Маркетинговое исследование с углубленным товароведческим анализом товаров на основе лекарственного средства из группы химиотерапевтических препаратов (противовирусные препараты)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    582,15 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговое исследование с углубленным товароведческим анализом товаров на основе лекарственного средства из группы химиотерапевтических препаратов (противовирусные препараты)

ГОУ ВПО

«Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко»

Кафедра организации фармацевтического дела и технологии лекарств




Курсовая работа

«Маркетинговое исследование с углубленным товароведческим анализом товаров, на основе лекарственного средства из группы химиотерапевтических препаратов (противовирусные препараты)»


Факультет: фармацевтический

Специальность: фармация Ф-403

Зав. Кафедрой Шведов Г.И.

Руководитель Муковнина М.Д.

Исполнитель Тетюхина Н.С






Воронеж 2012

Содержание

Введение

. Структура рынка лекарственных средств

. Производители на рынке лекарственных средств. Формирование предложения

. Маркетинговое исследование противовирусных ЛП

.1 Общая характеристика

.2 Классификация противовирусных препаратов

.3 Рынок противовирусных препаратов

.4 Спрос на противовирусные препараты

.5 Доходность противовирусных препаратов

. Товароведческий анализ продукта

.1 Товар

.2 Производитель

.3 Цена

.4 Продвижение

. Маркетинговый анализ продукта

.1 Анкетирование

.2 Позиционирование товара

.3 Оценка конкурентоспособности методом экспертных оценок

Заключение

Список литературы

лекарственный рынок спрос конкурентоспособность

ВВЕДЕНИЕ

В экономической литературе дано несколько определений понятия маркетингового исследования. Одним из наиболее удачных представляется определение Американской ассоциации маркетинга: маркетинговые исследования - это объективный сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю или промышленному покупателю. Результаты маркетинговых исследований, обоснованные выводы и рекомендации используются для принятия маркетинговых решений, уменьшающих неопределенность и риск. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов, а значит и производителя, с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга [1]. Поэтому проведение маркетинговых исследований различных групп лекарственных препаратов в в современном мире необходимы для качественного удовлетворения потребительских требований.

Исследование рынка проводиться с целью получения данных о рыночных условиях, в данном случае, о фармацевтическом рынке - рынке лекарственных средств. Основные результаты исследования рынка - выявление ключевых факторов и прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций [2].

В настоящее время особый интерес представляет рынок лекарственных препаратов, как один из наиболее динамично развивающихся секторов в мировой экономике. Наблюдается расширение рынка лекарственных средств за счет обновления ассортимента, повышения качества продукции отечественных производителей и импорта. Поэтому объем информации о состоянии рынка лекарственных средств, собранный для различных целей, растет, а сведения постоянно обновляются.

1. СТРУКТУРА РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Данные о динамике объема продаж на рынке были собранны ЦМИ компании «Фармэксперт». Так, например, по их сведениям объем рынка России в 2008 г. составил 13,95 млрд долларов США, что на 6,79% больше, чем в 2007 г. В целом картина динамики объема рынка выглядит следующим образом [3]:

Рисунок 1 - Динамика объема рынка в ценах потребителя, млн. USD

(* - прогноз ЦМИ компании «Фармэксперт»)

В структуре рынка лекарственных препаратов можно выделить три основные составляющие: рецептурные, безрецептурные препараты и лекарства, отпускаемые за счет государственного обеспечения - ДЛО.

В западных странах основной бизнес сосредоточен на продаже рецептурных препаратов. В России, в силу особых экономических условий, наиболее быстрыми темпами развивается рынок препаратов, отпускаемых без рецепта врача. Его доля составляет уже более 50%, для сравнения: в США и европейских странах - 10-14% [4].

К 2009 году, сложилось следующее процентное отношение объемов лекарственных препаратов в структуре рынка:

Рисунок 2 - Структура рынка лекарственных средств РФ

Согласно результатам исследования, проведенного в семи европейских странах, 93% потребителей считают, что здоровье - самое ценное достояние. Состояние окружающей среды они рассматривают как один из элементов, имеющих определяющее значение для сохранения и укрепления здоровья. Что касается лечения тяжелых форм заболеваний, то хотя многие потребители связывают свои надежды с научными достижениями, 78% респондентов считают, что состояние их здоровья зависит прежде всего от личных усилий, направленных на соблюдение здорового образа жизни. Все больше людей предпочитают самостоятельное лечение. Таким образом, при ответственном отношении потребителя к применению безрецептурных лекарственных препаратов, к ним относятся большинство иммуномодулирующих и противовирусных лекарственных средств, фармацевт становится ключевой фигурой системы здравоохранения [5].


2. ПРОИЗВОДИТЕЛИ НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Объем российского рынка лекарственных препаратов, по данным маркетингового агентства DSM Group, превысил в 2009 году 12 млрд. долларов. Вместе с этим и ассортимент обновляется и расширяется практически ежесезонно. В 2009 году были представлены лекарственные препараты 997 производителей. Тенденцией последних лет является увеличение количества российских производителей, в 2006 году их количество достигло 560. Несмотря на это, в ТОП-20 попали только 2 из них.

Лидером среди производителей является Sanofi-Aventis, второе место принадлежит Berlin-Chemie. Несмотря на достаточно скромный прирост стоимостного объема, данным фирмам удалось сохранить первые места в рейтинге производителей.

Благодаря тому, что в августе 2006 года “Фармстандарт” приобрел компанию “Мастерлек”, которой принадлежат патенты на торговые марки известных лекарственных препаратов, его позиции на рынке значительно укрепились. Данная сделка позволила занять “Фармстандарту” 3-е место в ТОП-е по итогам года, вместо 7-го места [18].\


3.МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТИВОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ

.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Грипп относится к группе острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), которые занимают первое место в мире по частоте и количеству случаев и составляют 95% всех инфекционных заболеваний. В России ежегодно выявляют от 27,3 до 41,2 млн. пациентов, заболевших гриппом и другими ОРВИ.

Возбудители гриппа относятся к семейству ортомиксовирусов и включают 3 вида вирусов гриппа: А, В, С (в зависимости от антигенной характеристики внутреннего нуклеопротеида). Вирусы гриппа А являются наиболее частой причиной возникновения эпидемий и пандемий. Вспышки гриппа (А и В) происходят ежегодно в зимние месяцы и продолжаются около 6-8 недель. По данным ВОЗ, эпидемии гриппа ежегодно уносят жизни 250-500 тыс. человек.

Основными составляющими терапии гриппозной инфекции являются этиотропные (специфические противовирусные) препараты, иммуномодулирующие препараты (обладающие неспецифическим противовирусным действием), патогенетическая и симптоматическая терапия, направленная на облегчение симптомов заболевания.

Этиотропные препараты оказывают прямое влияние на репродукцию вируса гриппа в клетках организма человека. Их назначение в течение 24-36 часов с момента появления первых симптомов гриппа приводит к уменьшению выраженности симптоматики, продолжительности заболевания, а также снижению числа осложнений.

В настоящее время для лечения гриппа в РФ зарегистрированы противовирусные препараты нескольких групп: производные адамантана, ингибиторы нейраминидазы и производные индола. Однако до настоящего времени возможности лечения гриппа антивирусными препаратами были ограничены, с одной стороны, сравнительно небольшим числом эффективных препаратов, с другой - феноменом резистентности, быстро развивающейся при широком клиническом применении препаратов [11].

Значение противовирусных препаратов возрастает с каждым годом все больше и больше. Это связано с неблагоприятной экологической обстановкой и как следствие снижением иммунитета, подверженностью вирусным заболеваниям, таким как ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, грипп, герпес, клещевой энцефалит, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом и др.

.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОТИВОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ

Существует несколько классификаций противовирусных лекарственных препаратов: . по области применения:

препараты системного применения:

ацикловир-акос (Синтез, ОАО);

виролекс (KRKA d.d.);

зовиракс (GlaxoSmithKline Pharmaceuticals SA);

амантадин;

арбидол («Фармстандарт»)

амиксин

веро-рибавирин (Верофарм, ЗАО);

валтрекс (GlaxoSmithKline Pharmaceuticals SA).

препараты для наружного применения:

ацикловир-акос (Синтез, ОАО);

оксолин (Нижфарм, ОАО)

препараты для местного применения:

виролекс (KRKA d.d.);

оксолин (Нижфарм, ОАО).

Выделяют также группу препаратов для лечения ВИЧ:

ингибиторы обратной транскриптазы - ретровир (GlaxoSmithKline Inc.); тризивир (Glaxo Wellcom Operations); видекс; комбивир и др.

ингибиторы протеаз - агенераза (Glaxo Wellcom Operations); криксиван, калетра [12].. Классификация противовирусных препаратов по происхождению:

)аналоги нуклеозидов - зидовудин, ацикловир, видарабин, ганцикловир,

) производные липидов - саквинавир;

) производные адамантана - мидантан, ремантадин;

)производные ладолкарболовой кислоты - фоскарнет;

) производные тиосемикарбазона - метисазон;

) препараты, продуцируемые клетками макроорганизма, - интерфероны. . Распределение противовирусных препаратов в зависимости от направленности их действия.

ДНК-содержащие вирусы:

вирус простого герпеса - ацикловир, вилацикловир, фоскарнет, видарабин, трифлуридин;

цитомегаловирус - ганцикловир, фоскарнет;

вирус опоясывающего лишая и ветряной оспы - ацикловир, фоскарнет;

вирус натуральной оспы - метисазан;

вирус гепатитов В и С - интерфероны.

РНК-содержащие вирусы:

вирус иммунодефицита человека - зидовудин, диданозин, зальцитабин, -саквинавир, ритонавир;

вирус гриппа типа А - мидантан, ремантадин;

вирус гриппа типов Б и А - арбидол;

респираторно-синцитиальный вирус - рибамидил [13].

Применяются в качестве противовирусных лекарств интерфероны (виферон), индукторы синтеза интерферонов (курантил, арбидол, полудан) и иммуностимулирующие препараты (иммуномакс, гепон, ферровир).

Эти препараты также как и большинство иммуномодуляторов применяются в основном сезонно, удовлетворяют потребность в лечении и профилактике в период обострения ОРВИ, а также герпеса. Поэтому спросом они пользуются в основном в зимнее время и осеннее время.

.3 РЫНОК ПРОТИВОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ

Цель - удовлетворение потребности в противовирусных препаратах для профилактики и лечения вирусных инфекций население.

Целевая аудитория препаратов:

Для лекарства против специфических вирусных заболеваний - это люди, находящиеся в зонах повышенного риска заболевания клещевым энцефалитом, геморрагической лихорадкой: нефтяники, газовики, лесозаготовщики, военые, геологи, туристы, исследователи, спасатели, пожарные, лесники, охотники, рыболовы, дачники, сельские жители.

Для лекарства против гриппа и ОРВИ - в принципе все жители России, а также жители других стран могут использовать его как средство профилактики и лечения гриппа и ОРВИ.

. Для лекарства против ВИЧ и СПИДа, цитомегаловирусной инфекции, герпеса - лица, заболевшие данными заболеваниями. Эти заболевания передаются, как правило, половым путем или присоединяются к ВИЧ и СПИД. В основном к этой группе относятся наркоманы [14].

Обстоятельства, в которых реализовываются препараты:

. Лекарство против специфических вирусных заболеваний: реализация через аптеки, поликлиники, больницы, санатории, пансионаты, дома отдыха, гос. учреждения . Продажа может осуществляться в принципе в течение всего года, поскольку вирусные заболевания типа геморрагической лихорадки возникают круглогодично, и потом необходима их профилактика.

. Лекарство против гриппа и ОРВИ: продажа через аптеки, поликлиники, больницы, медицинские пункты образовательных учреждений. Основные продажи будут происходить в период с октября по апрель. Однако, если при распространении сделать акцент прежде всего на профилактике заболеваний, можно добиться расширения этого периода.

. Лекарства против ВИЧ, СПИД, цитомегаловирусной инфекции, герпеса - через аптечную сеть, специализированные медицинские учреждения.

Практически все противовирусные препараты представлены самой удобной лекарственной формой - таблетками и капсулами, что облегчает их применение в домашних условиях. Ацикловир существует также в форме мази и порошка для приготовления инфузий, но используется преимущественно в стационаре. Вирамун представлен таблетками суспензией для приема внутрь. Препараты для местного и наружного применения представлено соответственно мазями. Препараты для лечения длительных вирусных инфекций (цитомегаловирусная, герпес, ВИЧ) продаются в упаковках по 50-100 таблеток, т.к. предполагают многократный и длительный прием. Препараты для лечения гриппа, ОРВИ представлены упаковками по 10-20 таблеток, что удобно для потребителей, т.к. прием данных средств краткосрочный.

Цены:

на противогриппозные препараты составляют 50-1600 руб., "Арбидол" 20 таблеток по 100 мг 357 рублей, "Арбидол" 10 таблеток по 100 мг 212 рублей; "Арбидол" 20 таблеток по 50 мг 240 рублей; "Арбидол" 10 таблеток по 50 мг 140 рублей; "Тамифлю" 1600 рублей "Ингавирин" 435 рублей "Кагоцел" 290 рублей "Альфарона" и "Ингарон" 450 рублей; ремантадин 0.05 N20    49,5 руб; амиксин 0.125г N10         699 руб. ; Антигриппин-анви капсулы, 20 шт. Антивирал Россия         135.00 руб.

Соответственно, можно сделать вывод, что ценовой разброс достаточно большой, это, конечно, связано с количеством капсул (арбидол, антигриппин) в упаковке, видами вирусов, на которые действуют данные препараты, страна-производитель и т.д. Но следует отметить такую закономерность: чем больше капсул или таблеток в упаковке, тем ниже цена на ЛС. Таким образом, покупать "Арбидол" 20 таблеток по 100 мг за 357 рублей выгоднее, чем приобретать данное ЛС дважды по 10 таблеток по 100 мг за 212 рублей, зная, что курс лечения данным ЛП в среднем 5 дней ( по 2 капсулы 2 раза в день в течении 5 суток). 357 руб.<424руб.

на противогерпетические: существует ацикловир в таблетках, которые отпускаются из аптеки по рецепту врача. Стоимость отечественного ацикловира в таблетках - 75 - 120 рублей (Ацикловир - Акри, Ацикловир Ассоциации АЗТ). Импортного (Зовиракс) - 450 - 600 рублей за 25 таблеток. Препарат не очень удобен в применении: при рецидиве его необходимо принимать каждые 4 часа 5 раз в сутки. Иногда в аптеках можно встретить ацикловир в виде суспензии с банановым и апельсиновым вкусом. Данная лекарственная форма рассчитана в первую очередь на детей. Но если Вам неприятно глотать таблетки, то можно воспользоваться фруктовыми суспензиями Зовиракс или Суспензией с нейтральным вкусом Ацикловир - Акри.

) На лекарственные препараты против ВИЧ и СПИД - 1000-3000 руб. (рибавирин). Таким образом, данные препараты продаются по высоким ценам. Некоторые генерики включены в ДЛО.

.4 СПРОС НА ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Спрос на лекарства против специфических вирусных инфекций формируется с помощью институциональных потребителей и является неэластичным, т.к. для многих потребителей эти препараты являются жизненно необходимыми ( против ВИЧ и СПИД).

Спрос на лекарства против гриппа, ОРВИ постоянен и формируется в последнее время только за счет конечного потребителя, т.к. эти заболевания носят сезонный характер. Кроме этого, данные препараты используется и для профилактики. Поэтому спрос поддерживается практически круглогодично. Пожалуй самым известным противогриппозным препаратом является «Арбидол». Это российский бренд, выпускаемый компанией «Фармстандарт». Процент продаж данного препарата каждый год растет.

Спрос на противовирусные лекарства подстегивается в последнее время еще и опасностью возникновения птичьего гриппа. В результате выросло потребление антигриппозных препаратов не столько с целью лечения, сколько с целью профилактики.

3.5 ДОХОДНОСТЬ ПРОТИВОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ

Самыми доходными являются препараты для профилактики и лечения гриппа. Это прежде всего арбидол, ремантадин, антигриппин, кагоцел, колдакт и др. Арбидол стоит 100-400 руб., а ремантадин - от 50 руб., но он влияет только на вирус гриппа А. Арбидол является лидером по продажам среди противогриппозных препаратов, несмотря на сезонные колебания спроса. Также доход аптеке приносит достаточно дешевая мазь ацикловир, используемая при герпетических поражениях кожи и слизистых оболочек. Такие лекарственные препараты как «Амиксин» - стоят достаточно дорого, но в сезон гриппозных заболеваний пользуется спросом очень хорошо (данные аптечного пункта «У дома»).

4.ТОВАРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОДУКТА

4.1 ТОВАР

При проведении маркетинговых исследований основным препаратом изучения мной был выбран - «Арбидол» компании «Фармстандарт».

Химическая характеристика:

химическое название: метилфенилтиометил-диметиламинометил-гидроксиброминдол карбоновой кислоты этиловый эфир, МНН не присваивалось).

Торговое наименование: арбидол

)Брутто формула: C22H25BrN2O3S

Молекулярная масса 477,4145 г/моль

Химическая формула [15].


Форма выпуска   капсулы 100, 50 мг, 10, 20 шт. - упаковки ячейковые контурные - пачки картонные

Характеристика лекарственного средства

Арбидол -- российский противовирусный препарат, оказывает иммуномодулирующее и противогриппозное действие, специфически подавляя вирусы гриппа А и В.

Это оригинальный лекарственный препарат с прямым противовирусным действием, применяемый для лечения и профилактики гриппа и других ОРВИ. Препарат обладает мягким иммуномодулирующим, интерферониндуцирующим и антиоксидантным свойствами.

Оригинальный препарат,относится к фармакологическим группам:

Противовирусное и иммуномодулирующее ЛС

Номер регистрационного удостоверения        Р N003610/01

Лекарственные формы: 1 желатиновая капсула содержит 100 или 50 мг арбидола (таблетки аналогично) .

Вспомогательные вещества: крахмал картофельный, целлюлоза микрокристаллическая, кремния диоксид коллоидный (аэросил), кросповидон (коллидон 25), кальция стеарат.

Капсулы твердые желатиновые: титана диоксид (Е 171), хинолиновый желтый (Е 104), краситель солнечный закат желтый, метилгидроксибензоат, пропилгидроксибензоат, уксусная кислота, желатин

Синонимы : нет

Нормативный документ, регламентирующий качество: (ФС №357, 358; НД 42-11319-00)

Продукт производится в соответствии с требованиями ОСТ

Код АТХ: [J05AX].

Штрих-код: 4605077001125

- страна производитель Россия

- номер предприятия внутри национальной организации

- номер товара внутри предприятия

- контрольное число

История создания: Арбидол создан в 1974 году во Всесоюзном научно-исследовательском химико-фармацевтическом институте им. Серго Орджоникидзе (ВНИХФИ), на базе которого учреждено ОАО «ЦХЛС-ВНИХФИ». На различных стадиях работа по созданию препарата проводилась совместно с НИИ медицинской радиологии АМН СССР (НИИМР) и Ленинградским НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера (ЛенНИИЭМ).

Основой для изобретения препарата послужило вещество, обладающее противовирусным действием, полученное группой учёных из ВНИХФИ и НИИМР: Гринёвым Алексеем Николаевичем, Трофимовым Фёдором Александровичем, Цышковой Ниной Гавриловной, Першиным Григорием Николаевичем, Богдановой Надеждой Сергеевной и Николаевой Ириной Сергеевной.

Разработанный во ВНИХФИ и НИИМР препарат первоначально предназначался для профилактики и лечения гриппа типа А и острых респираторных заболеваний. В 1986 году во ВНИХФИ и ЛенНИИЭМ изучено лечебное действие препарата в отношении гриппа типа В. Противовирусная активность Арбидола подтверждена независимыми лабораториями США, Великобритании, Австралии, Франции, Китая. Показана эффективность препарата в отношении вирусов гриппа А и В, включая подтипы H1N1, H2N2, H3N2 и Н5N1, а также в отношении ряда других возбудителей ОРВИ (аденовирус, респираторно-синцитиальный вирус, коронавирус, включая возбудителя атипичной пневмонии).

Арбидол является наиболее изученным препаратом из имеющихся в настоящее время на рынке отечественных противовирусных препаратов, активных в отношении вируса гриппа и других ОРВИ.

В доклиническом и клиническом изучении Арбидола участвовали ведущие научные центры и клиники России: клинический отдел НИИ вирусологии им. Ивановского РАМН, лаборатория этиологии и эпидемиологии гриппа НИИ вирусологии им. Ивановского РАМН, НИИ гриппа РАМН, НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера РАМН. Объем проведенных клинических исследований, превышающий 14 тысяч человек, а также 20-летний опыт использования Арбидола в клинической практике, свидетельствуют о том, что препарат обладает высоким уровнем безопасности и хорошо переносится пациентами. Данные, полученные в регистрационных клинических исследованиях, были подтверждены в обширных пострегистрационных исследованиях и программах клинического наблюдения, в том числе у детей.

Арбидол включен в перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а так же рекомендован Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для профилактики и лечения гриппа, вызванного высокопатогенным вирусом типа A H1N1 [16].

Классификация

А) Химическая

Противовирусное и иммуномодулирующее ЛС

Синтетические средства

Производное индолкарбоновой кислоты

Б) По показанию к применению:

Ортомиксовирусы

Вирус гриппа типа А и Б

В) По механизму действия

ингибиторы фузии [13].

Условия отпуска.

Отпуск препарата разрешен без рецепта.

Арбидол входит в перечень жизненнонеобходимых и важнейших лекарственных средств. Не входит в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Относится к списку Б.; не подлежит ПКУ. Не входит в перечень ЛС, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (с 1 ноября 2007).

Влияние различных факторов на потребительские свойства ЛС и ЛФ на его основе

На этапе получения

Арбидол - противовирусный препарат, представляющий собой 1-метил-2-фенилтиометил-3-этоксикарбонил-4-диметиламинометил-5-гидрокси-6-броминдол . Он является одним из «сильно замещенных производных индола и проявляет широкий спектр противовирусной активности. Получают синтетическим путем. Фирма- производитель изготавливает свою продукцию по стандартам GMP, где все исходные и промежуточные продукты подвергают стандартизации, что говорит о высоком качестве продукции [16].

На этапе обращения Условия хранения: Список Б. Хранить в сухом защищенном от света месте при температуре не выше 25С. Следовательно, арбидол - химическое вещество, которое требует защиты от:

А) света: Лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения. Лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.)[17].

Б) влаги: Фармацевтические субстанции, требующие защиты от воздействия влаги, следует хранить в прохладном месте при температуре до +15 град. C (далее - прохладное место), в плотно укупоренной таре из материалов, непроницаемых для паров воды (стекла, металла, алюминиевой фольги, толстостенной пластмассовой таре) или в первичной и вторичной (потребительской) упаковке производителя.

Фармацевтические субстанции с выраженными гигроскопическими свойствами следует хранить в стеклянной таре с герметичной укупоркой, залитой сверху парафином.

Во избежание порчи и потери качества следует организовать хранение лекарственных средств в соответствии с требованиями, нанесенными в виде предупреждающих надписей на вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства [17].

В) повышенной температуры: Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации [17].

)На этапе применения:

Показания к применению:

Профилактика и лечение у взрослых и детей:

грипп А и В, ОРВИ, тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС) (в том числе осложненные бронхитом, пневмонией);

вторичные иммунодефицитные состояния;

комплексная терапия хронического бронхита, пневмонии и рецидивирующей герпетической инфекции.

Профилактика послеоперационных инфекционных осложнений и нормализация иммунного статуса.Комплексная терапия острых кишечных инфекций ротавирусной этиологии у детей старше 3 лет [9].

Фармакологические свойства:

Фармакодинамика.

Противовирусное средство, оказывает иммуномодулирующее и противогриппозное действие, специфически подавляет вирусы гриппа А и В, тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС). Препятствует контакту и проникновению вирусов в клетку, подавляя слияние липидной оболочки вируса с клеточными мембранами. Обладает интерферониндуцирующим действием, стимулирует гуморальные и клеточные реакции иммунитета, фагоцитарную функцию макрофагов, повышает устойчивость организма к вирусным инфекциям. Снижает частоту развития осложнений, связанных с вирусной инфекцией, а также обострений хронических бактериальных заболеваний.

Терапевтическая эффективность при вирусных инфекциях проявляется в снижении выраженности общей интоксикации и клинических явлений, сокращении продолжительности болезни.Относится к малотоксичным препаратам (LD50 >4 г/кг). Не оказывает какого-либо отрицательного воздействия на организм человека при пероральном применении в рекомендуемых дозах.

Фармакокинетика.

Быстро абсорбируется и распределяется по органам и тканям. Максимальная концентрация в плазме крови при приеме в дозе 50 мг достигается через 1,2 ч, в дозе 100 мг - через 1,5 ч. Метаболизируется в печени. Период полувыведения равен 17- 21 ч. Около 40% выводится в неизмененном виде, в основном с желчью (38.9%) и в незначительном количестве почками (0.12%). В течение первых суток выводится 90% от введенной дозы.

Взаимодействие с другими лекарственными препаратами:

При назначении с другими лекарственными средствами отрицательных эффектов отмечено не было [9].

Роль тары, упаковки и укупорочных средств:

Первичная упаковка ячейковкая контурная, потребительская - пачка картонная. Первичная упаковка необходима для создания условий, обеспечивающих длительную сохранность заключенной в ней продукции.

Потребительская - на ней наноситься информация о ЛС, также упаковка служит важным носителем рекламы (возможность творческого подхода к оформлению).

Экологические аспекты утилизации тары, упаковки и ЛП с истекшим сроком годности.

Упаковка должна иметь возможность вторичной переработки. Утилизация ЛС не должно приводить к нарушению экологической обстановки и к повреждению здоровья населения.

Первичная упаковка витамина Е имеет знак , что означает возможность вторичной переработки изделий из полимеров. На потребительскую упаковку нанесены экологические знаки(знак вторичной переработки) означает, что продукт изготовлен из переработанного материала или пригоден для последующей переработки;  («Зеленая точка») - ставиться компаниями, оказывающими помощь германской программе переработке отходов «Eco Emballage» и включенные в её систему утилизации.

4.2 ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

ОАО «Фармстандарт» - крупнейшая российская фармацевтическая компания (по данным за II квартал 2009 года). На долю «Фармстандарта» приходится более 12 % всего производства лекарств в стране[18]. Полное наименование - Открытое акционерное общество «Фармстандарт».

История

«Фармстандарт» основан в 2003 году компанией «Профит-хаус» (структурой Millhouse Capital, управлявшей активами Романа Абрамовича). В собственности компании к этому моменту было лишь два российских фармацевтических завода: «Фитофарм-НН» в Нижнем Новгороде и «Уфавита» в Уфе. У американского фармацевтического гиганта ICN Pharmaceuticals было выкуплено еще пять: «Октябрь» в Санкт-Петербурге, «Марбиофарм» в Йошкар-Оле, «Лексредства» в Курске, «Полифарм» в Челябинске и «Томскхимфарм» в Томске.

Впоследствии три завода по различным причинам были проданы или закрыты: «Октябрь» (неудобно расположен в самом центре города), «Марбиофарм» (ориентирован на вторичное для стратегии «Фармстандарта» производство субстанций), «Полифарм» (требовал слишком больших инвестиций).

В 2005 году «Фармстандарт» купил Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов.

Все предприятия «Фармстандарта» постоянно модернизируются, чтобы соответствовать международным стандартам качества GMP. К 2006 году компания потратила на эти цели более $70 млн[19].

В 2006 году «Фармстандарт» купил компанию «Мастерлек», в активах которой было 15 известных брендов. В частности, были получены права на Арбидол, Амиксин и Флюкостат. К этому моменту производственные мощности холдинга превышали 1 млрд упаковок в год, на заводах «Фармстандарта» выпускались все формы лекарственных средств (таблетки, суспензии, капсулы, спреи). К концу года Арбидол вышел на первое место по продажам в России, обогнав Виагру и настойку боярышника[19].

В 2006 году компания запустила в производство еще несколько высокотехнологичных препаратов: первый в России гормон роста Растан, разработанный в Институте биоорганической химии, и генно-инженерный инсулин человека Биосулин. На данный момент «Фармстандарт» - крупнейший российский производитель инсулина . Мощностей компании хватило бы, чтобы обеспечить 100 % потребности россиян в этом препарате, но до сих пор большую часть инсулина Россия импортирует из-за рубежа .

С 2007 года «Фармстандарт» активно работает с иностранными партнерами: так, на «Томскхимфарме» совместно с Solvey Pharma (Франция) начато производство препаратов ИРС19 и Имудон.

В 2008 году «Фармстандарт» заключил договор с латвийским предприятием «Гриндекс» (Латвия) по эксклюзивной дистрибуции и продвижению препарата Милдронат, осваивает выпуск Афобазола, внедряет в производство генно-инженерный препарат Нейпомакс.

В 2009 году «Фармстандарт» стал первым и единственным на данный момент российским членом Международного Совета производителей, распределителей и потребителей активных фармацевтических ингредиентов (эксципиентов) в Европе (IPEC Europe)[6]. В этом же году компания реализовала операцию по внедрению специализированного IP-решения для центрального офиса и заводов[18].

Показатели деятельности

Выручка компании по МСФО в первом полугодии 2009 года составила 10,062 млрд руб. (рост по сравнению с первым полугодием 2008-го на 62 %), чистая прибыль - 2,588 млрд руб. (рост на 47 %)[10].

Выручка компании по МСФО в 2008 году составила 14,3 млрд руб., чистая прибыль - 3,5 млрд руб.[19].

Выручка компании в 2007 году составила 11,3 млрд руб. (в 2006 году - 8,5 млрд руб., рост 22 %), чистая прибыль - 3,2 млрд руб. (2 млрд руб.)[20].

Премии и рейтинги

В 2005 году компания заняла 1 место в рейтинге Российских фармацевтических производителей[20].

Препарат Арбидол, который входит в портфель компании, занял 1-ю строчку по продажам в 2007 году на российском рынке безрецептурных препаратов.

В 2007 году «Фармстандарт» удостоился звания «Компания года»[20] и получил первое место в рейтинге российских производителей, составляемом центром маркетинговых исследований «Фармэксперт».

В начале 2008 года «Фармстандарт» вошёл в сотню наиболее быстро развивающихся компаний Европы по версии экспертов BusinessWeek, занял первое место по розничным продажам в Россиии второе среди операторов российского фармацевтического рынка. Компания вошла в список системообразующих предприятий России, которым при необходимости будет оказана государственная поддержка [18].

В 2008 году препарат Пенталгин стал победителем премии «НАРОДНАЯ МАРКА/МАРКА № 1 в России» в категории «Болеутоляющее средство». В 2009 году в категории «Витамины» победил препарат Компливит[19].

.3 ЦЕНА

"Арбидол" 20 таблеток по 100 мг 357 рублей,

"Арбидол" 10 таблеток по 100 мг 212 рублей;

"Арбидол" 20 таблеток по 50 мг 240 рублей;

"Арбидол" 10 таблеток по 50 мг 140 рублей [16].

4.4 ПРОДВИЖЕНИЕ

. Схема логистики:

производитель => оптовые посредники => розничные посредники (аптеки) => потребители (население) .

.Методы стимулирования сбыта

) Акции

Как отмечают участники рынка, сезонный характер противопростудных препаратов приводит к тому, что производители запускают в аптеках промоакции практически в одно и то же время. Механика большинства акций очень схожа (как правило, это «подарок за покупку»), отсюда снижение их эффективности. Для того чтобы вложенные деньги не были потрачены даром, следует заранее побеспокоиться о креативе мероприятия, сделать ставку на нестандартный ход. Например, среди наиболее удачных промомероприятий по повышению лояльности работников аптек многие участники рынка называют акцию «Арбидола». Несколько лет назад начала практиковать бесплатную раздачу «Арбидола» среди сотрудников столичных аптек. Результат не заставил себя ждать. Идея подобной акции довольно проста, но никто из производителей почему-то не реализовал ее ранее [16].

Высокого мнения об акции «Арбидола» и директор департамента маркетинга аптечной сети «Ригла» Инга Саковская: «Этот ход оказался очень удачным. Консультируя покупателей, фармацевты, принимавшие «Арбидол», стали давать личные рекомендации о качестве и эффективности препарата, что способствовало выстраиванию доверительных отношений с покупателями. В такой ситуации личный совет фармацевта является одним из определяющих факторов при выборе лекарства».

Так же, в качестве эффективной акции можно использовать программу «Тайный покупатель». Во время осуществления этого проекта медицинские представители посещают аптеки, где интересуются, что может посоветовать провизор при том или ином заболевании. И если работник аптеки рекомендует ожидаемый препарат, ему вручается приз. Сотрудников, участвующих в акции, заранее информируют о предстоящем в течение определенного периода времени визите «неизвестного покупателя». При реализации данного проекта продажи препарата в аптеках, участвующих в акции, в период проведения программы и в течение 1-2 месяцев после нее вырастают в целом в 2-3 раза [16].

)Реклама

«В организме вирусы гриппа и простуды поражают здоровые клетки. Арбидол защищает клетки от вирусов. Арбидол - остановить и обезвредить вирус»

Все помнят эти слова из известной рекламной акции арбидола, в тот период «птичьего гриппа» и сезона гриппозных заболеваний. Данная реклама призывала население всей России защищаться и «иммуномодулироваться» от вирусов. И все так же помнят дефицит данного ЛП в то время в аптеках не только в г.Новосибирске, но и практически по всей России.

Арбидол действительно известный лекарственный препарат отчасти и благодаря активной положительной рекламе.

5. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ПРОДУКТА

.1 АНКЕТИРОВАНИЕ

Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод маркетинговых исследований, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета. Анкетирование - опрос при помощи анкеты [21].

Мной было проведено анкетирование студентов ВГМА им. Н.Н.Бурденко фармацевтического факультета в количестве 15 человек .

Анкета

Уважаемый респондент!

Данный социологический опрос осуществляется с целью проведения маркетинговых исследований на группу противовирусных и иммуномодулирующих лекарственных средств

Пожалуйста, ответьте на предлагаемые вопросы анкеты

Если Вас не удовлетворяет ни один из предложенных ответов, допишите свой. Благодарим за сотрудничество!

Укажите Ваш пол:

А) Мужской;

Б) Женский.

. Ваш возраст (полных лет)………………………………………………………………….

.В каком городе вы проживаете постоянно?

А) Воронеж В) Тамбов Д) Белгород

Б) Курск Г) Липецк Г) укажите другой…………………………….

. Род занятий, профессия (укажите)

…………………………………………………………………………

. У Вас есть дети?

А) да

Б) нет

. Как часто вы болеете инфекционными заболеваниями?

А) 1 раз в месяц В) 1 раз в 6 месяцев Е) укажите другое……………

Б) 1 раз в 3 месяца Г) 1 раз в год

. Когда появляются первые симптомы заболевания, Вы:

А) занимаюсь «самолечением» В) обращаюсь к врачу

Б) иду в ближайшую аптеку Г) советуюсь о лечении с родными, друзьями

. Вы считаете, что: (выберите только одно из представленных ниже)

А) «простуда или грипп проходят и без лечения»

Б) « если не лечиться, простуда проходит за семь дней, а если лечиться - за неделю»

В) «необходимо заниматься профилактикой для того, чтобы не болеть»

Г) «исход заболевания зависит только от иммунитета»

. Вы предпочитаете лекарственные средства:

А) отечественного производства

Б) зарубежного производства

.Какие противовирусные и иммуномодулирующие лекарственные препараты Вы знаете?

А) арбидол В)амиксин Д) ремантадин Ж)фервекс

Б) иммунал Г)ремантадин Е)кагоцел З) другие……………………………….

. Какие противовирусные и иммуномодулирующие лекарственные препараты Вы принимали?

А) арбидол В)амиксин Д) ремантадин Ж)фервекс

Б) иммунал Г)ремантадин Е) колдакт З) другие……………………………….

. Какими критериями Вы руководствуетесь при покупке лекарственного средства из изучаемой группы?

А) низкая цена В) минимум побочных действий

Б) высокая цена Г) противопоказания

Д) цена меня не интересует Е) эффективность в отношении заболевания

. Считаете ли Вы, что чем дороже лекарство, тем лучше его качество и эффективность?

А) да Б) нет В) ваше мнение……………………………………………………………

.До конца ли Вы проходите курс лечения?

А) да Б) нет В) укажите другое…….

Благодарим Вас за участие в опросе!!!

Результаты анкетного опроса

Пол респондента

87% женщины 13% мужчины (15 человек, из них 13 женщин, 2 - мужчины)

Возрастной состав

20-23 года

Род занятий

 Студенты 4 курса фармацевтического факультета

Город проживания

Воронеж

Частота инфекционных заболеваний

55% - 1 раз в 3 месяца 45% - 1 раз в 6 месяцев

Предпочтения ЛС в зависимости от страны производителя

Зарубежные ЛС

Причины приобретения лекарственных средств при заболевании

80% личное мнение о методах лечения 15% советы родных, друзей 5% обращение к врачам

Часто принимаемые ЛС

Арбидол (53%), ремантадин, ферфекс, антигриппин

Значение цены

Доступная

Важные факторы при покупке ЛС

Эффективность, цена.


Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

Интересно, что возрастной состав респондентов 20-23 года, а частота инфекционных заболеваний у 55% 1 раз в 3 месяца, что говорит о частом обращении в аптеки за лекарственными средствами.


Одним из самых популярных противовирусных лекарственных средств был выявлен арбидол - 53%, что говорит о высоком спросе на данный ЛП.

Основными факторами покупки данной группы ЛС являются доступная цена и эффективность в отношении заболевания.

Причины приобретения лекарственных средств, при заболевании, имеют такое процентное соотношение: 80% - личное мнение о методах лечения, 15% - советы родных, друзей, 5% - обращение к врачам. Исходя из этих данных, студенты фармацевтического факультета в основном полагаются на личные знания фармакологии.

 

Таким образом, установленные в ходе исследований критерии формирования потребительского выбора противовирусных и иммуномодулирующих лекарственных средств позволяют понять основные составляющие процесса восприятия и оценки информации об этой фармацевтической продукции, рационально организовать ее сбыт и продвижение на рынок.

.2 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА


Позиционирование - это «действия по разработке предложения компании и ее имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей»

Т.е. позиция продукта должна не смешиваться в сознании потребителя с конкурентными предложениями, а занимать свое обособленное место, отличное от конкурентов.Основной принцип позиционирования - товар должен быть как минимум необходим, как максимум привлекателен и индивидуален. Позиционирование может быть основано на рациональных и/или эмоциональных выгодах.Методы позиционирования ищут связь между товаром и потребностями целевой аудитории.Важно, чтобы все маркетинговые коммуникации, базируясь на позиционировании, находились в одном ключе (концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК)):

единое общее утверждение ; единый смысл; единое содержание ; близкая интонация. После того, как принято решение о том, как рекламируемый товар должен выглядеть в глазах потребителей и будет позиционироваться на рекламном рынке, разработка рекламной кампании переходит на следующую стадию - разработку креативной стратегии [22].

Основной препарат - арбидол (Д)

Препараты сравнения :

кагоцел (А)

ремантадин (Р)

амиксин (М)

антигриппин (Т)

Результаты оценки потребительских свойств

Факторы (потребительские свойства)

Вес фактора (W)

Оценочная шкала

1.Эффективность

0,29

ДМ

А

РТ

2.Показания к применению

0,22

ДМА

Т

Р

3.Противопоказания

0,16

Р

Т

ДМА

4.Условия применения

0,15

ДМА

Р

5.Цена

0,06

М

ДА

РТ

6.Лекарственные взаимодействия

0,08

Р

МТ

ДА


Результаты расчета параметрических индексов

Факторы

Параметрические индексы


Основной препарат

Препарат сравнения



1

2

3

4

1.Эффективность

0,29

0,28

0,87

0,29

0,87

2.Показания к применению

0,22

0,22

0,66

0,22

0,66

3.Противопоказания

0,48

0,48

0,16

0,48

0,32

4.Условия применения

0,3

0,3

0,45

0,3

0,15

5.Цена

0,12

0,12

0,18

0,06

0,18

6.Лекарственные взаимодействия

0,24

0,24

0,08

0,16

0,16

Сводные параметрические индексы

1,85

1,44

2,2

1,51

2,3


Вывод: ЛП арбидол занимает среднюю позицию среди ЛП-конкурентов. Он проигрывает им по следующим потребительским свойствам: показания к применению, цена, эффективность. Но так же имеет преимущества перед ЛП антигриппин, ремантадин по факторам: лекарственные взаимодействия, противопоказания.

.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕТОДОМ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Основной препарат - арбидол (Д)

Препараты сравнения :

) кагоцел (А) 6)ремантадин (Р)

)амиксин (М) 8)антигриппин (Т)

Факторы (потребительские свойства)

Вес фактора (W)

Оценочная шкала

 

1.Известность в стране

0,29

ДМ

А

РТ

 

2.дизайн упаковки

0,16

ТМ

ДА

Р

 

3.побочное действие

0,165

ДТ

АРМ


 

4.эффективность

0,165

ДМ

ТА

Р

 

5.Цена

0,22

М

ДА

РТ

 

 

Факторы

Параметрические индексы

 


Основной препарат

Препарат сравнения

 



1

2

3

4

 

1.Известность в стране

0,89

0,58

0,87

0,19

0,87

 

2.Дизайн упаковки

0,16

0,32

0,48

0,16

0,48

 

3. Побочное действие

0,165

0,33

0,33

0,33

0,165

 

4. Эффективность

0,5

0,33

0,495

0,165

0,33

 

5.Цена

0,44

0,44

0,66

0,22

0,66

 

Сводные параметрические индексы

2,7

2,0

2,84

1,065

2,3


Вывод: По конкурентоспособности арбидол занимает так же среднюю позицию среди товаров-конкурентов, проигрывает по следующим факторам: дизайн упаковки, побочное действие, эффективность, Но находится на одном уровне по факторам: цена, выигрывает - известность в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире для качественного удовлетворения потребительских требований и эффективного использования редких наличных ресурсов необходимо проведение глубокого анализа процессов, протекающих на рынке. Эффективность принятых управленческих решений, в условиях современного рынка, полностью зависит от объема коммерческой информации, которым располагает предприятие.

Для выработки стратегии любого предприятия необходимы серьезная проработка рынков продукции, изучение всех тенденций развития и технико - экономическое обоснование планируемых на предприятии изменений, однако это не возможно без проведения серьезных маркетинговых исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: «Ось-89», 1999. - 80с.

Полторак В. А. Маркетинговые исследования: методы и технология.- Днепропетровск: Арт-Пресс,1998.- 136 с.

Обзор рынка /http://www.pharmacychain366.ru/company/strategy/market-review/

Морозова Людмила, Лекарства на вырост / Морозова Л. // "Российская Бизнес-газета" - 2004. - № 477 /

. Машковский М. Д. О "концепции самолечения" и безрецептурной продаже лекарств. // Клинич. медицина. - 1996. - 74. - N 2. - C. 73-74.

Дранник Г. Н. и др. Иммунотропные препараты//Здоровье.- 1994 г.

Кава Т. Иммуномодулирующая фитотерапия//Мир натуральной медицины.- 1998.- № 1.- с. 27-29.

Дядковский Н., Малащенкова И. Некоторые вопросы терапии синдрома хронической усталости//Фарм. вестник.- 1997.- № 24.- с. 17.

Машковский М. Д. Лекарственные средства//Харьков, 1997.- ч. 2.

<http://www.pharmexpert.ru>

<http://www.lvrach.ru>

Государственный реестр лекарственных средств. - М., 2007. -Т. 1

Харкевич Д.А. «Фармакология», 2002 г. Стр.465

. Селькова Е.П. Современные подходы к профилактике и лечению острых респираторных вирусных инфекций. РМЖ, Том 9 № 21, 2001

Беликов В. Г. Фармацевтическая химия: в 2 ч. / В. Г. Беликов. -Пятигорск, 2003. - Ч. 1 : Общая фармацевтическая химия. - 2003. - 711 с.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н

Фармстандарт: Фармацевтика, медицинская промышленность - RB.ru

РБК.Рейтинг - Самые продаваемые лекарства в России в 2006 году

Фармацевтический вестник, № 21, 2004

Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер; пер. с англ. В.Б. Боброва. М. : Бизнес-книга; ИМА-Кросс Плюс, 1995.

1.      

Похожие работы на - Маркетинговое исследование с углубленным товароведческим анализом товаров на основе лекарственного средства из группы химиотерапевтических препаратов (противовирусные препараты)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!