Лицензирование экспорта и импорта товаров

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,43 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лицензирование экспорта и импорта товаров













Контрольная работа

Лицензирование экспорта и импорта товаров

Содержание

1. Правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами

. Перечень товаров, подпадающих под лицензирование экспорта и импорта

. Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот в РФ

Литература

1. Правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами

Правила лицензирования определены Соглашением от 9 июня 2009 года между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ в целях реализации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, в целях установления единого торгового режима в отношении третьих стран (ратифицированы ФЗ № 300-ФЗ от 28.11.2009 г.).

Сфера действия

Соглашение определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - единый перечень).

Действие Соглашения не распространяется на экспорт и (или) импорт товаров, подлежащих экспортному контролю, на экспорт и импорт вооружений и военной техники, а также иной продукции военного назначения.

Основные понятия

В Соглашении используются понятия, определенные ст. 1 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, а также следующие понятия:

«генеральная лицензия» - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения Стороны и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве;

«исключительная лицензия» - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара;

«разовая лицензия» - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве;

«разрешение» - разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом и (или) импортом в определенном количестве;

«заявитель» - участник внешнеторговой деятельности, представляющий в уполномоченный государственный орган исполнительной власти государства Стороны документы в целях оформления лицензии или разрешения;

«исполнение лицензии» - фактический ввоз товаров на таможенные территории государств Сторон из третьих стран или вывоз товаров с таможенных территорий государств Сторон в третьи страны, в отношении которых произведено таможенное оформление на основании выданной лицензии.

Общие положения

. За рассмотрение заявления, выдачу лицензии или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уполномоченным органом взимается государственная пошлина (лицензионный сбор) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства Стороны. Размер государственной пошлины должен соответствовать стоимости оказываемых услуг.

. Лицензии и разрешения выдаются на каждый товар, классифицируемый в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в отношении которого введено лицензирование или наблюдение.

. Образцы подписей должностных лиц уполномоченных органов, наделенных правом подписи лицензий и разрешений, а также образцы оттисков печатей уполномоченных органов направляются в Комиссию для уведомления таможенных органов государств Сторон.

. Документы, представленные для оформления лицензии или разрешения, а также документы, подтверждающие исполнение лицензии, подлежат хранению в уполномоченных органах в течение 3 лет после окончания срока действия лицензии или разрешения либо даты принятия решения о прекращении или приостановлении действия лицензии.

По истечении указанного срока документы уничтожаются в порядке, установленном законодательством государства Стороны, где были выданы лицензия или разрешение.

. Уполномоченные органы осуществляют ведение баз данных о выданных лицензиях и разрешениях и представляют указанную информацию Комиссии в порядке и сроки, установленные Комиссией. Комиссия представляет данные о выданных лицензиях в таможенные органы государств Сторон.

. С даты наделения Комиссии соответствующими полномочиями по применению в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов государств Сторон, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами Комиссии предоставляется право вносить изменения в инструкцию об оформлении заявления о выдаче лицензии и оформлении лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и инструкцию об оформлении проекта разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такого разрешения, предусмотренные приложениями 1 и 2 к Соглашению.

Условия и порядок выдачи лицензий

. Уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон (далее - уполномоченные органы) (уполномоченный орган РФ - Минпромторг) выдаются следующие виды лицензий:

разовые;

генеральные;

исключительные.

Выдача уполномоченным органом генеральных и исключительных лицензий осуществляется в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия). Так, решением Комиссии Таможенного союза № 168 от 27 января 2010 года установлено:

генеральная лицензия на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, включенного в разделы 2.9, 2.10, 2.18, 2.24, 2.25, 2.27 Единого перечня товаров, выдается в соответствии с решениями правительств государств - участников Таможенного союза;

исключительная лицензия на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, включенного в раздел 2.26 Единого перечня, выдается участникам внешнеторговой деятельности, которые определяются в соответствии с законодательством государства-участника Таможенного союза.

. Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.

Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии.

Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии в каждом конкретном случае.

. Для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган представляются следующие документы:

заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии (далее - заявление), согласно приложению 1;

электронная копия заявления в формате, утвержденном Комиссией, созданная с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией форматом;

копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;

копия документа о постановке на учет в налоговом органе;

копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;

иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя.

Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе.

Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства Стороны, взимаемой за выдачу лицензии.

. В случаях, предусмотренных решением Комиссии, заявление до представления в уполномоченный орган направляется заявителем на согласование в соответствующий орган исполнительной власти государства Стороны, определенный Стороной на основании решения Комиссии.

. Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется уполномоченным органом на основании вышеперечисленных документов в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов.

. Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии;

несоблюдение требований, предусмотренных ст. 3 и 5 Соглашения;

прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;

нарушение международных обязательств государств Сторон, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;

исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары).

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.

. Уполномоченный орган оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств Сторон.

. Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера.

. В случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

. Уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях:

письменное обращение заявителя;

внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом;

выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии;

прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, на основании которых была выдана лицензия;

исполнение договора (контракта), на основании которого выдана лицензия, нарушает международные обязательства государств Сторон;

отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование;

несоблюдение владельцем лицензии установленных международными нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами государств Сторон условий выдачи лицензии;

непредставление владельцами генеральных и исключительных лицензий ежеквартального отчета, справки об исполнении лицензии .

Действие лицензии приостанавливается с даты принятия уполномоченным органом решения об этом.

Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено уполномоченным органом после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия. При этом приостановление действия лицензии не является основанием для ее продления.

Порядок приостановления или прекращения действия лицензии определяется Комиссией.

. В случае утраты лицензии уполномоченный орган выдает по письменному обращению заявителя и уплаты государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства Стороны, дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат».

Обращение, в котором разъясняются причины и обстоятельства утраты лицензии, составляется в произвольной форме.

Дубликат лицензии выдается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения.

. Владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии.

Владельцы разовых лицензий в течение 15 дней по истечении срока действия лицензии обязаны представлять в уполномоченный орган справку об исполнении лицензии.

. При снятии лицензии с контроля соответствующий таможенный орган государства Стороны выдает заявителю на основании его письменного обращения справку об исполнении лицензии в течение 5 рабочих дней.

Форма и порядок выдачи справки определяются Комиссией.

Условия и порядок выдачи разрешений

. Разрешения выдаются без ограничений всем заявителям.

. Оформление проекта разрешения и разрешения осуществляется в соответствии с инструкцией об оформлении проекта разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такого разрешения согласно приложению 2.

. Для получения разрешения заявитель представляет в уполномоченный орган проект разрешения в 1 экземпляре на бумажном носителе и электронную копию проекта разрешения в формате, утвержденном Комиссией, созданную с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией форматом.

Не допускается требовать для получения разрешения представления иных документов, кроме проекта разрешения и его электронной копии.

. Разрешение выдается в течение 3 рабочих дней со дня подачи проекта разрешения.

. Срок действия разрешения ограничивается календарным годом, в котором выдано разрешение.

. Внесение изменений в выданное разрешение не допускается.

. Уполномоченный орган оформляет оригинал разрешения, который выдается заявителю или его представителю, имеющему письменное подтверждение полномочий на его получение. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал разрешения в соответствующий таможенный орган, который при постановке разрешения на контроль выдает заявителю его копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

. Выданные разрешения не подлежат переоформлению на других заявителей.

. В случае утраты выданного разрешения уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней может выдать по письменному обращению заявителя дубликат разрешения, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат». При этом в обращении должны разъясняться причины и обстоятельства утраты разрешения. Обращение составляется в произвольной форме.

. При таможенном оформлении товаров, в отношении экспорта и (или) импорта которых введено наблюдение, заявитель помимо документов, необходимых для таможенных целей, предъявляет в таможенные органы оригинал разрешения.

Отсутствие разрешения является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами.

Приложение №1

Инструкция об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии

Общие положения

. Инструкция определяет порядок оформления заявления о выдаче лицензии на экспорт или импорт отдельных видов товаров (далее соответственно - заявление, лицензия) и оформления лицензии, выдаваемых уполномоченными органами исполнительной власти государств Сторон (далее - уполномоченные органы).

. При внесении в отдельные реквизиты кодированной информации для указания кодов применяются классификаторы нормативно-справочной информации, используемые для целей таможенного оформления (далее - классификаторы).

. Коды информации, указанной в п. 2 Инструкции, должны располагаться в правом верхнем углу поля реквизита, границы которого выделены знаком «|» (вертикальная черта).

Порядок оформления заявления

. Заявление оформляется заявителем на бумажном носителе и заполняется на печатающем устройстве по форме согласно приложению № 1.1 к Инструкции.

. Реквизиты заявления заполняются следующим образом:

Реквизит 1. «Заявление №»

Номер заявления содержит 13 знаков и формируется следующим образом:

знаки 1 и 2 - код альфа 2 государства - члена таможенного союза, регистрирующего заявление (Республика Беларусь - BY, Республика Казахстан - KZ, Российская Федерация - RU);

знаки 3 и 4 - 2 последние цифры года;

знаки 5 - 7 - номер печати (код) уполномоченного органа, регистрирующего заявление;

знаки 8 - 13 - порядковый номер заявления, присваиваемый уполномоченным органом в специальном журнале путем присвоения заявлению шестизначного регистрационного номера в порядке возрастания.

Реквизит заполняется уполномоченным органом, регистрирующим заявление;

Реквизит 2. «Период действия»

Указывается запрашиваемый заявителем период действия лицензии, который оформляется следующим образом:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

где:

ДД - число;

ММ - месяц;

ГГГГ - год.

Символы отделяются друг от друга точками (например, с 01.01.2008 по 31.12.2008);

Реквизит 3. «Тип лицензии»

Для запрашиваемого типа лицензии указывается вид лицензии и направление перемещения товара, где:

а) вид лицензии (левая часть реквизита):

генеральная - для оформления генеральной лицензии;

разовая - для оформления разовой лицензии;

исключительная - для оформления исключительной лицензии;

б) направление перемещения товара (правая часть реквизита):

экспорт - для оформления экспортной лицензии;

импорт - для оформления импортной лицензии.

Левая и правая части реквизита отделяются друг от друга знаком «|» (вертикальная черта).

Реквизит 4. «Контракт»

Указывается номер контракта (договора), дата его подписания.

Дата указывается в соответствии с требованиями, предусмотренными реквизитом 2 раздела.

В случае оформления заявления на генеральную и исключительную лицензии реквизит 4 не заполняется;

Реквизит 5. «Заявитель»

Указываются сведения о заявителе:

для юридических лиц - полное официальное наименование и юридический адрес. В правом верхнем углу указывается идентификационный номер налогоплательщика;

для индивидуальных предпринимателей и физических лиц - фамилия, имя, отчество и паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства). В правом верхнем углу указывается идентификационный номер налогоплательщика;

Реквизит 6

«Покупатель» - для оформления экспортной лицензии.

«Продавец» - для оформления импортной лицензии.

При этом в качестве покупателя указывается иностранный партнер, получающий от заявителя права на товар, а в качестве продавца - иностранный партнер, передающий такие права заявителю.

В случае оформления генеральной и исключительной лицензий делается запись «В соответствии с условиями контракта(ов) (договора(ов))»;

Реквизит 7

«Страна назначения» - для оформления экспортной лицензии.

«Страна отправления» - для оформления импортной лицензии.

В соответствии с классификатором «Страны мира и территории» указываются наименование страны назначения (при экспорте) или страны отправления (при импорте) и код альфа 2 страны.

В случае если в контракте (договоре) предусмотрено несколько стран назначения (отправления) или в случае оформления генеральной и исключительной лицензий, делается запись «В соответствии с условиями контракта (договора)» и код альфа 2 страны не указывается. В случае если эти несколько стран относятся к странам Европейского союза, делается запись «Страны ЕС» и код альфа 2 страны не указывается.

Реквизит 8

«Страна покупателя» - для оформления экспортной лицензии.

«Страна продавца» - для оформления импортной лицензии.

В соответствии с классификатором «Страны мира и территории» указываются наименование страны покупателя (продавца) и код альфа 2 страны.

В случае оформления генеральной и исключительной лицензий делается запись «В соответствии с условиями контракта(ов) (договора(ов))» и код альфа 2 страны не указывается;

Реквизит 9. «Валюта контракта»

В соответствии с классификатором «Валюты мира» указываются краткое наименование валюты контракта (договора) и ее код.

В случае оформления генеральной или исключительной лицензий делается запись «В соответствии с условиями контракта(ов) (договора(ов))» и код валюты не указывается;

Реквизит 10. «Стоимость»

Указывается стоимость товара в валюте контракта (договора).

Если стоимость имеет дробные единицы, то она округляется до целой величины по правилам округления.

В случае оформления генеральной и исключительной лицензий стоимость не указывается;

Реквизит 11. «Статистическая стоимость»

Указывается стоимость товара в долларах США в соответствии с договором (контрактом).

Пересчет стоимости товара, выраженной в отличных от долларов США валютах, в доллары США производится в соответствии с паритетом валют (стоимостное соотношение валюты, указанной в контракте, к доллару США по курсу, определенному Национальным банком Стороны на дату подписания контракта (договора)).

Если стоимость имеет дробные единицы, то она округляется до целой величины по правилам округления.

Для генеральных и исключительных лицензий указывается ориентировочная стоимость;

Реквизит 12. «Страна происхождения»

В соответствии с классификатором «Страны мира и территории» указывается наименование страны происхождения и код альфа 2 страны.

В случае если в контракте (договоре) предусмотрено несколько стран происхождения или в случае оформления генеральной и исключительной лицензий, делается запись «В соответствии с условиями контракта(ов) (договора(ов))» и код альфа 2 страны не указывается. В случае если эти несколько стран относятся к странам Европейского союза, делается запись «Страны ЕС» и код альфа 2 страны не указывается.

Под страной происхождения понимается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной доработке (переработке).

Реквизит 13. «Количество»

Указывается количество товара в единицах измерения, предусмотренных реквизитом 14 (для весовых единиц - вес нетто).

Под весом нетто понимается вес товара без упаковки, определяемый в соответствии с техническими регламентами и (или) нормативными документами по стандартизации и другими актами законодательства.

Реквизит 14. «Единица измерения»

В соответствии с классификатором «Единицы измерения» указывается сокращенное наименование единицы измерения товара (основной и дополнительной) в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ЕТН ВЭД).

При наличии 2 единиц измерения указание количества товара - построчное;

Реквизит 15. «Код товара по ЕТН ВЭД и его описание»

Указывается описание товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД. Описание товара должно позволять произвести идентификацию товара к одному 10-значному классификационному коду по ЕТН ВЭД. Описание товара должно включать его наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование).

В случае если вся информация не помещается в поле реквизита 15, ее часть может быть перенесена в поле реквизита 16.

Если к заявлению прилагается приложение по форме согласно приложению № 2 к Инструкции, в поле реквизита 15 указывается описание товара, позволяющее произвести идентификацию товара к одному 10-значному классификационному коду по ЕТН ВЭД и делается запись «см. приложение на ... листах)»;

Реквизит 16. «Дополнительная информация»

Используется по мере необходимости. В поле этого реквизита могут заноситься сведения, связанные с необходимостью уточнения и расшифровки реквизитов 7, 8, 12, 13 и 14 заявления, а также номера и даты всех изменений, вносимых в контракт (договор), подписанных на день оформления заявления;

Реквизит 17. «Основание для выдачи лицензии»

Указываются:

номера и даты решений Комиссии, номера и даты нормативных правовых актов Стороны или уполномоченных международных органов, являющихся основанием для выдачи лицензии (в случае принятия таких решений);

номера и даты контрактов (договоров) между заявителем и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник;

номер и дата документа, подтверждающего выделение квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары);

Реквизит 18. «Уполномоченное лицо заявителя»

Ставится подпись уполномоченного лица заявителя, предусмотренного реквизитом 5, удостоверенная печатью, указываются его фамилия, инициалы, должность и дата оформления заявления.

Порядок оформления лицензии

. Уполномоченные органы с использованием программного обеспечения, разработанного комиссией таможенного союза, оформляют лицензию по унифицированной форме согласно приложению № 1.3 к Инструкции на специальной защищенной от подделки бумаге.

При этом реквизиты лицензии заполняются следующим образом:

Реквизит 1. «Лицензия №»

Указывается номер лицензии.

Номер содержит 16 знаков и формируется следующим образом:

знаки 1 - 3 - номер списка (категории) товара, на основании которого определяется порядок оформления заявления;

знаки 4 и 5 - код альфа 2 государства - члена таможенного союза, регистрирующего заявление (Республика Беларусь - BY, Республика Казахстан - KZ, Российская Федерация - RU);

знаки 6 и 7 - 2 последние цифры года;

знаки 8 - 10 - номер печати (код) уполномоченного органа, регистрирующего заявление;

знаки 11 - 16 - порядковый номер заявления, присвоенный уполномоченным органом в специальном журнале регистрации заявлений;

Реквизит 2. «Период действия»

Указывается период действия лицензии (заполняется по аналогии с реквизитом 2 заявления, указанного в п. 5 Инструкции);

Реквизит 3. «Тип лицензии»

Указывается вид лицензии и направление перемещения товара (реквизит заполняется по аналогии с реквизитом 3 заявления, указанного в пункте 5 инструкции);

Реквизиты 4 - 14 и 16 заполняются по аналогии с реквизитами 4 - 14 и 16 заявления, указанными в п. 5 Инструкции.

Реквизит 15. «Код товара по ЕТН ВЭД и его описание»

Указывается описание товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД (реквизит заполняется по аналогии с реквизитом 15 заявления, указанного в п. 5 Инструкции).

Если к лицензии прилагается приложение по форме согласно приложению № 4 к инструкции, в поле реквизита 15 указывается описание товара, позволяющее произвести идентификацию товара к одному 10-значному классификационному коду по ЕТН ВЭД и делается запись «(см. приложение на ... листах)»;

Реквизит 17. «Основание для выдачи лицензии»

Указываются:

номера и даты решений Комиссии, номера и даты нормативных правовых актов Стороны или уполномоченных международных органов, являющихся основанием для выдачи лицензии (в случае принятия таких решений);

номера и даты контрактов (договоров) между заявителем и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник;

другая необходимая информация, обосновывающая выдачу лицензии;

Реквизит 18. «Уполномоченное лицо»

Ставится подпись должностного лица уполномоченного органа, уполномоченного подписывать лицензию, удостоверенная печатью, указываются его фамилия, инициалы, должность и дата подписания.

. В целях дополнительной защиты от подделки внизу бланка лицензии за пределами заполненных граф может располагаться штриховой код, содержащий данные, предусмотренные основными реквизитами лицензии.

Приложение 1.1

Заявлениео выдаче лицензии на экспорт отдельных видов товаров

1. Заявление2. Период действия№с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ3. Тип лицензии4. КонтрактЭКСПОРТ№от5. Заявитель6. Покупатель7. Страна назначения8. Страна покупателя9. Валюта контракта10. Стоимость11. Статистическаястоимость12. Страна происхождения13. Количество14. Единицаизмерения15. Код товара по ЕТН ВЭД и его описание16. Дополнительная информация17. Основание для выдачи лицензии18. Уполномоченное лицо заявителяФ.И.О.ДолжностьТелефонПодпись и печатьДата

Заявлениео выдаче лицензии на импорт отдельных видов товаров

1. Заявление2. Период действия№с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ3. Тип лицензии4. КонтрактИМПОРТ№от5. Заявитель6. Продавец7. Страна назначения8. Страна продавца9. Валюта контракта10. Стоимость11. Статистическаястоимость12. Страна происхождения13. Количество14. Единицаизмерения15. Код товара по ЕТН ВЭД и его описание16. Дополнительная информация17. Основание для выдачи лицензии18. Уполномоченное лицо заявителяФ.И.О.ДолжностьТелефонПодпись и печатьДата

Приложение 1.2

Приложение к заявлению о выдаче лицензии на экспорт или импорт отдельных видов товаров

Приложение к заявлению №от№ п/пОписание товараколичествоЕдиница измерениястоимость№ п/пОписание товараколичествоЕдиница измерениястоимость№ п/пОписание товараколичествоЕдиница измерениястоимость18. Уполномоченное лицо заявителяФ.И.О.Всего листовЛист №ДолжностьПодпись и печатьДатаПриложение 1.3

Лицензия на экспорт отдельных видов товаров

Уполномоченный государственный орган исполнительной власти государства -участника таможенного союза1. Лицензия №2. Период действияс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ3. Тип лицензии4. КонтрактЭКСПОРТ№от5. Заявитель6. Покупатель7. Страна назначения8. Страна покупателя9. Валюта контракта10. Стоимость11. Статистическаястоимость12. Страна происхождения13. Количество14. Единицаизмерения15. Код товара по ЕТН ВЭД и его описание16. Дополнительная информация17. Основание для выдачи лицензии18. Уполномоченное лицоФ.И.О.ДолжностьТелефонПодпись и печатьДата

Лицензия на импорт отдельных видов товаров

Уполномоченный государственный орган исполнительной власти государства -участника таможенного союза1. Лицензия №2. Период действияс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ3. Тип лицензии4. КонтрактИМПОРТ№от5. Заявитель6. Продавец7. Страна назначения8. Страна продавца9. Валюта контракта10. Стоимость11. Статистическаястоимость12. Страна происхождения13. Количество14. Единицаизмерения15. Код товара по ЕТН ВЭД и его описание16. Дополнительная информация17. Основание для выдачи лицензии18. Уполномоченное лицоФ.И.О.ДолжностьПодпись и печатьДата

товар экспорт импорт лицензия

Приложение 1.4

Приложение к лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров

Уполномоченный государственный орган исполнительной власти государства -участника таможенного союзаПриложение к лицензии №от№ п/пОписание товараколичествоЕдиница измерениястоимость№ п/пОписание товараколичествоЕдиница измерениястоимость№ п/пОписание товараколичествоЕдиница измерениястоимость18. Уполномоченное лицоФ.И.О.Всего листовЛист №ДолжностьПодпись и печатьДата

Приложение №2

Инструкция об оформлении проекта разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такого разрешения

1. Инструкция определяет порядок оформления проекта разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформления такого разрешения, выдаваемого уполномоченными органами исполнительной власти государств Сторон (далее соответственно - разрешение, уполномоченные органы).

. При внесении в отдельные реквизиты кодированной информации для указания кодов применяются классификаторы нормативно-справочной информации, используемые для целей таможенного оформления (далее - классификаторы).

. Коды информации, указанной в п. 2 Инструкции, должны располагаться в правом верхнем углу поля реквизита, границы которого выделены знаком «|» (вертикальная черта).

. Проект разрешения оформляется заявителем на бумажном носителе, заполняется на печатающем устройстве по форме согласно приложению к Инструкции.

. Уполномоченные органы с использованием программного обеспечения, разработанного Комиссией таможенного союза, оформляют разрешение по форме, предусмотренной приложением к инструкции, на специальной, защищенной от подделки бумаге.

. Реквизиты разрешения заполняются следующим образом:

Реквизит 1. «Разрешение №».

Номер разрешения содержит 12 знаков и формируется следующим образом:

знаки 1 и 2 - код альфа 2 государства - члена таможенного союза, регистрирующего заявление (Республика Беларусь - BY, Республика Казахстан - KZ, Российская Федерация - RU);

знаки 3 и 4 - две последние цифры года;

знаки 5 - 7 - номер печати (код) уполномоченного органа, регистрирующего разрешение;

знаки 8 - 12 - порядковый номер разрешения, присваиваемый уполномоченным органом в специальном журнале путем присвоения разрешению 5-значного регистрационного номера в порядке возрастания.

Номер разрешения заполняется уполномоченным органом после регистрации проекта разрешения в специальном журнале путем присвоения 5-значного регистрационного номера в порядке возрастания с начала календарного года (например, 00001);

Реквизит 2. «Период действия»

Указывается запрашиваемый заявителем период действия разрешения, который оформляется следующим образом:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

где:

ДД - число;

ММ - месяц;

ГГГГ - год.

Символы отделяются друг от друга точками (например, с 01.01.2008 по 31.12.2008);

Реквизит 3. «Тип разрешения»

Указывается направление перемещения товара:

ЭКСПОРТ - для оформления разрешения на экспорт товара;

ИМПОРТ - для оформления разрешения на импорт товара;

Реквизит 4. «Контракт»

Указываются номер контракта (договора) и дата его подписания.

Дата указывается в соответствии с требованиями, предусмотренными реквизитом 2;

Реквизит 5. «Заявитель»

Указываются сведения о заявителе:

для юридических лиц - полное официальное наименование, юридический адрес. В правом верхнем углу печатается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

для индивидуальных предпринимателей и физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, местожительство). В правом верхнем углу указывается ИНН;

Реквизит 6

«Покупатель» - для оформления экспортного разрешения.

«Продавец» - для оформления импортного разрешения.

Указываются полное официальное наименование и полный адрес иностранного партнера, являющегося контрагентом заявителя по договору (контракту), предусматривающему передачу прав на товар, указанный в договоре (контракте), с соблюдением языка договора (контракта).

При этом в качестве «Покупателя» указывается иностранный партнер, получающий от заявителя права на товар, в качестве «Продавца» - передающий такие права заявителю;

Реквизит 7

«Страна назначения» - для оформления экспортного разрешения.

«Страна отправления» - для оформления импортного разрешения.

В соответствии со справочником «Страны мира и территории» указываются наименование страны назначения (при экспорте) или страны отправления (при импорте) и код альфа 2 страны.

Если в контракте (договоре) предусмотрено несколько стран назначения (отправления), делается запись «В соответствии с условиями контракта(ов) (договора(ов))», код альфа 2 страны не указывается. Если эти несколько стран относятся к странам Европейского союза, делается запись «Страны ЕС» и код альфа 2 страны не указывается;

Реквизит 8

«Страна покупателя» - для оформления экспортного разрешения.

«Страна продавца» - для оформления импортного разрешения.

В соответствии с классификатором указываются наименование страны покупателя (продавца) и код альфа 2 страны;

Реквизит 9. «Валюта контракта»

В соответствии с классификатором валют указываются краткое наименование валюты контракта (договора) и ее код;

Указывается стоимость товара в валюте контракта (договора).

Если стоимость имеет дробные единицы, то она округляется до целой величины по правилам округления;

Реквизит 11. «Статистическая стоимость»

Указывается стоимость товара в долларах США в соответствии с договором (контрактом).

Пересчет стоимости товара, выраженной в отличных от долларов США валютах, в доллары США производится в соответствии с паритетом валют (стоимостное соотношение валюты, указанной в контракте, к доллару США по курсу, определенному Национальным банком государства Стороны на дату подписания контракта (договора).

Если стоимость имеет дробные единицы, то она округляется до целой величины по правилам округления;

Реквизит 12. «Страна происхождения»

В соответствии со справочником «Страны мира и территории» указываются наименование страны происхождения и код альфа 2 страны.

Если в контракте (договоре) предусмотрено несколько стран происхождения, делается запись «В соответствии с условиями контракта (договора)», код альфа 2 страны не указывается. Если эти несколько стран относятся к странам Европейского союза, делается запись «Страны ЕС» и код альфа 2 страны не указывается.

Под страной происхождения понимается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной доработке (переработке);

Реквизит 13. «Количество»

Указывается количество товара в предусмотренных реквизитом 14 единицах измерения (для весовых единиц - вес нетто).

Под весом нетто понимается вес товара без упаковки, определяемый в соответствии с техническими регламентами и/или нормативными документами по стандартизации и другими актами законодательства;

Реквизит 14. «Единица измерения»

Указывается сокращенное наименование единицы измерения товара (основной и дополнительной) в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ЕТН ВЭД).

При наличии 2 единиц измерения указание количества товара - построчное;

Реквизит 15. «Код товара по ЕТН ВЭД и его описание»

Указываются описание товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД. Описание товара должно позволять произвести идентификацию товара к одному 10-значному классификационному коду по ЕТН ВЭД. Описание товара должно включать его наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование).

В случае если вся информация не помещается в поле реквизита 15, часть этой информации может быть перенесена в поле реквизита 16;

Реквизит 16. «Дополнительная информация»

Используется по мере необходимости. В поле этого реквизита заносятся сведения, связанные с необходимостью уточнения и расшифровки реквизитов 7, 8, 12, 13 и 14, а также заносятся номера и даты всех изменений, вносимых в контракт (договор), подписанных на момент оформления проекта разрешения;

Реквизит 17. «Уполномоченное лицо заявителя»

Ставится подпись уполномоченного лица заявителя, указанного в реквизите 5, удостоверенная печатью, указываются его фамилия, инициалы, должность и дата оформления проекта разрешения.

При оформлении разрешения указываются фамилия, инициалы, должность уполномоченного лица заявителя, дата оформления проекта разрешения, а также делается запись «подпись и печать имеются»;

Реквизит 18. «Уполномоченное лицо»

Ставится подпись должностного лица уполномоченного органа, уполномоченного подписывать разрешение, удостоверенная печатью, указываются его фамилия, инициалы, должность и дата подписания.

. В целях дополнительной защиты от подделки внизу бланка лицензии за пределами заполненных граф может располагаться штриховой код, содержащий данные, указанные в основных реквизитах лицензии.

Приложение 2.1

Проект разрешения на экспорт отдельных видов товаров и разрешение на их экспорт

Уполномоченный государственный орган исполнительной власти государства -участника таможенного союза1. Разрешение2. Период действия№с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ3. Тип лицензии4. КонтрактЭКСПОРТ№от5. Заявитель6. Покупатель7. Страна назначения8. Страна покупателя9. Валюта контракта10. Стоимость11. Статистическаястоимость12. Страна происхождения13. Количество14. Единицаизмерения15. Код товара по ЕТН ВЭД и его описание16. Дополнительная информация17. Уполномоченное лицо заявителя18. Уполномоченное лицоФ.И.О.Ф.И.О.ДолжностьДолжностьТелефонПодпись и печатьДатаПодпись и печатьДата

Проект разрешения на импорт отдельных видов товаров и разрешение на их импорт

Уполномоченный государственный орган исполнительной власти государства -участника таможенного союза1. Разрешение2. Период действия№с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ3. Тип лицензии4. КонтрактИМПОРТ№от5. Заявитель6. Продавец7. Страна отправления8. Страна продавца9. Валюта контракта10. Стоимость11. Статистическаястоимость12. Страна происхождения13. Количество14. Единицаизмерения15. Код товара по ЕТН ВЭД и его описание16. Дополнительная информация17. Уполномоченное лицо заявителя18. Уполномоченное лицоФ.И.О.Ф.И.О.ДолжностьДолжностьТелефонПодпись и печатьДатаПодпись и печатьДата

2. Перечень товаров, подпадающих под лицензирование экспорта и импорта

В настоящее время перечень таких товаров утвержден решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132 «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений» В указанный перечень не включены товары, являющиеся объектами экспортного контроля и продукция военного назначения.

Перечень товаров, подпадающих под лицензирование:

№ п/п№ раздела Единого перечня товаровНаименование товараГос. орган, выдающий лицензию12.1Озоноразрушающие вещества и продукция их содержащая, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозеЛицензия Минпромторга России22.2Химические средства защиты растений, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при импортеРазовая лицензия Минпромторга России32.3Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозеЛицензия Минпромторга России42.4Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозеЛицензия Минпромторга России52.5Дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспортеЛицензия Минпромторга России62.6Дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспортеЛицензия Минпромторга России72.7Виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозеЛицензия Минпромторга России82.8Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений их частей и (или) дериватов, включенных в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозеЛицензия Минпромторга России92.9Драгоценные металлы и драгоценные камни, экспорт которых с территории Таможенного союза ограниченЛицензия Минпромторга России102.10Необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, экспорт которых с территории Таможенного союза ограниченЛицензия Минпромторга России112.11Виды минерального сырья, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозеЛицензия Минпромторга России122.12Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензийЛицензия Минпромторга России132.13Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозеЛицензия Минпромторга России142.14Лекарственные средства и фармацевтические субстанции, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозеЛицензия Минпромторга России152.15Лекарственные средства, применяемые в ветеринарии, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозеРазовая лицензия Минпромторга России162.16Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров, ограниченные к ввозу на Таможенную территорию таможенного союзаЛицензия Минпромторга России172.17Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории Таможенного союза ограниченРазовая лицензия Минпромторга России182.18Этиловый спирт и алкогольная продукция, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при импортеЛицензия Минпромторга России192.19Шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории Таможенного союза ограниченРазовая лицензия Минпромторга России202.20Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозеЛицензия Минпромторга России212.21Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозеЛицензия Минпромторга России222.22Служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, ограниченное для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союзаЛицензия Минпромторга России232.23Информация о недрах, ограниченная к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозеЛицензия Минпромторга России

Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами утвержден распоряжением Правительства РФ от 23.09.10 № 1567-р.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами

Федеральный орган исполнительной властиНаименование группы товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз (раздел Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами)Росприроднадзоропасные отходы (1.2, 2.3)Ростехнадзорядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ (2.13)Россельхознадзорхимические средства защиты растений (2.2)лекарственные средства, применяемые в ветеринарии (2.15)Росприроднадзорколлекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии (2.4)дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды) (2.5)дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения (2.6)редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их частей и (или) дериватов, включенных в Красную книгу Российской Федерации (2.8)минеральное сырье (2.11)информация о недрах (2.23)озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая (1.1, 2.1)Росохранкультураколлекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии (2.4)культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов (2.20)служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему (2.22)Минфин Россиидрагоценные металлы и драгоценные камни (2.9)необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы (2.10)ФСКН Россиинаркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (2.12)Росздравнадзорнаркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (2.12)лекарственные средства и фармацевтические субстанции (2.14)органы и ткани человека, кровь и ее компоненты (2.21)Роскомнадзор Минобороны России ФСО Россиирадиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения (2.16)ФСБ Россииспециальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации (2.17)шифровальные (криптографические) средства (2.19)МВД Россиислужебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему (2.22)

Примечание. Наименования групп товаров соответствуют Единому перечню товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и положениям о применении ограничений, утвержденных Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132.

3. Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот в РФ

Наиболее жесткой формой нетарифных барьеров, после запрета, является введение квотирования. Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени.

Во внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие квоты:

общие, определяемые для государственных нужд;

естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

исключительные, вводимые в особых случаях, связанные с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

Тарифная квота (контингент) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.

Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), либо Правительством страны для:

обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров;

ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;

предупреждения истощения природных ресурсов;

достижения военно-политических целей.

Импортные квоты ограничивают количество продукции, разрешенной для ввоза. Они вводятся для:

защиты национального производства;

достижения сбалансированности торгового баланса;

регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;

реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.

Если при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, то при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам. Но и в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта по следующим причинам:

квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен;

квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями;

использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям.

В рамках установленных квот экспорт и импорт товаров может осуществляться только по лицензиям.

Распределение квот между участниками ВТД осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов по их продаже.

Положение «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений» утвержден постановлением Правительства РФ № 1299 от 31 октября 1996 года «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».

Целью Положения является организация согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по выполнению решений Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта, а также обеспечение равенства участников внешнеторговой деятельности, защита их прав и законных интересов при проведении конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.

Понятия, используемые в Положении, означают следующее:

«общая квота» - количественные ограничения экспорта и импорта, вводимые Правительством РФ;

«квота» - доля общей квоты, определяемая Министерством промышленности и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и доводимая до Комиссии с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе. Объемы квот на товары, выставляемые на конкурс или аукцион, устанавливаются Комиссией;

«открытый конкурс» - конкурс, в котором могут принимать участие любые участники внешнеторговой деятельности. По решению Комиссии открытый конкурс может проводиться с предварительной квалификацией;

«закрытый конкурс» - конкурс, в котором могут принимать участие только российские участники внешнеторговой деятельности, получившие официальное приглашение Комиссии;

Способ размещения (конкурс или аукцион) экспортных или импортных квот определяется Правительством РФ при принятии решения о введении количественных ограничений экспорта и импорта.

Организация проведения конкурсов и аукционов возлагается на Комиссию в соответствии с Положением об этой Комиссии.

Конкурсы

Решение о форме проведения конкурса принимает Комиссия.

Организация и порядок проведения конкурса включают в себя следующие этапы:

определение предмета конкурса;

определение формы проведения конкурса (открытый, закрытый);

подготовка и публикация в средствах массовой информации объявления о проведении конкурса;

определение потенциальных участников закрытого конкурса и направление им приглашений;

составление инструктивных материалов с целью проведения предварительной квалификации претендентов для допуска к участию в открытом конкурсе;

подготовка конкурсной документации с привлечением консультантов и распространение ее среди претендентов на коммерческих условиях;

прием конкурсных предложений от претендентов;

проведение предварительной квалификации;

оценка поступивших конкурсных предложений и выявление победителя конкурса;

подписание с победителем конкурса соглашения об условиях и порядке реализации квоты.

График проведения конкурса, номенклатура товаров и объем квот определяются Комиссией.

Объявление о проведении конкурса публикуется Комиссией в средствах массовой информации не менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.

При проведении закрытого конкурса его потенциальным участникам рассылаются официальные приглашения по почте или факсимильной связью.

Конкурсная документация включает:

инструкцию по проведению конкурса;

техническую часть документации;

коммерческую часть документации;

типовое соглашение между Министерством промышленности и торговли РФ и победителем конкурса об условиях и порядке реализации квоты.

Инструкция по проведению конкурса предусматривает порядок подготовки и приема конкурсных предложений, их оценки, получения конкурсной документации, вскрытия конвертов, объявления результатов конкурса и проведения переговоров с победителем конкурса.

Техническая часть конкурсной документации представляет собой спецификацию товара, квота на который предлагается участникам конкурса.

Коммерческая часть конкурсной документации включает сведения в отношении:

цены товара и порядка ее определения;

условий поставки;

условий платежа и графика платежей;

источников финансирования сделки;

расчетов эффективности поставок товара;

размера отчислений в федеральный бюджет.

Конкурсные предложения кроме конкурсной документации должны включать следующие документы и информацию об участнике конкурса:

реквизиты участника конкурса (юридический адрес, телефон, телекс, телефакс, номер счета в банке);

копии учредительных и регистрационных документов;

производственные и финансовые показатели за предыдущий год;

письмо уполномоченного банка о платежеспособности участника конкурса;

фамилии лиц, уполномоченных действовать от имени участника конкурса и обладающих правом подписи документов от его имени;

копию балансового отчета участника конкурса на дату, предшествующую дате проведения конкурса;

справку о заключенных за последние 12 месяцев контрактах (по товарам или товарным группам) с указанием их основных условий, а также иностранных контрагентов.

К конкурсному предложению прилагается действующая банковская гарантия или платежный документ, подтверждающий внесение участником конкурса на специальный счет Министерства промышленности и торговли РФ безусловного и безотзывного задатка, свидетельствующего о серьезности намерения претендента участвовать в конкурсе и обеспечивающего выполнение условий конкурса. Размер задатка определяется Комиссией по предложению Министерства промышленности и торговли РФ, согласованному с Министерством финансов РФ.

К участию в конкурсе не допускаются следующие претенденты:

находящиеся в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства;

сообщившие о себе недостоверные сведения;

не представившие банковскую гарантию или платежный документ.

Решение об отказе в допуске к участию в конкурсе принимается Комиссией.

Датой проведения конкурса является дата, указанная в объявлении, опубликованном Комиссией в средствах массовой информации (для открытого конкурса), либо дата, указанная в официальном приглашении, рассылаемом участнику конкурса по почте или факсимильной связью (для закрытого конкурса).

Комиссия может принимать решение о продлении срока представления конкурсных предложений, которое распространяется на всех участников конкурса.

Конкурсные предложения принимаются только в опечатанных двойных конвертах. Во внешнем конверте содержится сопроводительное письмо с приложением банковской гарантии или платежного документа. Во внутренний конверт вкладывается конкурсное предложение. На внешнем конверте указываются наименование и адрес Комиссии. Вскрытие конвертов производится на заседании Комиссии.

Конкурсные предложения должны храниться в специальном сейфе. Внешний конверт регистрируется Комиссией с указанием даты и времени получения.

Полученные после открытия конкурса конкурсные предложения не рассматриваются. Участники конкурса не могут вносить изменения по своей инициативе во внесенные ими конкурсные предложения или отзывать их не позднее чем за 3 дня до начала работы Комиссии.

Срок рассмотрения конкурсных предложений определяется Комиссией с момента вскрытия конвертов. При рассмотрении предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяется наличие необходимых документов и правильность их оформления.

Оценка конкурсных предложений проводится в течение срока, определенного Комиссией. Участники конкурса или их представители не могут присутствовать при оценке конкурсных предложений. В ходе оценки Комиссия имеет право вызывать претендентов для дачи пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и подтверждения.

Комиссия может привлекать для оценки конкурсных предложений консультантов.

Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений не сообщается лицам, не имеющим отношения к процедуре оценки. Члены Комиссии и консультанты несут ответственность за разглашение этой информации.

По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается участникам внешнеторговой деятельности, способным реализовать квоту на наиболее выгодных для РФ экономических условиях. В результате оценки Комиссия расставляет претендентов по степени соответствия конкурсных предложений критериям, содержащимся в конкурсной документации, и определяет победителя конкурса. Решение Комиссии оформляется в виде протокола.

В протоколе указываются:

наименование победителя конкурса;

состав Комиссии;

результаты голосования;

водная таблица конкурсных предложений участников конкурса;

сроки подписания соглашения с победителем конкурса.

Протокол подлежит утверждению председателем Комиссии.

Основными критериями отбора при рассмотрении конкурсных предложений являются:

сроки внесения и размер поступлений и платежей в федеральный бюджет;

отсутствие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;

гарантии выполнения условий конкурса;

опыт работы участника конкурса с данным товаром во внешнеторговой сфере.

Комиссия не возвращает победителю задаток в случае, если он откажется заключить соглашение на условиях, изложенных в конкурсном предложении.

Издержки по организации и проведению конкурса, а также услуги консультантов оплачиваются из средств, внесенных участниками конкурса за приобретенную конкурсную документацию.

на конкурс поступило менее 2 конкурсных предложений;

представленные конкурсные предложения не содержат банковских гарантий или платежных документов, и не отвечают требованиям бюджетной эффективности при экспорте или импорте товара;

сведения, содержащиеся в документах, представленных участниками конкурса, являются недостоверными.

Комиссия не принимает претензий от участников конкурса и не несет имущественной или иной юридической ответственности перед ними при объявлении конкурса несостоявшимся. В этих случаях задаток возвращается участникам конкурса.

Если в ходе переговоров Комиссии с победителем конкурса он выдвигает неприемлемые условия, Комиссия вправе начать переговоры с участником, занявшим последующее место.

Выписка из протокола о победителе конкурса является документом, подтверждающим его права на оформление лицензии в установленном порядке.

Комиссия не обязана мотивировать свой выбор перед участниками конкурса.

Комиссия в срок не позднее 5 дней с даты определения победителя конкурса направляет в его адрес уведомление, которое является официальным приглашением к подписанию соглашения между ним и Министерством промышленности и торговли РФ.

После проведения конкурса Комиссия возвращает задаток его участникам (за исключением победителя). Задаток возвращается в течение установленного Комиссией срока с момента объявления победителя конкурса, но этот срок не может превышать 5 банковских дней.

Задаток победителя конкурса засчитывается в счет исполнения обязательств по заключаемому между ним и Министерством промышленности и торговли РФ соглашению об условиях и порядке реализации квоты.

Комиссия не возвращает участнику конкурса задаток в случае, если он отзовет свое конкурсное предложение после окончания срока приема конкурсных предложений или изменит его в процессе проведения конкурса.

В случае если конкурс не состоялся в результате недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных его участниками, Комиссия может повторно провести конкурс по размещению тех же квот.

Аукционы

Аукционная продажа квот производится российскими товарными биржами (далее именуются - биржи) на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством промышленности и торговли РФ. Комиссия информирует биржи об установленных Правительством РФ общих квотах, предназначенных для продажи.

Объявление о проведении аукциона должно быть сделано биржей не менее чем за 30 дней до его проведения.

При организации и проведении аукционов:

биржам запрещается осуществлять координацию деятельности между участниками аукциона, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции;

все участники аукциона должны быть ознакомлены с правилами аукциона в приемлемый срок до начала его проведения;

исключение из состава участников лиц, имеющих право участвовать в аукционе, может быть осуществлено только в случаях нарушения ими установленных правил проведения аукциона;

ни одному из участников аукциона не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе по доступу к конфиденциальной информации и по уменьшению платы за участие в аукционе;

в аукционе должны участвовать не менее 3 лиц и/или групп лиц;

одно лицо (группа лиц) не может в ходе одного аукциона приобрести более 35 процентов объема квоты, выставляемой на продажу.

Биржи обязаны:

не разглашать коммерческую тайну участников аукциона;

направлять в Комиссию и предоставлять участникам аукциона достоверную информацию о проведении аукциона;

до начала торгов утвердить правила их проведения и направить их в Комиссию.

Нарушение правил, установленных настоящим пунктом, является основанием для признания аукциона несостоявшимся. Квоты, проданные на аукционе, который признан Комиссией несостоявшимся, считаются неиспользованными и размещаются для их последующей продажи.

Комиссия исходя из специфики товара, выставляемого на аукцион, и особых условий экспорта или импорта (международные обязательства РФ и другие аналогичные причины) может определять круг участников внешнеторговой деятельности, допускаемых к аукциону.

На основании поступивших заявок и оценки эффективности ранее проведенных биржами аукционов Комиссия определяет объемы квот для аукционной продажи на биржах, устанавливает стартовую цену лотов, информирует заинтересованные биржи о выделенных им для продажи квотах и одновременно доводит эти сведения до уполномоченных Министерства промышленности и торговли РФ в соответствующих регионах.

Аукционная продажа квот осуществляется в течение срока, указанного Комиссией при доведении квот до бирж.

При организации и проведении аукционов биржи обязаны представлять в Комиссию график проведения аукционов и протоколы об их результатах, которые направляются также Министерству промышленности и торговли РФ и Федеральной таможенной службе.

В случае если выставленные на аукцион лоты не были реализованы, Комиссия совместно с биржей не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока действия квоты анализирует причины данной ситуации и принимает решение по ее исправлению.

Победитель аукциона и руководство биржи подписывают в день проведения аукциона протокол о его результатах, который имеет силу договора. Победителю аукционной продажи квот Министерство промышленности и торговли РФ через своего уполномоченного в соответствующем регионе выдает сертификат на основании банковского подтверждения об оплате аукционной стоимости лота в срок не более 10 банковских дней со дня проведения торгов. По истечении этого срока лот выставляется для повторной аукционной продажи.

Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться.

При повторной аукционной продаже срок действия сертификата не изменяется.

В случае утери сертификатов их дубликаты не выдаются.

Владелец сертификата имеет право передавать его для повторной аукционной продажи, сдав его организатору аукциона, на котором он был приобретен.

Контроль за правильностью проведения повторной аукционной продажи сертификатов возлагается на биржи, которые информируют Комиссию о переразмещении квот.

Выдача лицензии победителю аукциона осуществляется Министерством промышленности и торговли РФ на основании полученного им сертификата и заявления экспортера или импортера на один вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Выданные лицензии не подлежат передаче другим лицам.

В случае оформления лицензии на часть приобретенной на аукционе квоты владелец сертификата лишается права аукционной продажи оставшейся ее части, которая доводится Министерством промышленности и торговли РФ до Комиссии для ее повторной продажи на аукционе.

Средства, полученные от аукционной продажи квот, перечисляются в федеральный бюджет. При проведении повторной аукционной продажи сертификата полученные средства (если их размер ниже или не превышает первоначальной суммы) поступают на счет продавца.

За проведение работ, связанных с ведением федерального банка данных, оформлением, переоформлением (по итогам повторной продажи) и выдачей сертификатов, взимается плата. Размер и порядок взимания платы определяются Комиссией по согласованию с Министерством финансов РФ. Платежи осуществляются на текущий счет Министерства промышленности и торговли РФ.

В случае если победитель аукциона не сумел в установленные сроки реализовать экспортные или импортные квоты, приобретенные им на аукционе, средства, внесенные в федеральный бюджет или на расчетные счета владельцев сертификатов (при их повторной продаже), возврату не подлежат.

Копии сертификатов и лицензий передаются в федеральный банк данных Министерства промышленности и торговли РФ и Федеральной таможенной службе в 10-дневный срок после оформления сертификатов и лицензий

Литература:

1. 4-е издание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, 2007.

. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006. № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

. Постановление Правительства РФ от 08.05.2002. № 298 «О подписании Соглашения об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств - членов Евразийского экономического сообщества».

. Соглашение о Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (с изменениями на 04.07.99.).

. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.:Ось - 89, 2006.

. Таможенный тариф Российской Федерации. - М.:ФТС России, 2007.

. Приказ ФТС России № 1356 от 28.11.2003. «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» (с изм.).

. Приказ ГТК РФ № 85 от 29.09.2004. «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России» (с изм.).

. Приказ ФТС России № 1057 от 04.09.2007. «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации».

. Приказ ФТС РФ № 951 от 01.08.2008. «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности».

. Письмо ФТС России № 01-06/13167 от 18.04.2006. «О методических рекомендациях о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами».

. Письмо ГТК России № 01-06/26192 от 16.07.2004. «О назначении таможенными органами экспертиз».

. Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России). - М.: ФТС России, Т.1-6., 2007.

. Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле. СПб.: Питер, 2011.

. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. М.: Норма, 2009.

. Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. А.А. Азарова. М.: Экономика, 2005.

. Учебно-справочное пособие по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. М.: ДГУП «Ростаможинформ», 2010.

Похожие работы на - Лицензирование экспорта и импорта товаров

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!