Архитектурный стиль 'ампир'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,49 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Архитектурный стиль 'ампир'

Оглавление

Введение

1. Архитектурно-композиционные формы

2. Интерьер и предметы внутреннего убранства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Ампир - архитектурный стиль Франции начала XIX века. По характеру и времени развития он соответствует позднему классицизму.

В авангарде развития архитектуры классицизма стояла прежде всего Франция периода Наполеона. Затем протестантские Германия и Англия, а также находящаяся под влиянием европейских течений Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.

С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализации в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Новую организацию расселения, направленную на преодоление социального неравенства и на создание новой социальной гармонии, предлагают в конце XIX столетия социалисты-утописты. Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, в очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для позднего классицизма.

Характер архитектуры стиля ампир в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.

1. Архитектурно-композиционные формы

архитектурный стиль ампир интерьер

Архитектура Франции времен Наполеона - начала XIX века, так называемый стиль империи - ампир представляет собой новую фазу в развитии классицистической архитектуры, соответствовавшую новым политическим и идеологическим задачам. Архитектура должна была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. В создании нового стиля источником вдохновения зодчих того времени была архитектура древнеримской империи, величественные, триумфально-приподнятые формы которой как нельзя лучше отвечали запросам данного периода.

Строительство эпохи Наполеона не отличалось размахом: войны отвлекали все средства. Большинство сооружений представляли собой триумфальные памятники, помимо этого реконструировались некоторые старые здания и отделывались дворцовые интерьеры.

Стремление использовать античные образцы было реализовано в начале XIX в., когда в Париже возникла большая часть крупных построек в стиле ампир, а их воздействие было усилено градостроительным решением. Они стали художественным завершением парижского диаметра; создали главные ориентиры на планe и в силуэте центра города и композиционно замкнули перспективы улиц. К античности больше всего приблизилась церковь Ла Мадлен, в конце Королевской улицы, ведущей от площади Согласия, строившаяся, начиная с 1764 г., по проекту П. Контана де Иври и завершенная архитектором Бартельми Виньоном в период с 1806 по 1842 гг. в виде «греческого» храмового сооружения периптерального типа. Одновременно сооружаются мемориальная колонна на Вандомской площади в подражание колонне Траяна в Риме, созданная по проекту архитекторов Ж. Лепера и Ж. Гондуэна, и огромная триумфальная арка Звезды на проспекте Елисейских полей, построенная в 1806 - 1836 гг, по проекту архитектора Ж. Ф. Шальгрена. Наподобие римских триумфальных арок она имеет скульптурное оформление (Марсельеза), выполненное скульптором Ф. Рюдом. Так, французский классицизм уже в самом начале своего развития стал стилем памятников, выражением представительности и императорского могущества Наполеона, что и нашло отражение в другом названии этого стиля - ампир.

Основными представителями ампира в зодчестве были Шарль Персье и Пьер Фонтен, которые, будучи придворными архитекторами Наполеона, стали наиболее видными представителями нового стиля.. Они творчески развивали идеи классицизма, сохраняя при этом стилевую чистоту. Хотя эти мастера, работавшие совместно, и построили ряд сооружений, в основном они были декораторами, и большая часть их деятельности связана с оформлением интерьеров и работами для художественной промышленности. Персье и Фонтен перестраивали замок Мальмезон - резиденцию Наполеона, расширили Лувр, произвели отделку ряда дворцовых интерьеров. Они спроектировали арку Победы на площади Карусель (1806 г.) и многочисленные парадные интерьеры. Им удалось добиться единства решений целых улиц. Типичным примером таких решений стала улица Риволи в Париже.

Ш. Персье и П.Ф. Фонтен составляли эскизы для внутренних отделок, мебели, художественных изделий из металлов, художественных тканей, ваз. Художники создавали композиции, широко привлекая римские, помпейские декоративные мотивы.

Со временем ампир перерождается в чистый академизм, теряет способность реагировать на возникновение новых функциональных задач и достижений техники XIX в. Примером может служить здание Парижской биржи (1808, А.Т. Броньяр) или Дворец справедливости в Лионе (В. Бальтар).

С периодом ампира связаны идеальные проекты зданий и городов, которые своей символикой простых геометрических форм без декора предвосхитили уже на переломе XVIII и XIX вв. эстетические принципы современной архитектуры. Прежде всего, это Е.Л. Булле - автор проекта мавзолея Ньютона (1784 г.) в виде пустотелого шара, Ж. Лекен - автор проектов идеальных сооружении на революционную тематику. Наиболее значительной личностью был К.Н. Леду. В связи с предложением идеального города Шо (1785-1804) он спроектировал кладбище в форме круга, собор и домик сторожа в форме шара. Подобно этому и цилиндр, из которого вытекает водопад, стал в другом его проекте архитектурным символом дома управляющего реки Лу.

Самым значительным немецким мастером первой половины XIX века явился Карл Фридрих Шинкель, углубленно изучавший античную архитектуру. Как теоретик Шинкель призывал следовать формам античного зодчества, придерживаясь в то же время рационалистических принципов при проектировании зданий. Воззрения Шинкеля оказали сильное воздействие на современную ему архитектуру.

К.Ф. Шинкель работал в художественной и строительной Академии в Берлине, откуда вышли наиболее видные творцы архитектуры XIX в. в Германии. Он был учеником Ф. Жилли, известного своими проектами памятника Фридриху Великому, а особенно Национального театра в Берлине (1797), которым показал связь архитектурной формы с назначением здания. Шинкель развил этот рациональный подход в теории и практике. Его берлинские постройки - Новая гауптвахта, Старый музей, а особенно Драматический театр с редкостным по качеству интерьером в стиле классицизма - возникают на основе новых принципов, которые предвещают будущее развитие «модерна». Эти принципы были полностью реализованы в его проектах торгового дома и обсерватории в Бонне, маяка в Арконе, храма в Потсдаме и мелких сооружений в парке Сансуси, а также в других постройках 30-х годов. С редкой для первой половины XIX в. последовательностью Шннкель придерживался в своих работах принципа взаимозависимости формы и функции.

В 1818 - 1821 годах Шинкелем был построен в Берлине Драматический театр, архитектура которого сочетает черты рационализма в организации плана и фасадов с элементами ретроспективизма (колонный портик главного фасада).

Ампир проявился во многих странах. Под прямым французским влиянием оказалась Италия, где центром стиля ампир стали в XIX в. Милан с его оперным театром «Ла Скала» (архитектор Пьермарини) и Неаполь, где была осуществлена перестройка театра Сан Карло и возведен собор Сан Франческо де Паоло. Более широкий отзвук в Италии получил романтизм, источниками вдохновения для которого в первой половине XIX в. послужили местные формы средневековой и ренессансной архитектуры.

Благодаря посредничеству французских архитекторов, классицизм из Европы попадает на американский континент, где в 1791 г. по проекту П.Ш. Ланфана был заложен Вашингтон. Город имеет прямоугольную основу уличной сети, разрезанную широкими диагоналями бульваров. Тот же принцип планировки типичен для Детройта (1807), Нью-Йорка (1811) и других американских городов. В 1793 г. был заложен первый камень в фундамент здания Капитолия (У. Сонтон). Окончательный вид ему придал Б. Латробэ - наиболее значительный представитель американского классицизма, который довел стилизацию форм греческой архитектуры до мельчайших деталей декора. Представителями позднего классицизма были также Р. Миле и Д. Хобан, разработавшие проект Белого Дома в Вашингтоне. Этот стиль стал в Америке первым национальным стилем под названием «греческое возрождение». Некоторые выразительные элементы ампира получили в американский архитектуре более широкое распространение, чем в Европе. Они встречаются даже в XX в. и придают специфический характер облику маленьких городов с их каменной и деревянной архитектурой.

С поздним классицизмом были связаны датчане X.Ф. Хансен и Т. Хансен, работавший главным образом в венской Строительной академии и известный как автор проекта здания парламента в Вене 1883 г., Беседного дома и больницы св. Анны в Брно. В стиле ампир был построен Прадо - музей в Мадриде (архитектор X. де Виланева); кафедральный собор в Остржигоме (1822 - 1856) по проекту архитектора И. Хилда; Национальный музей в Будапеште (первая половина XIX в.) по проекту М. Поллака, и многие менее крупные постройки в других европейских странах. В отличие от классицизма его поздние формы отличались композиционной сложностью и богатством декора. Более строгий характер сохраняла архитектура сооружений гражданского назначения.

2. Интерьер и предметы внутреннего убранства

Стиль ампир, ведущими мастерами которого были Персье и Фонтен, тематически основывается на античности с внесением мотивов из помпейских росписей и отчасти - египетского искусства. Элементы пасторальности, характерные для стиля Людовика XVI, исчезают. Тематика ампира в значительной степени связана с героическими, триумфальными мотивами. Применяются гирлянды и венки, императорские орлы, военные римские доспехи, мелкий позднеримский акант, античный геометрический орнамент (меандр и др.), фигуры в античных одеждах, вазы, пальметты, лира, маскароны, рог изобилия, подражание помпейским канделяберным композициям, реже - мотивы фауны; египетские темы: сфинксы, мумии, обелиски. Композиция ампирного орнамента близка к римским образцам. Отмечается зеркальная симметрия. Фон заполняется слабо, орнамент располагается но краям поверхности. Скульптурная обработка в интерьерах уступает место живописной.

Цветовая гамма ампира резко отличается от колористических решений, характерных для XVIII века. Вводятся интенсивные тона: пурпур, малиновый, синий, зеленый, желтый цвета. Широко применяется позолота.

Для оформления интерьеров вводятся, так же как и в XVIII веке, шелковые ткани, которыми обтягиваются стены (бумажные обои, использовавшиеся и ранее, начинают активно применяться с 1830-х гг.).

В мебели предпочтение отдается красному дереву с бронзовыми позолоченными орнаментальными деталями.

Характерные черты ампирного интерьера были восприняты и в других странах. Очень типичен, в частности, интерьер в стиле ампир в пармской резиденции (Италия).

Достижения Англии в области интерьера связаны с именами братьев Адам, уделявшими внутренней отделке помещений особое внимание. Оформление интерьеров составляет наиболее сильную и значительную сторону их творчества. Культивируемый братьями Адам стиль декоративной обработки помещений складывается из ряда элементов, в числе которых - античный орнамент, помпейская декоративная живопись, современный им французский классицизм. Продолжала также сказываться известная зависимость от Палладио, которую они, впрочем, упорно старались преодолеть. Английский интерьер начала XIX века испытал на себе сильное воздействие со стороны Франции.

То же самое следует сказать и о немецком интерьере 1-й четверти XIX века. Последний может быть лучше всего охарактеризован городскими жилыми домами. Небольшие уютные комнаты имели гладкие потолки, ограниченные карнизами, гладкие стены, окрашенные краской одного тона: мебель красного дерева; на стенах симметрично развешивались картины, литографии, рисунки в прямоугольных рамах классицистического характера..

В 1820-х годах немецкий вариант ампира стал переходить в стиль бидермайер, в котором классицистическая рациональная стилистическая основа стала «разбавляться» требованиями бытового комфорта и бюргерского уюта.

К началу 1770-х годов значительно меняется облик французской мебели. Она приобретает черты классицизма (стиль Людовика XVI). Формы кресел, комодов, секретеров, столов и других предметов приобретают более четкий, конструктивный характер. Выявляется структура вещи, каждый элемент мебели имеет свои ясно обозначенные границы. Прием «перетекания» форм из одной конструктивной части в другую (например, из ножек в сиденье - в креслах, стульях, или же из ножек в закрытую часть комода) постепенно выходит из употребления. Укрепления частей уже не «стираются» и не маскируются, все большую роль играет прямой угол. Ножки приобретают круглое или квадратное сечение, они становятся прямыми и стройными. Мебель этого времени находится под сильным влиянием античных образцов и современной ей архитектуры.

Наряду с техникой набора в мебели широко применяется фанеровка. Обращается особое внимание на показ самой структуры, текстуры дерева, которое выводится наружу. Преимущественным вниманием начинает пользоваться красное дерево, но наряду с ним для отделки используются палисандровое дерево, черное и другие. Большие плоскости предметов обрамлялись тонко исполненными бронзовыми накладными деталями - тягами с мотивами гирлянд, лент, пасторальными мотивами. Помимо бронзы в отделке мебели использовались бисквитные и фарфоровые медальоны, органически включавшиеся в композицию предметов.

С течением времени стиль мебели приобретает все большую строгость, а детали все больше связываются с античной орнаментацией - меандром, акантом, лавром, хотя еще часто продолжают встречаться и детали криволинейных, изысканных форм, в частности цветочные мотивы, ленты и другие.

Характерна мебель, создаваемая мастером Жакобом Демальте, в отделку которой вводились тонкие прямые тяги и обрамления из золотистой латуни, накладывавшейся на поверхность красного дерева или вделанной в него (типа каннелюр). Распространение этой мебели в самом конце XVIII века позволило говорить об особом мебельном стиле жакоб. Среди других известных французских мебельщиков следует назвать крупнейшего мастера Ж.-А. Ризенера и Э. Левассера.

Наиболее распространены были сравнительно низкие предметы - комоды, секретеры, кабинетные бюро, дамские столики и другие.

Многой сделали для развития ампира архитекторы Персье и Фонтен, издавшие проекты обстановки и убранства, которые получили большую известность.

Наиболее распространенным материалом остается красное дерево, гладкую поверхность которого дополняли детали из золоченой бронзы. Они представляли собой, как было отмечено выше, античные фигуры и рельефы, сфинксы, различного рода гирлянды, пальметты, звезды, розетки и др. Характерно, что стремление к строгости и «представительному» характеру мебели порой побуждало пренебрегать требованиями удобства в угоду декоративности.

В большом количестве производятся книжные шкафы, дверцы которых обрабатывались решетками, различные по форме и декоративному убранству бюро, серванты, туалетные столики и письменные столы, кресла, стулья.

Мастерами прикладного искусства создаются самые разнообразные изделия из золоченой бронзы - настольные часы, чернильные приборы, канделябры, бра, люстры и другие. Изобразительные элементы и орнаментальные средства в изделиях из бронзы принципиально не отличались от тех, что применялись в мебели. Прославленным мастером-бронзовщиком являлся П. Томир, работавший в самом тесном контакте с Жакобом Демальте и вместе с ним участвовавший в осуществлении проектов Ш. Персье и П. Фонтена. Иной, чем ранее, характер приобретают люстры. Хрустальные подвески выходят из употребления, структурная основа и украшения люстр полностью выполняются из бронзы.

Заключение

Концепция ампира заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии

Ампир стимулировал археологические исследования, которые привели к удивительным открытиям и новым знаниям о развитых античных цивилизациях. Результаты работы археологических экспедиций, обобщенные в обширных научных исследованиях» заложили теоретические основы движению, участники которого считали античную культуру вершиной совершенства в строительном искусстве, образцом абсолютной и вечной красоты. Популяризации античных форм способствовали многочисленные альбомы, содержавшие изображения архитектурных памятников.

Список использованной литературы

1.Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. - М., 1983.

2.Бархин М.Г. Архитектура и город. - М., 1979.

.Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. - М., 1984.

.Гидион З. Пространство, время, архитектура. - М., 1982.

.Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. - М., 1989.

.Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры / Пер. с чеш. В.К. Иванова; под ред. В.Л. Глазычева. - М., 1984.

Похожие работы на - Архитектурный стиль 'ампир'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!