Разработка системы автоматизированного учета товаров на предприятии (на примере ЧУП 'Фрутимпорт')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    118,84 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка системы автоматизированного учета товаров на предприятии (на примере ЧУП 'Фрутимпорт')

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение    1

. Описание проблем автоматизации учета и кантроля в оптовой торговле    5

. Описание предметной области     6

. Постановка задачи     8

. Инструментальные средства для реализации модулей системы          11

.1 Описание 1С   11

.2 Основные возможности системы        13

. Проектирование информационной структуры компонентов настройки      15

.1 Разработка компоненты системы «Константы»    15

.2 Разработка компоненты системы «Справочники»          16

.2.1 Разработка и описание справочника «Товар»     17

.2.2 Разработка и описание справочника «Партия»   17

.2.3 Разработка и описание справочника «Валюты»  18

.2.4 Разработка и описание справочника «Контрагенты»   18

.2.5 Разработка и описание справочника «Договоры»       20

.2.6 Разработка и описание справочника «Агенты»  21

.3 Разработка компоненты системы «План счетов»  21

.4 Разработка компоненты системы «Регистры»       23

.4.1 Разработка и описание регистров «Остатки партий» и «Продажи»        24

.5 Разработка компоненты системы «Документы»    24

.5.1 Разработка и описание документа «Приходная накладная»  26

.5.2 Разработка и описание документа «Расходная накладная»   32

.5.3 Разработка и описание документа «Договор покупки»         37

.5.4 Разработка и описание документа «Оплата покупки»  37

.6 Разработка компоненты системы «Отчеты» 40

.6.1 Разработка и описание отчета «Оплаты»   40

.6.2 Разработка и описание отчета «Остатки на складах»   43

.6.3 Разработка и описание отчета «Задолженность поставщикам»      44

.6.4 Разработка и описание отчета «Остатки»  45

.7 Интерфейсы и права доступа      46

.8 Выводы по проектированию      46

. Определение экономической эффективности разработки програмного обеспечения    48

. Охрана труда    48

.1 Производственная санитария, техника безопасности и пожарная безопасность 61

.1.1 Опасные и вредные производственные факторы         62

.1.2 Метеоусловия        65

.1.3 Вентиляция и отопление 66

.1.4 Освещение    67

.1.5 Шум    68

.1.6 Вибрация      69

.1.7 Электробезопасность     70

.1.8 Излучение     71

.1.9 Пожарная безопасность 74

.2 Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ          76

Заключение         80

Список использованных источников      81

Приложение А. Перечень листов графической части дипломного проекта   83

ВВЕДЕНИЕ

За последние двадцать лет значительно возрос объём и оборот информации во всех сферах жизнедеятельности человека: экономической, финансовой, политической, духовной. И процесс накопления, обработки и использования знаний постоянно ускоряется. Учёные утверждают, что каждые десять лет количество информации увеличивается вдвое. В связи с этим возникает необходимость использования автоматизированных средств, позволяющих эффективно хранить, обрабатывать и распределять накопленные данные.

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы финансового звена крупного предприятия, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем автоматизированного складского учета.

Компьютерный учет имеет свои особенности и радикально отличается от обычного. Компьютер облегчает учет, сокращая время, требующееся на оформление документов и обобщение накопленных данных для анализа хода торговой деятельности, необходимого для управления ею. Отчеты о положении в торговле, получаемые с помощью компьютера, можно получить и без него - никакой особой математики в компьютере не содержится. Но на расчеты уйдет столько времени, что они не будут нужны, или ими придется занять такое количество расчетчиков, что на их зарплату уйдет значительно больше, чем будет получено прибыли в результате их расчетов. Таким образом, применение компьютера увеличивает скорость расчетов и делает возможным качественное улучшение самой схемы построения торговли.

Для функционирования компьютера необходимо программное обеспечение. И если системное программное обеспечение на сегодняшний день не имеет особо широкого разнообразия для конечного пользователя, то на рынке прикладного программного обеспечения наблюдается довольно жесткая конкуренция. В связи с этим перед каждым конкретным конечным пользователем стоит задача выбора прикладного программного продукта, подходящего непосредственно ему.

Объектом исследования данного проекта является автоматизация оптовой торговли, на примере частного унитарного предприятия «Фрутимпорт». Вид деятельности - оптовая торговля овощами и фруктами. Это достаточно прибыльное занятие, которое развивается с каждым годом. На первый взгляд складской учет товаров - вопрос не особо важный, а сам процесс кажется очень простым. Но это глубокое заблуждение, так как увеличивающийся с каждым годом товарооборот требует решения вопроса об автоматизации учета товаров и ведения торговли, отказавшись от прежних рутинных методов.

Основное преимущество автоматизации - это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте, увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации, повторное внесение одной и той же информации в различные промежуточные документы. Также значительно сокращает время автоматический поиск информации, который производится из специальных экранных форм, в которых указываются параметры поиска объекта.

Автоматизация оптовой торговли с помощью программных продуктов от различных производителей ставит учет товародвижения на качественно новый уровень развития, позволяя расширять оптовую сеть, открывать новые оптовые склады, в том числе в других городах. При этом используемая программа позволяет объединить склады в единую программную автоматизированную сеть и управлять ею из одного центра.

1. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕТА И КАНТРОЛЯ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ


Занятие оптовой торговлей достаточно прибыльное занятие, которое развивается с каждым годом. Эффективная и инновационная автоматизация оптовой торговли склада обязана обеспечивать полную взаимосвязь всех отделений торговой фирмы в одной-единственной базе данных. Помимо этого, очень важно, чтобы такая система давала возможность анализа и последующего планирования всех закупок и продаж, а также учет движения товаров и оперативное ведение складского учета товаров <#"578723.files/image001.gif">

Рисунок 5.26 - Интерфейс печатной формы документа

Алгоритм проведения документа обеспечивает отражение факта поступления конкретных партий товаров на указанный склад и сохранение в периодическом реквизите справочника «Товар» новой розничной цены.

Документ ведет оперативный и бухгалтерский учет, на основании которого можно будет получить необходимую итоговую информацию. В модуле документа написан специальный код, который осуществляет «проведение» документов, после чего происходит накопление, изменение и учет поступившей информации в системе. Данный код имеет следующий вид:

ПроцедураОбработкаПроведения()

// ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА

ВыбратьСтроки();

ПокаПолучитьСтроку()=1Цикл

Регистр.ОстаткиПартий.Подразделения=Подразделения;//записывает и отражает информацию в выбранный регистр

Регистр.ОстаткиПартий.Товар=Товар;

Регистр.ОстаткиПартий.Партия=Партия;

Регистр.ОстаткиПартий.Кол=Кол;

Регистр.ОстаткиПартий.ЦенаРеал=Цена;

Регистр.ОстаткиПартий.Сумма=Сумма;

Регистр.ОстаткиПартий.ДвижениеПриходВыполнить();

УстановитьРеквизитСправочника(Товар,"РозничнаяЦена",Окр((Сумма/Кол*Наценка)/100+Сумма/Кол,0,1),ДатаДок);// рассчитывает цену реализации и записывает в справочник "Товар"

УстановитьРеквизитСправочника(Товар,"ЦенаПоставки",Цена,ДатаДок); //записывает в справочник "Товар" цену поставки

// ДЛЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Если Договор.ВалютаДоговора=Константа.ОсновнаяВалютаТогда

Операция.НоваяПроводка();

Операция.Дебет.Счет= СчетПоКоду("41.1",ПланыСчетов.Рабочий);

Операция.Дебет.Товары=Товар;//ведет аналитику по выбранному счету

Операция.Дебет.Партия= Партия;

Операция.Кредит.Счет= СчетПоКоду("60.1",ПланыСчетов.Рабочий);

Операция.Кредит.Агенты= Договор.Агент;

Операция.Кредит.Контрагенты = Поставщик;

Операция.Кредит.Договоры= Договор;

Операция.Сумма= Сумма;

Операция.Записать();

Иначе

//Договор в валюте

Операция.НоваяПроводка();

Операция.Дебет.Счет= СчетПоКоду("41.1",ПланыСчетов.Рабочий);

Операция.Дебет.Товары=Товар;

Операция.Дебет.Партия=Партия;

Операция.Кредит.Счет =СчетПоКоду("60.4",ПланыСчетов.Рабочий);

Операция.ВалСумма=Договор.СуммаВыданногоТовара;

Операция.Валюта=Договор.ВалютаДоговора;

Операция.Сумма=Договор.СуммаВыданногоТовара*Договор.ВалютаДоговора.Курс.Получить(ДатаДок); //рассчитывает сумму в основной валюте

Операция.Кредит.Агенты= Договор.Агент;

Операция.Кредит.Контрагенты=Поставщик;

Операция.Кредит.Договоры=Договор;

Операция.СуммаОперации = Сумма;

Операция.Записать();

КонецЕсли

КонецЦикла;

КонецПроцедуры

Первая часть модуля (для аналитического учета) накапливает информацию в регистрах. Итоговую информацию по регистрам можно увидеть только с помощью отчетов. Однако можно просмотреть движение регистра для конкретного «проведенного» документа, как это показано на рисунке 5.27. Также на этом рисунке можно увидеть движение справочника «Товар», так как после «проведения» документа в этом справочнике автоматически прописывается новая позиция пришедшего товара и новая, рассчитанная цена реализации.

На рисунке 5.28 показан интерфейс журнала операций одного из документов «Приходная накладная». В данном журнале размещаются бухгалтерские проводки, которые формируются благодаря второй части представленного выше кода модуля (для бухгалтерского учета).

В Приложении А изображена блок-схема и копии экрана проведения документа «Приходная накладная».

5.5.2 Разработка и описание документа «Расходная накладная»

Данный документ предназначен для проведения операций по продаже товара со склада. Окно редактирования формы документа показано на рисунке 5.29.

В шапке документа имеются следующие реквизиты: «Подразделения» (типа справочник «Подразделения») - для указания информации о складе, с которого происходит продажа товара; «Получатель» (типа справочник «Контрагенты») - информация о получателе; «Договор» (типа справочник «Договоры») - для указания договора, на основании которого осуществляется расчёт.

Особенность данного документа заключается в заполнении табличной части. Сначала оператор заполняет все поля шапки документа, затем заполняет поле «Склад» и нажимает по кнопке «Подбор товара», после чего появляется специальная форма «Подбор товара». Данная форма представлена в виде двух таблиц. Первая таблица предоставляет информацию об остатках товаров на выбранном складе, во вторую заносится информация об отпускаемом товаре. Из первой таблицы выбирается отпускаемый товар, и через появившееся окно диалога записывается его количество, после чего автоматически заполняется строка нижней таблицы, с указанием выбранного товара, его количества, партии и цены реализации. Также автоматически происходит списание (вычитание) выбранного товара на данном складе. В случае если число товара на складе меньше вводимого числа, появляется сообщение «Недостаточно товара на складе!!!!!». Выбрав необходимые позиции, оператор нажимаем по кнопке «Выполнить» и табличная часть формы документа заполняется автоматически. Созданный документ готов для «проведения». На рисунке 5.30 представлен интерфейс заполнения документа «Приходная накладная».

В модуле формы документа прописан код, позволяющий осуществить описанные выше действия, а также позволяющий проверять заполнение всех полей при «проведении» документа и создавать его печатную форму Принцип написания кода по проверке полей и созданию печатной формы аналогичен принципу написания такого же кода в «Приходной накладной», поэтому представлю только ту часть кода, которая реализует подбор товара и его списание:

ПроцедураПодобратьТовар()

ОткрытьФормуМОДАЛЬНО("Обработка.ПодборТовара",Контекст);

КонецПроцедуры

Выполняя данную процедуру обращается к коду в модуле специально написанной обработки «Подбор товара»:

Обработка - это еще один тип метаданных конфигурации, который выполняет различные действий над информацией. В нашем случае с помощью обработки выполняется предоставление информации об остатках товара, его выбор и списание. Характер выполняемых в этом случае действий отражает название объекта метаданных - «Обработка», так как в результате информация, хранящаяся в системе, претерпевает изменения.

Перем Док;

ПеремКол;

ПроцедураВыполнить()

Выбор.ВыбратьСтроки();

Пока Выбор.ПолучитьСтроку()=1 Цикл

Док.НоваяСтрока();

Док.Товар=Выбор.Товар;

Док.Партия=Выбор.Партия;

Док.Кол=Выбор.Кол;

Док.Себестоимость=Выбор.Себестоимость;

Док.ЦенаРеализации=Выбор.ЦенаРеализации;

Док.СуммаРеализации=Выбор.СуммаРеализации;

КонецЦикла;

Форма.Закрыть()

КонецПроцедуры

//************************************************************

ПроцедураРасчетОстатков()

Рег=СоздатьОбъект("Регистр.ОстаткиПартий");

Рег.УстановитьФильтр(Док.Подразделения);

Рег.ВыгрузитьИтоги(Остатки,0,1);

Док.ВыбратьСтроки();

Пока Док.ПолучитьСтроку()=1 Цикл

Остатки.НоваяСтрока();

Остатки.Партия=Док.Партия;

Остатки.Товар=Док.Товар;

Остатки.Кол=-Док.Кол;

Остатки.Сумма=-Док.Себестоимость;

КонецЦикла;

Выбор.ВыбратьСтроки();

Пока Выбор.ПолучитьСтроку()=1 Цикл

Остатки.НоваяСтрока();

Остатки.Партия=Выбор.Партия;

Остатки.Товар=Выбор.Товар;

Остатки.Кол=-Выбор.Кол;

Остатки.Сумма=-Выбор.Себестоимость;

КонецЦикла;

Остатки.Свернуть("Партия,Товар","Кол,СУММА");

КонецПроцедуры

//************************************************************

ПроцедураПриОткрытии()

Док=Форма.Параметр;

Выбор.НоваяКолонка("Товар","Справочник.Товары");

Выбор.НоваяКолонка("Партия","Справочник.Партия");

Выбор.НоваяКолонка("Кол");

Выбор.НоваяКолонка("Себестоимость");

Выбор.НоваяКолонка("ЦенаРеализации");

Выбор.НоваяКолонка("СуммаРеализации");

РасчетОстатков();

КонецПроцедуры

ПроцедурадблКликОстатки()

Если Остатки.КоличествоСтрок()>0 Тогда

Если ВвестиЧисло(Кол,"Введите количество",15,0)=1 Тогда

Если Кол<=Остатки.Кол Тогда

Выбор.НоваяСтрока();

Выбор.Товар=Остатки.Товар;

Выбор.Партия=Остатки.Партия;

Выбор.Кол=Кол;

Выбор.Себестоимость=Остатки.Сумма/Остатки.Кол*Кол;

Выбор.ЦенаРеализации=Остатки.Товар.РозничнаяЦена.Получить(Док.ДатаДок);

Выбор.СуммаРеализации=Остатки.Товар.РозничнаяЦена.Получить(Док.ДатаДок)*Кол;

РасчетОстатков();

Иначе

Предупреждение("Недостаточно товара на складе!!!!!")

КонецЕсли

КонецЕсли

КонецЕсли

КонецПроцедуры

Алгоритм проведения документа обеспечивает отражение факта продажи конкретных партий товаров с указанного склада, ведет оперативный и бухгалтерский учет. Для этого написан следующий код в модуле документа:

ПроцедураОбработкаПроведения()

// ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА

ВыбратьСтроки();

Пока ПолучитьСтроку()=1 Цикл

Регистр.ОстаткиПартий.Подразделения=Подразделения;

Регистр.ОстаткиПартий.Товар=Товар;

Регистр.ОстаткиПартий.Партия=Партия;

Регистр.ОстаткиПартий.Кол=Кол;

Регистр.ОстаткиПартий.Сумма=Себестоимость;

Регистр.ОстаткиПартий.ДвижениеРасходВыполнить();

Регистр.Продажи.Склад=Подразделения;

Регистр.Продажи.Партия=Партия;

Регистр.Продажи.Товар=Товар;

Регистр.Продажи.Количество=Кол;

Регистр.Продажи.Стоимость=ЦенаРеализации;

Регистр.Продажи.ДвижениеВыполнить();

// ДЛЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Операция.НоваяПроводка();

Операция.Дебет.Счет=СчетПоКоду("62",ПланыСчетов.Рабочий);

Операция.Кредит.Счет=СчетПоКоду("41.1",ПланыСчетов.Рабочий);

Операция.Кредит.Товары=Товар;

Операция.Кредит.Партия=Партия;

Операция.Сумма=СуммаРеализации;

Операция.Записать();

КонецЦикла

КонецПроцедуры

После «проведения» документа «Расходная накладная» можно просмотреть полученную информацию для аналитического учета с помощью движения регистров «Остатки партий» и «Продажи», представленных на рисунке 5.40, для бухгалтерского учета с помощью «Журнала операций», представленного на рисунке 5.41.

В Приложении А изображена блок-схема и копии экрана проведения документа «Расходная накладная» и работы обработки «Подбор товара».

 

5.5.3 Разработка и описание документа «Договор покупки»

Данный документ оформляется после проведения документа «Приходная накладная» или документа «Расходная накладная» для накопления информации о задолженностях по оплатам, сведения о которых получаем с помощью отчета. Окно редактирования документа представлена на рисунке 5.42.

Документ «Договор покупки» не имеет табличной части. Шапка документа содержит реквизиты, позволяющие хранить информацию о том, кто кому сколько должен. Все реквизиты заполняются через справочники. Реквизит «Контрагенты» имеет тип справочник «Контрагенты», а «Договор» - тип справочник «Договоры». Все остальные реквизиты заполняются автоматически после выбора договора из справочника «Договоры». Интерфейс документа представлен на рисунке 5.43.

 

5.5.4 Разработка и описание документа «Оплата покупки»

Цель создания данного документа - накопление информации о совершенных оплатах, для формирование отчетов об оплате, как со стороны фирмы поставщикам, так и со стороны клиентов фирме. Окно редактирования документа «Оплата покупки» представлено на рисунке 5.45.

Шапка документа содержит информацию о том, кто совершает оплату, и договоре, по которому она совершается. Информация вводиться из справочников «Контрагенты» и «Договоры». При «проведении» документа в справочнике «Договоры» в реквизите «Фактическая цена оплаты» устанавливается дата документа и договор считается оплаченным. С помощью специально созданного отчета можно получить информацию о совершенных, несовершенных и просроченных оплатах. Также «проведение» документа изменяет информацию в плане счетов «Рабочий», которую можно увидеть только через отчеты. Для выполнения перечисленных задач в конфигураторе написан модуль документа, имеющий следующий код:

Процедура ОбработкаПроведения()

Если ДатаДок<Договор.ДатаОкончанияДоговора Тогда

СуммаОплатыПроцентов=Договор.СуммаВыданногоТовара*Договор.ПроцентДосрочный*(ДатаДок-Договор.ДатаНачалаДоговора)/36500;//рассчитывает процент при досрочной оплате за один день, получая информацию из справочника «Договоры»

Иначе

СуммаОплатыПроцентов=Договор.СуммаВыданногоТовара*Договор.Процент*(ДатаДок-Договор.ДатаНачалаДоговора)/36500;// рассчитываетпроцент пени за каждый просроченный день

Если ДатаДок>Договор.ДатаОкончанияДоговора Тогда

Сообщить("Просроченный договор");

КонецЕсли

КонецЕсли;

Если Договор.ВалютаДоговора=Константа.ОсновнаяВалюта Тогда

Операция.НоваяПроводка();

Операция.Дебет.Счет = СчетПоКоду("60.1",ПланыСчетов.Рабочий);

Операция.Дебет.Агенты = Договор.Агент;

Операция.Дебет.Контрагенты = Контрагент;

Операция.Дебет.Договоры = Договор;

Операция.Сумма = Договор.СуммаВыданногоТовара;

Операция.Кредит.Счет = СчетПоКоду("51",ПланыСчетов.Рабочий);

Операция.Записать();

Иначе

Операция.НоваяПроводка();

Операция.Дебет.Счет = СчетПоКоду("60,4",ПланыСчетов.Рабочий);

Операция.Сумма = Договор.СуммаВыданногоТовара;

Операция.Валюта=Договор.ВалютаДоговора;

Операция.Сумма=Договор.СуммаВыданногоТовара*Договор.ВалютаДоговора.Курс.Получить(ДатаДок);

Операция.Кредит.Счет = СчетПоКоду("52",ПланыСчетов.Рабочий);

Операция.Записать();

КонецЕсли;

Спр=СоздатьОбъект("Справочник.Договоры");

Спр.ИспользоватьВладельца(Контрагент);

Если Спр.НайтиЭлемент(Договор)=1 Тогда

Спр.ФактическаяДатаЗавершенияДоговора=ДатаДок;

Спр.Записать();

КонецЕслиКонецПроцедуры

// ******************************************************************

Процедура ОбработкаУдаленияПроведения()

Спр=СоздатьОбъект("Справочник.Договоры");

Спр.ИспользоватьВладельца(Контрагент);

Если Спр.НайтиЭлемент(Договор)=1 Тогда

Спр.ФактическаяДатаЗавершенияДоговора="";

Спр.записать();

КонецЕслиКонецПроцедуры

 

5.6 Разработка компоненты системы «Отчеты»


Отчеты в системе 1С служат для получения сводной выходной информации. Объект данных этого типа представляет собой алгоритм обработки информации на внутреннем языке системы 1С для получение разнообразных отчетных документов, а информация, накопленная в системе, используется для обобщения и формирования итоговых результатов в различных разрезах. К алгоритму «прикрепляется» диалог, при помощи которого осуществляется ввод параметров, влияющих на ход его алгоритма. Отчеты имеют печатную форму, которая используется для вывода результатов выполнения алгоритма на экран и принтер. На рисунке 5.46 представлены созданные в ходе работы отчеты: «Отчет оплаты», «Отчет задолженности поставщикам», «Отчет остатки» и «Остаток на складе».

 

5.6.1 Разработка и описание отчета «Оплаты»

Отчет «Оплаты» ведет аналитический учет, используя информацию, накопленную в регистрах и формирует итоговую информацию о совершенных оплатах по договору. На рисунке 5.47 представлено окно диалога данного отчета.

Для получения отчет об оплаченных договорах необходимо выбрать период, за который необходимо получить итоговую информацию, и нажать по кнопке «Оплаченные». Результат работы представлен на рисунке 5.48.

Для реализации данных действий в модуле отчета написан следующий код:

Процедура Сформировать()

Ном=0;

Таб=СоздатьОбъект ("Таблица");

Таб.ИсходнаяТаблица("Таблица");

Таб.ВывестиСекцию ("Шапка");

Док=СоздатьОбъект("Документ.ОплатаПокупки");

Док.ВыбратьДокументы(НачДата,КонДата) ;

Пока Док.ПолучитьДокумент()=1 Цикл

Ном=Ном+1;Если Док.Проведен()=1 Тогда

Если Док.ДатаДок<Док.Договор.ДатаОкончанияДоговора Тогда

ТФактСрокЗадержки=Док.ДатаДок-Док.Договор.ДатаНачала Договора;

Таб.ВывестиСекцию("Договор");

КонецЕсли;КонецЕсли;КонецЦикла;

Таб.ТолькоПросмотр(0);

Таб.Опции(0,0,0,0);

Таб.Показать("Таблица");КонецПроцедуры

Для получения отчетной информации о неоплаченных и несвоевременно оплаченных договорах необходимо нажать по кнопкам «Неоплаченные» и «Несвоевременно оплаченные» соответственно. Результат работы показан на рисунке 5.49.

Ниже приведен текст кода, написанного в модуле отчета, для получения отчетной информации о неоплаченных и несвоевременно оплаченных договорах соответственно:

Процедура СформироватьНеоплаченные()

Таб=СоздатьОбъект ("Таблица");

Таб.ИсходнаяТаблица("Таблица1");

Таб.ВывестиСекцию ("Шапка");

Спр=СоздатьОбъект("Справочник.Контрагенты");

СпрД=СоздатьОбъект("Справочник.Договоры");

Спр.ВыбратьЭлементы();

Пока Спр.ПолучитьЭлемент()=1 Цикл

Ном=0;ТекСпр=Спр.ТекущийЭлемент();

СпрД.ИспользоватьВладельца(ТекСпр);

СпрД.ВыбратьЭлементы();

Пока СпрД.ПолучитьЭлемент()=1 Цикл

Ном=Ном+1;Тек=СпрД.ТекущийЭлемент();

Если (тек.ДатаОкончанияДоговора>=Начдата) или (тек.Дата ОкончанияДоговора<=КонДата) Тогда

Если (ПустоеЗначение(Тек.ФактическаяДатаЗавершения Договора)=1) Тогда

ЕслиПустоеЗначение(Тек.ФактическаяДатаЗавершенияДоговора)=1 Тогда

Возвр="Отсутствует";

Иначе

Возвр=Тек.ФактическаяДатаЗавершенияДоговора;

КонецЕсли;

Таб.ВывестиСекцию ("Договор");

КонецЕсли

КонецЕсли

КонецЦикла

КонецЦикла;

Таб.ТолькоПросмотр(0);//режим редоктирования, 0-разрешен

Таб.Опции(0,0,0,0);//фиксирование таблицы

Таб.Показать("Таблица1");//предворительный показ получившейся печатной формы

Таб.Показать("");

КонецПроцедуры

//************************************************************

Процедура СформироватьНесвоевременно()

Таб=СоздатьОбъект ("Таблица");

Таб.ИсходнаяТаблица("Таблица2");

Таб.ВывестиСекцию ("Шапка");

Спр=СоздатьОбъект("Справочник.Контрагенты");

СпрД=СоздатьОбъект("Справочник.Договоры");

Спр.ВыбратьЭлементы();

Пока Спр.ПолучитьЭлемент()=1 Цикл

Ном=0;ТекСпр=Спр.ТекущийЭлемент();

СпрД.ИспользоватьВладельца(ТекСпр);

СпрД.ВыбратьЭлементы();

Пока СпрД.ПолучитьЭлемент()=1 Цикл

Ном=Ном+1;Тек=СпрД.ТекущийЭлемент();

Если Тек.ФактическаяДатаЗавершенияДоговора>Тек.ДатаОкончания Договора Тогда

Если ПустоеЗначение(Тек.ФактическаяДата Завершения Договора)=1 Тогда

возвр="Отсутствует";

Иначе

возвр=Тек.ФактическаяДатаЗавершенияДоговора;

КонецЕсли;

Таб.ВывестиСекцию ("Договор");

КонецЕсли

КонецЦикла

КонецЦикла;

Таб.ТолькоПросмотр(0);

Таб.Опции(0,0,0,0);

Таб.Показать("Таблица2");

Таб.Показать("");

КонецПроцедуры

 

5.6.2 Разработка и описание отчета «Остатки на складах»

Отчет «Остатки на складах» ведет аналитический учет, формируя итоги с помощью информации, накопленной в регистрах. Данный отчет предоставляет информацию об остатках на складах на данный момент времени. Окно диалога отчета представлено на рисунке 5.50.

При выборе склада и нажатии по кнопке «Сформировать» формируется отчет об остатках товара на выбранном складе. Если склад не выбран, то формируется отчет по всем складам вместе. Модуль и копии экрана работы отчета «Остатки на складах» представлены в Приложении А.

 

5.6.3 Разработка и описание отчета «Задолженность поставщикам»

Цель создания данного отчета - формирования итоговой информации о задолженностях поставщикам в определенной валюте. Отчет «Задолженности поставщикам» ведет бухгалтерский учет, формируя итоги с помощью информации, накопленной в плане счетов. Окно диалога представлено на рисунке 5.51.

Изменяя параметр «ВыбВалюта» получаем отчет о задолженностях поставщикам в необходимой валюте. Код реализации модуля имеет следующий вид:

Процедура Сформировать()

Таб = СоздатьОбъект("Таблица");

Таб.ИсходнаяТаблица("Сформировать");

Ит = СоздатьОбъект("БухгалтерскиеИтоги");

Ит.ВыполнитьЗапрос(ТекущаяДата(), ТекущаяДата(), "60",, ВыбВалюта, 1,, "СВ");

Таб.ВывестиСекцию("Шапка");

Таб.Опции(0,0,Таб.ВысотаТаблицы(),0);

Таб.ВывестиСекцию("Подвал");

Таб.ТолькоПросмотр(1); Таб.Опции(0,0,0,0);

КонецПроцедуры

//}}БУХГАЛТЕРСКИЙ ЗАПРОС

Процедура ПриОткрытии()

//{{ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО ЗАПРОСА(Сформировать)

КонецПроцедуры

Результат работы модуля представлен на рисунке 5.52.

5.6.4 Разработка и описание отчета «Остатки»

Отчет «Остатки» является отчетом о движении денежных средств за определенный период, формирует бухгалтерские итоги с помощью информации, накопленной в плане счетов. Окно диалога отчета представлено на рисунке 5.53.

Реализация данного отчета осуществляется с помощью кода, написанного в модуле отчета:

Процедура Сформировать()

Таб = СоздатьОбъект("Таблица");

Таб.ИсходнаяТаблица("Сформировать");

Ит = СоздатьОбъект("БухгалтерскиеИтоги");

Ит.ВыполнитьЗапрос(ВыбНачПериода, ВыбКонПериода, "41.1",,, 1,, "С");

Таб.ВывестиСекцию("Шапка");

Таб.Опции(0,0,Таб.ВысотаТаблицы(),0);

Таб.ВывестиСекцию("Подвал");

Таб.ТолькоПросмотр(1);

Таб.Опции(0,0,0,0);

Таб.Показать("Сформировать","");

КонецПроцедуры

//}}БУХГАЛТЕРСКИЙ ЗАПРОС

Процедура ПриОткрытии()

//{{ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО ЗАПРОСА(Сформировать)

ВыбНачПериода = НачалоПериодаБИ();

ВыбКонПериода = КонецПериодаБИ();

КонецПроцедуры

Результат работы модуля представлен на рисунке 5.54.

5.7 Интерфейсы и права доступа


В системе 1С существует возможность создания списка пользователей, которым разрешена работа с системой. Этот список используется для авторизации пользователя при его входе в систему. Для каждого пользователя установлен пароль на входе в систему, который используется для подтверждения прав на работу в системе. Каждый пользователь имеет разные права, которые устанавливаются администратором, в соответствии с функциями, которые выполняет конкретный пользователь. Права устанавливаются в конфигурации и поэтому доступ к ней имеет только администратор (программист).

На рисунке 5.55 представлен список пользователей, созданный при разработке системы и имеющий двух пользователей:

администратор - имеет все права;

сотрудники - имеет ограниченные права.

 

5.8 Выводы по проектированию


В данной главе на базе программного продукта 1С и литературных источников (конфигурирование и администрирование в системе 1С, встроенный язык системы) была разработана система автоматизированного учета движения товаров, предназначенная для оптовых складов заказчика - ЧУП "Фрутимпорт". Созданная система ведет учет по всему поступившему и отпущенному товару. В любой момент можно просмотреть информацию об остатках на конкретном складе, чтобы правильно составить заявку на необходимый товар и достоверно проинформировать покупателей о наличии необходимого им товара.

Несмотря на то, что система 1С является далеко не единственной на рынке программных продуктов аналогичного назначения, она безусловно относится к наиболее популярным. Изучение принципов системы, освоение ее функциональных возможностей во многом способствует грамотной постановке учетных процессов на предприятии.

 

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


При расчете экономической эффективности разработки программного обеспечения необходимо сопоставить затраты на решение задачи при ручном методе ее решения с затратами, связанными с ее автоматизацией [6].

Определение годового экономического эффекта от сокращения ручного труда при обработке информации производится в описанной ниже последовательности.

Годовые эксплуатационные расходы при ручной обработке информации определяются по формуле:

Зр = Тр*к*tчр*(1+q)*(1+a)*(1+b)

(6.1)


где Тр - трудоемкость разового решения задачи вручную, чел-ч. (Тр = 6);

к - периодичность решения задачи в течение года (к = 250); tчр - среднечасовая ставка работника, осуществляющего ручной расчет задачи, руб.; q - коэффициент, учитывающий процент премий (q = 0.4);

а - коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату (а = 0.15);- коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату, включая отчисления в фонд социальной защиты населения (b = 0,34).

Трудоемкость разового решения задачи вручную определяется по нормам времени на разработку конструкторской или технологической документации или нормам трудоемкости обслуживания и управления производством. Среднечасовая ставка работника определяется исходя из Единой тарифной системы оплаты труда в Республике Беларусь по следующей формуле:

 tчр = О1*kт/167

(6.2)

где О1 - тарифная ставка 1 разряда (по состоянию на 15.05.2011 - 118000 руб.); kт - тарифный коэффициент работника соответствующего разряда (kт = 2.84); 167 - нормативное количество рабочих часов в месяце.

Разряд работника, выполняющего ручной расчет задачи, и соответствующий ему тарифный коэффициент выбирается из таблицы 6.1.

Таблица 6.1 - Тарифные коэффициенты специалистов с высшим образованием

Категория работников

Разряд

Тарифные коэффициенты

Специалисты с высшим образованием:

 10

 2,48

без категории



2 категории

11

2,65

1 категории

12

2,84

Высшей категории

13

3,04

чр = 118000*2.48/167 = 2006.71, руб.,

Зр =6*250*2006.71*(1+0.4)(1+0.15)(1+0.34) =6.494*106, руб.

Годовые текущие затраты, связанные с эксплуатацией задачи, определяются по формуле:

Зт = Зп+За

(6.3)


где Зп - затраты на заработную плату пользователя программы;

За - затраты на оплату аренды ЭВМ при решении задачи.

Затраты на заработную плату пользователя программы определяются по формуле:

  Зп = Тз* к*tчп*(1+q)*(1+a)*(1+b)

(6.4)


где Тз - время решения задачи на ЭВМ, час.;

tчп - среднечасовая ставка пользователя программы, руб. (определяется аналогично ставке работника, осуществляющего ручной расчет, кт = 2.48).

Время решения задачи на ЭВМ определяется по формуле:

Тз = (Твв+Тр+Твыв)*(1+dпз)/60

(6.5)


где Твв - время ввода в ЭВМ исходных данных, необходимых для решения задачи, мин.; Тр - время вычислений, мин.( Тр = 5); Твыв - время вывода результатов решения задачи (включая время распечатки на принтере и графопостроителе), мин. (Твыв = 3); dпз - коэффициент, учитывающий подготовительно-заключительное время (dпз = 0.15).

Время ввода в ЭВМ исходных данных может быть определено по формуле:

Твв = Кz*Hz/100

(6.6)


где Кz - среднее количество знаков, набираемых с клавиатуры при вводе исходных данных (Кz = 100); z - норматив набора 100 знаков, мин. (Hz = 15).

Время вычислений и время вывода информации может быть определено экспериментальным путем при отладке контрольного примера.

tчп = 118000*2.48/167 =2006.71, руб.

Твв = 100*15/100 = 15, мин.

Тз = (15+5+3)*(1+0.15)/60 = 0.441,час

Зп = 0.441*250*2006.71*(1+0.4)*(1+0.15)*(1+0.34) = 4.77*105, руб.


Затраты на оплату аренды ЭВМ для решения задачи определяются по следующей формуле:

 За = Тз*к*Sмч

(6.7)


где Sмч - стоимость одного машино-часа работы ЭВМ, руб.

Стоимость машино-часа работы ЭВМ определяется по формуле:

 Sмч = Сэ+(Аэвм+Рэвм+Апл+Рпл)/Фэвм

(6.8)


где Сэ - расходы на электроэнергию за час работы ЭВМ, руб.;

Аэвм - годовая величина амортизационных отчислений на реновацию ЭВМ, руб.;

Рэвм - годовые затраты на ремонт и техническое обслуживание ЭВМ, руб.;

Апл - годовая величина амортизационных отчислений на реновацию производственных площадей, занимаемых ЭВМ, руб.;

Рпл - годовые затраты на ремонт и содержание производственных площадей, руб.;

Фэвм - годовой фонд времени работы ЭВМ, час.

Расходы на электроэнергию за час работы ЭВМ определяются по формуле:

Сэ = Nэ*kис*Цэ или Сэ = Чэл*Цэ

(6.9)


где Nэ - установленная мощность электродвигателя ЭВМ, кВт (Nэ = 0.35); kис - коэффициент использования энергоустановок по мощности (kис = 0.9); Цэ - стоимость 1 кВт-часа электроэнергии, руб. (Цэ= 135);

Чэл - среднечасовое потребление электроэнергии ЭВМ, кВт.

Сэ = 0.35*0.9*135 = 42.53, кВт


Годовая величина амортизационных отчислений на реновацию ЭВМ определяется по формуле:

Аэвм = Цэвм*kу*kм*Наэвм/100 = Цбэвм*Наэвм/100

(6.10)

где Цэвм - цена ЭВМ на момент ее выпуска, руб. (Цэвм = 4.008*106);у - коэффициент удорожания ЭВМ (зависит от года выпуска). В том случае, когда в качестве цены используется цена 2010г., коэффициент удорожания kу= 1;м - коэффициент, учитывающий затраты на монтаж и транспортировку ЭВМ (kм = 1.05);

Наэвм - норма амортизационных отчислений на ЭВМ, % (Наэвм = 10);

Цбэвм - балансовая стоимость ЭВМ, руб.

Цбэвм = 4008000*1*1.05 = 4.208*106, руб.

Аэвм = 4008000*1*1.05*10/100 = 4.208*105 руб.


Годовые затраты на ремонт и техническое обслуживание ЭВМ укрупненно могут быть определены по формуле:

Рэвм = Цбэвм*kро

(6.11)


где kро - коэффициент, учитывающий затраты на ремонт и техническое обслуживание ЭВМ, в том числе затраты на запчасти, зарплату ремонтного персонала и др. (kро = 0.1).

Рэвм = 4.208*106*0,1 = 4.208*105, руб.


Годовая величина амортизационных отчислений на реновацию производственных площадей, занятых ЭВМ определяется по формуле:

Апл = Цбпл*Напл/100 = Sэвм*kд*Цпл*Напл/100

(6.12)


где Цбпл - балансовая стоимость площадей, руб.;

Напл - норма амортизационных отчислений на производственные площади, % (Напл = 1.2 );эвм - площадь, занимаемая ЭВМ, кв. м. (Sэвм = 2.5 кв. м.);д - коэффициент, учитывающий дополнительную площадь (kд = 3);

Цпл - цена 1 квадратного метра площади, руб. (Цпл = 96000).

Цбпл = 2.5*3*96000 = 7.2*105; руб.

Апл =7.2*105*1.2/100 = 8.64*103 руб.


Годовые затраты на ремонт и содержание производственных площадей укрупненно могут быть определены по формуле:

Рпл = Цбпл*kрэ

(6.13)


где kрэ - коэффициент, учитывающий затраты на ремонт и эксплуатацию производственных площадей (kрэ = 0.05).

Рпл = 7.2*105*0,05 = 3.6*104 руб.


Годовой фонд времени работы ЭВМ определяется исходя из режима ее работы и может быть рассчитан по формуле

Фэвм = tсс*Тсг,

(6.14)


где tсс - среднесуточная фактическая загрузка ЭВМ, час. (tсс = 7);

Тсг - среднее количество дней работы ЭВМ в год (Тсг = 277).

Фэвм = 7*277 = 1.939*103, руб.

Sмч = 42.53+(4.208*105+4.208*105+8.64*103+3.6*104)/ 1.939*103= 457.08 руб.


Прирост условной прибыли в результате внедрения задачи определяется по формуле:

Пу = (Зр-Зт)*(1-Снп)

(6.15)

где Снп - ставка налога на прибыль (Снп = 0.2).

За = 0.441*250*457.08= 5.04*104, руб.

Зт =4.77*105+ 5.04*104= 5.274*105, руб.

Пу = (6.494*106- 5.274*105)*(1- 0.24) = 4.53*106 руб.


Для определения годового экономического эффекта от разработанной программы необходимо определить суммарные капитальные затраты на разработку и внедрения программы по формуле:

Ко = Кз+ Цпр

(6.16)


где Кз - капитальные и приравненные к ним затраты, руб.;

Цпр - отпускная цена программы, руб.

Капитальные и приравненные к ним затраты в случае, если ЭВМ, на которой предполагается решать рассматриваемую задачу, отслужила к моменту расчета X лет (Х = 1), определяются по формуле:

Кз = Цбэвм*(1-X*Наэвм/100)*Тз*к/Фэвм

(6.17)

Кз = 4.208*106*(1-1*10/100)*0.441*250/ 1.939*103 = 2.153*105 руб.

Отпускная цена программы определяется по формуле:

Цпр = Цо+(Зрз+Пр)*Ндоб

(6.18)


где Цо - оптовая цена программы, руб.; Зрз - затраты на заработную плату разработчиков программы, руб.; Пр - размер плановой прибыли на программу, руб.; Ндоб - ставка налога на добавленную стоимость (Ндоб = 0.20). Затраты на заработную плату разработчиков программы определяются по формуле

Зрз = Трз*tчрз*(1+q)*(1+a)*(1+b),

(6.19)

где Трз - трудоемкость разработки программы, час.;чрз - среднечасовая ставка работника, осуществляющего разработку программы, руб.

Трудоемкость разработки программы определяется по [6.13], [6.14], и включает время на постановку задачи и время на программирование задачи и определяется по формуле:

(6.20)


где nэ - количество этапов разработки программы;

Тпосi- трудоемкость постановки задачи на i-м этапе разработки программы, дней;

Тпргi - трудоемкость программирования задачи на i-м этапе разработки программы, дней.

В нашем случае разрабатываемая программа не является законченной системой, а только реализует часть ее функций, по этому трудоемкость создания такого ПП рассчитывается по формуле:

Трз= Тоа + Тбс+ Тп + Тотл + Тдр + Тдо,

(6.21)


где Тоа - трудоемкость подготовки описания задачи и исследования алгоритма решения;

Тбс - трудоемкость разработки блок-схемы алгоритма;

Тп - трудоемкость программирования по готовой блок-схеме;

Тотл-трудоемкость отладки программы на ЭВМ;

Тдр - трудоемкость подготовки документации по задаче в рукописи;

Тдо - трудоемкость редактирования, печати и оформления документации по задаче.

Составляющие приведенной формулы определяются, в свою очередь, через условное число операторов Q в разрабатываемом ПП по формуле:

Q = qоп * C * (1+p),

(6.22)


где qоп - число операторов в программе;

С - коэффициент сложности программы;- коэффициент коррекции программы в ходе ее разработки.

Коэффициент сложности программы С характеризует относительную сложность программ задачи по отношению к так называемой типовой задаче, сложность которой принята за единицу. Значение коэффициента определяется на базе экспертных оценок.

Коэффициент коррекции программ p характеризует увеличение объема работ за счет внесения изменений в алгоритм и программу, изменения состава и структуры информации, а также уточнений, вносимых разработчиком программы для улучшения ее качества без изменения постановки задачи. Значение p может быть принято равным 0.15...0.5.

Тогда составляющие трудоемкости разработки программы определятся по формулам:

Тоа = Q * W / (75...85 ) / К,

(6.23)

Тбс = Q / (20...25) / К,

(6.24)

Тп = Q / (20...25) / К,

(6.25)

Тотл= Q / (4...5) / К,

(6.26)

Тдр = Q / (15...20)/ К,

(6.27)

Тдо = 0.75 * Тдр,

(6.28)


где W - коэффициент увеличения затрат труда вследствие недостаточного или некачественного описания задачи (W = 1,2...1,5),

К - коэффициент квалификации разработчика алгоритмов и программ (при стаже работы до двух лет К=0,8, при стаже от двух до трех лет К=1,0, при стаже от трех до пяти лет К=1,1...1,2 ,при стаже от пяти до семи лет К=1,3...1,4,при стаже свыше семи лет К= 1,5...1,6.).

Получаем:

qоп=542 С = 2 р=0.15 Q=1247 W=1,2 K=0,8 Тоа = 1247*1.2/(75*0.8)=25.979 Тбс = 1247/(20*0.8)=77.938 Тп = 1247/(20*0.8)=77.938 Тотл = 1247/(4*0.8)=389.688 Тдр = 1247/(15*0.8)=103.917 Тдо = 0.75 *103.917=77.938 Трз= 25.979+77.938+77.938+389.688+103.917+77.938 = 753.398 tчрз = 118000*2,48/167 = 2006.71 Зрз= 753.398*2006.71*(1+0.4)*(1+0.15)*(1+0.34) = 32.6*105


Нормы времени учитывают ряд факторов, наибольшим образом влияющих на трудоемкость разработки проекта:

количество разновидностей форм входной информации;

количество разновидностей форм выходной информации;

степень новизны задачи;

сложность алгоритма;

вид используемой информации;

сложность контроля входной и выходной информации;

язык программирования;

объем входной информации;

использование типовых решений, типовых проектов и программ,

стандартных модулей.

Предусмотрено четыре степени новизны разрабатываемых задач:

А - разработка задач, предусматривающая применение принципиально новых методов разработки, проведение научно-исследовательских работ;

Б - разработка типовых проектных решений, оригинальных задач и систем, не имеющих аналогов;

В - разработка проекта с использованием типовых проектных решений при условии их изменения, разработка проектов, имеющих аналогичные решения;

Г - привязка типовых проектных решений.

Сложность алгоритма представлена тремя группами:

1 - алгоритмы оптимизации и моделирования систем и объектов;

2 - алгоритмы учета, отчетности, статистики и поиска;

3 - алгоритмы, реализующие стандартные методы решения, а также не предусматривающие применения сложных численных и логических методов.

Данная программа относится к степени Б новизны разрабатываемой задачи (разработка типовых проектных решений, оригинальных задач и систем, не имеющих аналогов). Сложность алгоритма решаемой задачи - 2 (алгоритмы учета, отчетности, статистики и поиска).

Плановая прибыль на программу определяется по формуле:

Пр = Спр*Нп,

(6.29)


где Спр - себестоимость программы, руб.; Нп - норма прибыли проектной организации (при отсутствии данных может быть принята Нп = 0.3). Себестоимость программы определяется по формуле:

Спр = Зрз*F+Зот,

(6.30)


где F - коэффициент накладных расходов проектной организации без учета эксплуатации ЭВМ (при отсутствии данных принять F = 1.16); Зот - затраты на отладку программы. Затраты на отладку программы определяются по формуле

Зот = Тотл*Sмч,

(6.31)

где Тотл - трудоемкость отладки программы, час. ( Тотл = 243,417).

Зот = 243.417*457.08 = 111261, руб.

Спр = 3260000*1.16+111261=3892861, руб.

Оптовая цена программы определяется по формуле

Цо = Спр+Пр,

(6.32)

Пр = 3892861*0.3=1167858, руб.

Цо= 3892861+1167858=5060719, руб.

Цпр = 5060719+(3260000+1167858)*0.20=5.946*106, руб.

Ожидаемый годовой экономический эффект от сокращения ручного труда при обработке информации определяется по формуле:

 ЭФ = Пу - Е*Ко = Пу-Е*(Кз+Цпр),

(6.33)


где Е - коэффициент эффективности, равный ставке за кредиты на рынке долгосрочных кредитов (Е = 0,25).

ЭФ = 4.53*106 - 0.25*(2.153*105+5.946*106)=2989675, руб.

Срок возврата инвестиций определяется по формуле:

Тв = Ко/Пу,

(6.34)

Тв = 6.0733*106/4.53*106=1.34, года.

Результаты расчета сводятся в таблице 6.2.

Таблица 6.2 - Технико-экономические показатели проекта

Наименование показателя

Базовый вариант

Проектный вариант

Трудоемкость решения задачи, час.

6

0,441

Периодичность решения задачи, раз/год

250

250

Годовые текущие затраты, связанные с решением задачи, руб.

6494000

527400

Отпускная цена программы, руб.

-

5946000

Степень новизны программы

-

Б

Группа сложности алгоритма

-

2

Прирост условной прибыли, руб.

-

4530000

Ожидаемый годовой экономический эффект, руб.

-

2989675

Срок возврата инвестиций, лет

-

1,34


Разработанное программное обеспечение к дипломному проекту на тему “Разработка системы автоматизированного учета товаров на предприятии (на примере ЧУП «Фрутимпорт»)” обеспечивает получение годового экономического эффекта в сумме 2989675 руб. при отпускной цене программы 5946000 руб. Проект обеспечивает возврат инвестиций за 1.34 лет.

 

7. ОХРАНА ТРУДА


В связи с автоматизацией процессов производства и управления, развитие вычислительной техники и разработкой систем автоматизации проектных, исследовательских и технологических работ широкое распространение получили персональные компьютеры. Применение персональных компьютеров позволило повысить производительность, изменить характер и содержание труда. Персональные компьютеры используются в информационных и вычислительных центрах, в диспетчерских пунктах управления технологическими процессами и транспортными перевозками и так далее. Число пользователей персональных компьютер постоянно растет, в том числе находящихся в личном пользовании.

Использование персональных компьютеров в различных сферах производственной деятельности выдвигает проблему оздоровления и оптимизации условий труда операторов ввиду формирования при этом целого ряда неблагоприятных факторов: высокая интенсивность труда, монотонность производственного процесса, гипокинезия и гиподинамия, специфические условия зрительной работы, наличие электромагнитных излучений и электростатических полей, тепловыделений и шума от технологического оборудования.

 

.1 Производственная санитария, техника безопасности и пожарная безопасность


Создание и широкое внедрение в народное хозяйство быстродействующих электронно-вычислительных машин на основе микропроцессорной техники обусловило значительное увеличение численности работников, обеспечивающих функционирование.

Усложнение функциональной структуры деятельности в связи с применение электронно-вычислительных систем предъявляет новые, порой повышенные требования к организму человека. Недоучет роли человеческого фактора при проектировании и создании вычислительных центров неизбежно отражается на качественных и количественных показателях деятельности работников, в том числе приводит к замедлению или ошибкам в процессе принятия решения.

Помещение вычислительного центра, их размеры (площадь, объем) выбираются в соответствии с количеством работающих и размещенном в них оборудовании. Для обеспечения нормальных условий труда (рабочее место с электронно-вычислительными машинами и персональными электронно-вычислительными машинами) в санитарных нормах устанавливают на одного работающего (для взрослых пользователей) объем производственного помещения не менее 20 м3 и площадь на одно рабочее место не менее 6,0 м2.

 

7.1.1 Опасные и вредные производственные факторы

Работающие на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) могут подвергаться воздействию различных опасных вредных производственных факторов, основными из которых являются:

физические: повышенные уровни: электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучения; статического электричества; запыленности воздуха рабочей зоны; повышенное содержание положительных аэроионов в воздухе рабочей зоны; пониженное содержание отрицательных аэроионов в воздухе рабочей зоны; повышенный или пониженный уровень освещенности рабочей зоны, повышенная или пониженная яркость светового изображения и др.;

химические: содержание в воздухе рабочей зоны оксида углерода, озона, аммиака, фенола, формальдегида и полихлорированных фенилов;

психофизиологические: напряжение зрения, памяти, внимания; длительное статическое напряжение; большой объем информации, обрабатываемой в единицу времени; монотонность труда; нерациональная организация рабочего места; эмоциональные перегрузки.

Наибольшая нагрузка на орган зрения имеет место при вводе информации в ПЭВМ. Наибольшее общее утомление вызывает работа в режиме диалога. Наибольшее напряжение вызывает выполнение работы при дефиците времени для принятия решения и особенно если это сопряжено с высокой ответственностью за принятые решения (например, при управлении непрерывными технологическими процессами).

Выполнение производственных операций с помощью ПЭВМ связано не толь с восприятием информации на экране, но и с одновременным различением текста печатных или рукописных материалов, зачастую с переадаптацией зрения на различные расстояния, выполнением машинописных, графических работ и других операций.

Особенности режима и характера работы, значительные умственные напряжения и другие нагрузки при нерациональной конструкции и расположении элементов рабочего места вызывают необходимость поддержания вынужденной рабочей позы. Длительный дискомфорт при работе вызывает развитие общего утомления и снижения работоспособности.

При длительной работе за экраном возникает напряжение зрительного аппарата. При неправильном выборе яркости и освещенности экрана, контрастности знаков, цветов знаков и фона, при наличии бликов на экране, дрожании и мелькании изображения работа на видеотерминалах приводит к зрительному утомлению, головным болям, раздражительности, нарушению сна, усталости и болезненному ощущению в глаза пояснице, в области шеи, рук и так далее.

Выполнение многих операций при работе на ПЭВМ требует длительного статического напряжения мышц спины, шеи, рук, ног, что приводит к быстрому развитию утомления. Указанные особенности работы зачастую усугубляются нерациональной высотой рабочей поверхности стола и сидения, отсутствием опорной спинки и подлокотников, неудобными углами сгибания в плечевом и локтевом суставах при выполнении рабочих движений, углом наклона головы, неудобным размещением документов, неправильным углом наклона экрана, отсутствием пространства и подставки для ног.

Неблагоприятное влияние на условия труда работающих на ПЭВМ оказывает нерациональное естественное и искусственное освещение помещений и рабочих мест, яркие и темные пятна на рабочих поверхностях, засветка экрана посторонним светом, наличие ярких и блестящих предметов.

Важное значение для предупреждения утомления работающих имеет также правильный выбор режима работы видеодисплейного терминала, применение защитных фильтров (с обязательным их заземлением), определение оптимальных допустимых диапазонов визуальных эргономических параметров видеотерминала, использование светозащитных средств.

Использование фильтров-экранов позволяет снизить зрительное утомление защитить пользователей от электростатического воздействия и частично от воздействия электрической составляющей электромагнитного поля.

Зачастую при организации рабочих мест для работающих на ПЭВМ не учитывается, что ВДТ генерирует рентгеновское, радиочастотное, видимое ультрафиолетовое излучение, а также имеют место электромагнитные излучения промышленной частоты. Указанные излучения могут оказывать неблагоприятное воздействие и на соседние рабочие места при их нерациональном размещении.

Наличие электростатического поля приводит к уменьшению содержания отрицательных ионов в воздухе помещения и загрязнению экрана в результате притягивания к нему отрицательных ионов и мелких частиц пыли.

Длительная работа компьютера приводит к снижению концентрации кислорода повышению концентрации озона. Озон сильным окислителем и концентрация его выше предельно допустимых величин может привести к неблагоприятным обменным реакциям организма, изменяя активность ряда ферментов, способствует нарушению зрения.

Важным фактором, оказывающим воздействие на состояние здоровья работающих на ПЭВМ, является аэроионный состав воздуха. Его нарушение ухудшает состав крови, работу органа зрения, иммунной системы.

Совокупное воздействие на работающего на ПЭВМ всех вредных производственных факторов снижает общий биоэнергетический потенциал и сопротивляемость организма. Особенно их действие усиливается, ее не соблюдается режим труда и отдыха, не проводится производственная гимнаст витаминизация организма.

 

7.1.2 Метеоусловия

Санитарно-гигиенические условия производственного помещения играют важную роль для снижения нервно-эмоционального напряжения рабочего.

Оптимальные микроклиматические условия - это сочетание показателей микроклимата, которое обеспечивает человеку ощущение теплового комфорта в течение рабочей смены без нарушения механизмов терморегуляции и не вызывает отклонений в здоровье. При этом создаются предпосылки для высокого уровня работоспособности.

Для обеспечения требуемых метеорологических условий труда выполняются следующие мероприятия:

устройство систем вентиляции;

устройство систем отопления;

устройство систем кондиционирования;

защита от источников тепловых излучений.

Параметры воздушной среды на рабочем месте согласно ГОСТ 12.1.005-88, 1.4, СанПиН № 9-80 РБ 98 и СанПиН 9-131 РБ 2000 приведены в таблице 7.1.

Таблица 7.1 - Параметры воздушной среды на рабочем месте

Период года

Категория работ

Температура воздуха,С

Относительная влажность воздуха,%

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Холодный

легкая -1 а

22-24

40-60

0,1


легкая - 16

21-23

40-60

0,1

Теплый

легкая - 1а

23-25

40-60

0,1


легкая -16

22-24

40-60

0,2


Для создания нормальных метеорологических условий наиболее целесообразно уменьшить тепловыделения от самого источника - монитора, что предусматривается при разработке его конструкции. Большая часть высокопроизводительной техники снабжена мощными системами охлаждения.

Кроме того, это достигается также обеспечением соответствующей площади и объема производительности помещения, устройством эффективной системы вентиляции и кондиционирования.

Для обеспечения требуемых условий труда предусмотрены системы отопления (воздушные и водяные), вентиляции и кондиционирования, отвечающие требованиям СНБ 4.02.01-03. При работе с компьютером работа производится сидя и не требует физического напряжения, при котором расход энергии составляет более 120 ккал/ч. Поэтому работа с компьютером относится к категории 1а.

 

7.1.3 Вентиляция и отопление

Одним из мероприятий по оздоровлению воздушной среды является устройство систем отопления и вентиляции.

Функцией вентиляции является обеспечение чистоты воздуха и заданных метеорологических условий на рабочих местах. Чистота воздушной среды достигается удалением загрязненного или нагретого воздуха из помещений и подачей в него свежего воздуха. Работа видеотерминалов сопровождается выделением тепла. Для поддержания нормального микроклимата необходим достаточный объем вентиляции, для чего в вычислительном центре предусматривается кондиционирование воздуха, осуществляющее поддержание постоянных параметров микроклимата в помещении независимо от наружных условий. Вместе с кондиционерами могут использоваться увлажнители воздуха.

Параметры микроклимата поддерживаются в указанных пределах:

в холодное время за счет системы водяного отопления (с нагревом воды до 100 °С);

в теплый - за счет кондиционирования, согласно требованиям СНБ 4.02.01-03

 

.1.4 Освещение

Важное место в комплексе мероприятий по охране труда и оздоровлению условий труда работающих с ЭВМ занимает создание оптимальной световой среды, то есть рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.

В дневное время в вычислительном центре используется естественное боковое одностороннее освещение, в вечернее время или при недостаточных нормах освещения - искусственное общее равномерное.

Согласно ТКП 45-2.04-153-2009, помещение для работы с видеотерминалами относится к 1 группе по задачам зрительной работы. Нормированный уровень освещенности для работы с ЭВМ - 400 лк, КЕО - 4%.

В помещениях, оборудованных ЭВМ, предусматриваются меры для ограничения слепящего воздействия светопроемов, имеющих высокую яркость (800 кд/м и более), и прямых солнечных лучей для обеспечения благоприятного распределения светового потока в помещении и исключения на рабочих поверхностях ярких и темных пятен, засветки экранов посторонним светом, а также для снижения теплового эффекта от инсоляции. Это достигается путем соответствующей ориентации светопроемов, правильного размещения рабочих мест и использовании солнцезащитных средств.

Требования к снижению дискомфортной блеклости и зеркального отражения в экранах удовлетворяется путем использования светильников с комбинированным прямым и отраженным направлением света, которое осуществляется с помощью двойной крестовой оптики. Часть прямого светового потока лампы направляется через параболический зеркальный растр таким образом, что ограничивается слепящее действие прямого и отраженного света; отраженная часть излучения лампы направляется широким потоком на потолок.

В тех случаях, когда одного естественного освещения в помещении недостаточно, устраивают совмещенное освещение. При этом дополнительное искусственное освещение в помещении и рабочих местах создает хорошую видимость информации на экране вычислительной техники, машинописного и рукописного текста других рабочих материалов. При этом в поле зрения работающих обеспечиваются оптимальные соотношения яркости рабочих и окружающих поверхностей, исключена или максимально ограничена отраженная блеклость от экрана и клавиатуры в результате отражения в них световых потоков от светильников и источников света.

 

7.1.5 Шум

Шум неблагоприятно воздействует на организм человека, вызывает психические и физиологические нарушения, снижающие работоспособность, приводит к увеличению числа ошибок при работе.

Основными источниками шума в помещениях, оборудованных ЭВМ, являются принтеры, множительная техника и оборудование для кондиционирования воздуха, в самих ЭВМ - вентиляторы систем охлаждения и трансформаторы.

Нормированные уровни шума согласно ГОСТ 12.1.003-83, СанПиН № 9-131 РБ 2000 и СанПиН 2.2.4/2.1.8.10-32-2002 приведены в таблице 7.2 и обеспечиваются путём использования малошумного оборудования, применением звукопоглощающих материалов для облицовки помещений, а также различных звукопоглощающих устройств (перегородки, корпусы, и т.д.).

Таблица 7.2 - Нормированные уровни шума

Категория нормы

Уровни звукового давления, дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Уровни звука и эквивалентные уровни звука, дБ


31,5

63

>5

25 0

50 0

100 0

200 0

4000

800 0


1

86

71

61

54

49

45

42

40

38

50

II

93

79

70

63

58

55

52

50

49

60

III

96

83

74

68

63

60

57

55

54

65

IV

103

91

83

77

73

70

68

66

64

75


Шум не превышает допустимых пределов, т. к. в вычислительной технике нет вращающихся узлов и механизмов (за исключением вентилятора), а наиболее шумное оборудование (АЦПУ) находится в специально отведенных помещениях - гермозонах.

 

7.1.6 Вибрация

В соответствии с СанПиН 2.2.4/2.1.2.10 - 33 - 2002 "Вибрационная безопасность. Общие требования", общую вибрацию на рабочих местах в помещениях с ЭВМ относят к категории 3 - технологическую, воздействующую на человека на рабочих местах стационарных машин или передающуюся на рабочие места, не имеющие источников вибрации. В свою очередь, общая вибрация категории 3 по месту действия на рабочих местах с вычислительной техникой относится к типу Зв - на рабочих местах в административных и служебных помещениях, конструкторских бюро, лабораториях, учебных пунктах, вычислительных центрах и' других помещениях работников умственного труда.

Уровень виброскорости на рабочих местах операторов не превышает 75 дБ согласно ГОСТ 12.1.012-2004 ССБТ и СанПиН 9-131РБ2000.

При проектировании рабочего помещения для операторов ЭВМ выбраны машин с наименьшей вибрацией; разработаны схемы размещения машин с учетом создания минимальных уровней вибрации на рабочих местах; выбраны строительные решения оснований и перекрытий, обеспечивающие выполнение требований вибрационной безопасности труда. Нормированные уровни вибрации обеспечиваются путем использования виброизоляторов из материалов с большим внутренним трением (резины, пробки).

При работе с виброизоляторами уровень вибрации не превышает допустимых пределов, так как виброизоляторы не имеют вращающихся узлов и механизмов (за исключением вентилятора).

 

.1.7 Электробезопасность

Основными нормативными документами по защите от поражения электротоком являются «Правила устройства электроустановок (ПУЭ)», «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ТКП)» и «Правила техники при эксплуатации потребителей». Помещение вычислительного центра относится к первом классу по электробезопасности (к первому классу относят помещения без повышенной опасности, с нормальной температурой, с токонепроводящими полями).

Основные меры защиты от поражения током:

защитное заземление - преднамеренное электрическое соединение с землей ил ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением (R=4 Ом согласно ГОСТ 12.1.030-81);

изоляция;

недоступность токоведущих частей;

применение малого напряжения.

Для оказания первой помощи пострадавшему от электрического тока необходим быстро отключить оборудование, которого касается пострадавший, определить состояние пострадавшего и определить меры первой помощи.

Эксплуатацию электроустановок осуществляет специально подготовленный электротехнический персонал. Пригодность к работе определяется медицинским освидетельствованием. К работе допускаются люди старше 18-ти лет, прошедшие инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и аттестованные с присвоением соответствующей группы (1 - 5) по электробезопасности.

 

7.1.8 Излучение

При работе с дисплеем могут возникнуть следующие опасные факторы:

электромагнитные поля;

электростатические поля;

рентгеновское излучение;

ультрафиолетовое излучение;

инфракрасное излучение.

Воздействие электромагнитного поля на человека зависит от напряженностей электрического и магнитного полей, потока энергии, частоты колебаний, размера облучаемой поверхности тела и индивидуальных особенностей организма. Слабые электромагнитные излучения влияют на внутриклеточные изменения, нарушают обменные процессы, могут вызвать развитие катаракты, опухолей, лейкемии и т.д.

Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений приведены в таблице 7.3.

Таблица 7.3 - Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений

Наименование параметра

Допустимые значения

Напряжённость электромагнитного поля. Электрическая составляющая не более: Диапазон частот 5 Гц-2кГц Диапазон частот 2-400 кГц

 25,0 В/м, 2,5 В/м

Плотность магнитного потока не более:  Диапазон частот 5Гц-2 кГц Диапазон частот 2-400 кГц

250нТл  25нТл

Напряженность электростатического поля не более:

15 кВ/м


У экрана монитора образуется электростатическое поле, которое в рабочей зон может быть выше допустимого уровня. Длительное пребывание в электростатическом поле, превышающем предельно допустимые уровни, может отрицательно сказаться на самочувствии, нервной и сердечнососудистой системах. Отдельные авторы связываю покраснение глаз и лица при работе на ПЭВМ с действием электростатического поля, связи с этим не рекомендуется прикасаться к экрану вычислительной техники и снимать на себя заряды электростатического поля.

Напряженность электростатического поля на рабочем месте оператора не превышает допустимого значения 15 кВ/м.

Интенсивность инфракрасного и видимого излучения от экрана видеомонитора не превышает 0,1 Вт/м2 в видимом (400-760 нм) диапазоне, 0,05 Вт/м2 в ближнем ИК диапазоне (760-1050 нм), 4 Вт/м в дальнем (свыше 1050 нм) ИК диапазоне.

Интенсивность ультрафиолетового излучения от экрана видеомонитора не превышает 0,001 Вт/м2 в диапазоне 280-315 нм и 0,01 Вт/м2 в диапазоне 315-400 нм. Излучение в диапазоне 200-280 нм не допускается.

Конструкция ЭВМ обеспечивает безопасный для пользователя уровень мощности экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке пространств на расстоянии 0,05 м от экрана и частей корпуса ЭВМ при любых положениях регулировочных устройств. Уровень мощности экспозиционной дозы рентгеновского излучения не превышает 7,74*10-12 А/кг, что соответствует эквивалентной дозе, равной 0,1 мбэр/час (100 мкР/час; 0,03 мкР/с).

Наиболее эффективным и часто применяемым методом защиты от электромагнитных излучений является установка экранов. Экранируют либо источник излучения, либо рабочее место. Часто экран устанавливают непосредственно на монитор.

Экраны бывают отражающие и поглощающие. Индивидуальные экранирующие комплексы предназначены для защиты от воздействия электрического поля, напряженность которого не превышает 60 кВ/м.

Для обеспечения безопасности работ с источниками электромагнитных волн производится систематический контроль фактических значений нормируемых параметров на рабочих местах. Контроль осуществляется измерением напряжения электрического поля и плотности магнитного потока.

Статическое электричество оказывает вредное воздействие на организм человека, причем не только при непосредственном контакте с зарядом, но и за счет действия электрического поля, возникающего вокруг заряженных поверхностей. Основными способы защиты от статического электричества являются:

заземление оборудования;

увеличение поверхностей проводимости диэлектриков;

ионизация воздуха или среды нейтрализаторами статического электричества.

Основными мероприятиями, направленными на снижение опасности воздействия инфракрасного излучения являются:

снижение интенсивности источника;

защитное экранирование источника и рабочего места;

использование средств индивидуальной защиты;

лечебно-профилактические мероприятия.

В целях предосторожности ограничивается продолжительность работы с экраног вычислительная техника не размещается концентрированно в рабочей зоне и выключается, если на ней не работают, используются защитные экраны.

 

7.1.9 Пожарная безопасность

По взрывопожарной и пожарной опасности помещения и здания относятся по НПБ 5- 2005 к категории Д в зависимости от выполняемых в них технологических процессов, свойств применяемых веществ и материалов, а так же условий их обработки.

Одной из важных задач пожарной профилактики является защита строительных! конструкций от разрушений и обеспечение их достаточной прочности в условиях воздействия высоких температур при пожаре.

Учитывая высокую стоимость электронного оборудования вычислительного центра, а также категорию их пожарной опасности, здания для вычислительного центру и части зданий другого назначения, в которых предусмотрено размещение ЭВМ, относятся к первой степени огнестойкости согласно СанПин 2.01.02-85, СНБ 2.02.01-98, ТНП 45-3.02-90-2008 Для изготовления строительных конструкций используют, как правило, кирпич, железобетон, стекло и другие негорючие материалы.

Для предотвращения распространения огня во время пожара с одной части здания на другую устраивают противопожарные преграды в виде стен, перегородок, дверей, окон, люков, клапанов. Особое требование предъявляется к устройству и размещению кабельных коммуникаций.

Примерные нормы первичных средств пожаротушения для вычислительного центра приведены в табл. 7.4.

Таблица 7.4 Примерные нормы первичных средств пожаротушения для вычислительного центра.

Помещение

Площадь,

Углекислые

Воздушно-пенные


м2

огнетушители

огнетушители

Вычислительный

100

1

1

центр





Для ликвидации пожаров в начальной стадии применяются первичные средства пожаротушения:

- огнетушители типа ОВП-10,ОУ-2;

- сухой песок;

асбестовые одеяла.

В здании вычислительного центра пожарные краны устанавливают в коридорах, на площадках лестничных клеток, у входов, т.е. в доступных местах.

Похожие работы на - Разработка системы автоматизированного учета товаров на предприятии (на примере ЧУП 'Фрутимпорт')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!