Проектирование, разработка и оценка целесообразности внедрения инновации для системы омывания передних фар на автомобиле Chevrolet Niva

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    954,51 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование, разработка и оценка целесообразности внедрения инновации для системы омывания передних фар на автомобиле Chevrolet Niva

Содержание

Введение    2

1        Выбор объекта для проведения исследований и определение новшества      3

1.1     Определение новшества на основе модели Кано       4

2        Проведение патентного поиска      9

2.1     Общероссийский классификатор продукции   10

2.2     Международная классификация изобретений  10

2.3     Составление регламента поиска     11

3        Расчет приемлемости инноваций на основе экономического анализа  13

3.1     Первичный анализ приемлемости инновации  13

3.2     Определение процессов производства    15

3.3 Расчет амортизации оборудования    16

3.4     Определение стоимости будущей инновации и расчет срока окупаемости   17

4        Определение эффективности предлагаемой инновации      19

4.1 Определение эффективности    19

4.2 Индекс рентабельности инвестиций  20

4.3     Определение суммы инвестирования и ставки дисконтирования         21

5        Оценка риска инновационного проекта  23

Заключение         25

Список используемой литературы 26

Введение

В современном мире инновации играют очень важную роль в жизни каждого предприятия. Инновации определяют степень развития организации, ее возможности и ее потенциал. Внедрение инноваций позволяет предприятиям значительно увеличивать свои показатели деятельности, получить конкурентное преимущество перед другими участниками рынка и даже сыграть свою роль в развитие общества в целом.

Целью данной работы является проектирование, разработка и оценка целесообразности внедрения инновации. Объектом в данной работе выступает система омывания передних фар на автомобиле Chevrolet Niva.

В ходе данной работы, мы решим ряд задач. В первую очередь мы определим наше новшество на основе модели Кано, далее, проведем патентный поиск, после чего рассчитаем приемлемость инновации на основе экономического анализа, определим эффективность предлагаемой нами инновации и, наконец, оценим риск нашего инновационного проекта.

В конечном счете, проведенная нами работа позволит нам сделать вывод о том, какой эффект окажет внедрение исследуемой инновации на предприятие. Комплекс полученных в ходе работы данных позволит нам сделать вывод о целесообразности внедрения инновации и использовать эту информацию для принятия управленческого решения, направленного на развитие предприятия.

1.   Выбор объекта для проведения исследований и определение новшества

В качестве новшество, которое мы хотим внедрить, в данной работе мы будем рассматривать омыватели передних фар для автомобилей Chevrolet Niva. Омыватели передних фар широко используются на автомобилях иностранного производства и значительно улучшают эксплуатационные свойства самих фар. Специфика автомобиля, который мы хотим использовать в качестве объекта для внедрения новшества, состоит в его внедорожном характере [15]. Езда по бездорожью, в свою очередь, часто сопряжена с высокой степенью загрязнения автомобиля. При использовании омывателей для фар, загрязнение автомобиля не будет сказываться на качестве освещения, генерируемого фарами, что, в конечном счете, повысит показатели безопасности для водителя и для других участников дорожного движения.

Существуют два вида омывателей фар:

.        С механизмом автоматического скрытия жиклеров в кожухе переднего бампера;

.        С непосредственным креплением жиклеров на бампере.

В случае с выбранным нами автомобилем, целесообразнее будет использовать второй вариант, так как он является более дешевым и практичным. Ниже, на рисунке 1.1, изображена схема омывателей передних фар с непосредственным креплением жиклеров на бампере [16].

Рисунок 1.1 - схема омывателей передних фар с непосредственным креплением жиклеров на бампере (1 - бачок; 2 - насос; 3 - шланги; 4 - предохранительный клапан; 5 - жиклер; 6 - выключатель)

1.1 Определение новшества на основе модели Кано


Модель Кано - один из инструментов управления качеством. Он применяется для выработки стратегии организации и решения задач обеспечения удовлетворенности потребителей. Цель метода состоит в определение и распределение всего диапазона потребностей (требований) потребителей по приоритетам. Метод позволяет описать, удовлетворение каких потребностей оставляет потребителя равнодушным, неудовлетворенным, либо приводит его в восторг [19]. На рисунке 1.2 изображена модель Кано.

Рисунок 1.2 - Модель Кано

Теперь, определим требования потребителей, предъявляемые к омывателям передних фар на основе модели Кано:

.        Надежность работы

.        Эффективность работы

.        Дизайн

.        Удобство использования

.        Стабильность работы

Выделенные нами требования распределим в три группы: Нормальные, Ожидаемые и захватывающие. Для наглядности, полученные данные приведем в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1 - Классификация требований потребителей в соответствии с моделью Кано

Требования

Функции

1

Нормальные

Надежность работы, Стабильность работы

2

Ожидаемые

Эффективность работы, удобство использования

3

Захватывающие

Дизайн


Таким образом, мы можем сделать вывод, что захватывающим требованием для потребителей будет являться дизайн видимой части омывателей фар. Для того чтобы создать дизайн для омывателей фар, необходимо согласовать работу по их созданию с группой штатных дизайнеров предприятия.

Для того чтобы определить целесообразность внедрения исследуемого нами новшества, воспользуемся квалиметрическим анализом требований потребителей, который проводится с помощью получения экспертных оценок и подсчета коэффициентов весомостей для каждого требования [7]. Результаты расчетов для базового объекта отображены в таблице 1.2, для объекта с внедренным новшеством - в таблице 1.3.

Таблица 1.2 - Результаты расчетов для базового объекта

Наименование показателя

Эксперты

Оценка единичного показателя

Коэффициент весомости

Оценка группировок

Коэффициент Весомости λi


1

2

3

4

5

Стабильность работы

8

6

6

7

8

16128

0,49

16297,73

0,25

Надежность работы

7

7

6

7

8

16464

0,51



2. Ожидаемые требования

Эффективность работы

8

9

8

7

6

24192

0,89

21853,96

0,33

Удобство использования

5

6

5

4

5

3000

0,11



3. Захватывающие требования

Дизайн

9

8

8

7

7

28224

1,00

28225

0,43


Таблица 1.3 - Результаты расчетов для объекта с внедренным новшеством

Наименование показателя

Эксперты

Оценка единичного показателя

Коэффициент весомости

Оценка группировок

Коэффициент Весомости λi


1

2

3

4

5





1. Нормальные требования

Стабильность работы

9

9

9

7

8

40824

0,53

38944,93

Надежность работы

8

8

8

9

8

36864

0,47



2. Ожидаемые требования

Эффективность работы

9

9

8

7

6

27216

0,37

39493,89

0,30

Удобство использования

9

8

9

8

9

46656

0,63



3. Захватывающие требования

Дизайн

10

9

9

8

8

51840

1,00

51840,00

0,40


Мы определили требования и их весомости на основании экспертных оценок для базового объекта и объекта с внедренным новшеством. Для наглядности представления полученных результатов, отобразим их в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Удовлетворенность потребителей, рассчитанная путем комплексных оценок

Базовый объект

Объект с внедренным новшеством

Требования

Экспертная оценка

Требования

Экспертная оценка

Нормальные

16297,73

Нормальные

38944,93

Ожидаемые

21853,96

Ожидаемые

39493,89

Захватывающие

28225

Захватывающие

51840,00


Теперь необходимо рассчитать комплексные показатели качества для базового объекта и объекта с внедренным новшеством. Именно этот показатель отражает комплексную степень удовлетворенности потребителя и позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения новшества. Комплексный показатель качества рассчитывается по следующей формуле [4]:

 (1)

Комплексный показатель качества для базового объекта равен 23198,84. Комплексный показатель качества для объекта с внедренным новшеством равен 44242,499, что говорит о востребованности внедряемого новшества потребителями. На рисунке 1.3 изображены комплексные векторы оценки качества для базового объекта и для объекта с внедренным новшеством [5]. инновация экономический изобретение дисконтирование

Рисунок 1.3 - Построение комплексных векторов итоговой оценки качества объекта (КВб - комплексный вектор базового объекта, КВН - комплексный вектор объекта с внедренным новшеством)

На рисунке хорошо видно, что вектор КВН значительно длиннее вектора КВб, а значит, потребители будут в большей степени удовлетворены при использовании объекта с внедренным новшеством, чем при использовании базового объекта.

2. Проведение патентного поиска

В соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения" патентные исследования - это исследования технического уровня объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации [12].

Под патентными исследованиями понимаются информационно-аналитические исследования, проводимые в процессе создания, освоения и реализации промышленной продукции с целью обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности этой продукции, а также сокращения затрат на создание продукции за счет исключения дублирования исследований и разработок. Патентные исследования проводятся на основе анализа источников патентной информации с привлечением других видов научно-технической и рекламно-экономической информации, содержащих сведения о последних научно-технических достижениях, связанных с разработкой промышленной продукции, о состоянии и перспективах развития рынка продукции данного вида [20].

Проведение патентного поиска преследует следующие цели:

-       определения возможности беспрепятственного производства, реализации, применения, экспорта или импорта объектов техники;

-       выявления патентообладателей, чьи исключительные права будут нарушены в случае начала производства, реализации, применения, экспорта или импорта объектов техники;

2.1
Общероссийский классификатор продукции

Для начала, нам необходимо определить код исследуемого нами объекта по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП):

¯       45 0000 ИЗДЕЛИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

¯       45 4000 Агрегаты, узлы и детали автомобилей легковых, мотоциклов, велосипедов и электромобилей.

¯       45 4100 Агрегаты, узлы и детали автомобилей легковых.

Рисунок 2.1 - Справочник ОКП [14]

2.2 Международная классификация изобретений


Определим положение исследуемого нами объекта согласно Международной патентной классификации 2012 года:

¯       Раздел F - МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ;

¯       Общее машиностроение;

¯       F17 Хранение или распределение газов или жидкостей;

¯       F17D - Системы трубопроводов; трубопроводы (распределение воды E03B; насосы или компрессоры);

¯       F17D 1/14 ..перемещение жидкостей или вязких продуктов перекачиванием.

Рисунок 2.2 - Справочник международной классификации изобретений от 2012 года [18]

2.3 Составление регламента поиска


Регламент патентного поиска представляет собой программу, определяющую область проведения поиска по фондам патентной информации. Для определения области патентного поиска требуется определить объект поиска, выбрать источники информации, определить страны, по которым следует проводить поиск, и классификационные рубрики (МПК - международная патентная классификация) [21]. В нашем случае, в качестве объекта исследования выступают омыватели передних фар. В качестве широты поиска следует указать 5 стран: Россию, Японию, Китай, Францию и Германию. Выбор России объясняется тем, что новшество внедряется в России, а значит, возможны аналоги именно в этой стране. Японию, Китай, Францию и Германию выбираем, исходя из тех соображений, что именно эти страны являются крупнейшими производителями автомобилей в мире.

Таблица 2.1 - Регламент патентного поиска

Предмет поиска

Страны поиска

Индексы МПК

Глубина поиска

Источники информации

Омыватели передних фар

Россия, Япония, Китай, Франция, Германия

  F17D 1/14

  5 лет (2007-2012)

 #"580571.files/image007.gif"> (3)

где n - срок полезного использования объекта.

Ежемесячную норму амортизации можно рассчитать по формуле:

 (4)

где Сn - первоначальная стоимость объекта = 714 руб.

Таким образом, подставляя числовые данные в представленные выше формулы, с учетом того, что срок полезного использования рассматриваемого оборудования 20 лет, мы получаем следующие результаты:

= 5 %, А = 35,7 руб.

3.4    Определение стоимости будущей инновации и расчет срока окупаемости


Определим затраты, необходимые для внедрения инновации и для производства изделия с внедрённой инновацией [10]. Для наглядности отобразим их в таблице 3.4.

Таблица 3.4 - затраты на производство изделия с внедрённой инновацией

Затраты на инновацию

Затраты на единицу инновационного изделия, руб

Стоимость комплектующих изделий, основных материалов

317

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и инструментов

15

Расходы на подготовку производства к внедрению инновации

63

Основная заработная плата рабочих

41

Цеховые расходы

40,5

Цеховая себестоимость

476,5

Прочие расходы, связанные с внедрением инновации

32

Коммерческие расходы

61

Полная себестоимость

537,1

Отпускная цена

2023


В год на предприятии выпускается 63000 автомобилей [15]. Годовые расходы на внедрение инновации и производство автомобилей с внедренной инновацией рассчитываются по формуле:

Гр = Полная себестоимость*объем выпуска (5)

Таким образом, Гр составляет 33 млн. 837 тыс. рублей.

Годовой доход от реализации автомобилей с внедренной инновацией рассчитывается по формуле:

ГД = Отпускная цена*объем выпуска (6)

Получаем ГД равный 127 млн. 449 тыс. рублей.

Срок окупаемости внедренной инновации рассчитывается по формуле:

СО = ГрД (7)

Таким образом, срок окупаемости получается равным 0,25 года или чуть больше трех месяцев, что свидетельствует о высокой экономической эффективности внедрения инновации [8].

4. Определение эффективности предлагаемой инновации


Эффективность - это достижение каких-либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов [17]. Расчет эффективности внедряемой инновации позволяет с максимальной долей уверенности судить о целесообразности ее внедрения и о том, какие именно положительные результаты получит предприятие. В зависимости от сферы влияния, выделяют следующие виды эффектов, которые может оказать внедрение инновации (таблица 4.1).

Таблица 4.1 - Виды эффектов, которые может оказать внедрение инновации[6]

Вид эффекта

Факторы, показатели

Экономический

Научно-технический

Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность

Финансовый

Расчет показателей базируется на финансовых показателях

Ресурсный


Социальный

Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса

Экологический

Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций: шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт),вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду


4.1 Определение эффективности


Из всех эффектов, которые оказывает внедренная инновация, особенно следует выделить экономический эффект, так как именно он определяет увеличение дохода предприятия.

Экономическая эффективность любой деятельности оценивается как отношение полученных результатов к приложенным затратам [5]. Используя данные, полученные в пункте 3.4., получим:

 (8)

Получаем Эф = 3,84. При отношении меньше единицы ситуация вызывает сомнение рентабельности такого производства, так приложенные затраты превышают полученные результаты, то есть производство элементарно не может окупить себя, не говоря уже о том, чтобы найти средства на дальнейшее развитие. В случае с нашей инновацией, мы получили коэффициент, намного больше единицы, что свидетельствует о высокой экономической эффективности инновации.

4.2 Индекс рентабельности инвестиций


Индекс рентабельности инвестиций (англ. PI от англ. Profitability Index) рассчитывается как отношение суммы дисконтированных денежных потоков к первоначальным инвестициям [17]. Иными словами, под индексом рентабельности инвестиций понимают величину, равную отношению приведенной стоимости ожидаемых потоков денег от реализации проекта к начальной стоимости инвестиций. Для расчета годового индекса используем формулу[16]:

= ∑Прибыль/Инвестиции (9)

Подставляя наши значения, полученные в пункте 3.4. получим: 93 612 000 / 13 860 000= 6,75

Таким образом, мы получили индекс рентабельности инвестиций, значительно больше 1, что свидетельствует о высокой рентабельности внедряемой нами инвестиции.

4.3
Определение суммы инвестирования и ставки дисконтирования


Для начала, определим сумму инвестирования. В пункте 3.4. мы рассчитали прибыль предприятия за год: 127 млн. 449 тыс. рублей. С целью получения дополнительного дохода, не занятые в производстве деньги предприятия можно положить на депозит в банк под 8,5 % годовых (по данным Сбербанка), либо вложить в развитие нового проекта.

Если мы ежемесячно будем откладывать 100 000 рублей на вложение в новое производство, то за год эта сумма составит 1 200 000 рублей. Стоимость акций Сбербанка на 30 ноября 2012 г. составляет 87,91 рублей, поэтому в год мы сможем купить 13650 шт. акций.

Предположим, что за год стоимость данных акций возрастет на 6%, соответственно наши вклады составят 1 272 000 рублей, что принесет нам прибыль 72000 руб. - налог 13% = 62640 рублей. При расчете сумм инвестирования, предпочтения отдаются вкладам на депозиты, так как это принесет гарантированную прибыль, но при этом необходимо учитывать возможность вложений в развивающиеся отрасли производства. Теперь, определим ставки дисконтирования. Ставка дисконтирования используется для приведения будущей стоимости к стоимости на текущий момент [16]. Определим ставку дисконтирования (учетную ставку):

d = I/FV = (FV-PV)/FV (10)

Введем обозначения:   - present value, современная величина, первоначальной сумма.- future value, будущая величина, наращенная сумма.

Interest money, процентные деньги, проценты. Представляют собой сумму дохода, рассчитывается по формуле

= (FV - PV) (11)

Таким образом:

d > 0, проект принять следует;

d < 0, не следует принимать проект;

d = 0, в случае принятия проекта ценность компании не изменится.

Подставляя свои данные, получаем: d = (51468-39159,6)/ 39159,6 = 0,31. Ставка дисконтирования выше 0, следовательно, мы получим дополнительный доход.

5. Оценка риска инновационного проекта

В современной научной литературе категория «риск» определяется большинством авторов как опасность потенциальной возможности потери ресурсов или недостаточных доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов.

Процесс создания инновационной продукции на промышленном предприятии связан не только со значительными инвестициями, но и рисками на всех этапах жизненного цикла. В связи с этим на практике постоянно встает вопрос об эффективности вкладываемых инвестиций в инновационные проекты и разработки такого механизма управления инновационным риском, который позволял бы сократить потери эффекта от инвестиций и, в свою очередь, повысить эффективность инновационной деятельности.

Шамина Л.К. в своей работе «Альманах современной науки и образования» выделяет семь основных видов рисков инновационного процесса:

.        риск ошибочного выбора инновационного проекта;

.        риск необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;

.        маркетинговые риски;

.        риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);

.        риск усиления конкуренции;

.        риск недостаточного кадрового обеспечения;

.        риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект [11].

Данная классификация как нельзя лучше отражает многогранность потенциальных рисков, с которыми приходится сталкиваться, при внедрении инновации. В случае с исследуемым нами омывателем для передних фар, особенно сильно проявляются следующие виды рисков:

.        Риск усиления конкуренции. Это связанно с высоким уровнем конкуренции, присущим автомобилестроительной отрасли. В качестве контрмеры, предприятию следует тщательно следить за проводимыми инновационными работами на конкурирующих предприятиях и обеспечить своевременную реакцию, на появление похожих инноваций.

.        Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект. Проявление этого вида риска обусловлено тем, что внедряемая предприятием инновация, уже давно используется зарубежными предприятиями. Для того чтобы избежать потенциальных проблем, юридическому отделу предприятия стоит тщательно проработать вопрос внедрения инновации на предприятии, уладить все возникающие вопросы, связанные с патентами на инновацию.

Таким образом, проведя оценку рисков, связанных с инновационным проектом, мы проанализировали, какие виды рисков оказывают влияние на исследуемую нами инновацию и разработали контрмеры, призванные обезопасить предприятие от возникновения проблем, связанных с инновационным проектом.

Заключение

В ходе данной курсовой работы, мы решили все поставленные перед нами задачи. Мы определили наше новшество на основе модели Кано, и выяснили, что потребители будут в большей степени удовлетворены при использовании объекта с внедренным новшеством, чем при использовании базового объекта. Необходимо отметить, что внедрение омывателей передних фар в конструкцию автомобиля оказывает положительный эффект на общую безопасность автомобиля, что является важнейшей характеристикой любого продукта. Нами был проведен патентный поиск, в ходе которого были определены код по Общероссийскому классификатору продукции, код по Международной классификации изобретений и, был составлен регламент патентного поиска. Так же, мы рассчитали приемлемость внедряемой нами инновации на основе экономического анализа и выяснили, что наша инновация является приемлемой и окупится в очень короткие сроки. Мы узнали, что внедряемая нами инновация является экономически эффективной, а значит выгодной для предприятия. И, наконец, мы определили риски, связанные с нашим инновационным проектом и разработали контрмеры, необходимые для их минимизации.

Таким образом, в ходе данной работы, мы выяснили, что внедряемая нами инновация является востребованной, способна оказать положительный экономический эффект на наше предприятие и укрепить его конкурентные позиции.

Список используемой литературы

1.       Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: учеб. - СПб.: Питер, 2001 - 304 с.

.        Горфинкаль В.Я. Инновационный менеджмент: учеб. - М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2008. - 462 с.

.        Демкин И.В. Управление инновационным риском на основе имитационного моделирования: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 435 с.

.        Ефимов В. В. Сборник методов поиска новых идей и решений управления качеством: Учебник. - У.: УлГТУ, 2011. - 194 с.

.        Завлин П.Н. Оценка эффективности инноваций / П.Н. Завлин, А.В. Васильев. - С-Пб.: «Астерион», 1998. - 288 с.

.        Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 335 с.

.        Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / Т. Конти, Е. Кондо, Г. Ватсона: пер. с англ. А. Раскина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 280 с.

.        Куликова Е. Е. Управление рисками: учеб. - М.: Бератор-Паблишинг, 2008 - 112 с.

.        Оголева Л. Н. Инновационный менеджмент: учеб. - М.: Инфра - М, 2006 - 259 с.

.        Офонин И.В. Инновационный менеджмент: учеб. - М.: Гардарики, 2007. - 223 с.

.        Шамина Л.К. Альманах современной науки и образования: учеб. - Тамбов.: Грамота, 2010. - 413 с.

.        ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения"

.        База данных документов [Электронный ресурс] http://www.doclist.ru/

.        Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности [Электронный ресурс] http://okp-okpd.ru/

.        Официальный сайт GM-AVTOVAZ [Электронный ресурс] http://gm-avtovaz.ru/

.        Сайт онлайн - обучения «семестр» [Электронный ресурс] http://www.semestr.ru

.        Свободная энциклопедия википедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/

.        Федеральный институт промышленной собственности [Электронный ресурс] http://www1.fips.ru/

.        Центр креативных технологий [Электронный ресурс] http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0022/

.        Центр поддержки технологий и инноваций [Электронный ресурс] http://www.tisc-graviton.com/patent_research

.        Экономико - правовая библиотека [Электронный ресурс] http://vuzlib.org/

Похожие работы на - Проектирование, разработка и оценка целесообразности внедрения инновации для системы омывания передних фар на автомобиле Chevrolet Niva

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!