Государственные органы Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,57 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные органы Российской Федерации














Государственные органы Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Государственные органы Российской Федерации

1.1 Государственные органы Российской Федерации: понятие, виды

1.2 Принципы деятельности государственных органов в Российской Федерации

Глава 2. Правительство Российской Федерации

.1 Понятие и структура Правительства Российской Федерации

.2 Полномочия и основания отставки Правительства Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация является государством с республиканской формой правления. Это означает, что в России все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются избранными населением представительными органами.

В Конституции Российской Федерации указывается: «Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации».

Конституция существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции России государственная власть в Российской Федерации разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и взаимосвязаны при осуществлении своей деятельности.

В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально-экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.

Одной из основных функций Правительства является функция исполнения федеральный законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его решений, то есть, принятие их на основе и во исполнения Конституции, федеральных законов и указов Президента.

Актуальность и практическая значимость данной темы контрольной работы обусловлена рядом следующих причин:

во-первых, в период финансово-экономического кризиса прослеживается усиления роли исполнительной власти в Российской Федерации;

во-вторых, необходимость разрешения социально-экономических проблем требует проведения эффективных радикальных мер в исполнительной власти с целью их наиболее полного приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики;

в-третьих, смена Правительства Российской Федерации в связи с состоявшимися выборами Президента накладывает ответственность нового состава на эффективное исполнение возложенных обязанностей;

в-четвертых, актуальность и практическая необходимость дальнейшего развития системы исполнительной власти как значимого социального института в Российской Федерации;

в-пятых, выявление проблем связанных с осуществлением исполнительной власти в Российской Федерации и выработка законодательных предложений по улучшению положения в данной сфере управленческой деятельности.

Цель и задачи: комплексное углубленное правовое и историческое исследование осуществления исполнительной власти в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

изучить методологические, правовые и экономические основы аспектов

осуществления исполнительной власти в Российской Федерации;

исследовать структуру и виды органов исполнительной власти в Росийской Федерации;

- проанализировать основные направления деятельности органов исполнительной власти в России;

выявить проблемы связанные с осуществлением исполнительной власти в Российской Федерации и предложить законодательные варианты их решения.

Объект исследования: государственные органы Российской Федерации.

Предмет исследования: механизм осуществления исполнительной власти в Российской Федерации.

Теоретическая основа: для выполнения данной контрольной работы был изучен широкий круг источников: законодательные акты, нормативно-правовые документы, судебная практика, библиография, монография, информационно-справочные и правовые системы.

Структура контрольной работы: контрольная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава 1. Государственные органы Российской Федерации.

государственный орган правительство российское

1.1 Государственные органы Российской Федерации: понятие, виды

Государственные органы - это физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства.

Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федерации.

Государственные органы Российской Федерации подразделяются:

* по порядку формирования:

первичные: избираемые непосредственно населением (Государственная Дума Российской Федерации, и т.д.);

производные: формируются первичными (Счетная Палата Российской Федерации, и т.д.);

* по срокам полномочий:

временные: создаются для достижения краткосрочных целей (Государственные комиссии, и.т.д.);

постоянные: функционируют без ограничения срока (Конституционный Суд Российской Федерации, и т.д.);

* по месту в иерархии:

федеральные органы: Правительство Российской Федерации, и т.д.;

органы субъектов Федерации: Правительство Пермского края, и т.д.;

местные органы: Земское Собрание Чайковского района, и.т.д.;

* по правовым формам деятельности:

правотворческие: парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы;

правоприменительные: Правительство Российской Федерации;

правоохранительные: суды, органы внутренних дел;

* по характеру принятия решений:

единоличные: Президент Российской Федерации, и т.д.;

коллегиальные: Государственная Дума Российской Федерации, и т.д.;

* в соответствии с принципом разделения властей:

законодательные: парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы, и т. д;

исполнительные: Правительство Российской Федерации, и т.д.

Одним из признаков правового государства является система разделения властей. Необходимость такого разделения обоснована тем, ни одна из ветвей власти не должна иметь преимущество над другой и они должны быть равноправны и самостоятельны в пределах своих полномочий.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется также на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную («система сдержек и противовесов»).

Разделение ветвей власти означает:

. Законодательная деятельность, принятие законов осуществляется высшим представительным органом государства (парламентом).

. Исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на правительство и другие органы исполнительной власти.

. Судебная власть осуществляется независимыми судами.

.2 Принципы деятельности государственных органов в Российской Федерации

Принципы организации и деятельности государственных органов - это основополагающие идеи построения, функционирования и развития государственного аппарата государства.

Требования к принципам деятельности государственных органов:

непротиворечивость: недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов;

полнота: предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществления деятельности государственных органов;

относительная самостоятельность: исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.

Виды принципов организации и деятельности государственных органов:

. Общие: принципы, которые относятся к государственным органам в целом:

а) социально-политические:

- разделение властей: на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

демократизм: одинаковая возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;

гласность: постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средств массовой информации;

законность: соблюдение и не противоречие всеми государственными органами правовых предписаний;

профессионализм компетентность: наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;

гуманизм: обеспечивает приоритете прав и свобод и личности при осуществлении деятельности государственными органами;

национальное равноправие: предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т.д.;

федерализм: равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;

. Организационные:

иерархичность;

дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;

ответственность за принимаемые решения, неисполнение ил ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;

сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;

соотношение отраслевых и территориальных начал управления;

. Частные: принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.

Глава 2. Правительство Российской Федерации

.1 Понятие и структура Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом исполнительной власти в Российской Федерации. Статус Правительства России определён главой № 6 Конституции Российской Федерации.

Президент, как глава государства, имеет ряд существенных полномочий во взаимоотношениях с исполнительной властью, прежде всего с Правительством. Взаимоотношения Президента с Правительством определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Во взаимоотношениях Президента с Правительством наиболее полно проявляется императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики.

Президент наделен важнейшими конституционными прерогативами, связанными с определением состава и порядка деятельности Правительства.

С согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности вице-премьеров и федеральных министров. По предложению Председателя Правительства Президент утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Ряд федеральных органов исполнительной власти подчиняется непосредственно Президенту. Совокупность этих органов идентифицируется как «президентский блок». В его структуре иногда выделяется так называемый силовой блок. Эти термины укоренились в политическом лексиконе, однако юридически не закреплены.

Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Президент ежегодно направляет в Правительство бюджетные послания. Согласно Бюджетному кодексу, Бюджетное послание Президента - неотъемлемый элемент процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетные послания задают стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики. Эти ориентиры рассматриваются как определяющие в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

Структура Правительства России.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства России, заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается Указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции Российской Федерации).

В результате административной реформы 2004 года уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.

Координационные и совещательные органы Правительства Российской Федерации:

военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации;

правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

правительственная комиссия по бюджетным проектировкам;

комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам;

правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, её правовой охране и использованию;

морская коллегия при Правительстве Российской Федерации;

совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации;

правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции;

комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития;

правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации;

комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;

комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации;

правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г.Санкт-Петербург) в новое здание;

правительственная комиссия по проведению административной реформы.

Иные органы при Правительстве Российской Федерации:

* академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации;

* институт законодательства и сравнительного-правоведения;

* информационно-телеграфное агентство России (ФГУП);

* постоянные представители Правительства при различных органах государственной власти;

* экспертный совет при Правительстве России;

российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;

* финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (ФГУП);

* национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

2.2 Полномочия и основания отставки Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и Указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство России осуществляет следующие полномочия:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны для исполнения в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Отставка Правительства Российской Федерации - это предусмотренное Конституцией основания сложения полномочий с себя Правительством Российской Федерации полномочий.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации отставка Правительства России возможна в следующих случаях:

) подача в отставку Правительства Российской Федерации по собственной инициативе, которая принимается или отклоняется Президентом России;

) принятие Президентом России решения об отставке Правительства Российской Федерации;

) выражение Государственной Думой недоверия Правительству, которое поддержано Президентом России. В последнем случае Президент вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации или не согласиться с решением Государственной Думы. Президент оказывается перед серьезной дилеммой, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации. В этом случае глава государства либо объявляет об отставке Правительства Российской Федерации, или распускает Государственную Думу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правительство Российской Федерации, являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти. От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований в нашем государстве.

. Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществлении систематического контроля над их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

. Правительство Российской Федерации, в частности, и исполнительная власть, в целом, обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

. На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.

. Необходимо законодательно более эффективно отрегулировать отношения Правительства Российской Федерации: с другими органами государственной власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция российской Федерации (принята на Всероссийской референдуме 12.12.93 г.). -М.: «Эксмо». Ст. 1, 10, 83, 110 - 117.

. Федеральный Конституционный Закон № 2. «О Правительстве российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. -М.: «Право». 2008 г.

. Указ Президента Российской Федерации от 24.07.2008 г. № 1114 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19.05.2008 г. № 20. Ст. 2290.

Библиография:

1. Бахрах Д.Н. Административное право России. -М.: «Норма». 2009 г. С. 567.

. Гаврилов Э.П. Конституционное право. -М.: «Право». 2010 г. С. 141.

. Иванов Н.Г. Политология: учебник. -М.: «Политика». 2008 г. С. 53.

. Касьянов В.В. Конституционное право России». -М.: «Феникс». 2010 г. С. 39.

. Клименко С.В. Основы государства и права. -М.: «Академа». 2009 г. С. 195.

. Клименко А.В. Основы права. -М.: «Юрист». 2009 г. С. 68.

. Козлова Е.П. Конституционное право Российской Федерации. -М.: «Право». 2008 г. С. 172.

. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. -М.: Дрофа». С. 59.

. Певцова Е.А. Правительство Российской Федерации: практикум. -М.: «Право». 2012 г. С. 136.

. Румынина В.В.Основы права. -М.: «Инфра-М». 2009 г. С. 147.

. Стризое А.Л. Основы государства и права. -М.: «Приор». 2011 г. С. 150.

. Шкатулла В.И. Основы права. -М.: «Академа». 2008 г. С. 127.

Информационно-справочные системы:

. Информационно-справочная система «Консультант плюс».

. Информационно-справочная система «Гарант».

3. www3.adm.ru.

4. www.sovet.ru <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Глоссарий

№№ п/п Понятие Определение1.Государственные органыфизические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства2.Принципы организации и деятельности государственных органовосновополагающие идеи построения, функционирования и развития государственного аппарата государства3.Правительство Российской Федерациивысший федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации4.Отставка Правительства Российской Федерации предусмотренные Конституцией основания сложения с себя Правительством Российской Федерации закрепленных полномочий

Таблица 2. Структура Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации

Заместители председателя Российской Федерации

Федеральные министры

Таблица 3. Федеральные органы исполнительной власти Российской

Федерации.

Министерства Российской Федерации

Государственные комитеты Российской Федерации

Федеральные комиссии Российской Федерации

Федеральные службы Российской Федерации

Агентства Российской Федерации

Федеральный надзор Российской Федерации

Похожие работы на - Государственные органы Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!