Анализ ценовой стратегии пищевой промышленности, на примере компании 'PepsiCo'
Анализ ценовой стратегии пищевой промышленности, на примере
компании «PepsiCo»
Введение
Пищевую промышленность не зря
считают одной из важнейших и значимых отраслей в промышленности. Это не
удивительно, так как она производит необходимые пищевые продукты для людей. А
ведь существовать без пищи невозможно.
В нашей стране сегодня нет дефицита
продовольственных товаров. Магазины и супермаркеты предоставили огромнейший
выбор продуктов. Каждый может сегодня выбрать продукты на его вкус и кошелек.
Еще недавно, в 80-е - 90-е годы в прошлом веке проблема дефицита имела остроту.
Полки продуктовых магазинов практически пустовали, а чтобы приобрести колбасу
или что-то подобное, люди выстаивали в огромных очередях.
Характеристика отрасли
Пищевая промышленность России имеет
огромный потенциал. Связано это с наличием там крупных сырьевых баз и обилия
продукции, что производится сельским хозяйством. Продукты же отечественной
пищевой промышленности высококачественны, что помогло завоевать им любовь с доверием
не лишь россиян, а жителей других стран также.
Стоит отметить, что сейчас пищевая
промышленность в стране стала одной из лидирующих. Ведь наши производители
переняли опыт от своих зарубежных коллег, не боясь при этом экспериментировать.
Важно, что заботятся они и о техническом и о технологическом обновлении
производства. Государство строго следит за соблюдением всех норм и стандартов
продовольственной безопасности. А пищевая промышленность России представлена
уже тысячами предприятий разных форм собственности и величины.
Продовольствие стало достаточно
специфичным товаром. Связано это с тем, что по большей части, не может оно
храниться долго. Это заставляет производителей находиться в режиме поиска новых
технологий производства для хранения пищевых продуктов. Многие производители
приходят к высокой конкуренции по сбыту. Потому пищевая промышленность на
сегодня движется вперед. Все время происходят внедрения различных технических
новинок.
Тот факт, что весь ассортимент
продуктовых магазинов в настоящее время составляет именно товары от
отечественного производства, является свидетельством прогрессирования развития
российской пищевой промышленности. Она всегда была тесно связана и с сельским
хозяйством, так как оно служит главным поставщиком сырья. Также находится она в
теснейшей связи с торговлей.
Включает в себя пищевая
промышленность разные отрасли. Крупнейшими можно назвать такие группы отраслей:
это мясная, и молочная, и рыбная, и продовольственных товаров, и
мукомольно-крупяная. Основная же часть предприятий пищевой промышленности
сейчас относится к перерабатывающим областям промышленности.
Современная же пищевая
промышленность применяет различные способы в обработке пищевого сырья. Делается
это для обеспечения безопасности потребления пищевых продуктов, для повышения
их вкусовых качеств.
Эти способы также включают в себя и
термическую обработку, и консервирование, и засолку и прочие. Изменение
технологической обработки также позволяет добиваться значительного повышения в
качестве продуктов питания.
Правда, сейчас положение у многих
предприятий в пищевой промышленности пока остается достаточно тяжелым. Связано
это с недостатком средств для их технического переоснащения, низкой
покупательной способностью населения, отсутствием инвестиций,
неудовлетворительным состоянием отечественной сырьевой базы, а также высокими
ценами на импортное сырье.
Тенденции рынка
Как свидетельствует статистика,
россияне уже сегодня стали ограничивать свои траты на продукты питания.
Учитывая мировую тенденцию роста цен на продовольствие и зависимость России от
продовольственного импорта, можно с уверенностью прогнозировать, что гражданам
придется и дальше умерять свои аппетиты.
Продовольствие дорожает. Можно,
конечно, не придавать этому особого значения. В конце концов, подобное уже было
в недавней истории. Однако лучше отнестись к этому серьезно. Во-первых, потому
что прошлый резкий скачок цен на продовольствие в мире в 2007-2008 годах
оказался и предвестником мирового экономического кризиса.
Во-вторых, под вопросом
геополитическая стабильность. В Тунисе, Египте и еще в ряде стран волнения были
вызваны в том числе и тем, что для большого числа людей продовольственная
инфляция стала просто невыносимой. В-третьих, нынешний скачок цен на
продовольствие происходит на фоне разного рода климатических катаклизмов, что
только обостряет проблему. В-четвертых, продовольствие все больше становится
так называемым инвестиционным товаром, то есть, попросту говоря, товаром для
последующей перепродажи. В общем, для спекуляций (ну это уже совсем попросту).
Что происходит с такого рода товарами в определенные периоды времени, нам
показывает новейшая экономическая история.
Особенности рынка
Пищевая промышленность - одна из
значительных отраслей современного индустриального производства. По валовой
продукции она занимает второе место после машиностроения.
Роль пищевой промышленности в
развитии производительных сил определяется, прежде всего, тем, что она
удовлетворяет преобладающую часть потребностей населения в продовольствии.
Пищевая промышленность обеспечивает более рациональное питание населения,
способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во
времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать
сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.
Отрасли пищевой промышленности имеют
особенности, существенно влияющие на характер их размещения.
К наиболее важнейшим из них
относятся следующие:
. Сезонный характер производства
многих видов сырья.
. Физическая нетранспортабельность
отдельных сырьевых ресурсов.
. Экономическая
нетранспортабельность ряда видов сырья.
. Многокомпонентный состав
перерабатываемого органического сырья, позволяющий наряду с основным продуктом
получать и другие пищевые и не пищевые продукты.
. Повсеместный характер потребления
пищевых продуктов.
. Массовый характер потребления
многих пищевых продуктов.
. Физическая и экономическая
нетранспортабельность отдельных готовых пищевых продуктов.
. Необходимость постоянной и
масштабной диверсификации
производства в соответствии с
потребностями рынка.
. Специфический характер
концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства.
. Значительная доля транспортных затрат
в себестоимости и стоимости пищевых продуктов.
Все это делает своеобразным и гибким
размещение отраслей пищевой промышленности.
По характеру размещения все отрасли
промышленности делятся на три группы.
. Материалоемкие, тяготеющие к
источникам сырья или районам потребления.
. Энергоемкие, тяготеющие к
источникам энергии.
. Трудоемкие, тяготеющие к трудовым
ресурсам.
Отрасли пищевой промышленности по
характеру размещения в зависимости от поставленной цели группируются по разным
признакам.
. Самая общая группировка - это
деление всех отраслей пищевой промышленности на две группы.
Первая группа отраслей тяготеет, к
районам источников сырья (свеклосахарная, консервная, первичное виноделие и
др.).
Вторая группа отраслей тяготеет к
районам потребления (хлебопекарная, ликеро-водочная, безалкогольная и др.).
. По соотношению веса исходного
сырья и готовой продукции из него отрасли пищевой промышленности делятся на три
группы.
Первая группа - отрасли,
использующие сырье, вес которого кратно превосходит вес готовой продукции из
него. Они размещаются как можно ближе к источникам сырья. К ним, например,
относятся свеклосахарная промышленность (8-10 кратное превышение),
овощесушильная (более чем десятикратное), масло-сыродельная и др.
Вторая группа - отрасли, вес
продукции которых, наоборот, кратно превышает вес исходного сырья. Они
традиционно размешаются в районах потребления. Это ликеро-водочная
промышленность (4-5 кратное превышение), вторичное виноделие с розливом в
бутылки, пивоваренная и др.
Третья группа - отрасли, где вес
исходного сырья примерно равен весу готовой продукции. При прочих равных
условиях их можно размещать и в районах потребления, и в зонах сырья, то есть
ими модно улучшить равномерность размещения пищевой промышленности. К ним относятся
такие отрасли как макаронная промышленность, сахаро-рафинадное, маргариновое
производство и др.
При прогнозировании размещения и его
рационализации в отраслевой экономике используется группировка в
территориальном разрезе. Наличие, отдельных отраслей в ряде пунктов и регионов
обязательно для сведения всех транспортных перевозок к минимуму. Различают
несколько групп отраслей, наличие которых в отдельных пунктах и регионах
необходимо.
. Отрасли, предприятия которых
следует размещать в каждом населенном пункте и городе (хлебопекарная,
безалкогольная). Межгородские и межпоселковые перевозки должны исключаться в
массовом масштабе.
. Отрасли, предприятия которых
необходимо размещать в любом субъекте федерации - республике, области, крае
(мукомольная, макаронная, молочная, мясная, ликеро-водочная и др.).
Межобластные перевозки таких продуктов, сводятся к минимуму.
. Отрасли, предприятия которых
следует размещать во всех крупных экономических районах. Межрайонные перевозки
этих продуктов по возможности исключаются - (сахаро-рафинадная и др.).
. Уникальные отрасли, размещение
которых в силу объективных обстоятельств строго локализировано (субтропические
отрасли чай, табак, цитрусовые).
Характеристика компании PepsiCo
История.
История компании
PepsiCo, которая сегодня входит в тройку крупнейших в мире производителей
продуктов питания, началась в XIX веке. В августе 1898 года Калеб Брэдхем,
владелец небольшой аптеки в Нью-Берне, штат Северная Каролина, придумал рецепт
освежающего напитка из орехов колы и ванили, который получил название
«Пепси-Кола». Спустя несколько лет, в 1902 году, на свет появилась и
одноимённая компания - The Pepsi-Cola Company.
В 1965 году
произошло историческое слияние The Pepsi-Cola Company и производителя соленых
закусок Frito Lay - так родилась современная компания PepsiCo. Новая компания
насчитывала 19 тысяч сотрудников, а её оборот составил 510 миллионов долларов.
В 1998 году PepsiCo
приобрела крупнейшего в США производителя натуральных соков Tropicana, а в 2001
- компанию по выпуску каш и хлопьев Quaker Oats вместе с её подразделением по
выпуску спортивных напитков Gatorade. Таким образом, PepsiCo, история которой
началась с производства сладких газированных напитков, сегодня является
производителем разнообразных продуктов питания, постоянно расширяющим свой
продуктовый портфель за счёт полезных и здоровых продуктов питания и напитков.
Наиболее известные бренды компании, представленные в нашей стране - напитки
Pepsi-Cola, Diet Pepsi (в России - Pepsi Light), Mirinda, 7 Up, Mountain Dew,
чистая питьевая вода Aquafina (в России - Aqua Minerale), холодный чай Lipton
(бренд принадлежит Unilever), соки Tropicana, закуски Lay's и Cheetos.
В 2009 году выручка
компании PepsiCo составила около 60 млрд. долларов. Объём розничных продаж
каждого из восемнадцати «мегабрендов» PepsiCo превышает миллиард долларов в
год. Сегодня компания представлена в двухстах странах мира, в ней работает
около 285 тысяч человек. PepsiCo входит в 50 крупнейших компаний мира по
рыночной капитализации в 2009 году (данные The Wall Street Journal), а главный
исполнительный директор и председатель Совета директоров компании Индра Нуйи
признана журналом Forbes одной из наиболее влиятельных женщин в мире.
Миссия PepsiCo -
быть лучшей в мире компанией-производителем продуктов питания, сфокусированной
на готовых продуктах и напитках. Мы стремимся обеспечить доход своим
инвесторам, создавая возможности для роста и процветания своим сотрудникам,
деловым партнёрам и обществу в тех регионах, где мы работаем. И во всём, что мы
делаем, мы руководствуемся тремя принципами - честность, последовательность и
справедливость.
Компания PepsiCo основана в 1965
году путём слияния The Pepsi Cola Company (основанной в 1898 годуфармацевтом из
Северной Каролины Калебом Брэдхемом) и компании Frito Lay.
До 1997 года компания владела сетями
быстрого питания KFC, Pizza Hut и Taco Bell, которые тогда были выделены в
компанию Tricon Global Restaurants (сейчас Yum! Brands).
Слияния и поглощения
В 1998 году PepsiCo приобрела
компанию Tropicana, в 2001 году - компанию Quaker Oats.
В конце первого десятилетия XXI века
компания осуществила ряд крупных приобретений в России, купив в 2008 году
компанию «Лебедянский», а в 2010 году - компанию «Вимм-Билль-Данн».
Также в 2010 году к PepsiCo были
присоединены две крупнейшие компании-ботлера (занимались розливом продукции
PepsiCo) - The Pepsi Bottling Group (PBG) иPepsiAmericas, что привело к
созданию второй в мире (после Nestle) по объёму производства пищевой группы
Собственники и руководство
Крупнейшие акционеры компании на
август 2009 года - фонды Capital Research Global
Investors (3,9%), Barclays Global Investors (3,5%) [3].
Председатель совета директоров
компании - Индра Нуйи (Indra Nooyi). Президент - Зейн Абдалла[4].
Компания выпускает прохладительные
напитки, соки, закуски и иные продукты питания под марками «Пепси-кола»,
Mountain Dew, Quaker Oats, Gatorade, Lay’s, Cheetos, Mirinda, SoBe, Tropicana,
а также под местными марками. Общая численность персонала компании - 285 тыс.
человек (2010 год). В 2008 финансовом году выручка PepsiCo выросла на 9,6% до
$43,251 млрд, чистая прибыль упала на 9,1% до $5,142 млрд[5].
PepsiCo в России
На март 2010 года в России компании
принадлежало шесть заводов по разливу прохладительных напитков, завод Frito
Lay, выпускающий в год 40 000 т чипсов марок Lay’s, Cheetos и «Xpycteam» [2].
В марте 2008 года компании PepsiCo и
Pepsi Bottling Group приобрели 75,53% акций российской компании по производству
соков «Лебедянский» за $1,4 млрд. [7]
В начале ноября 2010 года стало
известно, что PepsiCo договорилась с акционерами российской соково-молочной
компании «Вимм-Билль-Данн» о её покупке. В ходе первого этапа сделки,
завершившегося 3 февраля 2011 года, PepsiCo получила 66% ВБД за $3,8 млрд
(42,37% акций было выкуплено у основателей и менеджмента компании, ещё 23,52%
акций - у её дочерних компаний), параллельно PepsiCo выкупила на рынке ещё 11%
акций ВБД. В итоге по состоянию на 3 февраля 2011 года PepsiCo владела 76,98%
ВБД, а к концу года сконцентрировала в своих руках почти 100% акций компании.
После приобретения «Вимм-Билль-Данна»
PepsiCo увеличила выручку в России в 2,6 раза, до $4,95 млрд в 2011 году (по
сравнению с 2010 годом).
Продуктовая линейка
1. Pepsi-Cola
2. Pepsi Light
. Mirinda
. 7 Up
. Аква Минерале
. Lipton
. Русский Дар
. Я
. J-7
. Тонус
. Фруктовый Сад
. Tropicana
. Frustyle
. Lay's
. Cheetos
. Хрусteam
. Adrenaline Rush
. Домик в деревне
. Агуша
. Bio Max
. Имунеле
. Здрайверы
. Веселый Молочник
. Чудо
. Чудо-Ягода
. Ессентуки
. Ламбер
. 100% Gold
. Родники России
. Любимый сад
. Фругурт
. 33 коровы
. Профилакт 120\80
. Гранфор
. Кубанская буренка
География деятельности
Ferrrero крупнейшая международная
компания, функционирующая на всех материках. А именно:
Евразия: Все страны Европы, Россия, Азия.
Северная и Южная
америка: Аргентина, Бразилия, Канада, Колумбия,
Эквадор, Мексика, США, Пуэрто Рико.
Австралия и океания: Австралия, Новая Зеландия
Африка: Камерун, Южная Африканская Республика
Эластичность спроса
Эластичность спроса
|
Массовые товары
|
По доходу
|
При увеличении дохода-растет При падении-падает
|
По цене
|
При увеличении цены-падает При снижении-растет
|
Перекрестная
|
Товар заменитель может снизить спрос Или если какая-то опция
нашего товара лучше, по сравнению с конкурентами, спрос возрастет
|
Сопоставительный анализ с
конкурентами по товару
Аква минирале Pepsi
|
Агуша Pepsi
|
Ессентуки
Pepsi
|
Для производства питьевой воды Аква-Минерале используют
артезианскую воду, поднятую на поверхность с глубинных и максимально
защищенных самой природой пластов земли. Глубина скважины - от 70 до 300
метров. В процессе производства исходная артезианская вода фильтруется на
многослойных песочных фильтрах, проходит очистку на современных установках
обратного осмоса. На финальной стадии обработки подготовленная к розливу вода
проходит многоступенчатую фильтрацию на полировочных фильтрах, чем
достигается абсолютное (99,999%) удаление частиц диаметром от 1 и более
микрон. Отфильтрованная таким образом вода пропускается через установку
ультрафиолетового обеззараживания, затем насыщается озоном и только потом
передается на розлив, где в высокосанитарных условиях происходит
закупоривание бутылок с готовой продукцией. Необходимо отметить, что
наполнение бутылок водой Аква-Минерале проводится в среде азота. Что
обеспечивает сохранение уникальных вкусовых и физико-химических свойств готовой
продукции в течение двух и более лет. РЕКЛАМА 276/упаковка
|
Гигиенические требования, предъявляемые к детскому питанию,
особенно жесткие, и продукция торговой марки «Агуша» в полной мере им
соответствует. Гигиена питания детей включает обеспечение безопасности
продуктов и должного уровня чистоты в процессе приготовления пищи, её
транспортировки, подачи на стол. Соблюдение гигиены питания детей поможет им
и в будущем внимательно относиться к тому, что они едят, убережет от многих
заболеваний. Цельное молоко Упаковка: Дой-пак - сами держат
Непроливайка Гипоаллергенное питание Питание для новорожденных 30 лет
предприятие участвует в социальном проекте, поставляя детское питание на
бесплатные молочные кухни в Москве и в других городах России. С 2001 года это
молочные продукты под маркой «АГУША». С 2005 года разработка всех продуктов
для детей раннего возраста велась в специализированном Научном центре при
участии известнейших специалистов-нутрициологов ГУ НИИ питания РАМН, а
клиническая апробация - в ведущих научных медицинских учреждениях России.
Сегодня «Агуша» - марка №1 на рынке детского питания в России. 28
|
Ессентукское месторождение в современных расширенных границах
характеризуется значительным разнообразием лечебных типов минеральных вод.
Но главное его богатство составляют углекислые гидрокарбонатно-хлоридные
натриевые воды, или, как принято называть их на курорте, соляно-щелочные воды
- широко известные Ессентуки №17 и Ессентуки №4. Кроме
углекислых и углекисло-сероводородных соляно-щелочных вод на Ессентукском
курорте для бальнеологических целей до недавнего времени использовались так
называемые «серно-щелочные» воды Гаазо-Пономаревского источника и практически
не углекислая маломинерализованная вода источника №20, которая применялась в
питьевых целях, а также для розлива в бутылки. В настоящее время вода этих
источников не используется. 37.15
|
Конкуренты
Бон Аква
|
Humana, Heinz для детей
|
Нарзан
|
В дополнение к этому повсеместно при производстве BonAqua,
используются процессы обратного осмоса (мембраны для него зачастую называют
молекулярными ситами) и озонирования с последующим кондиционированием по
химическому составу. Пройдя столь сложный путь обработки, BonAqua становится
составляющей не только для всех напитков компании Coca-Cola. Это наполнитель
для различных коктейлей, из BonAqua можно сделать чистейшие кубики льда, и
даже развести молочную смесь для малыша! 300 р/упаковка
|
Детское питание Humana производится концерном Humana Milchunion,
который входит в состав крупнейшей в Германии и одной из крупнейших в Европе
компаний по производству молочной продукции DMKDeutschesMilchkontorGmbH
(DMK). Каждый продукт имеет сбалансированный состав, строго соответствующий
возрасту ребенка. Разнообразие ассортимента позволяет подобрать питание с
учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого малыша. Строгий
контроль на всех стадиях производства гарантирует безупречное качество
детского питания. Не случайно детскому питанию Humana доверяют здоровье своих
малышей родители более чем в 50 странах мира. Heinz для детей Кашки,
пудинги и супчики мы производим на первом в России заводе по производству
быстрорастворимых кашек для детей в г. Георгиевске. Современная заводская
лаборатория обеспечивает круглосуточный контроль качества и безопасности
используемого сырья и готовых кашек. А рецептуры кашек разрабатываются
совместно с ведущими российскими педиатрами и диетологами. Пюре, печенье,
вермишель и чай мы производим в Италии на крупнейшем европейском заводе,
расположенном рядом с курортами Тирренского моря. Производство полностью
автоматизировано и осуществляется в закрытых системах, гарантирующих
гигиеническую чистоту. Ежедневно на заводе осуществляется множество различных
видов анализов качества. 33
|
Литр Нарзана содержит столько же кальция (который полезен для
наших косточек, зубов, волос и нервов), сколько два стакана молока. В Нарзане
достаточно высокое содержание магния. Магний, необходим организму в условиях
нервных нагрузок и стресса. Благодаря наличию в воде магния регулярное
употребление Нарзана успокаивает нервы и улучшает память. Натрий и калий,
которые содержатся в Нарзане, регулируют водно-солевой обмен в организме.
Специалисты считают, что Нарзан незаменим для снятия посталкогольного
синдрома. Знатоки, запивая крепкие напитки Нарзаном, уменьшают влияние
алкоголя. Другое свойство Нарзана точно понравится женщинам. Эту минеральную
воду с успехом используют при косметических процедурах, а еще с ее помощью
легко можно регулировать вес. Если пить теплый Нарзан перед едой - вы
похудеете, холодный - поправитесь. Объяснение простое: теплый Нарзан угнетает
аппетит, после стакана этого напитка вы не чувствуете себя слишком голодным,
меньше едите и быстро наедаетесь, вот и худеете. Холодный же напиток,
наоборот, улучшает аппетит. 47.5
|
Ценообразование
метод назначения цены в виде суммы
издержек плюс прибыль как процент сверх издержек, характерен для продукции
массового потребления.
Такой метод ценообразования не
позволяет сильно завышать цены, так как у конкурентов есть товар заменитель и
они могут делать небольшую наценку, следовательно если PepsiCo завысит цену на свою
продукцию, сыграет перекрестная эластичность и покупатели перейдут к
конкурентам.
Ценовая дискриминация
В зависимости от объемов покупки
цены тоже разнятся, за больший объем меньшая цена и наоборот. Особенно
характерно при сотрудничестве с крупными торговыми сетями и более мелкими
местными магазинами и иными точками продаж.
Итоги по рынку и компании
Доля рынка
|
24%
|
Основные бренды
|
Pepsi-Cola, Mirinda, Lipton,
Lay’s, 7 Up
|
Тип рынка
|
Олигополия
|
Основные конкуренты
|
Coca-Cola
|
Конкурентные преимущества
|
Узнаваемый бренд, марки доверия, высокое качество, богатый
ассортимент, постоянное обновление продуктовой линейки, социальная
ответственность, давно на рынке, охват узкой ниши, ценовая политика,
уникальная продукция
|
Каналы сбыта
|
Оптом с фабрики, через розничные сети, в «дьюти фри»)
|
Ценообразование
|
Издержки +, ценовая дискриминация
|
Эластичность
|
«Массовые» товары эластичны
|
Финансовые показатели
|
Рентабельность 31%, оборачиваемость 160-310 дней.
|
Заключение
На сегодняшний день российский
пищевой рынок является одним из самых быстрорастущих в мире. Это объясняется
естественным возрождением пищевой промышленности от послереформенного застоя.
Кроме того, ВВП и доход на душу населения в России возрастают удивительными
темпами. Этот впечатляющий экономический прогресс свидетельствует о высоком
потенциале России. Об этом же свидетельствует и рост доходов, а также изменения
в демографических группах. Но даже несмотря на такие оптимистические сводки,
россияне по-прежнему питаются хуже жителей других стран. Такая статистика
объясняется тем, что уровень жизни в регионах по прежнему намного ниже
столичного.
• Последние годы россияне стали
внимательнее относиться к своему здоровью, отсюда резко возросла популярность
так называемых здоровых и полезных продуктов на российском пищевом рынке.
Минсельхоз РФ начал разработку новых стандартов на экологически чистую
продукцию. Для местных производителей потребуется время, чтобы привести свою
продукцию в соответствие с жесткими стандартами. Даже если здоровая продукция
станет общепринятой, этот сегмент останется не полностью занятым и сильно
ограниченным для тех, кто хочет и может позволить купить себе такую продукцию
по высоким ценам. В секторе здоровых продуктов превалируют иностранные
производители.
• В индустрии готовой упакованной
пищевой продукции доминируют местные производители, однако конкурентная среда
становится более интенсивной с приходом все большего числа иностранных
производителей, которые занимают ведущие позиции в некоторых секторах отрасли.
С целью дальнейшей защиты местных производителей от иностранных конкурентов,
Правительство РФ устанавливает высокие импортные тарифы и ограничения, однако
эти меры имеют слабый сдерживающий эффект для иностранных производителей.
Наоборот, они активно объединяются или расширяют свои производственные
мощности. Тем не менее, иностранные производители должны учитывать
интеграционную активность местных производителей.
• Вследствие постоянного роста
объема доходов, Россия, несомненно, является наиболее быстрорастущим и
привлекательным для иностранных инвесторов рынком в мире. Нестабильное
законодательство на территории Российской Федерации остается одним из основных
факторов, сдерживающих инвестиции в пищевую промышленность со стороны
иностранных производителей. Но отсутствие иностранной конкуренции позволит
отечественным производителям повысить объемы продаж на рынке и сделать
отечественную пищевую продукцию более популярной.
Список литературы
пищевой рынок конкурент продуктовый
1. http://www.pepsico.ru Официальный сайт компании
2. http://www.gks.ru Федеральная государственная служба
статистики