Проектирование внутреннего дворика в ландшафтном дизайне

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,39 Мб
  • Опубликовано:
    2012-08-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование внутреннего дворика в ландшафтном дизайне

Департамент образования и науки Краснодарского края

ГБОУ СПО Краснодарский педагогический колледж № 3 Краснодарского края

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности 070602 Дизайн (по отраслям)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ДВОРИКА В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ

Выполнила:

студентка 4 курса группы «Х»

очного отделения

Шафоростова Юлия Павловна

Научный руководитель:

Кольцова О.П.




Краснодар 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Внутренние дворики: история создания, виды, конструктивные особенности

.1 История возникновения. Первое упоминание о внутренних двориках (виридарий, патио, атриум)

1.2 Разновидности внутренних двориков

.3 Отдельные образцы вилл с внутренними двориками

. Принципы проектирования внутренних двориков

.1 Конструктивно-архитектурные элементы планировки

.2 Стилистические особенности

.3 Отделочные материалы в ландшафтном дизайне

. Дизайн-проект авторской планировки внутреннего дворика

.1 Предпроектное исследования

3.2 Эскизные предложения планировки внутреннего дворика

.3 Рабочие чертежи, планы

.4 Отделочные материалы, используемые при строительстве внутренних двориков

.5 Смета проекта

Заключение

Список использованных источников

ландшафтный дизайн дворик архитектурный

ВЕДЕНИЕ

В последнее время можно отметить актуальность ландшафтного дизайна, особенно у владельцев частных загородных домов. Озеленение и благоустройство участка приобретает большую популярность. Сейчас не то время, когда главное место занимают габариты дома. Выражаясь научным языком, ландшафтный дизайн является видом деятельности, который заключается в осуществлении комплекса мероприятий по формированию среды в саду или на участке, используя при этом природные ресурсы.

Действительно, ландшафтный дизайн делает из скучного участка возле дома комфортную и приятную среду обитания. Стоит сказать, что область ландшафтного дизайна достаточно широка. Она включает в себя садовое искусство, различные виды озеленения, а также благоустройство городских единиц, территорий, на которых проживают люди, промышленных и сельскохозяйственных районов. Ландшафтный дизайн представляет собой достаточно непростую работу. Именно поэтому данный вид деятельности должен осуществляться только специалистами в этой области: он требует специальных умений и знаний [7].

Обращаясь к профессионалам, владелец участка или сада избавляет себя от ошибок, и как следствие этого, финансовых потерь в будущем. С момента начала работ, в контексте ландшафтного дизайна, или благоустройства определенного объекта необходимо помнить о том, что ландшафт и его части имеют не только различные возможности, используя которые можно и обычный сад превратить в настоящее произведение искусства, но и некоторые ограничения. Помимо того, чтобы определять важные художественные возможности того или иного ландшафта на конкретной территории, важно учитывать природные процессы, которые отражают развитие всех компонентов ландшафта. Стоит отметить тот факт, что создание дизайна ландшафтного участка, а также методы формирования композиций ландшафта зависят от различных природных явлений, которые происходят в данном районе, и от природных компонентов. Так можно сказать о том, что климат создает условия отдыха, а также предопределяет выбор видов растений для озеленения и благоустройства участка. Рельеф же является критерием выбора планировочных и художественных вариантов при осуществлении комплекса мероприятий в контексте разговора о ландшафтном дизайне сада или участка. Именно из-за различий рельефа на территориях, которые подвержены ландшафтным изменениям в архитектурно-художественных целях, создается природное разнообразие. Также поэтому первая оценка возможностей формирования геоморфологической базы при ландшафтном дизайне сада или участка представляется необходимым условием грамотной организации архитектурно-художественного проектирования. На проектной фазе необходимо осуществление ландшафтного анализа территории. И если ваш садовый участок грамотно спроектирован, он принесёт вам не меньше удовольствия, чем отдых на природе.

Данный проект актуален, т.к. в частном доме всегда имеется хотя бы небольшой кусочек земли и владельцы дома, естественно хотят, чтобы он был ухоженным и радовал глаз. Некоторые разрабатывают планировку сами, но чаще всего люди обращаются за помощью к профессионалам. Внутренний дворик часто становится одним из главных мест в доме, где любят собираться на отдых члены семьи и гости. Основной принцип атриумной планировки - расположение жилых помещений вокруг внутреннего дворика таким образом, чтобы окна выходили в этот дворик (Приложение А). Наиболее простая форма планировки представляет собой квадратный дворик с жилыми помещениями, расположенными с четырёх сторон. Возможно расположение жилых помещений лишь с трёх сторон, чтобы оставить четвёртую сторону открытой для естественного освещения, обзора или устройства входа. Атриумная планировка сама по себе весьма привлекательна, хотя усложняет организацию внутреннего пространства и перемещения. Обычно атриумная планировка рекомендуется в условиях тёплого климата. Кроме того, эта планировка позволяет создать закрытое пространство (уединённое), что весьма желательно в условиях плотной застройки.

Сегодня как отечественные, так и зарубежные производители предлагают множество материалов для внутренних и внешних работ, для интерьера и для ландшафта. Современные материалы, достаточно надежны и безопасны. Существует целый ряд сложностей при проектировании и обустройстве внутреннего дворика это: расчет площади, учет коммуникаций, розы ветров, рельефа, климата, подбор материалов, определение стилистики внутреннего дворика, который зачастую является излюбленным местом всех членов семьи.

Но существуют определенные трудности. В большинстве случаев разработка индивидуальногодизайн-проекта подразумевает еще и согласование установки некоторых объектов в необходимых инстанциях, а также проведение всех отделочных и монтажных работ. Современные тенденции дизайна таковы, что стандартные модели устраивают заказчиков все реже, за исключением может быть простых, дешевых проектов эконом класса.

Тема дипломного проекта: Проектирование внутренних двориков в ландшафтном дизайне.

Объект исследования - процесс проектирования в дизайне среды (проектирование ландшафта).

Предмет исследования - внутренние дворики, современные технологии и традиционные материалы в обустройстве внутренних двориков.

Цель исследования - разработка дизайн-проекта внутреннего дворика для приусадебного участка.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

анализ существующих традиций при проектировании внутренних двориков.

определение направлений и путей совершенствования технологий в дизайн-проектировании и оформлении внутренних двориков.

вопросы синтеза искусств, анализ внутренних двориков, какими они были и каковы сейчас.

разработка проекта: общее объемно-пространственное решение, архитектурная форма, облицовочные материалы, характеристика применяемых материалов, технико-экономическая часть;

оформление демонстрационных материалов.

Методологической базой послужили всемирно известные древнегреческие виллы, которые являются памятниками архитектуры. Традиции, которые соблюдали древние мастера, материалы которые они использовали. При написании дипломной работы опиралась на материалы из книг: Гаспарова М.Л. Культура Древнего Рима. Том 1и Советская энциклопедияпод редакцией Константинова Ф.В. Философская энциклопедия в 5-ти томах - М.: 1960 - 1970

В исследовании были использованы следующие методы дизайн-проектирования.

Предпроектный анализ - обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. Изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов.

Метод синтеза в дизайне - процесс мысленного или процедурного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, определение процесса выдвижения концепции проектных работ.

Художественный метод - система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства. Художественный метод определяется как «способ художественного обобщения», «принцип эстетической оценки», «принцип воплощения действительности в образах искусства».

Графическое проектирование - способ разработки формы проектного решения посредством создания чертежей в определенном масштабе.

Практическая значимость работы заключается в освоении различных методов дизайн-проектирования (предпроектного анализа, метода синтеза в дизайне, художественного метода и графического проектирования) в процессе работы, в изучении современных технологий проектирования внутренних двориков, в творческой интерпретации различных направлений ландшафтного проектирования, в формирования стилевого единства проектируемого внутреннего дворика с близлежащими постройками и окружающей средой. Найденные решения реализуемы в климатических условиях нашего региона и условиях современного проектирования и обустройства внутреннего дворика.

При анализе функциональных требований, учитывались цели и условия эксплуатации данного объекта, связь с человеком и окружающей средой. Удобство и функциональность объекта. Гармоничное стилистическое сочетание архитектурных сооружений с малыми архитектурными формами.

Эстетические требования определяются художественным качеством конструкций, единством стилистического и цветового решений.

Экономические требования, выбор материалов и технологий подходящих для данного проекта - отвечают техническим требованиям. После того как вся информация проанализирована в пользу удобства, технологичности, экономичности и красоты объекта, остается найти стилистически грамотное решение объекта.

При проектировании должны быть учтены любые мелочи, ведь в дальнейшем неправильно сделанный объект будет дорог в эксплуатации или же должен будет подвергнут замене.

1. ВНУТРЕННИЕ ДВОРИКИ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ВИДЫ, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

.1 История возникновения. Первое упоминание о внутренних двориках (виридарии, патио, атриуме)

Идея атриума является одной из древних и ведет свою историю со времен Месопотамии, где в XII веке до н.э. возникли первые жилые здания с центральными внутренними дворами. В этот период, ограниченный в конструктивных и технических средствах и эстетических воззрениях, хозяин дома при строительстве руководствуется функцией, интуитивно перенимая форму, сложившуюся с первобытных времен, когда вокруг очага располагалось жилище. Между V и II веками до н.э. на территории Древней Греции появляются первые атрии - открытые внутренние дворики, окруженные колоннами и сообщавшиеся с периферийными жилыми пространствами (Приложение Б). Классическая концепция атриума сложилась в архитектуре римлян в III веке до н.э.

Атриум представлял собой центральную часть жилого дома с проемом в крыше прямоугольной формы, вокруг которого формировалась композиция жилища. Расположенный у главного входа в здание атриум окружали помещения преимущественно общественного назначения - торговые лавки, мастерские, главная гостиная. Первоначально в центре атриума находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма), затем - четырёхугольный неглубокий бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие для стока дождевой воды (комплювиум). Атриум tuscanicum или этрусский, имел вогнутую крышу с четырехугольным отверстием посредине; скаты крыши были обращены к комплювиуму для стока дождевой воды, а отверстие в кровле образовывалось только стропилами (Приложение В). Атриум tetrastylum,или четырехколонный, имел крышу, которая опиралась на четыре колонны, поставленные по углам комплювиума. Такого рода устройство применялось тогда, когда атриум был настолько велик, что балки ни по своей длине, ни по прочности не годились для поддержания крыши. Эта форма есть дальнейшее развитие предыдущей. В эпоху поздней республики и империи атриум становится одним из парадных помещений римского дома. Вода в имплювии, охлаждаясь ночью, передавала прохладу внутренним стенам атриума во время жаркого полуденного зноя, а свет и воздух, попадая в него из открытой кровли, распространялись в окружающие помещения.

По материалам раскопок в Древнем Риме были сделаны выводы, что вначале существовало два типа италийского дома: дом-особняк и хижина [1].

Городской особняк, где живет человек знатный и состоятельный, развился из деревенской усадьбы. Эта усадьба представляла собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками, которые тесно примыкают одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену, прерванную только там, где был вход и въезд. Над всеми строениями - над жильем, над хлевами и сараями - шел, по обычаю южных стран, навес, опиравшийся на столбы: этот примитивный портик защищал от непосредственного воздействия дождя и солнца. Переселившись в город, сельский житель, принёс туда и привычную планировку жилья, но условия городской жизни предъявили ему свои требования. Так как город был окружены тесным поясом стен, то естественно в нём был дорог каждый клочок земли, и с этой земельной ограниченностью приходилось считаться каждому новому жителю города. И если он хотел сохранить в своем новом обиталище хотя бы маленькое пространство под цветник - (италийцу трудно было жить без цветов и зелени) - он должен был экономить на жилой площади. Внешне жилые дома в городах имели незамысловатые фасады, в которых не было окон. Отсутствие окон со стороны улицы объясняется стремлением охранить от вмешательства посторонних частную жизнь. Свет проникал в комнаты через просветы в стене дома, выходящей во двор, но эти отверстия в стене перистиля были небольшими, потому что солнце зачастую палило слишком сильно.

В глубине атриума располагается центральная комната, таблинум, где живут хозяин с хозяйкой. Вокруг атриума располагаются другие, в основном служебные помещения. Наконец, за домом находится маленький огород. Подобное строение дома являлось ничем иным, как деревенским домом, фермой; таким образом, атриум - это внутренний двор, где домашние животные могут утолить жажду в центральном бассейне. Понемногу этот двор стал полностью закрытым, за исключением отверстия в центре крыши.

Знакомство с Грецией и ее культурой имело глубокое влияние на жизнь римлян. Оказалось, что быть безупречным слугой государства и превосходным хозяином, заботливо приумножающим свои средства, мало: надо еще читать философов, интересоваться вопросами науки и литературы и обсуждать их в кругу семьи и друзей в часы досуга. Старый италийский дом был мало приспособлен для личной домашней жизни: он весь на людях [8]. Ни хозяину, ни его домашним негде скрыться в своем доме, некуда спрятаться от гула голосов и шарканья подошв. И когда в сознании владельца этого дома прочно укоренится убеждение в том, что он имеет право на жизнь для себя, он сразу же берется за переделку своего жилища. Старый дом остается в полной неприкосновенности, но к нему прибавляется новая половина, заимствованная у эллинистического дома: комнаты этой второй половины выходят в портики, которые с двух или трех сторон окружают садик, обязательно с фонтаном и со множеством цветов. Вокруг перистиля находятся помещения для пиров, на которых могли присутствовать только мужчины (андрон), помещение для собраний, помещение в котором хранились живописные картины (пинакотека), столовая-сад, библиотека и другие помещения, предназначенные для гостей. Сюда допускаются только самые близкие друзья, и хозяин, покончив со всеми официальными обязанностями и делами, предается здесь тому деятельному досугу, которым так дорожили римляне [2]. Атриум имел непосредственное сообщение с улицей, от которой в бедных жилищах он был отделен лишь дверью, а в самых богатых домах ещё и прихожей (когда дверь была открыта, проходившие по улице могли видеть то, что делается внутри.) Позднее с изменением жизни изменился и обычай - дверь стали запирать, открывая её только тогда, когда кто-нибудь приходил. В богатых домах к дверям был приставлен особый раб - привратник. Двери были деревянные, двухстворчатые и открывались внутрь. Надпись над дверью помогала отличить один дом от другого. Чаще всего, писалось имя хозяина дома и к этому прибавлялась, ещё какая-нибудь надпись, имевшая значение доброго предзнаменования. В праздник двери украшались зелеными ветками и цветами.

В обыкновенных жилищах посетитель, переступив порог, оказывался в атриуме. В больших домах между дверью и атриумом был ещё коридор. Этот коридор, замкнутый с обоих концов, представлял собой переднюю, здесь клиенты ждали, когда их допустят к патрону, здесь в случае траура выставлялся кипарис.

Время шло, менялись нравы, изменился весь облик дома и назначение его отдельных частей. Ни одной комнаты эти изменения не коснулись так сильно, как атриума. Когда к дому пристроили перистиль, а по сторонам его возник ряд комнат, жизнь семьи сосредоточилась в новой половине. Любимой частью дома после того, как он изменился, стал перистиль - внутренний двор вытянутой прямоугольной формы. Вся внутренняя жизнь семьи сосредоточилась теперь в перистиле. Это было большое открытое пространство, которое окружали со всех сторон портики с колоннадой. Изначально крышу поддерживало четыре колонны, по одной на каждом углу бассейна. Потом отверстие в крыше увеличилось и возросло число колонн. Пространство оставшееся открытым, было превращено в садик и цветник. Посредине помещался виридарий (лат. "viridarium" - древесные насаждения, сад, парк, роща - небольшой садик, обычно в пределах перистиля двора монастыря или жилого дома, часто украшенный скульптурой и фонтанами или бассейном в центре и клумбами цветов (Приложение Г).Стены дома, окружавшего садик, покрывали фресками с изображением фантастических садов)с корзинами цветов, с редкими кустами, с бассейнами в которых держали дорогую рыбу. Раскрашенные или покрытые штукатуркой под мрамор колонны, фонтаны, ниши, выложенные мозаикой или раковинами, мраморные, бронзовые и терракотовые статуэтки - всё это украшало маленький благоуханный садик, куда не проникал взгляд непрошенного посетителя. В глубине перистиля располагалось роскошно убранное помещение, служившее одновременно гостиной и местом отдыха, а во время больших празднеств парадным залом - называлось оно ойкос. Здесь часто сиживал хозяин дома, в тени широких штор, уединяясь от нескромных и докучливых посетителей. Коридор, шедший вдоль ойкоса, вёл в сад. Сад был украшен портиками и верандами, на которых стояли скамейки.

В жизни древних римлян цветы играли большую роль. Без венков цветов и гирлянд не обходился не один праздник, общественный или семейный. Цветы сажали на клумбах, в ящиках и горшках. Иногда вверху низенькой балюстрады, соединявшей колонны перистиля, проделывали широкое углубление, которое засыпали землей: получалась узенькая грядочка для цветов. В Помпеях из декоративных растений сажали: аканф, алое, плющ, тамариск, мирт, тростник и папирус, а из цветов: маргаритки, красный мак, простой и махровый, лилии, нарциссы, ирисы, розы. Самым прекрасным в природе, по мнению античного человека, было соединение воды и зелени: без этих двух элементов не обходился ни литературный, ни живописный пейзаж. Без воды перистиль немыслим - она бьёт фонтанами, течёт в канавках, каскадом скатывается с лестничек, нарочно устроенных для маленьких искусственных водопадов. Делают несколько фонтанов, причём часто водопроводные струи скрывают в статуях (Приложение Д). Вилла богатого римлянина была показателем его статуса. Её обустройство стоило громадных средств, но к тому же важный человек должен был быть владельцем не одной, а нескольких вилл [9]. Следование моде стоило дорого. По всей Италии Галлии, Испании, Африке - по всей империи возникали виллы, все они строились и украшались почти одинаково, с небольшими изменениями, которые обусловливались местными обычаями, традициями, а также климатом.


Римская империя

Рим - внутренние дворики с садами при домах, дворцах и виллах - это неотъемлемая часть римского дома. Возле дома располагался внутренний двор-сад вечнозеленых растений для вечерних пиршеств-виридариум. В непосредственной близости к вилле размещали регулярные прогулочные сады. Дорожки,обсаженные стриженными деревьями и кустарниками проходили между газонами и цветниками. Много цветов, фонтанов, каскадов. Перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи, фонтаны. Большой ассортимент растений. Прогулочные сады были площадкой для обзора окрестностей. Формировались террасы на склонах соединенные лестницами, пандусами. На террасах находились регулярные сады. Вода использовалась в каскадах, фонтанах, бассейнах (Приложение Е). Вилла Ариадна, вилла Лаурентинуме.

Феодализм

Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215- 1258 гг.) в Нюрнберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.Европейское средневековье- сады уменьшились в размерах и оказались внутри стен феодальных замков, использовались, в основном, для разведения плодовых и лекарственных растений[3]. В садах делались небольшие фонтаны где отдыхали дамы и кавалеры. В основном преобладали сады в монастырях.

Монастырские сады размещались в монастырских дворах и делились по назначениям -плодовые, огороды, виноградники, сады цветов для церковных служб, аптекарские сады, виридарии. При регулярной структуре размещались они в квадратных или в прямоугольных двориках, как правило, окруженные аркадами. Более других был распространен прием размещения сада или (клойстера) в центре квадратного двора. На пересечении двух перпендикулярных дорожек стоял колодец или большое плодовое дерево, на юге апельсиновое дерево.

Активно развивалось зодчество и ремесло, формировалось искусство садоводов, филигранная техника украшения декоративных элементов сада - фонтанов, скамей, мозаичных мощений (Приложение Ж). На рыночных площадях можно увидеть красивые колодцы. Крепостной дворец в Будапеште, Сад в Кордовской мечети, Севильский соборный сад, Сады замка Амбуаз во Франции, монастырь Святого Галена в Швейцарии, монастырь Сан-Лоренцо во Флоренции.

Древняя Русь

Древняя Русь- усадьбы с сельскохозяйственными угодьями, природный ландшафт был активен, природа сама входила активной составной частью и в город и в монастырь. Сад был непременной частью города, находился на крутых откосах кремлевских холмов. Монастырские сады (в Греции и Риме их также называли виридариями) делили декоративные и хозяйственные функции, занимали 25-30% территории внутри стен, их обязательными элементами были плодовые деревья, огороды, ягодники, пруд для разведения рыб [10]. Кремлевские сады в Москве.

Ближний Восток

Ближний Восток (мусульманство, Испания) - особенность консерватизм форм художественного мышления. Суровая и прямолинейно-простая идеология ислама нашла отражение в композиции садов, ассоциировавшихся в исламе с раем. Прежде всего это отчетливая геометричность их планов. Основу их составляют, так называемые, «чор-бак» - сада. План здесь формируется из одного или не скольких квадратов. Большой квадрат делится на четыре более мелких, которые в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие. Эти членения делают не только с помощью дорожек и растений, но и с помощью мелких и не широких канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или размещаются бассейны с крохотными фонтанчиками, питающие систему влагой. Лиричные тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, текущие по мраморному ложу, создавали особую интимную атмосферу. Ее усиливали экзотические деревья и благоухающие цветы, павлины и золоченые клетки птиц. К воде относились как к драгоценности, оправляя мрамором ложе бассейнов и каналов[4]. В многоцветие садов, Гранада с крепостью Альгамбра и дворцом Генералиф 14в. (Приложение И).

Средняя Азия, Иран, Индия

Средняя Азия, Иран, Индия - масштаб сада был другой, раскидывались между постройками. Композиции, варьировавшие прием чор-бака, вписывались в квадраты и прямоугольники дворов, образовывали самостоятельные ансамбли. Естественно здесь было множество внутренних двориков и укромных местечек. Про некоторые места не знал никто кроме хозяина. Вода служила основой композиционных построений. Наиболее законченно и полно идея чор-бака воплотилась в репрезентативных гробницах. Принцип их планировки предельно прост: квадрат плана делится проходящими по его осям каналам на четыре меньших квадрата, такое деление продолжается и дальше [5]. Главные оси обсаживают кустарниками и деревьями. Сады дворов Агры, ФатехпурСикри,Шахджаханабада, Шалимар-бак, Нишат-бак, сад Мавзолея Хумаюна, гробница Тадж-Махал.

Европа.Мавританский тип садов

В начале VII столетия в Европе появились мавританские сады. Они походили на древ-неарабские, но несли в себе больше изящества и отличались от них смелостью замысла, утонченной грациозностью форм. Мавританские сады подразделялись на наружные и внутренние. Наружные сады не отличались роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре каждого наружного сада устраивался фонтан. Внутренние сады со всех сторон окружались зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей, которые иногда были в два яруса. Деревья и кустарники, высаженные в садах, не подвергались стрижке. К наиболее характерным садам этого типа относились Альгамбра и Генералиф [11].

Китай

В Китае насчитывается шесть типов садов: при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады. Сады ученых или сады литературы. Они отличаются своими размерами, системами своих планов но при этом всем им свойственны устойчивые общие черты. В большинстве типов садов присутствуют несколько характерных элементов: водоемы с берегами из ноздреватого серого камня, композиции скал из того же камня, мостики, вздымающиеся крутой дугой или лежащие плоско над самой водой, беседки с характерными изгибающимися крышами на кирпично-красных столбах, протяженные галереи фигурные проемы в стенах, в которых как в раме, открываются живописные виды, изысканное мощение дорожек, деревья причудливой формы. Эти и другие элементы создают устойчивый иконографический ряд, позволяющий безошибочно узнать китайский сад. Мостики обычно окрашены в яркие цвета: красный, изумрудно-зеленый, желтый и другие. По свидетельствам самих китайцев, философия китайского сада лучше всего воплощена в садах ученых, или садах литературы (Приложение К). Их элементами были небольшие озера с изящными мостиками, павильоны с черепичными крышами, пагоды, композиции из естественного камня. Сад являющийся продолжением жилых покоев и отдельный от всего окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины, покоя и красоты природы.

Любопытной чертой средневековой ландшафтной архитектуры Китая была своеобразная канонизация особенно выразительных ландшафтов. Было и высоким мастерство китайцев в создании архитектуры парковых сооружений в открытых пространствах -мостов беседок. Скульптурных элементов, часто в виде камней причудливой формы. Цепочка парков Трех озер-Бейхай, Чжунхай, Нанхай, Ихэюань, район Сучжоу:сады- Лююань(сад медленно текущего времени), Ваншиюань(сад мастера сетей), Чжоужэньюань(сад скромного администратора), пейзаж реки Лиянг близ Гуйлина(самое красивое место в мире).

Япония

Япония - МакотоНакамура: «Красота японского сада связана с двумя с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. С помощью миниатюризации можно визуально создать огромный ландшафт в рамках небольшого сада. В то же время зритель должен возможно полнее и непосредственнее воспринимать природную красоту такого сада с помощью пяти своих чувств. С этой целью сад должен объединять два качества: художественность и природную достоверность. Миниатюризация в японском саду основывается на врожденном символизме, эти качества развивались а Японии на протяжении многих веков».

Японское садово-парковое искусство основано на воспроизведении живой природы в заданных, заранее обусловленных масштабах (Приложение Л).Здесь существует уникальное искусство изготовления «старых» камней и садовых элементов-ламп, скамей, и т.п. из «старого» камня. Делают «древние» скульптуры, плиты с надписями, разводят декоративных рыб для водоемов и, конечно, бесконечное число кустарников, цветов и других растений, как материал для создания искусственной природы. В Японии сад формируется вокруг компактной, как правило, симметричной группы зданий. Порой такие садики сделаны на площади в несколько квадратных метров.Традиции Киото различают три типа таких садиков: «ке» предназначен для внутренних домашних нужд, сад «харе» служит для формальных традиционных церемоний, сады «суки» несут только эстетическую функцию. Нередко в одном садике сливаются функции ке и харе или харе и суки. Дзито-дзи(сад серебряного повилона), Кинкаку-дзи(Сад золотого повильона), Сайхо-дзи(Сад мхов), сад камней в парке Рьеан-дзи. Сад монастыря Хейан-дзингу.

.3 Отдельные образцы вил с внутренними двориками

Римский дом. Виридарий (viridarium)

Виридарий (лат. "viridarium" - древесные насаждения, сад, парк, роща) - небольшой садик, обычно в пределах перистиля <#"578048.files/image001.gif">

Рисунок №8 - крокки участка

Далее были нарисованы эскизные предложения планировки участка (рисунки №9;10). Из них был утвержден эскиз под номером два. Он имеет полукруглые плавные формы, весь участок как будто перетекает из одной зоны в другую.

Этот эскиз был улучшен, перед тем, как начать 3Dмоделирование объекта с разных сторон и составления генерального плана участка. Была изменена мягкая мебель, количество и местоположение растительных насаждений. Так же изменению подверглась планировка фонтана и количество колонн вокруг бассейна.

Рисунок № 9 - эскиз №1

Рисунок № 10 - эскиз №2

3.3 Рабочие чертежи, планы

Утвержденный генеральный план был начерчен на масштабной сетке, отсканирован и занесен в компьютер. В программе AdobePhotoshopон был доведен до готовности (рисунок №11).

Рисунок №11 - Генеральный план участка

После завершения генплана, была поставлена задача, создать эскиз фрески для зоны отдыха. Поскольку в Древнегреческих внутренних двориках виридариях на фресках изображались фантастические сады, то было решено сделать фреску на такую же тематику, но в современном стиле. Она так же была сделана в программе AdobePhotoshop.Изображение было сделано в натуральную величину (7м*3м) и его при необходимости можно распечатать. Так же по задумке фреска должна светиться в ультрафиолетовом свете (рисунок №12).

Следующим этапом было создание 3D видов участка с разных сторон. Для этого была вычерчена сетка (рисунок №13) на бумаге, отсканирована и занесена в компьютер. Сделаны виды в программе AdobePhotoshop.

Рисунок №13- сетка

На эту сетку был наложен эскиз фреска и различные фактуры имитирующие поверхности. Сначала был сделан вид на зону отдыха, затем на зону купания в которой тоже будет фреска и так же лепка. Они тоже будут светиться в ультрафиолете (рисунки №14; 15).

По задумке с одной стороны, бассейн окружают колоны. После создания двух видов, было решено сделать третий. Это должен был быть вид, как будто наблюдатель, смотрит на бассейн, стоя перед колонами (рисунок №16).

Арочные проемы украшает роспись и лепка. Сначала наносится роспись, потом те цветы и листья, которые находятся на первом плане пролепливаются. По окончанию работы лепка и роспись смотрятся красиво и гармонично. Получается объемный букет, цветы и листья которого будут всегда молодые и в цвету, никогда не завянут и их можно даже потрогать.

3.4 Отделочные материалы, используемые при строительстве внутреннего дворика

Технология строительства бассейна из полипропилена.

Используемый сегодня для производства бассейнов полипропилен включает специальные добавки, обеспечивающие ультрафиолетовую устойчивость материала, лицевая сторона листов покрыта полиэтиленовой пленкой для защиты от повреждений при транспортировке и монтаже. Специальный противоскользящий рифленый полипропилен применяется для изготовления лестниц, ступеней и входов в бассейн[24].

Для изготовления чаши, применяются полипропиленовые листы, из которых формируются и соединяются между собой при помощи термической молекулярной сварки дно и стены бассейна.

Характеристики материала позволяют построить бассейн любого типа - поверхностный, заглубленный полностью или частично, переливной, скиммерный, с встроенной лестницей и в разных уровнях по глубине. Полипропиленовая чаша одновременно является отделочным, герметизирующим и формующим основанием бассейна [23].

Цвет чаши бассейна не потускнеет в течение всего срока эксплуатации.

Для организации водоочистки используется установочная арматура, применяемая для пленочных бассейнов [13]. Прочность полипропилена и его устойчивость к сезонным изменениям температуры, характерным для российского климата, гарантируют долговременную эксплуатацию бассейна, установленного на открытом воздухе.

Департаментом Государственного Санитарно-Эпидемиологического Надзора полипропилен рекомендован для изготовления детских бассейнов.

Полипропиленовая технология предоставляет следующие преимущества:

возможность изготовления изделий самых разнообразных форм и габаритов непосредственно на месте эксплуатации

существенное сокращение сроков и объемов работ

достижение абсолютных показателей герметичности без применения дополнительных мер и материалов

многократное снижение последующих эксплуатационных расходов на водоподготовку и обогрев за счет исключительных показателей водопоглащения и теплопроводности

оптимальное соотношение стоимости, потребительских качеств и срока службы

экологическая безопасность, возможность вторичной переработки

высокая коррозийная и химическая стойкость изделия[22]

Особенности эксплуатации и подготовка к зиме.

При зимней консервации вода в бассейне сливается ниже уровня впускных форсунок, а также из труб и элементов, проложенных в зоне возможного промерзания[25]. При расположении прожекторов выше образованного зеркала воды, они демонтируются. Отверстия скиммера, форсунок, а также ниши прожекторов закрывают заглушками из пенопласта. По площади бассейна размещают так называемые компенсаторы расширения льда. Их количество определяют из расчета: объем компенсаторов равен 0,5% объема чаши. К компенсаторам привязывают груз в виде пакета с песком. При установке оборудования вне помещения производиться его демонтаж и отключается электрическое напряжение[16]. При весеннем вводе в эксплуатацию не допускается механическое дробление образовавшегося льда. Так же для каждого бассейна, в период эксплуатации нужен фильтр[17].

Картриджные фильтры

Преимуществом картриджных фильтров является работа без режима обратной промывки, что позволяет максимально упростить и уменьшить в размерах систему фильтрации воды в бассейне. Это особенно актуально при установке системы фильтрации на готовый бассейн без прокладки дополнительных коммуникаций. Установка картриджных фильтров также рекомендуется в случае дефицита воды для промывки[14].

Роспись и необходимые для этого материалы

На сегодняшний день для декорирования стен используются:

акриловые краски обычных цветов;

флуоресцентные акриловые краски (краски, которые светятся при ультрафиолетовом освещении);

невидимые акриловые краски (при обычном освещении невидимы, но при ультрафиолетовой подсветке «оживают», привнося в атмосферу интерьера эффект неожиданности);

перламутровые акриловые краски;

акриловые краски с блестками или металлик;

светящиеся акриловые краски (краска, которая в течение светлого времени суток накапливает, а в темноте излучает свет);

краски для бассейнов (водостойкий акрил) [18].

быстро высыхают;

не боятся попадания прямых солнечных лучей (не выгорают);

устойчивы к воздействию физических и химических веществ;

нанесенный акриловыми красками рисунок выглядит ярче;

в состав не входят агрессивные растворители (экологичны);

практически не имеют запаха;

рисунок легко корректируется в процессе росписи;

обладают высокой водостойкостью[21].

Мощение галькой

Галька - округлые камни различных форм и размеров с окатанными краями. Такие камни получаются в результате воздействия природных факторов - силы воды и трения. Человек научился создавать гальку искусственным путём - посредством специального оборудования, создающего процесс, максимально приближённый к естественному, но занимающий значительно меньше времени[19]. Для гальки используют различные минеральные породы: мрамор, гипс, гранит, кварцит и пр. Мягкие породы значительно легче поддаются механическому воздействию и окатываются лучше. От исходного материала зависит и форма камней: из окола получаются объёмные гальки, из плитняков - плоские. Размер камней гальки может варьироваться от десятков сантиметров до всего нескольких миллиметров. Галька, полученная искусственным путём, ценится благодаря своей уникальности, т. Е., она очень редко встречается в природе[15].

Технология мощения галькой, сама по себе, является не сложной, и по силам любому желающему. Ее, зачастую, используют не только для создания садовых аллей и парковых дорожек, но и для отделки стен, бордюров и парапетов, потому как, использование этого материала, дает эффектное и очень привлекательное покрытие[20].

3.5 Смета проекта

Смета по материалам  [29].

Таблица №1. Цены на материалы соответствуют ценам фирмы «Парфенон» на 2012 г

наименование

Кол - во

стоимость

1

Бассейн полипропиленовый

1 шт.

170000 р.

2

Фильтр Powerline

1 шт.

24235 р.

3

Ультрафиолетовая обработка воды VanErp

1 шт.

14500 р.

4

Шелковисто-матовая акриловая краска для фасадных работ особо стойкая к мытью и истиранию. База А и С

10 шт. (1ведро 14 кг)

20920 р.

4

Ультрафиолетовая краска

5 кг

30000 р.

5

Водостойкий лак

14 кг

4200 р.

6

Масса для лепки «Холодный фарфор»

45 кг

3000 р.

7

Бетон

250 кг

1850 р.

8

Бетоноконтакт

10 л

700 р.

9

Песок

500 кг

1000 р.

10

Галька

От 1т

11980 р.

11

Туя

15 шт.

9000 р.

12

Акриловый грунт проникающий

50 л

1500 р.

Армировочная сетка

15 м

3000 р.



Итого:

295885 р.

Смета по работе

Таблица №2. Цены на материалы соответствуют ценам фирмы «Парфенон» на 2012 г.

Наименование

Ед. измерения

Кол-во

Цена

Заливка бетонного основания с армировочным слоем 20-25 см

1 м2

16 м2

12800 р.

Монтаж полипропиленовой чаши

1 м2

16 м2

128000 р.

Монтаж водных элементов ландшафта (каскад)

1 м2

2 м2

16000 р.

Окраска стен

1 м2

54 м2

12960 р.

Роспись комбинированная (акрил, уф-краска)

1 м2

37 м2

220000 р.

Лепка художественная

1 м2

16 м2

64000 р.

Покрытие водостойким лаком лепки и росписи

1 м2

53 м2

10600 р.

Мощение дорожек и площадок галькой

1 м2

23 м2

34500 р.



Итого:

500860 р.

Вывод: после изучения истории создания, видов, конструктивных особенностей и принципов проектирования внутренних двориков, было проведено предпроектное исследование и создан дизайн-проект внутреннего дворика. Цели и задачи поставленные в начале были выполнены. Оформление участка получилось именно такое, какое и задумывалось изначально.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования при выполнении дипломной работы были рассмотрены: история создания, виды, принципы проектирования, стилистические и конструктивные особенности внутренних двориков.

Создан дизайн - проект, в котором древние традиции и современные технологии сочетаются и дополняют друг друга.

В проекте, использованы методы современного дизайнерского проектирования. Различные методики исследования: (визуально-графические, фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический). Вербальные (словесно-логический, исторический, сравнительный, аналитический).

В результате решены поставленные задачи:

проанализированы существующие традиции при проектировании внутренних двориков

определены пути и направления совершенствования технологий в дизайн-проектировании и оформлении внутренних двориков

исследованы внутренние дворики нашего времени и то какими они были раньше

был разработан дизайн - проект внутреннего дворика

оформлены демонстрационные материалы

Новизна исследования заключена в том, что в ходе выполнения дипломной работы, был проведен комплексный подход к решению внутреннего дворика. Был сделан дизайн проект не какой-то определенной части внутреннего дворика, а всей его территории. Отдельно была продумана каждая зона во дворике. Были придуманы фрески с авторским изображением.

Практическая значимость работы заключается в освоении различных методов дизайн-проектирования (предпроектного анализа, метода синтеза в дизайне, художественного метода и графического проектирования) в процессе работы, в изучении современных технологий проектирования внутренних двориков, в творческой интерпретации различных направлений ландшафтного проектирования, в формирования стилевого единства проектируемого внутреннего дворика с близлежащими постройками и окружающей средой. Найденные решения реализуемы в климатических условиях нашего региона и условиях современного проектирования и обустройства внутреннего дворика.

Изучая аналоги и анализируя их, пришла к выводу, что внутренние дворики, хоть и дорогое удовольствие, но модны в ландшафтном проектировании. Агрессивность городской среды значительно смягчается озеленением пространства около зданий. Зеленые насаждения поглощают пыль, токсичные газы, улучшают состав воздуха, обогащая воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими ионами, поглощают углекислый газ, смягчают климат.

Растения не только выполняют биологическую и экологическую функции, но их разнообразие и красочность влияет на эмоциональность человека, «радуют его глаз». Малые архитектурные формы в ландшафте разнообразят внешний вид строений, создают камерные зоны для растений.

Исходя из вышеизложенного, пришла к выводу, что необходимо комплексное решение всех зон, находящихся на территории внутреннего дворика. Это и стало основной проблемой данного исследования.

Найдено решение -сделать внутренний дворик закрытым, чтобы вход туда имели только члены семьи. Разбить на зоны пространство и одну из зон сделать с бассейном, дополнить зоны росписью и лепкой. Благодаря этому появится прохладный уголок, в котором можно укрыться от жары и суеты повседневной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Специальная литература (книги)

1. Гаспаров М.Л. Культура Древнего Рима. Том 1

. Константинова Ф.В. Философская энциклопедия в 5-ти томах - М.: Советская энциклопедия под редакцией 1960-1970

. Семенов В.Ф. История средних веков. М., 1975

. История Востока (Восток в древности) - М.,1999.Т.1.

. Тексты. Пер. А. А. Вигасина и др. История и культура древней Индии - М.,1990

. Крижановская Н.Я. «Основы ландшафтного дизайна» «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005

. Белочкина Ю.В. «Искусство ландшафтного проектирования» «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006

Публикации в периодической печати

9. ЖурналCADmaster#5(45) 2008

Электронные ресурсы

10. Помощь в учебном процессе<http://www.xreferat.ru>

. Студент политолог<http://www>.coolreferat.com

. Банк рефератов <http://www>.cadmaster.ru

. Вира - стройматериалы <http://www>.shopvira.ru

. Аква системы <http://www>.aqua-systems.ru/

. Ваш гид <http://www.gidsm.ru/pool_1.shtml>

. Современные бассейны <http://www.mypools.ru>

. Современные бассейны<http://www>.mypools.ru/build/

. Материалы по лепке<http://blog.kp.ua/users/>

. Отделка помещений http://www.stroi-otdelka.ru

. Ремонт квартирhttp://www.remont-kvartiri.ru

. Отделка жилых помещений http://www.simvol-str.ru

. Отделка http://www.mosfrezer.ru/otdelka

. Интернет магазинhttp://www.5tel.ru/produkt

. Оформление интерьера http://www.dginterios.ru/exterior

. Технологии строительства <http://www.vuokatti.ru>

. Интернет магазин <http://www.planetrealty.ru>

. Интернет библиотека <http://www.lib.rus.ec>

. Академия <http://www.dic.academic.ru>

. Смета на постройку дома http://parthenon-house.ru/content/articles/

Нормы проектирования приусадебного участка

30. Файлы (ГОСТы,СНиПы) Автоматическая пожарная сигнализация выполняется в соответствии со СНиП 2.04.09-84.30. http://gostsnip.com/index.php?go=files&in

. СП 12-95 Инструкция по проектированию объектов СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий."http://www.snip-info.ru/Sp__12-_95.htm

Похожие работы на - Проектирование внутреннего дворика в ландшафтном дизайне

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!