История русского законодательства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,72 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История русского законодательства

Содержание

Ситуационное задание 1

Ситуационное задание 2

Тестовая часть

Список литературы

Ситуационное задание 1. Проанализируйте источники составления Соборного уложения 1649 г.

Соборное уложение 1649 года - свод законов Московского государства <#"justify">Рассмотрим их ниже.

Указные книги приказов. В них с момента возникновения того или иного приказа фиксировалось текущее законодательство по конкретным вопросам.

Судебник 1497 г. Это - свод законов Русского государства; нормативно-правовой акт <#"justify">1.Русская правда, включая её позднейшие редакции.

2.Псковская судная грамота

.Уставные грамоты - нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления.

.Судные грамоты - постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права.

5.Судебные <#"justify">В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения.

Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы.

Норм процессуального права <#"justify">В чем особенности данного судебника? До принятия его запутанные дела, решение которых заходило в тупик, могли решаться посредством поединка спорящих сторон - «поля». Победитель в бою считался выигравшим дело. Судебник ограничивал проведение подобного. «Поле» нельзя было проводить «бойцу с небойцом» (например, если это больной, старый или совсем юный человек), за исключением случаев, когда этого желает сам «небоец».

Литовский статут 1588 г. - был использован как образец юридической техники. Это - третья редакция сборника законов Великого княжества Литовского <#"justify">Ситуационное задание 2. Сравните систему центральных органов управления в XVIII в. и в начале XIX в. В чем основное отличие между коллегиями и министерствами?

Правовое регулирование управленческой деятельности русского государства в XVIII в. отражало его внутриполитическую деятельность, направленную к становлению и развитию абсолютной монархии. Первоначально административное право в абсолютистском государстве формировалось как полицейское право.

Особенностью правовой системы стало «проникновение» административного права в сферу регулирования общей системы управления России. Усматривалось наличие управленческих по своему характеру отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом административного права к его регулирующему воздействию. И, естественно, возникали определенные административно-правовые отношения . Таким образом, начинала действовать определенная система управления, что в определенной мере способствовало завершению процесса централизации и бюрократизации государственного аппарата. Распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это отличало новый аппарат от приказной системы.

С перемещением центрального аппарата в Санкт-Петербург (1713 г.), Сенат и коллегии создавались уже там. Так, в Санкт-Петербурге создается Главный магистрат (1720 г.), который является основным координатором всех магистратов и городской полиции.

В общую систему петровских преобразований стали вносится изменения. В 1702 году введен институт воеводческих товарищей, выборных от местного дворянства. Данный порядок стал обязательным и повсеместным, что способствовало усилению контроля. Появляется институт местного управления, отменен институт губных старост (1702 г.), их функции переданы воеводам, управляющим делами совместно с выборными дворянскими советами. Осуществляется новое территориальное деление государства. Назначались губернаторы или генерал-губернаторы, объединявшие в своих руках всю административную, судебную и военную власть.

Надо сказать, что в целом была осуществлена реорганизация органов городского самоуправления. Создавались новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам.

Анализ законодательных актов XVIII в. дает основания для выделения основных направлений административного права во внутриполитической деятельности самодержавия - это обеспечение «безопасности» и обеспечение «благочиния».

Далее, именно по этим двум направлениям и проходило оформление административно-политического законодательства. Правовые акты, обеспечивающие «безопасность», включали нормы, регламентирующие систему и организацию политического и общеугловного сыска, систему контроля за передвижением подданных в стране, цензуру печати, создание и деятельность общественных корпоративно-сословных объединений, вопросы организации полицейских объединений, вопросы организации полицейской службы и т.п. источник судебник коллегия министерство

Административно-правовые нормы регламентировали и вопросы обеспечения «благосостояния» - надзор за врачебным и строительным делом, охрану природных ресурсов, попечение о престарелых, вопросы обучения и другое. Второе направление деятельности государства в законодательстве отразилось значительно меньше.

Развитие шло по направлению к формированию органов политического сыска (с 1718 года Тайная канцелярия), происходило становление общих полицейских учреждений. Функции полиции выполнялись государственными органами в центре и на местах. В условиях, когда регулярная полиция отсутствовала, обеспечение благочиния возлагалось на отдельные приказы - Разбойный, Земский и другие. На местах полицейские функции выполняли воеводы.

Итак, во второй половине XVII-XVIII в. административное право постепенно выделилось в самостоятельную сферу правового регулирования правовой системы России, сложились основные его институты. Развитие административно-полицейского законодательства явилось составным звеном в становлении бюрократического аппарата и способствовало обеспечению феодально-абсолютистского курса российского самодержавия .

Преобразование системы государственных органов изменило характер государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз были составлены списки думных чинов, стольников, стряпчих и других чинов. В ходе создания новых управленческих органов появились новые титулы администраторов: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др.

Все должности (штатские и военные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество привилегированным сословием.

Анализ показал, что в ходе реформы в 1715 г. в России сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял оберкомендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контроль за нижестоящими административными звеньями осуществляли ландтагские комиссии, избранные из местного дворянства.

Далее, в 1718 - 1720 г. прошла реорганизация органов городского самоуправления. Вместо земских изб и земских бурмистров, были созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. В 1727 году магистраты были преобразованы в ратуши. Крупным шагом вперед были реформы Александра I, в ходе которых дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления.

Коренное отличие начала XIX в. от предыдущего периода в том, что государство пошло далее по дороге изменений в области законодательства. Так, в 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств», положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов.

В отличие от петровских коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, усилилась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширилось значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 году было образовано 8 министерств, число которых к началу XX века (в 1906 года создан Совет Министров) увеличилось до 12.

Новыми, по существу, были министерство внутренних дел (МВД) и министерство просвещения. На МВД, кроме задач по организации и поддержанию общественного порядка, возлагались задачи по управлению государственной промышленностью и строительством.

Если ранее законодательные органы занимались практически только безопасностью, то теперь новым направлением развитие культуры и просвещения. Развивалась структура аппарата Министерства просвещения, которое занималось также организацией подготовки кадров для госаппарата. Ему подчинялись Академии наук, университеты, все учебные заведения, библиотеки, типографии и музеи, цензура на издававшуюся литературу.

Кроме того, с 1801 начинает формироваться «Собственная его императорского величества канцелярия», задачей которой сначала было осуществление технической связи между императором и правительством, но значение этого органа возросло в войну 1812 - 1815 годов, особенно после восстания 1825 года. Канцелярия превратилась в орган прямой связи и управления.

Каждое отделение было замкнутым учреждением, возглавлявшимся начальником, лично ответственным перед императором.

Итак, кодификационная работа первой половины XIX века приводит к утверждению в 1832 году и вводу в действие с 1 января 1835 года Свода Законов Российской империи. Согласно схеме, начертанной М.М. Сперанским, Свод Законов распадался на восемь главных отделов (отраслей):

. Законы основные (государственные), учреждения установление центральных, местных, общественных органов и законы о порядке гражданской службы (т. I - III);

. Уставы о повинностях (т. IV);

. Уставы казенного управления (т. V - VIII);

. Законы гражданские (т. X);

. Уставы государственного благоустройства (т. XI - XII);

. Уставы благочиния (т. XIII - XIV);

. Законы уголовные (т. XV).

Свод Законов, таким образом, составил XV томов, заключавших в себе свыше 40 тыс. статей .

В результате реформ первой половины XIX века, связанных с именем М.М. Сперанского, была создана система высших и центральных государственных органов, просуществовавшая с незначительными изменениями до 1905 года.

Однако, эпоха контрреформ второй половины XIX века значительно затормозила развитие административного права. Введение 14 августа 1881 года «Положения о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия» способствовало передаче исключительных административно-полицейских прав карательным и административным учреждениям центрального и местного управления.

Кроме того, в 1882 году приняты новые «Временные правила о печати», вводившие жесточайшую цензуру, административный надзор за газетами и журналами. В 1884 году был принят новый Университетский Устав, который резко ограничивал автономию университетов, что повлекло за собой объединение в преподавании государственного права в качестве одного из разделов, полицейского (административное) права.

В 1889 году издано «Положение о земских начальниках», по которому в 40 губерниях создавалось более двух тысяч земских участков (по 4 - 5 на уезд). Во главе участка ставился земский начальник, наделенный административно-полицейскими функциями, подрывавшие реформу местного самоуправления и институт мировых судей. Этим актом разрушалась разделенность судебной и административной властей.

Вынужденное под угрозой революционной ситуации провести в 1860 - 80-е годы ряд буржуазных по своему характеру реформ, правительство наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам .

Коренное же отличие коллегии от министерств в том, что первые являются предшественниками. Создавались они по шведскому образцу Сенатом. Это происходило во время реформы органов управления, в целях создания исполнительных органов. Функции каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений.

Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата.

Каждый министр, ответственный только перед императором, имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты во главе с директорами, департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров, где все вопросы о важных мероприятиях должны были решаться на совместных заседаниях - министры выступали как единое целое перед лицом царя, что рассматривалось как гарантия от проявлений деспотизма и произвола со стороны верховной власти.

Первоначально структура и функции министерств еще не были четко определены. 25 июня 1811 г. было опубликовано Общее учреждение министерств, разработанное М.М.Сперанским с учетом опыта первых лет их деятельности. Состоявшее из двух частей - Образование министерств и Общий наказ министерствам, - оно закрепило сложившуюся к этому времени систему министерств и приравненных к ним центральных учреждений .

Согласно Общему учреждению министерств число их увеличивалось до двенадцати. Появилось особое Министерство полиции и приравненные к министерствам главные управления - духовных дел и разных исповеданий, ревизий государственных счетов, путей сообщения во главе с главными управляющими этих трех ведомств.

Созданные министерства способствовали дальнейшей централизации управления и организации административных органов в единую систему. С их помощью император мог вмешиваться во все детали управления на такой огромной территории, как Российская империя, чиновничество было послушным орудием его воли.

Утверждение министерского начала в администрации привело к огромному расширению бумажного делопроизводства - распоряжения, циркуляры, отчеты и доклады стали основным средством управления. Следствием этого было расширение чиновничьих штатов, господство канцелярии и бюрократии, характерный для русской истории XIX века.

Итак, произвол, казнокрадство и взяточничество становились нормой русской жизни. Административные реформы начала XIX в. на целое столетие определили характер центрального управления и его развитие. Они упорядочили административную систему, способствовали ее дальнейшей централизации и усилили верховную власть. Но классовое содержание внутренней политики самодержавия оставалось неизменным - это была политика самодержавного государства, направленная на защиту сословных интересов дворянства в целом .

.Тестовая часть

. В 1920 гг. в среде историков-эмигрантов получило развитие такое направление историко-правовой мысли, как:

. Головничеством в Русской Правде называлось:

б) денежное взыскание за убийство в пользу семьи убитого

. В наследственном праве Древней Руси двор после смерти владельца:

г) переходил целиком младшему сыну

. Псковская судная грамота под прест-м понимала причинение ущерба:

в) частным лицам и государству

. В каком из памятников рос.закон-ва прописывался порядок принятия новых законов путем внесения поправок действующий кодекс:

г) Соборное Уложение

. К какому виду преступлений по Соборному Уложению 1649 г. относилось сводничество?

г) преступлениям против нравственности

. Литовский статут послужил одним из источников:

в) Соборного Уложения;

. По регламенту Главного магистрата 1721 г. «подлыми» людьми называли:

а) часть городского населения

. Государственными в XVIII в. назывались крестьяне, бывшие ранее:

а) черносошными

. Свод законов 1832 г. при наследовании по закону отдавал преимущество:

г) детям, при их отсутствии - братьям и сестрам

Список литературы

1.Судебники 1497 и 1550 гг. <#"justify">2.Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

4.Вернадский Г.В. Очерки истории права русского государства XVIII-XIX вв. (период империи). - М., 1998.

5.Беляев И.Д. О вызове в суд по древним русским законам до Уложения 1649 года. - Журнал министерства юстиции, 1860. Т. III, кн. 2, отд. III.

.Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1879.

.Беляев П.И. Договор найма в древнерусском праве. - Русский исторический журнал, 1918, кн. V.

8.Корогодина М.В. О редакции кормчей книги из Кирилло-Белозерского Монастыря // Каптеревские чтения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F>. - 2010. - № 8. - С. 23-34.

.Мейчик Д.М. <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%BA,_%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1> Судные дела XV в. и их значение для Судебника Ивана III. - Юридический вестник, 1883, № 2.

.Мрочек-Дроздовский П.Н. Старшая дружина на службе московских государей (окольничие и бояре введеные). М., 1899.

.Павлов-Сильванский Н.П. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> Люди кабальные и докладные. - Сочинения. Т. I. Спб., 1919.

.Отечественное законодательство XI-XX веков: пособие для семинаров: ч.1. XI-XIX века. - М., 1999.

.Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие. - М., 2010.

.Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X-1917 год); сост. В.А. Томсинов. - М., 1998.

Похожие работы на - История русского законодательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!