Проектирование двухскоростной лебёдки с микроприводом
Содержание
Введение
. Расчёт узлов лебёдки
.1 Выбор типа и кратности
полиспаста, расчёт и выбор каната, определение размеров барабана и блоков
.2 Определение потребной статической
мощности и выбор двигателя Э1 при основной скорости подъёма груза
.3 Определение передаточного числа
механизма и выбор редуктора Р1
.4 Определение потребного тормозного
момента и выбор тормоза Т1
.5 Определение времён разгона и
торможения механизма при основной скорости
.6 Определение потребной статической
мощности и выбор двигателя Э2 при установочной скорости подъёма груза
.7 Определение необходимого
передаточного числа планетарной муфты
. Расчёт планетарной муфты
.1 Определение исходных данных
.2 Проектировочный расчёт колёс
.3 Проверочный расчёт валов
.4 Расчёт шпоночных соединений
. Дальнейший расчёт узлов лебёдки
.1 Определения момента затяжки и
выбор тормоза Т3
.2 Определение потребного тормозного
момента и выбор тормоза Т2
.3 Определение времён разгона и
торможения механизма при установочной скорости
Выводы
Список литературы
Введение
Целью данного курсового проектирования является
проектирование специальной двухскоростной лебёдки с планетарной муфтой для
стрелового крана по заданной схеме (см. рис.1). Лебёдка имеет следующие
характеристики:
Грузоподъёмность ;
Основная скорость подъёма ;
Установочная скорость подъёма ;
Высота подъёма груза ;
Группа режима механизма 4М;
Продолжительность включения 40%.
Лебёдка имеет два привода: главный и
микро привод. Это позволяет иметь две скорости подъёма, значительно
отличающиеся друг от друга: основную и установочную . Барабан
приводится во вращение от главного двигателя Э1 через редуктор Р1 или
вспомогательного двигателя Э2 (микродвигателя), который соединён с валом
главного двигателя по средством вспомогательного червячного редуктора Р2,
зубчатой муфты и планетарной муфты. Каждый из двигателей имеет свой тормоз (Т1,
Т2). Третий тормоз установлен на обойме планетарной муфты (Т3).
При работе главного двигателя тормоз
Т2 замкнут, тормоза Т1 и Т3 разомкнуты. Центральное колесо планетарной муфты
при этом неподвижно. При работе вспомогательного двигателя Э2 тормоз Т3
замкнут, тормоза Т1 и Т2 разомкнуты. Центральное колесо приводит в движение
водило которое вращает барабан через вал главного двигателя Э1 с уменьшенной
скоростью.
рис. 1
1. Расчёт узлов лебёдки
.1 Выбор типа и кратности полиспаста,
расчёт и выбор каната, определение размеров барабана и блоков
Для уменьшения натяжения гибкого
грузового органа выберем сдвоенный полиспаст кратностью .
Выбор каната производим по величине
разрывного усилия каната в целом по формуле (1.1):
, (1.1)
где - коэффициент запаса прочности
каната; для заданного режима работы механизма подъёма 4М [1];
- наибольшее натяжение ветви каната,
которое определим по формуле (1.2):
, (1.2)
где - масса груза с крюковой подвеской; ;
- КПД полиспаста; [2].
Подставляя числа в (1.2), (1.1)
получаем:
,
.
Выбираем канат двойной свивки типа
ЛК-Р 619 ГОСТ
7669-80 диаметром и разрывным
усилием не менее [2].
Минимальный диаметр барабана
определим по формуле (1.3):
, (1.3)
где - коэффициент выбора диаметра
барабана; [1].
.
Для уменьшения длины барабана, а
также выбора корректного передаточного числа для соблюдения заданной скорости
подъёма окончательно выбираем диаметр барабана .
Длину барабана определим по формуле
(1.4):
, (1.4)
где - длина нарезанной части барабана с
однослойной навивкой каната
, (1.5)
где - число витков нарезки барабана; - шаг
винтовой нарезки; [2];- длина не
нарезанной части барабана
, (1.6)
,
.
Минимальный диаметр блоков определим
по формуле (1.7):
, (1.7)
где - коэффициент выбора диаметра
блоков, [1].
.
Окончательно назначаем диаметр
блоков .
.2 Определение потребной статической
мощности и выбор двигателя Э1 при основной скорости подъёма груза
Статическая мощность двигателя при
подъёме груза равна:
, (1.8)
где - основная скорость подъёма груза;
по заданию ;
- КПД механизма от двигателя Э1 к
крюковой подвеске;
где ,,,- КПД полиспаста, барабана,
втулочно-пальцевой муфты, и редуктора Р1 соответственно, равны 0,98.
.
- вес груза на канатах; .
Подставляя числа в (1.9) получаем:
.
Исходя из этого, выбираем
асинхронный двигатель MTKF 411-6 с короткозамкнутым ротором на лапах, со следующими
характеристиками [3]:
Мощность на валу ; частота
вращения вала ; кратность
среднего пускового момента ; момент инерции ротора ; масса
двигателя .
.3 Определение передаточного числа
механизма и выбор редуктора Р1
Частота вращения барабана равна
. (1.10)
Передаточное число редуктора Р1
равно
. (1.11)
Вращающий момент на тихоходном валу
редуктора Р1 равен
. (1.12)
Исходя из этого, выбираем
цилиндрический горизонтальный двухступенчатый крановый редуктор Ц2-500 со
следующими характеристиками [2]:
Номинальное передаточное число ; момент на
тихоходном валу ; масса
редуктора .
Тогда действительная частота
вращения барабана равна
, (1.13)
действительная основная скорость
подъёма груза равна
, (1.14)
расхождение с заданным значением
основной скорости составило
. (1.15)
.4 Определение потребного тормозного
момента и выбор тормоза Т1
Тормоз выбираем по тормозному
моменту нужному для удержания неподвижно висящего груза, с коэффициентом запаса
торможения для
заданного режима работы [2]:
. (1.16)
Выбираем колодочный тормоз с
приводом от электрогидравлических толкателей ТКГ-300 со следующими
характеристиками [2]: Создаваемый тормозной момент ; диаметр
шкива , масса .
Для передачи вращения от двигателя
Э1 к редуктору Р1 используем втулочно-пальцевую муфту с тормозным шкивом по
ОСТ24.848.03-79 соответственного диаметра, рассчитанную на соответствующий
тормозной момент и имеющую
момент инерции .
1.5 Определение времён разгона и
торможения механизма при основной скорости
Проверку двигателя по времени пуска
при подъёме груза выполняем по формуле (1.17) [2]:
, (1.17)
где и - моменты инерции ротора двигателя
и тормозной муфты;
- средний пусковой момент двигателя;
, (1.18)
, (1.19)
где - кратность среднего пускового
момента двигателя; ;
Подставляя числа в (1.19), (1.18) и
(1.17) получаем:
,
,
.
Время торможения при спуске груза
находим по формуле (1.20) [2]:
Времена разгона и торможения
механизма подъёма должны быть не менее 1-2с [2,c.395,397].
.6 Определение потребной статической
мощности и выбор двигателя Э2 при установочной скорости подъёма груза
Статическая мощность двигателя при
подъёме груза равна:
, (1.20)
где - установочная скорость подъёма
груза; по заданию ;
- КПД механизма от двигателя Э2 к
крюковой подвеске;
, (1.21)
где ,,- КПД планетарной муфты,
втулочно-пальцевой и зубчатой муфты, редуктора Р2 соответственно, равны 0,98;
0,99; 0,98.
. Подставляя числа в (1.20)
получаем:
.
Исходя из этого, выбираем
асинхронный двигатель MTKF 011-6 с короткозамкнутым ротором на лапах, со
следующими характеристиками [3]:
Мощность на валу ; частота
вращения вала ; кратность
среднего пускового момента ; момент инерции ротора ; масса
двигателя .
1.7 Определение необходимого
передаточного числа планетарной муфты
Частота вращения барабана равна
; (1.22)
Исходя из условий компоновки,
выбираем одноступенчатый универсальный червячный редуктор 2Ч-63 со следующими
характеристиками [2]:
Номинальное передаточное число ; момент на
тихоходном валу ; масса
редуктора .
Частота вращения центрального колеса
планетарной муфты равна
; (1.23)
Частота вращения водила планетарной
муфты равна
; (1.24)
Передаточное число планетарной муфты
равно
. (1.25)
2. Расчёт планетарной муфты
.1 Определение исходных данных
В качестве исходной схемы
планетарной муфты выбираем схему планетарной передачи с одновенечными
сателлитами, входящими в одно внешнее и одно внутреннее зацепления (передача
типа 2K-h).
Норма времени работы передачи ;
Число сателлитов .
Угол наклона зубьев .
Передаточное отношение от солнечного
колеса к корончатому колесу, при остановленном водиле:
. (2.1)
Момент на водиле:
. (2.2)
Момент на солнечном колесе:
. (2.3)
2.2 Проектировочный расчёт колёс
Исходя из расчёта на контактную
долговечность, делительный диаметр сателлитов предварительно определяем по
формуле (2.4):
, (2.4)
где - вспомогательный коэффициент; при,;
- момент на сателлите, определяем по
формуле (2.5):
, (2.5)
где - коэффициент, учитывающий
неравномерность распределения нагрузки между сателлитами;
, (2.6)
.
- коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями; при [2];
- коэффициент неравномерности
распределения нагрузки; при числе
сателлитов [2];
- коэффициент, учитывающий динамическую
нагрузку, возникающую в зацеплении; [2];
- допускаемое напряжение при
расчётах на контактную долговечность;
, (2.7)
где - предел контактной долговечности
зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений;
, (2.8)
- коэффициент долговечности;
, (2.9)
где - базовое число циклов перемены
напряжений; для [2];
- коэффициент интенсивности режима
для зубчатых передач; для класса
нагружения В4 [2];
- суммарное число циклов перемены
напряжений;
, (2.10)
где - вспомогательный коэффициент; для передач
с односторонней нагрузкой на зубья [2]; - частота вращения сателлита;
, (2.11)
,
.
- коэффициент, учитывающий размеры
зубчатых колёс; [2];
- коэффициент безопасности; для
зубчатых колёс с однородной структурой [2].
Подставляя числа в формулы (2.7) и
(2.4) получаем:
,
.
Задаёмся числом зубьев числом зубьев
сателлитов .
Тогда модуль зубчатых колёс
определим по формуле (2.12)
, (2.12)
округляя модуль в большую сторону до
ближайшего числа из стандартного ряда, получаем .
Число зубьев солнечного колеса
определим по формуле (2.13):
, (2.13)
Число зубьев корончатого колеса
определим по формуле (2.14):
. (2.13)
Проверим условие вхождения зубьев в
зацепления по формуле (2.14):
, (2.14)
где - целое число;
. Т.о. условие выполнено. Проверим
выполнение условия соседства по формуле
; (2.15)
;
. Т.о. условие выполнено. Уточним
передаточное отношение по формуле
. (2.16)
Определим диаметры делительных
окружностей колёс и их ширину:
,
,
,
.
2.3 Проверочный расчёт валов
Вал солнечного колеса, работающий на
кручение, рассчитываем по формуле (2.17) [2]:
, (2.17)
где - вращающий момент; ;
- расчетные касательные напряжения;
- полярный момент сопротивления
сечения, ослабленного шпоночным пазом [2];
, (2.18)
где - диаметр вала; ; - ширина
шпонки; ; - высота
шпонки; . Подставляя
числа в формулу (2.18) получаем:
.
- допускаемое напряжение;
, (2.19)
где - допускаемое напряжение на
кручение; ;
Подставляя числа в формулы (2.19) и
(2.17) получаем:
.
.
Т.о. условие (2.17) выполняется.
Аналогично производим расчёт выходного вала планетарной муфты со следующими
параметрами:
; ; ; .
Подставляя числа в формулы (2.18) и
(2.17) получаем:
,
.
Т.о. условие (2.17) выполняется.
.4 Расчёт шпоночных соединений
Шпоночные соединения с
призматическими шпонками рассчитывают на смятие боковых рабочих поверхностей
шпонки.
Расчёт на смятие производят по
формуле (2.20):
, (2.20)
где - рабочая длина шпонки;
, (2.21)
где - длина шпонки;
- допускаемое напряжение смятия; [2];
Шпоночное соединение вал - ступица
солнечного колеса имеет следующие параметры:
; ; ; ; .
Подставляя числа в формулы (2.21) и
(2.20) получаем:
,
.
Т.о. условие (2.20) выполняется.
Шпоночное соединение выходного вала
с зубчатой муфтой имеет следующие параметры:
; ; ; ; .
Подставляя числа в формулы (2.21) и
(2.20) получаем:
,
.
Т.о. условие (2.20) выполняется.
3. Дальнейший расчёт узлов лебёдки
.1 Определения момента затяжки и
выбор тормоза Т3
Определим окружное усилие в одном
зубчатом зацеплении планетарной муфты по формуле (3.1) [4]:
, (3.1)
где - К.П.Д. от водила к барабану;
, (3.2)
.
Определим момент затяжки тормоза Т3
по формуле (3.3), с учётом коэффициента запаса [4]:
, (3.3)
Выбираем колодочный тормоз с
приводом от электрогидравлических толкателей ТКГ-160 со следующими
характеристиками [2]:
Создаваемый тормозной момент ; диаметр
шкива , масса .
3.2 Определение потребного
тормозного момента и выбор тормоза Т2
Тормоз выбираем по тормозному
моменту нужному для удержания неподвижно висящего груза, с коэффициентом запаса
торможения для
заданного режима работы [2]:
. (3.4)
Выбираем колодочный тормоз с
приводом от электрогидравлических толкателей ТКГ-160 со следующими
характеристиками [2]:
Создаваемый тормозной момент ; диаметр
шкива , масса .
Для передачи вращения от двигателя
Э2 к редуктору Р2 используем втулочно-пальцевую муфту с тормозным шкивом по ОСТ24.848.03-79
соответственного диаметра, рассчитанную на соответствующий тормозной момент и имеющую
момент инерции .
двигатель торможение
муфта полиспаст
3.3 Определение времён разгона и
торможения механизма при установочной скорости
Проверку двигателя по времени пуска
при подъёме груза выполняем по формуле (3.5)
, (3.5)
где - средний пусковой момент двигателя
Э2;
, (3.6)
, (3.7)
где - кратность среднего пускового
момента двигателя; ;
Подставляя числа в (3.7), (3.6) и
(3.5) получаем:
,
,
.
Время торможения при спуске груза
находим по формуле (3.8)
Времена разгона и торможения
механизма подъёма должны быть не менее 1-2с [2,c.395,397].
Выводы
В ходе курсового проектирования был
разработан проект специальной двухскоростной лебёдки с планетарной муфтой для
стрелового крана. Было произведено проектирование и расчёт механизмов лебёдки,
а также проектирование и расчёт планетарной муфты, которая является специальным
узлом данной лебёдки. Работа включает чертёж на листе формата А1, на котором
показан общий вид лебёдки, чертёж планетарной муфты и полная кинематическая
схема спроектированной лебёдки, а также расчётно-пояснительную записку.
Список литературы
1.Орлов А.Н., Соколов C.А.,
Бурлуцкий В.С.. Выпускная работа бакалавра: Учеб. пособие для студентов кафедры
“Подъемно-транспортные и строительные машины”, обучающихся по циклу специальных
дисциплин “Проектирование машин”. СП б.: Изд-во СПбГТУ, 1999.
. Справочник по кранам. В 2 т.: Т 2/
М.П. Александров, М.М. Гохберг, А.А. Ковин и др. / Под общ. ред. М.М. Гохберг.
Л.: Машиностроение, 1988. 559с.
. Справочник по кранам. В 2 т.: Т 1/
В.И. Брауде, М.М. Гохберг, И.Е. Звягин и др. / Под общ. ред. М.М. Гохберг. Л.:
Машиностроение, 1988. 536с.
. Специальные лебёдки. Методические
указания к курсовому проектированию по курсу «Специальные краны». Составители
Баранов Н.А. и Серлин Л.Г. Л:1983.