Особенности структурно-отраслевой политики в регионе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,97 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности структурно-отраслевой политики в регионе

Содержание

Введение

. Отраслевая структура экономики региона

. Управление экономическими проблемами отраслевых комплексов в регионах

Заключение

Список литературы

Введение

С каждым годом усиливается потребность страны в разработке и проведении эффективной структурной политики, которая позволила бы упрочить позиции российской промышленности. Структурная промышленная политика является чрезвычайно сложным и комплексным явлением, однако в любом случае исходным пунктом в ее разработке должна стать идентификация «узких мест» в сложившейся схеме промышленного воспроизводства. Только определив болевые точки промышленного производства можно переходить к разработке конкретных мер по ликвидации основных проблемных «узлов» и выправлению всей структуры промышленного комплекса страны.

Структурная политика - проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта.

В ближайшей и среднесрочной перспективе на пути достижения высоких и устойчивых темпов экономического развития Россия сталкивается с двумя основными проблемами: ресурсными ограничениями (в частности, энергетическими) и низкой конкурентоспособностью отечественных товаров, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Эти проблемы с «утяжеленной» структурой экономики, основанной на традиционных отраслях промышленности, а с низкой производительностью труда и высокой ресурсоемкостью большинства секторов российской обрабатывающей промышленности. Негативные структурные сдвиги в российской экономике, проявляющиеся в усилении её сырьевой направленности, деградации высокотехнологичных секторов повышают необходимость изучения инструментария структурной политики для преломления подобной тенденции.

В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему международного разделения труда решение этих задач требует активной государственной политики, направленной на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения прогрессивных структурных сдвигов является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Все вышесказанное объясняет актуальность данной работы.

Цель исследования - изучить особенности структурно-отраслевой политики в регионе.

Объект исследования - отраслевая политика региона, предмет - факторы и тенденции структурных изменений в отраслевой структуре региона.

1. Отраслевая структура экономики региона

Отраслевая, или компонентная структура экономики региона отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей региона.

Весь региональный хозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:

  1. Отрасли материального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, т.е. заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание).
  2. Отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.п.
  3. Социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, отрасли управления и обороны.

Для изучения региональных хозяйственных комплексов большое значение имеет отраслевая функциональная классификация. Она включает четыре группы отраслей:

  1. первичные - добывающая промышленность и сельское хозяйство;
  2. вторичные - обрабатывающая промышленность;
  3. обслуживающие производство и население: транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение;
  4. управление, наука и научное обслуживание.

Развитие производства приводит к постоянному выделению новых видов экономической деятельности, особенно на базе научно-технического прогресса. Этот процесс должен сочетаться со снижением доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.

На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям в нашей стране сложилась нерациональная отраслевая структура. Отрасли материального производства составляли свыше 70%, отрасли непроизводственной сферы - менее 30%.

Рыночная же экономика в цивилизованных странах характеризуется другими пропорциями, в большинстве из них свыше 50% составляют отрасли социальной, непроизводственной сферы.

При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур - отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы - вещественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (региональная) структура.

Отраслевая структура хозяйства - это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

Отраслевая структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы), Производственную сферу образуют отрасли:

непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);

доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);

связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).

Непроизводственная сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).

Представленные основные отрасли хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транспорт расчленяются на так называемые укрупненные отрасли, а те, в свою очередь, - на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие - на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство - на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т.д.).

В отраслевой структуре хозяйства выделяются также межотраслевые сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).

В настоящее время инвестиционная деятельность во многих регионах Российской Федерации носит характер случайного процесса, что обусловлено нерегулярным поступлением средств. Распределение инвестиций зачастую не поддается планированию и отбору по приоритетности отраслей. Стихийное инвестирование, не учитывающее мультипликативные эффекты, приводит к диспропорциональности в структуре региональной экономики. Воздействие конъюнктурных факторов вызывает динамичное развитие сферы торговли, а также сырьевых отраслей. При этом большинство регионов, обладая необходимыми трудовыми и земельными ресурсами, развитой инфраструктурой, имеют благоприятный потенциал для реализации реконструктивной стратегии и оздоровления инвестиционного климата.

Для рассмотрения регионального аспекта эффектов мультипликации необходимо определить политико-экономическую сущность региона Российской Федерации. В теории и практике экономического районирования применительно к России рассматриваются различные типы региональных образований.

. Экономические зоны - Европейская часть России, Сибирь и Дальний Восток, в составе которых могут выделяться подзоны: например, в Европейской части это Север, Центр, Европейский Юг.

. Экономические районы, охватывающие крупные региональные комплексы, такие как Центральный, Поволжский, Северо-Кавказский и др. В настоящее время насчитывается 11 экономических районов.

. Регионы, формируемые на базе административно-территориального деления страны - субъекты Федерации, к которым относят: республики в составе Российской Федерации, национальные и автономные округа, края, области, а также административные районы (городские и сельские) как первичные звенья в экономическом районировании. В состав РФ на данный момент входит 89 субъектов Федерации.

. Территориально-производственные комплексы (ТПК), формируемые, как правило, в рамках крупных экономических районов на базе уникальных природных ресурсов.

Каждый регион РФ имеет свою специфику природных ресурсов, особенности их размещения, своеобразие климатических и экологических условий, уникальные национальные и исторические черты, сложившуюся структуру хозяйства. Перечисленные обстоятельства влияют на уровень экономического развития и специализацию региона.

Современная ситуация в социально-экономическом развитии многих регионов обусловлена совокупным влиянием различных факторов: последствиями экономического кризиса, дезинтеграции экономического пространства, а также различными потенциальными возможностями при переходе к рыночным преобразованиям. Следовательно, при осуществлении инвестиционной политики должна учитываться региональная специфика.

Для возникновения мультипликативных эффектов в региональной экономике необходимо наличие первоначальных импульсов, в числе которых следует выделить частные инвестиции и государственные расходы, причем источники возникновения мультипликативных эффектов должны находиться внутри региона.

Из изложенного следует, что существует объективная необходимость теоретического обоснования и разработки экономико-математической модели оптимизации отраслевой структуры региональной экономики, что позволит выработать управленческие решения для осуществления инвестиций. При этом дифференциация российских регионов по уровню социально-экономического развития означает учет специфики региональных инвестиционных процессов в предлагаемой модели.

2. Управление экономическими проблемами отраслевых комплексов в регионах

В условиях активного участия государства в выработке форм и методов государственного регулирования социального и промышленного обновления экономики особое значение приобретает проблематика разнообразия стратегий и программ социального и экономического развития территорий.

Значимость дифференциации уровня территориального развития экономики особенно усилилась в последние годы. Новыми и наиболее важными ее направлениями становятся исследование процессов формирования межрегиональных и локальных рынков и формирование институциональной структуры рынка. Все это означает перенос центра тяжести реформ с общефедерального масштаба на региональный и локальный уровни. Основой адаптации институтов рынка к разнонаправленным региональным программам и стратегиям социально-экономического развития, становится системный подход к целеполаганию структурных преобразований промышленного и инновационного развития. Данные составляющие являются базовыми условиями импульса экономического роста в регионах.

Неотъемлемой составляющей социально-экономической системы федерального округа, региона является учет территориальной специфики функционирования агрегированных производственных подсистем. Этим, в частности, объясняется большой разброс суждений о целях, содержании и условиях тех или иных управленческих воздействий на развитие социально-экономических систем, с одной стороны в форме административного управления отдельными территориальными подсистемами, с другой стороны - полной разбалансировки функций отраслевого управления и регулирования.

Основная задача формирующейся системы государственного управления в национальной экономике - образование институциональных и экономических воздействий на условия функционирования объектов управления и взаимосвязей между ними с целью обеспечения сбалансированного промышленного роста и воспроизводства совокупностей территориального потенциала.

Ни одну из экономических и социальных проблем государства невозможно решить в условиях спада экономики. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации главная цель как государственной, так и региональной политики - стабилизация экономики и создание условий для ее роста. При этом наиболее важная задача - обеспечение устойчивогороста экономики, так как задача стабилизации носит подчиненный характер. Именно экономический рост способен дать ресурсы, необходимые для решения социальных и демографических проблем.

Главным тормозом роста остаются сохраняющиеся структурные деформации экономики. Их специфика в России состоит в следующем:

) существование совокупности неэффективных предприятий, которые производят отрицательную добавленную стоимость и имеют просроченную кредиторскую задолженность более 18 месяцев. Они могут функционировать только за счет прямых или косвенных субсидий;

) выделение государством субсидий на поддержку «слабых» предприятий вместо того, чтобы инвестировать в динамично развивающиеся производства;

) неравномерный уровень жизни различных слоев населения. Уровень жизни меньшей части, занятой в банковском секторе и торговле приближается к западным стандартам. Уровень жизни большей части населения характеризуется низкими денежными доходами и низким платежеспособным спросом;

) высокая криминализация экономики, в том числе кредитно-финансовой сферы.

Перечисленные аспекты вызывают недостаток стимулов к модернизации и росту производства на внутреннем рынке. Таким образом, для обеспечения роста экономики государства необходимы структурные реформы. Важность проведения структурной перестройки посредством структурной политики подчеркивают стратегии развития федерального и регионального уровней. Так, стратегия социально-экономического развития России на период до 2020 г. определяет, что государственная политика экономического роста должна быть дополнена структурной политикой государства. При этом основной целью структурной политики государства является обеспечение прогрессивных сдвигов (на ряду с другими целями). Как основные средства реализации политики прогрессивных структурных сдвигов Стратегия выделяет развитие рыночных механизмов перераспределения хозяйственных ресурсов в пользу высоко конкурентных отраслей и секторов; снятие административных, социальных и иных барьеров для этого перераспределения; концентрацию ресурсов на расшивке «узких мест» развития. Основной задачей здесь является обеспечение инфраструктурных возможностей межпроизводственного, межсекторального и межрегионального перераспределения ресурсов и информационного обмена. Стратегия территориального развития и региональной политики одной из внутренних проблем ставит адаптацию хозяйственных структур регионов к требованиям рыночной экономики и устойчивого развития.

На региональном уровне возникают проблемы разработки собственной стратегии экономического развития, а следовательно и структурных преобразований, включающие оценку произошедших за последние годы структурных изменений. В связи с этим необходима разработка новых научных подходов к управлению развитием региона, удовлетворяющих потребностям хозяйствующих субъектов, располагающихся на территории области. Методологической основой управления социально-экономическим развитием региона должно стать представление его в виде структурно-динамической системы.

Структурно-динамический подход и теория структурной динамики исследуют конкретные количественные взаимосвязи структурных и динамических аспектов развития экономических систем на фактическом материале при помощи мер динамики и структурных изменений экономических агрегатов. Структурно-динамический подход утверждает, что специфика развития экономической системы обусловлена динамическим взаимодействием ее структуры и функций. Суть структурной динамики состоит в изучении влияния структуры экономической системы на ее динамику. Среди основных разработчиков методов структурно-динамического подхода следует выделить Р. Аккофа, В. Леонтьева, Дж. Фон Неймана, Л. Канторовича, Л. Дедова.

Исследуемая социально-экономическая система - регион, характеризуется иерархичностью управления и активностью отдельных ее подсистем. Она имеет сложную внутреннюю структуру, взаимодействие элементов которой определяется формально заданными связями (например, сложившейся отраслевой структурой региональной экономики). С данной точки зрения регион представляется как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородное внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей, многообразные стратегии их достижения и т.д.

В работах российских и зарубежных экономистов (Т. Агапова, М. Юзбашева, У. Изарда, С. Казанцева, Б. Седелеева, Л. Казинца) предлагается ряд показателей и графических методов измерения величины структурных сдвигов, интенсивности изменения структуры и уровней специализации и диверсификации экономики. Авторы, как правило, исследуют только одну из характеристик, которые описывают структуру экономической системы.

Наиболее полная и систематизированная оценка возможна при проведении анализа структурных сдвигов в экономике региона по следующим основным направлениям:

) собственно оценка структуры в разрезе основных отраслей промышленности;

) оценка интенсивности структурных сдвигов;

) оценка изменения в специализации и уровне диверсификации промышленности области;

) оценка «ожидаемых» индексов физического объема и цен в экономике региона.

Основными факторами, действующими в рассматриваемой системе, являются: собственный ресурсный потенциал региона (трудовые, природные, производственные, финансовые, инвестиционные ресурсы) и привлекаемые в регион ресурсы (централизованные капитальные вложения, капитальные вложения других субъектов Федерации, иностранные капитальные вложения), и реальные процессы общественного производства. Исследование региона как социально-экономической системы требует изучения его структурной динамики, изучения процессов государственного регулирования, а также анализа эволюции отраслевой структуры, нововведений.

Основной задачей регионального управления на данном этапе должен быть выбор решений и экономических методов, определяющих такие пропорции, при которых возможно достижение баланса использования ресурсов в системе. Региональный хозяйственный комплекс представляет собой совокупность большого количества экономических субъектов различных видов деятельности. Они могут тесно взаимодействовать друг с другом на стадиях производства и обращения товаров и услуг, но могут функционировать практически изолировано в технологическом процессе, взаимодействуя лишь опосредованно, например, через общую инфраструктуру. Для исследования особенностей и закономерностей развития экономики региона, составления прогнозных оценок требуется структурирование его элементов. Наиболее распространенной является отраслевая классификация экономики, при которой все экономические агенты (предприятия, организации, предприниматели) группируются по отраслям на основе признаков производственно-технологической и товарной общности.

Выделение отраслей в региональной экономике производится в полном соответствии с действующей в Российской Федерации классификацией. Согласно общегосударственным стандартам экономику любого уровня образуют семь народнохозяйственных отраслей материального производства и несколько отраслей непроизводственной сферы.

К материальной сфере относятся: 1) промышленность; 2) сельское хозяйство; 3) лесное хозяйство; 4) строительство; 5) транспорт; 6) связь; 7) торговля, общественное питание, снабжение, сбыт, заготовки.

Непроизводственную сферу образуют: 1) жилищно-коммунальное хозяйство; 2) бытовое обслуживание; 3) здравоохранение и т.д.

Возможны и другие подходы к классификации, анализу, моделированию и прогнозированию региональной отраслевой структуры.

Сложность структуры экономики (наличие в ней комплексов: топливно-энергетического, минерально-сырьевого, химико-лесного, машиностроительного, строительного, агропромышленного, потребительско-продовольственного, оборонного, транспортного, связи и других, связанных с функционированием сферы услуг и нематериального производства) создает определенные ограничения экономического роста, поскольку всем нужны значительные материальные и финансовые ресурсы. Достижение баланса использования ресурсов по отраслям в регионе возможно с помощью такого эффективного средства государственного регулирования как перераспределение инвестиционных ресурсов.

Перераспределение инвестиционных ресурсов является научно обоснованным методом. Оно влияет как на инвестиционное развитие, так и на реконструктивные сдвиги в экономике. Регулируя деятельность региональной экономики, например, с помощью перераспределения инвестиционных потоков между секторами, органы регионального управления могут влиять на структурные преобразования и выводить систему на более высокий уровень экономического развития.

Целенаправленное перераспределение инвестиционных потоков с целью функционирования и развития социально-экономической системы - региона, становится возможным лишь постольку, поскольку органы управления непрерывно:

) получают диагностическую информацию о состоянии системы, о состоянии внешней среды и о состоянии движения инвестиционных потоков по секторам экономики;

) получают диагностическую информацию об отклонениях движения социально-экономической системы от цели и об отклонениях в движении инвестиционных потоков от заданных направлений;

) перерабатывают полученную информацию в конкретные данные, используемые для принятия решений;

) изменяют состояния объектов управления и движение инвестиционных потоков в нужном направлении, обеспечивая тем самым достижение поставленных целей.

Отсутствие этих аспектов знаний у областной администрации способствует неэффективному процессу перераспределения инвестиционных ресурсов и отрицательно сказывается на структурных реформах, проводимых в регионе.

Заключение

Отраслевая структура регионов страны может и должна быть различной и нет смысла стремиться к ее выравниванию. Иными словами, лучше концентрировать в определенном регионе те немногие производства, которые имеют в нем высокую отдачу, нежели развивать в нем все отрасли промышленности, независимо от их низкой эффективности. Как же должен преломляться данный принцип при реализации структурной политики?

В любом случае структурные сдвиги осуществляются с помощью финансовых переливов. При этом, на наш взгляд, следует руководствоваться следующими моментами:

. Текущее оперативное финансирование. При выделении средств из любых источников финансирования для осуществления ускоренного развития тех или иных производств необходимо ими наделять те регионы, в которых эти производства демонстрируют более высокую эффективность. Благодаря такой финансовой политике будет обеспечиваться концентрация соответствующих производств в региональных нишах, где обеспечивается их наибольшая эффективность, и осуществляться структурные сдвиги в направлении увеличения доли высокоэффективных структурных элементов промышленности и уменьшения доли низкоэффективных.

. Стратегические инвестиции на реорганизацию и реструктуризацию производства. Из сказанного выше отнюдь не вытекает, что малоэффективные производства в определенном регионе должны автоматически вытесняться более эффективными вплоть по полного уничтожения первых. Альтернативой такой политики может служить подход, когда малоэффективным производствам выделяются средства, целенаправленно расходуемые на обновление производственной базы и введение новых организационных форм хозяйствования. Если в результате проведения подобной финансовой поддержки производства его структурный показатель эффективности возрастает хотя бы до уровня, среднего по промышленности, то цель может считаться достигнутой и в результате «выправления» данного структурного элемента нормализуется и вся регионально-отраслевая структура промышленности.

. Строительство новых промышленных объектов. Особую роль расчетные данные об эффективности регионально-отраслевых элементов промышленности играют при планировании создания новых объектов. Это связано с тем, что новое производство целесообразно создавать в том регионе, в котором данное производство себя хорошо зарекомендовало. В этом случае автоматически происходит структурный сдвиг за счет увеличения доли высокоэффективного элемента регионально-отраслевой структуры промышленности и, следовательно, своеобразное «усиление» самой регионально-отраслевой структуры.

экономический регион структурный отраслевой

Список литературы

1.Балацкий Е.В. Использование индикативного мониторинга структурного развития экономики при разработке промышленной политики // Общество и экономика. 2010. №5. С.18-20

.Бичик С.В. Основы экономической теории. - СПб: Гардарики, 2009. - 482с.

.Давыденко Л.Н. Экономическая теория. - М.: Высшая школа, 2008. - 379с.

.Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. 2011. №8. С.7-14.

.Ермолаев С. А.Структурная политика государства в механизме экономического роста: учебное пособие / С.А.Ермолаев, С. Г. Капканщиков. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 482с.

.Клюни В.Л. Экономическая теория. - М.: ТетраСистемс, 2010. - 521с.

.Мостовая Е.Б.Основы экономической теории: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. - 319с.

.Перосянц В.З., Дохолян С.В. Региональное развитие и факторы экономического роста // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №18(54). С.17-21.

Похожие работы на - Особенности структурно-отраслевой политики в регионе

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!