Аудит готовой продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,17 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит готовой продукции

Введение

Постепенный переход народного хозяйства Украины к рыночным отношениям привел к появлению предприятий с различными формами собственности. В связи с этим стало ясно, что традиционная система финансового контроля в том виде, в каком она существовала при административно-командной системе управления, не может защитить ни интересы государства, ни интересы собственника.

Практика стран с рыночной экономикой показывает, что защитить имущественные интересы владельцев может такой вид независимого финансового контроля, как аудит, который является одним из главных элементов рыночной инфраструктуры. Предпосылкой такого контроля является взаимная заинтересованность предприятий в лице их владельцев (акционеров, вкладчиков и т.п.), государства в лице налоговых органов и самого аудитора в обеспечении достоверности учета и отчетности.

Международный опыт развития аудита свидетельствует о том, что аудиторская проверка - это норма, без которой невозможен цивилизованный бизнес. Основное ее назначение - это независимая проверка финансовой отчетности и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью формирования выводов относительно их финансового состояния и достоверности его отражения в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с действующим законодательством и установленными нормативами.

Основная цель данной работы заключается в том, чтобы осветить основные принципы и методы аудита готовой продукции.

При написании работы использовались: Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Закон Украины «Об аудиторской деятельности», Международные стандарты аудита, План счетов бухгалтерского учета и инструкция к нему, П(с) БУ 9 «Запасы», П(с) БУ 16 «Затраты», работы ведущих специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту.

1. Теоретическое обоснование аудита готовой продукции

Целью аудита готовой продукции является подтверждение аудиторским выводом информации относительно полноты и законности, достоверности и объективности совершенных и отраженных в бухгалтерском учете и отчетности операций по учету готовой продукции.

Готовой считается продукция полностью завершенная обработкой, которая прошла испытания (проверки), соответствует действующим стандартам или утвержденным техническим условиям (имеет сертификат или другой документ, удостоверяющий качество), принята отделом технического контроля предприятия и сдана на склад или принята заказчиком (если готовая продукция сдается на месте) согласно утвержденному порядку ее приема (оформлена установленными сдаточным документам).

Классификация готовой продукции приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Классификация готовой продукции

ПризнакКлассификацияПо формеГотовая продукция, имеющая вещественную форму Готовая продукция, имеющая форму результата работ или услуг.По степени готовностиГотовая продукция Полуфабрикаты Незавершенное производствоПо технологической сложностиПростая Сложная (основная, побочная, сопутствующая)

Готовая продукция - это материальный результат производственной деятельности предприятия.

Сопутствующая продукция - это продукция, полученная в одном технологическом цикле (процессе) одновременно с основной. По качеству она соответствует стандартам и предназначена для дальнейшей обработки или отпуска потребителям. Сопутствующая продукция, как исходный элемент производственного процесса, имеет качественные и количественные параметры, которые должны получить стоимостную характеристику.

Побочная продукция - это продукция, которая иногда образуется в комплексных производствах при производстве основной и, в отличие от сопутствующей, не требует дополнительных затрат.

Продукция предприятия может состоять из готовой продукции и выполненных работ и услуг.

Готовая продукция на предприятии проходит следующие операции:

выпуск продукции с производства и сдача ее на складе;

хранения продукции на складах предприятия;

отпуск продукции на месте населению и отправка (отгрузка) иногородним покупателям;

отпуск продукции для внутренних нужд основных цехов, для сбыта продукции (например, тара собственного производства);

реализация продукции (отгрузка продукции).

Во время проведения аудита готовой продукции предприятия аудитор прежде всего должен руководствоваться нормами, изложенными в П(С) БУ 9 «Запасы» и нормами налогового законодательства.

К основным источникам получения информации и формирования аудиторских доказательств при проведении аудита готовой продукции относят: приказ об учетной политике, первичные документы по учету готовой продукции, учетные регистры по учету готовой продукции, данные о проведении инвентаризации, документы с результатами и информацией о проведении предварительной аудиторской проверки, финансовая отчетность и другие документы.

Бухгалтерский учет обеспечивает отображение хозяйственных фактов, а аудит подтверждает их достоверность, законность и полноту отражения. Рассматривая задачи аудита производства и реализации продукции необходимо помнить, что аудиторское исследование выходит за пределы бухгалтерского учета.

Для достижения основной цели аудита необходимо выполнить следующие задачи:

Установить осуществляется ли контроль за использованием производственных запасов в производстве;

Проверить правильность формирования сводной информации о затратах на производство;

Проверить правильность и своевременность осуществления документального отражения передачи готовой продукции с производства на склад и со склада, при реализации покупателям;

Проверить правильность оформления документов при хранении готовой продукции на складе;

Проверить документы инвентаризаций готовой продукции на складе, проходивших ранее на предприятии;

Выяснить наличие существенных нарушений и ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;

Установить соответствие качества и проверить соответствующие документы;

Проверить отображение изготовления и реализации готовой продукции в налоговом учете;

2. Организация и методика аудита готовой продукции

2.1 Подготовительная стадия аудиторского процесса

Законом Украины «Об аудиторской деятельности» определено, что аудит проводится на основании соглашения между аудиторской фирмой (аудитором) и заказчиком. Независимость на этом этапе проявляется в выборе заказчика. Однако, в международных стандартах обязательно указывается на необходимость оценки всех аспектов независимости при заключении такого соглашения, потому что аудиторская фирма будет нести ответственность за нарушение требований к независимости и результаты аудита признаются недействительными.

Распределение ответственности за оценку отчетности между аудитором и заказчиком основывается на Положении об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине и статьи 11 Закона Украины «Об аудиторской деятельности». Закон также предусматривает право аудитора (аудиторских фирм) на привлечение к участию в проверке на договорных основах специалистов разного профиля. Однако вопрос ответственности за работу других аудиторов и экспертов остался нерешенным ни действующим законодательством, ни утвержденными нормативами. Как правило, на это обязательно обращают внимание в аудиторском заключении.

Взаимодействие организации-клиента с аудиторской фирмой должна начинаться с направления в ее адрес письма-заказа, в котором излагаются цели аудиторской проверки и перечень желаемых аудиторских услуг. До заключения договора необходимо иметь максимально полную информацию о клиенте и его экономической деятельности. Этому способствует получение ответов на вопросы, перечисленные в информационной анкете. После принятия решения о заключении договора аудиторская фирма направляет в адрес клиента письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Приложением к договору является перечень сопутствующих аудиту услуг.

2.2 Организация и процедура проведения аудиторской проверки

Организация и методика является важным инструментом работы аудитора. Перед проведением аудиторской проверки необходимо составить в соответствии с планом аудита методику проведения предстоящей проверки в которой должны быть определены все контрольные точки процесса аудита.

Во время проведения аудита готовой продукции аудитор использует информацию по операциям, связанным с движением готовой продукции и товаров на основании отчетов производственных подразделений и отчетов о движении материальных ценностей со склада при журнальной форме учета в III разделе журнала №5, при журнально-ордерной форме учета в журналах - ордерах №3, №5, №6, а при использовании упрощенной формы бухгалтерского учета - в ведомостях.

При проверке баланса по готовой продукции внимание аудитора сосредоточивается на втором разделе актива на строке 130 «Готовая продукция» Затраты на производство готовой продукции согласно П(С) БУ 3 отражаются в форме 2 «Отчет о финансовых результатах» в строке 040 «Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)».

Таблица 2.2.1. Методика аудита выпуска и реализации готовой продукции

Составляющие методики аудиторской проверкиКонтрольные точки аудитаСебестоимость реализацииКоммерческие затратыОбъем выпущенной продукцииОбъем реализованной продукцииВыручка от реализацииА12345Цель аудитаПроверка достоверности и реальности произведенных расходов, целесообразности их списания в соответствии с методом учета затрат на производствоПроверка достоверности и реальности произведенных расходовПроверка достоверности объема выпущенной продукции и полноты ее оприходования на склад для оценки реальных запасов и прогнозов формирования финансовых результатовПроверка достоверности и полноты включения данных в объем реализованной продукции для формирования финансовых результатов в соответствии с методом их отражения на счетах бухг. учетаПроверки достоверности и полноты отражения средств на счетах бухгалтерского учета, полученных от реализации в определенный период времениИнформационная базаХозяйственные операции по счетам, группировочные ведомости данных, партионного паспортов, закупочные акты на сырье, плановые калькуляции по видам карточки аналитического учета производства, ведомости распределения; Главная книга.Акты приемки сырья, накладные о передаче готовой продукции с производства на склад, акты инвентаризации остатков готовой продукции, материальные отчетыХозяйственные операции по счетам, накопительные ведомости, расходные накладные склада готовой продукции и отдела маркетинга, товарно-транспортные накладные, пропуск на вывоз продукции, материальные отчеты о движении продукции в разрезе ассортимента, карточки складского учетаХозяйственные операции по счетам, приходные кассовые ордера, платежные требования-поручения, векселя, журналы-ордера, Главная книгаНаправления аудитаПодтверждающий, налоговый, запаснойПодтверждающий, налоговыйЗапаснойПодтверждающий, налоговый, запаснойПодтверждающий, налоговыйПриемы и процедурыДокументального исследования, нормативно-правового регулирования, расчетные, сравнения, сопоставления, контрольные замеры, автоматизированныеДокументального исследования, расчетные, аналитические, автоматизированныеДокументального исследования, расчетные, аналитические, автоматизированныеДокументального исследования, расчетные, аналитические, автоматизированныеДокументального исследования, расчетные, аналитические, автоматизированныеВозможные нарушенияИзлишне списаны расходы, нарушение нормативно-правового законодательства в части отнесения расходов на счета бухгалтерского учета, применение норм расходов не обоснованоИзлишне списаны расходы, нарушение нормативно-правового законодательства в части отнесения расходов на счета бухгалтерского учета, применение норм расходов не обоснованоНесвоевременное оприходование готовой продукцииСокрытие части реализованной продукции, неправильное отражение на счетах товарообменных операцийСокрытие части выручкиПринятие решений аудитораОтражено в заключении аудитора, расчеты приложены к рабочим документам

2.3 Рабочие и итоговые документы аудитора

Аудиторская проверка, будучи по существу документальной, обязывает сопровождать проверку обязательным документированием, т.е. отражать полученную информацию в рабочей документации аудита, к которой относятся:

планы и программы проведения аудита;

объяснения и заявления работников подразделения;

копии первичных документов подразделения, свидетельствующие о хозяйственных операциях, фотографии объектов, акты, справки, протоколы, инвентаризационные описи и другие документы, составленные совместно с работниками подразделения и других работников, привлеченным для участия в проверке, служащие доказательством записей в акте проверки;

регистры бухгалтерского учета;

результаты инвентаризаций;

бухгалтерская отчетность;

записи об изучении и оценке систем оперативного и складского учета, вопросники, схемы документооборота и другие;

производственно-финансовый анализ фактических показателей подразделения;

материалы, свидетельствующие о работе выполненную не аудитором, но под его контролем;

документы встречных проверок и объяснения лиц, не являющихся работниками данного подразделения;

копии бухгалтерской, оперативной внутрихозяйственной отчетности.

Перечень рабочей документации аудита, которая прикладывается к актам аудиторской проверки, определяет аудитор, проводящий проверку. Главное требование к этой документации - ее убедительность и весомость при представлении выводов и предложений, вытекающих из материалов проверки.

По результатам аудиторской проверки составляется отчетный документ, который может иметь различные формы - аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки. Отчет должен быть составлен на основе письменной информации аудитора, в которой должны содержаться сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях в учете и отчетности, а также выделяться те ошибки и исправления которые могут повлиять на достоверность отчетности со ссылками на законодательные и нормативные документы. Письменная информация заполняется в двух экземплярах, один из которых передается главному бухгалтеру и руководителю для ознакомления выявления возможных разногласий и урегулирования спорных положений, а другой используется для написания отчета, после чего он передается в архив. В письменной информации должны содержаться: Ф.И.О. аудитора или состав группы аудиторов, реквизиты, проверяемого подразделения, перечень должностных ответственных за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, период времени к которому относится проверенная документация, информация о методике проверки (какие направления бухгалтерского учета подлежали проверке, которая бухгалтерская документация была проверена сплошным методом, а какая выборочно, на основе каких принципов проводилась проверка), информация обо всех выявленных недостатках и нарушениях, информация о самых существенных нарушениях в учете, которые значительно искажают отчетность, рекомендации по улучшению налогового планирования с целью оптимизации налогообложения.

При последующих проверках должны быть даны анализ и оценка выполнения или исправления замечаний по фактам предыдущих проверок. Письменная информация подписывается всеми аудиторами, кто проводил проверку. На основании письменной информации составляется отчет.

Согласно аудиторскому стандарту аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.

Таблица 2.3.1. Структура содержания аудиторского отчета

НаименованиеВводная частьАналитическая частьИтоговая частьСодержаниеназвание документа, дату и место составления, основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей), проведение проверки, фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке, фамилии, имена и отчества должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения, период проверки, какие вопросы были подвергнуты документальной и фактической проверке.наименование подразделения, объекты аудита, изложение результатов проверки, общая оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерського учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухг. и оперативном учете, существенные нарушения конкретных норм.-правовых актов, арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений, фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежный и количественное выражение негативных последствий нарушений.содержит оценку аудитора производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения бухгалтерского учета, а также предложения по устранению выявленных нарушений, рекомендации подразделения по устранению недостатков до принятия решения по проверке должностным лицом, назначила проверку.

При изложении своего мнения аудитор должен соблюдать строгую объективности, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать обвинительные формулировки. Замечания о недостатках и нарушениях, полученные из устных или письменных заявлений отдельных лиц, в отчет включать нельзя. Каждый отраженный в нем факт должен быть всесторонне проверен аудитором. Если руководитель подразделения или другое должностное лицо подразделения имеет возражения или замечания по материалам проведенной проверки, она должна подписать документ о проверке и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. В тех случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные документы, направляемые руководителям, назначившего проверку, с последующим включением их в общий документ о проверке.

Промежуточные отчетные документы аудитора составляются непосредственно в ходе аудиторской проверки на тех участках работы предприятия, где вскрыты наиболее значимые нарушения, требующие немедленного принятия мер.

3. Проблемы и перспективы аудита готовой продукции

«Учебно-опытный племенной птицеводческий завод им. Фрунзе» является государственным предприятием, входящим в состав Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (с 20 мая 2004 г.). Предприятие многоотраслевое. Основная отрасль - племенное птицеводство.

Датой основания совхоза им. Фрунзе считается 17 марта 1929 года.

В 1959 году на базе совхоза им. Фрунзе организован Племенной птицеводческий завод. Предприятие включено в состав НАУ по Распоряжению Кабинета Министров Украины от 31.03.2004 г. №201-р. и является полным правонаследником Государственного племенного птицеводческого завода им. Фрунзе согласно общего Приказа от 20.05.2004 г. №172/245 Министерства аграрной политики Украины и Национального аграрного университета.

Правильная организация учетной работы - основа организации бухгалтерского учета. Организация бухгалтерского учета состоит из ряда элементов: организационной структуры учетного процесса и распределения служебных обязанностей в бухгалтерии, системы документирования операций при помощи соответствующих форм первичного учета документооборота в сочетании с автоматизированной обработкой и составление регистров синтетического учета, организацией хранения бухгалтерской документации и финансовой отчетности.

Учет в ГП «УОППЗ им. Фрунзе» НАУ ведется на основании Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций.

Приложением к Приказу об учетной политике предприятия является Рабочий План счетов, который составляется руководителем учетной службы на основании Плана счетов утвержденного МинФином, с учетом специфики работы предприятия.

В Рабочем плане счетов используются и забалансовые счета, которые раскрывают информацию о состоянии и движении имущества, не принадлежащего предприятию, но находящегося в его временном пользовании или распоряжении.

Бухгалтерский учет ведется непрерывно в ГП «УОППЗ им. Фрунзе» НАУ со дня регистрации.

Учетная работа «УОППЗ им. Фрунзе» НАУ построена по принципу полной централизации. Организация бухгалтерской службы на предприятии включает права и обязанности учетных работников. Например, в права и обязанности главного бухгалтера входит:

ответственность за соблюдением общих методологических принципов бухгалтерского учета;

обеспечение контроля и отражения на счетах бухгалтерского учета всех факторов хозяйственной деятельности;

предоставление оперативной информации;

составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;

проведение совместно с экономистом анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью получение конкретных показателей.

У каждого бухгалтера есть свои права и обязанности, которые установлены и зарегистрированы в должностных инструкциях. Обязанности распределены в зависимости от занимаемой должности и образования бухгалтера.

В ГП «УО ППЗ им. Фрунзе» НАУ создана компьютерная база, все объекты учета автоматизированы, что значительно облегчает работу бухгалтеров. На балансе предприятия находятся 32 компьютера: Pentium I, II - 6, Celeron 2.4, 2.6 - 6 Pentium Car2DuO - 20. В хозяйстве используется программа «1С: Предприятие 7.7» и частично «1С: Предприятие 8.1». Программа отрегулирована и налажена в соответствии со специализацией хозяйства, причем отрегулирован как синтетический учет, так и аналитический. Учет в программе ведется по отделениям хозяйства. В ГП «УО ППЗ им. Фрунзе» НАУ налажена локальная сеть, в которой находятся все 32 компьютера

Так как учет в ГП «УОППЗ им. Фрунзе» НАУ автоматизирован, все бухгалтера, в т. ч. и кассир, вводят данные на основании первичных документов, затем бухгалтера обрабатывают информацию на компьютере и получают отчеты, которые далее сверяют с отчетами, составленными материально ответственными лицами (учетчиком животноводческой фермы, заведующим складом, заведующим столовой и прочее). После сверки отчетов каждый бухгалтер по своим счетам, который он ведет, выводит Оборотно - сальдовые ведомости по счетам. На основании Оборотно-сальдовых ведомостей заполняется автоматически Главная книга и итогом машина выдает баланс за отчетный период.

Выводы

Развитие производительных сил и производственных отношений в различных общественно-экономических формациях обусловливает необходимость совершенствования функций управления процессом производства, в том числе и контроля экономики. Контроль как функция управления подчинен решению задач системы управления. Поэтому назначение контроля соответствует цели управления, которая определяется экономическими и политическими закономерностями развития данной формации. Функции контроля определяются действиями экономических законов и целью общества, интересы которого он защищает.

Задачи экономического контроля в обществе состоит в укреплении форм собственности, содействии производству конкурентоспособной продукции для реализации на мировом и внутреннем рынках.

Переход экономики на рыночные отношения связан с расширением прав предпринимателей, демократизацией управления, использованием экономических стимулов, направленных на повышение эффективности труда и его оценки по экономическим результатам. В связи с этим определяется новое направление развития экономического контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий - независимый аудиторский контроль.

Закономерность возникновения аудиторского контроля в Украине обусловлена проведением приватизации государственного имущества, управление которым проводил владелец административными методами, используя для этого различные государственные структуры. Создание совместных предприятий с иностранным капиталом, арендных, коммерческих, частных и других субъектов предпринимательской деятельности с разными формами собственности и хозяйствования, руководствуясь законами Украины о собственности и предпринимательской деятельности, владелец приобрел право выбрать независимый контроль своей финансово-хозяйственной деятельности. Такое право владельца закреплено Законом Украины об аудиторской деятельности, который предусматривает организационное и методическое обеспечение выполнения контрольных функций - аудита на договорных началах с владельцем, предусматривает ответственность сторон за объективную, беспристрастную проверку финансовой деятельности предприятия, отражение результатов ее в публичной отчетности и правильность расчетов с государством по уплате налогов, начисления дивидендов акционерам и другим обладателям ценных бумаг.

Повышение эффективности аудита невозможно без использования компьютерной техники. Говоря о совершенствовании системы экономического контроля в целом, я имею в виду, что контроль является единственной функцией управления, оценивает надежность системы сбора, хранения и переработки производственно-финансовой информации хозяйственных единиц.

Любой пользователь информацией (например, бухгалтер), несмотря на то, техническая это информация, экономическая, самостоятельно или через посредников (независимых аудиторов) проводит некоторые операции по ее оценке с соответствующим ему степенью достоверности. Круг таких пользователей достаточно широк: от аппарата управления хозяйственной единицы к акционерам, от владельцев к представителям государственной власти. По природе своей деятельности все они занимаются деятельностью, связанной с оценкой информации о ходе хозяйственных процессов на предприятиях или о выполнении государственных программ социально-экономического развития.

Поэтому под системой экономического контроля понимается комплекс социально-экономических институтов, которые в своей деятельности методы и технику, позволяющие оценить степень достоверности информации, которая их интересует, и надежность источника этой информации. Поэтому такие словосочетания, как «учет и контроль», «ревизия и контроль», «контроль и анализ хозяйственной деятельности», «контроль эффективности программ социально-экономического развития» означают, что в процессе функционирования бухгалтерского учета, исследования деятельности предприятия, анализа хозяйственной деятельности или оценке эффективности выполнения государственных и местных социально-экономических программ всегда проводится работа по установке степени достоверности информации, которая используется.

Вторым аспектом, который реализуется через систему контроля, является прием мер по стимулированию информационных систем ревизионных единиц до качественного выполнения работы. Эта функция контроля, как правило, реализуется через органы исполнительной власти, а на высшем уровне управления - и через законодательные. Необходимость этой функции вызвана возможностью осуществить тотальный контроль - охватить проверкой всех налогоплательщиков и все хозяйственные единицы. По этой же причине во многих странах основная доля контроля бухгалтерской информации и формальной законности финансовых операций возлагается на внутрихозяйственный контроль, в то же время специализированные контрольные ведомства проверяют действенность системы внутреннего контроля.

В работе разработана методика проведения аудита готовой продукции, показана последовательность аудита.

Список литературы

аудит продукция проверка документ

1.Закон України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» від 16.07.99 р. №996-ХІV

2.Закон України «Про аудиторську діяльність» від 22.04.1993 р., №№3126-XII [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">3.Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 9 «Запасы» утверждённое приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. №246 с изменениями и дополнениями.

4.Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 15 «Доходы» утверждённое приказом Министерства финансов Украины от 30.01.2000 г. №290

5.Організація і методика проведення аудиту: Навчально-практичний посібник / В.В. Сопко, Н.І. Верхоглядова, В.П. Шило та ін. - К.: ВД «Професіонал», 2004. - 624 с.

Похожие работы на - Аудит готовой продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!