Особенности развития потребительской кооперации в конце ХХ-начале ХХI века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    119,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности развития потребительской кооперации в конце ХХ-начале ХХI века

Содержание

Введение

. Проблемы развития потребительской кооперации в XXI веке

. Направления совершенствования правовых, экономических и социальных основ потребительской кооперации

. Направления развития социально-экономической деятельности потребительской кооперации о реализации ее социальной миссии

. Концептуальные направления развития торговли, общественного питания, промышленности, заготовок, платных услуг

. Повышение участия пайщиков в экономической деятельности потребительских обществ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.

Кооперация дословно означает "совместная деятельность". В широком смысле слова кооперация - это объединение совместных усилий отдельных людей или групп людей для достижения какой-либо цели. В более конкретном и узком смысле термин "кооперация" используется для обозначения особой общественно-экономической организации товаропроизводителей или потребителей, то есть для обозначения определенного типа социально-экономической организации.

Главная социальная миссия потребительской кооперации - это борьба с бедностью сельского населения. Потребительская кооперация повышает доходы сельских жителей за счет предоставления им рабочих мест и закупки выращенной ими сельскохозяйственной продукции.

Кооперация во всем многообразии ее видов и форм - важнейший элемент рыночной экономики. В основе кооперации лежит идея о потенциальных возможностях мелких и средних предпринимателей к самосовершенствованию, гибкости, выживаемости в самых сложных политических и экономических ситуациях.

Кооперацию называют экономикой бедных. Это справедливо, когда мы говорим о времени ее зарождения. Но, судя по тому, насколько популярна кооперация в мире сегодня, правильнее будет говорить, что кооперация - экономика людей, умеющих считать деньги, экономика рачительных хозяев.

Несмотря на произошедшие в мире социально-экономические перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения хозяйства. При этом тенденции развития мирового кооперативного сектора экономики таковы, что он остается важной частью, "несущей конструкцией" трехсекторной экономики большинства стран мира, сохраняя за собой возможность, быть специфической формой реализации коренных экономических интересов больших групп населения в каждой стране.

Цель курсовой работы - это углубление знаний по дисциплине "Теория и история потребительской кооперации".

Задачами курсовой работы является изложение, изучение, обоснование выводов и предложений по следующим вопросам курсовой работы:

1.Проблемы развития потребительской кооперации в XXI веке.

.Направления совершенствования правовых, экономических и социальных основ потребительской кооперации.

.Напрвления развития социально-экономической деятельности потребительской кооперации о реализации ее социальной миссии.

. Концептуальные направления развития торговли, общественного питания, промышленности, заготовок, платных услуг.

. Повышение участия пайщиков в экономической деятельности потребительских обществ.

Содержание вопросов курсовой работы изучалось по следующим источникам:

. Теплова Л.Е. «Основы потребительской кооперации».М. Вита-Пресс, 2001 г.

. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М. ИКЦ «Маркетинг», 2002

. Концепция Развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года.

В работе имеется 5 рисунков. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключение и списка использованной литературы. Общий объём курсовой работы составил 38 страниц печатного текста.


1. Проблемы развития потребительской кооперации в XXI веке

потребительская кооперация пайщик

В XXI веке условия развития кооперации изменяются по сравнению с концом XIX - началом XX века. Рыночная экономическая система достигла такого уровня развития, при которой значительно возрос уровень жизни населения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемых услуг для удовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным для обычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождается индивидуализацией потребностей и потребления.

Кооперативы как специфические организационно-правовые формы предприятий были созданы в условиях становления и развития капиталистических отношений. Только при капитализме были созданы предпосылки для возникновения кооперативов разных видов. Потребительские кооперативы (потребительские общества) возникли одновременно с другими видами кооперативов, вливаясь в общее кооперативное движение. Поэтому имеет смысл рассматривать общие предпосылки возникновения и развития кооперативов разных видов. Все предпосылки как необходимые условия развития кооперативов можно объединить в три группы:

1) социально-экономические предпосылки;

2) юридические (правовые) предпосылки;

3) идеологические (теоретические) предпосылки.

Эта группа предпосылок включает формирование социальной базы кооперативов, создание условий для накопления денежных средств населением и образования кредитно-банковской системы.

Высокий уровень развития товарно-денежных отношений привел к созданию кредитно-банковской системы, которая заменила ростовщиков (частных денежных капиталистов). Заемные средства (кредиты) стали дешевле. Если ростовщики устанавливали годовую процентную ставку за выдаваемый ими кредит в размере 200-400%, то банки - в размере 16-20%.

Кооперативы объединяют преимущественно средние социальные слои населения, располагающие недостаточными собственными средствами для развития конкурентоспособной хозяйственной деятельности. Поэтому кооперативы очень нуждаются в заемных средствах для закупки товаров большими партиями (потребительские торговые кооперативы), сырья и оборудования (производственные кооперативы кустарей и ремесленников), семенного зерна, племенного скота, машин (сельскохозяйственные кооперативы крестьян и фермеров). Банки, предлагавшие значительно дешевле заемные средства, способствовали развитию кооперативов. Используя собственные и дешевые заемные средства, кооперативы могли значительно расширить объемы своей деятельности и за счет этого увеличить получаемую прибыль. Такие условия развития кооперативов позволили им укрепиться в рыночной экономике и стать равноправными партнерами других субъектов рынка (товариществ, акционерных обществ).

Для создания кооперативов необходимы юридические предпосылки, т.е. законы, позволяющие государственным органам регистрировать каждый кооператив как юридическое лицо.

Создание юридических предпосылок значительно ускорило появление кооперативов разных видов и их объединений.

В возникновении и развитии кооперации при капитализме важная роль принадлежит идеологам кооперации.

Идеологи кооперации - компетентные люди, которые понимали сущность кооперативов, умели составлять кооперативные законы и уставы, донести до других людей особые свойства кооперативов, помочь создать кооперативы и кооперативные объединения. Величайшими идеологами кооперации XIX и начала XX в. были Роберт Оуэн и Ванситарт Нил - в Англии; Шарль Фурье, Луи Блан и Шарль Жид - во Франции; Фридрих Райффайзен и Герман Шульце-Де-литче - в Германии; Николай Чернышевский, Михаил Туган-Барановский и Александр Чаянов - в России.

Кооперативные идеи были поддержаны общественными организациями (профсоюзами), политическими партиями, государственными органами на федеральном и местном уровнях. Общество стало понимать преимущества кооперативов и содействовать их развитию, поэтому можно говорить о том, что в обществе сформировались идеологические предпосылки развития кооперативов и их объединений и создания кооперативного движения.

Таким образом, в условиях становления и развития капитализма были сформированы социально-экономические, юридические и идеологические предпосылки, которые способствовали возникновению и развитию кооперативов и кооперативных объединений разных видов (потребительских, кредитных, сельскохозяйственных, производственных), созданию мощного социально-экономического кооперативного движения.

Единственной кооперативной системой, располагающей внутренней
иерархической структурой, сложившейся в период функционирования
централизованно-управляемой экономики является система потребительской кооперации РФ. В то же время, несмотря на сохранение этого направления кооперативного движения как системы, организации потребительской кооперации устойчиво теряют свои позиции на рынке товаров и услуг. Сохранение сложившихся тенденций изменения объемных и качественных показателей объективно приводит к ее разрушению и ликвидации большинства действующих кооперативов. Отдельные позитивные примеры работы первичных кооперативных организаций не меняют картины в целом.

Успешно работающие кооперативы могут сохраниться в течение достаточно длительного периода времени, но не могут сохранить систему в целом. Экономические потери системы потребительской кооперации в последнее десятилетие сравнимы с потерями, которые она понесла в начальный период формирования централизованно-управляемой экономики. Несмотря на это система потребительской кооперации России все еще располагает значительным экономическим потенциалом, позволяющим ей возглавить процесс возрождения кооперации в стране, способствовать развитию всех направлений кооперативного движения и на этой основе сформировать кооперативный сектор национальной экономики, способный сыграть важную роль в становлении социально-ориентированной рыночной экономической системы.

Проведенный анализ состояния и развития потребительской кооперации позволяет сделать принципиальный вывод о том, что в основе негативных процессов, характерных для потребительской кооперации, лежит отсутствие заинтересованных, эффективных собственников.

По нашему мнению, на первом этапе формирования кооперативного сектора экономики страны целесообразно передать собственность потребительской кооперации системы Центросоюза РФ работникам. В результате этого появятся действительно эффективные собственники, жизненно заинтересованные в сохранении и преумножении имущества кооперативов, успешном развитии хозяйственной деятельности при сохранении ее социальной направленности, способные участвовать в управлении делами. Как показано выше, работники или работники-пайщики стали той силой, которая удержала систему потребительской кооперации от полного развала на самом трудном этапе ее современной истории. Пайщики, не работающие в потребительском обществе, могут сохранить свой статус при условии совершения основной части покупок товаров в предприятиях кооператива и участия в работе органов управления и контроля. Таким образом, кооперация в сфере потребления должна быть трансформирована в кооперацию в сфере производственных отношений. Это позволит перевернуть кооперативную пирамиду, поставив в ее основание интересы пайщиков.

На втором этапе в качестве приоритетной, наряду с торговым и иным обслуживанием населения, должна быть определена интегрирующая роль организаций системы потребительской кооперации как составной части агропромышленного комплекса страны. Организации потребительской кооперации могут стать интегратором, способным эффективно организовать сбыт товарной продукции, произведенный другими участниками АПК, включая личные подсобные хозяйства.

Интегрирующая роль организаций системы потребительской кооперации заключается в следующем:

- пропаганда кооперативной идеи и преимуществ кооперативной формы организации хозяйственной деятельности;

- содействие созданию и организации деятельности обслуживающих кооперативов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

содействие реорганизации предприятий АПК из иных в кооперативную организационно-правовую форму;

1информационная, консультационная поддержка новых кооперативов;

2содействие созданию союзов кооперативов различных видов с целью формирования систем кооперативов;

3организация взаимодействия участников АПК в области переработки сельскохозяйственной продукции;

4организация сбыта произведенной продукции;

- обучение и переподготовка членов и персонала кооперативов в образовательных учреждениях системы потребительской кооперации;

- создание и организация деятельности финансово-расчетной системы АПК.

Создаваемые кооперативы могут быть жизнеспособны только при условии их выхода за собственные рамки и объединения в единую систему, базирующуюся на регулируемых товарных отношениях инфраструктуре.

Третий этап. Создание и укрепление первичных кооперативов различных видов, объединение их в союзы создает базу для развития кооперативного движения на более высоком региональном уровне. Преимущество такого подхода к образованию систем кооперативов заключается в том, что системное построение начинается не сверху, а снизу на основе заинтересованности кооперативов в развитии своей деятельности и учета специфических особенностей деятельности кооперативов различных видов.

Четвертый этап. Завершение формирование национальных кооперативных систем, объединение их в российскую ассоциацию национальных кооперативных союзов, основной целью которой должна стать защита интересов кооперативного движения на государственном уровне. В условиях правового государства важной задачей является создание кооперативной политической партии, способной оказывать влияние на формирование органов государственной власти различных уровней и через своих представителей в выборных органах власти лоббировать интересы национальных кооперативных систем и движения в целом посредством инициирования и принятия необходимых законодательных актов. Создание национальных кооперативных систем и их ассоциации открывает реальные возможности участия и оказания влияния на развитие мирового кооперативного движения как главной движущей силы противостояния процессам экономической глобализации.

. Направления совершенствования правовых, экономических и социальных основ потребительской кооперации

Законодательной базой жизнедеятельности всех видов кооперативных организаций Российской Федерации, помимо отраслевых законов, в перспективе должен стать Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации». Требуются принципиально новые подходы к регулированию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» кооперативное законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности кооперативных организаций, принятые и готовящиеся законы о различных видах кооперации, свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.

Для укрепления правового статуса потребительской кооперации России необходимо закрепление:

5 в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ термина - «кооперативная собственность» как самостоятельной формы собственности;

6 в проекте Трудового кодекса РФ положения, регулирующего специфику работников кооперативных организаций с отсылкой на особенности, предусмотренные федеральными законами о кооперативных организациях, их уставами;

7 в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» положения о разграничении полномочий членов совета и правления потребительского общества, союза потребительских обществ.

Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Федерации неправомочны принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации - потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребительской кооперации, не должны противоречить федеральным законам.

Широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Однако необходимо формирование законодательной базы для регулирования взаимоотношений потребительских обществ и союзов с органами государственной власти и органами местного самоуправления на региональном уровне.

Принятые с учетом местного законодательства, особенностей региона, сложившихся обычаев делового оборота, уставы в своей основе должны соответствовать примерным уставам потребительского общества, союза. Новое видение организаций потребительской кооперации, выработанное на российских научно-практических конференциях: расширение видов деятельности, усиление социальной направленности, активизация работы с пайщиками, повышение роли участковых кооперативных комитетов, магазинов-центров кооперативных участков, комиссий кооперативного контроля, решение проблемы занятости путем создания рабочих мест, должно найти отражение в уставах потребительских обществ, их союзов.

Особое внимание следует уделить регулированию отношений между потребительскими обществами и союзами, членами которых они являются, а также между союзами. Закон о потребительской кооперации повышает роль и значение уставов по данному вопросу. Основная их задача, как правоустанавливающих документов, - сохранение и упрочение системы потребительской кооперации.

В уставах потребительских обществ, союзов должны быть отражены следующие положения:

8   члены союзов - только потребительские общества (для уставов союзов);

9   ответственность руководителей потребительских обществ, союзов за результаты социальной и экономической деятельности;

10соблюдение и выполнение решений органов управления соответствующих союзов для потребительских обществ и союзов в соответствии с Законом РФ о потребительской кооперации;

11информированность пайщиков через газету «Российская кооперация»;

12разграничение полномочий совета и правления;

13формирование состава совета с преобладанием пайщиков (представителей), не являющихся работниками потребительской кооперации;

14создание неделимого фонда как механизма обеспечения сохранности недвижимого кооперативного имущества.

Закрепление этих положений в уставах обеспечит целостность системы и управляемость организациями потребительской кооперации.

Потребительская кооперация законодательно определена как система потребительских обществ и их союзов.

Потребительские общества и их союзы объединены в систему общностью целей и задач. Потребительские общества, являясь элементами системы, объединяются в союзы, на уровне которых обеспечивается согласованное функционирование системы в целом.

Согласно Закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ. Законодательно закреплено положение, обязывающее все союзы потребительских обществ создать контрольно-ревизионные управления для осуществления проверок деятельности организаций потребительской кооперации.

Руководителям организаций потребительской кооперации необходимо соблюдать требования законодательства РФ и прежде всего Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», выполнять и проводить в жизнь решения общих собраний представителей потребительских обществ Российской Федерации, других органов управления Центросоюза РФ, областных (краевых, республиканских, районных) потребсоюзов.

Контроль со стороны пайщиков за работой органов управления организаций потребительской кооперации - непременное условие ее деятельности.

Сохранность кооперативной собственности. Организации
потребительской кооперации, в том числе хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы потребительских обществ - собственники         многочисленных объектов недвижимости (административных, медицинских и учебных зданий, магазинов, торговых центров, приемозаготовительных пунктов, хлебокомбинатов, производственных цехов, пунктов общественного питания и других). Подтверждение прав на объекты недвижимости - одна из важнейших задач для организаций потребительской кооперации.

Права на объекты недвижимости, поступившие к организациям потребительской кооперации от прежних правообладателей, подтверждаются договорами в отношении недвижимого имущества, заключенными в соответствии с законодательством РФ, актами передачи имущества и другими актами, указанными в ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» потребительские общества, союзы имеют право создавать неделимые фонды, имущество которых не подлежит распределению между членами и при ликвидации потребительского общества имущество неделимого фонда передается другому (другим) потребительским обществам на основании решений общих собраний общества. Это право следует использовать в полной мере для повышения гарантии сохранения недвижимого кооперативного имущества.

Следует укреплять законодательную базу для сохранности собственности организаций потребительской кооперации и защиты недвижимого имущества неделимого фонда.

Организациям потребительской кооперации необходимо продолжать работу по возврату собственности, отчужденной с нарушением законодательства РФ.

Предотвращение банкротств. Первоочередными мерами предотвращения банкротства являются разработка и создание необходимых предпосылок для принятия нормативно-правовых актов, решений, которые в совокупности позволяют сформировать целостную систему законодательства в отношении потребительской кооперации и устранить противоречивость и пробелы действующих законов.

Среди мер правовой поддержки, необходимой для осуществления общей стратегии экономического оздоровления, следует внедрить и использовать:

15возможность обжалования решений арбитражных судов о банкротстве потребсоюзов, так как Закон о. банкротстве не распространяется на союзы потребительских обществ;

16ходатайства областных и республиканских союзов потребительских обществ о включении наиболее крупных кооперативных организаций в рекомендации федеральных округов по обновлению перечня крупных, экономически или социально значимых организаций.

В уставах необходимо предусмотреть ответственность членов советов и правлений потребительских обществ за невыполнение планов их финансового оздоровления. В ряде случаев необходим механизм контролируемого управления, который предусматривает отстранение председателя правления организации-должника и временное назначение компетентного управляющего для вывода организации из предбанкротного состояния.

Следует шире использовать досудебную санацию как защитную меру в предбанкротных ситуациях в форме финансовой поддержки (например, дополнительные целевые взносы пайщиков, финансовые льготы и прямая финансовая помощь со стороны органов власти субъектов РФ тем организациям потребительской кооперации, которые обязуются наращивать закупки, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции). Необходимо применять в виду угрозы банкротства субсидиарную ответственность пайщиков и руководителей. Вопросы реального применения субсидиарной ответственности требуют тщательного урегулирования и закрепления в уставах организаций системы потребительской кооперации. Следует перейти от признания ее возможности к практическому применению.

Правовая обеспеченность деятельности - актуальный вопрос для потребительской кооперации. Работники юридических служб союзов и потребительских обществ, а также созданных ими организаций решают сложные правовые проблемы, связанные с реорганизацией юридических лиц, сохранением кооперативной собственности, разработкой уставов, применением новых законов и иных правовых нормативных актов, участием в разработке законодательных актов, касающихся организаций потребительской кооперации как на федеральном уровне, так и на местах, с защитой интересов организаций в судебных органах.

Вместе с тем в системе потребительской кооперации заметно уменьшилось количество и ухудшился качественный состав юридических служб. Во многих потребительских обществах должность юрисконсульта занимают лица, не имеющие юридического образования. Отсутствие должного правового обеспечения деятельности организаций потребительской кооперации приводит к неправильному применению законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, принятию необоснованных решений, что вызывает значительные финансовые потери.

. Направления развития социально-экономической деятельности потребительской кооперации о реализации ее социальной миссии

Основная задача современной экономической политики Российского государства - формирование социально ориентированной рыночной экономики.

Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации - потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.).

Потребительская кооперация - социально ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель - социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение системы потребительской кооперации.

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

В этом определении четко выражена социальная миссия - главная цель системы потребительской кооперации - удовлетворение материальных и иных потребностей членов.

Социальная миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза):

17потребительские общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов - пайщиков;

18потребительские союзы созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов - потребительских обществ и их пайщиков.

Единая социальная миссия потребительских обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирование и развитие в единой системе потребительской кооперации.

Миссия потребительской кооперации существенно не изменилась на протяжении многолетней истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение - удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко: удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью.

Социальная миссия - это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций.

Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы - каждого потребительского общества и каждого потребительского союза. Социальная миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков. Конкретная социальная миссия потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий (магазинов, заготовительных пунктов, производственных цехов и др.) лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.

С позиции XXI века необходимо осмыслить роль и место потребительской кооперации в жизни общества, сделать новый шаг в изменении мышления, отойти от шаблонов в оценке работы потребительской кооперации как чисто хозяйственной организации, занимающейся торговлей, заготовками, производством, привлечь внимание к ее социальной миссии государства, местных органов самоуправления и общественности. Именно такая идеология заложена в Законе о потребительской кооперации, в решениях научно-практических конференций (рис. 1, см приложение).

Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы - осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.

Потребительская кооперация - социально ориентированная система. Это означает, что, во-первых, она реализует социальную миссию, во-вторых -социальной миссии отдается приоритет.

Задача кооперативных организаций - сосредоточить усилия на социальной миссии как важнейшем факторе роста устойчивой динамики хозяйственной деятельности, стабилизации местного бюджета, формирования денежных доходов сельского населения, увеличения товарных ресурсов.

Следует сохранить экономическую поддержку пайщиков и всего сельского населения в следующих формах:

19доставка социально значимых товаров в отдаленные населенные пункты и их реализация по ценам райцентров;

20содержание планово-убыточных магазинов;

21обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, приютов, больниц и т.д.);

22организация школьного питания;

23товарный кредит населению (отпуск товаров под договор на закупку товаров);

24льготные путевки членам кооператива в счет кооперативных выплат;

25наборы продуктов, подарки ветеранам;

26транспортные и другие услуги.

Социальная миссия должна быть направлена на все сельское население. Российская кооперация, имея членами 11,3 млн. пайщиков, обслуживает 35 млн. сельских жителей. Тем самым формируется имидж потребительской кооперации как социально ориентированной системы, создается возможность кооперирования, то есть укрепления социальной базы.

Выполнение социальной миссии потребительской кооперации связано с сохранением рабочих мест на действующих предприятиях. Потребительская кооперация обеспечивает занятость работников на действующих предприятиях, открывает новые производства и виды деятельности, привлекает население на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня, возрождает надомный труд, народные промыслы.

В потребительской кооперации значительное внимание уделяется подготовке кадров. Студенты и аспиранты вузов и колледжей, обучающиеся по направлениям организаций потребительской кооперации, уменьшают социальную напряженность. На период обучения студентов можно отнести к социально защищенной категории населения. И в этой защите значительная роль принадлежит потребительской кооперации. Кооперативное образование следует рассматривать как форму социальной защиты населения.

Потребительская кооперация может предоставлять рабочие места за счет развития сферы услуг на селе:

дает возможность обеспечения занятий населению, в том числе таким социально незащищенным слоям сельского населения, как пенсионерам, инвалидам. В сфере услуг легче всего создаются условия предоставления работы на неполный рабочий день для этих категорий населения;

через трудовую деятельность повышается уровень жизни сельского населения, сохраняется социальная стабильность, сокращаются сопутствующие безработице пороки;

сфера услуг - высокодоходная отрасль деятельности, ее развитие обеспечивает потребительской кооперации быструю окупаемость затрат и повышение рентабельности;

развитая сфера услуг улучшает среду обитания, качество жизни, сокращает расходы сельского населения на поездки в город.

Концепция развития потребительской кооперации предусматривает:

27восстановить на селе сферу бытовых услуг: открыть столярные цехи, мастерские по ремонту бытовой техники, транспортных средств, часов, одежды, обуви, пошивочные мастерские, парикмахерские, фотографии, бани и прачечные, службу ритуальных услуг, цехи по строительству и ремонту жилья, хозяйственных построек; добиться, чтобы сельское население имело возможность получать эти услуги на месте, не затрачивая время и денежные средства на поездки за ними в города и районные центры;

28обеспечить население услугами (выработка из сырья населения на давальческих началах колбасных изделий и копченостей, муки, крупы, масла растительного, стройматериалов), ветеринарных и сельскохозяйственных услуг (обработка приусадебных участков, внесение удобрений, выпас скота). Зачислять в штат потребительского общества пастухов;

29развивать такие виды деятельности, как туризм, гостиничное хозяйство и т.д.;

- предоставлять населению в магазинах потребительской кооперации услуги почтовые, междугородной телефонной связи, в том числе продажу телефонных карт, и др.;

-        оказывать услуги по уходу за детьми, инвалидами, пенсионерами, по ведению домашнего и подсобного хозяйства и другие.

Социальная миссия предполагает развитие потребительской кооперации как общественной организации. Следует создавать женские советы, комитеты по делам молодежи, библиотеки, в том числе в магазинах, возрождать художественную самодеятельность, народные театры, клубы по интересам, спортивные клубы, секции, устанавливать игровые автоматы.

У потребительской кооперации значительные возможности в обеспечении занятости населения за счет организации новых производств, привлечения надомников к выпечке хлеба, организации подсобных сельских хозяйств, пасек, прием на работу пастухов, расширения сферы услуг, открытия магазинов на дому, палаток, ларьков, киосков.

Предстоит большая работа с молодежью, вовлечение ее в деятельность потребительской кооперации. Именно с молодежью система связывает свои планы по реструктуризации производства, техническому перевооружению отраслей, внедрению новых технологий, информатизации управления.

. Концептуальные направления развития торговли, общественного питания, промышленности, заготовок, платных услуг

Торговля - основная отрасль хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Большая часть материальных и трудовых ресурсов системы потребительской кооперации используется в торговле. Из 140 тыс. предприятий всех отраслей хозяйства более 80 тыс. - это предприятия торговли. Из общей численности работников системы потребительской кооперации, насчитывающей 400 тыс. человек, в торговле занято около 200 тыс. человек.

В условиях рыночной экономики доминирует обращение товаров, поэтому роль торговли как связующего звена между сферой производства и сферой потребления увеличивается. От торговли производители получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменении спроса на производимую продукцию. В соответствии с полученной информацией осуществляется производство товаров, необходимых потребителю. Торговля выступает посредником между производством и потреблением, обеспечивая воспроизводственный процесс, при этом розничная торговля завершает процесс обращения товаров

Потребительская кооперация осуществляет оптовую и розничную торговлю. Оптовая торговля занимается закупкой крупных партий товаров у поставщиков (производственных и оптовых предприятий) для последующей реализации товаров предприятиям розничной торговли.

Розничная торговля занимается продажей товаров потребителям - населению; она удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах.

Основные функции розничной торговли, направленные на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

Для осуществления розничной торговли, выполнения ее функций потребительская кооперация имеет широкую сеть предприятий розничной торговли: магазины, палатки, киоски, автомагазины и другие предприятия.

Таким образом, потребительская кооперация, располагая разветвленной торговой сетью, удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах как в крупных, так и в небольших населенных пунктах.

Розничную торговлю в стране осуществляют разные формы организаций: товарищества, хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, организации системы потребительской кооперации - потребительские общества и потребительские союзы.

Основными организациями, осуществляющими розничную торговлю в системе потребительской кооперации, являются потребительские общества (районные, сельские, городские) и рай-потребсоюзы. На потребительские общества и районные потребительские союзы приходится около 90% оборота розничной торговли. Этим организациям принадлежит большая часть розничных торговых предприятий, в них трудится большинство работников потребительской кооперации.

Таким образом, торговля имеет важное значение в рыночной экономике и в экономике потребительской кооперации:

30торговля выступает посредником между производством и потреблением;

31торговлю осуществляют организации разных организационно-правовых форм, в том числе потребительские общества и их союзы, составляющие систему потребительской кооперации;

32торговля выполняет различные функции, направленные на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

33торговля является основной отраслью хозяйственной деятельности потребительской кооперации.

Розничная торговля потребкооперации в первые годы реформ (90-е гг. XX в.) развивалась под воздействием многих негативных внешних и внутренних факторов. Основными из них являлись: высокий уровень налогов; высокий уровень процентных ставок за банковский кредит; высокий уровень инфляции; низкие доходы обслуживаемого населения, снижающие платежеспособный спрос населения; усиление конкуренции на потребительском рынке; увеличение тарифов на транспорт и энергоносители; недостаток собственных оборотных средств; слабое экономическое участие пайщиков в деятельности организаций потребительской кооперации; неэффективное управление социально-экономической деятельностью потребительской кооперации.

Существенной особенностью розничной торговли потребительской кооперации является обслуживание особого контингента потребителей - сельских жителей. За годы реформ значительно снизились доходы сельских жителей, соответственно снизилась покупательная способность населения. В структуре расходов сельских жителей стали преобладать расходы на продукты питания, которые превысили 40% от общей суммы расходов на конечное потребление. В условиях развития конкуренции потребительская кооперация потеряла значительную долю рынка за счет сокращения торговли в районных центрах, уступки самого выгодного сегмента сельского рынка предприятиям других организационно-правовых форм. Повсеместно уменьшилось количество магазинов, торгующих непродовольственными товарами. Рассмотренные факторы способствовали изменению структуры оборота розничной торговли потребительской кооперации, в которой стали преобладать продовольственные товары.

Потребительская кооперация в дальнейшем будет сохранять приоритет продажи продовольственных товаров на потребительском рынке. Для этого у потребительской кооперации имеются реальные возможности.

Потребительская кооперация занимается сельским хозяйством, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья, производством продовольственных товаров на промышленных предприятиях. Эти отрасли являются поставщиками товаров для розничной торговли потребительской кооперации.

В настоящее время в общем объеме оборота розничной торговли страны на долю потребительской кооперации приходится около 5%. В то же время удельный вес оборота розничной торговли отдельных потребсоюзов в обороте розничной торговли своих территорий (районов, областей, краев, республик) значительно выше.

Потребительская кооперация была и остается основной торгующей системой на селе. Ее удельный вес в продаже социально значимых продовольственных товаров остается достаточно высоким: по отдельным товарам он колеблется в пределах от 10 до 20% в общем обороте розничной торговли страны.

В розничной торговле системы преобладают следующие основные потребительские товары: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, сахар, кондитерские изделия, маргарин, растительное масло, чай, мясопродукты, одежда, обувь, галантерея, парфюмерия, электротовары, строительные материалы.

Основными особенностями розничной торговли потребительской кооперации являются следующие:

1. Розничная торговля потребительской кооперации занимается обслуживанием населения преимущественно в небольших сельских населенных пунктах.

2. Розничная торговая сеть потребительской кооперации состоит в основном из магазинов.

3. Более крупные магазины размещаются в районных центрах и поселках городского типа.

4. Основным типом магазинов потребительской кооперации является магазин «Товары повседневного спроса».

5. В структуре оборота розничной торговли преобладают продовольственные товары.                        

6. Удельный вес оборота розничной торговли потребительской кооперации в общем обороте розничной торговли страны составляет около 5%, однако по отдельным социально значимым товарам он значительно выше (10-20%). В розничную» торговлю потребительской кооперации поступает 35,5% товаров собственного производства, что позволяет обеспечить устойчивый ассортимент социально значимых товаров.

7. Деятельность организаций потребительской кооперации направлена на стабилизацию и увеличение объемов оборота розничной торговли с целью наиболее полного удовлетворения потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в товарах и услугах.

5. Повышение участия пайщиков в экономической деятельности потребительских обществ

Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в основном связано с экономической деятельностью общества.

Основными формами экономического участия пайщиков являются:

0 покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;

1 внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;

2 поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;

3 труд в потребительском обществе.

Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственных операциях потребительского общества.

Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества осуществляется на основе баланса интересов (рис. 2, см Приложение).

Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:

4 покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;

5 получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;

6 сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;

7 предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;

8 социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).

«Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:

         покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;

вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;

поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию.

Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях-торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.

Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.

Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

Повышение экономического участия пайщиков в значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.

Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получению дохода от хозяйственной деятельности.

По экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников.

Все пайщики принимают участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).

Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т. е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.

Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур.

Пайщики-покупатели. Пайщики проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому пайщики являются покупателями товаров и услуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятия и предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиков нужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества.

Для потребительского общества покупка пайщиками товаров и услуг означает реализацию товаров, т. е. пайщики обеспечивают своему кооперативу гарантированный сбыт товаров и услуг. Пайщики-покупатели создают надежный рынок сбыта товаров и услуг для потребительского общества.

Увеличение объемов продажи товаров и услуг обеспечивает потребительскому обществу получение дохода.

Пайщики-поставщики. Многие пайщики ведут личное подсобное или крестьянское (фермерское) хозяйство. Для таких пайщиков-товаропроизводителей в рыночных условиях важно сбыть выращенную сельскохозяйственную продукцию и получить доход.

Потребительское общество закупает сельскохозяйственную продукцию у пайщиков. В этом случае пайщики-товаропроизводители являются поставщиками сельскохозяйственной продукции, которую потребительское общество направляет в магазины, увеличивая ассортимент товаров; в производственные предприятия для изготовления пищевой продукции - консервов, колбасных изделий, соков и др. Закупка сельскохозяйственной продукции у пайщиков-поставщиков выгодна потребительскому обществу. Пайщики - это местные поставщики, и при доставке сельскохозяйственной продукции обеспечивается значительная экономия транспортных расходов. Кроме того, потребительское общество может договориться с пайщиком о более приемлемых условиях расчета за купленную продукцию, приобрести более качественную сельскохозяйственную продукцию разнообразного ассортимента.

Развитие народных промыслов значительно расширяет ассортимент продукции, закупаемой у членов потребительских обществ.

Пайщики-работники реализуют в потребительском обществе право на труд. Добросовестный, эффективный труд пайщиков приносит доход потребительскому обществу.

Потребительское общество предоставляет пайщикам рабочие места и использует их труд для осуществления социально-экономической деятельности. За труд пайщикам-работникам потребительское общество выплачивает заработную плату, которая является основным материальным доходом пайщика-работника.

Следует отметить, что, увеличивая рабочие места, организации потребительской кооперации способствуют сокращению безработицы, что имеет особое социальное значение для сельских территорий.

Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества показывает, что экономические отношения между пайщиками-вкладчиками, пайщиками-покупателями, пайщиками-поставщиками, пайщиками-работниками, с одной стороны, и потребительскими обществами, с другой стороны, осуществляются на основе взаимных интересов.

Пайщики как члены потребительского общества заинтересованы: в получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества; в покупке товаров и услуг, а также в сбыте продукции на выгодных условиях; в рабочих местах и в социальной защите.

Для развития взаимовыгодных отношений между пайщиками и потребительскими обществами должны быть созданы необходимые правовые и экономические условия.

Стимулирование пайщиков за активное экономическое участие в деятельности потребительского общества направлено на реализацию принципа Международного кооперативного альянса об экономическом участии членов.

В Законе «О потребительской кооперации...» с целью стимулирования экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества предусмотрены кооперативные выплаты.

Кооперативные выплаты - это часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

Кооперативные выплаты - это прямые денежные доходы пайщиков (выдача пайщикам денег) за экономическое участие в деятельности потребительского общества.

Пайщики могут получать как прямые, так и косвенные доходы за экономическое участие. Косвенные доходы пайщики получают за счет экономии расходов, при этом не делаются денежные выплаты.

Например, у пайщика закуплена сельскохозяйственная продукция, которая вывезена транспортом потребительского общества. Транспортные услуги пайщик не оплачивает. В этом случае пайщик получает прямые денежные доходы за сданную сельскохозяйственную продукцию и косвенные доходы за счет экономии транспортных расходов.

Формы экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества и получение ими прямых и косвенных доходов показаны на рисунке 3.(см. Приложение).

Прямые денежные доходы пайщик может получать за такие формы экономического участия: внесение паевого взноса, внесение вклада (предоставление заемных средств), покупку товаров, сдачу сельскохозяйственной продукции. При этом пайщик получает прямые денежные доходы (деньги), выплачиваемые в форме дивиденда на паевой взнос, в форме процента на заемные средства, бонуса на сумму купленных товаров, оплаты за сданную продукцию.

Косвенные доходы пайщик может получать за следующие виды участия: сдачу сельскохозяйственной и другой продукции, переработку продукции на предприятиях потребительского общества, покупку услуг, покупку товаров. Косвенные доходы пайщик получает за счет экономии транспортных средств при доставке товаров транспортом потребительского общества, при покупке товаров по сниженным ценам.

В условиях несвоевременной выплаты пенсий и зарплат пайщик может получить продукты в долг в магазинах своего потребительского общества, причем сумма долга им возвращается без учета инфляции. Учитывая резкое снижение доходов малообеспеченных слоев сельского населения, в магазинах потребительского общества пайщикам осуществляется продажа хлеба и других продуктов по себестоимости. При приобретении товаров на вышеизложенных условиях пайщики также получают косвенные доходы.

Пайщики могут получать доходы и от других видов экономического участия: от сдачи потребительскому обществу дикорастущей продукции и лекарственно технического сырья, продукции индивидуальной трудовой деятельности (швейных и трикотажных изделий, изделий народных и художественных промыслов, а также других товаров).

Таким образом, пайщики за экономическое участие в деятельности потребительского общества получают прямые и косвенные доходы.

Пайщики должны активно участвовать в работе органов управления и контроля потребительского общества. Это является обязанностью их как членов потребительского общества.

Для стимулирования пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля, в потребительских обществах создается фонд стимулирования пайщиков потребительского общества.

Средства фонда стимулирования пайщиков используются на поощрение членов потребительских обществ, не являющихся работниками потребительской кооперации, а также членов советов, членов ревизионных комиссий, комиссий кооперативного контроля, уполномоченных потребительских обществ и других пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля.

Стимулирование труда пайщиков-работников в основных отраслях хозяйственной деятельности потребительского общества осуществляется путем увеличения заработной платы, поощрений и дополнительных выплат за эффективный труд. В каждом потребительском обществе разрабатываются положения по стимулированию работников административно-управленческого аппарата и работников торговых, заготовительных, производственных и других предприятий. Стимулирование пайщиков за активное участие в органах управления и контроля и за эффективный труд способствует: во-первых, повышению активности пайщиков в управлении и развитию демократии в потребительских обществах и их союзах; во-вторых, повышению производительности и качества труда работников потребительских обществ; в-третьих, совершенствованию социально-экономической деятельности потребительских обществ.

Пайщики, активно участвующие, в деятельности потребительского общества, получают прямые и косвенные доходы.

Стимулирование пайщиков направлено на повышение активности пайщиков в деятельности потребительских обществ и их союзов, на развитие демократии и выполнение социальной миссии потребительской кооперации.

Заключение

В XXI веке условия развития кооперации изменяются по сравнению с концом XIX - началом XX века. Рыночная экономическая система достигла такого уровня развития, при которой значительно возрос уровень жизни населения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемых услуг для удовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным для обычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождается индивидуализацией потребностей и потребления.

Законодательной базой жизнедеятельности всех видов кооперативных организаций Российской Федерации, помимо отраслевых законов, в перспективе должен стать Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации». Требуются принципиально новые подходы к регулированию кооперативных отношений.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» кооперативное законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности кооперативных организаций, принятые и готовящиеся законы о различных видах кооперации, свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.

Основная задача современной экономической политики Российского государства - формирование социально ориентированной рыночной экономики.

Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации - потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.).

Потребительская кооперация - социально ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель - социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение системы потребительской кооперации:

Потребительская кооперация осуществляет оптовую и розничную торговлю. Оптовая торговля занимается закупкой крупных партий товаров у поставщиков (производственных и оптовых предприятий) для последующей реализации товаров предприятиям розничной торговли.

Пайщики должны активно участвовать в работе органов управления и контроля потребительского общества. Это является обязанностью их как членов потребительского общества.

Для стимулирования пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля, в потребительских обществах создается фонд стимулирования пайщиков потребительского общества.

Список использованной литературы

1. Глушецкий А. А. Кооперация: роль в современной экономике. - М.: Профиздат, 1991.

2. Ермаков В. Ф. Потребительская кооперация на пути радикальных реформ. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998.

3. Ермаков В. Ф., Киселева Г. В., Балашов А. И. и др. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России. - М.: Издательский дом Центросоюза, 2001.

4. Исаенко Е. В. Стратегия устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации. - Белгород: Кооперативное образование, 2002.

5. Киселева Г. В. Управление кадровым потенциалом в системе потребительской кооперации. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998.

6. Киселева Г. В., Теплое В. И., Исаенко Е. В., Прижигалинская Т. Н. Социальная направленность деятельности потребительской кооперации России и зарубежных стран. - Белгород: Кооперативное образование, 2002.

7. Климов А. П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. - М.: Экономика, 1980.

8. Кооперация. Страницы истории: В 3-х т. Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков: В 3-х кн. Кн. 1 30-40-е годы XIX - начало XX в. - М.: Наука, 1998.

9. Коряков И. А. Принципы кооперативного движения. - Чита: Изд-во ЗИП Сиб. ун-та потребительский кооперации, 1998.

10.Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. - М: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

11.Теплое В. И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.

12.Теплова Л. Е., Уколова Л. В., Тихонович И. В. Кооперативное движение: Учебное пособие для кооперативных учебных заведений на русском и английском языках. - 2-е изд. - М.: Издательство РДЛ, 2003.

13.Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации Уч. пособие для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений - 2 е издание М. Вита - Пресс, 2005 - 160 с.

14.Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика, 1989.

15.Уколова Л. В. Кооперативы современной России: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.

Приложение

Рис. 1. Потребительская кооперация как система

Рис. 2. Механизм взаимодействия между пайщиками и потребительским обществом на основе баланса интересов

Похожие работы на - Особенности развития потребительской кооперации в конце ХХ-начале ХХI века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!