Экономическое развитие Беларуси в 20-ые годы ХХ века

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,45 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическое развитие Беларуси в 20-ые годы ХХ века













Экономическое развитие Беларуси в 20-ые годы ХХ века

Содержание

Особенности восстановления и развития хозяйства республики после гражданской войны

Сущность и итоги новой экономической политики

Список литературы

Особенности восстановления и развития хозяйства республики после гражданской войны

После окончания гражданской войны первоочередной задачей для власти стало восстановление народного хозяйства и строительство новых хозяйственно-производственных отношений. Положение Беларуси было довольно плачевным, так как на протяжении 7 лет она была ареной боевых действий. Это сильно подорвало её экономику, производственную базу: больше половины всех заводов и фабрик были разрушены, промышленное производство сократилось практически в 5 раз, количество рабочих уменьшилось вдвое. Особенно пострадали те отрасли промышленности которые не были связаны с выполнением военных заказов. К примеру, из 17 стекольных заводов работал только один, а из 220 винокурен производством продукции могли заниматься всего 27. О масштабах упадка можно судить по тому что общий объём валового продукта составлял всего 15-20% от уровня предвоенных лет.

В сельском хозяйстве была практически такая же ситуация. Объём её продукции составлял меньше 50% от довоенных лет, количество лошадей и коров уменьшилось на 20-30 %, около 17% крестьянских хозяйств вообще не имели рабочего скота. Система продразвёрстки не способствовала заинтересованности крестьян в развитии своего хозяйства. Товарооборот между городом и деревнями стремительно сокращался. Возрастало недовольство жителей деревни политикой военного коммунизма.

Разруха, безработица, продразвёрстка, тяжёлое экономическое положение, насильственная конфискация зерновых - приводят к забастовкам рабочих и сопротивлению крестьян. Причиной данного экономического кризиса являлось то, что власть продолжала руководствоваться "военно-коммунистическими" методами управления, тогда как ситуация в стране изменилась и требовала новых решений и методов управления страной не в военное, а в мирное время.

В марте 1921 г. На Х съезде РКП (б) была принята новая экономическая политика. Переход к НЭП был попыткой совместить социалистические принципы управления экономикой государственных предприятий, в основном транспорта и промышленности, с экономическими законами, использовать частный капитал в интересах социализма. Она была рассчитана на переходный период от капитализма к социализму, на вытеснение капиталистических элементов и построения экономической основы социализма.

Одной из основных мер являлась отмена продразвёрстки, и замена её на натуральным налогом. Налог был меньше развёрстки и устанавливался на начало полевых работ. В начале он составлял примерно 20% от собранного крестьянами продукта, это было почти в 2 раза меньше чем по продразвёрстке. Потом налог был снижен ещё на 10% и с первого января 1924г. собирался только червонцами в размере около 5% от дохода крестьянского хозяйства. Так же налог был дифференцируемым в зависимости от наличия скота, урожайности земли, для тех хозяйств которые увеличивали посевы важных культур предусматривались льготы. Бедные хозяйства освобождались от налогов, в то время как зажиточные и кулацкие хозяйства облагались повышенным налогом.

Крестьянин смог сам выбирать способы обработки земли и получил гарантию землевладения. В 1921-1922 было проведено распределение земель среди крестьян. В первую очередь ею обеспечивались безземельные и малоземельные. В результате крестьянство получило на 1.3 млн. десятин земли больше, чем имели до 1917 года. В 1923г. земельный кодекс БССР закрепил национализацию земли. Законными признавались как сельскохозяйственные артели, общины, так и индивидуальные хозяйства. Право пользования землёй предоставлялось всем кто обрабатывал её без применения наёмного труда, оно закреплялось за ними в постоянное пользование. Однако позволялось сдавать землю в аренду и использовать наёмный труд, при условии что члены семьи нанимателя тоже работают. Срок аренды ограничивался, однако поощрялось создание сельскохозяйственных коопераций. В июне 1924г. в БССР было 803 кооперативных товарищества, в 1925 - уже 1348, в которых состояло около 134 тыс. человек. Высшими формами кооперации были товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ), коммуны и сельхозартели.

Крестьяне получили право распоряжаться продукцией которая осталась у них после уплаты налога, и могли продавать её на рынке. Торговля стала рассматриваться как основная форма экономических отношений между промышленностью и сельским хозяйством. В начале позволялось обменивать излишки только на частную и фабрично-заводскую продукцию через кооперативные организации, на рынках и базарах. Однако эта попытка ограничить частную торговлю местными рынками и натуральным обменом не принесла результата, поэтому с мая 1921 г. было разрешено продавать и покупать сельскохозяйственную продукцию которая осталась после уплата продовольственного налога.

В годы НЭП существовало три вида торговли: государственная, частная и кооперативная. Все они открыто конкурировали. В розничной торговле наиболее активными были частники, в оптовой торговле лидировало государство, а кооперативы занимались и тем и тем.

Теперь рассмотрим промышленность республики и её состояние во время НЭП. Переход на НЭП занял в ней половину 1921 г. и весь 1922 г. Важнейшими задачами были изменение управления производством, повышение производительности труда, прибыльности и рентабельности предприятий.

Государство стало поддерживать мелкие и средние частные и кооперативные предприятия, способные быстро ликвидировать товарный голод и расширить товарооборот между городом и деревней, отменила декреты которые ограничивали их деятельность. Кооперации получили права юридических лиц и могли использовать наёмный труд, получать кредиты. Начали сдаваться в аренду национализированные предприятия, которые в гос. секторе оказались нерентабельными. При аренде приоритетом пользовались кооперативы, хотя была возможность сдачи в аренду и частному лицу. Договоры заключались обычно на срок от 2-х до 5-ти лет, а арендная плата бралась в виде процента от выпущенной продукции. Так же разрешалась аренда предприятий иностранными фирмами в виде концессий.

Радикальным изменениям подверглось управление государственными предприятиями: главки были упразднены, а вместо них были созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий. Предприятия получили полную финансовую независимость и даже могли выпускать ценные бумаги. Всесоюзный совет народного хозяйства (ВСНХ) и СНХ Беларуси не могли вмешиваться в текущую работу трестов, они стали выполнять роль координирующего органа.

После того как предприятия выплачивали обязательные взносы в бюджет государства сами отвечали за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использовали прибыли и оплачивали убытки, т.е. перешли на хоз. расчёт. Это позволило отойти от практики государства поддерживать убыточные предприятия и решать какие предприятия останутся в государственной собственности.

Появились синдикаты - объединения трестов на основе кооперации. Они занимались сбытом, обеспечением, кредитованием, внешнеэкономическими операциями. Таким образом они монополизировали рынок в каждой конкретной отрасли промышленности и сконцентрировали у себя основную часть оптовой торговли.

На предприятиях были ликвидированы обязательная рабочая повинность и некоторые ограничения по перемене рабочего места. Материальное стимулирование рабочих было полностью зависимо от доходности предприятия. Обновлялась денежная оплата труда, осуществлялся переход к новой тарифной политике, которая базировалась на принципе сдельной оплаты труда, снимались ограничение на рост оплаты при росте производительности.

Восстановление промышленности происходило при помощи других советских республик. Особенное значение имели экономические отношения с РСФСР, так как предприятия Беларуси получали из Москвы станки и оборудование, а Украина поставляла сырьё, газ, метал и топливо.

Однако успех первых годов НЭПа и неправильная ценовая политика государства привели к кризису сбыта, была очень большая разница между стоимостью промышленной и сельскохозяйственной продукции. В 1923 г. цены на промышленную продукцию были почти в 5 раз выше цен на сельскохозяйственную. Таким образом государство рассчитывало получить от крестьян деньги на обновление крупной промышленности, однако эти меры не оправдались. Из-за такой разницы крестьяне практически перестали покупать промышленную продукцию. Это обострило финансовый кризис. Предприятия остро нуждались в деньгах. Что бы покупать сырьё, выплачивать зарплату. Всё это нередко приводило к тому что они стали сокращать объёмы производства и даже закрываться. В стране стала расти безработица. В 1923 г. количество безработных в БССР варьировалось от 5 до 9 тыс. человек.

Особенно тяжело переживало это время промышленность Витебской губернии. Из-за недостатка оборотных средств на некоторых предприятиях зарплата выдавалась не деньгами а собственной продукцией. Коллективные договоры о размерах заработной платы заключались не из расчёта материально-денежных средств того или иного предприятия, а из требований рабочих. Поэтому уже в начале 1923 г. средства от продажи продукции не могли компенсировать зарплату и стоимость сырья. А это в свою очередь приводило к тому что зачастую товары продавались даже намного ниже себестоимости.

Что бы преодолеть кризис принимались меры по снижению себестоимости продукции, цен на товары, уменьшения накладных расходов, улучшалась деятельность управления предприятий. Что бы устранить частного посредника в торговле синдикатам предписывалось продавать продукцию сразу кооперативам. Предприятия получили большую независимость, наводился порядок в делопроизводстве и была введена единая система калькуляции.

Эти меры были оказались успешными и в результате возникли условия которые позволяли снизить стоимость товаров. В феврале 1924 г. Совет Труда и Обороны СССР утвердил указ "О снижении цен". Так же с целью контроля над рынком и его государственным регулированием был создан Народный комиссариат внутренней торговли, увеличились права государственных органов по нормированию цен, усилился контроль за частной торговлей. А на некоторые товары установили фиксированную цену. Что бы увеличить объём сельскохозяйственной продукции было решено собирать натуральный налог деньгами (о чём упоминалось ранее), увеличилась аренда земли и наём рабочей силы. Так же возобновился вывоз пшеницы за границу.

-1924 годы стали переломными в обновлении промышленности БССР. Конечно в улучшении её работы сыграли свою роль и меры направленные на ускорение темпов роста производительности труда и регулирование заработной платы рабочих. Однако так же повлияло то что на этот период пришлись капитальные ремонты и переоборудование большинства предприятий, старое оборудование заменялось новым. Так объём работ по капитальному ремонту на предприятиях СНХ Беларуси составил около 573.5 тыс. рублей, а в 1924-1925 г. около 70% ассигнований пошло на приобретение нового оборудования. Ускорился темп восстановления, было восстановлено и построено множество новых фабрик, заводов и электростанций. В это время в республике стало действовать 40 электростанций.

Количество цензовых предприятий в это время увеличилось с 277 до 352, причём к 1926 г. государственный сектор цензовой промышленности выпускал около 97% всей продукции.

К 1926 г. восстановление крупной промышленности на территории Беларуси было завершено. Мелкая промышленности и ремесленно-кустарное производство в БССР составляли 62% к уровню 1913 г.

В области финансов большое значение отдавалось стабилизации рубля, который после войны практически обесценился. С этой целью были предприняты 2 деноминации денежных знаков. В 1922 года были выпущены новые денежные знаки, так называемы совзнаки. Один новый рубль соответствовал 10 тысячам дореформенных, вторая деноминация была проведена в 1923 г.1 рубль реформы 1923г. равнялся 100 рублям образца 1922 или 1 миллиону дореформенных рублей. Однако эти меры не смогли удержать общую тенденцию к падению рубля. Тогда в конце 1922 года Госбанк выпустил новые денежные знаки - червонцы, которые обменивались на золото. Таким образом возникло две денежные системы: твёрдый червонец который обменивался только на золото и обесцененные совзнаки выпуска 1922-1923 г.

В феврале 1924г. реформа была завершена. Выпустили новые денежные знаки номиналом 1, 3 и 5 рублей, которые были обеспечены золотом. А также серебряные и медные разменные монеты. Был проведён обязательный обмен старых денег на новые по курсу 1 новый рубль - 50 тыс. рублей совзнаков образца 1922-1923 г. или 50 млрд. рублей которые были до деноминации.

Был сбалансирован бюджет и запрещена денежная эмиссия для покрытия расходов государства. В 1921 г. был обновлён Госбанк и созданы специализированные банки, которые конкурировали между собой. Одни и те же предприятия и тресты могли получать кредиты одновременно в разных банках и всегда могли обращаться за кредитом любой банк по своему выбору.

На территории Беларуси сеть кредитных предприятий состояла из Всебелорусского отделения Госбанка и его 9 филиалов в областных центрах, Белорусского отделения Промбанка в Минске с филиалом в Витебске, Белорусского отделения Коммерческого банка в Минске, Белорусского коммунального банка в Минске, семи товариществ совместного кредитования, Белсельбанка с тремя отделениями в Бобруйске, Минске и Слуцке, а так же трёх товариществ сельхозкредита. Были отменены ограничения на суммы вкладов, которые могли делать граждане и организации в сбербанках. Вклады в сберкассах не могли быть конфискованы и должны были выплачиваться вкладчикам по первому требованию. Так же гарантировалась тайна вклада.

Сущность и итоги новой экономической политики

НЭП представлял собой политику советского государства по выходу из военно-мобилизационной модели экономики периода гражданской войны (политики военного коммунизма) и по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Её сущность сводилась, как уже говорилось ранее к максимальному подъёму производственных сил и улучшению положения крестьян и рабочих для сохранения советской власти.

В 1921-1924 гг. создается банковская система:

К 1925 г. сельское хозяйство Беларуси в основном достигло довоенного уровня. Посевные площади составили 2,2 млн. десятин. Деревня стала лучше снабжаться сельхозинвентарём и машинами. Что бы получить их середняками и бедняками стали создаваться кооперативные товарищества по использованию сельхозмашин.

Пришедшая в упадок за годы войны промышленность Беларуси уже в 1926 г. вышла на довоенные объём выпуска продукции. Скорость восстановления и развития промышленности были в целом выше чем по РСФСР. Быстрее всего довоенного уровня выпуска достигли деревообрабатывающая и металлообрабатывающая промышленность. Но отставание по некоторым другим отраслям привело к тому, что в целом довоенный уровень был достигнут только в 1927 г. Основные отрасти промышленности специализировались в основном на переработке дерева и продукции сельского хозяйства.

Всего за годы восстановления было построено 106 новых предприятий, как следствие количество предприятий цензовой промышленности достигло 347, а объём их продукции увеличился почти в 5 раз. Однако большую часть по прежнему составляли мелкие. По данным переписи 1926 г. в республике насчитывалось около 60 178 мелких предприятий и около 58 034 из них были частными.

Восстановление и развитие сельского хозяйства и промышленности привели к улучшению материального положения трудящихся. В 1926 г. средний заработок на промышленных предприятиях превысил довоенный на 16%. Большинство бедняков в деревне получили землю от советской власти и поднялись до уровня обеспеченной жизни. Около 50% имело хотя бы одну корову, 43 - две и более, бескоровных хозяйств было всего 5,5% Однако бедная прослойка крестьян была довольно значительной. В годы восстановления около 20 тыс. батраков работали по найму.

К 1927 г. народное хозяйство Беларуси было полностью восстановлено, а в сельском хозяйстве даже превзошло уровень довоенных лет. Количество капиталистических элементов в экономике снизился, однако в деревне наблюдался процесс социально-имущественной дифференции - количество бедняков и батраков увеличивалось, кулачество укрепляло свои позиции.

По мере восстановления промышленности и сельского хозяйства улучшалось материальное положение рабочих Беларуси. Важную роль в этом играли кооперативы, которые обеспечивали рабочих товарами и услугами.

К концу восстановительного периода увеличилось количество медицинских учреждений и возросло качество оказываемых там услуг. Так в январе 1926 г. в республике насчитывалось около 216 врачебных участков, 163 фельдшерских и акушерских пунктов, 148 больниц.

Из-за улучшения материального положения людей, медицинского обслуживания, условий труда увеличилась рождаемость и начала снижаться смертность. Увеличилось количество детских учреждений.

Основным и обобщающим показателем экономического развития страны в годы НЭПа являлся рост национального дохода. Годы нэпа характеризуются повышением реальной заработной платы рабочих и роста доходов крестьянства Проведение политики НЭПа позволило в довольно короткие сроки обновить промышленность, стабилизировать экономику и поднять материальное положение людей.

Однако по мере завершения восстановительного периода обострялись присущие НЭПу противоречия. Загрузка производственных мощностей потребовала значительных инвестиций для обновления машинного парка, создания новых производств, а жесткая политика в вопросах уплаты дореволюционных долгов, компенсаций за национализированную собственность препятствовали притоку капиталов извне. Перелив внутренних частнокапиталистических накоплений блокировался законодательным путем. Индустриальный рост потребовал увеличения товарности крестьянского хозяйства, однако в деревне тормозилось развитие индивидуальных крупнотоварных хозяйств. Усиливалось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом.

Переломный момент наступил 8 сентября 1926 г. когда вышло постановление "максимально усилить обложение частного капитала" и начать переход мелкой промышленности и торговли в государственную собственность. Фактически это обозначало свёртывание программы НЭПа. В результате этого постановления увеличивались налоги, изменялись договоры аренды. Так к 1927 г. налоги частных предприятий составляли 45% от суммы дохода, а с учётом налога на повышенную прибыли доходили и до 65-70%. Такая политика конечно привела к тому что частные промышленные и торговые предприятия стали закрываться.

беларусь гражданская война экономический

Список литературы

1."История Беларуси в двух частях под редакцией Я.К. Новика и Г.С. Марцуля. Часть 2" Мн., "Университетское" 1998г.

2.П.Г. Чигринов. "Очерки истории Беларуси" Мн., 2007г.

Похожие работы на - Экономическое развитие Беларуси в 20-ые годы ХХ века

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!