Изнашивание деталей в двигателях внутреннего сгорания
Введение
В процессе эксплуатации механизмов их отдельные сборочные
единицы (узлы трения) изнашиваются, т.е. теряют свои первоначальные свойства.
Изнашивание происходит в результате механических воздействий при трении двух
соприкасающихся поверхностей, например, в шестеренных передачах зубьев шестерен
(трение зуб о зуб), в червячных передачах - поверхности червяка и червячного
колеса, в подшипниковых соединениях - цапфы и втулки (подшипники скольжения).
Все трущиеся детали механизмов в соединениях имеют мельчайшие
неровности, высота которых зависит от шероховатости поверхности. Высота этих
неровностей достигает 6-10 мкм. Трущиеся поверхности изнашиваются вследствие
соприкосновения этих неровностей. Интенсивность изнашивания трущихся
поверхностей зависит также от свойств смазочного материала и степени
герметизации соединений сборочных единиц.
При попадании на трущиеся поверхности абразивных веществ,
например, песка, металлической стружки, механическое изнашивание прогрессирует,
что вызывает увеличение зазора между трущимися поверхностями и в результате
этого ударные нагрузки на них.
Большинство механизмов и элементов в процессе работы
испытывает переменные нагрузки. Такие нагрузки со временем снижают прочность
тех элементов, на которые они действуют. Изнашивание поверхности трения или
отдельных ее участков в результате повторного деформирования микрообъемов
материала, приводящего к возникновению трещин и отделению частиц, называется
усталостным изнашиванием. Усталостное изнашивание приводит к выкрашиванию трущихся
поверхностей деталей, к появлению трещин в материале. Интенсивность
усталостного изнашивания зависит от величины нагрузки, частоты циклов
нагружения, формы нагружаемого элемента и места приложения нагрузки к элементу.
изнашивание деталь форма поверхность
В шарнирных и трущихся соединениях могут наблюдаться
комбинации механического и усталостного изнашивания. Механическое и усталостное
изнашивание неустранимы, однако профилактические меры, предусмотренные системой
планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, способствуют
резкому снижению обоих видов изнашивания. Усталостное изнашивание - это процесс
разрушение поверхностей деталей от внутренних напряжений, пластических
деформаций, усталостных явлений, возникающих при больших давлениях и нагрузках.
При этом изнашивании на поверхности трения образуются микротрещины, трещины,
единичные и групповые впадины. Примером такого изнашивания может служить
выкрашивание поверхностей зубьев, рабочих дорожек ходовых колес, образование
ямок на рабочих канавках обойм шариковых и роликовых подшипников, поломка шеек
валов.
Интенсивность усталостного изнашивания зависит от величины
нагрузки, ее длительности и количества изменений направления этой нагрузки.
Усталостное изнашивание не зависит от смазки, но зависит от чистоты обработки и
главным образом от конфигурации детали.
Описание
условий эксплуатации узла
ДВС - двигатель внутреннего сгорания, является одним из самых
распространенных двигателей. Его устанавливают на автомобили, корабли, трактора
и т.д. Существует два вида двигателей внутреннего сгорания - бензиновые и
дизельные.
Бензиновые ДВС работают на жидком горючем (бензине, керосине
и т.п.) или на горючем газе (сохраняемом в сжатом виде в стальных баллонах).
Основная часть ДВС - один или несколько цилиндров, внутри которых происходит
сжигание топлива. Отсюда и название двигателя. Наибольшее распространение
получил четырёхтактный двигатель.
Дизельные ДВС - другой тип двигателей внутреннего сгорания.
Воспламенение в его цилиндрах происходит при впрыскивании топлива в воздух,
предварительно, сжатый поршнем и, следовательно, нагретый до высокой
температуры. Этим он отличается от бензинового топлива внутреннего сгорания, в
котором используется особое устройство для воспламенения топлива (свеча).
В данной расчётно-графической работе для исследования были
выбраны подшипники качения коленчатого вала, двигателя внутреннего сгорания
(ДВС).
Для того чтобы понять как изнашивается данный узел трения нам
необходимо установить в каких условиях работает данная пара трения и какие виды
изнашивания происходят при этом. Срок службы подшипников качения зависит от
условий производства, хранения подшипников, обслуживания, установки, нагрузки и
условий работы.
В подшипниках качения будет действовать усталостное
изнашивание, т.к. действуют большие знакопеременные нагрузки и вал вращается с
большой частотой. Данный узел может работать с использованием смазки. В
подшипники вместе со смазкой могут попадать различные инородные абразивные
частицы которые будут ускорять процесс износа, вследствие этого будет
реализоваться абразивное изнашивания.
При вступлении металла в химическую реакцию с окислителями
окружающей среды, смазочным материалом или присадками смазочных масел
содержащих коррозионно-активные вещества, будет происходить окисление металла,
что вызовет окислительное изнашивание. Вибрация так же будет ускорять процесс
изнашивания.
Схема контакта деталей
Подшипниковый узел составного коленчатого вала:
- подшипники скольжения;
- шатун;
- шатунная шейка;
- коренная шейка;
- противовес.
Описание
видов изнашивания и формы поверхностей деталей после изнашивания
Подшипник качения является стандартным узлом трения,
применяемым во многих агрегатах транспортных средств. Это обуславливается
высокой универсальностью данного сопряжения, способностью воспринимать
значительные осевые и радиальные нагрузки при высоких скоростях вращения,
низкими энергетическими потерями при его работе. В подшипниках качения может
применятся смазка твёрдыми, жидкими и пластичными смазочными материалами.
Различные условия эксплуатации опор качения стали причиной создания большого
количества конструкционных видов подшипников.
Основными видами изнашивания подшипников качения, как
правило, является: усталостное разрушение (в виде питтинга), адгезионное,
абразивное, коррозионно-механическое изнашивания.
Одной из наиболее распространённых причин выхода из строя
подшипника является контактная усталость в виде питтинга поверхностей беговых
дорожек внутреннего и внешнего колец и тел качения. Изначально под воздействием
многократных знакопеременных деформаций происходит образование дефектов чаще
всего в области проскальзывания. С течением времени концентрация и размеры
дефектов растут и происходит их слияние и образование микротрещин. При
увеличении нагрузки микротрещины объединяются и происходит выкрашивание
материала (питтинг). Рис.1.
Рис.1. Выкрашивание материала (питтинг)
При работе подшипника без смазки при высоких режимах нагружения
в зоне его контакта будет возникать высокие температуры, которые являются
причиной адгезионного изнашивания. Это изнашивание будет характеризоваться тем,
что на поверхности трения будут появляться углубления произвольной формы в зоне
наибольших давлений. Рис.2.
Рис.2. Адгезионное изнашивание
Малые абразивные частицы, например продукты изнашивания
металлов, проникающие в подшипник, приводят к повреждению дорожек качения, тел
качения и сепаратора. Поверхность качения становится матовой, в зависимости от
размера и типа абразивных частиц. По мере изнашивания дорожек качения и
сепаратора количество абразивных частиц возрастает. Этот процесс
распространяется всё шире, до тех пор, пока детали подшипника ни изнашиваются
настолько, что он становится непригодным к работе. Абразивные частицы проникают
в подшипник извне, если уплотнения не соответствуют условиям работы. Частицы
могут попадать в подшипники вместе с загрязнённой пластичной смазкой или во
время сборки подшипникового узла. Рис.3.
Рис.3. Абразивный износ
Задиры на поверхности являются следствием абразивного износа
и проявляются в виде глубоких царапин на дорожках и телах качения. Отдельные
задиры поверхности создают точки концентрации напряжения, в которых возможно
проявление усталостных явлений. Задиры поверхности вызываются относительно
большими частицами материала, которые попадают в подшипник и двигаются по
дорожкам при движении тел качения. Для устранения задирав нужно использовать
хорошие уплотнения и чистую смазку подшипника. Рис.4.
Рис.4. Задиры поверхности дорожек и тел качения в виде
глубоких царапин
Окислительное изнашивание осуществляется когда металл
вступает в химическую реакцию с окислителями окружающей среды или смазочного
материала. Использование присадок содержащих соединения хлора, фосфора, серы и
др. будет вызывать химическую реакцию. Металл будет вступать во взаимодействие
при котором будет происходить его окисление, формирование модифицированного
слоя и его усталостное разрушение. Рис.5.
Рис.5. Окислительное изнашивание
Форма
изношенной поверхности
На рисунке представлена работа подшипника при плохой смазке.
В процессе работы микровыступы поверхности сталкиваются друг с другом, что
приводит к возникновению на поверхности напряжений сдвига. Вследствие усталости
материала появляются небольшие трещины, приводящие впоследствии к
микрорастрескиванию.
Вывод
В данной расчётно-графической работе был выбран и исследован
узел трения подшипники качения. Определили каким виды изнашивания он
подвергаются в процессе работы. Главными причинами изнашивания, на мой взгляд,
является усталостное разрушение т.к. под воздействием больших знакопеременные
нагрузки металл быстро разрушается. Наличие абразивных частиц так же негативно
сказывается в процессе работы. На поверхностях образуются царапины, канавки и
углубления. Для недопущения попадания частиц в зону контакта требуется
соблюдать "стерильные" условия и применять хорошие уплотнения и
чистую смазку подшипника. Не применять присадки смазывающих масел которые могут
содержать коррозионно-активные вещества (соединения хлора, фтора, серы). Для
избежание быстрого износа подшипники изготавливают из стали с добавлением хрома
(хром повышает твёрдость и износостойкость стали и обеспечивает необходимую
прокаливаемость). Износостойкость может достигаться и таким образом: одну
деталь (например, вал) выполняют из материала высокой твердости, а другую
(подшипник скольжения) - из мягкого антифрикционного (бронзы, баббита,
металлокерамики и др.), в зависимости от условий эксплуатации и требований,
предъявляемых к деталям, выбирают материал для изготовления подшипников.
Список литературы
1. Богданович
П.Н., Прушак В.Я. "Трение и износ в машинах" Учеб. Для вузов. - Мн.:
Выш. Шк., 1999. - 374 с.
2. Крагельский
И.В. "Узлы трения машин. Справочник." М.: Машиностроение, 1984. - 280
с.
. Журнал
"Трение и износ"
. Двигатели
внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных
двигателей: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова.
3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1980.
. Двигатели
внутреннего сгорания / Под ред. д-ра техн. наук проф.В.Н. Луканина. М.: Высш.
школа, 1985.