Основные характеристики государственного монополизма в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,13 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные характеристики государственного монополизма в Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Теоретические основы государственного монополизма

1.1 Экономическая сущность монополизма

1.2 Основные характеристики государственного монополизма

1.3 Сравнительный анализ формирования государственных монополий в РФ и за рубежом

2 Анализ развития государственного монополизма в РФ

2.1 Государственный монополизм в РФ: современное состояние

2.2 Достоинства и недостатки государственного монополизма в РФ

2.3 Перспективы развития государственного монополизма в РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного "буфера", сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии - это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства. Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию, что определяет актуальность темы курсовой работы.

В курсовой работе рассматривается как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, т.е. монополию (от греч. mono - один, poleo - продаю), отметить ее последствия и методы борьбы.

Цель курсовой работы заключается в разработке теоретико-экономических основ анализа сущности государственного монополизма в РФ. Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

¾определить монополизм как экономическую категорию;

¾рассмотреть признаки и сущность государственного монополизма;

¾изучить историю формирования государственных монополий в РФ. Зарубежный опыт;

¾проанализировать развитие государственного монополизма в РФ, а именно рассмотреть достоинства и недостатки государственного монополизма в РФ, а также перспективы развития государственного монополизма в РФ.

Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы: введение, две главы, рассматривающие основные вопросы темы, заключение и список использованных источников.

Объектом исследования является государственный монополизм как экономическое явление.

Предметом исследования служат государственные монополии в РФ.

В работе используются учебники таких авторов, как М. Н Чепурин, Е. Ф Борисов, А.С. Булатов, В.И. Видяпина, В.Д. Камаев, Г.С. Вечканов и др.

Применялось два метода эмпирического исследования: наблюдение и сравнение.

государственный монополизм россия монополия

1. Теоретические основы государственного монополизма

1.1 Экономическая сущность монополизма

Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т.д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

Монополизм, как экономическая категория, выражается в экономических отношения между хозяйствующими субъектами различных уровней в форме полного господства и владения финансами, средствами производства, возникающие на всех фазах воспроизводственного процесса по поводу реализации их экономических интересов, заключающихся в завоевании и упрочнении монопольных позиций в отрасли и на рынке.

В условиях кризиса сравнительный выигрыш участников рынка от рентоориентированного поведения растет, поэтому объективно повышается вероятность принятия новых норм, ограничивающих конкуренцию (обычно мотивируемых целью защитить отечественных производителей). Особенно это касается компаний, которых по разным причинам относят к числу системообразующих.

В целях реализации своей целевой функции получения монопольной прибыли (сверхприбыли), выявлена двоякая сущность монополизма: с одной стороны - монополизм выступает фактором усиления организующей и регулирующей роли по внедрению инноваций с целью доминирования в отрасли и на рынке, а с другой, ведет к экономическому застою, перераспределению ресурсов и благ в пользу субъектов, обладающих властными полномочиями. Доказано, что успешное преодоление монополизма в российской экономике связано не столько с разукрупнением производства и развитием малого и среднего бизнеса, а в большей степени с финансовой диверсификацией и созданием государственных корпораций, что в значительной степени отвечает современным условиям экономического роста и выступает фактором демонополизации экономики. Раскрыта сущность государственных монополий как экономического явления, где в основе лежит монополия государства на экономическое пространство, в рамках которого осуществляется институциональная, экономическая, военно-стратегическая и другая деятельность, базовым признаком государственного монополизма является исключительное положение государства в качестве хозяйствующего субъекта в воспроизводственном процессе и на конкретном рынке. Предложены меры по реализации механизма государственно-частного партнерства в целях усиления конкурентоспособности каждого из них и упорядочения взаимодействия государства с бизнесом и научными организациями в отношении продвижения инноваций и внедрения наукоемких и высоких технологий для достижения устойчивого экономического роста страны.

Проведенное исследование позволяет использовать основные научные положения и выводы в качестве теоретико-методологической базы для дальнейших исследований монополизма. Они могут стать основой для теоретического обоснования и совершенствования государственного регулирования монополистических отношений.

Анализ государственной монополии с экономической точки зрения в российской экономической литературе представлен не достаточно полно. Отсутствие комплексного анализа государственной монополии не позволяет понять ее закономерный характер в условиях современной экономики.

В отличие от частной монополии, государственная монополия выступает как общественная монополия, представляющая интересы всех членов общества. Государственная монополия является монополией более высокого уровня.

Исходная методологическая предпосылка для научного анализа содержания государственной монополии состоит в понимании ее многоаспектности, многозначности. Поэтому понятие государственной монополии не может охватываться каким-либо универсальным определением. Мы считаем обоснованным применение системного подхода к анализу государственной монополии, который требует различать государственную монополию как экономическую категорию, институт и организацию современной экономики.

Государственная монополия как экономическая категория отражает экономические отношения между государством, хозяйствующими субъектами различных уровней и отдельными гражданами, возникающие на всех фазах воспроизводственного процесса, по поводу реализации совокупных общественных интересов и целей.

Элементами государственной монополии как системы экономических отношений являются: государство и хозяйствующие субъекты, экономические отношения между ними, монополистическая стратегия, отражающая цели и методы взаимодействия, экономические преимущества субъекта монополии. Для характеристики субъектов государственной монополии как групп производителей и продавцов необходимо их структурировать, определяя иерархию субъектов государственной монополии в зависимости от уровня ее проявления.

Таким образом, экономическая сущность монополизма выражается в экономических отношения между хозяйствующими субъектами различных уровней в форме полного господства и владения финансами, средствами производства, возникающие на всех фазах воспроизводственного процесса по поводу реализации их экономических интересов, заключающихся в завоевании и упрочнении монопольных позиций в отрасли и на рынке.

1.2 Основные характеристики государственного монополизма

Монополия - (от греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина "монополия". Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова "моно" - один, "полио" - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина монополия, а тем более "чистая" монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: "несовершенный конкурент" (П. Самуэльсон), "ценоискатель" (П. Хейне).

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и "чистая" абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.". монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции." (В.И. Ленин"Полное собрание сочинений").

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть

Монополия в узком смысле - это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения:

) собственно монополию,

) олигополию,

) монопсонию,

) олигопсонию.

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:

а) высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам - обычно свыше 35%);

б) доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров и в) установление монопольных цен - завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) - и, благодаря этому, получение сверхприбылей. Суть своекорыстных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены.

Монополист же, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (скажем, зерна у фермеров), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.

Вопрос о сущности и эволюции государственного монополизма, о сферах, формах и методах реализации монополии государства, ее роли в функционировании и развитии экономики приобрел в настоящее время особую значимость. Это обусловлено как общемировыми тенденциями развития, так и ситуацией, сложившейся в России. Развернувшийся в рамках мировой экономики процесс перехода к "новой экономике", к реализации идей либерализма и дерегулирования потребовал изменения форм и методов государственного регулирования. Эта необходимость выразилась в утверждении в развитых странах "неоконсервативной" модели государственного регулирования. В то же время на фоне этой глобальной мировой трансформации Россия также вступила в этап радикальных преобразований на пути формирования смешанной экономической системы. Центральной в такой ситуации становятся проблемы ускоренного формирования структур и механизмов, соответствующих условиям данной модели экономической системы.

Теоретическая актуальность исследования государственной монополии связана с анализом роли государства в условиях характерного для России варианта экономического развития, специфика которого состоит в прохождении через этап трансформации экономической системы. В этой связи возникает проблема выбора методологических подходов при изучении вопроса о природе и функциях государства в развитии современной системы хозяйствования.

Актуальность исследования проблем государственных естественных монополий в трансформируемой экономике обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, в ходе приватизации существенно сократилось количество объектов государственной собственности и естественные монополии остались последними субъектами государственного сектора экономики, которые также объективно требуют рыночной трансформации. Во-вторых, в условиях трансформируемой экономики России усиливаются негативные монопольные эффекты и повышаются возможности злоупотребления монопольной властью со стороны естественных монополий, что нарушает интересы потребителей, усиливает их финансовую неустойчивость и требует от общества адекватных действий. В-третьих, формирование эффективного механизма функционирования государственных естественных монополий является одной из наиболее острых социально-экономических и политических проблем российской экономики.

Таким образом, в качестве основных характеристик государственной монополии можно выделить высокую концентрацию хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся, а также доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров и установление монопольных цен - завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) - и, благодаря этому, получение сверхприбылей.

1.3 Сравнительный анализ формирования государственных монополий в РФ и за рубежом

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в 19 веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменении экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание "общего распределения средств производства". Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей "дочерней" компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 гг. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов - результат усиления с середины 20 века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.

Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году.

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество "Бр. Нобель", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ("Продпаравоз", военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - "Продамет", "Продуголь", "Продвагон", "Кровля", "Медь", "Проволока", РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, "Треугольник", "Коломна-Сормово", "Россуд-Новаль", военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме "принудительных объединений" по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

Особый вид монополий - международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая - транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн "Стандардойл оф Нью-Джерси", имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна "Нестле" размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность - собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов - международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн "Юнилевер", германо-бельгийский трест фотохимических товаров "Агфа-Геверт". Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством "квазислияний". Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа - наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены - высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять "дешевый" рынок от "дорогого".

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида - положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Есть несколько причин существования монополий. Первая: "естественная монополия". Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия "Де Бирс" опирается на контроль над сырьем; фирма "Ксерокс" контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий - 500.

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям) .

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на "трех китах", трех основных законодательных актах:

. Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.

. Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) - запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: "ножницы цен", ценовая дискриминация и др.

Таким образом, нашу экономическую политику все время кидает из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором - несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.

2 Анализ развития государственного монополизма в РФ

2.1 Государственный монополизм в РФ: современное состояние

В России проблема монополизации экономики стоит очень остро. Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной супер структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.

В бывшем СССР монополизм в народном хозяйстве был доведен до абсурда. Государственная монополия на основную массу производительных сил, централизованное регулирование экономики лишили ее динамизма, сделали невосприимчивой к научно-техническому прогрессу. Государство не только не боролось с монополизмом, но активно поддерживало и продвигало его. Оно надеялось на возникновение иных движущих стимулов экономики, способных заменить конкуренцию. На практике надежды не оправдались. Порожденная государственной монополией тенденция к застою с 70-х годов стала мощно нарастать и вылилась в кризис экономики.

Пользуясь своей монопольной властью, монополисты резко ограничили предложение. Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса в России. Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе "спокойного существования". Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.

Помимо уже рассмотренного эффекта масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения, и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.

Например, для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и "добыть" относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей. Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.

Естественные монополии. В некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя. Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.

Действительно, экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.

Бессмысленно и дробить естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен.

Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром говорят, что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.

Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны. Поэтому одним из важнейших направлений экономических реформ в настоящее время в России являются демонополизация экономики и развитие конкуренции.

Приватизация должна развиваться таким образом, чтобы была достигнута демонополизация и возрождена конкуренция. Есть опасность, что вместо государственных возникнут частные (коллективные) монополии. Министерство, например, становится концерном тоги Объединением. Простая смена титулов ничего не решает. Конкуренция отсутствует, нет стимулов для развития. Приватизация поэтому должна сопровождаться дополнительными мерами. Вредно разрушать интегрированное предприятие, составные части которого жестко связаны технологически. Монопольное положение такого предприятия можно было бы преодолеть путем либо строительства нового предприятия, либо импорта товаров.

В преодолении монополизации большую роль играет развитие мелкого и среднего предпринимательства. Поэтому становление рынка и конкуренции требует осуществления комплекса мер и в том числе активизации "антитрестовской" деятельности государства. Однако сами рынок и конкуренция порождают тенденцию к монополизации. И здесь важнейшей задачей государства является противодействие такой тенденции.

2.2 Достоинства и недостатки государственного монополизма в РФ

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой в монополистических отношений в нашей экономике.

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:

. Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении "сверху" хозяйственных руководителей.

. Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.

. Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85 % массы основных средств производства. Более 90 % продукции машиностроения выпускали предприятия, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60 % продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.

Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и. более того, порождает жесткую зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка.

Второй вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике любых процессов, способствующих демонополизации.

На практике, проводимая ныне демонополизация, разгосударствление и приватизация, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного.

Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991 г. Его цель - определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий, как "товар", "рынок", "хозяйствующий субъект", "конкуренция", "доминирующее положение", "монополистическая деятельность".

Согласно закону, фирма занимает "доминирующее положение", если ее доля на рынке превышает 35 % - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). ГКАП был утвержден "Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов", включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

Однако приходится констатировать, что принятый закон использовался явно недостаточно. Практика его применения показала необходимость внесения в него существенных изменений и дополнений, что и наблюдается в настоящее время.

Сформировалось терминологическое понятие, что "естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции по причине технологических особенностей производства", например, в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства.

При этом продукция, производимая субъектами естественной монополии, не может быть заменена в потреблении другими товарами, поэтому спрос на данном товарном рынке на продукцию, производимую субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на эту продукцию, чем спрос на другие виды товаров.

К отраслям, в которых действуют естественные монополии, можно отнести большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.

Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием.

Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям.

ОАО "Газпром", в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах, создано путем начального преобразования в феврале 1993 года Государственного газового концерна, а затем в 1999 году РАО "Газпром". На долю этой монополии приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.

"Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. "Газпрому" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт". Все они вместе взятые осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Основная часть акций ОАО "Газпрома" принадлежит государству. Основной задачей государственной политики "Газпрома" на ближайшие годы является создание эффективной системы государственного регулирования. Главный акцент в реформировании газовой отрасли сделан на создание системы государственного регулирования и улучшения применяемых методов ценообразования.

Первый этап реформирования был направлен на оптимизацию управления головной компании и систему бюджетирования.

Второй этап - оптимизация систем работы компании на уровне дочерних предприятий. В рамках этого этапа созданы компании, которые будут специализироваться только на добыче, транспортировке, хранении или газораспределении.

Стратегия развития "Газпрома" базируется на ряде программ, в частности, - развития минерально-сырьевой базы до 2030 года, в том числе на Ямале, Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта.

ОАО "РЖД" на долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция (железнодорожные перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого работника на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

Как и другие естественные монополии, ОАО "РЖД" так же постигла участь реструктуризации. В соответствии с программой реструктуризации будет создана "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) на базе ОАО "РЖД" (2008-2009 годы) .

Предположительно реструктуризация должна завершиться в 2010 году. Министерство транспорта РФ, Минэкономразвития и ряд других ведомств, ответственных за реформу, готовят соответствующие поправки в ряд законов, в частности, в закон "О железнодорожном транспорте в РФ".

До 2010 года правительство должно было определиться с целесообразностью и последствиями создания дочерних грузовых предприятий РЖД.

Сейчас правом на железнодорожные перевозки в России пользуется только компания ОАО "РЖД". Она полностью принадлежит государству.

Образование РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества датируется ноябрем 1992 года, когда были объединены мощности свыше 700 энергетических объектов (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и т.д.) в целях надежного функционирования Единой энергетической системы.

Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций - более половины общих мощностей были выведены из состава территориальных АО энерго и поступили в федеральное владение РАО "ЕЭС России".

В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них, РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Анализ показывает, что по своим экономическим, организационным и техническим характеристикам российские естественные монополии (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "РЖД") находятся на уровне лучших мировых стандартов.

Цель реформирования каждой из естественных монополий - снижение затрат, - принципиально недостижима без проведения продуманной инвестиционной политики, направленной на техническое перевооружение соответствующей отрасли.

Проблема необходимости регулирования естественных монополий была осознана государством лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики.

Поэтому в Российской Федерации был принят Федеральный Закон "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года, который определил отрасли, относящиеся к естественным монополиям, и сферу их регулирования.

В настоящее время в России сформировались три крупнейших естественных монополии: РАО "Газпром", ОАО "РЖД" и ОАО РАО "ЕЭС России".

Таким образом, по Закону "О естественных монополиях" сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

2.3 Перспективы развития государственного монополизма в РФ

В России может появиться алкогольная госмонополия. В Госдуму внесен законопроект, который позволяет властям субъектов создавать госкомпании с исключительным правом на продажу алкоголя. Идея взята из опыта Российской империи ХIХ века. Документ позволит сократить оборот теневой продукции, уверяют авторы. О свободной конкуренции придется забыть, добавляют эксперты.

Законопроект, дающий субъектам Российской Федерации право создавать на своей территории госкомпании с исключительными правами на продажу алкоголя (за исключением организаций общественного питания), находится на рассмотрении в Госдуме, сообщается в официальной информации нижней палаты парламента.

Автор поправок в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - член Совета федерации Владимир Гусев. "Проект федерального закона вносится в целях исключения теневого оборота алкогольной продукции (достигающего в настоящее время 50% рынка), регулирования цен на алкогольную продукцию, контроля за качеством и безопасностью реализуемой населению алкогольной продукции, обеспечения недискриминационного доступа производителей в магазины", - говорится в пояснительной записке к документу. Также, по мнению автора, реализация идеи приведет "к серьезному увеличению поступлений в государственный бюджет".

За образец проекта была взята государственная питейная монополия, существовавшая в Российской империи в конце XIX века, а также госмонополия в советское время и международный опыт. "В Швеции за 30 лет государственной монополии на розничную продажу алкогольной продукции структура потребления населением алкоголя изменилась в лучшую сторону, при этом доля алкоголя, потребляемая в виде крепких спиртных напитков, снизилась с 60% до 25%", - гласит пояснительная записка.

Сенатор Гусев уже второй раз выступает с подобной инициативой - аналогичные предложения звучали летом 2006 года. Тогда они ставили целью вернуть регионам деньги, потерянные в результате вступления в силу с января 2006 года поправок в алкогольное законодательство. Эти поправки лишили власти субъектов права выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. Но тогда эта идея не прошла.

Новая попытка вернуться к старым принципам регулирования алкогольного рынка также не вызывает энтузиазма у экспертов, поскольку грозит региональным сепаратизмом.

"Это даст регионам эффективный инструмент для препятствования ввозу продукции из других регионов. Российский алкогольный рынок в итоге распадется на удельные княжества", - предостерегает пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Поэтому в таком решении не заинтересованы общефедеральные игроки.

Да и региональные производители не почувствуют улучшения ситуации, полагает Добров. "Любой товар должен иметь одинаковые права на распространение во всех регионах. Если в какой-либо области более предпочтителен только один товар - это уже не свободная конкуренция. Мы надеемся, что ни правительство, ни Госдума не поддержат такой законопроект", - говорит он.

Недавно в Государственной думе состоялись парламентские слушания, на которых обсуждался проект Федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот табака и изделий из него", внесенный депутатами В.В. Жириновским и В.А. Лисичкиным. О проекте закона докладывал Жириновский. Говорил он в своей обычной манере - энергично и образно. Главными в его докладе были два положения:

. Государственная монополия на табак даст российской казне значительный приток денег, так как нищие страны всегда спасали свой бюджет государственными монополиями на продажу алкогольных и табачных товаров.

. В кошмарную и никак не решаемую проблему массового вымирания населения России вносит немалую долю табак. В России курят 50 миллионов человек, в том числе дети, подростки, беременные и кормящие женщины. Детей травят никотином уже в утробе матери или с ее грудным молоком. Если в 1997 году в России производилось 177 млрд. сигарет в год, то в нынешнем году будет произведено почти вдвое больше - 300 млрд.

Наша страна от Москвы до самых окраин увешана соблазнительными рекламами американских сигарет, притом что в самих США ведется настоящая война с табачными корпорациями: на них накладывают чудовищные, в сотни миллиардов долларов, штрафы, некурящие получают льготы на работе, ведется мощная антитабачная пропаганда среди молодежи. Поэтому табачные монополии, изгоняемые из США, пытаются отыграться на России, сбывая сюда табак и устаревшее оборудование для производства сигарет, о вреде курения которых Минздрав только предупреждает.

Казалось бы, все, сказанное Владимиром Вольфовичем, бесспорно, и обсуждать следует прежде всего параграфы закона - на предмет их дееспособности в российских условиях. Далее начались выступления руководителей табачной промышленности России. Они монотонно, но довольно толково рассказывали о своих производственных достижениях: о реконструкции предприятий, о том, на сколько сотен миллионов долларов они закупили зарубежного оборудования, о резком увеличении количества выпускаемых сигарет, об их возрастающем качестве. Казалось, что шла обычная деловая планерка в советском Министерстве продуктовой и табачной промышленности.

В процессе обсуждения выяснилось, что за рубежом закуплено оборудования для табачных фабрик более чем на два миллиарда долларов, что составляет 10% федерального бюджета РФ. Понятно, что столь грандиозные по масштабам закупки спасают от безработицы десятки тысяч иностранных рабочих и позволяют зарубежным специалистам грести деньги при наладке этого оборудования, а также при неизбежных расходах на его ремонт и покупку за границей запасных частей. На беспризорников у нас в стране денег нет, на больницы и восстановление разрушенных заводов с участием современных технологий - денег тоже нет, зато на производство сигарет они находятся в изобилии. Правда, кое-кто из выступавших вспомнил, что на главных табачных фабриках страны 51% акций принадлежит зарубежным компаниям - фабрики эти вовсе не российские. Мировые табачные монополии облюбовали нашу страну, потому что наше законодательство дает возможность иностранцам эксплуатировать крайне дешевую нашу рабочую силу и активно внедряться на рынок огромного государства, где никто не борется с табачной заразой.

Выступавшие жаловались, что возникла очень серьезная проблема - затоваривание продукции. Если раньше весь СССР (300 млн. человек) выкуривал от силы 220 млрд. сигарет, то теперь на оставшихся в живых 143 млн. в РФ выпускается более 300 млрд. сигарет в год. Вот такие наши нынешние достижения: хлеба собрали вдвое меньше, чем 10 лет назад, мясо за последние полгода подорожало вдвое, в армию набирают дистрофиков с дефицитом веса, которые сразу же ложатся в госпитали, зато мы теперь можем компенсировать массовый дефицит белков в питании населения избытком никотина. Теперь каждый российский гражданин может получить более 2 тысяч сигарет в год, даже если считать грудных младенцев, школьников, больных астмой, раком легких, туберкулезников и т.д.

Говорилось также, что очень важно сохранить высококачественную рекламу сигарет: лица курящих должны быть такими милыми и здоровыми, чтобы от них глаз нельзя было оторвать. Граждане должны понимать - курение в высшей степени привлекательно. Главная мысль большинства выступавших была простой: закон о государственной монополии на табак нанесет непоправимый вред табачной промышленности. Утверждали, что В.В. Жириновский кое в чем не прав, особенно насчет здоровья нации. Похоже, что это говорилось так, для разгона мысли, которая удивительным образом совпадала с мнением директоров табачных фабрик: закон о государственной монополии нанесет вред табачной промышленности. О пользе государственной монополии для России и ее бюджета почти все, включая депутатов, как бы забыли.

По оценкам специалистов, в 2006 году планируется получить от табачной отрасли в бюджет 3 млрд. рублей, или 100 млн. долларов. В то же время, по данным Госкомстата, на российском рынке ежегодно продают 12,5 млрд. пачек табачных изделий. Среднестатистическая стоимость одной пачки - 5 рублей, а за счет торговых накруток, как известно всякому курильщику, она поднимается до 10 рублей и выше. Следовательно, ежегодная емкость российского рынка табачных изделий составляет около 130 млрд. рублей, или 4 млрд. долларов.

По оценкам экспертов, стоимость основных фондов российской табачной промышленности - всего лишь 900 млн. долларов. Число занятых рабочих - 15 тысяч, и вряд ли на их зарплату уходит более 50 млн. долларов в год. Амортизация, закупка сырья, транспорт, реализация, накладные расходы - это еще 1,5-2 млрд. Поэтому в графе "чистый доход" останется не меньше двух миллиардов долларов. И если сравнить их с жалким нынешним поступлением в казну денег от продажи табака, то выходит, что государству от грандиозного табачно-денежного дохода достается лишь. 5%.

Экономисты знают, что водка и табак являются сверхприбыльными. Обычно они дают не менее 100% прибыли, а при нищенской зарплате трудящихся доход дельцов значительно выше. Отсюда и возникает такая небывалая тяга вкладывать деньги в эти "слабонаркотические" отрасли производства.

Но если Россия не может избавиться от пороков выпивки и курения, то пускай эти "неправые доходы" пойдут хотя бы на ликвидацию чудовищного позора нашей страны: ведь именно два миллиарда долларов необходимы для срочного спасения двух миллионов детей-беспризорников. Всего-навсего тысяча долларов в год на ребенка требуется государству, чтобы спасти его от жизни в канализационной трубе, от вшей, чесотки, сифилиса, наркомании и СПИДа.

К сожалению, рассмотрение такой важнейшей социальной и денежной проблемы прошло, как и при обсуждении государственной монополии на винно-водочную продукцию, при полном отсутствии представителей оппозиции. Удивительно, что оппозиция вот уже многие годы послушно голосовала за нищенский федеральный бюджет, но конкретно ничего не сделала для его пополнения, хотя бы за счет водки и табака.

В рекомендательном заключении после выступлений участников "партхозактива" председательствующий В.А. Семенов в целом негативно отозвался о проекте закона.

Государственная монополия на табачную и винно-водочную промышленность может изменить в лучшую сторону состояние избравшего их беспредельно обнищавшего населения, так как позволит увеличить бюджет России на треть.

Заключение

Подводя итоги работе, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, экономическая сущность монополизма выражается в экономических отношения между хозяйствующими субъектами различных уровней в форме полного господства и владения финансами, средствами производства, возникающие на всех фазах воспроизводственного процесса по поводу реализации их экономических интересов, заключающихся в завоевании и упрочнении монопольных позиций в отрасли и на рынке.

Во-вторых, в качестве основных характеристик государственной монополии можно выделить высокую концентрацию хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся, а также доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров и в) установление монопольных цен - завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) - и, благодаря этому, получение сверхприбылей.

В-третьих, нашу экономическую политику все время кидает из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором - несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, в результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. При монополизме расцветает паразитизм в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при "особом" отношении с властью. Правительство России заинтересовано получать налоги от промышленности, но не готово их снизить, хотя бы в инновационном производстве. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновение и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Список использованных источников

1.Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 391с.

2.Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебник для вузов - С-П, 2009. - 274 с.

.Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Национальная экономика".2-ое изд., перераб. - М.: Изд-во "Омега - Л", 2007. - 341 с.

.Любимов Л.Л., Ранеева Н.А. Основы экономических знаний. - М.: Вита - пресс, 2006. - 336 с.

.Пласкова Н.С. Экономический анализ - Эксмо, Высшее экономическое образование, 2009. - 245 с.

.Портнов А. Какая польза от табака?. - Промышленные ведомости: экспертная общероссийская газета. - №9 (10) ноябрь 2006 г.

.Харламова, Ю.А. Российские государственные монополии и политика либерализации: (на примере реформирования железнодорожной отрасли) / Ю.А. Харламова // Власть. - 2007. - № 4. - С.64-70.

.Шаститко А. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2007. - № 8. С.27-35.

.Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности. - Вестник РГРТУ. № 3 (выпуск 25). Рязань, 2008 г., С.39-43.

.Экономическая теория: учебник. - 4-е издание, переработка и дополнение. - М.: Высшее образование, 2008. - 391с.

.Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт. Издат, 2009. - 399 с.

.Экономика: учебник/под ред. д-ра экон. наук, проф.А.С. Булатова - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Экономистъ, 2008. - 289 с.

.Экономическая теория (политэкономия) 4-е издание/ под редакцией Видяпина В.И. - Инфа-М, 2008. - 193 с.

.Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. - М., Юрайт-Издат, 2006. - 213 с.

.Якунин В.И., Сулакшина А.С., Ахметзянова И.Р. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации. - Журнал "Власть" №5, 2007. - С.39-42.

Похожие работы на - Основные характеристики государственного монополизма в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!