Учет расчетов с подотчетными лицами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,91 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет расчетов с подотчетными лицами

1. Экономическая сущность и значение расчетов с подотчетными лицами и персоналом по прочим операциям

Выделяют следующие виды расчетов с подотчетными лицами и прочим персоналом предприятия:

учет расчетов с подотчетными лицами;

особенности учета подотчетных сумм при командировке работников за границу;

учет расчетов с персоналом по прочим операциям;

расчеты по предоставленным займам;

расчеты по возмещению материального ущерба;

учет расчетов за причиненный материальный ущерб.

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие хозяйственные расходы по командировкам.

Подотчетное лицо - работник организации, который согласно внутренним организационно-распорядительным документам имеет право получать целевые авансы (подотчетные суммы), т.е. денежные средства, выданные организацией под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на командировочные, операционные и хозяйственные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченным предприятий, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе и филиалов.

Подотчетные суммы на операционные и хозяйственные расходы выдаются в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий по согласованию с учреждениями банка, осуществляющими их кассовое обслуживание. За выданные суммы подотчетное лицо должно отчитаться в течение трех дней по истечении срока.

Список работников, имеющих право получать деньги под отчет на хозяйственные нужды, определяется приказом руководителя предприятия в начале года.

Чаще всего выдаются авансы для служебных командировок. Служебной командировкой (в соответствии с ТК РБ, ст. 91) считается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок для выполнения поручения вне места постоянной работы.

Сумма аванса, выдаваемого под отчет, определяется по предварительному расчету стоимости проезда, суточных (в пределах

установленных норм), расходов по найму жилого помещения и других расходов. Полученные деньги разрешается расходовать подотчетным лицам только на те цели, на которые они выданы.

Целевой аванс может быть выдан двумя способами:

наличными денежными средствами из кассы организации или непосредственно с расчетного счета в банке;

путем списания денежных средств со специального карточного счета, открытого банком для организации расчетов по банковской пластиковой карте, оформленной на имя подотчетного лица. [1, c. 106]

При выдаче и оформлении подотчетных сумм следует руководствоваться Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, а также Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Согласно этим документам предприятия имеют право выдавать под отчет наличные деньги:

на хозяйственно-операционные и командировочные расходы;

операции по закупке товаров мелкооптовыми партиями;

расходы экспедиций геологоразведочных партий;

расходы отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций.

Расчеты с персоналом по прочим операциям ведутся:

за товары, проданные в кредит;

по непогашенным ссудам, а также сумму задолженности материально-ответственных лиц предприятию по недостачам и хищениям;

за выданные займы и т.п.

Для написания курсовой работы использовались различные источники литературы и нормативные документы по учету расчетов с подотчетными лицами и персоналом по прочим операциям.

Данной темой исследования занимался ряд ученых экономистов, в том числе, Н.И. Ладутько [12, с. 99-110], Г.М. Пупко и другие.

Так Е.Н. Ладутько отмечает, что подотчетными лицами являются работники организации, получившие авансом суммы денежных средств на предстоящие административно-хозяйственные и командировочные расходы [12, с. 100].

Служебной командировкой, по мнению А.П. Михалкевич признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.

В учебнике под общей редакцией Н.С. Стражевой определены задачи учета расчетов с подотчетными лицами, приведен порядок их синтетического и аналитического учета.

Г.М. Пупко раскрывает методику проведения аудита расчетов с подотчетными лицами, а так же с работниками по прочим операциям.

В учебном комплексе В.А. Хмельницкого раскрыты цели, задачи, а также нормативно-правовые акты и инструктивные материалы, регулирующие вопросы аудита расчетов по подотчетным суммам. В учебнике В.Н. Лемеш изложены цели, задачи, нормативно-правовые акты, регулирующие объекты проверки, а также ход проведения аудита.

В связи с тем, что для обеспечения единых принципов формирования учетно-экономической информации о наличии и движении денежных средств государством установлен общий порядок ведения кассовых и банковских операций то, при написании данной курсовой работы был изучен ряд, законодательных и нормативных документов, регулирующих эти вопросы.

Только при решении данных задач и правильного документального отражения расчетов с подотчетными лицами в соответствии с учетной политикой предприятия можно избежать негативные и сложные моменты, которые не станут преградой на пути его дальнейшего функционирования.

Знание всех нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок, условия, сроки командировок, расходы по ним, а также их документальное оформление позволит облегчить и значительно ускорить процесс расчетов с подотчетными лицами на любом предприятии.

Проанализировав литературные источники, можно сделать вывод о том, что большинство авторов сходятся в едином мнении в определении исследуемого понятия: Н.И. Ладутько, П.Е. Борисевский, Н.П. Дробышевский, Л.И. Кравченко, Ю.И. Акулич, И.Н. Бурцева, О.А. Левкович, И.К. Татур, В.Д. Андреев, В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотников.

Таким образом, можно сформулировать общее понятие исследуемой темы: подотчетными лицами являются работники организации, получившие авансом наличные суммы денежных средств на предстоящие административно-хозяйственные, командировочные и операционные расходы.

2. Организационно-экономическая характеристика КСУП «Коленское» Житковичского района Гомельской области

2.1 Природно-экономические условия и специализация предприятия

Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Коленское» Житковичского района Гомельской области образовано на базе совхоза имени Е.Е. Алексеевского в 2001 году.

Центральная усадьба хозяйства находится в д. Кольно, что в 10 км от районного центра г. Житковичи и 240 км от областного центра г. Гомель. Связь осуществляется по асфальтированной дороге. Ближайшая железнодорожная станция расположена в городе Житковичи на расстоянии 12 км.

На территории предприятия расположено 5 населенных пунктов: д. Кольно, д. Млынок, д. Борки, д. Пасека, д. Буйковичи, с общей численностью проживающих 1273 человек, причем их численность в д. Кольно составляет 751 человек. Производственную структуру КСУП «Коленское» составляют: полеводческая бригада, молочно-товарный комплекс, ферма по выращиванию молодняка КРС, тракторная бригада и вспомогательные производства.

Высшим звеном в управлении предприятием является директор. Он отвечает за все производственные процессы, дает нужное направление в работе специалистов, является высшим представительным лицом, контролирует весь процесс от материально-технического снабжения до реализации конечной продукции и т.д. Вторым управленческим лицом на предприятии является заместитель директора по производству, функции которого схожи с функциями директора за исключением представительных функций. После по степени управлением предприятием следуют главные специалисты - главный экономист, главный бухгалтер, главный инженер, главный агроном, главный зоотехник, главный энергетик. Они в основном выполняют оперативные функции по поручениям и приказам директора и заместителей. Каждый из главных специалистов осуществляет контроль за деятельностью своей службы.

Начальники производственных участков осуществляют контроль за процессом производства только на закрепленной за ними территории. Они выполняют оперативные распоряжения директора. Начальник молочно-товарного комплекса, а также заведующий фермой по выращиванию КРС являются ответственными лицами в осуществлении процесса производства на комплексе, в подчинении которого находится весь трудовой персонал данного являются ответственными лицами в осуществлении процесса производства на комплексе, в подчинении которого находится весь трудовой персонал данного объекта. Организационная структура предприятия составлена в соответствии с поставленными задачами и функциями должностных лиц, отделов и участков, она включает в себя все цели, распределённые между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.

Согласно учетной политике на 2011 г. бухгалтерская служба производит обработку, систематизацию и хранение первичной документации, ведет бухгалтерский учет всех операций, имущества и обязательств, связанных с деятельностью филиала, предприятия и осуществляет формирование бухгалтерской отчетности.

Возглавляет бухгалтерию гл. бухгалтер, который подчиняется директору предприятия. Гл. бухгалтер назначается и освобождается директором предприятия согласно ТК РБ. Штат бухгалтерии состоит из 11 человек: главный бухгалтер, зам. гл. бухгалтера - 2 человека, бухгалтера 1 категории - 5 человек, бухгалтера - 3 человека.

Для каждого работника бухгалтерской службы составляются должностные инструкции в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей. В должностной инструкции указываются, какие документы получает работник для обработки, кому он их в дальнейшем передает, какие документы он имеет право подписывать. Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования отдельных хозяйственных операций. (Приложение Б)

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учёта хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием ресурсов, сохранения собственности предприятия; формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учёте, учётную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

Форма графика документооборота определяется в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учёте, утверждённым Министерством финансов Республики Беларусь 29.07.1983 г. №105 и Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности».

Регистрации подлежат все входящие документы, требующие учета, исполнения и использования в справочных целях. Их регистрируют в журнале входящих документов независимо от способа их доставки, передачи или создания. Входящие документы регистрируют один раз - в день поступления, создаваемые - в день подписания или утверждения. При передаче документа из одного подразделения в другое он повторно не регистрируется.

Основные требования к журналу входящих документов: он должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью предприятия. Желательно, чтобы графление листов было произведено типографским способом, но можно и вручную.

Зарегистрированные документы передаются на рассмотрение начальнику в день поступления. Документы, требующие срочного исполнения, докладываются немедленно. Поручение исполнения документов оформляется резолюцией на документе или на специальном бланке, включает фамилию, инициалы работника, которому дается поручение, содержание поручения, срок исполнения, подпись, дату.

Форма бухгалтерского учета: организацией применяется комбинированная форма ведения бухгалтерского учета (журнально-ордерная форма, автоматизированная форма ведения учета на базе программы «1С: Предприятие 7.7»). В своей деятельности бухгалтерия руководствуются:

·Закон РБ от25.06.01 №42-3 «О бухгалтерском учете и отчетности».

·Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» утвержденная Постановлением МФ РБ от 17.04.02 №62 в редакции от 12.11.03 №152. (Приложение А)

·Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете утвержденным МФ СССР 29.07.83 г. №105.

·Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов, утвержденным МФ РБ от 30.05.03 №89.

·Налоговый кодекс РБ (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 02.01.03 рег. №2/920).

·Правила составления и представления бухгалтерской отчетности, Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности (Утвержденного Постановлением МФ РБ 17.02.04 №16).

·Методические рекомендации по калькулированию себестоимости спиртовой и ликероводочной продукции.

Налоговый учет: основывается на данных бухгалтерского учета, отраженных в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета и на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, скорректированных в соответствии с налоговым законодательством. Налоги которые в соответствии с действующим законодательством уплачиваются ежеквартально, начисляются и относятся на затраты по производству продукции ежемесячно.

Территория КСУП «Коленское» входит в состав умеренно-влажной климатической зоны и расположена в восточной части полесской низменности. Характеризуется продолжительным и теплым летом, сравнительно равномерным распределением осадков в течение года. Средняя продолжительность вегетационного периода - 190 дней, пастбищного - около 160 дней. Среднегодовая температура воздуха +6…6,5 градусов. Самый теплый месяц - июль +20 градусов. Первые осенние заморозки наблюдаются в начале октября, весенние заканчиваются в апреле, иногда в конце мая. Среднегодовое количество осадков 531 мм. Рельеф местности в целом по хозяйству равнинный, сглаженный. Основным типом почв в хозяйстве являются песчаные и супесчаные, подстилаемые супесями. Бал пашни составляет 27,2, сельскохозяйственных угодий - 25,6. Средняя длина гона равна 400-600 м с уклоном местности 1 градус. Водными источниками в хозяйстве являются мелиоративные каналы.

Специализация - это преимущественное развитие в хозяйстве отраслей, превращение их в товарные отрасли, которые определяют производственное направление сельскохозяйственного предприятия. Основным показателем специализации является структура товарной продукции (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Основные показатели специализации КСУП «Коленское» за 2010 г.

Отрасли и виды продукцииДенежная выручкасумма, млн. руб.в % к итогуРастениеводство, всего:64816,4в том числе: зерно2726,9картофель701,8рапс501,3овощи открытого грунта1975,0прочая продукция591,4Животноводство, всего:331583,6в том числе: молоко217054,8крупный рогатый скот (в живой массе)71918,1крупный рогатый скот на племенные цели42310,6прочая продукция30,1Всего:3963100

Из таблицы 2.1 видно, что в хозяйстве главная отрасль - животноводство, так как она занимает 83,6% в структуре товарной продукции. Специализация предприятия молочно-мясная с развитым производством овощей и зерновых культур. Минимальный удельный вес в структуре товарной продукции занимает картофель - 1,8% и рапс - 1,3%.

Основными пунктами сбыта сельскохозяйственной продукции являются: ЧУП «Калинковичский молочный комбинат», ОСП Житковичского РайПО, ПЗК, ОАО «Калинковичи КХП», ОАО «Жлобинский мясокомбинат».


2.2 Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования

Ресурсный потенциал представляет собой совокупность всех вещественных элементов производства в сельском хозяйстве, рассматриваемых в их взаимосвязи и взаимодействии. Он включает в себя земельные, материально-технические и трудовые ресурсы.

Земля является главным средством производства в сельском хозяйстве. Поэтому рациональное использование земельных угодий имеет большое значение для развития хозяйственной деятельности. Важными показателями характеризующими использование земли являются структура землепользования и структура сельскохозяйственных угодий.

За анализируемый период общая земельная площадь КСУП «Коленкое» увеличилась на 257 га, или на 48,8% в связи с присоединением 14 августа 2008 года к КСУП «Коленкое» частного сельскохозяйственного унитарного предприятия «Гребеневский». В структуре землепользования 2009 года наибольший удельный вес занимают сельхозземли - 77,9%, из них пахотные земли - 58,3%, луговые земли - 41,7% (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Землепользование КСУП «Коленское» за 2008-2010 годы

Вид угодийПлощадь, гаСтруктура землепользования за 2010 г., %Структура сельскохозяйственных земель за 2010 г., %200820092010Общая земельная площадь526478357835100ХВсего сельхозземель39136109610977,9100в том числе: пахотные земли 1838 3562 3562 45,5 58,3луговые земли20752547254732,441,7Площадь леса3939390,5ХПруды и водоемы2892892893,7ХЗемли под дорогами и населенными пунктами10231398139817,9Х

В совокупности производственных ресурсов предприятий АПК важная роль принадлежит основным и оборотным фондам. Основные средства сельскохозяйственных предприятий представляют собой средства труда, правильное и рациональное использование которых позволяет предприятиям производить сельскохозяйственную продукцию с минимальными затратами на нее живого труда и материально-денежных средств. Оборотные фонды в совокупности производственных ресурсов предприятий АПК представлены в форме предметов труда. Отличительной их особенностью по сравнению со средствами и орудиями труда является участие лишь в одном производственном цикле, в котором они полностью потребляются, переносят свою стоимость на готовый продукт, теряя при этом первоначальную натурально-вещественную форму.

Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий основными и оборотными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности - качество, полнота и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, а, следовательно, и объем производства продукции, ее себестоимость, финансовое состояние предприятия.

Стоимостная оценка основных и оборотных средств позволяет определить их общий объем. С помощью стоимостной оценки основные и оборотные средства принимают форму фондов.

Рассмотрим качественный состав основных средств предприятия, рассчитав их структуру в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Состав и структура основных средств

Виды основных средств2008 г.2009 г.2010 г.2010 г. в% к 2008 г.млн. руб.%млн. руб.%млн. руб.%Здания и сооружения1134161,12052165,42204563,6194,3Передаточные устройства5052,78002,58002,3158,4Машины и оборудование556630,0810425,8918026,5164,9Транспортные средства3712,04441,44041,2108,9Рабочий скот и животные основного стада7123,814014,521526,2302,2Многолетние насаждения550,3660,2660,2120,0Прочие основные средства290,1420,2370,1127,6Итого18575100,031378100,034684100,0186,7

Из данных таблицы 2.3 видно, что в хозяйстве на 1.01.2010 года имеется основных средств на сумму 34684 млн. руб., что на 16109 млн. руб., или на 86,7% выше, чем в 2008 году. Данное увеличение объясняется присоединением к КСУП «Коленкое» частного сельскохозяйственного унитарного предприятия «Гребеневский» и переоценкой основных средств в течении анализируемого периода. В структуре основных средств в 2010 году наибольший удельный вес занимают здания и сооружения - 63,6%, а также машины и оборудование - 26,5%, наименьший - другие виды основных средств 0,1% и многолетние насаждения 0,2%.

Для изучения того, насколько хозяйство организация обеспечена основными средствами можно воспользоваться данными таблицы 2.4.

Таблица 2.4 - Обеспеченность производства основными средствами и их использование

Показатели2008 г.2009 г.2010 г.2008 г. в% к 2010 г.Фонодооснащенность производства, млн. руб./100 га с/х земель474,7513,6567,7119,6Фонодовооруженность работников млн. руб./чел.127,2141,9156,2122,8Энергооснащенность производства, л.с/100 га с/х земель150163163108,7Энерговооруженность работников, л.с./чел.32,542,738,8119,4Фондоотдача, руб./руб.0,180,200,23127,8Фондоемкость, руб./руб.6,05,14,371,7

Эффективность использования основных фондов улучшилась. Произошло увеличение фондоотдачи на 27,8% и соответственно уменьшение фондоемкости на 28,3%. Энергооснащенность и энерговооруженность предприятия увеличились, т.е. средства производства предприятия используются достаточно.

Для нормального функционирования любого предприятия, в том числе и сельскохозяйственного, необходимо иметь материальные ресурсы. Среди которых преобладают часть составляют производственные фонды, которые выступают в своей материально-вещественной форме в качестве основных средств, а в экономической форме - основных фондов.

Большое значение имеет также изучение эффективности использовании трудовых ресурсов, которое представлено в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Обеспеченность производства рабочей силой

Показатели2008 г.2009 г.2010 г.2008 г. в% к 2010 г.Среднегодовая численность работников, занятых в сельхозпроизводстве, чел.146221222152,1Приходится в расчете на одного среднегодового работника:с/х земель, га26,827,627,5102,6пахотных земель, га12,616,116,1127,8Произведено валовой продукции в расчёте на 1 работника, тыс. руб.20746,622027,131333,3151,0

Среднесписочная численность работников в 2010 году составила 222 человека. За исследуемый период среднегодовая численность работников предприятия увеличилась на 76 человек, или на 52,1% вследствие присоединения к КСУП «Коленкое» частного сельскохозяйственного унитарного предприятия «Гребеневский». Нагрузка сельскохозяйственных угодий на одного работника увеличилась на 2,6%, пахотных земель - на 27,8%, в связи с увеличением данных видов угодий в результате присоединения.

Валовая продукция на одного среднегодового работника увеличилась на 51,0%. Рост производства валовой продукции в расчете на 1 работника говорит о снижении затрат труда на производство основных видов продукции, о более эффективном использовании рабочего времени и повышении производительности труда, что в конечном результате ведёт к снижению себестоимости продукции и повышению её конкурентоспособности.

2.3 Характеристика отрасли растениеводства

Растениеводство - одна из важных отраслей сельскохозяйственного производства. Оно включает возделывание культур в посевах, овощеводство открытого и защищенного грунта, плодоводство. Наряду с производством товарных культур, производится не товарная продукция в виде кормов, которые должны обеспечивать потребность животноводства.

Размеры и структура посевных площадей отражены в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Размер и структура посевных площадей

КультурыПлощадь, гаВ% к итогу2007 г.2008 г.2009 г.2007 г.2008 г.2009 г.Зерновые, всего11431650138352,641,334,2в том числе: яровые2092703359,66,88,3озимые854130098839,332,524,4зернобобовые8080603,72,01,5Рапс1001322004,63,34,9Картофель1535400,70,91,0Овощи8195813,72,42,0Кормовые корнеплоды515150,20,40,4Кукуруза на силос34075080015,618,819,8Многолетние травы21750964110,012,715,9Однолетние травы27381288212,620,221,8Всего посевов217439984042100,0100,0100,0

Из данных таблицы 2.6 мы видим, что наибольший удельный вес в структуре посевных площадей занимают зерновые культуры - 42,7% в среднем за три года, из них наибольшую часть занимают посевы озимых зерновых культур - 32,1% в среднем за три года. Поскольку в хозяйстве, в основном песчаные и супесчаные почвы, то в числе зерновых культур наибольшие площади заняты озимой рожью - примерно до 50% посевов. За анализируемый период структура зерновых культур снизилась на 18,4% Произошло увеличение посевных площадей практически в два раза, что связано с присоединением к КСУП «Коленкое» частного сельскохозяйственного унитарного предприятия «Гребеневский». За период 2008-2010 гг. в частности увеличение посевных площадей произошло следующим образом: под рапсом - в два раза, под картофелем - в 2,5 раза, под кормовыми корнеплодами - в три раза, под кукурузой на силос - в 2,3 раза, под многолетними травами - в три раза, под однолетними травами - в 3,2 раза. Посевные площади под овощами в 2010 году остались на уровне 2008 года и составляют 81 га.

Одним из важных показателей отрасли растениеводства является урожайность. Урожайность - это выход продукции с единицы площади. Динамику урожайности основных видов товарных и кормовых культур рассмотрим в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Урожайность сельскохозяйственных культур

КультурыУрожайность, ц/га2008 г.2009 г.2010 г.2008 г. в% к 2010 г.Зерновые и зернобобовые16,115,220,0124,2Картофель220,0115,7125,056,8Рапс11,514,87,666,1Овощи103,0146,098,495,5Кормовые корнеплоды65830727241,3Кукуруза на силос27927221878,1Многолетние травы на:семена4,53,02,146,7сено76,044,329,138,2зеленый корм217,0100,0159,673,5Однолетние травы на зеленый корм47,042,461,0129,8

За анализируемый период в хозяйстве наблюдаются колебания урожайности, что в основном связано с изменениями погодно-климатических условий по годам. Так, за анализируемый период увеличилась урожайность только по зерновым культурам и однолетним травам на зеленый корм на 24,2% и 29,8% соответственно. По остальным культурам урожайность за анализируемый период снизилась.

Животноводство является одной из крупных отраслей сельского хозяйства. Оно включает - скотоводство, свиноводство, птицеводство и ряд других производств. Объем производства продукции животноводства зависит от поголовья и продуктивности животных, обеспеченности скота кормами и помещениями, рационов кормления, породности животных, условий их содержания.

В таблице 2.8 рассмотрим поголовье скота в КСУП «Коленское» в динамике за три года.

Таблица 2.8 - Поголовье скота, гол.

ПоказателиГоды2009 г. в% к 2007 г.200720082009Поголовье КРС, всего182527912677146,7в том числе: поголовье коров540958972180,0КРС на выращивании и откорме128518331705132,7Лошади78228,6

Из данных таблицы 2.8 видно, что за анализируемый период в хозяйстве наблюдается увеличение поголовья крупного рогатого скота на 852 головы, или на 46,7%, в том числе поголовье коров увеличилось на 432 головы, или на 80,0%, а поголовье крупного рогатого скота на выращивании и откорме на 420 голов, или на 32,7%, что связано с присоединением к КСУП «Коленкое» частного сельскохозяйственного унитарного предприятия «Гребеневский».

Таблица 2.9 - Основные показатели животноводства

ПоказателиЕдиница измеренияГоды2008 г. в% к 2010 г.200820092010Среднегодовой удой молока на 1 коровукг351536964012114,1Среднесуточный прирост молодняка КРСгр.511483532104,1Выход телят на 100 коровгол101999594,1Приходится на 100 га с/х земель:КРС, всегогол.47464493,6в том числе коровгол.141616114,3

Наблюдается увеличение среднесуточного прироста молодняка крупного рогатого скота на 4,1% и среднегодового удоя молока она одну корову на 14,1%. Увеличение продуктивности животных связано с заготовкой необходимого количества травянистых кормов хорошего качества и приобретением комбикормов и шротов, в необходимых объемах, также повышению продуктивности способствовала селекционная работа. В хозяйстве на 100 коров имеется 152 телочки всех возрастов, что дает возможность ежегодно вводить 25-30% нетелей в основное стадо. В последний год несколько снизился выход телят на 100 коров, однако его планируется увеличить за счет предупреждения болезней животных и яловости. Поголовье крупного рогатого скота на 100 га сельскохозяйственных земель за анализируемый период снизилось на 6,4%, а поголовье коров, наоборот, увеличилось на 14,3%.

Для получения лучшей продуктивности животных хозяйство должно в полной мере обеспечивать животных полноценными и качественными кормами. Обеспеченность и расход кормов в хозяйстве за период 2008-2010 гг. можно проследить по данным таблицы 2.10.

Таблица 2.10 - Показатели обеспеченности и расхода кормов

ПоказателиЕдиница измерения2008 г.2009 г.2010 г.2008 г. в% к 2010 г.Израсходовано кормовт.к.ед610786259306152,4в том числе покупных кормовт.к.ед2041267876419,4Стоимость израсходованных кормовмлн. руб.104319662609250,1в том числе покупныхмлн. руб.109405588539,4Расход кормов на 1 ц молокац.к.ед.0,9981,101,04104,2Расход кормов на 1 ц прироста КРСц.к.ед.10,88612,30210,80099,2

Из данных таблицы 2.10 видно, что в 2010 году по сравнению с 2008 годом значительно увеличился расход кормов и покупка кормов в связи с увеличением поголовья крупного рогатого скота в результате присоединения к КСУП «Коленкое» частного сельскохозяйственного унитарного предприятия «Гребеневский». Расход кормов на 1 ц молока за анализируемый период увеличился на 4,2%, что является отрицательным моментом в производстве молока, так как данный показатель влияет на изменение себестоимости молока в большую сторону, а расход кормов на 1 ц прироста крупного рогатого скота, наоборот, снизился на 0,8%, что является положительным моментом в производстве крупного рогатого скота на выращивании и откорме.

Под экономической эффективностью использования земли следует понимать уровень ведения хозяйства. Она характеризуется выходом продукции с единицы площади и ее себестоимостью. Показатели эффективности рассмотрены в таблице 2.11.

Таблица 2.11 - Основные показатели уровня эффективности производства

ПоказателиГоды2008 г. в% к 2010 г.200820092010Произведено на 100 га с/х земель:молока, ц505,5579,6638,4126,3прироста КРС, ц56,853,054,295,4денежной выручки, млн. руб.45,165,667,9150,5прибыли отчетного года, млн. руб.1,30,80,215,4Произведено на 100 га пахотных земель:зерна, ц778,5703,8777,799,9картофеля, ц170,8113,7140,482,2овощей, ц586,2390,5223,838,2

Из данных таблицы 2.11 мы видим, что в 2010 году произведено на 100 га сельскохозяйственных земель молока и денежной выручки за анализируемый период больше на 26,3% и 50,5% соответственно. Снижение производства на 100 га сельскохозяйственных земель произошло по таким показателям как прирост крупного рогатого скота и прибыли на 4,6% и 84,6% соответственно. Производство продукции на 100 га пахотных земель снизилось по всем основным показателям. Снижение уровня производства зерна составило 0,1%, картофеля - 17,8%, овощей - на 61,8%.

Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли, поэтому рассмотрим основные показатели производственно-финансовой деятельности предприятия (таблица 2.12).

Таблица 2.12 - Основные производственно-финансовые показатели

ПоказателиЕдиница измеренияГоды2010 г. в% к 2008 г.200820092010Выход валовой продукции растениеводства на 100 га пахотных земельмлн. руб.76,369,489,1116,8Выход валовой продукции животноводства на 100 га сельскохозяйственных земельмлн. руб.32,139,261,9192,8Выход валовой продукции в целом по хозяйству на 100 га сельскохозяйственных земельмлн. руб.77,479,7113,9147,2Прибыль от реализации продукциимлн. руб.27511451,9Уровень рентабельности реализованной продукции%1,51,30,3-1,2 п.п.

Из данных таблицы 2.12 видно, что в хозяйстве наблюдается рост выхода валовой продукции растениеводства на 100 га пахотных земель на 12,8 млн. рублей, или на 16,8%, выхода валовой продукции животноводства на 100 га сельскохозяйственных земель на 29,8 млн. рублей, или на 92,8%, выхода валовой продукции в целом по хозяйству на 100 га сельскохозяйственных земель на 36,5 млн. рублей, или на 47,2%. Но при этом прибыль от реализации продукции снизилась на 13 млн. рублей, или на 48,1%, а уровень рентабельности упал на 1,2%.

В таблице 2.13 рассмотрим основные финансовые показатели предприятия за 2009 год.

Таблица 2.13 - Платежеспособность предприятия

Показатели2010 г.на начало годана конец годанормативКоэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами-0,36-0,340,2Коэффициент текущей ликвидности3,132,491,5Коэффициент платежеспособности0,740,751 и болееНаличие собственных оборотных средств, млн. рублей-3260-4605х

Из данных таблицы 2.13 видно, что у предприятия за 2010 год коэффициент платежеспособности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ниже норматива, поскольку предприятием были привлечены заемные средства на приобретение машин и оборудования, а также строительства жилья за счет кредитных ресурсов. Однако у предприятия имеется реальная возможность для улучшения данных показателей. Одним из таких способов является увеличение прибыли от реализации продукции.

В таблице 2.14 представлена рентабельность основных видов продукции КСУП «Коленское» за 2010 год.

Таблица 2.14 - Рентабельность основных видов продукции

Наименование продукцииКоличество, цВыручка млн. руб.Себестоимость реализуемой продукции млн. руб.Прибыль, млн. руб.Уровень рентабельности, %зерно101102722353816,2рапс86050391128,2картофель172070462452,2овощи4380197382174,5Растениеводствох64854610318,9молоко329702170165351731,3мясо КРС21907191084-365-33,7Животноводствох33153419-104-3,0Итого по хозяйствух41494135140,4Из данных таблицы 2.14 видно, что на предприятии в 2010 году производство всех культур отрасли растениеводства было рентабельным. Так рентабельность зерна составила 16,2%, рапса - 28,2%, картофеля - 52,2%, овощей - 4,5%. В отрасли животноводства рентабельно производство молока (рентабельность 31,3%), а производство мяса крупного рогатого скота убыточно (уровень рентабельности -33,7%). В целом же по предприятию получена прибыли от реализации продукции в сумме 14 млн. рублей при уровне рентабельности 0,4%.

3. Учёт расчётов с подотчётными лицами и его совершенствование

подотчетный лицо расчет производственный

3.1 Задачи учёта расчётов с подотчётными лицами

Основными задачами ведения бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами в КСУП «Коленское» должны стать следующие:

своевременное, полное и достоверное отражение на счетах бухгалтерского учета фактических затрат на командировочные расходы;

документальная обоснованность использования подотчетных сумм и обоснованность включения в состав затрат;

контроль за экономным и рациональным использованием денежных средств на хозяйственно-операционные цели [1, с 154].

Только при решении данных задач и правильного документального отражения расчетов с подотчетными лицами в соответствии с учетной политикой предприятия можно избежать негативные и сложные моменты, которые не станут преградой на пути его дальнейшего функционирования.

Знание всех нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок, условия, сроки командировок, расходы по ним, а также их документальное оформление позволит облегчить и значительно ускорить процесс расчетов с подотчетными лицами на любом предприятии. Ведение бухгалтерского учета организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам.

Существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. Отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально-ответственных лиц.

·оприходование в кассу наличных денег;

·соблюдение порядка и сроков сдачи наличных денег;

·прием наличных денег в кассу предприятия, предпринимателя, частного нотариуса;

·выдача наличных денег из кассы предприятия, предпринимателя, частного нотариуса и оформление кассовых документов;

·порядок использования выручки;

·порядок и целевое использование наличных денег, полученных из касс банков;

·ведение кассовой книги и хранение наличных денег и других ценностей.

Выдачи наличных денег под отчет на предстоящие расходы на цели, установленные законодательством Республики Беларусь, работникам предприятия, предпринимателя, а также самому предпринимателю, использующему наемный труд и ведущему кассовую книгу в соответствии с Правилами, производятся по расходным кассовым ордерам.

Данным нормативным документом также установлено, что выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам. Передача наличных денег, выданных под отчет одному лицу, другим лицам запрещается.

Инструкция о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь от 27 июня 2003 г. №125 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 февраля 2009 г.) устанавливает размеры штрафов в случае несоблюдения Правил ведения кассовых операций. Так за несоблюдение срока возврата неиспользованных сумм, выданных под отчет на командировочные и другие предстоящие расходы, взыскивается штраф в размере 10% от суммы невозвращенного аванса. За выдачу наличных денежных средств под отчет на командировочные и другие предстоящие расходы без полного отчета по ранее выданным суммам взыскивается штраф в размере 10% от суммы вновь выданных под отчет наличных денежных средств.

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. №115 «Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу» определяет порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при служебных командировках за границу, в том числе на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации).

Основанием для расчета и выплаты денежных средств командированным работникам является приказ (распоряжение) нанимателя о направлении работника в командировку.

В случае если командирование за границу осуществляется на основании приглашения государственных органов иностранных государств, международных или иностранных организаций, в приказе (распоряжении) нанимателя указываются условия командирования за границу согласно соответствующему приглашению (расходы на проживание, обеспечение жилым помещением, проезд и т.д.).

Наниматель осуществляет регистрацию указанных приглашений в соответствии с законодательством об организации и ведении делопроизводства и обеспечивает их перевод с иностранного языка на белорусский или русский язык.

За работниками, направленными в командировку, сохраняются место работы (службы) и должность, а также заработная плата (денежное довольствие) в течение всего срока командировки, но не ниже среднего заработка, за все рабочие дни по графику постоянного места работы, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 35 настоящей Инструкции.

Порядок исчисления среднего заработка определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Наниматель обязан выдать командированному работнику аванс в иностранной валюте и (или) белорусских рублях до выезда в командировку и возместить следующие расходы: по проезду к месту служебной командировки и обратно; по найму жилого помещения; по проживанию вне места жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения нанимателя.

Сумма аванса, подлежащая выдаче командированному работнику на возмещение расходов, перечисленных в пункте 8 настоящей Инструкции, рассчитывается исходя из норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу, установленных законодательством Республики Беларусь, и с учетом расходов, предусмотренных настоящей Инструкцией.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. №35 «Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 5 декабря 2007 г.) регламентирует документальное оформление направления работника в командировку, понятие служебной командировки, виды расходов, возмещаемых работнику предприятия, а также порядок и сроки предоставления авансового отчета в бухгалтерию по приезду из командировки.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2001 г. №7 «Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу» (в ред. постановления Минфина РБ от 09.04.2008 №61) установлен перечень лиц и нормы оплаты командировочных расходов, представленных в виде таблицы, содержащей наименование страны, вид иностранной валюты, нормы расходов за проживание вне места постоянного жительства (суточных), а также предельную норму по найму жилого помещения.

Размеры возмещения расходов устанавливаются в соответствии с Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь от 24 января 2011 г. №2 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках».

Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2005 №274 «Об утверждении положения о порядке направления в служебные командировки за границу» определяется порядок направления в служебные командировки за границу государственных, правительственных и парламентских делегаций Республики Беларусь, а также работников государственных органов и иных государственных организаций.

Кроме того, некоторые вопросы, касающиеся служебных командировок, регламентируются и ТКРБ. В частности Трудовой Кодекс Республики Беларусь (по состоянию на октябрь 2009 г.) освещает следующие моменты:

·понятие служебной командировки;

·режим рабочего времени и времени отдыха в служебной командировке;

·направление в служебную командировку и ее оформление;

·гарантии и компенсации при служебных командировках;

·гарантии для работников, направляемых для повышения квалификации и переподготовки.

Таким образом, выдача наличных денег под отчет работнику предприятия на командировочные и хозяйственные расходы регламентируется достаточно большим количеством нормативно-правовых актов Республики Беларусь, соблюдение которых является обязательным условием при ведении хозяйственной деятельности любого предприятия.

3.2 Порядок оформления служебных командировок и учёт расходов по ним

Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами по хозяйственным расходам

Список работников, имеющих право получать деньги под отчет на хозяйственные нужды, определяется приказом руководителя предприятия в начале года.

Выдача наличных денег из касс производится на основании:

·расходного кассового ордера формы КО-2, при разовых выдачах наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников, и другие выдачи отдельным лицам;

·платежной ведомости с последующим проставлением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя при выдаче нескольким лицам наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников, и другие выдачи. [20, стр. 604]

На титульном листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче наличных денег за подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица, подразделения, с указанием сроков выдачи и суммы наличных денег прописью.

При выдаче наличных денег по платежной ведомости получатели предъявляют документы, удостоверяющие или подтверждающие их личность, и расписываются за получение денег в соответствующей графе платежной ведомости.

Выдача наличных денег работникам может производиться по удостоверению, выданному юридическим лицом, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца удостоверения, подписи должностного лица и оттиска печати юридического лица, выдавшего удостоверение.

Платежная ведомость выписывается либо оформляется с помощью технических средств с указанием по итогу суммы наличных денег цифрами и прописью.

В графе напротив фамилии, собственного имени, отчества получателя средств цифрами проставляется сумма причитающихся к получению наличных денег. В соответствии с приказом руководителя подотчетные лица получают наличные деньги, выдаваемые на основании оформленного расходно-кассового ордера (РКО).

Основными реквизитами расходно-кассового ордера являются:

·наименование организации;

·номер документа и дата его составления;

·сумма, подлежащая выдаче;

·Ф.И.О. работника, которому необходимо выдать аванс;

·документ, на основании которого оформляется данный РКО;

·документ, удостоверяющий личность работника;

·сумма прописью и подписи руководителя, главного бухгалтера, подотчетного лица и кассира, выдавшего аванс.

Документами, подтверждающими расходы по приобретению (поступлению, изготовлению) продукции (товаров, работ, услуг), являются:

·кассовый ордер формы КО-1, квитанция формы КВ-1, квитанция формы 20-фс, другие приходные документы, утвержденные в соответствии с законодательством;

·кассовый чек, содержащий номер, наименование юридического лица, инициалы, фамилию индивидуального предпринимателя, дату продажи (выполнения работы, оказания услуги), наименование, количество и цену товара (выполнения работы, оказания услуги).

В случае отсутствия в кассовом чеке указанных реквизитов документами, подтверждающими расходы по приобретению (поступлению, изготовлению, выполнению) продукции (товаров, работ, услуг), являются кассовый чек и товарный чек, содержащий номер, наименование юридического лица, инициалы, фамилию индивидуального предпринимателя, дату продажи (выполнения работы, оказания услуги), наименование, количество и цену товара (выполнения работы, оказания услуги), сумму, подписанные лицом, непосредственно осуществившим отпуск товаров (выполнение работ, оказание услуг), с указанием его должности, фамилии и инициалов. [21, стр. 274]

В исключительных случаях допускается использование личных денежных средств физических лиц, состоящих в трудовых отношениях, в интересах субъекта хозяйствования, предпринимателя с применением наемного труда на приобретение товарно-материальных ценностей, оказание услуг в пределах норм расчетов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования, установленных обслуживающим учреждением банка в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [1, стр. 131]

Основным первичным документом, подтверждающим израсходованные суммы и предназначенным для отчета подотчетных лиц по хозяйственным или командировочным расходам, является авансовый отчет (типовая форма №286).

Авансовый отчет составляется в одном экземпляре и является комбинированным первичным документом, поскольку, с одной стороны, в нем обобщается информация об израсходованных средствах, а с другой - он служит основанием для включения этих сумм в состав производственных затрат, издержек обращения или внереализационных расходов. Авансовый отчет составляется подотчетным лицом самостоятельно на основании документов, подтверждающих расходование сумм выданного ранее аванса.

Согласно Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17 января 2008 г. №4 и Правилах ведения кассовых операций рассматриваемый документ именуется как отчет об израсходованных суммах.

Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам.

В случае направления работника в служебную командировку на нанимателе лежит обязанность оформить ее в соответствии с требованиями законодательства.

Командировка оформляется приказом (распоряжением) с указанием задания, пункта назначения, наименования предприятия (организации), куда командируется работник, срока, цели и продолжительности командировки. Задание на служебную командировку в КСУП «Коленское» не используют.

Следующим этапом является оформление командировочного удостоверения.

Командированному работнику выдается командировочное удостоверение, подписанное руководителем предприятия и скрепленное печатью. Обязательными реквизитами командировочного удостоверения являются следующие:

·номер командировочного удостоверения;

·штамп объединения, предприятия, учреждения, организации;

·Ф.И.О., должность и место работы командируемого работника;

·пункт назначения;

·срок командировки;

·цель командировки;

·документ, являющийся основанием для выдачи командировочного удостоверения с указанием его номера и даты подписания.

На обратной стороне командировочного удостоверения делаются отметки о выбытии в командировку, прибытии в пункты назначения, выбытии из них и прибытии к месту постоянной работы.

Командировочное удостоверение работника, отбывающего в командировку, регистрируется в Журнале учета работников, выбывающих в командировки. При получении командировочного удостоверения командируемый работник должен расписаться в журнале. После возвращения из командировки командировочное удостоверение обязательно сдается в бухгалтерию как приложение к авансовому отчету.

Срок командировки работника определяется нанимателем и не может превышать 30 календарных дней, не считая времени нахождения в пути. Продление срока командировки допускается с разрешения нанимателя не более чем на 10 дней.

Срок командировки рабочих, руководителей и специалистов, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, не должен превышать одного года.

Лица, убывающие в командировки, на предприятии регистрируются в специальных журналах. [27, стр. 224]

Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса либо другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда - день прибытия транспортного средства к месту постоянной работы. При отправлении транспорта до 24.00 часов включительно днем выбытия считаются текущие сутки, а с 0.00 часов и позднее - последующие сутки.

Если место отправления транспортного средства находится за чертой населенного пункта, то учитывается время, необходимое для проезда туда. На работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени тех предприятий (организаций), в которые они командированы.

Взамен дней отдыха, не использованных во время командировки, другие дни отдыха по возвращении из командировки не предоставляются. Если работник специально командирован для работы в выходные или праздничные дни, компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с действующим законодательством. В случае, когда по распоряжению нанимателя работник выезжает в командировку в выходной день, ему по возвращении из командировки по решению нанимателя предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.

Вопрос явки на работу в день отъезда в командировку или в день прибытия из командировки решается по договоренности с нанимателем. [1, стр. 132]

Направление в командировку работника, работающего по совместительству, допускается в свободное от основной работы время (при представлении подтверждения с основного места работы) или в случае направления в командировку одновременно по основной и совмещаемой работе.

За командированным работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок за время командировки. Средний заработок за время нахождения работника в командировке сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. Пересылка зарплаты командированному работнику по его просьбе производится за счет предприятия.

При командировке лица, работающего по совместительству, средний заработок ему сохраняется на том предприятии, которое его командировало. В случае направления в командировку одновременно по основной и совмещаемой работе средний заработок сохраняется по обеим должностям (работам), а расходы по оплате командировки распределяются между командирующими предприятиями по соглашению между ними. [27, стр. 225]

Кроме приказа руководителя и командировочного удостоверения при направлении работника в командировку могут также оформляться и другие документы, в частности доверенность и путевой лист на автомобиль. Доверенность оформляется на представление интересов предприятия при подписании документов, заключении договоров в случае, если командируется работник, не имеющий в соответствии с уставом организации на это прав.

На основании приказа руководителя работнику выдается аванс на командировочные расходы. Сумма аванса включает средства на оплату проезда в обе стороны, суточные и расходы по найму жилья на срок командировки.

Как и при выдаче подотчетной суммы на хозяйственно-операционные расходы, выдача наличных денег на командировку производится на основании РКО.

После возвращения из командировки работник в течение трех дней работник отчитывается о проделанной работе во время командировки и использовании полученных денег. При этом об исполнении денежных средств на предприятии составляется авансовый отчет.

Основными реквизитами авансового отчета являются:

·наименование организации;

·Ф.И.О. и должность работника;

·номер и дата составления авансового отчета;

·назначение аванса;

·сумма и дата получения аванса, утвержденная бухгалтером;

·и некоторые другие реквизиты.

На обратной стороне авансового отчета делаются следующие записи:

·дата;

·порядковый номер документа;

·кому, за что и по какому документу уплачено;

·сумма оплаты;

·итоговая сумма израсходованных средств и подпись подотчетного лица. К авансовому отчету прикладываются все оправдательные документы, к которым относятся следующие:

·командировочное удостоверение с заверенными отметками о дне выбытия и дне прибытия. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия делаются в каждом пункте. Отметки о прибытии и выбытии заверяются печатью (штампом) с наименованием организации, в которую был командирован работник;

·оплаченные счета, квитанции или другие документы, подтверждающие фактические расходы по найму жилого помещения и другие расходы;

·проездные билеты, подтверждающие фактические расходы по проезду к месту командировки и обратно;

·отчет о проделанной работе (по требованию нанимателя).

Цели служебной командировки могут быть разными: выполнение работ, налаживание контактов с поставщиками, ведение переговоров с партнерами по бизнесу, учеба и переподготовка сотрудников и др. Последнее позволяет повысить уровень культуры и качества обслуживания клиентов.

Неизрасходованные суммы аванса работник должен возвратить в кассу предприятия, что оформлением ПКО. [1, стр. 133]

В случае не предоставления в установленный срок авансовых отчетов или не возврата в кассу предприятия остатков неиспользованных авансов бухгалтерия вправе удержать их из заработной платы работника.

Новый аванс подотчетным лицам выдается только после полного расчета по ранее выданному. Бухгалтер производит необходимые расчеты, формирует суммарные проводки по включению командировочных расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) организации или отнесения их за счет чистой прибыли предприятия, после чего заполняет соответствующие графы лицевой стороны авансового отчета суммы командировочных.

После проверки бухгалтером авансового отчета и определения суммы к учету руководитель предприятия утверждает эту сумму, и она проводится в аналитическом учете счета 71, чем списывается задолженность с конкретного работника. Перерасход или остаток при этом проводятся через кассу с оформлением расходного или приходного ордера. [8, стр. 60]

В конце отчетного месяца формируется оборотно-сальдовая ведомость, в которой указывается подотчетное лицо, с которым осуществлялись расчеты, остатки на начало месяца, обороты за месяц, остатки на конец месяца и итог по ведомости. По представленной оборотной ведомости видно, что итоги по дебету и по кредиту совпадают с итогами по документам, рассмотренным выше. [6, стр. 56]

Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам за границу

Несколько отличается порядок возмещения расходов по заграничным командировкам: одни расходы покрываются иностранной валютой, другие - валютой Республики Беларусь.

Порядок направления работников в служебную командировку за границу, а также предоставляемые им гарантии и компенсации установлены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. №115 «Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу».

Основанием для расчета и выплаты денежных средств командированным работникам является приказ (распоряжение) нанимателя о направлении работника в командировку.

В случае если командирование за границу осуществляется на основании приглашения государственных органов иностранных государств, международных или иностранных организаций, в приказе (распоряжении) нанимателя указываются условия командирования за границу согласно соответствующему приглашению (расходы на проживание, обеспечение жилым помещением, проезд и т.д.).

Наниматель осуществляет регистрацию указанных приглашений в соответствии с законодательством об организации и ведении делопроизводства и обеспечивает их перевод с иностранного языка на белорусский или русский язык.

За работниками, направленными в командировку, сохраняются место работы (службы) и должность, а также заработная плата (денежное довольствие) в течение всего срока командировки, но не ниже среднего заработка, за все рабочие дни по графику постоянного места работы, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 35 настоящей Инструкции.

Порядок исчисления среднего заработка определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Наниматель обязан выдать командированному работнику аванс в иностранной валюте и (или) белорусских рублях до выезда в командировку и возместить следующие расходы: по проезду к месту служебной командировки и обратно; по найму жилого помещения; по проживанию вне места жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения нанимателя.

Сумма аванса, подлежащая выдаче командированному работнику на возмещение расходов, перечисленных в пункте 8 настоящей Инструкции, рассчитывается исходя из норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу, установленных законодательством Республики Беларусь, и с учетом расходов, предусмотренных настоящей Инструкцией.

Расходы по найму жилья, кроме командировок в страны СНГ, возмещаются при представлении подтверждающих документов в оригинале.

Суммы за питание, включенные в счета по найму жилого помещения, возмещению не подлежат. Расходы на отдельные услуги, включенные в стоимость номера, возмещаются в пределах установленных норм расходов по найму жилого помещения.

Расходы по бронированию мест в гостиницах возмещаются в пределах норм расходов по найму жилого помещения, кроме командировок в страны СНГ.

Возмещение расходов по найму жилого помещения в случае проживания работников в данной стране в нескольких гостиницах

производится по командировке в целом в пределах установленных норм.

Если принимающая сторона предоставляет бесплатное жилье, выплаты на эти цели не осуществляются.

При командировках в страны СНГ оплата расходов по найму жилья осуществляется в пределах установленных норм при представлении подтверждающих документов в оригинале, а при их отсутствии - в размере 5% от установленной предельной нормы возмещения. Водителям и лицам, командированным вместе с ними, оплата производится и за время нахождения в пути. Кроме того, при командировании в указанные страны сверх установленных норм расходов по найму жилого помещения на основании подтверждающих документов производится возмещение расходов по бронированию мест в гостинице и оплате местных сборов на право проживания в отдельных городах.

При приеме отчетов об израсходованных суммах по командировкам, аванс по которым выдавался в инвалюте, отличной от инвалюты, в которой установлены нормы, при осуществлении контроля за соблюдением предельных норм расходов по найму жилого помещения необходимо выполнить следующие действия:

) расходы, произведенные в инвалюте аванса (в национальной валюте страны, куда командирован работник), и предельные нормы возмещения расходов в соответствующей валюте пересчитать по курсу Нацбанка РБ на дату составления отчета в белорусские рубли;

) белорусские рубли пересчитать в валюту, в которой был выдан аванс.

Суточные за время пребывания в командировке выплачиваются:

а) при проезде по территории Беларуси - в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством об оплате служебных командировок в пределах республики;

б) при проезде и за время пребывания на иностранной территории - в иностранной валюте по нормам, установленным для страны, в которую направляется работник в служебную командировку. [7]

При этом день пересечения границы включается: при выезде из республики - в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте по нормам страны, куда работник командирован; при возвращении в республику - в дни, за которые суточные выплачиваются в белорусских рублях по нормам, установленным для командировок в пределах республики.

День пересечения государственной границы определяется по отметкам в паспорте.

При командировании работников в Российскую Федерацию и другие страны СНГ, где при пересечении границы отметка в паспорте не делается, день пересечения государственной границы определяется по проездным документам с учетом расписания движения пассажирского транспорта. В случае командирования работника на автотранспорте нанимателя подтверждением для выплаты иностранной валюты является путевой лист с отметками о выездах и заездах на предприятие, а также сопроводительные документы.

При продолжительности командировки более суток, когда день пересечения границы при выезде из Республики Беларусь совпадает с днем пересечения границы при возвращении в Республику Беларусь, работнику выплачиваются суточные за этот день в иностранной валюте в размере 100% установленной нормы страны командирования. Остальные дни оплачиваются в белорусских рублях по нормам, установленным для командировок в пределах республики.

При однодневной командировке (выезде в командировку и возвращении обратно в тот же день) суточные выплачиваются в иностранной валюте в размере 50% установленной нормы страны командирования.

Если работник находился в командировке за границей более 60 дней, суточные начиная с 61-го дня выплачиваются в размерах, установленных для работников учреждений Республики Беларусь за границей при командировании в пределах государства, где находится это учреждение.

В зависимости от условий пребывания за границей суточные могут выплачиваться в размере 100, 70 или 30% от установленных норм.

В случаях, когда работники в период командировки обеспечиваются питанием и иностранной валютой на личные расходы за счет принимающей стороны, направляющая сторона выплату суточных этим лицам не производит, кроме времени пребывания в пути. За время нахождения в пути суточные выплачиваются в полном объеме установленных норм страны командирования.

Если принимающая сторона обеспечивает работников питанием, но не обеспечивает транспортом или не оплачивает расходы по проезду в городском транспорте страны пребывания от места проживания до места работы (учебы) и не выплачивает иностранную валюту на личные расходы, направляющая сторона выплачивает суточные в размере 30% нормы страны командирования.

Если принимающая сторона берет на себя расходы по обеспечению одноразовым питанием, суточные выплачиваются в размере 70%, двухразовым - 30% от установленной нормы суточных страны командирования.

что обеспечение питанием производится за счет направившей или принимающей стороны и принимающая сторона не выплачивает иностранную валюту на личные расходы.

Список литературы

1.А.А. Чернюк. - Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник. - 2-е изд. - Высш. шк., 2005.

2.А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей, Е.И. Завидова и др.; Под общей редакцией И.Е. Тишкова. - Бухгалтерский учет. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Мн.: Выш. школа, 1999.

3.Главный бухгалтер. - 2010. - №45.

.Главный бухгалтер. - 2010. - №46.

.Главный бухгалтер. - 2011. - №9.

.Е.В. Ильющенко, В.В. Кожарский. - Бухгалтерский учет 100 вопросов и ответов. - Мн.: ООО «Современная школа», 2006.

.И.Н. Бурцева. - Конспект лекций по бухгалтерскому учету для студентов экономических специальностей - Минск: Элайда, 2007.

8.И.Т. Шахбазова. - Бухгалтерский учет и анализ. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

9.К.Ф. Снитко. - Бухгалтерский учет. - Мн.: БГЭУ, 2005.

.Материалы ОАО «Пинский винодельческий завод».

.О дополнительном привлечении средств организации для финансирования жилищного строительства: Инструкция в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь 24 мая 2008 №739.

.О мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь от 27 июня 2003 г. №125: Инструкция, с изменениями и дополнениями.

.О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов: Указ Президента Республики Беларусь 7 февраля 2006 г. №71.

.О порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь: Инструкция в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 13 февраля 2008 №24, с изменениями и дополнениями.

.О порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь: Инструкции в редакции постановления Правления Национального Банка Республики Беларусь от 17 января 2008 г., с изменениями и дополнениями.

.О порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь: Инструкция, утвержденная Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. №35.

.О порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь: Инструкция в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29 февраля 2008 №29.

.О порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу: Инструкция, утвержденная Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. №115.

.О порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Положение в редакции постановления Совмина от 21 сентября 2010 №1357.

20.О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич. - Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2010.

21.О.М. Филипенко. - Бухгалтерский учет и налогообложение: Практ. пособие. - Мн.: Изд. О.М. Филипенко, 2001.

22.Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2001 г. №7.

.Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках: Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 24 января 2011 г. №2.

.Об утверждении положения о порядке направления в служебные командировки за границу: Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2005 №274.

25.Под общ. ред. А.О. Левковича. - Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: Учеб. пособие. - Мн.: ООО «Элайда», 2006.

26.Под общ. ред. А.О. Левковича. - Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - Мн.: Дикта, 2003.

.Под общ. ред. В.Ф. Бабыны. - Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк., 2002.

28.Под ред. Н.И. Ладутько. - Бухгалтерский учет. - Мн.: ФУА «Информ», 2004.

29.Под ред. П.Г. Пономаренко. - Бухгалтерский учет, анализ и аудит: Учеб. пособие. - Минск: Выш. шк., 2006.

.Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь.

.Т.А. Сукристик. - 2500 типовых проводок. - Мн.: Регистр, 2006.

.Татур И.К. Бухгалтерский учет. Для неучетных специальностей: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2000.

33.Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №296-3 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22 января 2011 г.).

Похожие работы на - Учет расчетов с подотчетными лицами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!