Процессы формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    154,48 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Процессы формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг

Введение


Расширение сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе развития экономики и общества. Современное общество представляет собой в определенной степени постиндустриальное общество, где главное значение приобретает процесс передачи информации и знаний. Среди факторов, способствующих экспансии производства нематериальных услуг, принципиальное значение имеют следующие: расширение и усложнение потребностей и как следствие изменение ценностных ориентиров общества; научно-технический прогресс и широкое распространение новых информационных технологий; трансформация представлений потребителей о товарах, а именно стирание границ между физическими продуктами и услугами; углубление сегментации рынка; диверсификация деятельности предприятий; социокультурные изменения, в т. ч. индивидуализация личности и социальная интеграция индивидов и др. В связи с этим, если в индустриальном обществе уровень жизни определяется через количество товаров, то постиндустриальное общество или экономика услуг определяется качеством жизни и уровнем развития таких отраслей нематериальных услуг, как здравоохранение, образование, туризм, культура, которые должны быть доступны для всех членов социума.

Развитие рынка медицинских услуг как сегмента рынка нематериальных услуг в большей степени обостряет противоречия между системой производителя и системой потребителя, приводит к столкновению их интересов, стереотипов деятельности и ценностных ориентиров. В связи с этим необходимо определить стереотипы деятельности предприятий по оказанию медицинских услуг и потребителей этих услуг, принципы взаимодействия двух систем ценностей.

Противоречия, обусловленные функционированием рынка медицинских услуг, приводят к возрастанию трансакционных издержек, в том числе инфраструктурных издержек и издержек поведения. На рынке медицинских услуг возрастают и ментальные издержки. Такой тип издержек возникает в результате влияния культурных стереотипов и ценностей, регулирующих жизнь общества, на процесс производства и продвижения медицинских услуг на рынок. Оказание медицинских услуг требует их адаптации к национальным рынкам, к неформальным институтам культурного характера. Институциональные изменения оказывают существенное влияние не только на рынок медицинских услуг, но и на предприятия, предоставляющие медицинские услуги, и на поведение потребителей.

Развитие сферы услуг выявило проблемы функционирования рынка медицинских услуг в современной экономике России. Несмотря на то, что отмечается возрастание спроса на новые виды медицинских услуг, предложение медицинских услуг на российском рынке характеризуется однообразием и достаточно низким качеством, углубляются диспропорции в развитии отдельных видов медицинских услуг. Противоречия рынка медицинских услуг в России связаны с сокращением доли тех медицинских услуг, которые связаны с развитием человека как личности, с возможностью его самосовершенствования и самореализации.

Сфера медицинских услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей современной экономики, что делает представленное исследование своевременным и актуальным.

Таким образом, возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику, а также существующие противоречия в развитии сферы нематериальных услуг требуют подробного анализа институционально-экономической структуры рынка медицинских услуг, тенденции его развития и направлений согласования интересов его разнородных субъектов.

С учетом вышеизложенного целью исследования является исследование процессов формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг.

Задачи исследования: в соответствие с целью в исследовании ставились и решались следующие задачи:

дать содержательную характеристику медицинской услуги как объекта экономики услуг;

уточнить содержание экономической категории «рынок медицинских услуг» на основе выявления особенностей данного сегмента рынка нематериальных услуг; выявить общие и особенные характеристики рынка медицинских услуг;

проанализировать субъектную структуру рынка медицинских услуг и выявить специфику их интересов;

рассмотреть модели рынка медицинских услуг в зависимости от типов покупателей и производителей, механизма финансирования;

раскрыть основные тенденции развития рынка медицинских услуг в условиях интернационализации и глобализации экономики;

сформулировать рекомендации по наиболее эффективной реализации интересов субъектов рынка медицинских услуг.

Глава I. Общая характеристика рынка медицинских услуг


Рынок медицинских услуг - это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления медицинских услуг. Продукцией рынка медицинских услуг являются медицинские услуги, то есть полезный эффект от деятельности образующих эту отрасль специалистов и предприятий (учреждений, организаций) по диагностике, профилактике и устранению (или компенсации) возникающих или имеющихся у человека анатомических и функциональных нарушений (заболеваний).

Рынок медицинских услуг имеет место тогда, когда существует потенциальная возможность для обмена. Рынок медицинских услуг определяется наличием двух сторон - нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их; наличием субъектов рынка - необходимых медицинских учреждений, где могут осуществляться реализация и потребление медицинской услуги или товара; наличием свободы выбора взаимных предложений производителей и потребителей медицинских услуг.

Объектом рынка медицинских услуг являются медицинские услуги, которые обладают специфическими характеристиками и отличаются от других нематериальных услуг.

В ходе исследования было обосновано, что медицинские услуги, создаваемые в сфере здравоохранения не являются ни чистым общественным, ни смешанным благом, поскольку исключаемы и зачастую конкурентны. Некоторые исследователи полагают, что медицинские услуги обладают как свойствами смешанных общественных благ, так и частных товаров, что позволяет выделить их в отдельный класс социально значимых благ, то есть благ, обладающих особыми достоинствами. Мы не отрицаем значительных положительных экстерналий, возникающих в процессе производства и потребления таких благ, однако предлагаем определить медицинские услуги как «особые частные блага». Под этим термином мы понимаем экономические блага, обладающие «двойственной» полезностью, свойствами которых выступают конкурентность и исключаемость, в силу особых характеристик, не проявляющиеся в абсолютной степени.

Часть медицинских услуг можно представить как мериторные, социально значимые (заслуженные) блага, т.е. имеющие ярко выраженный внешний эффект. Социально значимое благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту. Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом совместного потребления. Заслуженные блага тождественны общественным благам и выполняют аналогичную роль. Любое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в том числе и потребности общества в целом. Действия государства, направленные на удовлетворение несводимых потребностей общества, проявляется в виде качественного улучшения общественной среды.

Относя медицинские услуги к исключительно смешанному общественному благу (перегружаемое благо совместного потребления), нельзя не заметить, что внешний эффект медицинских услуг возникает не только у непосредственных участников деятельности, связанной с производством медицинской услуги, но и у лиц, являющихся посторонними по отношению к данной деятельности. По долгосрочности своего воздействия на будущие поколения внешний эффект бессрочен. Долгосрочный характер и огромная масштабность внешнего эффекта здравоохранения делают невозможным количественно и качественно измерить и оценить вклад усилий каждого субъекта производства медицинских услуг в общий внешний эффект.

Медицинские услуги, как особые частные блага могут выступать объектом рыночных отношений. Под рынком медицинских услуг мы понимаем совокупность социально-экономических институтов, организующих, структурирующих и легитимизирующих хозяйственные отношения, возникающие между экономическими агентами в процессе производства, обмена и потребления медицинских услуг. Сфера здравоохранения рассматривается нами как система взаимоотношений четырех типов субъектов: производителей, потребителей (в случае бесплатной медицинской помощи), покупателей (плательщиков) (в случае платных медуслуг), государства.

Конечные результаты деятельности сферы услуг (уровень культуры, здоровья населения, степень его образования) зависят от эффективности работы специализированных учреждений, от личных особенностей потребителя, от условий протекания жизнедеятельность человека (уровень здоровья, например, зависит не только от эффективности медицинской помощи, но и от общих социальных условий, степени удовлетворения потребностей населения в питании, одежде, жилье и многих других факторов).

Современное понимание здоровья выходит за рамки рассуждений на морально-этические темы и является в большей степени экономической категорией. Появление теории человеческого капитала отразило возросшую в последние годы роль невещественных факторов в развитии человечества. Человеческий капитал понимается как уникальное богатство, непреходящее и незаемное, совокупность всех производственных качеств работника.

Проведенный нами анализ медицинских услуг позволил выделить три тесно связанных между собой аспекта: экономический социальный и институциональный.

Экономический аспект медицинских услуг предполагает, что их производство и потребление является основным средством повышения качества человеческого капитала общества, следовательно, способствует повышению производительности труда и создает предпосылки для экономического роста.

Социальный аспект медицинских услуг предполагает их социальную полезность и проявляется в сокращении трансакционных издержек координации деятельности хозяйствующих субъектов и росте общественного благосостояния. Данный аспект является производным от экономического аспекта, что позволяет его выделение рассматривать как условное.

В свою очередь, социальная полезность медицинских услуг определяется институтами, в первую очередь, неформальными - традициями, обычаями, идеологией, устоями, существующими в обществе.

Общественное здоровье - социально-политическая категория, отражающая воспроизводство населения, его физическое и духовное развитие, сохранность жизненного потенциала и активность жизни популяции, индивидуальную способность каждого члена общества осуществлять биологические и социальные функции. Оно может быть представлено совокупностью статистических показателей, характеризующих процесс воспроизводства здоровья поколений на основе взаимодействия биологических и социально-экономических показателей.

Результат потребленной медицинской услуги воплощен в человеке, при этом услуга носит и социальный, и индивидуальный характер. Медицинские услуги всегда имеют индивидуальный характер, так как предназначены конкретному человеку с его неповторимым уникальным организмом, что обусловливает совпадение потребления основной части услуг здравоохранения с их производством.

Можно выделить следующие характерные черты медицинской услуги:

высокая социальная направленность (главной целью деятельности в сфере услуг оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек; материальное благо является скорее побочным следствием, чем целью);

низкая эластичность спроса (насущность потребности в услугах здравоохранения практически исключает субституцию (взаимозаменяемость) связанных с ними расходов, производимых из семейного бюджета, на затраты, осуществляемые ради удовлетворения других человеческих потребностей; потребность в здоровье не замещается другими потребностями); рынок медицинский услуга экономический

неопределенность и непредсказуемость получаемого результата (результат состоит непосредственно в развитии человека и имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены);

- неосязаемость (нематериальный характер услуг здравоохранения проявляется в невозможности продемонстрировать их пациенту вплоть до предоставления в виде совокупности профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных мероприятий и процедур; подавляющее большинство медицинских услуг содержит как функциональные (деятельностные), так и материально-вещественные компоненты; степень осязаемости конкретной услуги определяется количественным соотношением ее функционального и материально-вещественного содержания);

- неразрывность процессов потребления и производства (процессы предоставления и потребления медицинских услуг неотделимы друг от друга ни в пространстве, ни во времени);

несохраняемость (медуслуги не подлежат хранению и накоплению с целью последующей реализации);

неотделимость от источника (оказание медицинской помощи требует непосредственного участия в этом процессе не только медицинских работников, но и пациентов);

сильная дифференциация (неоднородность) качества (качество медицинских услуг во многом зависит от того, кто и в каких условиях их оказывает);

многовариантность (результат разнообразен по сроку, необходимости повторного воздействия);

зависимость результатов оказания услуги от местных природно-климатических условий, препятствующих или благоприятствующих лечению и профилактике заболеваний;

асимметрия информации (любая информация, исходящая от лечащего врача, всегда имеет вероятностный характер; подлинный суверенитет пациента невозможен из-за его недостаточной медицинской информированности);

индивидуальность и творческий характер оказания услуги, наличие обратной связи (производство медицинских услуг без усилий со стороны субъекта-потребителя, направленных на потребление, усвоение услуги, бессодержательно и не имеет смысла);

субъективность оценки (оценка потребительских свойств медицинских услуг проводится на уровне субъективного восприятия их результативности, ощущений и эмоциональных переживаний пациентов);

результативность напрямую не связана с величиной затрат, а зависит и от состояния и реакции организма на проводимое лечение;

- неопределенность в возникновении потребности в медицинской услуг (потребитель не может спланировать вероятность возникновения потребности в медицинской услуге, потребность может появиться в результате непредвиденных обстоятельств)

наличие разных механизмов предоставлении (услуги целесообразно разделить по типам выпуска: на рыночные (платные услуги по рыночным ценам) и нерыночные (услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения; в последнем случае оценка производится с использованием рыночных цен подобных услуг, реализуемых на рынке, или по затратам); взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые).

Медицинская услуга удовлетворяет следующие виды потребностей: жить, быть здоровым с сохранением трудоспособности, возврат к норме при временной потери трудоспособности, сохранение определенной "ниши" трудоспособности при наличии инвалидности, достижение наивысшей степени "качества жизни".

Потребители медицинских услуг выступают на рынке медицинских услуг на стороне спроса. Спрос - это платежеспособная потребность широких социальных групп населения в медицинских услугах. Величина спроса - это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за данный период по определенной цене. Зависимость спроса от цены находит выражение в действии закона спроса: при прочих равных условиях спрос на услуги изменяется в обратной зависимости от цены, что обусловлено действием эффектов дохода и замещения.

Особенностью рыночного спроса на медицинские услуги является сложность определения перспективных потребностей в масштабах и структуре медицинских услуг. Предложение медицинских услуг во многом зависит от медицинских и лечебно-профилактических учреждений конкретного российского региона, их количества, статуса, направленности. Главным неценовым фактором спроса и предложения медицинских услуг выступает общее социально-экономическое положение конкретного региона.

На кривой спроса выделяются три части, соответствующие разным уровням цен: зона общедоступности (характеризуется уровнем цен на услуги, не отягощающим потребителя), зона ограниченной доступности; воспользоваться рыночными услугами в объеме, определяемом потребителями, состоянием здоровья, могут далеко не все нуждающиеся в них люди; зона недоступности.

В качестве неценовых детерминантов спроса на медицинские услуги в исследовании рассмотрены: уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше возможность расходовать на получение медицинских услуг); изменения в социально-демографическом составе населения (старение, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание); численность пациентов в стране; изменение вкусов пациентов (мода на пластические операции привела к большому спросу на них); реклама здорового образа жизни; «форсирование спроса» на медицинские услуги (врачи своими диагнозами и рекомендациями способны увеличить спрос на их услуги).

Типичная кривая совокупного предложения медицинских услуг на рынках страны или крупного региона, отображающая зависимость величины (объема) предложения услуг со стороны их производителей от складывающихся на рынке цен на данные услуги состоит из зон убыточности, безубыточности, предельных производственных возможностей.

Следует также принимать во внимание взаимодействие спроса и предложения рыночных платных услуг и общественных бесплатных услуг. Во многом эти разновидности медицинских услуг взаимозамещаемы, поэтому практически нереально делать уверенные выводы о спросе и предложении платных услуг без учета объема структуры, доступности адекватных общественных бесплатных медицинских услуг в данном регионе. Оба вида предоставления услуг могут оказаться как взаимодополняющими друг друга, так и конкурентными. К тому же и на самом рынке платных медицинских услуг развивающаяся конкуренция между производителями таких услуг оказывает все большее влияние на спрос, предложение и рыночные цены.

На предложение помимо цены воздействует ряд других факторов: количество врачей (чем их больше, тем больше предложение медицинских услуг), стоимость медицинского оборудования (зависимость не может быть определена ни как обратная, ни как прямая), технология оборудования (при ее совершенствовании снижаются издержки и оказывается большее количество медицинских услуг), налоги (повышение снижает предложение), нормативно-законодательная деятельность государства (государство может способствовать увеличению предложения, или наоборот, ужесточая порядок лицензирования, ограничивать его).

 

Глава II. Деятельность субъектов рынка медицинских услуг


Далее проанализированы группы интересов субъектов рынка медицинских услуг: потребителей и покупателей, производителей и поставщиков, государства (табл. 1), при этом интерес трактовался с двух позиций.

 
Таблица 1 Интересы субъектов рынка медицинских услуг

Субъекты

Интересы

Потребитель (покупатель) медицинской услуги

сохранение здоровья (потребность жить, быть здоровым с сохранением трудоспособности, потребность возврата к норме при временной потери трудоспособности; желание сохранения определенной "ниши" трудоспособности при наличии инвалидности; потребность достижения наивысшей степени "качества жизни");  формирование личного капитала здоровья (базового и приобретенного);

Производители (поставщики)

- повышение эффективности взаимодействия как с покупателем медицинских услуг и товаров медицинского назначения, так и с обладателями факторов медико-производственного предпринимательства;  - корпоративный интерес (служение долгу и Отечеству, обеспечения профессионального и гражданского достоинства врачебного сословия; - удовлетворение первоочередных потребностей (при бюджетном финансировании); максимизация прибыли и минимизация издержек (платные медуслуги);  - преодоление ограниченности ресурсных возможностей наращивания производства услуг;  - расширение медицинских услуг и увеличение притока средств.

Государство

- выявление и отражение в государственных планах объема ресурсов, направляемых государством в отрасль охраны здоровья;  - формирование и функционирование системы охраны здоровья как сферы государственной и политической деятельности, системы оказания лечебной, профилактической помощи, оздоровления и медицинской реабилитации больных, развитие медицины как науки и системы специального образования, системы разработки, производства и продвижения на рынок лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сложной медицинской техники;


С одной стороны, экономические интересы всегда связаны с формой присвоения материальных благ. Каков характер присвоения, таковы и экономические интересы. Поэтому одним из наиболее важных стратегических вопросов любой власти во все времена являлся вопрос о собственности. С другой стороны, экономические отношения проявляются непосредственно через взаимодействие экономических интересов отдельных субъектов. И здесь интересы выступают как формы проявления потребностей.

Интересы субъектов рынка медицинских услуг следует рассматривать в единстве социальных, политических, экономических и духовно-культурных компонентов, что предопределяет необходимость выделения нескольких групп интересов (табл. 2).

Таблица 2. Группы интересов субъектов рынка медицинских услуг

Субъекты

Интересы


экономические

институциональные

Потребители и покупатели

Максимизация полезности Обеспечение «эффекта здоровья»

Любой достигнутый уровень порождает изменения в объемах и ассортименте потребления

Стабильность в обеспечении медицинскими услугами

Поставщики и продавцы

Реализация госзаказа Получение максимума прибыли Получение правовой и экономической самостоятельности Диверсификация в целях изменения структуры производства и ассортимента продукции

Формирование у населения мотивации укрепления здоровья и соответствующего стиля жизни, создания имиджа здорового человека, системы здорового образа жизни. Направленное воздействие на формирование образа жизни и стиля потребления

Лоббирование

Государство А) как хозяйствующий субъект (продавец медицинских услуг, фактический покупатель медицинских услуг и собственник медицинских учреждений) Б) как административно-правовой орган В) как выразитель общенациональных интересов

Распространение здорового образа жизни Формирование капитала здоровья нации Профилактика заболеваний Финансовое обеспечение социальных стандартов, усиление связи социальной стандартизации с бюджетно-нормативной деятельностью

Обеспечение гарантированного минимума медицинского обслуживания для всех граждан и проведение политики, направленной на полное удовлетворение социальных потребностей населения Создание правового поля Выработка стратегии здравоохранения Создание национальной системы охраны здоровья

Усиление мощи государства Повышение количества и качества человеческого капитала Реализация национально-государственных интересов Гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи


Анализ моделей рынка медицинских услуг позволил охарактеризовать институциональный потенциал результативной деятельности покупателей и повышения эффективности использования ресурсов и соответствующие институциональные издержки. Под институциональным потенциалом в исследовании понимаются следующие характеристики моделей финансирования: типы и сила мотиваций, присущих покупателям медицинских услуг; степень самостоятельности покупателей в принятии решений о способах реализации возложенных на них функций; возможность обеспечения сильного давления со стороны государства на покупателей, принуждающего их к выполнению установленных государством требований к результатам их деятельности; возможности развития конкуренции между покупателями; возможности воздействия на покупателей со стороны непосредственных потребителей медицинских услуг. Под институциональными издержками в данном случае понимаются издержки внедрения и поддержания институтов, обеспечивающих функционирование модели и результативную деятельность соответствующих покупателей.

Рынок медицинских услуг обладает рядом специфических характеристик в отличие от других рынков нематериальных услуг, что накладывает отпечаток как на содержание экономических интересов субъектов рынка, так и особенности их реализации и достижение баланса.

Практическим результатом исследования является разработка комплекса мер, направленных на достижение баланса интересов субъектов рынка медицинских услуг:

1. Совершенствование экономических отношений, в частности развитие партнерских отношений при получении экономической самостоятельности лечебно-профилактических учреждений. Основными структурообразующими элементами рынка медицинских услуг становятся стратегические альянсы, представляющие собой территориальные группировки ЛПУ и связанные с ними организации, действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга. Современный рынок медицинских услуг - это трехзвенная рыночная структура, включающая в себя как рынок медицинских услуг, так и рынки сопутствующих товаров и услуг. Предлагается выделять первичный, вторичный и третичный рынки. Первичный рынок - это рынок стоматологических, ортопедических, хирургических, косметологических, репродуктивных, трансплантологических, эндокринологических, терапевтических, судебно-медицинских, лечебно-физкультурных и медико-реабилитационных, санитарно-экологических и нервно-психиатрических услуг.

Вторичный рынок медицинских услуг - это фармакологический рынок, обеспечивающий первичный рынок медицинских услуг необходимыми лекарственными средствами. Как первичный, так и вторичный рынки медицинских услуг непосредственно зависят от производства соответствующих технических средств, поэтому предлагается выделить третичный рынок - самый "материальный" из всех. Он непосредственно переплетается с материальным производством и ответственен за медицинское оборудование. В исследовании выделены направления согласования интересов субъектов всех трех звеньев рынка медицинских услуг.

К основным характеристикам современного отечественного фармацевтического рынка и рынка медицинского оборудования следует отнести: немногочисленность и крупные размеры фирм, зависимость от импорта, большая перспективная емкость как в стоимостном, так и в количественном выражении, крупные барьеры входа на рынок.

2. Создание условий для формирования эффективной конкурентной среды. Величина компаний-лидеров рынка сама по себе является довольно значимым барьером входа на товарный рынок. Постепенный их рост при учете первоначального инвестора - государства позволило компаниям-лидерам при корректном управлении занять ведущие на рынке позиции, то есть цена входа на рынок для небольших предприятий довольна велика. В этом случае, учитывая потенциальную емкость рынка и определенную зависимость от импорта, небольшие компании пользуются иными факторами конкурентоспособности. Помимо этого, государство может само регулировать барьеры входа (снижать, устранять, повышать) с целью защиты отечественных производителей от чрезмерного вторжения конкурентов, для обеспечения продукцией конечных потребителей и предоставления им права предпочтительного выбора. При этом барьеры могут носить экономический, нормативно-правовой, структурный, организационный, технический (технологический), финансовый, информационный характер. Это связано с предметом деятельности государства, например, лицензирование деятельности, регистрация, стандарты производства, порядок ценообразования, государственное регулирование (обеспечение и организация проведения тендеров на закупки ЛС), таможенная, налоговая и инвестиционная политика, патентное право. Такой барьер входа как небольшой объем продаж из-за низкого покупательского спроса лечебных учреждений диктует необходимость расширения таких механизмов развития рынка медицинского оборудования как как лизинг и развитие вторичного рынка медицинского оборудования.

3. Совершенствование системы удовлетворения потребностей населения в качественных медицинских услугах. Должны получить дальнейшее развитие такие перспективные организационные технологии микроуровня как врач общей практики, семейный врач, дневные стационары, стационары на дому, что способствует как извлечению прибыли от предоставления медицинской услуги, так и повышению качества обслуживания, создает ясную и легко реализуемую мотивацию ее улучшения.

4. Развитие системы тактического и стратегического планирования. Действующая в России система здравоохранения относится к традиционной классической форме организации - бюрократической. В функционирующей государственной системе здравоохранения отсутствуют условия появления независимых равноправных партнеров и конкурентов, действуют лишь функции вертикальных взаимоотношений типа «руководитель-исполнитель». Разграничение полномочий на различных уровнях принятия управленческих решений, формирование среды свободного функционирования лечебно-профилактических учреждений, среды, способствующей созданию горизонтальных взаимоотношений между учреждениями, является реальной почвой, на которой возможно и необходимо обеспечение партнерства и стратегического альянса.

5. Реализация альтернативных схем финансирования. Анализируя сложившуюся ситуацию, можно констатировать, что в целом население с пониманием подошло к системе соплатежей. Государство должно гарантировать бесплатное медицинское обслуживания беднейших граждан при сохранении признания необходимости привлечения дополнительных средств более преуспевающих граждан за счет увеличения страховых тарифов или введения четкой системы доплат за медицинские услуги и лекарства. Соплатежи - это форма участия населения в финансировании оказываемой ему медицинской помощи. В некоторых странах, например, в Финляндии и ОАЭ они легализованы и солидарны: любой пациент, госпитализированный или пришедший на консультацию, доплачивает строго определенную сумму. В наших условиях под этим термином скрывается система рыночного предоставления платных медицинских услуг на договорной основе по экономически необоснованным ценам независимо от формы собственности медицинских учреждений, их организационно-правовых форм, тарифов, методик ценообразования, экономического обоснования. В целом при наличии рыночной экономики и легального института частной собственности более естественной представляется модель государственно-частного здравоохранения, с особняком стоящей системой медицинского страхования в качестве платежной стороны, где на одном полюсе находятся государственные бюджетные учреждения, работающие по смете, тарифу, выплатам из системы ОМС и обеспечивающие выполнение государственных гарантий, а на другом - частные медицинские учреждения, чьи дополнительные платные услуги не должны дублировать ассортимент утвержденных государственных гарантий.

Старая система здравоохранения была построена в «иной» стране, для решения иных задач. В России изменились общественный строй, экономические отношения, структура заболеваемости, демографическая структура общества. Оставшийся в наследство от прошлого институциональный и материально-технический каркас старой модели по-прежнему является существенным объективным тормозом преобразований. И хотя многое в этом каркасе достойно развития в новых условиях, но сложившиеся, окостеневшие структуры нуждаются в существенном реформировании в целях создания благоприятных условий для баланса интересов субъектов рынка медицинских услуг.

 

Глава III. Современное состояние российского рынка медицинских услуг


В настоящий момент российский рынок платной медицины представлен двумя основными сегментами - полностью коммерческие медицинские центры и муниципальные учреждения.

Коммерческие центры - это небольшие частные клиники, медицинские и диагностические возможности которых ограничены, а основной акцент сделан на высоком уровне комфорта. Второй сегмент - это муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие платные услуги. Многие государственные клиники оснащены специализированным оборудованием, приобретение которого не под силу мелким медицинским центрам. Также их отличает довольно широкий набор специалистов.

На долю частных клиник приходится около 80-85% рынка платных медицинских услуг, оставшиеся 15-20% - доля государственных учреждений. В настоящее время государственные клиники, обладая высококвалифицированными специалистами федерального уровня, стремительно увеличивают свою долю рынка платных медицинских услуг.

Располагая дорогостоящим оборудованием, они предоставляют более качественные услуги. Кроме того, используя бюджетное ассигнование, муниципальные клиники способны снижать цены на многие услуги, вынуждая частные клиники специализироваться или объединяться.

В настоящее время качество и количество услуг, предоставляемых в государственных и частных медицинских клиниках, повышается. Конкуренция позволяет снижать расценки, а строгий контроль со стороны страховых компаний, предлагающих услуги дополнительного медицинского страхования (ДМС), позволяет снизить количество ненужных консультаций, обследований и диагностик.

По оценкам экспертов, объем рынка дополнительного медицинского страхования в Санкт-Петербурге в 2007 году составил 1,7-1,9 млрд. рублей, в то время как объем платных медицинских услуг превысил уровень в 8,4 млрд. рублей. Теневая часть рынка составляет порядка 13-18%, таким образом, объем рынка ПМУ в реальности - 9,7-9,9 млрд. рублей.

Объем рынка медицинских услуг возрастает ежегодно в среднем по России на 10-12%. В крупных городах темп роста выше - 12-15%, а в Москве данный показатель достигает 20%.

Ежегодно медицинские услуги дорожают на 30-40%, при этом рост цен в первую очередь связан с увеличением стоимости медикаментов (в 2007 году оно составило около 30%).

Анализ результатов опроса логично начать с вопроса: «Что побуждает вас пользоваться платными медицинскими услугами?» Структура ответов на данный вопрос отражена на рис. 1.

Рис.1. Причины пользования платным медицинским обслуживанием (в % к числу опрошенных)

Как показывает диаграмма, наиболее значимые факторы обращения граждан в платные медицинские учреждения - более качественная медицинская помощь (62,7% опрошенных) и высокий уровень сервиса (43,3%). Второстепенными являются такие факторы, как отсутствие возможности получить услуги бесплатно (24%), репутация и известность медицинского учреждения (22%) и высокая скорость обслуживания (18%).

Эти показатели косвенно свидетельствуют о намечающемся переходе от практики преимущественно ценовой конкуренции предприятий в данной сфере (что характерно для слаборазвитых рынков с низкой покупательной способностью населения) к практике конкуренции на основе совершенствования качества услуг, предоставления широкого набора дополнительных услуг.

Характерно, что при принятии решения об обращении в медицинское учреждение потенциальный пациент в наименьшей степени задумывается об удаленности медицинского учреждения от места его проживания или работы (2,7%), отдавая приоритет качеству обслуживания.

Все большее значение приобретает репутация медицинского учреждения, складывающаяся из большого числа количественно неизмеримых факторов, включая профессионализм врачей и обслуживающего персонала, длительность периода работы предприятия с момента основания и исполняемость гарантий, получаемых пациентом на выполненную работу.

Респондентам, отметившим в качестве решающего фактора высокий уровень сервиса (43,3%), было предложено расшифровать, что в их понятии означает этот высокий уровень. Как и следовало ожидать, в представлении потенциальных пациентов это внимательное к ним отношение, отсутствие очередей, возможность записи и решения проблем по телефону и получение дополнительных услуг (рис.2).

Рис. 2. Содержание характеристики «высокий уровень обслуживания» применительно к медицинским учреждениям (в % к числу ответивших на данный вопрос)

Весьма существенную роль в продвижении любых услуг, в том числе и медицинских, играет эффективная коммуникативная политика. Полученные при опросе данные в значительной мере объясняют причины сравнительно низкой результативности рекламы платных медицинских учреждений в местных СМИ (только 10,67% черпают информацию о медицинских учреждениях из телевизионной рекламы, 8% - из рекламы в печатных изданиях и только 4,67% - из телефонных справочников).

Оказывается, наибольший объем информации поступает к потенциальным клиентам из источников, непосредственно связанных с понятием «репутация учреждения»: от знакомых и родственников (85,33%) и от врачей (28%). Иными словами, пациент, получивший соответствующее его ожиданиям и оценке медицинское обслуживание, делает для продвижения услуг предприятия больше, чем любые рекламные средства. Однако нельзя переоценивать этот канал информации, который имеет свои объективные и субъективные ограничения. В условиях роста неценовой конкуренции медицинским учреждениям необходима тщательная разработка оптимальной рекламной политики.

Последние социологические опросы показывают, что к услугам частных медиков уже прибегает большинство населения страны. По данным ВЦИОМ, деньги врачам платят 59% опрошенных россиян. При этом 21% указали, что имеют возможность пользоваться платными медицинскими услугами регулярно, а 37% готовы раскошелиться в случае необходимости. Правда, 38% не имеют такой возможности вообще.

По статистике, самой востребованной платной медицинской услугой является стоматология. На нее приходится около 40% всего объема этого рынка. Следом идут урология, гинекология и анализы для установления диагноза. Кроме того, очень востребованы услуги терапевтов в секторе медицины общего профиля.

Рост рынка платных медицинских услуг в России естественен, поскольку в настоящее время в России практически только за деньги можно получить квалифицированную медицинскую помощь. Это происходит из-за того, что в настоящее время врачи, наряду с учителями, - одна из самых низкооплачивыемых профессий.

Разумеется, при анализе рынка наибольшую важность имеют те его характеристики, которые могут быть оценены количественно и выражены в денежном измерении. Поэтому в опросной анкете целый ряд вопросов был направлен на выявление данных финансового содержания: фактических среднегодовых затрат на медицинское обслуживание, средней стоимости одного обращения к врачу, стоимости стационарного лечения.

Заключение

 

Основные итоги работы:

дано определение рынка медицинских услуг, под которым понимается совокупность социально-экономических институтов, организующих, структурирующих и легитимизирующих хозяйственные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе производства, обмена и потребления медицинских услуг. Сфера здравоохранения рассматривается как система взаимоотношений четырех типов субъектов: производителей, потребителей (в случае бесплатной медицинской помощи), покупателей (плательщиков) (в случае платных медуслуг), государства;

выделены черты медуслуги как разновидности нематериальных услуг (высокая социальная направленность, низкая эластичность спроса, неопределенность получаемого результата, неразрывность процессов потребления и производства, несохраняемость, неотделимость от источника, дифференциация (неоднородность) качества, многовариантность, зависимость хода оказания услуги от местных природно-климатических условий, асимметрия информации, индивидуальность и творческий характер оказания услуги, наличие обратной связи, субъективность оценки, неопределенность в возникновении потребности в медицинской услуге, наличие разных механизмов предоставления);

раскрыта совокупность интересов субъектов рынка медицинских услуг - потребителей - покупателей, производителей - поставщиков, государства: экономических (максимизация полезности, обеспечение «эффекта здоровья»; реализация госзаказа, получение максимума прибыли, правовой и экономической самостоятельности, диверсификация в целях изменения структуры производства и ассортимента продукции; распространение здорового образа жизни, формирование капитала здоровья нации, профилактика заболеваний, финансовое обеспечение социальных стандартов, усиление связи социальной стандартизации с бюджетно-нормативной деятельностью), институциональных (любой достигнутый уровень порождает изменения в объемах и ассортименте потребления; формирование у населения мотивации укрепления здоровья и соответствующего стиля жизни, создания имиджа здорового человека, системы здорового образа жизни, направленное воздействие на формирование образа жизни и стиля потребления; обеспечение гарантированного минимума медицинского обслуживания для всех граждан и проведение политики, направленной на полное удовлетворение социальных потребностей населения, создание правового поля, выработка стратегии здравоохранения, создание национальной системы охраны здоровья), политических (стабильность в обеспечении медицинскими услугами; лоббирование; усиление мощи государства, повышение количества и качества человеческого капитала, реализация национально-государственных интересов, гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи);

выявлены тенденции в реализации интересов субъектов рынка медицинских услуг:

отсутствие прямой зависимости между затратами на лечение и уровнем доходов, усиление значимости статусной принадлежности;

необходимость формирования дополнительного спроса на платные медицинские услуги; действие эффекта замещения относительно платных и бесплатных услуг;

изменение традиционных отношений «врач - пациент» в сторону большего контроля над врачом со стороны пациента, выравнивания их социального статуса в процессе болезни; усиление взаимосвязи отношения «врач - пациент» с социально-экономической системой; углубление и расширение прав пациента в составе прав человека; смена концепции экономического или эгоистического интереса концепцией «коллективной ориентации»;

наличие культурных и общественных стандартов и критериев, отличающих удовлетворительное состояние от неудовлетворительного; необходимость социального контроля, устраняющего эти отклонения; усиление связи социальной стандартизации и законодательной и бюджетно-нормативной деятельностью;

повышение требований к лицензиатам посредством включения специальных знаний, квалификационных требований, соответствия условиям объектов, в которых или с помощью которых осуществляется такой вид деятельности;

усиление значимости процесса интернационализации медицинским сообществом новых социальных правил и ценностей, процесса ресоциализации медицинских работников; формирование корпоративных интересов медперсонала;

Список использованной литературы


1.   Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. - М.: Медицина, 1999.

2.       Закирова С.А. Модель цены медицинских услуг // Здравоохранение Российской Федерации. - 1996. - № 5.

.        Котлер Ф, Дж.Боуэн. Маркетинг - М.: Юнити, 2006 - 512 с.

.        Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент - СПб.:Питер Ком, 2005 - 400 с.

.        Лебедев О.Т. Филиппова Г.Ю. Основы маркетинга СПб.: М и М, 2005 - 279 с.

.        Макаров О.Д. Маркетинг услуг//Маркетинг, 1998.-№1.

.        Маркетинговые направления деятельности современных компаний. Зарубежный опыт и российская практика. - М.: МАКС Пресс, 2001. - 344 с.

.        Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг. М.: РАГС, 2003 - 280 с.

.        Токарев О. Непроторенная дорога, или Кое-что о медицинском праве //Медицинская газета. - 17.07.98, № 57.

.        Усенко В. Фармацевтический маркетинг // Провизор. - 1999. - № 19.

Похожие работы на - Процессы формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!