Тема болезни и безумия в творчестве А.П. Чехова

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,52 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тема болезни и безумия в творчестве А.П. Чехова













Тема болезни и безумия в творчестве А.П. Чехова

Содержание

Введение

Болезнь тела в произведениях А.П. Чехова

Душевная болезнь в произведениях А.П. Чехова

Заключение

Список использованной литературы

Введение

А.П. Чехов был не только классиком мировой литературы, но и врачом. Его практическая врачебная работа, земская и разносторонняя общественная деятельность нашли свое отражение в ряде работ (Ашурков Е.Д., Виноградова К.М., Гейзер И.М. и другие). Однако недостаточно изучен вопрос о применении Чеховым в художественном творчестве его научно-медицинских познаний. Эти познания Чехов получил не только в студенческие годы. Свой научный метод писатель создал в результате углубленного изучения трудов Ч. Дарвина, И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, С.П. Боткина и других классиков биологической и медицинской науки.

Естественнонаучные познания выработали в писателе материалиста, выступавшего не протяжении всей своей творческой жизни против идеалистических и лженаучных тенденций в искусстве и науке. А.П. Чехов в своих произведениях дал научно оправданное отображение психических и телесных страданий человека, что органически сливалось с идейным и художественным замыслом писателя. Писатель-врач сумел с исключительным реализмом нарисовать внутренний мир тяжелобольного и вскрыть связь между мировоззрением больного и восприятием им своего болезненного состояния.

В своих письмах и высказываниях Чехов неоднократно выдвигал мысль, что писатель, знающий естественные науки, имеет ряд преимуществ перед тем писателем, для которого эта отрасль человеческих знаний закрыта. Материалистическое мышление писателя и естественно-исторический подход к действительности позволяли Чехову относиться критически к различным вопросам биологических наук, психологии и медицины. Научный метод Чехова постоянно совершенствовался под влиянием материалистических идей И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева, И.И. Мечникова и ряда других ученых-материалистов, великих современников Дарвина.

Чехов во множестве своих рассказов и повестей изображает больных, однако болезнь человека была лишь сюжетным фоном, на котором писатель развивал нужную ему мысль. "Лично для себя я держусь такого правила, - писал он, - изображаю больных лишь постольку, поскольку они являются характерами, или поскольку они картинны. Болезнями же я боюсь запугивать… Предоставьте нам, лекарям, - шутливо пишет Чехов Шавровой, - изображать калек и черных монахов". Вопрос тут, конечно, не в "лекарях". Ведь образы чеховских больных созданы не пишущим врачом, а замечательным художником, знающим медицинскую науку.

"Не сомневаюсь, - писал он в своей краткой автобиографии, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями… они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок. Знакомство с естественными науками, с научным методом всегда держало меня настороже, и я старался, где было возможно, соображаться с научными данными, а где невозможно - предпочитал не писать вовсе…".

Произведения Чехова гениальны потому, что они создавались большим художником и врачом, изучившим в совершенстве характер и поведение человека в условиях общественной жизни.

Целью данной работы является анализ темы болезни и безумия в творчестве Чехова. Для наиболее полного раскрытия темы работа поделена на две главы, первая из которых содержит анализ изображения Чеховым телесных болезней в своих произведениях. Вторая глава рассматривает психические, душевные болезни в творчестве Чехова.

Болезнь тела в произведениях А.П. Чехова

Чехов стал заниматься врачебной практикой еще до окончания университета. Работал он в усадьбе Чикино, близ Воскресенска. Работа в Подмосковье позволила писателю познакомиться с условиями врачебной сельской работы, узнать быт крестьян и сделать много зарисовок с натуры. Медицинское образование и врачебная практика позволяли Чехову расширить круг своих наблюдений и брать из того, что он видел, самое необходимое для своего литературного творчества.

В повести "Скучная история" Чехов с предельной образностью и научной правдой описал "грудную жабу" у героя повести. Болезнь вошла как бы органически в сюжетную канву произведения. Писателем показана взаимосвязь между личностью человека и болезнью. Для того, чтобы написать "Скучную историю", нужно было глубоко знать то заболевание, которое известно под именем "грудной жабы". Острая болезнь, быстро нарастающая и столь же быстро затихающая, обычно не требует от человека особого напряжения воли для борьбы с ней. Психическая сфера не претерпевает при этом резких изменений, а если такие изменения и происходят, то связаны они с воздействием на мозг болезнетворного начала. С обратным развитием болезни психическая деятельность человека приходит к норме.

Хронические болезни, которые на долгие годы "стесняют в своей свободе жизнь человека", в определенной мере влияют на его психику. К таким болезням относятся сердечные страдания, туберкулез, рак и ряд других тяжелых хронических заболеваний.

Между психическими и телесными (соматическими) болезнями, о которых речь идет в настоящей главе, разница заключается в том, что психический больной чаще всего не понимает того, что он болен, а страдающий внутренним заболеванием ясно ощущает свою болезнь и, следовательно, реагирует на нее. Описывая характер своих больных героев, Чехов обычно рассматривает два вопроса - как телесная болезнь влияет на психику и как психика воздействует на развитие телесного заболевания.

Когда начинается болезнь, то еще задолго до появления боли, одышки или других несомненных признаков болезни, начинают ощущаться какие-то явления общего порядка, то ли чувство необъяснимой тоски, то ли безразличие к окружающему. Человек в этот период заболевания начинает как бы приглядываться, прислушиваться к своему внутреннему, телесному миру.

"Память моя ослабела, - замечает заслуженный профессор Николай Степанович ("Скучная история"), - в мыслях недостаточно последовательности… От бессонницы и вследствие напряженной борьбы с возрастающею слабостью со мной происходит нечто странное…". Все это неопределенные ощущения, которые могут быть присущи различным заболеваниям, но они несомненно указывают на телесное неблагополучие.

Чем неожиданнее появилась болезнь, тем более сильным оказывается ответ на нее психики заболевшего. Но когда диагноз заболевания становится ясным врачу, приходится решать вопрос - можно ли поставить больного в известность о его заболевании, или диагноз следует скрыть.

Осознав свою болезнь, человек начинает переживать свое отношение к ней. На переживание человеком болезни накладывают отпечаток его интеллектуальный уровень, свойство его ума, его интересы и волевые качества. Решающими же факторами, от которых зависит переживание человеком болезни, является его мировоззрение, взгляды и убеждения, сформировавшиеся до развития болезни.

Свои знания болезней сердца и наблюдения над больными Чехов тонко вплетал в художественную основу написанных им произведений. В одном случае он изображал профессора, страдающего грудной жабой ("Скучная история"), в другом - помещика, больного пороком сердца ("Расстройство компенсации"), в третьем - дочь фабриканта, больную "неврозом сердца" ("Случай из практики") и так далее.

Наблюдения над умирающим братом, быть может, мысль о собственной болезни, умение художника и врача перевоплощаться в своего "пациента" - все это помогло Чехову с жесткой правдивостью нарисовать в "Скучной истории" внутренний мир человека без "общей идеи", который ожидает свою смерть. В подзаголовке "Скучной истории" стоит: "Из записок старого человека". В числе друзей героя повести - врача, заслуженного профессора Николая Степановича, были Кавелин, Пирогов и Некрасов.

Для того, чтобы подчеркнуть тему страданий мыслящего человека, Чехов делает своего героя известным ученым, профессором медицины. Николай Степанович - материалист. Но быть материалистом, любить науку и не верить в загробный мир не достаточно, доказывает Чехов в своем произведении. Ученый ошибается, думая, что только наукой "человек победит природу и себя". Он сам понимает, что вера эта, быть может наивна и несправедлива в своем основании, но победить в себе этой веры он не может.

Чтобы победить "природу и себя", то есть стать большим хозяином жизни, человек должен иметь "общую идею". "Судьбы костного мозга" не должны его интересовать больше, чем "конечная цель мироздания".

Чехов описывает переживания больного с необычайной яркостью. Научные данные подтверждают, что нервное возбуждение и беспричинная подавленность являются одними из несомненных признаков этого заболевания. Страх смерти, о котором пишет в своих записках Николай Степанович, один из обязательных и ужасных симптомов этого страдания.

Чеховский Николай Степанович во время самых тяжелых припадков болезни не хотел звать семью, боясь быть в тягость близким.

болезнь безумие творчество чехов

Трудно умирает профессор. У него безотчетный, животный ужас, и он никак не может понять, отчего ему страшно: оттого ли, что хочется жить, или оттого, что его ждет новая, еще не изведанная боль. При отсутствии общей идеи достаточно серьезного недуга, страха смерти, влияния обстоятельств и людей, чтобы все то, что человек прежде считал своим мировоззрением и в чем видел смысл и радость своей жизни, перевернулось бы вверх дном и разлетелось в клочья. Эту свою мысль, высказанную профессором, писатель выразил и в "Рассказе неизвестного человека" и других своих произведениях. Николай Степанович - это олицетворение настоящей, беззаветной любви к науке. Но любить одну науку недостаточно. Для того, чтобы победить природу и создать для человечества счастливую жизнь, необходимо могучее воздействие социальных идей, общих идей, как называл их Чехов. Человек должен служить не только науке, но и этим идеям. Работать для науки и для общих идей - это-то и есть личное счастье. Так считал великий писатель.

"Скучная история" - это произведение, в котором впервые с особенной последовательностью проявилось материалистическое мировоззрение Чехова. Писатель и врач, он любил отечественную науку и глубоко знал творческую деятельность тех русских ученых, которые создавали эту науку.

В рассказе "Черный монах", о котором речь пойдет позже, психическая болезнь магистра Коврина явилась результатом его неудовлетворенного стремления к величию. Доведенные болезнью до предела, отрицательные стороны его характера разрушили его семью. Психическая же болезнь вызвала у самого Коврина чахотку. Может быть, тяжелая болезнь, чахотка, развившаяся у Коврина, уже имевшего самостоятельную кафедру, заставила его пристальнее приглядеться к своему "я". Он сам теперь понимал, что он посредственность и мирился с этим сознанием. Уже перед самой смертью он понял, что был несправедлив и жесток к людям, любившим его, что он вымещал на них свою душевную пустоту, скуку, одиночество и недовольство жизнью.

В жизни каждого больного наступает такой момент, когда впервые до его сознания доходит мысль, что он болен. Это необычайно страшный миг в жизни человека, заболевшего тяжелой и хронической болезнью. Врачи, изучавшие психику больных, отмечают, что осознание болезни человеком еще не означает правильной оценки им своего состояния. Эта оценка часто не соответствует действительности - она преувеличивается или преуменьшается. Характерно, что это часто даже не зависит от степени осведомленности больного в медицине или от его общего культурного уровня. Известно, что и очень крупные медики, сами заболевая, редко правильно ориентировались в своем болезненном состоянии. Эту особенность больных хорошо знал Чехов.

В литературе есть много попыток углубиться в изучение психики туберкулезных больных. Зарубежные ученые, исследуя творчество известных писателей и художников, страдавших туберкулезом, считали, что пессимистический тон творчества некоторых из них зависел от их заболевания. Нет сомнения, что болезнь, и в особенности туберкулез, физически истощающий человека, влияет в определенной степени и на его психическую сферу. Даже от больших людей нельзя требовать, чтобы в те минуты и часы, когда они очень страдают, - они были веселы и заставляли улыбаться других. Однако истинное творчество отражает прежде всего идеи художника, а не его физическое состояние.

А.П. Чехов в своих произведениях показал, что нет психологии больного. Поведение разных людей в разные периоды болезни разное. Психические особенности человека, воспитанные средой в процессе формирования его характера, под влиянием болезни могут стать более яркими, выпуклыми, но создать черты характера, которых до того не было, болезнь не может.

Надо сказать, что не только болезнь может влиять на психику человека, но и психические, моральные переживания в значительной мере отражаются на развитии телесного страдания у человека. Это в особой мере сказывается на развитии туберкулеза.

Слова протеста, впервые гневно прозвучавшие в творчестве Чехова, высказал умирающий от туберкулеза Павел Иванович в рассказе "Гусев". Его болезнь - это результат неравной борьбы с людской подлостью и неправдой, против которых он протестовал всю жизнь. Павел Иванович задыхается в душном пароходном помещении третьего класса. От кашля, духоты и от своей болезни он изнемог, тяжело дышит и шевелить высохшими губами. Он не замечает своей болезни, а думает о тех людях, которые окружают его. Больной спит сидя, так как в лежачем положении он задыхается. Лицо у него серое, нос длинный, острый, глаза, оттого что он страшно исхудал, громадные. Но умирающий не хочет смириться. Он произносит гневные слова протеста. Павел Иванович верит в то, что он непобедим, никакая инквизиция не может заставить его замолчать. "Отрежь мне язык, - говорит умирающий, - буду протестовать мимикой, замуравь меня в погреб - буду кричать оттуда так, что за версту будет слышно, или уморю себя голодом, чтоб на их черной совести одним пудом было больше".

Бунтарь мечтает возвратиться в Россию для того, чтобы призвать литераторов: оставьте на время свои гнусные сюжеты насчет бабьих амуров и красот природы и обличайте двуногую мразь… мразь, сгноившую в тюрьмах миллионы людей. Он умирает первым. А тот, кого он жалел и кого призывал к протесту, умирает вторым.

В повести "Моя жизнь" Чеховым изображена болеющая туберкулезом женщина. В среде глупых, жестоких, нечестных людей провинциального города живут брат и сестра, забитые самодуром отцом и придавленные всем серым укладом жизни этого города. И брат и сестра пытаются протестовать. Но "протест" брата заключается в толстовском "опрощении". Сестра же, "протестуя", становится любовницей женатого врача. В результате "протестов" герой повести превращается в городского юродивого и нагоняет на детей скуку своими бесполезными наставлениями, а сестра, под влиянием постоянных душевных переживаний, заболевает чахоткой. Два следствия одной и той же причины.

Болезнь сестры протекает при постоянных психических травмах. Тупой мясник прогоняет брата и больную сестру из своего дома потому, что она забеременела от женатого человека. Брат зарабатывает деньги, работая маляром и едва может прокормить себя и сестру. В рассказе пересекаются пути слабой, забитой женщины и самодовольного эгоиста врача. Смертельно больная, она не думает о будущем, она говорит любимому человеку - пусть он уезжает из города, пусть бросит ее, лишь бы он сам был счастлив. А этот человек, приходя к ней, не находит ласковых слов, чтобы ее успокоить.

Больная женщина умерла так же тихо, как и жила. А писателю в этот период его творчества уже чужд был такой протест. Ему близки слова Кости Кошевого из другого произведения ("Три года"). В гнетущей обстановке тогдашней России нужна не толстовская проповедь… тут нужны другие способы борьбы.

Чехов знал, что такие модные в свое время болезни, как неврастения, сплин, бессонница, которые не имели под собою каких-либо органических оснований, а являлись только диагнозами несуществующих заболеваний, были привилегией имущих классов. Очевидно, такой "социально-экономо-психологической болезнью" болел "сухарь, ученая вобла" профессор Серебряков ("Дядя Ваня"). Этот профессор замечателен был тем, что он 25 лет читал в университете об искусстве, ничего в искусстве не понимая. Болезнь Серебрякова владеет всем его сознанием, а сам он, ничтожество в науке, стремится быть центром, вокруг которого должна вертеться вся жизнь.

Серебряков измучил своим вечным нытьем жену Елену Андреевну, дочь Соню и дядю Ваню, преданного семье человека. Сухой эгоист, он хочет разрушить созданный творческим трудом дяди Вани уголок и выбросить близких ему людей на улицу.

Револьверный выстрел доведенного до аффекта дяди Вани заставляет профессора забыть обо всех его настоящих и мнимых болезнях и о задуманном им бесчестном деле.

В медицине известно, что безрезультатность лечения у некоторых больных обусловливается тем, что болезнь у них является не главным и не основным, а второстепенным; главное же скрыто где-то позади болезни. В жизни Серебрякова главное - это ее пустота и снедавший его эгоизм. Такие люди, как Серебряков, понимают, что они противны окружающим и поэтому чувствуют себя несчастными и "уходят в болезнь", ищут выход в несуществующей грудной жабе, неврастении, подагре.

В рассказе "Случай из практики" крупный московский профессор, в котором, очевидно, подразумевался Захарьин, был приглашен в провинцию к дочери владелице фабрики Ляликовой. Поехал не профессор, а ординатор. Мысли ординатора - это мысли Чехова. Чехов ведь не раз выезжал из своего Мелихова к больным в деревни и на фабрики Серпуховского уезда.

Дочь фабрикантки Ляликовой давно уже болела и лечилась у разных докторов, а в последнюю ночь, с вечера до утра, у нее было такое сердцебиение, что боялись, как бы она не умерла.

Ординатор осмотрел ее, и болезни сердца не нашел. Но ночью он особенно остро почувствовал, что на этой фабрике все живут, словно в тюрьме. Грубая сила давила не только на рабов, заполнявших пять корпусов фабрики, но и на тех, кто пользовался рабским трудом.

Врач понял, что причина страданий девушки - та же сила, которая угнетает всех, кто с ней соприкасается. Теперь он видел перед собой уже не дочь фабрикантки, а больную с мягким, страдальческим выражением лица, которое было разумно и трогательно.

В своем последнем произведении "Невеста" Чехов рисует измененного болезнью, очень худого, с большими глазами, с длинными худыми пальцами, бородатого и все-таки красивого человека. Но это не сломленный болезью неудачливый революционер, не тяжелый неврастеник, это - глашатай прекрасного будущего, такой же больной, как создавший этот образ писатель. Он убеждает героиню рассказа Надю уйти от пошлого жениха, сытой обывательщины, от мещанского счастья. Надя "перевернула свою жизнь" и устремилась к активной борьбе, а Саша тихо ушел из жизни. "Прощай, милый Саша!" - думала девушка, и впереди ей рисовалась жизнь новая, широкая, просторная…

Имя Чехова, всегда призывавшего людей к новой, широкой жизни, имя писателя, сочетавшего в себе нежную любовь к правде и острую ненависть ко лжи, насилию и пошлости, имя гуманиста, понимавшего страдания больного человека и бесконечно страдавшего всю свою жизнь, дорого людям как символ борьбы за человеческое счастье.

Душевная болезнь в произведениях А.П. Чехова

Известно, что Чехов уже в начале своей литературной деятельности уделял много внимания психиатрии. Она, очевидно, потому привлекала писателя, что из всех медицинских наук она наиболее приближала врача к вопросам психологии и философии.

Чехов неоднократно говорил о своем большом интересе ко всему, что касается психической деятельности человека. В беседе с писателем П.И. Ясинским Чехов заметил, что его крайне интересуют всякие уклоны так называемой души. Свои знания из области психиатрии писатель черпал не только в специальных трудах, но и в наблюдении над больными. Он считал, что для того, чтобы изобразить болезнь, надо быть эрудированным в этой области человеком, но изображение страдания, в частности психических пациентов, не может быть самоцелью писателя. Больной может быть выведен в литературном произведении, если, по словам Чехова, он является характером. И здесь психиатр должен уступить место психологу.

Чехов неоднократно посещал психиатрические больницы, в особенности одну из них, находившуюся в 17 верстах от Мелихова, где главным врачом был Владимир Иванович Яковенко.

Современные Чехову литературные критики часто упрекали писателя за обилие среди его персонажей неврастеников типа Иванова или Лаевского и ряда других героев с нарушениями невропатического порядка. Но Чехов говорил, что создавая героя, он не думает о том, что последний будет мрачен. Дело в том, что, описывая интеллигента с чертами характера Иванова или Лаевского, он не отступал от правды. Мрачной была правда, потому и мрачной были герои.

Васильев ("Припадок") - это писатель Гаршин. Чехову было жалко гаршиных-васильевых, не находивших, как и он сам, путей активной борьбы с "проклятой действительностью". Рисуя подобных героев, он не высмеивал их. Но наряду с васильевыми русскую интеллигенцию пополняли ивановы; причины, вызывавшие неврастению у этих людей, не делали их достойными сочувствия.

В 1887 году Чехов закончил свою первую пьесу "Иванов". В этой пьесе Чехов вывел когда-то деятельного, но быстро уставшего дворянина-интеллигента. У таких людей, как Иванов, с отсутствием определенной "цели жизни", но с кажущейся "бурной деятельностью" нервные клетки быстро истощаются. Хаотически работающая нервная система ивановых создает вокруг них гнетущую атмосферу. Герой, выведенный Чеховым, раздражителен, вспыльчив, резок, по целым дням у него болит голова, по ночам - бессонница, в ушах шум, деваться положительно некуда… "В двадцать лет, - говорит Иванов, - мы все уже герои, за все беремся, все можем и к тридцати уже утомляемся, никуда не годимся…".

Иванов сознает, что относится к окружающим его близким нехорошо. Он знает, что у него нет жалости к жене, которая скоро умрет. Но он не настолько ограничен, чтобы винить в своей опустошенности среду. Он запутался в своих ощущениях. Он искренне не понимает себя, хотя чувствует, что глубоко виноват. Враги Иванова, - пишет Чехов, - это утомление, скука, чувство вины, одиночество…

"Разочарованность, апатия, нервная рыхлость и утомляемость являются непременным следствием чрезмерной возбудимости…" - указывает Чехов. Речь идет о возбуждении, не переходящем в активное действие. Такое возбуждение и утомляло либеральных интеллигентов типа Иванова.

У Иванова много общего с Ковриным ("Черный монах"), с Лаевским ("Дуэль"), с "революционером" из "Рассказа неизвестного человека". Все они заставляют страдать окружающих их близких и губят их. Все они борются вхолостую, а такая борьба вредна для общества и для тех, кто так борется. Однако к лаевским и ивановым иногда возвращается сила их молодости и тогда они находят себя в жизни или раздается выстрел, заканчивающий исчерпавшую себя жизнь.

Писатель, нарисовав болезнь пустоты у своих героев, знал причины этой болезни и как умный врач понимал, что прогноз болезни, при отсутствии перемены в их жизни, был скверным. Писатель знал, что причина неврастении не "в нашем нервном веке" и даже не в переутомлении.

В "Иванове", в ряде своих писем, а позже в "Случае их практики" А.П. Чехов, рисуя образы неврастеников, точно объясняет причины появления этой болезни. Для либеральной интеллигенции чеховского периода неврастения была болезнью социальной.

Сказанное позволяет сделать логический вывод: интеллигенты - герои Чехова становились неврастениками потому, что не имели и не могли иметь стойкого и определенного мировоззрения, убеждения, "общей цели", потому, что у них отсутствовала цель жизни и деятельности, а это все, по словам С.С. Корсакова, вызывало чувство неудовлетворенности и губительно влияло на их душевный строй.

Если у Чехова появлялась необходимость наделить того или иного героя патологическими чертами или отклонениями от психической нормы, он никогда не повторял себя. Чехов-писатель для каждого нового произведения старался брать из палитры Чехова-врача те краски и полутона, которые им раньше не были использованы.

Так, между Ивановым ("Иванов") и Лаевским ("Дуэль") есть много общего, однако, если первый представлен как несомненный неврастеник, то второму такой диагноз установить нельзя. Лаевский, в противоположность Иванову, физически хил. Он крайне непостоянен, настроение его изменчиво. Он восторжен в своих признаниях. "Я пустой, ничтожный, падший человек, - говорит он доктору Самойленко, - воздух, которым я дышу, это вино, любовь, одним словом, жизнь я до сих пор покупал целой лжи, праздности и малодушия…". А спустя несколько минут настроение его меняется: "я буду человеком! Буду! - восклицает он. - Мне кажется, что я давно уже не переживал таких светлых, чистых минут…". Лаевский часто лжет, вспыхивает, плачет по ничтожному поводу. Для завершения обрисовки характера своего героя Чехов в короткой сценке показывает картину припадка. Чехов настолько верно описал этот припадок, что он может служить иллюстрацией к главе об истерии в современном учебнике.

Иванов и Лаевский представлены Чеховым как страдающие двумя наиболее распространенными среди интеллигенции чеховского периода неврозами. Но он не считает их "безнадежно больными". Иванов находит в себе силу оборвать свою жизнь, а Лаевский делает первые шаги в поисках правды.

Чехов нарисовал целую группу малодушных, нерешительных людей, легко впадающих в уныние, теряющихся. Первым в галерее чеховских слабых людей является образ Червякова ("Смерть чиновника"), описанный двадцатилетним студентом-медиком. Червяков - это тип маленького забитого чиновника, всегда опасающегося внезапного удара. После того, как, сидя в театре, он нечаянно чихнул на лысину генерала и тот накричал на него - это было последним ударом по слабой нервной системе чиновника. Придя машинально домой, не снимая мундира, он лег на диван и помер. Слабые "нервные конструкции" разрушились.

В рассказе "Тина" Чехов вывел богатую и взбалмошную психопатку, привлекающую к себе своей развращенностью и молодых и старых помещиков со всего уезда.

В дачном романе ("От нечего делать") нотариус застал свою жену целующейся с техником. Юноша ожидает расправы, но муж, вместо того, чтобы стреляться, объясняет своему сопернику: "Игра не стоит свеч. Все она вам налгала… Бальзаковская барыня и психопатка…".

Рассказ "Поцелуй" по содержанию очень прост. Герой рассказа - офицер, случайно попал в темную комнату, где не его долу пришелся поцелуй, предназначавшийся, очевидно другому. Психологически точно и скупо Чехов нарисовал тип астенического психопата. Впечатлительный и эмоционально возбужденный человек реагирует на поцелуй не так, как реагировал бы каждый из его товарищей.

Среди сатирических образов, получивших необычайно большое социальное значение, выделяется образ учителя Беликова ("Человек в футляре"). Учитель гимназии Беликов с его вечной боязнью "как бы чего не вышло", державший в страхе в течение многих лет не только гимназию, но и весь город, не случайно стал острым сатирическим социальным образом. Образ этот обладает большой силой, потому что и сейчас можно встретить беликовых, нагоняющих страх и уныние на окружающих людей.

Однако образ Беликова может представлять социальный интерес лишь в том случае, если он не является образом психического больного. И.М. Гейзер пишет так: "Врачи-психиатры могут найти много интересного для себя в произведениях Чехова, и доктор М.П. Никитин, психиатр по специальности, мог с полным правом заявить, что психиатры должны считать Чехова своим союзником в деле обозначения тех язв, борьба с которыми составляет призвание и задачи психиатров". А для психиатров Беликов представляется, кроме своего значения как карикатуры, человеком душевнобольным.

Рисуя Беликова, Чехов придал ему ряд черт, отличающих его от окружавших его лиц, но заслуга художника-психолога и заключается в том, что он выбирает характерные для своего героя черты и максимально заостряет их. "У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге". Беликов относится к такой группе людей, которые живо и сильно реагируют на все, что происходит вокруг них, но основной тон настроения у них понижен. Они мало чувствуют радости жизни, видят все в мрачном свете, недовольны всем и прежде всего собой. Склонны к жалобам на свое здоровье, к ипохондрическим опасениям.

Влияние этой группы людей, которую отнюдь нельзя причислить к разряду психических больных, нельзя оправдать тем, что они обладают психопатическими особенностями характера, а опасность, которую они представляют для общества, больше, чем та, которую приносят агрессивные психопаты.

В рассказе "Припадок" студент Васильев, впечатлительный, с чертами острой чувствительности к чужому страданию и унижению, обойдя с веселой компанией публичные дома, травмирован зрелищем человеческого унижения, испытывает сильнейшую душевную боль. "Душевная боль" в действительности не является только образным литературным выражением. Это также и медицинский термин, обозначающий весьма сложное страдание, которое могут испытывать люди с совершенно сохраненным сознанием, хорошо ориентирующиеся в окружающей обстановке. Это страдание выражается, пишет профессор Н.И. Озерецкий, в "безысходной" тоске, когда больной мечется, нигде не находя себе покоя. Для больных в то же время "мучительно сознание того, что они стали безразличными к близким людям, черствыми эгоистами. Стремясь избавить себя от невыносимых страданий, а окружающих от своего присутствия, больные нередко покушаются на самоубийство".

Когда перечитываешь те страницы чеховского "Припадка", в которых писатель описывает "душевную боль", невольно обращаешь внимание на поразительную аналогию, между тем, как описано это состояние у Корсакова и у Чехова. Лицо у Васильева было бледно и осунулось, виски впали, глаза были большие, темные, неподвижные, точно чужие, и выражали невыносимое душевное страдание. То, как описывает своего героя Чехов, настолько правдиво и настолько совпадает с научным описанием, что невольно приходит мысль - это писал не только замечательный художник и очень умный врач, но и человек, который переносил душевную боль сам.

С.С. Корсаков отмечал частую заболеваемость писателей, художников, артистов, врачей, студентов. Причиной заболеваемости этих людей были "впечатления действительной жизни". А впечатления 80-х годов, годов реакции, были тяжелыми и давящими.

Используя свое глубокое понимание человеческой психики, Чехов сумел показать, что "впечатления действительной жизни" предельно уничтожали человеческую личность и способствовали появлению "душевной боли" у тех людей, которые не могли переносить чужое страдание.

После путешествия на о. Сахалин Чехову стало ясно, что каторгой для большинства населения России являлось все жандармско-чиновничье государство. Общий социальный фон повести "Палата №6" - это самодержавно-полицейская Россия, в меньшем концентрическом круге - глухой провинциальный город с больницей и тюрьмой, находящимися на расстоянии ста саженей друг от друга; в еще меньшем круге - унылый и окаянный флигель больницы, ютящийся где-то на ее задворках. Удушливый, гнилостный запах флигеля хорошо знаком писателю по баракам каторжников, а он ведь посетил не одну сотню таких бараков.

В палате заперто пять больных - три шизофреника, один паралитик, уже потерявший человеческий облик, и симпатичный Чехову герой рассказа Иван Дмитрич Громов. Больных сторожит Никита. "Никита, - пишет М.П. Гущин, - самая страшная фигура в повести. Только сатирик мог создать подобный образ, в котором до такой степени воплощена идея насилия, идея грубой, бесчеловечной, чисто зоологической власти российского самодержавия…". Никита, обладающий необыкновенной физической силой и "здоровенными кулаками", является послушным, не рассуждающим исполнителем заведенных порядков… Бьет Никита безжалостно, по лицу, по груди, по спине, по чем попало.

Хозяин Никиты - доктор Андрей Ефимыч Рагин. Он флегматик и кажется как будто бы мягким и деликатным человеком, он никогда не повышает голоса. Андрей Ефимыч Рагин рассуждает о замечательных успехах медицинской науки, а рядом с ним и по его вине существует палата №6. В этой палате страшный Никита бьет больных и существенной разницы между карцером в сахалинской тюрьме и этой больничной палатой нет.

"Коллега" Рагина, врач Хоботов - хам, лицемер и карьерист. Фельдшер больницы Сергей Сергеич - хитрый кулак. Такова характеристика мещанской среды глухого российского городка, где существовала палата №6 с ее несчастными обитателями.

Чехов, создавая "Палату №6", хотел показать страшную российскую действительность, но основная задача писателя заключалась в том, чтобы в словах Ивана Дмитрича Громова воплотить протест против этой действительности, против произвола и насилия. Иван Дмитрич показан больным. Поэтому читатель вправе задать вопрос: можно ли верить тому, что говорит этот человек, или это бред сумасшедшего, которого едва ли стоит слушать? Слова протеста мог бы высказать и здоровый человек, но если он это сделает, то цензура закроет ему рот. В решении этой творческой задачи Чехов проявил себя не только талантливым писателем, но и врачом, который видел гораздо дальше, чем его товарищи по медицинской науке.

Во времена Чехова диагноз шизофрения еще не был принят всеми психиатрами. Можно полагать, что этим, самым распространенным психическим заболеванием, страдало три обитателя палаты №6.

Первый - "высокий худощавый мещанин с рыжими, блестящими усами и с заплаканными глазами, сидит, подперев голову, и глядит в одну точку. День и ночь он грустит, покачивая головой, вздыхая и горько улыбаясь; в разговорах он редко принимает участие и на вопросы обыкновенно не отвечает. Ест и пьет машинально, когда дают. Судя по мучительному, бьющему кашлю, худобе и румянцу на щеках, у него начинается чахотка".

Очевидно, у этого больного уже развилось шизофреническое слабоумие.

За ним следует маленький, живой, очень подвижный старик с острой бородкой и с черными, кудрявыми, как у негра, волосами. "Это… Мойсейка, Мойсейка любит услуживать. Он подает товарищам воду, укрывает их, когда они спят, обещает каждому принести с улицы по копеечке и сшить по новой шапке…".

Этот больной, по-видимому, тоже шизофреник; заболевание у него началось двадцать лет тому назад, когда у него сгорела шапочная мастерская. Психическая травма явилась толчком к развитию болезни. Болезненный процесс у него, наверное, остановился и он для окружающих не опасен. Он собирает милостыню, которую с побоями отбирает Никита.

Третий больной - "оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом. Это - неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное, давно уже потерявшее способность мыслить и чувствовать". У больного прогрессивный паралич.

Четвертый обитатель палаты №6 - "мещанин, служивший когда-то сортировщиком на почте, маленький, худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом…". У этого человека можно предположить параноидную форму шизофрении с определенной систематизацией бредовых идей величия. У него еще нет явного распада психики и с ним возможен контакт.

Все эти больные могли бы представить интерес для Чехова как психиатра, но не для Чехова-писателя и психолога. Сама по себе болезнь этих четырех несчастных, вызвала бы у читателя, выражаясь словами Чехова, "скорее патологический интерес, чем художественный".

Личность же пятого заключенного палаты, Ивана Дмитрича Громова, столь обаятельна потому, что Громов, так же, как и Васильев, правдолюбец, потому что болезнь его мотивирована в повести столкновением гуманной и свободной личности с грубой, основанной на угнетении человека, политической системой, поддерживаемой полным равнодушием "общества".

Душевная боль Васильева, наступившая в результате столкновения с человеческой несправедливостью, воспринимается читателем сочувственно, и она отнюдь не условна. Громов это тот же Васильев, только вылепленный более выпукло, более сильно. Болезнь Ивана Дмитрича нет необходимости воспринимать как условность, так как Чехов показывает, что у его героя развилось заболевание, которое, при современном уровне науки, можно расценить как паранойяльную реакцию.

Болезненное реактивное состояние возникает у Громова из-за того, что постоянные и тяжелые травмы несправедливой и проклятой "действительной жизни" превысили его предел его физиологической выносливости.

Читатель знает, что Громова до конца его жизни не выпустят, и он погибнет в этой окаянной душной палате. Его последними словами будут жгучие слова протеста… Но, - справедливо решает писатель, - первым в этой палате должен погибнуть не Громов, а Рагин - тот, кто создал эту палату и кто оказался запертым в ней сам потому, что за двадцать лет он нашел во всем городе только одного умного человека, которого сам же когда-то признал сумасшедшим.

Доктора Рагина избил его же сторож Никита, избил потому, что он для него перестал быть доктором, а стал шестым обитателем палаты №6. Вместе с Рагиным уничтожена реакционная философия, оправдывающая произвол, философия человеконенавистничества. Слова же и мысли Ивана Дмитрича сообщали повести характер революционного призыва. "Настанут лучшие времена!. Воссияет заря новой жизни… Я не дождусь… но зато чьи-нибудь правнуки дождутся".

Эти слова произносил не сумасшедший из больничной палаты, а мыслящий благородный бунтарь, запертый в тюремную камеру.

Среди произведений А.П. Чехова рассказ "Черный монах" занимает особое место. Дело в том, что этот рассказ не был понят не только при жизни писателя, но его не понимали часто и в последствии. Небольшой и страшный этот рассказ сам автор называл "медицинским". Но не поверим обманчиво краткому чеховскому определению, ибо угадываются в небольшом по объему тексте сверхъемкость, многие варианты смысла, "соображения насчет нервного века" вообще.

Главный герой рассказа - магистр Коврин - в глубине души считал себя высоко одаренным человеком. Позже, уже заболев, но относясь еще критически к своему заболеванию, Коврин видел в своем помешательстве подтверждение своей гениальности. По существу же магистр Коврин - это посредственный интеллигент с хаотически работающей нервной системой. Им владеет непреодолимое желание выдвинуться в жизни, но определенной цели нет. Поэтому Коврин и утомился и расстроил себе нервы. По совету врача он проводит весну и лето у близких ему людей, садовода Песоцкого и его дочери, хрупкой, нежной девушки Тани.

В деревне Коврин продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь, как в городе. Он много читал и писал, учился итальянскому языку…, он спал так мало, что все удивлялись; если нечаянно уснет днем на полчаса, то уже потом не спит всю ночь и после бессонной ночи, как ни в чем небывало, чувствует себя бодро и весело.

Стремление выдвинуться, вести за собой других у Коврина было, но оно не было приложено к делу, ибо настоящих дел у такого типа интеллигентов не было. В результате непрерывной ошибки бесцельного возбуждения, стремления к недостижимому с неизбежным торможением и развилась болезнь Коврина с ярким представлением о его мнимой одаренности, о его гениальности.

В рассказе появляется образ черного монаха. Появление его связано с легендой о миражах, которую писатель и воспроизводит в рассказе. Чехов был знаком с учением о галлюцинациях. Он знал, что основой галлюцинации является воображение. Образ черного монаха был подготовлен воображением Коврина. Он имел поддержку в его повышенном чувственном фоне. Нервное напряжение сделало образ настолько живым, что он приобрел форму галлюцинации. В дальнейшем к этому присоединилось постоянное желание вызвать образ. Если думать о каком-то образе, постоянно фиксировать его в свое воображении, то этот образ приобретет еще большую силу и живучесть.

Чехов понимал, что галлюцинация и является образом, созданным воображением и принятым за действительность. Но галлюцинация возникает непроизвольно и в этом отношении механизм ее возникновения сходен с воспоминаниями о прежде пережитом. Воспоминания тоже возникают непроизвольно. Чехов начинает рассказ с того, что Коврин утомился и расстроил себе нервы. Это и было предрасполагающим условием для появления галлюцинации.

В беседе монах, отвечая на вопросы Коврина о бессмертии, о цели жизни, о великой будущности людей, о царстве вечной правды, наговорил ему много приятных для него вещей. В этом нет ничего удивительного, ведь Коврин, встречаясь с монахом, вкладывал свои собственные мысли в его устаю Монах, таким образом, являлся его вторым я. Коврин раздвоился и сам с собой вел беседу. Коврин устами монаха повторил идеи об одаренности свыше, о стадных людях и о многом другом, но как только Коврин задал монаху вопрос: "Что ты разумеешь под вечной правдой?", - монах исчез, так как ответа на этот вопрос у самого Коврина не было.

Яркий галлюцинаторный образ, созданный писателем, мог бы остаться только зрительным. Но для раскрытия внутренней сущности Коврина Чехову нужно было, чтобы этот образ заговорил. В диалоге Коврина с самим собой писатель раскрыл те мысли, которые Коврин пытался скрыть в глубине своего сознания.

Чехов столкнул жизнь Коврина с жизнью скромных тружеников. Они любят жизнь, свой сад, самого Коврина. А Коврин губит этих людей и губит их сад. Только на исходе жизни он начинает сознавать, что он не гений, а посредственность. Хаотическая и бесцельная нервная деятельность Коврина, его болезнь и все моральные переживания, которых он был, конечно, не лишен, не проходят даром. У него начинаются горловые кровотечения и быстро развивается чахотка. Коврин стал посредственным профессором. Жил он уже не с Таней, а с другой женщиной, старше его. Коврин со своей новой женой выезжает в Ялту, но по дороге на курорт получает письмо от Тани. "Сейчас умер мой отец… - пишет она, - ты убил его. Наш сад погибает… Мою душу жжет невыносимая боль… Я приняла тебя за необыкновенного человека, за гения, но ты оказался сумасшедшим".

Письмо несчастной Тани - это расплата за все, содеянное Ковриным. И эта новая травма является толчком к рецидиву его психической болезни. Под звуки той же серенады Брага перед Ковриным опять появляется черный монах. На больного надвигается смерть.

Творческий прием писателя в "Черном монахе" такой же, как и в "Палате №6", только для Громова "сверхценными" бредовыми идеями становятся идеи преследования, а для Коврина - идеи величия. Первый заболевает единственно подходящим для социального замысла писателя реактивным психозом, а второй - маниакальной фазой циркулярного психоза.

Творчество Чехова - великого реалиста - никогда не потеряет своей идейной остроты и социальной направленности, потому что писатель умел пробуждать чувства любви и радости, ненависти и гнева точной манерой письма, строгим объективным методом, потому что писатель хорошо понимал поведение человека, знал его психику и истинные причины, вызывающие психические страдания.

Заключение

Свое замечательное реалистическое мастерство, свое умение описывать душевную боль писатель и врач использовал для того, чтобы показать людям, как не нужно жить, чтобы вызвать у них стремление к лучшему будущему. В классической литературе XIX века произведения А.П. Чехова выделяются своей неослабевающей воспитательной силой. Это объясняется тем, что художественный и научный элементы чеховского реализма связаны воедино материалистической основой его творчества.

Научный метод Чехова - это метод, выработанный писателем на основе тщательного изучения законов естествознания и биологии, глубокого проникновения в психику человека, тонкого изучения общества, окружающего человека, и постоянных поисков законов, управляющих жизнью общества.

Если бы Чехов прожил долгую и счастливую жизнь и был бы только писателем, человечество не забыло бы его, ибо произведения его проникнуты огромной любовью к людям, ибо книги его похожи на музыку, а музыку человек никогда не устанет слушать.

Но Чехов был еще врачом и большим человеколюбцем, он никогда не отказывал в помощи тем, кто в ней нуждался, а вся его творческая и общественная деятельность протекала в условиях мучительного недуга, в трудных условиях личной жизни. Поэтому он особенно дорог людям.

"Быть, а не казаться, - сказал Н.И. Пирогов, - вот девиз, который каждый должен носить в своем сердце каждый гражданин, любящий свою родину. Служить правде - как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть человеком".

Эти слова послужили жизненным девизом Чехову - великому писателю и врачу.

Список использованной литературы

1.Ашурков Е.Д. Слово о докторе Чехове. М., 1960

2.Бердников Г.П. Чехов-драматург. - М., 1972

.Бердников Г.А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1984

.Боголепова Е. С.А.П. Чехов - писатель и врач. "Фельдшер и акушерка", 1954, №7

.Ге Г.Г. Чехов - театральный доктор // Чеховский юбилейный сборник. М., 1960

.Гейзер И.М. Чехов и медицина. М., 1954

.Дерман А. О мастерстве Чехова. М., 1959

.Елизарова М.Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца XIX века. М., 1958

.Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П. Чехова. Киев, 1961

.Паперный З.С. "Вопреки всем правилам…": Пьесы и водевили Чехова. М., 1982

.Паперный З. Чехов А.П. Очерк творчества. М., 1960

.Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987

.Тамарли И.Г. Поэтика драматургии А.П. Чехова. Ростов-на-Дону, 1993

.Турков А.М. Чехов и его время. М., 2003

.Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976

.Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 14 тт. М., 1949

.Чехов в воспоминаниях современников. М., 1952

.Чудаков А. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986

Похожие работы на - Тема болезни и безумия в творчестве А.П. Чехова

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!