Оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП 'Горкоопторг' Буда-Кошелевского райпо в современных условиях

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,15 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП 'Горкоопторг' Буда-Кошелевского райпо в современных условиях

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота

.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети

. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»

.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»

.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо

.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо

. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях товарного производства связь между производством и личным потреблением (индивидуальным и общественным) осуществляется через торговлю, которая, будучи опорной составляющей экономических отношений, во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению растущих разносторонних потребностей людей. Реализуя произведенную потребительную стоимость с учетом требований закона стоимости, она связывает производство с потреблением и согласно отведенным ей функциям поддерживает соотношение между спросом и предложением в соответствии с действующими экономическими законами.

Торговля, являясь самостоятельной отраслью национальной экономики, взаимодействует с другими отраслями народного хозяйства.

Закон стоимости предполагает эквивалентный обмен, в котором играют роль затраты труда на производство продукции и уровень производительности труда, формирующийся под влиянием научно-технического прогресса. Законы спроса и предложения, конкуренция непосредственно отражаются на уровне цен, соотношении денежных и товарных потоков, сбалансированности спроса и товарного предложения по объему, ассортименту и качеству. В этих условиях торговля выступает как звено, соединяющее производство и потребление, благодаря ей реализуется стоимость товаров, т.е. окупаются затраты на производство, и поддерживается непрерывность воспроизводства. Она обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке, оказывает влияние на производство и потребление, а также на объемы, ассортимент и качество товаров с учетом спроса населения.

Торговля воздействует на производство посредством:

предоставления товаропроизводителям долгосрочных заказов на производство и поставку товаров;

составления оперативных заявок на поставку товаров;

участия в оптовых ярмарках, выставках-продажах;

осуществляя контроль за качеством товаров и торговых услуг;

предъявляя штрафные санкции при нарушении договоров поставки товаров;

участвуя в формировании доходов государственного бюджета, поскольку запланированные в бюджете поступления по налогам, сборам и другим видам платежей осуществляются лишь после реализации товаров конечному потребителю.

Около 90% всех поступлений наличных денег в кассы коммерческих банков составляет торговая выручка от продажи товаров конечному потребителю и от оказания услуг, что подтверждает тесную связь торговли с денежным обращением.

Товарно-региональный обмен, вызванный общественным разделением труда, неравномерным размещением производства и его специализацией, различиями в сырьевых и природно-климатических условиях, осуществляется посредством торговли. Обмен товарами позволяет регионам расширять и развивать производство, не ограничиваясь рамками местных рынков сбыта. Формой осуществления регионального товарного обмена является оптовая торговля, масштабы которой характеризуются объемами оптового товарооборота, количеством организаций. Благодаря оптовой торговле продукция одних отраслей народного хозяйства поступает в другие.

Как важный фактор социального развития общества торговля примерно на 80% обеспечивает удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления. Объем реализации товаров (товарооборот) является одним из важных показателей жизненного уровня населения, в том числе и по классификации ООН.

Развитие торговли зависит от общей экономической ситуации в стране: состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня денежных доходов населения, реализации программ социально-экономического развития общества, а также степени инерционности в формировании темпов и пропорций функционирования субъектов хозяйствования торговли, ее инфраструктуры. На характере отрасли отражаются временное запаздывание результатов принимаемых решений, их адекватность и дифференциация в зависимости от зрелости экономической системы, восприимчивость торговли к нововведениям, экономическим преобразованиям, инновациям.

При этом если по материальным, социально-историческим, психологическим параметрам экономика страны объективно «созрела» для нововведений, но инерционность становится помехой в преобразовании ее составляющих, включая торговлю.

В отечественной торговле, лучше других отраслей приспособленной к рыночной экономике, за последние годы произошла существенная структурная перестройка: была проведена демонополизация отрасли, многие организации получили самостоятельность, появилось около 200 тыс. предпринимателей, занимающихся торговой и посреднической деятельностью, что способствует созданию конкурентной среды на потребительском рынке.

По состоянию на 1 января 2009 г. в Республике Беларусь было приватизировано и реформировано 11,4 тыс. предприятий и организаций, из них более двух тысяч - в отрасли торговли, 0,4 тыс. - в сфере общественного питания. В 2009 г. в стране работало 35,1 тыс. частных торговых организаций и предприятий (в том числе предприятий потребительской кооперации и иностранных), что составило 85,6% всех предприятий розничной торговли. По мере дальнейшего реформирования экономики и углубления рыночных преобразований роль торговли и общественного питания будет возрастать.

В стоимости реализованных торговлей товаров народного потребления находят воплощение конечные результаты деятельности многих отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансово-кредитной и банковской систем и т.д. Только прошедший сферу обращения и поступивший в потребление созданный продукт получает общественное признание, что обеспечивает возмещение материальных, трудовых и финансовых расходов на его производство и доведение до конечного потребителя.

Замедление реализации товаров населению удлиняет процесс воспроизводства и в конечном счете снижает его эффективность. Затягивание оборачиваемости и скопление товарных запасов в торговле свыше оптимальных размеров не только замораживает средства, вложенные в товар, но и вызывает дополнительные расходы на обеспечение его сохранности. Средства отвлекаются из общественного оборота и не могут использоваться для дальнейшего расширения производства. Следовательно, торговля обеспечивает непрерывность и эффективность расширенного воспроизводства, определяет его ритмичность.

В торговой отрасли сосредоточены значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Нерациональные расходы, связанные с реализацией произведенного общественного продукта, непосредственно отражаются на эффективности всего общественного производства, поскольку они покрываются за счет чистого дохода и являются вычетом из него. Чем больше средств расходует общество на доведение товаров до потребителей, тем меньшая часть чистого дохода будет направлена на развитие производства товаров и выпуск продукции сельского хозяйства.

На интенсификацию торговли, повышение ее эффективности влияет множество факторов и условий: социальные, экономические, демографические, природно-климатические, политические, организационные и др. Среди них особую роль играют факторы внешней среды и внутриотраслевые.

Для выполнения своих функций торговля должна обладать обширной материально-технической базой, которая представляет собой совокупность средств и предметов труда, используемых для осуществления торгового процесса. Материально-техническая база торговли играет важную роль в повышении эффективности деятельности потребительской кооперации. Она способствует осуществлению не только производственных функций, но и функций, связанных с непосредственной реализацией товаров населению.

Потребительская кооперация располагает широкой сетью розничных торговых организаций. Розничная торговая сеть создает необходимые условия для сохранности товарно-материальных ценностей; создает определенные условия для труда работников торговли; способствует росту основных экономических и финансовых показателей торговли (производительности труда, розничного товарооборота, прибыли и рентабельности), снижению расходов на реализацию товаров; обеспечивает экономию времени покупателей на приобретение товаров; улучшает качество обслуживания покупателей; способствует улучшению материальных, культурных и бытовых условий жизни населения; предоставляет различного рода услуги.

Розничная торговая сеть является основной частью материально-технической базы торговли и выступает материальной основой удовлетворения потребностей всех социальных слоев населения, проживающих как в городах, так и в небольших населенных пунктах. Развитие и размещение розничной торговой сети потребкооперации осуществляется с учетом Постановления Совета Министров Республики Беларусь №724 от 30.05.2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» и Методических указаний по составлению перспективных планов развития и размещения сети организация розничной торговли и общественного питания для административных районов.

Таким образом, тема дипломной работы является актуальной, так как позволяет более глубоко осветить вопросы повышения эффективности использования розничной торговой сети, его роль в развитии розничного товарооборота.

Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.

В связи с этим задачами дипломной работы являются:

раскрыть сущность розничной торговой сети;

показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;

выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;

дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

дать оценку состава и структуры розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

проанализировать динамику развития розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

провести анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

разработать меры по повышению эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо.

Объектом исследования дипломной работы является розничная торговая сеть ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо. Предметом изучения - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо. При написании дипломной работы использовались следующие методы: группировка данных, факторный анализ, метод синтеза и анализа, индексный, абсолютных разниц и др. При написании дипломной работы использовалась учебная литература: по экономике торговли Н. В. Максименко, А. М. Фридмана, Р.П. Валевич, организации торговли С.Н. Виноградовой, В.Н. Платонова, анализу хозяйственной деятельности Л. И. Кравченко, статьи из периодических изданий «Товаровед и торговля», «Маркетинг», «Экономика и управление» и др.. Информационной базой для проведения исследования дипломной работы послужили: бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о реализации товаров за 2007 - 2009 гг., статистическая отчетность по труду, отчеты о розничной торговле за 2007 - 2009 гг. ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо.

Структура дипломной работы: введение, теоретическая глава, 2 практические, заключение, список использованных источников, приложения.

1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота

Розничная торговля завершает процесс товарного обращения; посредством которого товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до конечных потребителей.

Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли [30, с. 44].

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением [30, с. 44].

В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины.

Основными функциями розничной торговой ceти являются:

закупка товаров у поставщиков;

организация завоза товаров в магазины;

приемка и хранение товаров;

подсортировка и подготовка к продаже;

продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;

наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах [30, с. 44].

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

- реализация товаров народного потребления с наименьшими затратами;

- обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;

- сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;

- взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;

- тесная связь с принципами современного градостроительства [30, с. 44].

Об экономической эффективности торговой сети можно судить по таким показателям, как:

- общая численность торговых объектов;

- количество торговых объектов и торговой площади, приходящихся на 1000 человек;

численность населения на одну торговую организацию и на 1 м2 торговой площади;

- удельный вес специализированной торговой сети;

- средний размер торговой площади одного магазина.

Социальная эффективность розничной торговой сети может определяться:

- средним радиусом обслуживания одного магазина;

- затратами времени покупателей на ожидание обслуживания.

О количественном развитии розничной торговой сети судят в основном по показателю обеспеченности, выражающемуся в размере торговой площади на 1000 человек.

Количественное состояние розничной торговой сети определяется по следующим показателям:

- соотношение количества торговых объектов и торговой площади по продовольственным и непродовольственным товарам;

- удельный вес специализированных торговых объектов в общем количестве;

- удельный вес форм и методов продажи;

- соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;

- соотношение торговой площади магазинов, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;

- средний размер магазина [30, с. 45].

Факторы, влияющие на развитие и состояние розничной торговой сети:

экономические - развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально-культурной сферы, рыночных отношений и т.д.;

социальные - объем доходов населения и покупательского спроса, объем и структура розничного товарооборота и т.д.;

градостроительные - величина города, численность и плотность населения, размещение предприятий промышленности и социально-культурной сферы и т.д.;

транспортные - направления и интенсивность транспортных потоков [30, с. 45].

Рациональное построение розничной торговой сети должно осуществляться с учетом климатических, демографических, экономических и социальных особенностей. В связи с этим торговая сеть включает объекты торговли, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и другими признаками.

Розничная торговая сеть - это торговая сеть, представленная розничными торговыми объектами.

Розничный торговый объект - это торговый объект, используемый для осуществления розничной торговли.

Важнейшим признаком классификации объектов розничной торговой сети является организация торгового обслуживания. В зависимости от этого признака розничная торговая сеть делится на стационарную и нестационарную.

Стационарная розничная торговая сеть - это совокупность стационарных торговых объектов, включающих магазины и торговые центры, через которые реализуется основная масса потребительских товаров.

Похожие работы на - Оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП 'Горкоопторг' Буда-Кошелевского райпо в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!