Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,04 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения

Введение

акцизный налогообложение налог

Государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание налогов производить "автоматически-принудительно". Хотя более простой и исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги. Пошлины - разновидность косвенных налогов - стали первыми видами денежных платежей в казну государства.

Акциз - это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз - индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

Акцизы имеют древнюю историю. В прошлых веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.

Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления. В период первой мировой войны после запрета торговли спиртными напитками для восполнения недополученных доходов от производства и реализации алкоголя были резко повышены акцизы на табак, спички, керосин.

Для России традиционно злободневны проблемы потребления населением алкоголя и, как следствие, государственного регулирования (воздействия) на это потребление. В настоящее время по оценкам многих экспертов (в области права и не только) степень алкоголизации российского народа достигла своего пика. Например, на страницах такого уважаемого издания, как «Российская газета», в еженедельном выпуске «Официальная среда» даже была введена специальная рубрика, посвященная этой проблеме и методам ее решения в субъектах РФ. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

) Исследовать причины выбора акцизов в качестве налога на потребление.

) Проанализировать особенности исчисления и взимания акцизов в РФ.

) Выявить проблемы акцизного налогообложения.

Объектом исследования данной курсовой работы являются акцизы на алкогольную продукцию. В качестве субъектов выступают организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции подлежащие обложению акцизами.

Информационной базой являются учебники, периодические издания, учебные пособия, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.


1. Теоретические аспекты изучения акцизов

.1 История становления и развития акцизного обложения в России

Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. В настоящее время акцизы применяются во всех индустриально развитых странах. В России акцизами облагаются товары с особенно высокой рентабельностью. Они установлены на ограниченный перечень товаров и, как отмечается многими специалистами, играют двоякую роль: во-первых, как один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, как средство ограничения потребления подакцизных товаров (то есть выступают в роли своеобразного налога на пороки - алкоголь, табак и т. д.).

Акцизы - один из древнейших видов косвенных налогов. По существующим письменным свидетельствам обложение акцизами осуществлялось еще в эпоху Римской империи.

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917г. в России акцизами облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.

В конце XIX - начале XX в. объектами акцизного обложения были:

.        свеклосахарное производство;

.        крепкие напитки;

.        табак;

.        осветительные нефтяные масла;

.        зажигательные спички.

До 1 января 1881г. существовал акциз с соли.

Акциз со свеклосахарного производства впервые был введен в 1848г. акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864г. установлено вместо одной три нормы (4.5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.

Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:

.        спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;

.        спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки;

.        портер, пиво всех родов и мед;

.        брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Акциз со спирта, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру.

Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда - по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана.

Акциз с табака. Взимание этого акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли должны были выкупаться на сумму, определенную Уставом 1871г.).

Акциз с осветительных нефтяных масел был установлен в 1872г. как акциз с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 - 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии и добывание нефти частными лицами было запрещено).

Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.

Акциз вновь вводится в 1888г. Доход казны состоял из патентного сбора со спичечных фабрик и акциза, взимаемого посредством бандероли в следующих размерах: с упаковки, содержащей не более 75 спичек российского производства, - 0,25 коп., с импортируемых - 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300 спичек российского производства, - 1 коп., с импортируемых - 2 коп. Экспортируемые спички перевозились без обложения, по должны были снабжаться печатью акцизного надзора и удостоверениями его о количестве вывозимого товара.

В 1992 году (Законом „Об акцизах» от 06.12.1991 г. №1993-1) с началом новой налоговой реформы вновь вводится акцизное налогообложение. В 1992 г. доля всех акцизов в доходах федерального бюджета составляла около 3%.

Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС) они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота.

К числу подакцизных, помимо традиционных товаров, были отнесены: ковры и хрусталь, икра и рыбные деликатесы, шоколад и автомобильные шины, меховые изделия, одежда из натуральной кожи (ст.1 указанного Закона). Достаточно быстро такой подход показал свою нецелесообразность и в последующие годы список подакцизных товаров менялся только в сторону сокращения. С 1993 г. из перечня подакцизных товаров исключены икра, шоколад, изделия из фарфора, но введены акцизы на импортные товары. В 1994 г. введены акцизы на бензин, спирт этиловый, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, ружья охотничьи, яхты и катера (кроме специального назначения).

В первые годы после введения акцизов ввиду высокого темпа роста цен было признано целесообразным применять исключительно адвалорные ставки. Поскольку налоговая составляющая в цене алкогольной продукции была и остается очень высокой, эти ставки должны были применяться к отпускной цене подакцизной продукции, включающей в себя акцизы. Так, отпускная цена на подакцизный товар должна была рассчитываться по следующей формуле:

1. Оптовая цена, включающая издержки производства и прибыль, в рублях

2. Ставка акциза в процентах к отпускной цене

3. Отпускная цена в рублях (стр. 1 х 100) / (100 - стр. 2)

4. Сумма акциза в рублях: (стр. 3 - стр.1) или (стр. 3 х стр. 2): 100%


Несмотря на очевидное неудобство подобной методики расчета, она была выбрана из психологических соображений. При реализованном же подходе утвержденные ставки не превосходили 70 - 90% при тех же абсолютных значениях акцизов.

Однако такое решение породило другие проблемы:

Во-первых, возник очевидный дисбаланс в акцизном налогообложении отечественной подакцизной продукции и аналогичной продукции, ввозимой в Россию из-за рубежа, поскольку при тех же налоговых ставках в отношении импортируемых товаров налоговая база определялась как их таможенная стоимость, не включающая акцизов.

Даже при достаточно высоких таможенных пошлинах и более высокой стоимости производителя товары иностранного производства - главным образом алкогольные и табачные - в России получали лучшие конкурентные условия по сравнению с российскими.

Во-вторых, в течение ряда лет отдельные государства СНГ не проводили согласованной политики в отношении акцизов. Разные государства СНГ в отношении одних и тех же товаров применяли не только существенно отличающиеся друг от друга ставки акцизов, но и использовали разные правила определения налоговой базы.

В-третьих, адвалорные ставки акцизов, с одной стороны, позволяли использовать весьма эффективные в условиях России способы ухода от налогообложения, и, с другой стороны, создавали дополнительные трудности для производителей подакцизной продукции в плане ее улучшения и совершенствования.

Многие из перечисленных проблем отпали при замене адвалорных ставок акцизов специфическими в начале 1997 года. В результате удалось перевести на единый режим налогообложение импорта и внутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидирована возможность ухода от акцизного налогообложения при помощи трансфертного ценообразования.

У производителей появились дополнительные возможности для улучшения своей продукции, ее дизайна и продвижения ее на рынок. Теперь дополнительные расходы на подобные улучшения и рекламу не приводят автоматически к росту акцизов, хотя могут привести к увеличению себестоимости и отпускной цены товаров. Это позволяет производить более качественную и, соответственно, более дорогую продукцию при неизменных акцизах. Таким образом, доля акцизов в более качественной продукции снижается, что можно рассматривать как одно из проявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества и потребительских свойств товаров.

1.2 Сущность и роль акцизов в налоговой системе страны

Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, - безэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС или налог с продаж, то второе - от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы за пересечение границы и т.д.)

В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены.

Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы - на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов, и фискальная.

Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами.

Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров.

Обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.

Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки).

При взимании акцизов используются адвалорная, специфическая и смешанная ставки акцизов.

Адвалорной ставкой налога называют такую ставку, при которой сумма налога исчисляется в процентах от стоимости товара, а специфической ставкой - фиксированная сумма налога на единицу товара. Выбор между специфическим и адвалорным налогообложением может зависеть от того, производятся ли подакцизные товары на территории конкретной страны или нет.

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

Алкоголь - необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства.

Акцизы - существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Однако, ежегодно фискальная значимость акцизов в доходах бюджетов подвергается существенным колебаниям. Так, например, в доходах федерального бюджета за период с 2000 по 2004 г. диапазон колебаний удельного веса акцизов составлял от 15,0 до 3,6%. Важным показателем фискальной значимости акцизов является их доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, на которую влияют изменения, вносимые в состав подакцизных товаров, объект налогообложения, размеры налоговых ставок, объем льгот, инфляционные процессы.

Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации характеризуется высокой долей косвенных налогов - за последние семь лет она не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых доходов была выше 11 % .

Стабильность доходов обуславливается высокой собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных - за последние семь лет не опускается ниже 74 %.

Около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию (табл.1). Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %.


Таблица 1- Поступления акцизов в федеральный бюджет, млн.руб.

Наименование налогов и платежей

2008 год

2009 год

2010 год

 % к общему объему бюджета

1,80%

1,86%

1,98%

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации в том числе:

119 538,9

137 977,4

159 283,0

Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации

6 850,4

7 726,2

8 781,8

Акцизы на спирт этил. (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, произв. на территории Российской Федерации

6 216,6

6 841,8

7 589,0

Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации

633,8

884,4

1 192,8

Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации

1 161,4

1 184,2

1 206,0

Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации

58 709,1

70 275,0

84 032,4

Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации

38 380,9

42 733,9

47 518,8

Акцизы на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации

38 380,9

42 464,4

46 674,6

Акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации

0,0

269,5

844,2

Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы,

1 319,0

1 617,8

1 931,2

производимые на территории Российской Федерации




Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации

12 234,2

13 480,5

14 781,3

Акцизы на мот. масла для диз. и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производ. на террит. Российской Федерации

883,9

959,8

1 031,5

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

28 564,9

32 789,3

37 530,5



В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год. Из них 327,4 млрд. рублей приходится на акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8%. На акцизы же приходится 5,2% от общего объема.


В 2009 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд. рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2008 годом. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008г. соответственно на 3,6% и 0,5%, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8% и 0,6%. В декабре 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд. рублей, что на 8,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что доля акцизов в консолидированном бюджете в целом и по всем видам отдельно за последние 2 года увеличилась.

В бюджет Амурской области акцизы поступали в следующих размерах:

–       в 2005 году - 990,1 млн.руб.

–       в 2006 году - 688,4 млн.руб.

–       в 2007 году - 97,9 млн.руб.

–       в 2008 году - 140,2 млн.руб.

–       в 2009 году - 1361 млн.руб.

Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имели большую долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы, государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).

2 Механизм исчисления и взимания акцизов на алкогольную продукцию в РФ

.1 Порядок исчисления и взимания акцизов по алкогольной продукции

Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции подлежащие обложению акцизами, включая лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Непосредственным и неизбежным эффектом установления акциза на тот или иной товар является повышение его цены. Поэтому круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские товары первой необходимости, которые обладают социальной значимостью для населения страны.

Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:

) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

) пиво;

) табачная продукция;

) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

) автомобильный бензин;

) дизельное топливо;

) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимают бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

Не рассматриваются как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

• лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

·    препараты ветеринарного назначения, прошедшую государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;

• парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;

• подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам:



Таблица 2 - Налоговые ставки 2009-2011 гг.

Виды подакцизных товаров

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

27 руб. 70 коп. за 1 литр безводного этилового спирта

30 руб. 50 коп. за 1 литр безводного этил. спирта

33 руб. 60 коп. за 1 литр безв. этил. спирта

Спиртосодержащая парфюмерно- косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

0 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

0 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

191 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

210 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

231 руб. 00 коп. за 1 литр безвод. этилового спирта, содержащегося в подакц. товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виномат., произвед. без добавления этилового спирта)

121 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содерж. в подакцизных товарах

133 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содерж. в подакцизных товарах

146 руб. 00 коп. за 1 литр безвод. этилового спирта, содерж. в подакц. товарах

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта

2 руб. 60 коп. за 1 литр

2 руб. 90 коп. за 1 литр

3 руб. 20 коп. за 1 литр

Вина шампанские,игристые, газированные, шипучие

10 руб. 50 коп за 1 литр .

11 руб. 55 коп. за 1 литр

12 руб. 70 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным ) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно

0 руб. 00 коп. за 1 литр

0 руб. 00 коп. за 1 литр

0 руб. 00 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6 процента включительно

3 руб. 00 коп. за 1 литр

3 руб. 30 коп. за 1 литр

3 руб. 60 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента

9 руб. 80 коп. за 1 литр

11 руб. 90 коп. за 1 литр


При реализации подакцизной продукции налогоплательщик обязан предъявлять сумму налога покупателю. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков, первичных учетных документах, счетах-фактурах, сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределы территории Российской Федерации.

При реализации (передаче) подакцизных товаров в розницу соответствующая сумма акциза включается в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется.

Согласно ст. 194 НК РФ:

. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187 - 191 настоящего Кодекса.

. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из специфической и адвалорной налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение специфической налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Что касается уплаты акцизов, то уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Однако с 1 января 2010 года данный порядок изменился. Федеральным законом от 28.11.2009 № 282-ФЗ установлена единая дата уплаты налога - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, в январе 2010 года налогоплательщикам необходимо уплатить акциз в следующие сроки:

–       не позднее 15 числа - ½ суммы акциза, подлежащей уплате за ноябрь 2009 года;

–       не позднее 25 числа - сумма акциза, подлежащая уплате за декабрь 2009 года.

Фактически, только начиная с февраля 2010 года акцизы уплачиваются 1 раз в месяц.

Также, следует отметить, что ставка акциза на этиловый спирт из всех видов сырья (в т.ч. этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) с 1 января 2010 года увеличилась с 27,70 руб. за 1 литр безводного этилового спирта до 30,50 руб. В 2011 и 2012 годах размер ставок составит соответственно 33,60 руб. и 37,00 руб.

В отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% будут применять следующие ставки за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах:

–       в 2010 году - 210,00 руб.

–       в 2011 году - 231,00 руб.

–       в 2012 году - 254,00 руб.

В отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% будут действовать следующие ставки за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах:

–       в 2010 году - 158,00 руб.

–       в 2011 году - 190,00 руб.

–       в 2012 году - 230,00 руб.

Ставки в отношении натуральных вин составят за 1 литр:

–       в 2010 году - 3,50 руб.

–       в 2011 году - 4,80 руб.

–       в 2012 году - 6,00 руб.

Ставки в отношении вин шампанских, игристых, газированных, шипучих составят за 1 литр:

–       в 2010 году - 14,00 руб.

–       в 2011 году - 18,00 руб.

–       в 2012 году - 22,00 руб.

В отношении пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно будут применяться следующие ставки за 1 литр:

–       в 2010 году - 9,00 руб.

–       в 2011 году - 10,0 руб.

–       в 2012 году - 12,0 руб.

В отношении пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% ставки составляет за 1 литр:

–       в 2010 году - 14,00 руб.

–       в 2011 году - 17,00 руб.

–       в 2012 году - 21,00 руб.

Министерство финансов России предлагает с 2011 года изменить порядок взимания акцизов с производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции, введя авансовую плату при закупке ими спирта.

С 2011 года планируется изменить порядок взимания акцизов. Главное и принципиальное изменение - введение авансовой платы акциза производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции на момент закупки спирта, причем авансовая уплата акциза будет осуществляться исходя из объема закупаемого спирта и ставки акциза, установленной для алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Эти изменения затрагивают ту алкогольную продукцию, которая производится с использованием этилового спирта. Что касается натуральных вин, то есть вин, в которые не добавляется этиловый спирт, здесь предполагается сохранить тот порядок взимания акцизов, который есть.

По мнению Министерства финансов, за время существования нынешней системы взимания акцизов, появились «схемы по уклонению от уплаты акцизов, когда акциз по использованному сырью фактически в бюджет не уплачивается, а в налоговые органы производители алкоголя представляют фальшивые документы, которые подтверждают, что акциз якобы уплачен».

Те изменения, которые предполагается произвести, направлены на предотвращение применения таких схем по уклонению от уплаты акцизов и на усиление контроля за оборотом, прежде всего, спирта. При этом сумма акциза, которая будет поступать в бюджет по сравнению с сегодняшним днем, не изменится.

Сегодня одна часть акциза в бюджет поступает от производителя спирта и вторая часть - от производителя алкогольной продукции. С внесением этих изменений вся сумма акциза в таком же размере, если сравнивать с сегодняшним днем и не брать во внимание индексацию, будет уплачиваться на стадии закупки спирта производителем алкогольной продукции.

При этом эти изменения не приведут к колебаниям цен на алкогольную продукцию.

2.2 Состав и порядок заполнения налоговой декларации на алкогольную продукцию

Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий заполняется налогоплательщиками, совершающими операции со следующими подакцизными товарами:

спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов согласно подпункту 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ;

алкогольная продукция согласно подпункту 3 п. 1 ст. 181 НК РФ;

пиво;

автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

автомобильный бензин;

дизельное топливо;

моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

прямогонный бензин согласно подпункту 10 п. 1 ст. 181 НК РФ.

Декларация включает в себя:

) титульный лист;

) раздел 1.1 "Сумма акциза на подакцизные товары, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика, за исключением суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, по данным налогоплательщика, имеющего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом";

) раздел 1.2 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика, имеющего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом";

) раздел 2 "Расчет суммы акциза";

) приложения к форме декларации:1, 3 - "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара (на внутреннем рынке)";2 - "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара (на экспорт при отсутствии поручительства банка (банковской гарантии))";4 - "Сведения об объемах денатурированного этилового спирта, полученного организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, от поставщиков, имеющих свидетельство на производство денатурированного этилового спирта";5 - "Сведения об объемах денатурированного этилового спирта, поставленного организациям, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, поставщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта";6 - "Сведения об объемах прямогонного бензина, полученного налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, от поставщиков, имеющих свидетельство на производство прямогонного бензина";7 - "Сведения об объемах прямогонного бензина, поставленного лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина".

Декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту своего нахождения (жительства), а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения в части осуществляемых им операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Срок представления декларации и срок уплаты налога, приходящийся на выходной и (или) нерабочий праздничный день, определяется в соответствии с п. 7 ст. 6.1 Кодекса.

Декларация представляется также в тех случаях, когда начисленная сумма акцизов равна нулю (в том числе по товарам, на которые установлена нулевая ставка акцизов) или отрицательной величине.

На титульном листе декларации указывается:

) вид документа (цифра 1 проставляется в случае представления налогоплательщиком первичной декларации, т.е. за истекший налоговый период; цифра 3 - в случае представления налогоплательщиком корректирующей декларации за соответствующий налоговый период, и в этом случае через дробь указывается порядковый номер корректирующей декларации с начала года за соответствующий налоговый период);

) налоговый период, за который она представлена (проставляется цифра "1");

) порядковый номер месяца;

) отчетный год;

) полное наименование российской организации в соответствии с наименованием, указанным в ее учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается), либо полное наименование отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, а в случае подачи декларации индивидуальным предпринимателем указывается его фамилия, имя, отчество (полностью, в соответствии с документом, удостоверяющим личность);

) наличие у налогоплательщика свидетельства (проставляется цифра "4" - при наличии свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции; цифра "5" - при наличии свидетельства на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке; цифра "6" - при наличии свидетельства на производство спиртсодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке; цифра "7" - при отсутствии свидетельства);

) номер контактного телефона налогоплательщика;

) количество страниц, на которых составлена декларация (с учетом приложения подтверждающих документов или их копий).

Раздел 1.1 декларации включает в себя показатели сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет (возврату из бюджета), по данным налогоплательщика, с указанием кода бюджетной классификации (КБК), в соответствии с которым подлежат зачислению суммы акциза, рассчитанные в декларации.

Соответственно каждому коду бюджетной классификации необходимо заполнять отдельно показатели по строкам, имеющим коды 010, 020, 025, 030 - 050:

) по строке 010, указывается код бюджетной классификации Российской Федерации;

) по строке 020, указывается код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

) по строке 025, указывается код вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);

) по строке 030, указывается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

) По строке 040, указывается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

) по строке 050, указывается сумма акциза, начисленная к уменьшению.

Если несколько сумм акциза, рассчитанных по разным видам подакцизных товаров, зачисляются в соответствии с одним кодом бюджетной классификации, для заполнения строк 030 - 050 необходимо определить конечный результат расчета с бюджетом. Для этого из суммы величин, отраженных в графе 7 раздела 2 декларации по соответствующим строкам, имеющим код 100, вычесть сумму соответствующих величин, отраженных в графе 7 по строкам, имеющим код 110. При возникновении положительной разницы результат равными долями отражается в строках 030, 040. При возникновении отрицательной разницы результат (сумму акциза, подлежащую возмещению (зачету, возврату)) следует отразить в строке 050 без знака "минус".

Раздел 1.2 декларации включает в себя показатели сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет (возврату из бюджета), по данным налогоплательщика, с указанием кода бюджетной классификации (КБК), на который подлежит зачислению сумма акциза, рассчитанная в декларации.

Соответственно каждому коду бюджетной классификации необходимо заполнять показатели по строкам, имеющим коды 010, 020, 025, 030, 040:

) по строке 010, указывается код бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации;

) по строке 020, указывается код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

) по строке 025, указывается код вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);

) по строке 030, указывается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 204 Кодекса уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими соответственно свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

) по строке, имеющей код 040, указывается сумма акциза, начисленная к уменьшению.

При заполнении показателей строки 030 - 040 следует иметь в виду, что сумма акциза указывается в рублях путем заполнения ячеек, начиная с наименьшего разряда числа, справа налево, в остальных ячейках нули не указываются.

Порядок заполнения раздела 2 "Расчет суммы акциза":

) в графе 1 указывается номер по порядку;

) в графе 2 указываются виды подакцизных товаров по каждому показателю;

) в графе 3 указывается код строки. Строки, в которых перечисляются виды подакцизных товаров, относящиеся к одному показателю (объекту налогообложения), имеют одинаковый код;

) в графе 4 указывается код вида подакцизного товара;

) в графе 5 указывается налоговая база.

Налоговая база, определяемая в соответствии со статьей 187 Кодекса, по спирту этиловому из всех видов сырья (в том числе этиловому спирту-сырцу из всех видов сырья), спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции и пиву указывается в литрах (с точностью до третьего знака после запятой).

) в графе 6 указывается ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения в соответствии со статьей 193 Кодекса;

) в графе 7 определяется сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров;

) в строках, имеющих код 020, по видам подакцизных товаров указываются данные о реализации в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым предоставлено освобождение от уплаты акциза в соответствии со статьей 184 Кодекса, т.е. при представлении поручительства банка или банковской гарантии;

) строки, имеющие коды 030, предназначены для определения суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет в соответствии с пунктом 2 статьи 184 Кодекса;

) строки, имеющие код 040, заполняются в отношении реализованных подакцизных товаров. Строки 040 заполняются при представлении уточненных расчетов за тот налоговый период, в котором осуществлялась указанная реализация.

) в строках, имеющих код 050, указывается сумма акциза, подлежащая вычету, по каждому виду подакцизных товаров, возвращенных налогоплательщику покупателями.

) в графе 7 строки 060 указывается сумма акциза, уплаченная при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья и материалов для производства подакцизных товаров. Указанные суммы отражаются с учетом положений пункта 3 статьи 199, пунктов 2 и 3 статьи 200, пунктов 1, 3 статьи 201 Кодекса.

В графе 2 строки 060 указывается вид подакцизного товара, в производстве которого использованы в качестве сырья и материалов подакцизные товары;

) в графе 7 строки 070 указывается сумма акциза по этиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, использованному при производстве виноматериалов, при соблюдении положений пункта 2 статьи 201 Кодекса;

) в графе 7 строки 080 указывается сумма акциза, начисленная при получении денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, подлежащая вычету, при соблюдении положений пункта 11 статьи 201 Кодекса. В графе 2 строки 080 указывается "денатурированный этиловый спирт";

) в графе 7 строки 090 указывается сумма акциза, начисленная организацией, имеющей свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, по объемам денатурированного этилового спирта, фактически реализованным организациям, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, подлежащая вычету, при соблюдении положений пункта 12 статьи 201 Кодекса. В графе 2 строки 090 указывается "денатурированный этиловый спирт";

) по каждому виду подакцизных товаров определяется сумма акциза подлежащая уплате в бюджет (строки, имеющие код 100)

При расчете суммы акциза при заполнении раздела 2 декларации следует производить округление суммы акциза до целого числа.

В случае получения отрицательной разницы, т.е. превышения суммы налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, в соответствующих строках ставится цифра "0".

Сумма превышения налоговых вычетов указывается в строках, имеющих код 110, по видам подакцизных товаров.

Рассмотрим пример заполнения налоговой декларации по акцизам.

В 2004 году с акцизного склада оптовой организации магазинам розничной торговли реализовано:

с 1 по 15 февраля

водка крепостью 40% - 300 л;

настойка крепостью 30% - 400 л;

вина натуральные нетрадиционные некрепленые - 500 л;

вина шампанские - 300 л;

с 16 по 29 февраля

водка крепостью 40% - 250 л;

настойка крепостью 30% - 380 л;

вина натуральные нетрадиционные некрепленые - 700 л;

вина шампанские - 600 л.

Раздел 1, раздел 2 и приложение № 1 бухгалтер организации должен заполнить следующим образом:

)Сначала заполним приложение № 1 к декларации, поскольку водка и настойка относятся к товарам, в отношении которых налоговая ставка установлена в расчете на безводный спирт (см. с. 40).

В строку 010 запишем «алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)», а в строку 020 - соответствующий ей код 213.

В строку 030 - «литр», а в строку 040 - «112».

В отчетном периоде реализованы два наименования товара, соответствующих коду 213, поэтому заполним две строки 050.

В графу 1 первой строки 050 поставим единицу. В графу 2 той же строки впишем «водка крепостью 40%» и одновременно поставим «40» в графу с фактическим содержанием спирта (гр. 6). По графе 4 отразим объем продукции, реализованной с 1 по 15 февраля, - 300 л. По графе 5 - объем продукции, реализованной с 16 по 29 февраля, - 250 л.

Налоговая база в пересчете на безводный спирт будет равна:

по продукции, реализованной с 1 по 15 февраля, - 120 л (300 л х 40%). Эту сумму поставим в графу 7;

по продукции, реализованной с 16 по 29 февраля, - 100 л (250 л х 40%). Эту сумму отразим в графе 8.

Аналогичным образом заполним вторую строку 050 по настойке крепостью 30%. В итоге по графе 7 получим 120 л (400 л х 30%), по графе 8 - 114 л (380 л х 30%).

В итоге по строке 060 будут отражены следующие суммы: в графе 4 - 700 л (300 л + 400 л), в графе 5 - 630 л (250 л + 380 л), в графе 7 - 240 л (120 л + 120 л) и в графе 8 - 214 л (100 л + 114 л).

Теперь данные граф 7 (240 л) и 8 (214 л) строки 060 перенесем соответственно в графы 4 и 5 строки 010 раздела 2 (см. с. 38). В графу 6 этой строки впишем ставку 80% от установленной в статье 193 НК РФ - 108 руб. Сумма акциза по графам 7 и 8 составит соответственно 25 920 руб. (108 руб. х 240 л) и 23 112 руб. (108 руб. х 214 л).

) Раздел 2 заполняем следующим образом:

Вину натуральному нетрадиционному некрепленому соответствует код 260. Соответственно нужно заполнить строку 050. В графу 4 впишем объем вина, реализованного с 1 по 15 февраля, - 500 л. Объем вина, реализованного в оставшиеся дни февраля, ставим в графу 5 - 700 л. По графе 6 покажем ставку 65% от установленной в статье 193 НК РФ - 2 руб. 60 коп. Сумма акциза, исчисленная с определенной нами налоговой базы, отражаемая по графам 7 и 8, будет равна соответственно 1300 руб. (2 руб. 60 коп. х 500 л) и 1820 руб. (2 руб. 60 коп. х 700 л).

по графе 7 - 2049 руб. (6 руб. 83 коп. х 300 л);

по графе 8 - 4098 руб. (6 руб. 83 коп. х 600 л).

Строки 080-140 заполнять не нужно, так как в феврале у организации не было налоговых вычетов в связи с возвратом алкогольной продукции.

Перейдем ко второй странице, на которой продолжается раздел 2.

В строку 150 запишем суммы акциза, подлежащие уплате в бюджет в отношении алкогольной продукции с кодом 213. Поскольку вычетов не было, суммы по графам 7 и 8 этой строки будут соответственно равны суммам по графам 7 (25 920 руб.) и 8 (23 112 руб.) строки 010.

Так же определяются и суммы по строкам 190 (код алкогольной продукции 260) и 200 (код алкогольной продукции 270). В графу 7 строки 190 ставим 1300 руб., в графу 8 - 1820 руб. В графу 7 строки 200 - 2049 руб., в графу 8 - 4098 руб.

Строки 220-280 не заполняем.

) Заполняем раздел 1:

Акцизы по алкогольной продукции с кодом 213 зачисляются на КБК 1020223, по продукции с кодами 260 и 270 - на КБК 1020215.

В строку 010 первой группы показателей впишем первый КБК. В строку 030 перенесем сумму из графы 7 строки 150 раздела 2 - 25 920 руб. Ее нужно было уплатить не позднее 25 февраля 2004 года. В строку 040 перенесем сумму из графы 8 строки 150 раздела 2 - 23 112 руб. Эту сумму нужно уплатить не позднее 15 марта 2004 года.

В строку 010 второй группы показателей запишем второй КБК. Поскольку на него зачисляются суммы акциза по двум видам реализованных подакцизных товаров, рассчитаем итоговые суммы. Для этого сложим значения граф 7 строк 190 и 200 раздела 2 и получим 3349 руб. (1300 руб. + 2049 руб.). Эту сумму занесем в строку 030 раздела 1 (ее также нужно было заплатить не позднее 25 февраля). В строку 040 этого раздела впишем сумму граф 8 строк 190 и 200 раздела 2 - 5918 руб. (1820 руб. + 4098 руб.). Эту сумму нужно внести в бюджет не позднее 15 марта.

Пример заполнения налоговой декларации представлен в приложении А.

3. Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения

Совершенствование акцизного налогообложения алкогольной продукции является одной из наиболее острых тем реформирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Это связано с тем, что акцизы играют важную роль и в экономической, и в социальной сфере.

Материальные предпосылки для развития производства качественного алкоголя вытекают из предпосылок идеологических: государство либо ведет борьбу с алкоголизмом через уничтожение собственной легальной алкогольной промышленности, либо развивает национальные традиции виноделия и защищает местных производителей вин, повышая и пропагандируя интерес к культуре потребления вина, переориентируя население с потребления крепких спиртных напитков на потребление более слабых и менее вредных для здоровья.

Практика развитых европейских винодельческих стран показывает, что высокое качество производимого ими вина достигается в результате выполнения многих условий. Например, законодательство и протекционистская государственная политика в области виноделия и виноградарства в традиционно винодельческих странах ЕС - Италии, Испании, Германии, Греции и Португалии - выглядят следующим образом: местные производители освобождены от уплаты акциза на вино, для них существует льготное налогообложение в области виноградарства и налоговое стимулирование экспорта вина. Система государственных дотаций и гибкая политика в предоставлении государственных и коммерческих кредитов для предприятий отрасли, а также высокие таможенные пошлины на импортные вина и крепкие спиртные напитки - главные рычаги в организации национального виноделия в этих государствах.

Россия обладает уникальным комплексом географических и климатических условий, которые позволяют развивать производство винограда. Но из 400 тыс. гектаров земель, пригодных для выращивания винограда, виноградниками занято около 70 тысяч гектаров, то есть используется всего 20 % площадей. В России производится 250 тыс. тонн винограда и вырабатывается 20 млн. декалитров виноматериалов. Однако потребности отечественного рынка удовлетворяются за счет собственного сырья только на 25-30 %. Для удовлетворения потребностей российского рынка необходимо производить более 2 млн. тонн винограда, и возможности для этого в стране есть.

По экспертным оценкам, доходы, полученные в России государством за счет ежегодной индексации ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию, сопоставимы с величиной затрат на устранение последствий упомянутой индексации: лечение отравившихся суррогатным алкоголем, выплату пособий по инвалидности и дальнейшую реабилитацию инвалидов. Для снижения смертности населения от отравления суррогатным алкоголем, сокращения объемов нелегального производства водки и обеспечения увеличения поступления акциза в бюджетную систему Российской Федерации необходимо принять целый ряд мер по регулированию алкогольного рынка, которые будут способствовать его легализации. Министерство финансов России, которое занимается вопросами формирования налоговой политики в стране, подготовило законопроект, отражающий основные предложения Правительства РФ по реформированию акцизов на алкоголь. Законопроект предлагает:

ü   внести изменения в действующий порядок исчисления и уплаты акциза, предусмотрев авансовую уплату акциза по подакцизным товарам при приобретении спирта;

ü   дифференцировать размеры ставок акциза на этиловый спирт и предоставить возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.

Этот законопроект в ближайшее время будет внесен Правительством РФ на рассмотрение в Госдуму РФ.

В ходе расширенного выездного заседания Комитета Совета Федерации по бюджету в Краснодарском крае на тему: «Проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции», состоявшегося в апреле 2010 года, были высказаны многочисленные предложения по реформированию законодательного регулирования налогообложения алкогольной продукции в России. В частности, была подчеркнута необходимость долгосрочной государственной программы по возрождению виноградарства и виноделия в России. Основная цель программы - это достижение максимальных объемов выработки собственной продукции, обеспечивающей минимизацию зависимости от импорта. Это позволит создать дополнительные рабочие места в зонах традиционного виноградарства и виноделия и решать социальные вопросы.

Среди проблем, связанных с взиманием акциза при импорте алкогольной продукции, наиболее актуальной является проблема идентификации вин. В связи с отсутствием в Налоговом кодексе РФ разъяснений для целей налогообложения того, какая алкогольная продукция является натуральной, существуют определенные трудности при осуществлении таможенного контроля достоверности заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время отсутствуют единые критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате подавляющее большинство виноградных вин, ввозимых в Российскую Федерацию, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.

Также в связи с зависимостью винодельческой отрасли на 70-75 % от импорта виноматериалов остро стоит вопрос их таможенного декларирования и классификации. Поэтому важное значение имеет разработка Технического регламента на винодельческую продукцию и Международного соглашения - технического регламента о требованиях к спирту, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Проект такого соглашения, которое должно обеспечить формирование единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в настоящее время согласовывается в федеральных органах исполнительной власти.

Существует проблема развития механизмов контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукцией. В качестве основных направлений реформирования можно назвать следующие:

ü   совершенствование существующей Единой государственной автоматизированной информационной системы, предназначенной для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

ü   расширение полномочий субъектов Российской Федерации и некоммерческих саморегулируемых общественных организаций (ассоциаций) производителей винограда и вина.

Что касается вопросов акцизного налогообложения пива, то по итогам 2009 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты акциза на пиво на территории России составили 30,2 млрд. руб. (по данным Федерального казначейства). Позитивные результаты развития рынка пива за последние годы в нашей стране стали поводом для рассмотрения пивоварения как неисчерпаемого источника пополнения бюджета и компенсации его выпадающих доходов от реализации нелегального крепкого алкоголя. Только за период с 2004 по 2010 годы ставки акциза на пиво выросли на 400 %, в то время как на натуральное вино и крепкие спиртные напитки рост ставок акциза составил 59 % и 44 % соответственно.

В России в настоящее время большое значение имеет вопрос о том, как обеспечить меньшую доступность крепких спиртных напитков по сравнению со слабоградусной продукцией. Также необходим достаточный переходный период для адаптации производственного и торгового секторов, специализирующихся на выпуске и реализации слабоградусной продукции, к новым условиям работы.

Что касается налоговой политики, то в целом налоговая политика в 2011-2013 г.г. будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Согласно данной политики, по акцизам предусматривается:

изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 г.г., индексация ставок акцизов на 2013 г с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.

Заключение

В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов:

)        Акцизы - один из древнейших видов косвенных налогов. По существующим письменным свидетельствам обложение акцизами осуществлялось еще в эпоху Римской империи.

)        Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара.

В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль:

      это один из важных источников дохода бюджета;

      это средство ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения товаров.

Акцизы, являясь косвенным налогом, увеличивают цену товара и поэтому оплачиваются потребителем.

)        Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, - безэквивалентность.

)        Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей.

5)      Акцизы - существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны.

Однако ежегодно фискальная значимость акцизов в доходах бюджетов подвергается существенным колебаниям.

)        Порядок исчисления и взимания акцизов регулируется главой 22 Налогового Кодекса Российской Федерации.

)        Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов. Этому вопросу уделяется очень большое внимание. В частности, часто поднимается вопрос об изменении порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно говорить о том, что на протяжении веков акцизы играли важную роль в налоговой системе России, прежде всего как фискальный источник.


Библиографический список

.Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика) / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик; под ред. С.И. Адаменковой. - 3-е изд., доп. и перераб. - Минск: Элайда, 2006. - 568с.

.Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 314 с.

.Красноперова О.А. Особенности начисления и уплаты акцизов / О.А. Красноперова. - М.: ПрессМедиа, 2007. - 192С.

.Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. - Спб.: Питер, 2009. - 528 с.

.Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Б.Х. Алиева. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 448 с

.Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2008.-600с

.Налогообложение в системе международных экономических отношений: учеб. пособие / В.А. Дадалко, Е.Е. Румянцева, Н.Н. Демчук. - Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2008. - 359 с.

.Нечипорчук Н.А. Изменения в правилах исчисления акцизов с 2010 года // Российский налоговый курьер. - 2009. - №24. - С.12 - 16.

.Нечипорчук Н.А. Новый порядок уплаты акцизов на алкогольную продукцию в 2006 году // Российский налоговый курьер. - 2006. - №4. - С.58-69;

.Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2006. - 555 с.

.Сердюкова А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2006. - 752С.

.Симонов В.В., Сулакшин С.С Бюджет и налоги в экономической политике России - М.: Научный эксперт, 2008. - 240 с.

.Черник Д.Г. Налоги и налогообложение/ Учебник. - М.: МЦФЭР, 2006. - 721 с.

.www.gks.ru

.www.consultant.ru;

.www.minfin.ru

.www.nalog.ru.

. www.nalogkodeks.ru


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!