Славянский костюм IX-XI вв. (Смоленско-Полоцкие кривичи)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,55 Мб
  • Опубликовано:
    2012-12-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Славянский костюм IX-XI вв. (Смоленско-Полоцкие кривичи)

Содержание

. Введение

. Славянский костюм IX-XI вв. (кривичи): исторический аспект

.1 Культура и быт племён, населявших территорию Беларуси в IX-XI вв.: краткая характеристика

.2 Особенности костюма кривичей IX-XI вв.: племенные отличия

. Технологический аспект воссоздания костюма кривичей IX-XI вв.

(стилизация)

.1 Варианты покроев костюма и его атрибутов

.2 Этапы работы. Материал, последовательность выполнения

Заключение

Источники

Введение

Изучению культуры и быта белорусов от древнейших времён посвящены труды многих современных учёных: Г.В. Штыхова, В.И. Шадыро, В.В. Седова, Л.У. Дучиц и других. На данный момент исследованы многочисленные поселения и города, могилы и курганы, изучены записи как белорусских, так и зарубежных летописцев. В музеях достаточно много экспонатов, живых предметов быта белорусов от первобытных племён до современности.

Однако, несмотря на большое количество информации, достаточно сложно представить себе, как на самом деле жили наши далёкие предки.

Если костюмы и хозяйская утварь, дома с XVIII-XIX веков хорошо сохранились, то быт белорусов IX-XI веков, один из наиболее интересных в нашей истории, остаётся для нас практически загадкой, поскольку найдены были с того времени только металлические и частично костяные и деревянные вещи, украшения и предметы быта. А внешний вид и изготовление тканей, одежды, вышивок учёным приходится так или иначе домысливать, сопоставляя все полученные данные.

На наш взгляд, изучение этого периода истории и культуры белорусов является очень важным на сегодняшний день, так как это время расцвета всех славянских племён, практически не знающих влияния и агрессии извне.

Это период самобытности нашего народа, который лёг в основу более поздней, а в итоге и современной культуры.

Темой курсовой работы не случайно явилось изучение воссоздание костюма кривичей IX-XI вв., поскольку самым интересным и показательным элементом культуры любого народа является его костюм, и белорусский народ не исключение. Так как большую территорию современной Беларуси, в том числе и Минскую область, занимали племена кривичей, а также на их землях существовало два княжества (Полоцкое и Новгородское), нам представился наиболее интересным именно это племя, а точнее, Смоленско-Полоцкие кривичи, ареал расселения которых наиболее точно попадает на территорию Беларуси.

И, в то же время, IX-XI века - так называемая «эпоха викингов» - это время, когда славяне достигли достаточно высокого уровня развития и в то же время сохранили самобытность, ещё не слишком сильно попав под влияние Византийской империи. Поэтому этот период истории нашего народа нам представляется наиболее интересным для исследования.

Тема нашей работы - Славянский костюм IX-XI вв. (Смоленско-Полоцкие кривичи).

Цель работы - изучение и воссоздание костюма кривичей IX-XI вв.

Задачи нашей работы - изучение литературы, исторических и археологических, этнографических данных по культуре племён, населявших территорию Беларуси в IX-XI веках, практическое воссоздание костюма и его атрибутов.

2 Славянский костюм IX-XI вв. (кривичи): исторический аспект

.1 Культура и быт племён, населявших территорию Беларуси в IX-XI вв.: краткая характеристика

Основным источником для изучения рассматриваемой темы должны служить материалы археологии. Однако у славян в этот период (до X-XI вв.) безраздельно господствовал обряд трупосожжения и умершие в одеждах сгорали на погребальных кострах. На восточнославянской территории сейчас раскопано более тысячи захоронений и ни в одном из них не обнаружены остатки одежды в виде кусков ткани, кожи или меха. Для истории одежды славян более чем скромные данные получены и при раскопках поселений. Органические материалы в культурных слоях поселений, как правило, не сохраняются.

Исключением являются напластования Старой Ладоги, при раскопках которых обнаружены куски тканей и кожи. Исследование остатков кожи предоставило возможность для изучения обуви. При раскопках славянских поселений встречены в небольшом количестве предметы металлического гарнитура одежды- пряжки, поясные бляшки и кольца, а также единичные украшения.

Письменных свидетельств о более древней одежде славян Восточной Европы почти нет. Имеется лишь сообщение Прокопия Кесарийского (V1 в.) о балканских славянах: некоторые из них идут в бой против своих врагов в одних коротких штанах, не надевая ни хитона, ни плащей. Нет никаких известий о славянской одежде и в восточных источниках. Арабские авторы начинают уделять внимание одежде восточных славян лишь в Х-Х1 вв.

Как свидетельствуют лингвистические материалы, славяне с древнейших времен одевались в платья из льняного и конопляного полотна и шерсти.

Использование льна и конопли как важнейших материалов для изготовления одежды предполагает, что основным цветом её был белый или серый (при недостаточном отбеливании). Было ли и в какой степени распространено крашение тканей, сказать невозможно. С древних времен использовали славяне для одежды и шерстяные ткани. Прядение и ткачество, как упоминалось ранее, были в числе наиболее распространенных домашних занятий славян. Шелк, как и другие виды византийских и восточных тканей, могли покупать или выменивать только славянские князья и племенная богатая знать.

Большая часть славян расселилась в лесной полосе с суровым климатом. Жизненные условия требовали теплой одежды, которая служила бы защитой от холода. Употреблялись прежде всего шкуры баранов, а из диких животных - волков и медведей. Уже в древности использовались для одежды и меха куницы, соболя, лисицы, белки, горностая, выдры и бобра. Меха выделывались не только для собственных нужд, но и для торгового обмена с другими странами. Шкуры животных крупного рогатого скота использовались и для изготовления кож, из которых потом делалась обувь, поясные ремни и рукавицы..

Мужская одежда славян, как можно судить по всем имеющимся прямым и косвенным данным, с давних времен состояла из рубашки, штанов и надеваемого при необходимости поверх плаща или кафтана. Рубашка представляла собой прямую одежду туникообразного покроя с длинными прямыми рукавами. Рукав у запястья стягивался, вероятно, широкой тесьмой. Посредине груди рубаха иногда имела широкую вышитую вставку. Ворот круглый, с прямим или косым разрезом. Рубаха всегда подпоясывались тканым пояском-оберегом, также имелся кожаный пояс-«карман» для сумки, ножа, оружия. Длинные узкие штаны доходят до щиколоток. У славян они назывались ногавицами. По-видимому, штаны на бедрах поддерживались бечевкой, от колена до щиколотки обворачивались ткаными обмотками. Поверх этих легких одеяний надевались более тяжелые верхние одежды. Известно несколько терминов, обозначавших такие одежды ещё в праславянский период - жупан, корзно, сукня и кожух. Длинный опоясанный кафтан показан на мужских фигурах Збруческого идола.

Головной убор славян - шапка языческого времени - известен только по скульптурным изображениям на идолах. Так четырехликая голова Збручского идола увенчана сферической шапкой с меховым околышком. Подобная шапка изображена на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье.

Одежды обычно стягивались поясами. Иногда пояса делались из тканей и в таких случаях просто завязывались. Мужские пояса из кожи имели металлические пряжки, наборные бляшки и наконечники. Такой пояс являлся показателем статуса воина. Женский кожаный пояс имел только пряжку.

Основным видом обуви славян были башмаки из кожи. В общеславянский период они назывались черевиками. Они изготавливались либо из целого куска кожи, либо из двух основных частей - цельнокроеного верха и подошвы.

Покрой башмаков многообразен, но все виды принадлежат к одной форме - это узконосые башмаки с невысоким подъёмом, они довольно плотно облегали ногу и закреплялись с помощью ремешка, который несколько раз обвивался вокруг щиколотки и завязывался. Некоторые виды башмаков шнуровались. Детский башмак не был узконосым и повторял припухлость ноги. Нужно полагать, что славяне носили и лапти, изготовленные из лыка. Однако археологически это пока засвидетельствовано лишь находками костяных кочедыков для плетения обуви такого типа.


Женская одежда славян рассматриваемого периода менее документирована археологическими материалами и совсем не получила отражения в синхронных письменных источниках. Судя по более поздним данным, одежда женщин состояла прежде всего из рубашки, которая отличалась от мужской большей длиной и, очевидно, более нарядными украшениями - вышивкой или узорным тканьем. Фасоны мужской и женской верхней одежды в быту русских крестьян Х1Х в. мало чем отличались друг от друга. Надо полагать, что и ранее было так же. Одежды женских фигур, изображенных на Збручском идоле, неотличимы от мужского одеяния. Конечно, женщины ногавиц не носили, но жупаны, корзно, сукни и кожухи были почти идентичными. Женский костюм отличался от мужского головным убранством и украшениями. Также женжины носили понёву - несшитый кусок клетчатой шерстяной или полушерстяной ткани, который носили на вздержке, завязанной так, что края расходились спереди (для того, чтобы был виден подол).

Характерным славянским украшением были височные кольца. Женщины каждого славянского племени носили определённый вид височных колец. Шейные ожерелья, состоящие из бус, судя по материалам длинных курганов кривичей и Староладожского городища, были в некоторых славянских регионах излюбленным женским украшением. Славянский женский костюм иногда, в зависимости от состоятельности, дополнялся различными металлическими украшениями - шейными гривнами, перстнями и браслетами.

На Беларуси преобладало три племени славян: Кривичи, Радимичи и Дреговичи (расселение восточных славян в IX-XI вв.-см. Приложения).

Каждое племя имело свои отличительные черты.

ДРЕГОВИЧИ заселили широкие просторы белорусского Полесья, Понеманья и центральной Беларуси. Их название происходит либо от имени одного из князей - Драга (Драгавита, Другувита), либо от слова «дрыгва» (на белорусском языке «болото»). Название также созвучно литовскому «drеgnas» - сырое, мокрое место. Следует отметить, что письменные источники упоминают об существовании дреговичей также и в Македонии, близ Солуня, во Фракии, на реке Драговица и среди полабских славян.

Отличавшей дреговичей особенностью были женские украшения в виде зернистых бусин из меди, серебра и золота, а также похожие на перстни височные кольца, крепившиеся на специальную налобную повязку. Вместе с ножами, серпами и посудой все это определяет их как славян. Но вместе с тем, в костюме дреговичей встречаются также характерные для балтов браслеты со змеиноподобными концами, похожие на звездочки пряжки.


КРИВИЧИ были самой большой восточнославянской этнической группой. Они расселились на огромнейшем пространстве от центральной Беларуси до Смоленской и Псковской земель в современной России. На происхождение названия кривичей общего мнения нет. Некоторые считают, что оно могло быть производным от имени вождя-князя Крива (Крыва), другие - родственность «по крови» - «кровные», третьи - от языческого первосвятителя Крива-Кривейто. Также есть предположение, что название произошло от холмистой - «кривой» - местности, на которой проживали кривичи.

Кривичи, оставшиеся жить на территории Беларуси, получили название «полоцкие», или «полочане» от города Полоцка, ставшего их столицей. Особенностью материальной культуры данного этноса были захоронения в так называемых «длинных» курганах. Эти курганы образовывались в результате того, что над покойникам насыпали не отдельный холм, а как бы «пристыковывали» к уже существовавшему. Так раз за разом и образовывалась длинная насыпь. Но вместе с тем, одновременно существовали и «классические» круглые курганы.

В конце 10 - начале 11 в. погребальный обряд трупоположения у кривичей вытеснил предшествовавший обряд кремации. Это позволило археологам находить в могилах характерные для кривичей этноопределяющие украшения в хорошем состоянии: браслетоподобные височные кольца с завязанными концами из бронзы, меди, серебра; характерную гончарную посуду. Основную ее часть составляют горшки с коническим туловом, округлыми, слабо выраженными плечиками и слегка отогнутым венчиком. Цвет их желто-серый и красновато-желтый. Большинство горшков не орнаментировано.


Украшения смоленско-полоцких кривичей

РАДИМИЧИ своей этнической массой занимали юго-восточные земли современной Беларуси и соседние районы Смоленщины и Брянщины в России. Летописные источники сообщают, что свое название они получили от предводителя-князя Радима, который привел племена на эти земли из старопольских «ляшских» земель.

В женских украшениях радимичей этноопределяющими были височные украшения в виде семи лучевых колец, круглые подвески-лунницы, бусины с позолотой и бисер. Влияние балтов проявилось в бытовании у радимичей пластинчатых шейных гривн.

.2 Особенности костюма кривичей IX-XI вв.: племенные отличия

КРИВИЧИ - восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести временных лет», в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Летописец не относит кривичей ни к «словенам», пришедшим с юга, ни к «иным языкам». По мнению ряда исследователей, нечёткость летописного определения находит параллель в облике культур смоленско-полоцких и новгородско-псковских длинных курганов; генезис последних связывается с ранней (VI в.) волной проникновения праславян на север Восточной Европы и их смешением с местным населением, финно-уграми и балтами. Высказаны также предположения о расширении ареала кривичей в VI-IX вв. на Псковщину.

Этнографическим признаком кривичей служат браслетообразные завязанные височные кольца, распространённые преимущественно в смоленско-полоцком регионе.

К славянским элементам культуры относятся также большинство видов перстней кривичей (проволочные, гладкие, витые, пластинчатые, рубчатые, щитковые).

Вместе с тем в культуре полоцко-смоленских кривичей весьма заметны и балтские элементы. Немало их среди кривичских украшений. К балтским элементам в украшениях кривичей относятся, в частности, браслет со змеиными головами, спиральные перстни, шейные гривны балтского типа, головной венок, состоящий из нескольких рядов спиралек, нанизанных на лыко и перемежающихся пластинчатыми бляхами, лучевые кольцеобразные пряжки, подковообразные застежки с коническими, многогранными, завернутыми концами.


Для костюма кривичей характерна многочисленность украшений - это подковообразные пряжки (фибулы), зооморфные браслеты позолоченные и посеребренные стеклянные бусы, пластинчатые подвески-коники. Характерной чертой женского костюма кривичей были монисты, в которых бусы сочетались с металлическими подвесками.

Наибольший интерес представляют подвески в виде пластинчатого конька, тело которого обычно украшено циркульным узором, поскольку на территории кривичей найдено свыше 80% подобных украшений.

Также отличительной чертой костюма кривичанки была понёва -- несшитый кусок клетчатой шерстяной или полушерстяной ткани, который носили на вздержке, завязанной так, что края расходились спереди (для того, чтобы был виден подол). По имеющимся данным, кривичи ткали на понёву тёмную (коричневую или чёрную) полотно с красной клеткой на нём.

3. Технологический аспект воссоздания костюма кривичей IX-XI вв. (стилизация)

.1 Варианты покроев костюма и его атрибутов

В зависимости от региона, на котором проживало то или иное племя, а также состоятельности каждой семьи или отдельного человека существовали различные варианты одежды.

. ВРЕТИЩЕ - грубая ткань, рогожа, мешковина.

. РУБ - кусок ткани, комплект простонародной одежды (рубаха и узкие порты). Вид грубой конопляной или льняной рубашки длиной до колен, весьма просторного покроя, с воротом и рукавами.


. РУБАХА, СОРОЧИЦА - главный (иногда единственный) предмет одежды из полотна, тонкой шерсти, шёлковых материй. По покрою - туникообразная (из одного полотнища), клинообразные вставки расширяют подол, ромбические ластовицы в области подмышек; рукава - узкие, длинные; вырез ворота - круглый, или четырёхугольный, а разрез на нём либо "прямой" (посередине груди), либо, реже, "косой" (на левой или правой стороне груди). Существуют также иные варианты архаичного кроя.

А) МУЖСКАЯ - до колен (иногда ниже); носили навыпуск, подпоясывая узким ремнём (с металлическими пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно, с кистями); ворот, подол, края рукавов украшались вышивкой.



. СРАКА, СРАЧИЦА - короткая лёгкая свободная туника, украшенная роскошной каймой и застёгивающаяся у шеи или на плече; упоминается в источниках чаще всего в XI в.

. СУКНЯ, СУКНО, СУКЬМАНЬ - более грубая туника, изготовленная из сукна; верхняя одежда.

. ПОРТЫ, ГАЧИ - неширокие, из прямых полотнищ, в шагу - ластовица, пояс широкий, без разреза, на вздержке - гашнике, завязывающейся вокруг талии; ниже колен, но не достигали щиколоток; заправлялись в голенища сапог или онучи /ноговицы/ + «копытца» (шерстяные носки27 <#"577922.files/image010.gif">

. ПОНЁВА (название получила в XVI в.) - несшитый кусок клетчатой полушерстяной ткани, который носили на вздержке, завязанной так, что края расходились спереди (для того, чтобы был виден подол).

. СВИТА - верхняя одежда с длинными рукавами (как мужская, так и женская); длинная (до икр), плотно облегала стан, имела отложной воротник и обшлага (иногда), полы её могли быть украшены вышивкой.

. ЖУПАНЪ, КАБАТЪ - длиннополая верхняя одежда, застёгивавшаяся на ряд пуговиц или петлиц, с опущенным или стоячим воротником, стянутая поясом. Скорее всего, чужеземная одежда; княжеская, или богатых людей.

. КОЖУХ - из кожи животного мехом внутрь, преимущественно из овчины.

. ВОТОЛА (изготавливали из толстой льняной или посконной ткани) - безрукавный плащ; застёгивалась у шеи и свисала до колен или икр; возможно, имела капюшон; у крестьян завязывалась шнурком.

. КРЗНО, КЪРЗНО - роскошная меховая накидка; закреплялся на плече фибулой или пуговицей (ГОМБЪ, ПУГЫ, ПУГВА).

. РУКАВИЦЫ - шились из целого куска овчины, сложенного вдвое мехом внутрь (Старая Ладога, VIII-IX вв.).


3.2 Этапы работы. Материал, последовательность выполнения

Для того, чтобы воссоздать костюм IX-XI веков, необходимо прежде всего изучить исторические и археологические данные по той одежде, которую необходимо реконструировать.

Поскольку конкретных данных о раскопках одежды нет, и тканей не найдено, мы руководствовались «стандартным» кроем женского платья изучаемой эпохи.


Материалом для платья послужил чистый неотбеленный лён, так как привозной белый лён в те времена могли иметь только зажиточные люди.

Ткань для понёвы выбиралась шерстяная, в красную клетку, что соответствует традиции костюма кривичанки IX-XI вв.

После того, как платье и понёва сшиты, мы приступили к украшению костюма.

Вышивку на платье заменила шерстяная тесьма, тканая на дощечках. Узор для тесьмы на данной работе является стилизацией, так как на территории Беларуси по IX-XI векам шерстяной тесьмы найдено не было.

Девичий головной убор представлен также шерстяной тесьмой, украшенной медными височными кольцами.

племя костюм кривичи славянский одежда


Поскольку мы воссоздаём костюм небогатой девушки, нами для обуви были выбрани поршни - повсеместно распространённая обувь, кусок кожи, стянутый шнурком по ноге.

Для композиционного завершения комплекта нам понадобилось шейное украшение, для чего было сделано стилизованное ожерелье ил медных спиралек с латунными подвесками-бубенцами.

Заключение

Таким образом, мы попытались воссоздать костюм кривичанки IX-XI веков на основании имеющихся на сегодняшний день данных по исследуемому периоду.

На наш взгляд, изучение и реконструкция костюмов наших далёких предков является довольно важной и интересной деятельностью на стыке многих наук: истории, археологии, этнографии, искусства, культуры.

Ведь это довольно большой и не до конца изученный пласт нашей культуры и истории, имеющий для нас огромное значение.

Костюм славянина - это целая вселенная, отражение в уменьшенном виде того мира, который видели наши предки, по одежде мы можем судить об их нравах, обычаях, быте, мировоззрении, достигнутом уровне развития культуры общества.

И, поскольку во взятом нами для исследования периоде ещё не было такого сильного влияния извне не Беларусь, как в XI веке и позже, у нас есть возможность увидеть нашу, исконно Белорусскую культуру, наше мировоззрение.

Источники

1. Археалогія Беларусі / Нац. Акад. Навук Беларусі, Ін-т гісторыі. Т. 3. Сярэдневяковы перыяд (IX-XIII стст.) / Я.Г. Звяруга, Т.М. Каробушкіна, П.Ф. Лысенка, Г.В. Штыхаў

. Гiсторыя Беларусi: У 2 ч. Ч. 1. Са старажытных часоу да канца 18ст.: Курс лекцый ./ I. П. Крэнь, I. I. Коукель. - Мн. - 2000.

. Дучыц Л. У. Касцюм жыхароў Беларусі X-XIII стст., Мн.,2005.

. Лысенко П.Ф. Туровская земля, IX-XIII вв. / Нац. Акад. Наук Беларуси, Ин-т истории. - Мн.: Бел. Навука, 1999

. Нарысы гiсторыi Беларусi. В 2-х ч. Ч 1.- Мн.- 1994

. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.

. Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии. - Мн., 1974

. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.

. Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья / Седов В.В. - М.: Наука, 1970

. Шадыра В.І. Беларускае Падзвінне / Шадыра В.І. - Мінск.: Інстытут гісторыі НАН Беларусі, 2006

. Штыхаў Г.В. Крывічы / АН Беларусі, Ін-т гісторыі. - Мн.: Навука і тэхніка, 1992

. Штыхов Г. В Города Полоцкой земли (IX-XIII вв.) / Г.В. Штыхов. - Мн.: Наука и техника, 1978

1.      

Похожие работы на - Славянский костюм IX-XI вв. (Смоленско-Полоцкие кривичи)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!