себе, а главным образом носителем его бессознательных ожиданий и представлений, связанных с его воспоминаниями. Основанные на переносе отношения не могут развиваться долго, так как в действительности никакой человек не соответствует ни ожиданиям, ни опасениям, содержащимся в переносе. В процессе переноса невозможно установление прочных отношений между людьми, между «Я» и «Ты». Партнер в отношениях выступает более или менее нейтральным объектом, на который выплескиваются собственные иллюзии" .

В психодраме проекции существуют в полном объеме. Они обусловливают динамический игровой процесс, изменяющий представления человека о его ближних. "Распознавание" проекций происходит при каждом столкновении с ними и тем раньше, чем большее число людей является их носителями: в общем случае - все участники группы и, в частности, каждый исполнитель роли. Здесь на разных людей могут быть спроецированы и восприниматься со стороны разные интрапсихические факторы, желания, страхи, положительные и отрицательные черты личности. В таком случае соприкосновение с источниками проекций проходит легче, чем в "нормальной" жизненной ситуации (или при индивидуальном анализе в терапевтическом альянсе), когда на одного человека переносятся всевозможные бессознательные аспекты своего “я”, что приводит аналитика к необходимости различать свои и чужие черты.

В результате проективного процесса изменяется восприятие: «Ты» начинает восприниматься в соответствии с тем, каким человек является в действительности. Это проясняется в общении между людьми, а в психодраме становится особенно ясным, в первую очередь при обмене ролями и дублировании. С другой стороны, проекции имеют еще и огромную терапевтическую ценность: однажды их "распознав", человек изменяет представление не только о «Ты», но и о самом себе.

"Процесс индивидуации имеет два принципиальных аспекта: с одной стороны, это процесс интеграции, а с другой - столь же необходимый процесс общения - найти себя, свое "ядро" можно только в процессе общения с людьми - и наоборот". То есть процесс самопознания может протекать от проецирования к распознаванию этих проекций и их интеграции [17, с. 57].

Возможность творчества в человеческих отношениях Морено усматривает в развитии процесса "теле", под которым он подразумевает соответствующие реальные представления людей друг о друге и на основе которого возможны истинная встреча, подлинные взаимоотношения и взаимное узнавание.

Психодрама стремится к достижению встречи в смысле достижения реального представления о партнере. Такое становится возможным при помощи разных психодраматических техник. Тогда на конкретных примерах можно увидеть, что мир и люди оказываются совсем не такими, какими мы их себе представляем. Основанное на проекциях ложное представление об окружающем мире получает шанс измениться и стать соответствующим действительности.

Психодраматическая группа [5, с. 114].

Психодраматические группы невелики. Их цель заключается в самопознании и приобретении "собственного опыта".Эти группы обычно состоят из 10 - 12 участников и образуются по гетерогенному принципу, то есть из людей разного возраста, пола и социального положения. (Вместе с тем могут существовать группы со схожей проблематикой участников.) Все участники находятся в равном положении. Не следует отбирать участников, исходя из их возраста или социального положения.

Со временем в каждой группе выкристаллизовывается свой определенный стиль, отвечающий как особенностям отдельных ее членов, так и ориентации ведущего или пары ведущих.

В любом случае цель работы остается терапевтической: устранение симптомов, разрешение конфликтов и, наконец, даже исцеление, имея в виду обретение целостности. У Морено это означало бы возвращение к космической размерности и вместе с тем достижения контакта с окружающими; у Юнга - поиск человеком себя в смысле возможного синтеза сознания и бессознательного, налаживания контакта между внутренним и внешним миром, так как "индивидуация предполагает интеграцию мира, а не его исключение "54.

Общая задача - найти середину, и при этом для каждого - свою. Она может означать констелляцию группой Самости - главного архетипа, установленного Юнгом, которому подвластны все прочие архетипы и структуры, возникающие в процессе переживаний.

В работе группы не существует обязательной цели или идеи. Существует лишь терапевтическая идея "способствующего действия", которая не может быть обязательной, а только объединяющей.

В давно работающих группах возникает атмосфера доверия, ответственности друг перед другом. Всех объединяет желание встретиться с конкретными или еще неизвестными трудностями и с помощью группы (или несмотря на присутствие других) вступить на путь внутреннего развития, внутренней самоорганизации.

Здесь нет первых и последних, ибо в течение определенного времени состав группы остается неизменным. Однако это означает, что участникам следует примириться со взаимными затруднениями в общении, друг друга понять и в процессе работы повлиять друг на друга. Все должны активно участвовать в работе независимо от того, насколько им это комфортно. Именно в этом и состоит одна из возможностей столкновения со своими трудностями, когда "ошибки" других режут глаз.

Поскольку психодрама имеет дело с процессом развития, а не с театром, в ней нет места персоне. Это введенное Юнгом понятие означает "маску", которая является приложением (к личности), за которым можно - часто бессознательно - надежно спрятаться. Если эту маску удается сбросить, чтобы увидеть самому и показать другим свое настоящее лицо, для психодрамы это событие. Здесь под персоной понимается не только не собственная роль, не только "верхняя одежда", в которой удобно представать перед окружающими. Персона - это так называемая социальная оболочка личности, кокон, который защищает ее от окружающего мира. Персона, будь то маска или социальная оболочка, от человека, обладающего слабым личностным ядром или находящегося в неблагоприятной для него социальной обстановке, может отделяться с большим трудом. Чтобы со временем у человека появилась возможность отказаться от этой защиты, между ним и группой должно существовать исключительное доверие. Чем лучше это получится, чем непосредственнее сможет вести себя человек, тем полнее его смогут узнать и понять в группе, а кто-то - и полюбить. При этом никого не принуждают поступиться тем, чем бы он не хотел. Это касается не только персоны, но и других личностных аспектов, которые хотелось бы сохранить в тайне. Группу объединяет бережное отношение к тайне, к уязвимой стороне каждого человека. Поэтому чем больше участники группы доверяют друг другу и чем они между собой откровеннее, тем выше гарантия сохранения конфиденциальности. В такой группе увеличивается ответственность. Морено требовал, чтобы каждый член группы дал обет молчания и прежде всего ясно понимал: все, что может повредить кому-либо из участников группы, не должно выйти за ее пределы. Он сравнивал такой обет с клятвой Гиппократа. Однако "обет, данный всей группой, не был бы психологичен и постепенно вошел в противоречие со спонтанным характером психодрамы". Члены группы постепенно проникаются чувством "полной взаимной ответственности" и усваивают соответствующий способ поведения.

В жизни возможно такое разделение ответственности между несколькими людьми, если каждый существует обособленно от остальных и вместе с тем их молчание дает им ощущение собственной защищенности.

Вот почему в психодраматической группе создается "защитное поле", которое столь необходимо для индивидуального процесса. Свой вклад в создание этого "защитного поля" вносит ритуальность, правила игры, а также общее построение драмы, прообразом которой является греческая трагедия. Однако об этом я скажу более подробно в следующей главе.

Личность и группа в психодраме [4, с.227].

Личность и группа подобны двум полюсам: они представляют собой противоположности и вместе с тем обусловливают и дополняют друг друга. Группа является таковой, если в ее состав входят люди, которые более или менее различаются между собой. Но стать индивидуальностью можно, только противопоставляя себя группе.

В этих двух аспектах существует скрытая причина амбивалентного отношения к группе многих людей: с одной стороны, их привлекает ощущение сплоченности и защищенность, а с другой - они испытывают жгучую потребность в том, чтобы проявить свою индивидуальность.

Обоснования возражений против групповой работы и групповой терапии основаны на скрытом страхе - перед неприятием группой или неким авторитетом, а также опасения, связанные с возможностью оказаться под давлением группы или ведущего. Существует и страх перед коллективным сознанием группы и боязнь получить репутацию "ненормального". Многие участники бессознательно опасаются, что в психодраматической группе их персона не сможет послужить им достаточной защитой, и тогда проявятся их слабые места, которые хотелось бы скрыть не только от окружающих, но и от самих себя. Ни один из нас не желает предстать обнаженным перед другими, сбросив свою "социальную оболочку". Вследствие страха или недостаточного понимания кто-то из нас заключает все свои внутренние ценности в "башню из слоновой кости" (то есть уходя от жизни) и расплачивается за это длительной изоляцией, которая считается процессом индивидуации.

Когда, вопреки всем сознательным доводам, появляется ощущение, что чего-то не происходит и существует потребность в чем-то еще, возникает необходимость в человеческом общении. В бессознательном имеется знание о том, что "отношение к себе проявляется в отношении к ближнему и нет ничего, что в отношении к ближнему не относилось бы изначально к себе"56 . Здесь подразумевается, что сначала следует выработать правильное отношение к самому себе, взглянуть на себя по-новому, быть может, увидеть себя в зеркале других, чтобы затем прийти к реальным, взимообогащающим отношениям с окружающими.

Для каждого конкретного человека характерны не только его сознательные установки, но и связи коллективного бессознательного. Он представляет собой не только долю коллективного сознания, но и некую часть коллективного бессознательного. Тогда для человека может возникнуть определенная опасность не справиться с содержанием коллективного сознания. В таком случае субъективное сознание отождествляется с коллективным и расширяется, при этом содержание коллективного бессознательного полностью вытесняется, и человека начинает переполнять психическая энергия. Таким образом, перед феноменом возрастающего накопления коллективного бессознательного он оказывается совершенно беспомощным.

Вследствие такого процесса появляется так называемый человек толпы, каковым никто себя не считает. Между тем пренебрежение человеком толпы и стремление держать его на расстоянии свойственны именно коллективному сознанию. И та настойчивость, с которой каждый из нас этот аспект отвергает, вызывает естественное подозрение о его присутствии в качестве тени. То, что отвергается сознанием, продолжает жить в бессознательном.

Выводы по первой главе

Таким образом, было выявлено понятие психодрама - это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения.

Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу, является таким видом драматического искусства, который отражает действительные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы.

Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и образцов поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации

В следствие того, что психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами происходит ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения., что несомненно является весьма важным компонентом дальнейшей структуры модулирования личности

Глава 2. Уровень волевой регуляции

.1 Понятие воли и уровня волевой регуляции

Понимание волевой регуляции как регуляции действий или психических процессов через произвольную форму мотивации означает, что побуждение к действию обеспечивается не особым образованием - волей, не особыми волевыми мотивами, не особой потребностью в преодолении препятствий, а работой общего для любой активности мотивационного механизма.

Психологическим механизмом произвольного изменения побуждения является изменение смысла действия.

Волевое усилие определяется ситуативным изменением личностного смысла действия. Изменение побуждения к действию можно осуществить и через субъективное изменение вероятности успеха действия, что достигается благодаря новому знанию, повышающему уверенность в своих силах, в успехе, в справедливости и возможности действия.

Влияют на изменение побуждения и четкое осознание необходимости выполнить действие с опорой только на свои силы, изменение функционального состояния, изменение самооценки, самочувствия, уровня притязаний и другие факторы.

Волевую регуляцию можно было бы рассмотреть как регуляцию побуждения, а произвольную - как регуляцию различных характеристик действия (темпа, скорости, силы, длительности и пр.). В данном варианте волевая регуляция может осуществляться по отношению к любому параметру действия, а побуждение к действию может регулироваться и произвольным способом. [32, с. 421].

Волевые качества, определяя характер действия, его стиль (упорство, решительность, настойчивость и пр.), непосредственно участвуют и в формировании побуждения. Неуверенность в своих силах, в успехе действия создает нерешительность и снижает побуждение к действию, что может привести к его срыву, прекращению до достижения цели. Поэтому в процессе мотивации волевого действия возможны столкновения противоположно направленных тенденций: от личностного смысла и от отсутствия нужного волевого качества. Формирование волевых качеств является необходимым элементом в развитии волевой регуляции побуждения действий.

Волевая регуляция поведения и деятельности [28, с. 15].

Люди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, направленной на его преобразование в ходе удовлетворения своих личных потребностей и потребностей общества, которому они принадлежат.

Деятельность человека-это система связанных воедино и вытекающих одно из другого действий, в которых решаются частные задачи. Действия направлены на получение результата, который мыслится или представляется как желательный, как цель того, что делает человек. Так, при посадке молодой яблони, роя яму известной глубины, закладывая удобрения, вбивая в центр ямы кол, расправляя корни спущенного туда растения, привязывая его и т. д., работающий человек, осуществляя свою цель, действует по плану. В ходе работы этот план развертывается в виде ряда мыслей и представлений и осуще­ствляется, реализуется посредством движений, определенных по силе, скорости, размаху, согласованности, точности. При выполнении движений, составляющих отдельные действия, и мыслительных операций в связи с отображением того, что, как и п каком порядке следует делать, проявляется сосредоточенное, напряженное внимание и к предмету, и к орудиям, и к самому процессу труда. Вместе с тем по ходу действий переживаются те или иные чувства: неудовольствия и беспокойства от препятствий и затруднений и удовольствия от успешного удовлетворения испытываемых нужд, чувства трудового подъема и утомления, а также радости от самого труда.

В отличие от непроизвольного действия, непосредственно определяемого находящимся в “поле” раздражителем, преднамеренное действие реализуется с помощью необходимых для этого средств (знаков, нормативных ценностей и т.д.), т.е. опосредствованно. Ученик читает чертеж, справляется с инструкциями, вспоминает наставления мастера производственного обучения и т. д., таким образом еще до осуществления дея тельности обеспечивает ее построение в своем сознании, и только после этого действует.

Преднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции. Ее структура включает цель, которой стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, которую он должен осуществить, чтобы достигнуть ее; выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реально полученных результатов действия; наконец, принятие решения о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжать, внося в его исполнение необходимые коррективы. Таким образом, саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением. В процессе онтогенеза функция регулирования и контроля первоначально осуществляется взрослым в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, а в дальнейшем, ввиду того, что происходит интериоризация образцов и схем выполнения действий, ребенок сам научается в соответствии с этими схемами и образцами контролировать действие.

Преднамеренность действия предполагает принятие человеком решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т. е. тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как цель деятельности.

В структуре деятельности преднамеренные действия образуют ее высший уровень, им присущи сознательно поставленная цель и выбор средств, необходимых для достижения этой цели. “Чем более... - писал Ф. Энгельс - люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных, заранее намеченных целей

Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с пре­одолением трудностей или нет.

Волевые действия могут различаться по сложности. Так, школьник, впервые делая попытку на уроке физкультуры совершить опорный прыжок, преодолевает некоторые опасения, связанные с возможным падением и ушибом. Подобные волевые действия называются простыми. Сложное волевое действие включает в себя ряд простых. Молодой человек, приняв решение освоить сложную производственную деятельность, преодолевает ряд внутренних и внешних препятствий и трудностей и осуществляет свой замысел. В свою очередь, сложные действия входят в систему организованной волевой деятельности человека, направленной на достижение сознательно поставленных близких и далеких целен. В ней обнаруживаются те или иные волевые качества человека, проявляется воля.

Воля-это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля- это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.

Воля возникла в трудовой деятельности человека, овладевающего законами природы и таким образом получающего возможность изменять ее в соответствии со своими потребностями. К. Маркс писал: “Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...”'.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций-побудительной и тормозной и в них себя проявляет [29, с. 58].

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).

В отличие от полевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно постав­ленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия - сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

2.2 Функции волевой регуляции, ее структура

Характеристики воли [28, с. 132-141]:

а) Сознательная опосредованность

б) Опосредованность внутренним интеллектуальным планом

в) Взаимосвязь с мотивом «должен»

г) Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением, эмоциями и т.д.

Функции волевой регуляции:

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т. д. развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):

) Мировоззрение личности.

) Моральная устойчивость личности.

Речь идет об ответственности или безответственности человека.

) Степень общественной значимости поставленных целей.

) Установки по отношению к деятельности.

) Уровень самоуправления и самоорганизации личности.

Способы активизации воли:

Переоценка значимости мотива

Привлечение дополнительных мотивов

Предвидение и переживание последующих событий/действий

Актуализация мотива (через воображение ситуации)

Через мотивационно - смысловую сферу

Стойкое мировоззрение и убеждения

Волевые действия делятся:

. По степени сложности

простые

сложные

. По степени осознанности

произвольные

непроизвольные

Функции воли:

Выбор мотивов и целей

Регуляция побуждений к действиям

Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности)

Мобилизация физических и психологических возможностей

Ф.Тённис ввёл понятие волюнтаризм в 1883 г.

Волюнтаризм (теория): течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основе психики и бытия в целом. В психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющие все другие психические процессы и явления. Присущая человеку способность к самостоятельному принятию решений, выбору целей и способов ее достижения, выражающие его личностные установки, убеждения и ценности - волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности (воли).

Теория Л.М. Веккера: автор считает, волевое регулирование начинается тогда, когда на человека действует двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и общей социальной ценности.

А в структуру волевого акта входят:

Побуждение и осознание цели

Борьба мотивов

Акт принятия решения

Исполнение действия

Иванников выделил 2 концепции человеческого поведения:

.реактивная

Всё поведение человека представляет собой реакции на внешние и внутренние стимулы

.активная

Поведение человека изначально активное, а сам он может выбирать формы проявления этой активности

Иррациональная воля - по Э. Фромму - иррациональные страсти и побуждения, захватывающие и подчиняющие человека, рабски реализующего неконтролируемые порывы.

Рациональная воля - по Э. Фромму - целеустремленное, реалистическое, дисциплинированное поведение и энергетические усилия, направленные на достижение поставленной цели.

Г. Мюнстерберг (1997), отмечая роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля человека - это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного - не это важно. Главное - научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями» [28, с. 186-187].

Роль деятельности.

Ф.Н. Гоноболин, В.И. Селиванов, А.Ц. Пуни и другие авторы считают, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаще всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика (в частности, занятия спортом) показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры - моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки, - формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Выводы по второй главе

Волевая регуляция есть регуляция действия (или психического процесса) через изменение смысла действия, обеспечивающего необходимое побуждение (торможение) к нему.

Волевая регуляция есть часть произвольной регуляции процессов и действий человека или, что более точно, один из уровней произвольной регуляции - личностный уровень.

В традициях деятельностного подхода процесс мотивации может быть описан как особое внутреннее действие по построению побуждения.

В основе волевой регуляции побуждения к действию лежит произвольная форма мотивации, где изменение побуждения достигается через изменение смысла действия.

Глава 3. Исследование влияния психодраммы на уровень волевой регуляции

Исследование проводилось по следующим этапам:

1)      разработка плана курсовой работы: выделение объекта, предмета, цели, гипотезы и задачи исследования;

2)      анализ психологической литературы и методов исследования; экспериментальная проверка соответствия выбранных методов исследования цели и задачам;

)        эмпирическое исследование проблемы;

)        количественный и качественный анализ данных, их статистическая обработка;

)        интерпретация полученных результатов, упорядочивание исследовательского материала, оформление курсовой работы.

Цель исследования: является исследование психодраммы и ее влияние на уровень волевой регуляции

В исследовании принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная, в которые входило по 10 человек в возрасте от 18 до 30 лет. В число испытуемых входили представители разных профессий. Разделения испытуемых по гендерному признаку не проводилось. В исследование входили люди с баллом по шкале избегание «борьбы» выше 5. Исследование проводилось на базе «ВОКПБ» №1.

Исследование проводилось в период с июля по август 2010 года.

Методика «Q-сортировка» позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Для нашего исследования мы использовали только шкалы принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

Также, согласно Б. Стефансону, тенденция к «борьбе» приравнивается к повышенному уровню волевой регуляции, а избегание «борьбы» к пониженному уровню волевой регуляции, следовательно, в нашем исследовании мы будем опираться на данные понятия и через шкалы принятия и избегания «борьбы» будем выявлять уровень волевой регуляции.

Испытуемым было предложено 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе, ответив «да», испытуемых подтверждал высказывание представлению о себе и «нет», если не соответствовало ему. В исключительных случаях разрешалось ответить «сомневаюсь». Ответы были зафиксированы в регистрационном бланке.

Были получены следующие результаты, где Q - испытуемый первой группы (Q1-Q10), данные представлены в приложениях 1, а W - испытуемый второй группы (W1-W10), каждому из которых соответствует свое количество баллов (1-10) Данные представлены в приложениях 3

После чего, на протяжение пяти дней, в каждый по 4 часа с каждой группой была проведена групповая психотерапия, в частности психодрамма со следующими методиками:

техника «обмена ролями и качествами»,

техника «спонтанных импровизаций»,

техника «импровизация фантазий»,

техника «импровизация ранних детских переживаний».

По окончанию работы с испытуемыми им заново были выдана тестовая методика «Q сортировка и были получены новые результаты

Данные представлены в приложениях 2 и 4.

Также был выстроен график изменения по шкалам принятие «борьбы» и избегание «борьбы». Данные представлены в приложениях 5 и 6

Выводы по третьей главе

Таким образом, проведя исследование, мы пришли к выводу, что по средством психодраммы, а именно таких методик как техника «нескольких двойников», техника «обмена ролями и качествами», техника «спонтанных импровизаций», техника «импровизация фантазий», техника «импровизация ранних детских переживаний» можно изменить психологическую составляющую человека, а именно уровень волевой регуляции, который является одним и доминирующих понятий в деятельности человека, а также в его социальных отношения, а следовательно явлению проявления себя как личности имеющей самого себя. Благодаря Q сортировке мы выявили изменения, также они заметны посредством простого общения с испытуемыми.

Заключение

На основе выше изложенного материала можно говорить о том, что цели и задачи данной курсовой работы являются достигнутыми,. Нами была проведена работа на теоретический анализ понятия «психодрама» в психологии., на теоретический анализ понятия «уровень волевой регуляции» в психологии, провели и описали исследование по выявлению влияния психодраммы на уровень волевой регуляции.

Было выявлено понятие психодрама - это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и образцов поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации

Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами.

Психодрама позволяет ускорить процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения, что является одном из наиболее важных черт данной методики

Были исследованы базовые понятия и теории данных методик на основе чего можно сделать вывод, что предполагаемая гипотеза подтвердилась: метод групповой психотерапии - психодрама действительно может повысить уровень волевой регуляции.

Также было определено, что понимание волевой регуляции как регуляции действий или психических процессов через произвольную форму мотивации означает, что побуждение к действию обеспечивается не особым образованием - волей, не особыми волевыми мотивами, не особой потребностью в преодолении препятствий, а работой общего для любой активности мотивационного механизма

Волевую регуляцию была рассмотрена как регуляция побуждения, а произвольная - как регуляцию различных характеристик действия

Выявлено, что психологическим механизмом произвольного изменения побуждения является изменение смысла действия.

Список литературы

1. Берн Э. Групповая психотерапия. / Пер. с англ. А.Калмыкова,

Е.Калмыковой, В.Калиненко и др. - М.: Академический Проект, 2000г. - 464с.

. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2002.

. Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия. - СПб., 1994.

. Буль П.И. Основы психотерапии. Л., 1974.

. Б.Г. Мещерякова В.П. Зинченко//Современный психологический словарь,

изд-во «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003

. Джозеф Наэм Психология и психиатрия, перевод Л.В.Дубровиной и П.И.Войскунской М.: "Прогресс", 1984

. Дружинин В.Н. Современный психологический словарь. - М.: Просвещение, 2001.

. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. - СПб.: Питер, 2002 Стр. 343

. Косевска А., Чабала Ч. // Групповая психотерапия. М., 1990. С. 346-356.

. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996.

. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама М.: Класс, 1994

. Роджерс К. О групповой психотерапии / Пер. с англ. М., 1993.

. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика СПб.: Питер, 2003

. Современный словарь по психологии Мн.: Современное слово, 2000

. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- М.: изд-во "Феникс", 1995

. Игумнов С.А. Клинические особенности и психотерапия

. О.Ю. Казьмина, Е.Б. Чемекова, Г.В. Савенко// Журнал неврологии и психиатрии N2-2000, стр.27-30.

. Московский психологический журнал. №12. Основные подходы и методы психотерапии.

. Ялом И. Групповая психотерапия теория и практика. Апрель Пресс, 2006

. Келлерман Питер "Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов" Л., 1988. - 235 с.

. Кипер Дэвид "Клинические ролевые игры и психодрама" Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 192 с

. Кипнис М. Драмотерапия. "Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения" Мастера психологии, 1-е издание, 2009. - 464 с.

. Лейтц Г. "Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено" 2-е издание, Питер, 2009. - 192 с.

. Лопухина Е.В., Михайлова Е.Л. "Играть по-русски". Психодрама в России: истории, смыслы, символы"

. Марино Рене "История Доктора. Джей Л. Морено - создатель психодрамы, социометрии" - Л., 1988. - 235 с

. Холмс Пол "Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама" М., 2003. - 456 с.

. Холмс Пол "Психодрама: вдохновение и техника" М.: Наука, 2006. - 219 с

. Ильин Е.П. "Психология воли" М.: Просвещение, 2001. - 384 с.

Изд.центр ВЛАДОС, 2003. - Т.1 - 248 с.

29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,

. - 444 с.

30. Общая психопатология Allgemeine Psychopathologie. М.: Практика, 1997. - 1056 с.

31. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: 2004 - 651 с.

. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 2003. -

Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5



Приложение 6

Похожие работы на - Психодрама как метод групповой психотерапии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!